- ТЕСТЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- Тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М.Рамендик)
- Текст методики Д.М. Рамендик «Определение уровня конфликтности индивида»
- Обработка результатов тестирования уровня конфликтности
- Возможности тестов в определении конфликтности человека
- Тест « Уровень конфликтности личности».
ТЕСТЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Конфликтность личности — её интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряжённых отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.
Факторы, определяющие конфликтность личности:
1) психологические — темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойвость, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация харакра и т.д.;
2) социально-психологические — социальные установки и ценности, отношение к поненту, направленность во взаимодействии «на себя», компетентность в общении и др.;
3) социальные — условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.п.
Тесты и опросники, позволяющие выявить аспекты конфликтности личности:
1) личностный опросник Г. Айзенка — позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность»;
2) шкала реактивной и личностной тревожности — разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие;
3) методика «Q-сортировка» — предложена X. Запеном и Штоком, позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость — независимость, общительность — необщительность, стремление к борьбе — избегание борьбы;
4) опросник К. Томаса — предназначен для определения стратегий поведения в коликтных ситуациях.
Оптимальным поведением считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим, уровня агрессивности, возраста человека, типа деятельности, склонности к нормативному или асоциальному поведению.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М.Рамендик)
Опросник предназначен для выявления степени конфликтности личности в процессе деятельности. Приступая к работе с тестом, испытуемые должны дать самооценку личностных поведенческих качеств, которые проявляются в различных жизненных ситуациях. При ответе на каждый вопрос необходимо выбрать один из трех предложенных вариантов ответов, отмечая его букву (А, Б или В) в регистрационном бланке.
При обработке результатов опроса необходимо перевести полученные ответы в баллы по соответствующей таблице. Суммируя баллы, мы получим числовое выражение уровня конфликтности испытуемого. Уровни конфликтности: сверхнизкий; низкий; средний; высокий; сверхвысокий.
Конфликтность в данной методике означает низкую способность к самоконтролю эмоций, агрессивность, неуступчивость, грубость
Текст методики Д.М. Рамендик «Определение уровня конфликтности индивида»
Инструкция: При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его.
Например: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – в и т. д.
1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
2.Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?
б) ответить затрудняюсь
3.Кто вы в большей степени?
4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще советовался бы с людьми.
6.В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
б) плохое настроение
в) обида на самого себя
7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
б) скорее всего да
8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
б) скорее всего да
9.Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе
в) нетерпимость критики других
10.Кто вы в большей степени?
в) генератор идей
11.Каким человеком считают вас ваши друзья?
12.С чем вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью
б) с бюрократизмом
13.Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности
б) оцениваю свои способности объективно
в) переоцениваю свои способности
14.Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.
а) излишняя инициатива
б) излишняя критичность
в) излишняя прямолинейность
Обработка результатов тестирования уровня конфликтности
Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.
Источник
Возможности тестов в определении конфликтности человека
2015-05-30
2411
На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник, или тест, специально предназначенный для определения межличностной конфликтности человека. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Конфликтность личности определяется комплексным действием психологических (темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация характера и т.д.), социально-психологических (социальные установки и ценности, отношение к оппоненту, направленность -во взаимодействии «на себя», компетентность в общении и др.) и социальных факторов (условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.п.).
Рассмотрим наиболее часто применяемые тесты и опросники, позволяющие выявить те или иные аспекты конфликтности личности.
f- Методы исследования и диагностики конфликтов
Опросник А. Басса — А. Дарки.Предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности. Предложен в 1957 г. Агрессия рассматривается авторами методики как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизме, обиде, зависти, подозрительности Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности, а также враждебности. Выделяет низкий, средний и высокий уровни.
В ряде исследований (В. Згуро, А Шипилов, Ю. Канатаев, С Дохолян) показано, что конфликтные люди имеют высокий индекс агрессивности. Индивиды с высоким уровнем конфликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из конфликтных столкновений они чаще всего пытаются выходить с помощью физической или вербальной агрессии (рис. 10.1).
Высокая степень конфликтности взаимоотношений
Низкая степень конфликтности взаимоотношений
Рис 10 1 Соотношение индивидуальных уровней агрессивности в группах с высокой и низкой степенью конфликтности, %:
1 — высокий уровень агрессивности. 2 — средний, 3 — низкий
Диагностика МЛО— методика изучения взаимоотношений в малой группе. Создана Т. Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Адаптирована и опубликована в нашей стране в 1972 г Дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим (выделяется восемь типов). Наиболее конфликтными являются прямолинейно-агрессивный (третий тип) и недоверчиво-скептический (четвертый тип). При превышении их уровня 8 баллов (из 16 возможных) высока вероятность конфликтности личности [80]. Об этом говорит их взаимосвязь с агрессивными реакциями личности (табл 10. 1).
156 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов
Как видно, например, прямолинейно-агрессивный тип отношения к окружающим положительно коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражением, негативизмом и обидой. Для недоверчиво-скептического типа свойственны косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида и подозрительность.
Личностный опросник Г. Айзенка.Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм-стабильность». Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному поведению личности. Зависимость между экстравертированностью и конфликтностью человека не выявлена [100].
16-факторный личностный опросник Кеттелла.Его также можно применить для выявления конфликтных личностей. Например, для определения психологических особенностей конфликтной личности были подсчитаны оценки по каждому фактору опросника Кеттелла у конфликтных и бесконфликтных индивидов, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (/-критерий) между факторами [77]. Статистически значимыми различия оказались по следующим факторам: F — беспечность-озабоченность (/ = 3,43 а = 0,01); G — сила-слабость «сверх Я» (/ = 5,7, а = 0,001); Я — смелость-робость (t = 2,36, а = 0,05); / — суровость-нежность (t — 2,38, а = 0,05); N — расчетливость-наивность (t = 2,37, а = 0,01). Анализ показывает, что относительно более конфликтные личности по сравнению с бесконфликтными обладают следующими психологическими особенностями: они скрытны, их отличает практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость. Это, как правило, честолюбивые, стремящиеся к лидерству личности.
Шкала реактивной и личностной тревожности.Разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю. Ханин [93]. Тревожность как эмоциональное состояние определяется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Положительная взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью
10. Применение методов психологии в конфликпюлогии 157
личности подтверждена в ряде исследований (Н. Гришина, С. Ерина, Т. Полозова, А. Тащева).
Методика «Q-сортировка».Предложена X. Заленом и Д Штоком и позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость-независимость, общительность-необщительность, стремление к борьбе-избеганис борьбы. О конфликтности личности свидетельствует высокий показатель тенденции к борьбе, который рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в системе межличностных отношений [35; 45]
Опросник К. Томаса.Предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Опросник адаптирован Н Гришиной [21]. Выделяется пять основных стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Сущность и особенности их применения рассмотрены в гл. 17. Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение — О, максимальное — 12 баллов).
Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется преимущественно на эту линию поведения в конфликте. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим (Е. Журавлева), уровня агрессивности [45; 56; 100]. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют возраст человека, тип деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению.
Как следует из приведенных в табл. 10.2 данных, чаще применяются компромисс, сотрудничество и избегание. Реже люди ориентируются на соперничество и приспособление. Ряд категорий опрошенных часто используют уступку (приспособление). Это государственные служащие — руководители среднего и низового звена и воспитатели детских садов. Причины этого, по-видимому, различны. Воспитатели детских садов по роду деятельности ориентированы на мягкие формы взаимодействия, в том числе и в трудных ситуациях. Государственные служащие в конфликтах часто идут на уступки, по-видимому, по причине опасения возможных санкций, особенно увольнения с работы [55].
158 HI’ Методы исследования и диагностики конфликтов
Таблица 10 2 Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте (по К. Томасу)
Источник
Тест « Уровень конфликтности личности».
1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воли других?
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, возможно, и ненавидят?
Б) ответить затрудняюсь
3. Кто вы в большей степени?
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
А) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности
Б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами
В) чаще советовался бы с людьми
6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?
Б) плохое настроение
В) обида на самого себя
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
Б) скорее всего, да
8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
Б) скорее всего, да
9. Их трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:
В) нетерпимость критики других
10. Кто вы в большей степени?
В) генератор идей
11. Каким человеком считают вас ваши друзья?
12. С чем вам чаще всего приходится бороться?
А) с несправедливостью
Б) с бюрократизмом
13. Что для вас наиболее характерно?
Б) оценивать свои способности объективно
В) переоценивать свои способности
14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?
А) излишняя инициатива
Б) излишняя критичность
В) излишняя прямолинейность
Обработка результатов тестирования.
Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.
Источник