ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди
2013-12-29
21250
(в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой)
Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 году Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Личностная переменная hardiness (Д.А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).
Как отмечают Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова,компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Выраженность всех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура обследования
Участнику исследования предлагается ответить на 45 утверждений, выбрав один из предложенных вариантов ответов:
— Скорее нет, чем да
— Скорее да, чем нет
Инструкция: «Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение»
Текст опросника
№ | Вопросы | нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да |
1. | Я часто не уверен в собственных решениях. | ||||
2. | Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | ||||
3. | Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | ||||
4. | Я постоянно занят, и мне это нравится. | ||||
5. | Часто я предпочитаю «плыть по течению». | ||||
6. | Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | ||||
7. | Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | ||||
8. | Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. | ||||
9. | Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | ||||
10. | Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. | ||||
11. | Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. | ||||
12. | Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня. | ||||
13. | Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | ||||
14. | Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. | ||||
15. | Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. | ||||
16. | Иногда меня пугают мысли о будущем. | ||||
17. | Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. | ||||
18. | Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. | ||||
19. | Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. | ||||
20. | Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми. | ||||
21. | Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. | ||||
22. | Я люблю знакомиться с новыми людьми. | ||||
23. | Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. | ||||
24. | Мне всегда есть чем заняться. | ||||
25. | Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. | ||||
26. | Я часто сожалею о том, что уже сделано. | ||||
27. | Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. | ||||
28. | Мне трудно сближаться с другими людьми. | ||||
29. | Как правило, окружающие слушают меня внимательно. | ||||
30. | Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. | ||||
31. | Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. | ||||
32. | Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. | ||||
33. | Мои мечты редко сбываются. | ||||
34. | Неожиданности дарят мне интерес к жизни. | ||||
35. | Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. | ||||
36. | Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни. | ||||
37. | Мне не хватает упорства закончить начатое. | ||||
38. | Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной. | ||||
39. | У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. | ||||
40. | Окружающие меня недооценивают. | ||||
41. | Как правило, я работаю с удовольствием. | ||||
42. | Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. | ||||
43. | Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. | ||||
44. | Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. | ||||
45. | Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
Обработка результатов
Для подсчета результатов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Прямые пункты | Обратные пункты | |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Таблица 14 Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости
Нормы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Среднее | 80,72 | 37,64 | 29,17 | 13,91 |
Стандартное отклонение | 18,53 | 8,08 | 8,43 | 4,39 |
Интерпретация результатов
Значения по шкалам, соответствующие средним и выше среднего свидетельствуют о выраженности измеряемых показателей.
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича
Диагностическая цель: изучение ценностных ориентаций личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
— терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
— инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.
Контингент: Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Источник
Тест жизнестойкости
Каков уровень вашей жизнестойкости? Вам кажется, что его нельзя точно измерить? Тогда обратите внимание на тест жизнестойкости (Hardiness Survey), созданный в 1984 году психологом Сальваторе Мадди. На русском языке существует несколько вариантов данного опросника, и у нас представлена версия Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, состоящая из 45 вопросов. Тест даст результаты по 4 шкалам, среди которых, конечно, и общий уровень жизнестойкости. У нас можно пройти этот интересный тест онлайн.
Немного о тесте жизнестойкости
Тест содержит 3 подшкалы (вовлеченность, принятие риска и контроль), из которых складывается общий уровень жизнестойкости. Описание шкал представлено ниже – в части с расшифровкой результатов.
Тест содержит 45 вопросов, на каждый из которых вам предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: насколько вы согласны или не согласны с тем или иным утверждением, насколько оно для вас характерно или не характерно. Помните, что, как обычно в психологических тестах, здесь нет правильных или неправильных ответов – нужен тот вариант, что ближе именно вам.
Пройти тест
Расшифровка результатов
Уровень жизнестойкости
Жизнестойкость понимается автором теста как внутренняя сила, позволяющая справляться с различными ситуациями, в том числе стрессовыми. Человек с высоким уровнем жизнестойкости активно противостоит сложностям, встречающимся у него на пути, слабо поддается стрессам (стресс становится стимулом к активными действиям), не имеет проблем с принятием важных решений, осознает себя и свое место в жизни.
Высокие значения – больше 100 баллов.
Средние значения – 63-99 баллов.
Низкие значения – меньше 62 баллов
Вовлеченность
Вовлеченность можно описать как чувство жизни, ощущение вкуса от жизни. Человек с низким уровнем вовлеченности не получает удовольствия от того, чем занимается; он будто видит, как жизнь проносится мимо него, а он стоит где-то в стороне. Соответственно, у человека с высокими показателями по данной шкале восприятие жизни противоположно, и это важный фактор жизнестойкости: вовлеченность формирует общий позитивный, конструктивный настрой. Здесь будет уместна известная фраза: «Мир принадлежит тому, кто ему рад».
Высокие значения – больше 46 баллов.
Средние значения – 30-45 баллов.
Низкие значения – меньше 29 баллов.
Контроль
Шкала «Контроль» отражает внутреннюю веру человека в то, что он сам контролирует свою жизнь (настолько полно, насколько это возможно) и может влиять на происходящее вокруг него. Люди с высоким чувством контроля не пасуют перед проблемами, а пытаются их решить. Они понимают, что не все их начинания будут успешны, однако чувствуют, что должны хотя бы попытаться и сделать максимум того, что в их силах. В свою очередь, люди с низким уровнем по данному параметру опускают руки при столкновении с препятствиями, считают, что у них ничего не получится, что они не могут ни на что повлиять.
Высокие значения – больше 38 баллов.
Средние значения – 21-37 баллов.
Низкие значения – меньше 20 баллов.
Принятие риска
Шкала «Принятие риска» вовсе не демонстрирует стремление безудержно рисковать. Она говорит о том, насколько осозанно человек подходит к риску. Люди с высокими результатами пор данной шкале понимают, что любой опыт – и позитивный, и негативный – это обратная связь, которую нужно учитывать в дальнейшем. Иными словами, онистараются извлечь уроки из любой ситуации и провал воспринимают не как трагедию, а как результат, который надо проанализировать. Они стремятся понять, что пошло не так и как избежать этого в будущем.
Высокие значения – больше 18 баллов.
Средние значения – 10-17 баллов.
Низкие значения – меньше 9 баллов.
Источник
Тест жизнестойкости мадди обработка
По данным исследований Логиновой М.В., жизнестойкость личности студентов-психологов обнаружила значимую взаимосвязь с такими личностными ресурсами как:
- копинг, ориентированный на эмоции (чем выше жизнестойкость, тем реже избирается эмоционально-ориентированный копинг);
- копинг, ориентированный на задачу (чем выше жизнестойкость, тем чаще используется проблемно-ориентированный копинг).
- эмоциональная возбудимость и ригидность (чем выше жизнестойкость, тем ниже показатели эмоциональной возбудимости и ригидности);
- экстраверсия и активность (чем выше активность и экстраверсия, тем более выражены вовлеченность, контроль и принятие риска);
- общая интернальность (чем выше жизнестойкость, тем выше интернальность личности).
- другие показатели интернальносги (связь не сильно выражена): отрицание активности (чем выше жизнестойкость, тем меньше выражено отрицание активности), готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей и готовность к самостоятельному планированию и ответственности, интернальность в сфере достижений.
- искренность (чем выше жизнестойкость, тем выше искренность).
Следовательно, жизнестойкие студенты — это студенты, способные и готовые к осуществлению выбора в разных ситуациях, студенты экстравертированной направленности, эмоционально устойчивые, пластичные и активные. В стрессовых и трудных жизненных ситуациях они чаще всего используют проблемно-ориентированный копинг, отрицая при этом эмоциональное реагирование на разрешение проблем. Им характерна общая интернальность, т.е. они убеждены в том, что силы, определяющие их жизнь, находятся внутри их самих. Они готовы к деятельности, связанной с преодолением трудностей; готовы к самостоятельному планированию и ответственности. Такими людьми любые кризисы воспринимаются не как препятствия, а как новые возможности, они способны к самостоятельному образованию, способны к разрешению одного из важнейших противоречий: противоречия между естественным стремлением утвердить себя (занять определенное место в обществе) и дефицитом необходимых физических и духовных возможностей.
Диагностика жизнестойкости студентов осуществлялась с помощью методики «Тест жизнестойкости» разработанной, апробированной и адаптированной на русскоязычной выборке испытуемых Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Тест жизнестойкости позволяет оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации выбора или трудностей. Тест жизнестойкости является надежными валидным инструментом психологической диагностики моделей поведения человека в ситуации выбора. [9, с. 54].
Опреде6ления понятия «жизнестойкость» приведены в таблице 1.
Определения понятия «жизнестойкость»
интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей в ситуации выбора
способность личности выдерживать стрессовую ситуацию выбора, сохраняя внутреннюю уверенность, сбалансированность и не снижая успешность деятельности
способность превращать проблемные ситуации выбора в новые возможности.
Е.И. Рассказова [11]
ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей — на поддержание активности сознания
ключевой ресурс преодоления, можно определить как способность и готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в ситуациях выбора, повышенной для него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими (контроль), не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению целей, уметь рисковать
Приведенные определения понятия «жизнестойкость» свидетельствуют о том, что жизнестойкость помогает человеку (в ходе принятия решений) выработать свой индивидуальный жизненный стиль, а не стиль, обусловленный требованиями природы или социума. Мы полагаем, что, осуществляя выбор, человек ищет личностный смысл, опору внутри себя и принимает ответственность за осознанное, самостоятельное планирование, деятельность.
Обращаясь к проблеме выбора как фактора ценностного самоопределения студентов университета, подчеркнем, что задача педагогов высшей школы, в связи с этим, заключается в том, чтоб помочь студентам — будущим специалистам стать жизнестойкой личностью, способной к свободному ответственному выбору и ценностному самоопределению, способной к осуществлению своей деятельности в эпоху противоречий, личностью, способной решать человеческие проблемы с совершенно уникальной своей позиции — с позиции воли и неординарного мышления. Более того, задача преподавателя — актуализировать и развить жизнестойкие качества посредством ориентации личности на значимые ценности (А.В. Кирьякова), развитием таких качеств, как ответственность, нравственность, доброта, субъектность.
Тест жизнестойкости позволяет оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации выбора или трудностей. Студентам факультета журналистики 1-4 курсов Оренбургского государственного университета (ОГУ) и студентам 1 курса отделения журналистики Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), всего в тестировании принимали участие 52 студента, было предложено 45 тестовых вопросов опросника жизнестойкости. Ответ на каждый вопрос оценивался в баллах.
Тест жизнестойкости включает три взаимосвязанные между собой шкалы:
Вовлеченность (commitment) определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [9, с. 5]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Он постоянно занят, и это ему нравится, работает с удовольствием, старается быть в курсе всего происходящего, любит знакомиться с новыми людьми. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отверженности, ощущение себя «вне» жизни. Такой человек пассивен, чувствует бессмысленность своей деятельности, поэтому ему не хватает упорства закончить начатые дела, ему трудно сближаться с новыми людьми.
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован [9, с. 5]. Такой человек контролирует ситуацию настолько, насколько это необходимо, ставит труднодостижимые цели и стремится их реализовать, причем уверен в том, что сможет воплотить в жизнь все, что задумал, упорен и настойчив, уверен в том, что может влиять на результаты происходящего вокруг. В целом такой человек чувствует себя хозяином жизни. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности.
Принятие риска — убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного [9, с. 6]. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, рискуя при этом, считая стремление к комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. Такой человек любит неожиданности, они дарят ему интерес к жизни и охотно берется воплощать даже самые смелые идеи. В противоположность этому — мечты о размеренной спокойной жизни, сожаления о прошлом, ощущение того, что жизнь проходит мимо, раздражительность по поводу резких перемен.
Уровни жизнестойкости определялись в соответствии с предлагаемыми в методике нормами. Нормы теста жизнестойкости приведены в таблице 2.
Источник
Подробный тест жизнестойкости Сальваторе Мадди – 45 вопросов
В 1975 году в крупнейшей телефонной компании штата Иллинойс случилась реорганизации – организация распадалась и переходила под власть другой фирмы. Это было очень тяжкое время для всех сотрудников, многим грозило увольнение.
Сальваторе Мадди, американского профессора психологии, пригласили исследовать психологическое состояние коллектива компании. И он заметил интересный феномен:
Это отважное меньшинство не терялось, даже если их сокращали – они быстро находили иную работу или открывали своё дело. Такие люди чувствовали себя в ситуации стресса как рыбы в воде.
Мадди назвал такое явление жизнестойкостью . Был создан тест, который выявляет качества, помогающие оставаться сильным и непоколебимым в любых условиях и закаляться как сталь.
Я предлагаю Вам пройти этот тест.
Опросник жизнестойкости
Возьмите лист бумаги и пишущий инструмент (ручку или карандаш). Теперь начинайте отвечать на вопросы и не забывайте записывать номер вопроса и баллы. Например:
Такая точность нам потом пригодится.
1. Я часто сомневаюсь в своих решениях.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
2. Иногда я чувствую, что до меня никому нет дела.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
3. Часто я с трудом встаю с постели, даже когда хорошо выспался.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
4. Я всё время занят, и это доставляет мне радость.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
5. Часто я выбираю не сопротивляться обстоятельствам.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
6. Мои планы меняются в зависимости от ситуации.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
7. Меня раздражает, когда приходится менять распорядок дня.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
8. Неожиданные трудности сильно выматывают меня.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
9. Чаще всего я контролирую ситуацию так, как нужно.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
10. Иногда я так устаю, что меня уже ничего не интересует.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
11. Иногда всё, чем я занимаюсь, кажется мне бессмысленным.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
12. Я стремлюсь быть в курсе всего, что происходит вокруг.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
13. Лучше иметь синицу в руках, чем мечтать о журавле.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
14. Часто по вечерам я чувствую себя совсем разбитым.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
15. Мне нравится намечать для себя сложные цели и достигать их.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
16. Порой мне страшно от мыслей о будущем.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
17. Я всегда уверен, что смогу достичь того, чего хочу.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
18. Я как будто не живу по-настоящему, а только делаю вид.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
19. Если бы в прошлом у меня не было стольких разочарований, сейчас мне было бы намного легче.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
20. Возникающие препятствия часто кажутся мне непреодолимыми.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
21. После проигрыша я всё равно буду пытаться выиграть.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
22. Мне нравится узнавать новых людей.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
23. Если человеку скучно жить, значит, он просто не умеет замечать интересное.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
24. Я всегда знаю, чем себя занять.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
25. Я всегда в силах повлиять на результат того, что творится вокруг.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
26. Я часто жалею о том, что уже сделал.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
27. Если я знаю, что придётся приложить много усилий, чтобы решить проблему, то откладываю её на потом.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
28. Мне тяжело сближаться с людьми.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
29. Обычно меня слушают внимательно.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
30. Я бы многое изменил в прошлом, если бы мог.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
31. Я часто откладываю то, что трудно сделать или в чём не уверен.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
32. Такое чувство, что жизнь мимо проходит.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
33. Мои мечты сбываются редко.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
34. Неожиданности делают мою жизнь более интересной.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
35. Иногда мне кажется, что все мои усилия бесполезны.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
36. Порой мне хочется размеренной и спокойной жизни.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
37. Мне не достаёт упорства завершить начатое.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
38. Бесцветной и скучной, порою, кажется мне жизнь.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
39. Я не могу повлиять на непредвиденные проблемы.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
40. Моё окружение меня недооценивает.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
41. Обычно я тружусь с удовольствием.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
42. Порой я ощущаю себя лишним даже среди друзей.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
43. Иногда на меня столько проблем наваливается, что руки опускаются.
нет — 3; скорее нет, чем да — 2; скорее да, чем нет — 1; да — 0
44. Друзья уважают меня за непреклонность и упорство.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да — 3
45. Я с вдохновением берусь за новые идеи.
нет — 0; скорее нет, чем да — 1; скорее да, чем нет — 2; да – 3
Т еперь группируем вопросы по 3-м шкалам:
шкала «вовлелённость» — №№ 2, 3, 4, 10, 11, 12, 14, 22, 23, 24, 28, 29, 32, 37, 38, 40, 41, 42 (складываем баллы по этим вопросам и записываем результат);
шкала «контроль» — №№ 1, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 20, 21, 25, 27, 31, 35, 39, 43, 44 (плюсуем баллы по сим вопросам и запечатлеваем на бумаге);
шкала «принятие риска» — №№ 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 34, 36, 45 (суммируем баллы и фиксируем, чтоб не забыть).
Присылайте свои результаты в комментариях, и я расскажу Вам, что это значит.
Источник