ТЕСТ 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Людей как субъект психологической помощи
Скачать 30.19 Kb.
- Объект изучения консультативной психологии –
- человек, группа или система людей как субъект психологической помощи
- Ответьте, верно ли утверждение: «Вследствие того, что анализ психологической реальности клиента — уникальный процесс, протекающий в определенных условиях между двумя конкретными людьми, задача обоснования консультативной психологии как науки не является окончательно разрешенной».
- Верно
- Ответьте, верно ли утверждение: «Вследствие того, что анализ психологической реальности клиента — не уникальный процесс, протекающий в определенных условиях между двумя конкретными людьми, задача обоснования консультативной психологии как науки является окончательно разрешенной».
- Неверно
- Предмет исследования консультативной психологии включает в себя следующие составляющие:
ВСЕ ОТВЕТЫ
- Личность и (или) группа как субъект психологической помощи со всей присущей ей спецификой социально-психологических характеристик и взаимодействий — это…
КЛИЕНТ
- Характер контакта психолога и клиента, динамика отношений субъектов консультирования друг к другу, а также все цели и задачи, решающиеся либо изменяющиеся в ходе консультирования — это…
ПРОЦЕСС
- Теоретическая консультативная психология
- разрабатывает модели возникновения трудностей (проблем) в развитии личности (пары, группы, организации), прогнозирует их динамику
- описывает явления, показывает внутренние закономерности их возникновения и развития
- Практическая консультативная психология
c. разрабатывает способы и реализует программы эффективного воздействия на эти явления
ТЕМА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Психологическое консультирование — это отрасль науки и практики, основными функциями которой являются:
- оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент
c. профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем
e. содействие людям в открытии и реализации их потенциала
- Психологическое консультирование рассматривается как:
- процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов
- помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией
e. восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику
- Консультирование предоставляет клиенту помощь, направленную на выполнение следующих задач:
a. разрешение актуальных жизненных проблем
развитие, социализацию и самореализацию личности
- достижение более полной внутриличностной интеграции путем согласования личных и социальных интересов
f. выработку альтернативных способов поведения, адекватных определенным жизненным ситуациям
h. осуществление выбора и принятие ответственности за этот выбор
- Анализ различных понятий консультирования позволяет разделить их на две большие группы, стоящие на позициях:
- воздействия на клиента
c. взаимодействия с клиентом
- Умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью — это…
a. доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
- Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент –
b. ориентация на нормы и ценности клиента
- Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, давать рекомендации другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема — это принцип…
c. запрет давать советы
- Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям — это…
- Запрет перехода с клиентами на дружеские отношения или попытки оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам — это принцип…
a. разграничение личных и профессиональных отношений
- Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально вовлеченным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом.
b. включенность клиента в процесс консультирования
- Склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты — это…
- Склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом — это…
- «контрперенос»
Тема 3. Психологическое консультирование и другие стратегии психологической помощи
- Полюс психологического консультирования
a. связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемыми на уровне сознания, с интервьюированием, которое проводится только со «здоровыми» людьми и направлено на принятие решений
2. Полюс психотерапии
c. устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности
Тема 4. Профессия психолога-консультанта
Ответьте, верно ли утверждение: «По существу, основная техника консультирования — «психолог как инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, выступает личность консультанта».
a. верно
Ответьте, верно ли утверждение: «По существу, основная техника консультирования — «психолог не инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование клиента, выступает его собственная личность».
Анализ требований профессиональной деятельности психолога-консультанта к его личности свидетельствует о необходимости наличия у него:
a. высоких умственных способностей, социабельности, эмоциональной устойчивости
От психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка, но и
Ценностная нейтральность психолога — это
b. осознание собственных ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания
c. интегрированность профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивую форму
Выберите верное утверждение:
a. Эффективное консультирование — это процесс, который осуществляется вместе с клиентом, но не вместо него
Тема 5. Типология клиентов и особенности взаимодействия с ними
Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений — это
a. Не уверенный в себе клиент
02.
От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения — это
b. Уверенный в себе клиент
Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте, он неглуп, но проблема в характере, склонен запускать свои проблемы — это…
Очень часто это человек, с нелегкой жизнью, одинокий, чувствительный, добрый, и страдающий вследствие своей доброты — это
d. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину»
Стремится к точному знанию о себе и окружающих — это
a. Рационалистичный, реалистичный клиент
b. Прагматически ориентированный клиент
Считает личность уникальным, таинственным образованием, его привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути — это…
c. Интуитивно ориентированный клиент
d. Эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент
По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы:
a. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане
b. Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей
Женщине-консультанту при работе с мужчиной
a. можно рекомендовать более ориентироваться на рабочий стиль отношений, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуации
Мужчине-консультанту при работе с женщиной
b. следует стремиться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии
Ответьте, верно ли утверждение: «В психологическом консультировании с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно».
Тема 6. Различные ролевые позиции психолога-консультанта
Позиции «нейтральный советчик» или «программист» подойдут
Выберите один ответ:
a. для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек
Позиции «зеркало» и «программист» более подойдут
b. для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума
Позиция «психолог-слушатель» подойдет
c. для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями
Позиция психолог-«катализатор» подойдет
d. для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению
Наиболее распространенные непрофессиональные роли, которые консультант ошибочно начинает играть в процессе консультирования в силу того, что они ему хорошо знакомы из обычной жизни, можно описать так:
a. выслушав клиента, консультант может посочувствовать ему, предложить чаю, сходить и решить проблему клиента за него
c. консультант демонстрирует клиенту свое знание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь как единственно правильный
e. консультант старается поставить клиенту диагноз, задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает банальные советы
Наиболее распространенные непрофессиональные роли, которые консультант ошибочно начинает играть в процессе консультирования в силу того, что они ему хорошо знакомы из обычной жизни, можно описать так:
a. консультант имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить
c. консультант использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии
Тема 7. Структура процесса консультирования. Первый этап
Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации…
a. о процессе консультирования
Второй этап: Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез» включает:
a. Эмпатическое слушание
c. Принятие концепции клиента на этапе расспроса
e. Структурирование беседы
g. Осмысление того, что говорит клиент
Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Проверка консультативных гипотез» включает:
b. Вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей
d. Изложение своей гипотезы (интерпретации клиенту)
f. Обсуждение и коррекция гипотезы
Тема 9. Третий и четвертый этапы консультирования
Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена цепочка событий
Выберите один ответ:
a. Работа с установками клиента (их коррекция)
На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим.
Выберите один ответ:
b. Изменения в поведении клиента
На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия: подведение итогов беседы, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами, прощание консультанта с клиентом
a. Завершение консультативной беседы
Источник
Основы психологического консультирования. Тест с ответами
1. Деловая ориентация клиента, при которой клиент преувеличивает возможности консультанта, называется (по В.В. Столину):
• неадекватной
2. Особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и клиентом, характеризующееся проекцией на консультанта черт личности другого человека, называется:
• трансфером
3. Передача собеседнику его же сообщения, но словами того, кто слушает, называется:
• перефразированием
4. Бессознательное уподобление себя другой личности, неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности, — это:
• идентификация
5. Организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценка их результатов, а также предоставление информации о процессе консультирования — это процесс .
• структурирования
6. Ощущение исключительности произошедшей с человеком беды или совершенного им самим проступка относится к такой группе причин обращения его к психологу, как:
• потрясение
7. Гипотезы консультанта основываются, в первую очередь, на:
• том, что рассказывает клиент о себе и о своих проблемах
8. Неприятие определенной информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности называется:
• бегством
9. Обычная консультативная беседа, как правило, длится:
• 50 минут
10. Характеристика психологических проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возможных направлений их решения — это:
• психологическое заключение
11. Трудности в принятии человеком жизненного важного решения являются зачастую причиной его обращения к психологу-консультанту, и эта причина может быть обозначена как:
• сомнение
12. Процесс выяснения психологом того, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей, называется:
• идентификацией проблемы
13. Совокупность обстоятельств жизни человека, его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем, — это:
• проблемная ситуация
14. Адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно, — это:
• жалоба
15. Символическая интернализация, т.е. включение в себя человека или образа, называется:
• интроекцией
16. Беседа консультанта с 5-7-летним ребенком должна длиться не более
• 20 минут
17. Перечисленные стадии консультирования, в реальном консультировании составляют следующую последовательность:
• 1) установление контакта
• 2) уяснение проблемы клиента
• 3) осознание желаемого состояния
• 4) формулирование терапевтической задачи
• 5) обобщение результатов взаимодействия
18. Прямые вопросы консультанта — это вопросы .
• где тема или проблема выражена открыто
19. Защитный психологический процесс, при котором вытесненное влечение заменяется какой-либо тенденцией или символом, называется:
• замещением
20. Эмоциональное реагирование человека на происходящие травмирующие жизненные события являются главной особенностью причины обращения его к психологу, и эта причина может быть названа как:
• уныние
21. Разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замена ее новой — в психологическом консультировании бихевиорального направления, это методы .
• контробусловливания
22. Бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков называется:
• компенсацией
23. Процессы изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие о различных психологических проблемах и трудностях человека, — это:
• защитные механизмы
24. Наиболее значимым качеством для психолога-консультанта является:
• эмпатия
25. Неконгруэнтная коммуникация — это общение, при котором .
• наблюдаются расхождения между вербальным сообщением и невербальным поведением собеседника
26. Процесс диалогического общения, в ходе которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении, называется:
• консультативной беседой
27. Перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного — это:
• вытеснение
28. Обнаружение психологом причинно-следственных связей между явлениями, вариантов решения психологических проблем, которые логически вытекают из ситуации, но это не явно для клиента — это вид интерпретации .
• вывода
29. Прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов, называется:
• майевтикой
30. В отношениях психолога с клиентами желательно:
• не переходить на дружеские отношения
31. Модель консультирования, при которой затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные от его определенных личностных черт, называется:
• симптоматической
32. Прохождение личной терапии психологом-консультантом до начала консультационной практики
• поможет уяснению проблем будущих клиентов
33. Человека, обратившегося за помощью к психологу, лучше принимать:
• все время в одном рабочем кабинете
34. Ориентированность жалобы клиента на кого-то — это:
• субъектный локус жалобы
35. Уметь слушать рефлексивно — это значит .
• расшифровывать смысл сообщений, выявлять их реальное значение
36. Лучше, если интервью психолога с клиентом начинается с вступления, заданным вопросом-предложением
• «Слушаю Вас. »
37. Предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента, — это:
• консультативная гипотеза
38. Перечисленные сведения: очередность рождения, отношения в семье, первые воспоминания; успехи и неудачи в учебе, в отношениях с учителями, ровесниками; отношения с лицами другого пола; удовлетворенность работой, браком; экономические условия жизни; утрата близких; употребление алкоголя, наркотиков; планы на будущее, относятся к такому виду информации о клиенте, как:
• психосоциальный анамнез
39. Отличительной особенностью психологического консультирования по сравнению с психотерапией является то, что .
• оно охватывает более широкий круг проблем
40. Принимая во внимание эмоциональный тон консультирования, можно выделить следующие позиции психолога-консультанта
• «снизу», «на равных», «сверху»
41. Представителями глубинной психологии, как теоретического направления в консультировании, являются:
• К. Хорни, К. Юнг
42. Совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться, — это:
• психологическая проблема
43. Кульминационная точка консультационного процесса, в которой происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия (по А.Ф. Копьеву), — это:
• диалогический прорыв
44. Опосредованные вопросы консультанта — это вопросы, .
• в которых интерес того, кто спрашивает, открыто не выражен
45. Защитный психологический процесс, при котором импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира, называется:
• проекцией
46. Наиболее типичной задачей психологического консультирования является:
• разъяснение человеку его психологических трудностей и активизация его внутренних ресурсов
47. Открытыми являются вопросы консультанта, .
• на которые невозможны однозначные, короткие ответы
48. Постоянная ориентация на индивидуальный рост клиента — характерная черта психологии
• гуманистической
49. Неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами, это:
• скрытое содержание жалобы
50. Диалог «верхней собаки», восприятие «здесь и теперь», метод пустого кресла — все это техники психотерапии .
• гештальттерапии
51. Эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки — это:
• «синдром сгорания»
52. Закрытыми являются вопросы консультанта, .
• на которые возможны однозначные, короткие ответы
53. В первой фазе второй стадии консультирования (стадии «исповеди» клиента) психолог должен:
• больше слушать клиента, не задавая вопросов
54. Установление контакта психолога с человеком, обратившемся за помощью, и достижение обоюдного доверия, — это:
• раппорт
55. Отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии, это:
• консультативная психология
56. Психолог в процессе работы должен в первую очередь ориентироваться на:
• жизненные идеалы и ценности клиента
57. Закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами, называется:
• сопротивлением
58. Эмаптия — это качество психолога, характеризующее его способность .
• к сопереживанию клиенту
59. Указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить, называется:
• проблемой
60. Основным понятием в теории З. Фрейда является понятие:
• бессознательного
61. Общее название индикаторов действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента, — это:
• психологические ключи
62. Недостаток душевной близости в жизненных контактах побуждает человека искать компенсации в общении с психологом, и эта причина обращения может быть названа как:
• поиск участия
63. Завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека, — это:
• отреагирование
64. Образование психических или неорганических нарушений и заболеваний, выступающих символами и следствием аффективных переживаний и стремлений и «отстраняющих» больного от реального мира, называется:
• образованием симптомов
65. Представителем гуманистической психологии является:
• Ф. Перлз
66. Наиболее благоприятным является взаимное расположение консультанта и клиента
• за одним журнальным столиком в 1,5 метрах друг от друга
67. Переход к другому масштабу видения ситуации или сведение в одну логическую систему разрозненных деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем, — это вид интерпретации .
• обобщения
68. Защитный психологический процесс, при котором происходит изменение неприемлемой для сознания тенденции на какой-либо способ поведения, называется:
• образованием реакций
69. Положение о том, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются очень рано и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении, характерно для психологии
• глубинной
70. Перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта называется:
• контртрансфером
71. Желательным во время консультирования является то, чтобы психолог
• не давал советы клиенту, предоставляя ему информацию в «нейтральной» форме
72. Всякая реакция консультанта, противоречащая «двойственному» поведению клиента, с целью показа ему способов психологической защиты, с помощью которых он стремится избежать обсуждения важных тем, а также мешающих увидеть и решить свои насущные проблемы в реальной жизни, называется:
• конфронтацией
73. Консультирование в большей степени, чем психотерапия, ориентировано на решение проблем
• когда они еще не обострились
74. Информация, полученная от клиента психологом во время консультирования, не может быть передана другим лицам без разрешения клиента
• если она не является угрозой здоровью других людей
75. Принятие людей такими, какие они есть, в большей степени связано с таким принципом консультирования, как принцип
• безоценочного отношения к клиенту
76. Представителями бихевиоризма являются:
• Д. Уотсон, Б. Скиннер
77. Преобразование энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую называется:
• сублимацией
78. Трактовка психологом-консультантом информации о характере психологических проблем клиента с целью улучшения его понимания природы и причин собственных затруднений называется:
• интерпретацией
79. Ключевыми словами клиента при кинестетическом режиме восприятия действительности являются слова
• чувствую, гладко, схватываю
80. Отрасль психологии, предмет которой — психологическая помощь, это психология .
• практическая
81. Скрытое содержание жалобы клиента по своему характеру — это содержание .
• недоговоренное
82. Кабинет для консультирования должен быть:
• небольшим, окрашенным в спокойные тона
83. Совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается, — это:
• консультативный анамнез
84. Трактовка или подача психологом в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения, — это вид интерпретации .
• комментария
85. Формированию терапевтического альянса психолога и клиента будет в больше мере способствовать:
• проработка и понимание психологом своих чувств к клиенту
86. Менее целесообразны в беседе с клиентом вопросы, начинающиеся со слова
• почему
87. Возможным случаем отказа от консультирования и необходимостью направления клиента к другим специалистам может быть, что .
• клиент является другом консультанта
88. Формирование положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности является содержанием механизма
• поддержки положительной Я-концепции
89. Человек, обратившийся за помощью к психологу-консультанту и получающий от него помощь, — это:
• клиент
90. Вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, называется:
• психологическим диагнозом
91. При перефразировании высказываний клиента
• нельзя заменять смысл высказывания клиента
92. «Фрейдовская ошибка» — это:
• ошибки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента
93. Модель консультирования, в основе которой лежит идея гомеостаза, называется:
• энергетической
94. Переживаемые клиентом изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий, называется:
• инсайт
Источник
Тест с ответами: “Консалтинг”
1. На комплекс “цели – стратегия” влияют такие факторы, как:
а) рекламная кампания, бизнес-план, макросреда
б) оргструктура предприятия, микросреда, макросреда
в) рыночные условия, потенциал предприятия, макросреда +
2. Приоритеты проблем определяются методами:
а) концепции идеальной системы и сравнения
б) дерева целей и графы проблем +
в) анализа взаимного влияния и анализа проблем
3. Действия консультанта после завершения конкретного задания, связанные каким-то образом с этим заданием, называются:
а) последующей работой +
б) продолжающимся договором
в) абонементным договором
4. Переход от сложного к простому, когда сложность обсуждаемых вопросов становится непреодолимой, – это:
а) заключение
б) отрицание
в) сведение +
5. Законность деятельности профессиональных консультантов обеспечивается:
а) рекомендациями
б) опытом работы не менее 5 лет
в) сертификацией +
6. На этапе проведения проблемного совещания консультант координирует и активизирует деятельность:
а) работников управления
б) участников совещания +
в) работников среднего звена
7. Членами Ассоциации менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ) являются:
а) 25 национальных ассоциаций стран Европы
б) средние и небольшие консалтинговые фирмы Европы и США
в) крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы во всех регионах мира +
8. Процесс творческого мышления состоит из такого количества стадий:
а) 7
б) 5 +
в) 3
9. Отчет о проделанной работе, сообщающий клиенту нечто новое относительно его организации и позволяющий понять метод, применяемый консультантом, повысить степень участия клиента в выполнении задания, помочь консультанту оставаться на правильном пути, представляет собой:
а) техническую документацию
б) обратную связь с клиентом +
в) контракт на консультирование
10. Консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д. при таком консультировании:
а) теоретическом
б) вспомогательном
в) обучающем +
11. Общей характеристикой всех форм консалтинговых заданий является:
а) помощь в планировании и осуществлении изменений в организациях-клиентах +
б) стратегическое планирование и кризисное управление
в) определение эффективности системы управления и диверсификации
12. Растущие издержки производства, нехватка квалифицированной рабочей силы есть рассмотрение проблемы с точки зрения:
а) “владения” проблемой
б) абсолютной и относительной задачи
в) сущности и содержания +
13. Проблема нахождения новых сфер бизнеса, развития новых услуг, оказываемых клиентом, новых способов мотивации людей и т.д.:
а) созидательная +
б) когнитивная
в) реактивная
14. Тщательно изучить важные аспекты взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями и результатами деятельности организации клиента, а также определить, насколько клиент способен осуществлять изменения и эффективно решать проблемы, является целью:
а) диагностики +
б) планирования
в) подготовки
15. Членами Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) являются:
а) консалтинговые фирмы, специализирующиеся в сфере общего управления и администрирования
б) средние и небольшие консалтинговые фирмы Европы и США
в) 25 национальных ассоциаций стран Европы +
16. Недирективное поведение свойственно роли консультанта, которая(ый) называется:
а) техэксперт
б) рефлексия +
в) инструктор
17. Определение организационного подразделения, в котором выявлена проблема, ее распространенность в организации относится к рассмотрению проблемы со стороны:
а) абсолютной или относительной величины
б) степени выраженности проблемы
в) организационного и физического местонахождения +
18. Метод исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимосвязи его частей:
а) синтез +
б) анализ
в) инверсия
19. План внедрения – это план действий, предъявляемый клиенту, который включает:
а) содержательные и финансовые предложения
б) прояснение ролей консультанта и план задания
в) предложения и рабочую программу по их внедрению +
20. На второй, “квалификационной”, стадии отбора консультанта клиент выясняет:
а) содержательные предложения консультанта, его прошлых клиентов
б) технические предложения консультанта, получает рекомендации
в) профессиональный уровень консультанта, получает рекомендации +
21. Сдвиги во внутренней организации, в трудовых процессах, в процессах принятия решений и управления, информационных системах включают в себя изменения в:
а) управленческих структурах и процессах +
б) задачах и деятельности предприятия
в) информационных системах и процессах
22. Метод перехода от простого к сложному заключается в последовательном и постепенном движении от простейших факторов, суждений к более сложным и богатым:
а) отрицание
б) восхождение +
в) непонимание
23. Метод определения оптимальности оргструктуры предприятия на основе отраслевых показателей заключается в:
а) сравнении затрат и валовых поступлений предприятия и его конкурентов +
б) формулировании задач, проверке их на соответствие целям и стратегиям предприятия
в) приглашении консультанта, оценивающего внешние и внутренние взаимодействия предприятия
24. С точки зрения методов можно различить следующие формы консультирования:
а) внутреннее и внешнее консультирование
б) контент-консультирование, процессное и обучающее консультирование +
в) консультирование в сфере общего направления, администрирования, финансового управления и т.д
25. Доминирующая черта работников, очень быстро воспринимающих нововведения:
а) анализ перспективных направлений
б) чуткость к информации и организации +
в) внимание к внутренним проблемам
26. Разработку стратегии предприятия необходимо начинать с нуля в случае:
а) оптимизации оргструктуры предприятия
б) ограничения возможностей в результате разделения предприятия +
в) ревизии маркетинга
27. Совместная деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте является:
а) предварительным анализом проблемы
б) подготовкой плана задания
в) процессом консультирования +
28. Совещание, проводимое для уточнения и утверждения программы внедрения решений, а также для оценки промежуточных и конечных результатов процесса внедрения, называется:
а) оценочным
б) проблемным +
в) внедренческим
29. При оценке имущества (при приватизации, продаже) в России оплата услуг консультанта составляет от стоимости имущества:
а) 1-2% +
б) 3-5%
в) 10-15%
30. Изучая влияние объема текущей работы на оборотный капитал и рентабельность, консультант устанавливает взаимосвязи между показателями общей эффективности работы и:
а) основными факторами, влияющими на их величину положительно или отрицательно +
б) продуктивностью, рентабельностью, использованием ресурсов
в) пропорциями функций и затрат в процессе производства и управления организацией
Источник
Программа индивидуального консультирования
рабочая программа на тему
Цель программы — оказание помощи детям и взрослым, обратившимся за решением своих психологических проблем.
1. Предоставление клиенту психологической информации, позволяющей глубже осознать себя и свое социальное окружение.
2. Поддержка положительной Я-концепции клиента.
3. Формирование у клиента способности решать проблемы, возникающие в его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultirovanie.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,
т./факс 8 (48147) 24120, 22137
«Рассмотрено» на заседании МС «Утверждаю»
Протокол № 3 от 21.05.2015 г. Директор СОГБУ СРЦН «Исток»
Председатель МС Мищенкова Н.А. Степанова Е.В.
Составитель: Ляхова Н.Н.
Произошедшие за последние годы открытия в различных областях привели к появлению особого вида деятельности, которое получило название консультирование. Практика помощи советом, консультацией, руководством, симпатией и ободрением (как неформально, так и профессионально), известна издревле. Суть современной практики консультирования состоит в попытке сделать эту помощь более эффективной, основываясь на знаниях о человеческом характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при помощи знания различных отраслей современной психологии. В настоящее время образовалась ниша, которую должны занять консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера, так как много людей нуждается в таком виде помощи, который не могут оказать врачи обычных специальностей. Если человек болен физически, ему нужен врач; если у человека душевная болезнь или он не может контролировать свои поступки, что может быть вызвано как органическими, так и психологическими причинами, такому человеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях нервной системы и обученного психотерапии); если же у человека личностные проблемы, которые можно считать психологическими, а не имеющими физические причины, то ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту (не медику). Если человек молод и неопытен, ему нужно обучение, преподаватель.
Поле деятельности консультанта лежит между двух вышеописанных профессий, и он применяет часть методов каждого из них. Преподаватель имеет дело с «нормальными» индивидами и концентрируется на процессе роста и развития — интеллектуального, морального или религиозного. Консультирующий психолог работает главным образом над проблемами коррекции, или перевоспитания, индивида, имеющего серьезные трудности в приспособлении к окружающей среде и нуждающегося в продолжительном лечении. Как бы то ни было, провести четкую грань между потребностями индивида в «воспитании» и соответственно «перевоспитании» невозможно. Корректирующие и дисциплинарные проблемы являются «статистически нормальной» частью профессии учителя, а консультирующий психолог использует в большей или меньшей степени положительные образовательные методики в соответствии с потребностями конкретной ситуации.
Актуальность данной программы объясняется с одной стороны неодинаковой профессиональной подготовкой консультантов, их принадлежностью к разным психологическим школам; с другой — тем, что в ходе проблемно — ориентированного консультирования процесс решения проблем клиентов подчинен единому алгоритму независимо от теоретической школы, к которой принадлежит психолог; позволяет использовать для психокоррекции самые разнообразные техники.
Это дает основание рассматривать программу в качестве методического ориентира при решении очень широкого круга проблем.
Концептуально проблемно-ориентированный подход строится на положении о том, что всесторонний анализ психологических проблем клиента является существенным моментом в процессе поиска путей их решения и преодоления психологических затруднений.
Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоничное состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он хотел бы избавиться. Это: конфликты и их последствия, трудности в общении, болезненные душевные переживания, неудовлетворенность собой или кем-то и многое другое.
Основным методом проблемно — ориентированного консультирования выступает проблемный анализ, базирующийся на предположении, что каждая психологическая проблема человека имеет свой генезис, обусловленный как неопределенностью, спонтанностью, непредсказуемостью, так и детерминантами, имеющими соответствующие причины и закономерности. Установление этих причин и закономерностей, поиск путей преодоления их патогенного воздействия является важным фактором успешного решения проблемы
Дифференциация и четкое осознание психологом всех ступеней проблемного анализа способствует правильной идентификации проблем клиента, определению наиболее целесообразной очередности их проработки.
Цель программы — оказание помощи детям и взрослым, обратившимся за решением своих психологических проблем.
- Предоставление клиенту психологической информации, позволяющей глубже осознать себя и свое социальное окружение.
- Поддержка положительной Я-концепции клиента.
- Формирование у клиента способности решать проблемы, возникающие в его жизни.
Программа может быть использована при работе практически с любой категорией клиентов. В зависимости от возраста детей и личных предпочтений психолога меняются диагностические психокоррекционные средства.
Условия проведения: консультирование проводится в отдельном кабинете, имеющем стол для психолога и стулья для всех участников консультативной встречи.
Программа основана на теоретическом материале Кузьминой Тамары Дмитриевны.
I этап: Анализ содержания жалобы клиента
На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает. Тщательно исследуются все структурные элементы жалобы такие как:
1.Субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется) локус жалобы. Задача состоит в том, чтобы понять, как клиент переживает возникшие трудности; в ком, либо в чем он видит источник своих проблем. Иногда возникает необходимость переориентировать локус жалобы клиента в сторону большей адекватности и реалистичности ожиданий.
2.Самодиагноз. Интерпретация клиентом происхождения и развития переживаемых проблем и трудностей закладывает основу для формирования предварительного психологического диагноза, но нередко она изобилует заблуждениями, не соответствует действительности и нуждается в уточнении путем сбора дополнительной информации
Источник