Меню

Тест векслера детский вариант методическое руководство



Методика Векслера: детский вариант

Методика Векслера: детский вариант

Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.

Общие правила проведения тестирования

Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).

Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:

  • Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
  • Оценка памяти, типа мышления;
  • Определение причин плохой успеваемости ребенка;
  • Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
  • Возможность обнаружить нарушения психического развития.

Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.

Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:

  • «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
  • «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
  • «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
  • «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
  • «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
  • «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.

Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.

Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:

Методика Векслера.jpg

  • «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
  • «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
  • «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
  • «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
  • «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
  • «Лабиринт».

В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.

Правила проведения тестирования

Методика Векслера для дошкольников задания.jpg

  • Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
  • Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют. Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
  • Точная формулировка при постановке вопроса.
  • Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
  • Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
  • В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
  • Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
  • Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
  • Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
  • Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).
  • Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
  • Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
  • При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
  • С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
  • Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
  • После знака «?» необходим дополнительный вопрос. Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

Обработка и интерпретация данных

Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.

IQ-показатели по Векслеру:

130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов 2.jpg

Вместо заключения

Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.

Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.

Источник

Тест Векслера для исследования интеллекта детей (WISC)

Тест для измерения уровня интеллектуального развития детей от 6 до 16 лет, основанный на иерархической модели интеллекта Дэвида Векслера. Относится к числу индивидуальных тестов и применяется в исследовательских и практических целях для измерения общих когнитивных способностей. На текущий момент актуальной версией является пятая.

В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, но наиболее популярным в практике является перевод и адаптация А. Ю. Панасюка (1973), под редакцией Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеева (1998). В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера». Авторы исправили некоторые погрешности описания Панасюка и модифицировали некоторые субтесты. Стоит отдельно отметить, что все существующие версии являются адаптацией первых версий оригинальных методик, которые в настоящее время являются в значительной мере устаревшими, и которые никогда не были стандартизированы на российской выборке. Так, при подсчете результатов по методике WISC для перевода полученных сырых баллов в стандартизированные, используются нормативные таблицы оригинальной версии 1949 года.

Проведение и шкалы теста

Тестирование занимает в среднем 60-90 минут и проводится психологом индивидуально. Общая шкала интеллекта Векслера варьирует от 40 до 160 баллов (среднее — 100 баллов, стандартное отклонение 15 баллов).

Тест интеллекта Векслера для детей состоит из 12 субтестов, разделенных на две группы, объединяющие соответственно вербальные и невербальные субтесты. В методическом руководстве субтесты представлены последовательно от 1-го до 12-го, сначала все вербальные, потом — невербальные. Однако практика применения теста Векслера показывает, что лучше чередовать вербальные тесты с невербальными. Несмотря на то, что тест охватывает большую возрастную группу (от 5 до 15 лет 11 месяцев), есть указания на то, что действительно информативными и надежными результаты становятся начиная с 7-8-ми летнего возраста.

История создания теста

Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Бельвю была разработана в 1939 году. По форме и по содержанию эта шкала служит базисной моделью для всех последующих шкал интеллекта. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующих вариантах. Парадокс создания этой шкалы состоит в том, что Дэвид Векслер критиковал предыдущие тесты интеллекта, отмечая, что они разрабатывались для детей и адаптировались для взрослых просто добавлением более трудных заданий того же типа. И что содержание этих тестов не представляло никакого интереса для взрослых.

Однако в 1949 году, разрабатывая шкалу интеллекта для детей, Векслер лишь добавил в шкалу для взрослых более легкие задания. Таким образом, в первой редакции WISC детям, например, предлагалось считать сигары. Третья редакция теста Векслера для детей (WISC-III) была разработана в 1991 году и рассчитана для тестирования детей от 5 до 15 лет.

В 2003 году была разработана 4-я редакция теста интеллекта для детей Д. Векслера. И хотя примерно 70% заданий остались прежними, в новой редакции тест претерпел большие изменения. Во-первых, больше не производится подсчет показателей вербального и невербального интеллекта. Вместо них введены индексы: индекс вербального понимания и индекс перцептивного мышления. Кроме того добавлены индексы рабочей памяти и скорости обработки информации. Во-вторых, в 4-й редакции теста 15 субтестов и только 10 из них присутствовали в предыдущей редакции. Появились 3 новых субтеста (Picture Concepts, Letter-Number Sequencing, Matrix Reasoning) и 2 новых дополнительных субтеста (Cancelation and Word Reasoning). Два субтеста из 3-й редакции не вошли в новую редакцию теста («Последовательные картинки» и «Складывание фигур»).

В 2014 году была опубликована 5 редакция теста, в которой были введены дополнительные субтесты, позволяющие высчитать дополнительные показатели: количественный показатель рассуждений, показатель слухоречевой рабочей памяти, невербальный показатель, показатель познавательной активности и показатель общих способностей. Изменилась также возрастная группа, на которую рассчитан тест (с 6 до 16 лет).

Читайте также:  Затенением переднего средостения рентгенологически проявляются заболевания тест

Со времени выхода в свет первых шкал Векслера было предложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования. В некоторых исследованиях для оценки интеллекта используются всего два субтеста «Словарный» и «Кубики Кооса», как наиболее показательные в вербальной и невербальной части.

Однако, несмотря на высокую валидность кратких форм, психодиагносты не рекомендуют их использовать за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

Примечания к тесту

Для многих субтестов (за исключением субтестов «Понятливость», «Повторение цифр», «Недостающие детали» и «Складывание фигур») вся возрастная группа, на которую рассчитан тест, делится на две подгруппы: до 8 лет и начиная с 8 лет не подозреваемых в задержке интеллектуального развития. Если первой подгруппе задания в субтестах предъявляют начиная с первого, то для второй начало отсрочено (самые простые задания в субтестах не используются, по крайней мере, с самого начала). В субтесте «Шифровка» этим двум подгруппам дают разные варианты заданий.

В ряде случаев при проведении теста допускается оказание строго дозированных видов помощи. Возможны и подсказки для первых заданий субтестов. Так, в субтесте «Сходство» в случаях неправильных ответов предоставляются подсказки: для первого задания (лимон кислый, а сахар …сладкий); и для пятого задания (для детей старше 8 лет) психолог поясняет «кошка и мышка — это животные». Для последующих заданий этого субтеста подсказки не предусмотрены. Следует отметить, что в руководстве точно определено, для каких заданий можно давать подсказки и в какой форме они должны быть представлены. Это существенный момент стандартизации процедуры.

Одна из особенностей инструкций в этом тесте — это подробные указания относительно того, когда и какие вопросы следует задавать испытуемому, если его ответ неясен или недостаточен. Приводятся дословные формулировки этих вопросов. Дополнительный вопрос задается только в том случае, если ответ ребенка невозможно оценить в 0 или 1 балл; если же ответ находится между 1 и 2, дополнительный вопрос не задается и ответ оценивается в 1 балл. При этом форма вопроса должна быть самой общей: «Скажи мне что-нибудь еще» или «Расскажи мне что-нибудь еще об этом».

Кроме того, в руководстве теста даются очень четкие указания по оцениванию ответов. В инструкции к каждому субтесту сначала предоставляются общие критерии оценок, а затем для каждого задания разъясняются специфические правила, на которые следует опираться при оценивании; приводятся примеры ответов. Так, в субтесте «Понятливость» для четвертого задания («Чтобы ты маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться?») общие принципы оценки разъясняются следующим образом: 2 балла даются в случаях, если ребенок проявляет собственную активность, т. е. сам принимает решение или сам пытается исправить предлагаемую в вопросе ситуацию («Успокою или займу чем-нибудь или остановлю его. Объясню ему, что так нельзя. Переведу в шутку»). В 1 балл оцениваются такие ответы: «попрошу кого-нибудь остановить его», «скажу маме», «поставлю в угол». В 0 баллов оцениваются ответы следующего типа: «повалю и буду держать его», «оттолкну», «дам сдачи».

Недостатки теста

Одним из недостатков всего теста, а особенно вербальных субтестов является не постепенное, а поэтапное усложнение вопросов, что может привести к фрустрации ребенка, в первую очередь это касается дошкольников. Например, в субтесте «Осведомленность» тестирование можно прекратить после пяти неудач подряд, однако, последним вопросом, на который правильно может ответить среднестатический дошкольник является вопрос о временах года, в то время как по инструкции ему могут задаваться вопросы вплоть до: «Почему нефть или масло плавают на воде, а не тонут?». Это же замечание касается субтестов «Понятливость», «Арифметический», «Сходство» и других.

Последняя адаптация теста была в 1991 году и естественно, что есть «неработающие» вопросы, на которые не могут ответить современные дети. Серьезные проблемы у детей вызывает 26-й и 23-ий вопросы субтеста «Осведомленность»: «Кто открыл Южный полюс?» и «Из чего получают скипидар?»

В Субтесте «Понятливость» практически никто не может ответить на 13-й вопрос: «Почему мы выбираем депутатов парламента?» В этом же субтесте есть неудачные вопросы, требующие предсказать свое поведение в маловероятных ситуациях, такие, как: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?» и «Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?»

В Субтесте «Словарный» было отмечено ложное понимание слов «катакомбы» (дети уверены, что это что-то вроде бомбоубежищ), «ирония» (смысл слова искажен прекрасным фильмом Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром»; дети так отвечают на вопрос: Что такое «ирония»? — это «судьба», или даже идут дальше, добавляя «с легким паром».).

В Субтесте «Недостающие детали» не совсем удачны рисунки «зонтика» и «человека в шляпе».

Применение теста интеллекта Д. Векслера для оценки интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Многие специалисты считают, что тест интеллекта Векслера не подходит для измерения уровня интеллекта детей с РАС, поскольку не учитывает особенностей этой группы, в частности асинхронию развития многих способностей, а также то, что значительная часть детей невербальны и не может ответить на вопросы в субтестах вербальной серии. Тем не менее, оценка интеллектуального развития важна для детей с РАС, поскольку знания интеллектуальных способностей ребенка могут стать основой для понимания наблюдаемого поведения и функционирования в других областях [5]. Специалисты редко ограничиваются только исследованием интеллекта ребенка. Чаще всего тест интеллекта, наряду с тестами адаптивного поведения и академических достижений, помогают в диагностике РАС. Кроме того, поскольку дети с РАС обычно показывают большую изменчивость когнитивных навыков, чем типично развивающиеся дети, возможность сопоставить профиль интеллектуального развития с оценками по тестам адаптивного поведения чрезвычайно ценна. Результаты тестирования дают полезную информацию относительно сильных и слабых сторон когнитивных навыков ребенка, включая информацию о том, действительно ли наблюдаемые различия статистически значимы.

Несмотря на сильные стороны теста интеллекта для детей Векслера, этот тест подходит далеко не всем детям с РАС: для детей младшего возраста с интеллектуальными нарушениями эффект пола скорее всего не позволит увидеть сильные и слабые стороны развития когнитивных навыков ребенка. Этот тест не рекомендуется также использовать для детей, не пользующихся устной речью и для детей, которые не могут работать в ограниченном временном диапазоне.

Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН

(1) «Диагностика структуры интеллекта: тест Д.Векслера — детский вариант», методич. рук-во., состав. Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеев, «Иматон», С-Пб., 1998. (2) Дружинин В.Н. Психология общих способностей, Латерна Вита, Москва, 1995. (3) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб: Питер, 2002 (Серия «Мастера психологии»). (4) Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2003. (5) Ozonoff S., Goodlin-Jones B. L., Solomon M. Evidence-based assessment of autism spectrum disorders in children and adolescents //Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2005. – Т. 34. – №. 3. – P. 523-540. (6) Volkmar F. R. Encyclopedia of autism spectrum disorders. – New York : Springer, 2013.

Источник

Тест векслера детский вариант методическое руководство

Виталий (221 дн. назад)

0685282647 прошу позвонить

Здравствуйте, какая цена?

Людмила Федосова (1 г. назад)

В четверг, 12.12.19., с 10:00 до 13:00 в МАУПе, корпус 23, кабинет 31. 300 грн занятие. Вопросы и[. ]

Тест Векслера/Детский вариант/Обработка и интерпретация данных

Обработка и интерпретация данных

Правила численной обработки данных тестирования.

  1. Определение исходных оценок по субтестам. По окончании тестирования следует по правилам, изложенным выше, численно оценить ответы испытуемого. Исходной оценкой субтеста является сумма оценок, полученных испытуемым за ответы данного субтеста. Исходные оценки вписываются в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
  2. Отнесение испытуемого к возрастной группе. Для использования таблиц перевода исходных оценок в шкальные, необходимо отнести испытуемого к какой-либо из возрастных групп, условно выделенных Д. Векслером. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычисляется возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования. Так, если возраст испытуемого равен 9 годам 11 месяцам и 25 дням на момент обследования, то его возраст принимается условно равным 9 годам и 11 месяцам (см. приложение 4). Соответственно преобразование исходных оценок в шкальные должно проводиться по таблицам возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев».
  3. Определение шкальных оценок по субтестам. В таблицах перевода исходных оценок в шкальные оценки (см. Нормативные таблицы) для краткости изложения вербальные и невербальные субтесты обозначены своими порядковыми номерами. Эти номера вместе с названиями субтестов указаны в регистрационном листе к методике диагностики интеллекта. Шкальные оценки (от 0 до 20 баллов) на вертикальных сторонах таблиц. Исходные оценки по субтестам расположены столбиком непосредственно под номером субтеста. Обратимся к примеру из приложения 4. Открыв таблицы перевода оценок возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев», увидим, что исходная оценка в 13 баллов по субтесту № 1 (Осведомленность) соответствует шкальной оценке в 11 баллов. Исходная оценка по субтесту № 2 (Понятливость), равная 11 баллам, соответствует шкальной оценке в 10 баллов. Аналогичным образом определяются шкальные оценки по всем субтестам, предъявлявшимся испытуемому. Эти оценки заносятся в графу «Шкальная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
  4. Построение профиля шкальных оценок. Шкальные оценки испытуемого наносятся кружками в левую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа. После соединения кружков соединительными линиями образуется условная ломаная линия, называемая профилем шкальных оценок или профилем интеллектуального развития. Общий уровень (высота расположения) интеллекта, ведущие и «западающие» у испытуемого интеллектуальные функции профиль выражает в наглядной форме, удобной для интерпретации.
  5. Определение сумм вербальных и невербальных оценок. С целью установления итоговых показателей методики предварительно вычисляются суммы шкальных оценок по вербальным субтестам. При вычислении этих сумм следует иметь в виду, что, как указывалось выше, таблицы определения итоговых показателей составлены для случая, когда при тестировании использовались основные субтесты (№№ 1-5 в вербальном наборе и 7-11 в невербальном). Т.е. результаты тестирования испытуемого следует в случае необходимости сначала свести к форме тестирования основными субтестами. В таблице перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму приняты следующие обозначения: «Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные и невербальные субтесты. «Шесть субтестов» — «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, который тестировался по всем шести вербальным или невербальным субтестам. «Четыре субтеста» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими-то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов.
  6. Определение итоговых показателей методики. Для определения итоговых показателей используются только стандартизованные («истинные») суммы шкальных оценок. Таблица вычисления итоговых показателей (см. Таблица вычисления итоговых показателей) предполагает раздельное определение вербального, невербального и общего IQ. В графах «Сумма оценок» обозначены стандартизованные суммы шкальных оценок испытуемого. Для вычисления общего показателя IQ используется сумма вербальных и невербальных оценок. Для примера из приложения 7 сумма оценок для вербального показателя равна 53 баллам, для невербального – 51 баллу, для общего – 53+51 = 104 баллам. Этим суммам соответствуют итоговые показатели в 104, 101 и 103 балла, вписываемые в правую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа.
Читайте также:  Укажи годы великой отечественной войны тест окружающий мир

Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта, при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенных Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А.Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которыми им предложено дополнение к таблицам Векслера:

Невербальный IQ

Психологическая характеристика субтестов

Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого (WAIS) и детского (WISC) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте. Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта (фактор «g»), т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.

За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики:

1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности; 2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта.

Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным. Невербальный показатель методики WISC отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.

  • Субтест № 1 «Осведомленность». Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения субтеста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за «Осведомленность» характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ.
  • Субтест № 2 «Понятливость». Включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. В отличие от субтеста № 1 в «Понятливости» находит свое выражение актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений.
  • Субтест № 3 «Арифметический». Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Задачи такого типа имеются во всех интеллектуальных тестах.
  • Субтест № 4 «Сходство». Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Фактически «Сходство» является упрощенным вариантом методики сравнения понятий, в котором задача испытуемого ограничивается лишь установлением сходства. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию развитого понятийного мышления. Оценки по «Сходству» информативны в отношении вербального и невербального интеллекта.
  • Субтест № 5 «Словарный». Предполагает свободное оперирование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словесный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного при раскрытии смысла слова. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности».
  • Субтест № 6 «Повторение цифр». Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объема памяти. По сравнению с другими субтестами «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим IQ. По мнению Д. Векслера, неспособность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии.
  • Субтест № 7 «Недостающие детали». Направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого.
  • Субтест № 8 «Последовательные картинки». Требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль играют здесь перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий. Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, выявленным субтестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.
  • Субтест № 9 «Кубики Косса». Наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением.
  • Субтест № 10 «Складывание фигур». По аналогии с «Кубиками Косса» обнаруживает умение соотнести части и целое. Решение субтеста связано с формированием идеального эталона. Однако идеальный образ фигуры не является достаточным для успеха. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося отдельные части в структуре целого. В выполнение субтеста включены эвристические компоненты мышления.
  • Субтест № 11 «Шифровка». По числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным. Успешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов.

Психологическую характеристику субтеста «Лабиринты» можно извлечь из матриц субтестов корреляций, составленных Д. Векслером. В соответствии с изложенными там данными «Лабиринты» взаимосвязаны прежде всего с двумя вербальными («Осведомленность» и «Сходство») и двумя невербальными («Кубики Косса» и «Последовательные картинки») субтестами. Причем характерно, что в диапазоне от 7 до 13 лет обусловленность оценки за выполнение «Лабиринтов» вербальными субтестами увеличивается, а невербальными сокращается.

  • Субтест № 12 «Лабиринты». Предположительно выделяет аналитико-синтетические способности ребенка; его умение последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти. Наличие связи выполнения «Лабиринтов» с оценками за вербальные тесты показывает, что определенную роль здесь играют также навыки словесного формулирования стратегии действий испытуемым.
Читайте также:  Важнейшим элементом политической системы общества является тест

При анализе показателей IQ целесообразно специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий не столь сильно зависит от наличия у ребенка определенного запаса знаний, и может поэтому фиксировать «зону ближайшего развития», «потенциальные возможности интеллекта» в целом. По мнению Н. Дубровиной невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, поскольку невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта. Причем эта роль постепенно увеличивает свое значение после 5-8-летнего возраста.

Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки IQ не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением IQ добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.

Источник

Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился. В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше.

Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если онутомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие :

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа — 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 — весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов.

Субтесты невербальной части :

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

2. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения — 20 секунд.

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

  • 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения;
  • 120–129 баллов — высокий IQ — у 6,7%;
  • 110–119 баллов — хорошая норма — у 16,1% населения;
  • 90–109 баллов — средний IQ — у 50%;
  • 80–89 баллов — плохая норма — у 16,1% населения;
  • 70–79 баллов — пограничная зона — у 6,7%;
  • 69 баллов и ниже — умственный дефект — у 2,2% населения;

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государстенного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году.

В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.

Источник