Меню

Тест егэ достоевский преступление и наказание



Вариант 4

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.

— Чай-то от хозяйки, что ль? — спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.

— Како от хозяйки!

Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару.

— Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, — сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, — сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы не-много, подешевле.

— Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи.

Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба.

— Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, — сказала она.

Он крепко поморщился.

— В полицию? Что ей надо?

— Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо.

— Э, черта ещё этого недоставало, — бормотал он, скрипя зубами, — нет, это мне теперь. некстати. Дура она, — прибавил он громко. — Я сегодня к ней зайду, поговорю.

— Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Думаю, — серьёзно отвечал он помолчав.

Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.

— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.

— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.

— А ты в колодезь не плюй.

— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

— А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на неё.

— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.

— Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет?

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В основе фрагмента — беседа Раскольникова с Настасьей. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?

Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)?

Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления и наказания», вступающими в контакт с Раскольниковым, и родом их деятельности.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) Мармеладов 1) студент
Б) Разумихин 2) следователь
В) Порфирий Петрович 3) чиновник
4) рабочий

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?

Внешние реакции Раскольникова на слова Настасьи выдают его внутреннее состояние («нехотя и сурово проговорил», «продолжил он с неохотой», «скрипя зубами» и т. п.). Каким термином обозначается отображение внутренних, душевных движений личности в литературном произведении?

Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Рождённые в года глухие» А.А. Блок

Рождённые в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота — то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то.

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьётся с криком вороньё, —

Те, кто достойней. Боже, Боже,

Да узрят царствие твоё!

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Укажите название поэтического течения, в русле которого развивалось творчество А. А. Блока.

Во второй строфе стихотворения поэт задаётся вопросом, не имеющим ответа. Как называется такой вопрос?

Какой приём использует автор в строке: «От дней войны, от дней свободы»?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Источник

Тест с ответами: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

I вариант.

1. По первоначальному замыслу:
а) роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».+
б) действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.
в) в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.
г) Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа)+
д) в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.
е) Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова)

2. Что мы узнаем из первой главы романа о Раскольникове?
а) был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника)
б) часто посещал распивочные)
в) жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома)+
г) был строен и хорош собою.+
д) задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.+
Е выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

3. Какую информацию об Алене Ивановне узнал Раскольников?
а) может сразу выдать 5 тысяч рублей.+
б) была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.
в) была злой и больной старушонкой.+
г) бьёт свою сводную сестру Лизавету.
д) составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете)+
е) недостойна жить, по мнению собеседников)+

4. Почему после совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони?
а) она тоже «преступила» нормы человеческой морали+
б) она не выдаст его
в) она сможет понять Раскольникова
г) ему больше не к кому идти

5.Отметьте, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».
а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)
б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)
в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)
г) внутренний (происходящий в душе героя)+

6. Родион Романович Раскольников является бывшим студентом:
а) университета юридического факультета)+
б) университета философского факультета)
в) университета факультета словесности.
г) духовной семинарии.

7.Укажите имя и отчество Раскольникова)
а) Роман Родионович
б) Григорий Романович
в) Родион Романович+
г) Григорий Родионович

8. Где Раскольников познакомился с Семёном Захарычем Мармеладовым?
а) в распивочной.+
б) в церкви.
в) на похоронах его жены.
г) на улице)

9. Кем работала сестра Раскольникова, Дуня в доме Свидригайловых?
а) поваром.
б) няней.
в) экономкой.
г) гувернанткой.+

Читайте также:  Тест профессиональные умения педагога

10. Почему Раскольников убил Лизавету?
а) вызывала у него отвращение)
б) не любили его сестру.
в) оказалась свидетелем другого убийства)+
г) не вернула ему карточный долг)

11. В газете «Периодическая речь»:
а) был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые».
б) была напечатана статья Раскольникова «О преступлении».+
в) была напечатана заметка Разумихина «О настоящей любви».
г) было напечатана торжественное обращение императора к петербуржцам.

12.Сколько по времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?
а) 1 год
б) полгода
в) 1 месяц
г) 14 дней+

13. Согласно теории Лужина,
а) жениться нужно в преклонном возрасте)
б) все люди делятся на два сорта: умных и глупых.
в) всё на свете основано на личном интересе)+
г) главное в жизни человека – любовь и милосердие)

14. Что случилось со Свидригайловым в конце романа?
а) женился на Соне Мармеладовой.
б) умер от тяжёлой болезни.
в) уехал в Америку.
г) застрелился из револьвера)+

15. Как был наказан Раскольников за своё преступление?
а) приговорён к смертной казни.
б) осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.+
в) сослан на остров Сахалин.
г) подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

16. Как звали старуху-процентщицу, которую убил Раскольников?
а) Амалия Фёдоровна
б) Алёна Ивановна+
в) Дарья Францовна
г) Марфа Петровна

17. Кто был первым человеком, кому Раскольников рассказал о преступлении?
а) Соне Мармеладовой+
б) своей сестре Дуне
в) следователю Порфирию Петровичу
г) своей матери Пульхерии Александровне

18. Почему Дуня решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?
а) Она очень любила этого человека)
б) Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.
в) Она мечтала сделать карьеру в Петербурге)
г) Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.+

19.Выбери вариант, в котором верно объясняется, почему Раскольников убивает старуху-процентщицу.
а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре
б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение
в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался
г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит+

20.Какую роль играет Петербург в романе «Преступление и наказание»?
а) декоративным фоном
б) психологическим фоном
в) соучастником преступления, героем романа+

II вариант.

1. Что случилось с Раскольниковым на Николаевском мосту?
а) Он упал с моста в Неву и утонул.
б) Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..
в) Он спас девочку от нападения разбойников)
г) Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.+

2. Равноправие идей и мыслей всех героев в романе является признаком какого литературного жанра?
а) монофонического романа
б) романа-воспитания
в) полифонического романа +

3. По какой причине Раскольников решил убить старуху процентщицу:
а) чтобы проверить состоятельность теории о двух типах людей +
б) чтобы украсть у нее ценности и поправить финансовое положение
в) сошел с ума и убил женщину случайно

4. “Бедность не порок, это истина, нищета — порок-с.” Кто сказал данные слова в романе?
а) Петру Лужину
б) Семену Мармеладову +
в) Родиону Раскольникову

5. Раскольников был против брака Дуни и Лужина потому что:
а) девушка не любит Петра Петровича и выходит за него из безысходности, чтобы поправить финансовое положение семьи и помогать брату +
б) Лужин силой заставляет девушку выйти за него замуж
в) Раскольников узнал, что Лужин на самом деле нищий пьяница, а до свадьбы просто обманывает девушку

6.В начале произведения Раскольникову было:
а) 19-20 лет
б) 23-24 года+
в) 30-32 года
г) 20-21 год

7. Чем завершилось знакомство Раскольникова с Лужиным?
а) Лужин был оскорблён Раскольниковым.+
б) Раскольников предложил Лужину деловую сделку.
в) Раскольников спустил Лужина с лестницы.
г) Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

8. Чем закончились поминки у Мармеладовых?
а) Лужин дал пощёчину Раскольникову.
б) Лебезятников избил Катерину Ивановну.
в) Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала)+
г) Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора)

9.Кто по происхождению был Раскольников?
а) мещанин
б) разночинец
в) дворянин+
г) купец

10.Кто из исторических деятелей был кумиром Раскольникова?
а) Пётр Первый
б) Цезарь
в) Иван Грозный
г) Наполеон+

11.Каким образом автор развенчивает теорию Раскольникова?
а) автор сам указывает на её ошибочность
б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова
в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории+
г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления

12.Какой смысл несет название романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) преступление и наказание противопоставлены
б) несоответствие наказания совершённому преступлению
в) не всякое преступление влечёт за собой наказание
г) неотвратимость наказания за совершённое преступление+

13. В каком году был написан роман Достоевского “Преступление и наказание”?
а) 1868 году
б) 1866 году +
в) 1863 году

14. Данный роман относится к литературному течению:
а) Реализм +
б) Классицизм
в) Сентиментализм

15. По какой причине Раскольников убил Лизавету, сестру старухи процентщицы:
а) она нанесла сильное оскорбление его семье
б) Родион не убивал Лизавету, женщина умерла от испуга
в) она пришла домой раньше и оказалась невольной свидетельницей убийства сестры +

16. “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, о каком герое идёт речь в этой цитате:
а) о Екатерине Ивановне
б) о Соне Мармеладовой +
в) о Лизавете

17. Придя на поминки Мармеладова, Лужин обвинил Соню в:
а) том, что Соня убила процентщицу
б) том, что девушка виновата в смерти Мармеладова
в) том, что девушка украла у него сто рублей +

18. Вспомните, как умер Свидригайлов:
а) его застрелила Дуня Раскольникова
б) сошел с ума
в) застрелился +

19. Выберите, какая идея является одной из ведущих в романе:
а) главное в жизни человека – найти свое призвание
б) любовь способна спасти человека от смерти
в) даже самые великие цели и идеи не стоят человеческой жизни +

20. На момент повествования романа Свидригайлову было столько лет:
а) 45
б) 60
в) 50 +

Источник

Тест с ответами: “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский

1. Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:
а) 1856-1904
б) 1821-1881 +
в) 1801-1861
г) 1823-1886.

2. В каком учебном заведении получил образование Ф.М.Достоевский?
а) в Петербургском университете
б) в Высшем военном инженерном училище +
в) в Царскосельском лицее
г) в Московском университете.

3. Укажите причину ареста писателя:
а) нелегальное издание антиправительственного журнала, членство в антиправительственном кружке Петрашевского +
б) публикация романа «Белые ночи»
в) открытый призыв к свержению самодержавия
г) совершение уголовного преступления.

4. Ф.М. Достоевский написал:
а) «Бедная Лиза»
б) «Бедные люди» +
в) Бедность не порок»
г) «Бедная невеста»

5. Какую профессию должен получить Раскольников?
а) врач;
б) учитель;
в) юрист.+

6. Кто взял на себя вину Раскольникова?
а) Разумихин;
б) Миколка; +
в) Соня Мармеладова.

7. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?
а) в спешке забыл взять деньги
б) деньги не являлись целью преступления +
в) из-за страха быть разоблаченным
г) спрятав деньги, он не смеет вспомнить место тайника.

Читайте также:  Бжу разрыхлитель для теста

8. Кто является двойником Раскольникова?
а) Разумихин
б) Лебезятников +
в) Заметов

9. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы.
а) Он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре.
б) Он хочет поскорей обогатиться и поправить свое материальное положение
в) Он хочет отомстить старухе-процентщице за унизительное положение, в котором оказался
г) Он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит (к «наполеонам» или к «материалу»). +

10. Как называется статья Раскольникова, опубликованная в газете? “
а) «О преступлении” +
б) “О наказании”
в) “О жизни и смерти”
г) “О бедности”

11. О каком герое идет речь в описании?
а)…Он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.
Ответ: Р. Раскольников.
б)…Было ей уже 35 лет. Она работала день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась. …И собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, будто вывернутыми ножищами…
Ответ: Лизавета
в) Это была крошечная старушонка, лет 60, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.
Ответ: Алена Ивановна
г) Человек он благонадежный и обеспеченный, служи в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже 45 лет, но он довольно приятной наружности.
Ответ: Лужин

12. Кто здесь живет?
а) «Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух – трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках…»
Ответ: Алена Ивановна
б) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…»
Ответ: Р. Раскольников

Источник

Задания ЕГЭ по литературе по роману «Преступление и наказание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по литературе по роману «Преступление и наказание»»

– Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, – загорячился студент. – Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

– Ну, понимаю, – отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

– Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

– Конечно, она недостойна жить, – заметил офицер, – но ведь тут природа.

– Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», – я ничего не хочу говорить против долга и совести, – но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

– Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

– Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

– Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…

– А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

— Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.

— Как называется разговор двух действующих лиц (в данном случае – студента и офицера) в литературном произведении?

— В репликах студента многократно встречаются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни, тысячи… существований», «тысячи жизней» и др.). Какой художественный троп здесь использован?

— В разговоре студента и офицера указаны важные, типические черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины XIX века широко использовало такой способ отображения действительности?

— Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

— Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?

— В каком городе происходит разговор студента и офицера?

8. Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

9. Какие персонажи русской литературы по своей внутренней сути близки образу старухи-процентщицы? Свой ответ аргументируйте.

Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения. Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

Читайте также:  Предметом международного гражданского процесса является тест

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута.

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

— Укажите термин, которым в литературоведении называют важный элемент композиции, помогающий автору создать эмоциональную атмосферу действия в произведении. (Со слов «С высокого берега открывалась широкая окрестность…» до слов «Раскольников сидел, смотрел неподвижно…».)

— Укажите термин, обозначающий противопоставление жизненных явлений или состояний (например, жизнь Раскольникова – крепость, острог, конвойные – и тот вольный, свободный мир, который видит герой «с высокого берега»: «кочевые юрты», «облитая солнцем степь» и т.д.).

— Назовите средство создания образа Сони, строящееся на описании её внешности: «На ней был её бедный, старый бурнус и зелёный платок. Лицо её ещё носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему…».

— О переменах в героях Ф.М. Достоевский пишет: «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Укажите название средства художественной изобразительности, использованного в этом описании.

8. Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?

9. Какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы возвращались к подлинной жизни?

Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттёрты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», – подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

«Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», – продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он ещё ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

– Что угодно? – строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

– Заклад принёс, вот-с! – И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображён глобус. Цепочка была стальная.

– Да ведь и прежнему закладу срок. Ещё третьего дня месяц как минул.

– Я вам проценты ещё за месяц внесу; потерпите.

– А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

– Много ль за часы-то, Алёна Ивановна?

– А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.

– Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

– Полтора рубля! – вскрикнул молодой человек.

– Ваша воля. – И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл.

– Давайте! – сказал он грубо.

Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. «Должно быть, верхний ящик, – соображал он. – Ключи она, стало быть, в правом кармане носит. Все на одной связке, в стальном кольце. И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. Стало быть, есть ещё какая-нибудь шкатулка, али укладка. Вот это любопытно.

У укладок все такие ключи. А впрочем, как это подло всё. »

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтётся с вас пятнадцать копеек, за месяц вперёд-с. Да за два прежних рубля с вас ещё причитается по сему же счёту вперёд двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек!

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

— Как называется фамилия персонажа, несущая в себе элемент его характеристики (например, фамилия Раскольникова, ассоциирующаяся со словом «раскол»)?

— Установите соответствие между действующими и упоминающимися в этом фрагменте персонажами и элементами их портретов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

— «Молодой человек взял их [часы] и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл». Как называется изображение душевной жизни человека в литературном произведении?

— Как называется литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

— В данном эпизоде Раскольников несколько раз выражает свои мысли, не произнося слова вслух, а как бы обращаясь к самому себе. Назовите этот способ высказывания.

— На отцовских часах, которые принёс Раскольников, был изображён глобус. Как называется выразительная подробность в художественном произведении?

— Укажите жанр, к которому относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Источник