Тесты опросники для определения конфликтности личности

ТЕСТЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Конфликтность личности — её интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряжённых отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

Факторы, определяющие конфликтность личности:

1) психологические — темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойвость, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация харакра и т.д.;

2) социально-психологические — социальные установки и ценности, отношение к поненту, направленность во взаимодействии «на себя», компетентность в общении и др.;

3) социальные — условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.п.

Тесты и опросники, позволяющие выявить аспекты конфликтности личности:

1) личностный опросник Г. Айзенка — позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность»;

2) шкала реактивной и личностной тревожности — разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие;

3) методика «Q-сортировка» — предложена X. Запеном и Штоком, позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость — независимость, общительность — необщительность, стремление к борьбе — избегание борьбы;

4) опросник К. Томаса — предназначен для определения стратегий поведения в коликтных ситуациях.

Оптимальным поведением считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим, уровня агрессивности, возраста человека, типа деятельности, склонности к нормативному или асоциальному поведению.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М.Рамендик)

Опросник предназначен для выявления степени конфликтности личности в процессе деятельности. Приступая к работе с тестом, испытуемые должны дать самооценку личностных поведенческих качеств, которые проявляются в различных жизненных ситуациях. При ответе на каждый вопрос необходимо выбрать один из трех предложенных вариантов ответов, отмечая его букву (А, Б или В) в регистрационном бланке.

При обработке результатов опроса необходимо перевести полученные ответы в баллы по соответствующей таблице. Суммируя баллы, мы получим числовое выражение уровня конфликтности испытуемого. Уровни конфликтности: сверхнизкий; низкий; средний; высокий; сверхвысокий.

Конфликтность в данной методике означает низкую способность к самоконтролю эмоций, агрессивность, неуступчивость, грубость

Текст методики Д.М. Рамендик «Определение уровня конфликтности индивида»

Инструкция: При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его.

Например: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – в и т. д.

1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

2.Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

Читайте также:  Тест какой кружок выбрать

б) ответить затрудняюсь

3.Кто вы в большей степени?

4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6.В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

б) скорее всего да

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

б) скорее всего да

9.Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

в) нетерпимость критики других

10.Кто вы в большей степени?

в) генератор идей

11.Каким человеком считают вас ваши друзья?

12.С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

13.Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

14.Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования уровня конфликтности

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

Источник

Возможности тестов в определении конфликтности человека

date image2015-05-30
views image2411

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

На сегодняшний день в психологии пока не разработан оп­росник, или тест, специально предназначенный для определе­ния межличностной конфликтности человека. Поэтому спе­циалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свиде­тельствующих о повышенной конфликтности личности.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окру­жающими независимо от того, предшествуют ли этому про­блемные ситуации. Конфликтность личности определяется комплексным действием психологических (темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уровень притя­заний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация ха­рактера и т.д.), социально-психологических (социальные установ­ки и ценности, отношение к оппоненту, направленность -во взаи­модействии «на себя», компетентность в общении и др.) и соци­альных факторов (условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.п.).

Рассмотрим наиболее часто применяемые тесты и опросни­ки, позволяющие выявить те или иные аспекты конфликтно­сти личности.

f- Методы исследования и диагностики конфликтов

Опросник А. Басса — А. Дарки.Предназначен для опреде­ления индивидуального уровня агрессивности личности. Пред­ложен в 1957 г. Агрессия рассматривается авторами методики как комплексный феномен, проявляющийся в различных фор­мах агрессивных и враждебных реакций: физической, косвен­ной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизме, обиде, зависти, подозрительности Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности, а также враждебности. Выделяет низкий, средний и высокий уровни.

В ряде исследований (В. Згуро, А Шипилов, Ю. Канатаев, С Дохолян) показано, что конфликтные люди имеют высокий индекс агрессивности. Индивиды с высоким уровнем кон­фликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из кон­фликтных столкновений они чаще всего пытаются выходить с помощью физической или вербальной агрессии (рис. 10.1).

Читайте также:  Машинка для раскатывания теста рейтинг

Высокая степень конфликтности взаимоотношений

Низкая степень конфликтности взаимоотношений

Рис 10 1 Соотношение индивидуальных уровней агрессивности в группах с высокой и низкой степенью конфликтности, %:

1 — высокий уровень агрессивности. 2 — средний, 3 — низкий

Диагностика МЛО— методика изучения взаимоотношений в малой группе. Создана Т. Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Адаптирована и опубликована в нашей стране в 1972 г Дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим (выделяется восемь типов). Наиболее конфликтными являются прямолинейно-агрессивный (третий тип) и недоверчиво-скептический (четвертый тип). При пре­вышении их уровня 8 баллов (из 16 возможных) высока веро­ятность конфликтности личности [80]. Об этом говорит их взаимосвязь с агрессивными реакциями личности (табл 10. 1).

156 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

Как видно, например, прямолинейно-агрессивный тип отноше­ния к окружающим положительно коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражением, негативизмом и обидой. Для недоверчиво-скептического типа свойственны косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида и подозрительность.

Личностный опросник Г. Айзенка.Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм-стабильность». Повышенный уро­вень нейротизма способствует конфликтному поведению лич­ности. Зависимость между экстравертированностью и кон­фликтностью человека не выявлена [100].

16-факторный личностный опросник Кеттелла.Его также можно применить для выявления конфликтных личностей. Например, для определения психологических особенностей конфликтной личности были подсчитаны оценки по каждому фактору опросника Кеттелла у конфликтных и бесконфликт­ных индивидов, а также коэффициенты различий средних оце­нок Стьюдента (/-критерий) между факторами [77]. Статисти­чески значимыми различия оказались по следующим факто­рам: F — беспечность-озабоченность (/ = 3,43 а = 0,01); G — сила-слабость «сверх Я» (/ = 5,7, а = 0,001); Я — смелость-робость (t = 2,36, а = 0,05); / — суровость-нежность (t — 2,38, а = 0,05); N — расчетливость-наивность (t = 2,37, а = 0,01). Анализ показывает, что относительно более конфликтные лич­ности по сравнению с бесконфликтными обладают следующи­ми психологическими особенностями: они скрытны, их отли­чает практичность, жесткость, суровость, независимость, ре­шительность, смелость. Это, как правило, честолюбивые, стре­мящиеся к лидерству личности.

Шкала реактивной и личностной тревожности.Разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю. Ханин [93]. Тревожность как эмоциональное состояние определяется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности она выступает индикатором проявления че­ловеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Положительная взаимо­связь между повышенной тревожностью и конфликтностью

10. Применение методов психологии в конфликпюлогии 157

личности подтверждена в ряде исследований (Н. Гришина, С. Ерина, Т. Полозова, А. Тащева).

Методика «Q-сортировка».Предложена X. Заленом и Д Штоком и позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость-независимость, общительность-необщительность, стремление к борьбе-избеганис борьбы. О конфликтности личности свидетельствует высокий показатель тенденции к борьбе, который рассматри­вается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в системе межличностных отношений [35; 45]

Опросник К. Томаса.Предназначен для определения стра­тегий поведения в конфликтных ситуациях. Опросник адапти­рован Н Гришиной [21]. Выделяется пять основных стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Сущность и осо­бенности их применения рассмотрены в гл. 17. Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение — О, максимальное — 12 баллов).

Читайте также:  Тест полоски для вантач селект плюс флекс

Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется преимущественно на эту линию поведе­ния в конфликте. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим (Е. Журав­лева), уровня агрессивности [45; 56; 100]. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют возраст человека, тип деятель­ности, склонность к нормативному или асоциальному поведе­нию.

Как следует из приведенных в табл. 10.2 данных, чаще приме­няются компромисс, сотрудничество и избегание. Реже люди ори­ентируются на соперничество и приспособление. Ряд категорий опрошенных часто используют уступку (приспособление). Это государственные служащие — руководители среднего и низового звена и воспитатели детских садов. Причины этого, по-видимому, различны. Воспитатели детских садов по роду деятельности ори­ентированы на мягкие формы взаимодействия, в том числе и в трудных ситуациях. Государственные служащие в конфликтах час­то идут на уступки, по-видимому, по причине опасения возмож­ных санкций, особенно увольнения с работы [55].

158 HI’ Методы исследования и диагностики конфликтов

Таблица 10 2 Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте (по К. Томасу)

Источник

Тест « Уровень конфликтности личности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воли других?

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, возможно, и ненавидят?

Б) ответить затрудняюсь

3. Кто вы в большей степени?

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

А) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности

Б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами

В) чаще советовался бы с людьми

6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?

Б) плохое настроение

В) обида на самого себя

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

Б) скорее всего, да

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

Б) скорее всего, да

9. Их трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

В) нетерпимость критики других

10. Кто вы в большей степени?

В) генератор идей

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

А) с несправедливостью

Б) с бюрократизмом

13. Что для вас наиболее характерно?

Б) оценивать свои способности объективно

В) переоценивать свои способности

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

А) излишняя инициатива

Б) излишняя критичность

В) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования.

Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши факторы