Меню

Тест цветовых выборов люшера цель

Тест цветовых выборов люшера цель

Полякова Евгения Дмитриевна

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

С помощью данного теста можно определить эмоциональное самочувствие ребенка не только в данный момент, но и выявить предпочитаемое эмоциональное состояние, а также его оценочное отношение к детскому саду, семье, предстоящей учебе в школе и т.д (приложения 1-8).

Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности (отношения) к :

ü уровню комфортности ребенка в детском саду;

ü к предстоящему школьному обучению;

ü ситуации в семье;

ü к детскому саду в период адаптации

Скачать:

Вложение Размер
test_lyushera.docx 71.01 КБ

Предварительный просмотр:

Е. Д. Полякова, педагог-психолог

МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.

Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Данный тест состоит из стимульного материала ( восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий
  2. зеленый явно предпочитаемые цвета
  3. красный предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый нейтральные цвета
  6. коричневый
  7. черный негативные цвета
  8. серый (нулевой)

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных — со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй — действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .

3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.

1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.

Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия )

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый — на последних позициях

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда)

Источник



Все, что вы хотели знать о цветовом тесте Люшера

Все, что вы хотели знать о цветовом тесте Люшера

Для чего создан тест Люшера?

Тест Люшера используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков. Идея автора основана на том, что восприятие цвета не является субъективным, а универсально, в то время как цветовые предпочтения наоборот субъективны и способны диагностировать текущее состояние человека.

Этот тест очень легок и быстр в прохождении, и одновременно считается «глубинным», созданным для специалистов, психиатров, психологов и врачей. Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, который вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект.

Он является проективной методикой и основан на том, что выбор цвета зачастую отражает направленность человека на определенного рода деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.

История теста

Созданный Максом Люшером еще в середине XX века, тест поначалу не встретил одобрения среди научного общества, однако же со временем его идеи набрали популярность. Первый вариант теста опубликован в 1948 году, а в 1970 году вышло руководство к нему. Также основы метода цветодиагностики Люшер осветил в своих книгах «Сигналы личности» и «Четырехцветный человек». В основу теста легли 4500 цветовых тонов, которые он подбирал самостоятельно.

Полный и легкий сокращенный варианты теста Люшера

«Клинический цветовой тест Люшера»

Это семь цветовых таблиц, громоздкий вариант, который применяется в тех случаях, когда в нем действительно возникает необходимость. Цвета этих семи таблиц следующие:

  • «серый»;
  • «8 цветов»;
  • «4 основные цвета»;
  • «синий»;
  • «зеленый»;
  • «красный»;
  • «желтый».

«Быстрый» или «Сокращенный тест Люшера»

Лаконичный и удобный тест с восемью рядами цветов:

  • серый (0);
  • темно-синий (1);
  • сине-зеленый (2);
  • красно-желтый (3);
  • желто-красный (4);
  • красно-синий или фиолетовый (5);
  • коричневый (6);
  • черный (7).

«Метод цветовых выборов»

В 2010 году Собчик Людмилой Николаевной был предложен адаптированный вариант сокращенного теста — «Метод цветовых выборов» (МЦВ). Так она прокомментировала свою работу:
« терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса».

Автор теста

Макс Люшер (M. Luscher) родился 9 сентября 1923 года в Швейцарии в городе Безель. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию, психотерапевтические методы. В 1949 году успешно защитил свою диссертацию по философии и психологии «Цвет как инструмент психодиагностики». Основной деятельностью Люшера является проведение обучающих семинаров для психологов психотерапевтов, поддержка научных исследований в области цветовой диагностики, а также чтение лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии. Был почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуе.

Цветовой тест Люшера

Возможности теста Люшера

  1. Поможет определить наличие и причины психологического стресса.
  2. Укажет на настоящее состояние человека, а не на желаемое.
  3. Позволит произвести быстрый и глубокий анализ личности.

Инструкция к прохождению теста Люшера

Сама процедура тестирования очень проста: испытуемый раскладывает карточки с цветами по убыванию степени его личной, субъективной приязни к ним. При прохождении теста следует отвлечься от любых ассоциаций и общепринятых вкусов, только ваше личное отношение.

Считается, что при тестировании следует использовать только оригинальные цветовые карточки, что впрочем не мешает проходить его на компьютере — проведенные исследования не показали значительной разницы в результатах.

Пройдите современный аналог теста Люшера прямо сейчас!

Для того, чтобы сделать это, нет нужды ни в каких-либо дополнительных действиях — просто берете и проходите! Простой и понятный интерфейс нашего сайта позволит сделать это в считанные минуты.

colorful-reminders.jpg

Расшифровка результатов теста Люшера

Каждый цвет обозначает конкретную потребность:

  • серый (0) — в ограждении, создании границы;
  • синий (1) — в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
  • зеленый (2) — в самоутверждении, желание нравиться;
  • красный (3) — в активных действиях, добиваться успеха;
  • желтый (4) — в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
  • фиолетовый (5) — в самоидентификации;
  • коричневый (6) — в свободе от напряжения, уюте;
  • черный (7) — в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.

Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.

Зарегистрируйтесь на нашем сайте и сохраните результат!

Почему бы не вернуться к результатам пройденного сегодня теста позднее и не сравнить их с новыми? Регистрация не отнимет у Вас много времени, а результаты всех тестов, пройденных на нашем сайте, всегда будут под рукой.

Источник

Тест Люшера

тест люшера

Тест цветопередачи был разработан психологом из Швейцарии — Максом Люшером, в конце сороковых годов двадцатого века. Так тест и получил свое название — в честь создателя.

Путем проведения опытом и психологических экспериментов Макс Люшер выяснил, что выбор цвета способен дать характеристику эмоционального состояния человека. Он показывает предрасположенность испытуемого к определенной деятельности, настроение, функциональное состояние и наиболее постоянные черты характера человека.

Стоит отметить, что предпочтение того или иного цвета происходит бессознательно. Именно поэтому тест Люшера дает представление об истинном состояние человека.

Значения цветов , с точки зрения психологической интерпретации, определялись в ходе разностороннего исследования многочисленной группы испытуемых.

Тест цветопередачи

Цвет — это невероятно сильное средство воздействия на эмоциональное состояние человека. Его сила заключается в том, что он способен “обходить” оборонительные механизмы нашего сознания и действовать на неосознанном уровне.

Главным преимуществом теста цветопередачи, то есть теста Люшера является то, что он показывает настоящее эмоциональное состояние человека. В то время как итоги многих других психологических тестов говорят скорее о том, каким человек себе представляется. Но зачастую не является.

Тест цветопередачи

Описание методики проведения теста Люшера

Методология проведения теста Люшера достаточно проста. Она основывается на восприятии предлагаемых цветов.

Предлагается раскладка, состоящая из восьми цветов.

Представлены карточки с синим, зеленым, красным, желтым, фиолетовым, коричневым, черным и серым цветами.

Тестируемый должен расположить разложить цвета в по порядку, исходя из того, что первым будет тот цвет, который больше всего импонирует в данный момент. Далее менее нравящийся цвет. Должна получиться персональная палитра цветов от наиболее привлекательного к наименее.

Так будет выглядеть прохождение краткого теста Люшера.

Полный цветовой тест Люшера состоит из семи таблиц. В таблицах пять, восемь и двенадцать цветов.

Важным условием проведения тестирования является наличие естественного дневного освещения, но отсутствие попадания прямых солнечных лучей на карточки.

Значения цветов

Синий

Синий цвет символизирует покой, душевное спокойствие.

  • Если “нравится”. Стремление к покою, согласию, пониманию, сочувствию. Означает, что человек находится в гармонии с самим собой. Испытывает эмоциональный комфорт, спокойствие, мягкость, даже мечтательность. Настроен на общение.
  • Если “не нравится”. Беспокойство. Суетливость. Отсутствие романтических привязанностей, связей. Указывает на недовольство имеющимся партнером. А возможно, что разрыв близких отношений уже произошел. Совсем недавно. Человек одинок и растерян.

Синий

Зеленый

Цвет “мягкой силы” и “гибкости ума”.Смелость, целеустремленность — главные характеристики сторонников зеленого цвета.

  • Если “нравится”. Уверенность в себе, граничащая с самоуверенностью. Человек, отдавший предпочтение зеленому, находится на пике собственных сил и самоуважения.
  • Если “не нравится”. Состояние фрустрации. Испытуемый страдает от недостатка внимания. Самолюбие уязвлено. Силы на исходе.

Зеленый

Красный

Символизирует жизненную силу. Наполненность. Активная жизненная позиция. Вовлеченность в происходящее. Стремление к получению эмоций.

  • Если “нравится”. Означает сильное эмоциональное возбуждение. Символизирует приподнятое настроение. Выражает ярое стремление к достижению успеха. Напористость, граничащую с агрессией.
  • Если “не нравится”. Характеризует человека, переживающего сильный стресс . Перевозбуждение и раздражение. Вследствие переизбытка негативных эмоций возникает опустошенность, бессилие и утомление.

Красный

Желтый

Желтый цвет выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию. Наполненность радостными надеждами. Изменчивость в том случае, когда отсутствует последовательность и планомерность.

  • Если “нравится”. Выбор в пользу желтого цвета говорит о надежде или ожидании большого счастья. О стремлении к новым перспективам. Человека, выбравшего желтый цвет, переполняет оптимизм. Его сердце “предчувствует” перемены и стучится быстрее. Символизирует готовность к предстоящим переменам.
  • Если “не нравится” . Эмоциональное состояние постоянно меняется. То резкий подъем, то такой же неожиданный спад. Как правило, это связано с пережитым разочарованием. Наступает отчаяние. Развивается недоверчивость и подозрительность.

Желтый

Фиолетовый

Фиолетовый цвет олицетворяет мечтательных личностей. Указывает на склонность выдавать желаемое за действительное. С одной стороны, жизнь, полная иллюзий, выступает своего рода защитным барьером от серых будней и негативных эмоций. С другой — уход от реальности может означать неприятие действительности вследствие закомплексованности, неуверенности в себе и собственных силах.

  • Если “нравится”. Характеризует игривое настроение испытуемого. Человек настроен на флирт. Стремиться понравиться. Ищет поддержки или комплимента. Настроение ровное, но далеко не спокойное.
  • Если “не нравится”. Неприятие фиолетового цвета в моменте означает желание спрятаться от излишнего внимания. Человек явно не настроен на романтические приключения. Скромен. Сдержан. Чувства и поведение под строгим внутренним контролем.

Фиолетовый

Коричневый

Коричневый цвет символизирует переживаемый кризис. Пассивность.

  • Если “нравится”. Человек, остановивший свой выбор на коричневом цвете, испытывает эмоциональную усталость, стремится к отдыху. Нуждается в психологической стабильности. Испытывает незащищенность. Ищет “безопасное” место.
  • Если “не нравится”. “Нервы натянуты как струны”. Раздражительность. Отрицание собственных психологических и физиологических потребностей. Непринятие слабостей.

Коричневый

Черный

Черный цвет в данном контексте символизирует сгусток негативных эмоций граничащий с полным опустошением. Стремление к разрушению и уничтожению.

  • Если “нравится”. Враждебность. Негатив. Полное неприятие, отказ от удовольствий. Наполненность агрессией. Люди, остановившиеся на выборе черного цвета, способны “взорваться” в любую секунду. Готовы “крушить и ломать” все вокруг.
  • Если “не нравится”. Испытуемый воспроизводит внешнее спокойствие и уверенность. Но это показное. На самом деле внутри прячется агрессия. Ее питает отрицание и самобичевание.

Черный

Серый

Серый цвет символизирует пустоту. Нейтральность. Характеризует пограничное эмоциональное состояние.

  • Если “нравится”. Человек, выбирающий серый цвет, находится в поисках опоры. Партнера, на которого можно положиться. Испытывает острое желание “укрыться” от существующей реальности. Ищет пристанище для обретения душевного покоя и равновесия. Прячет истинные чувства, демонстрируя безразличие и безучастность.
  • Если “не нравится”. Отказ от серого цвета символизирует активность. Человек словно “заряжен” энергией. Излучает бодрость и настойчивость. Полностью проактивен. Вовлечен в происходящее “здесь и сейчас”. Имеет четкую цель. Видит пути ее достижения.

Серый

Для чего используется тест Люшера?

Тест Люшера является одним из наиболее популярных в психологии. Его широко используют психологи для составления эмоционального портрета пациента.

Потенциальные работодатели тестируют кандидатов по методу Люшера для того, чтобы понять его готовность к работе и выявить предрасположенность к той или иной сфере деятельности.

Немаловажную роль играют маркетинговые исследования, применяющие данную методику. Основываясь на цветовых предпочтениях целевой аудитории, маркетологи разрабатывают этикетки, баннеры и прочую рекламную продукцию.

Критика теста Люшера

Тест Люшера — это неплохой инструмент психоанализа личности в умелых руках опытного психолога. Но! Его результаты нельзя считать непоколебимой истиной.

Данное цветовое тестирование дает довольно обобщенную характеристику, которая, по сути, может подойти любому человеку.

Подобное искажение воспринимаемой информации называется эффектом Барнума. Люди склонны принимать расплывчатую, обобщенную характеристику как точное описание собственной личности.

“Они словно заглянули в самые потаенные уголки моей души!”. “Именно так я себя сейчас и ощущаю!”. Подобные фразы частенько звучат от людей, регулярно занимающихся различными психологическими тестированиями.

Люди любят говорить о себе. Людям нравится интерес к собственной персоне. Отсюда и склонность к неправильному восприятию информации.

Наиболее ярким примером эффекта Барнума является вера людей в гороскопы. Вероятность прогнозов которых примерно пятьдесят на пятьдесят.

Так и с результатами тестирования по методике Макса Люшера. Что-то вполне может совпасть, но не стоит придавать тесту слишком серьезное значение.

Тест Люшера — это доступный и достаточно интересный способ узнать что-то новое о себе и других. Он достаточно простой и не отнимает много времени.

Но нельзя забывать о том, что это больше про развлечение нежели про глубинный анализ психологии личности.

Поэтому и к его результатам следует относится спокойно.

Расширяйте свой кругозор! Узнавайте больше о себе и окружающем мире! Ведь общая эрудиция еще никому не навредила

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера)

Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера)
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Тест Люшера — это цветовая диагностика состояний человека
Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Это т.н. «глубинный» тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

При опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко освещенном.
После первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого, используя общепринятую символику:
1 — темно-синий цвет; 2 — сине-зеленый; 3 — оранжево-красный; 4 — желтый; 5 — фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — черный; 0 — серый цвет.
Для условного обозначения положения цветов в разных позициях используются следующие обозначения:
Явное предпочтение — «+» (знак сложения). Предпочтение цвета — «х» (знак умножения). Безразличие к цвету — «=» (знак равенства). Антипатия (или неприятие) — «—» Знак вычитания.

Значения восьми позиций. После того как все 8 цветов расположены в порядке предпочтения и обозначены соответствующими знаками, можно выделить следующие отношения или функции:
1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).
5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.
7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. — Значения восьми цветов:

  1. Синий — потребность в покое.
  2. Зеленый — потребность в самоутверждении.
  3. Красный — потребность в целенаправленной активности.
  4. Желтый — потребность в спонтанной активности.
  5. Фиолетовый — победность красного и капитуляцию синего.
  6. Коричневый — чувственную основу ощущений.
  7. Черный — отрицание красок жизни и самого бытия.
  8. Серый — укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание [213. С. 105—108].

Разметка выборов. При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.

Пример:
1-й выбор — 31542687
2-й выбор — 35142678
Группирование выполняется следующим образом:
3 1 5 4 2 6 8 7
3 (5 1) (4 2 6) (7 8)
+ х х = = = — —
Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
  2. Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
  3. Последняя группа (или одна цифра) помечается «—».
  4. Все остальные цвета помечаются знаком «=».

Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.
Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:
+ + х = = — — —
5 1 3 4 2 6 8 7
3 5 1 4 2 7 6 8
+ х х = = = — —
Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.
Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:

+ + — —
+ х х = = = = —
5 1 3 4 8 6 2 7 1-й выбор
3 1 5 4 8 7 2 6 2-й выбор
+ + х = = = =_ —

В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х x5, =4=8, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).

Тревоги и компенсации. Четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности, поэтому в случае нормального протокола теста эти цвета должны находиться в начале ряда либо в пределах первых 5 мест. В том случае когда они расположены иначе, это указывает на наличие какого-либо физиологического или психологического отклонения, которое тем серьезнее, чем ближе к концу ряда помещен основной цвет.
Когда один из основных цветов (синий, зеленый, красный или желтый) занимает одну из 3 последних позиций ряда (6-, 7-или 8-ю), это указывает на неприятие, и данный цвет помечается знаком «—». Любой цвет, стоящий в ряду после отмеченного, также должен быть отмечен знаком минус («—»). Другими словами, если основной цвет занимает, например, 6-ю позицию, то цвета, стоящие на 7-й и 8-й позициях, также помечаются знаком «—». Все цвета, символизирующие в этом случае источники тревоги, сопровождаются дополнительными знаками — буквой «А» (сокращение от англ. anxiety — тревога).
Пример:
. 3 6 7
А А А
Независимо от степени осознанности источник стресса вызывает компенсирующее поведение, характер которого символизирует цвет, помещенный на первую позицию. Данный цвет обозначает ведущий способ компенсации в тех случаях, когда отвергается какой-либо основной цвет. Чтобы обратить на это внимание, когда в конце ряда предпочтений есть пометка «А», цвет, занимающий первую позицию, помечается буквой «С» (сокращение от англ. compensation — компенсация).
Пример: 4 . 8 7 2
+ = — —
С А
В ситуациях когда предпочтения отдаются ахроматическим цветам — коричневому (6), серому (8) или черному (7), это может означать негативное отношение к жизни. Если один из даннных цветов занимает какую-либо из трех первых позиций, то можно говорить о том, что указанная компенсация не является «нормальной» и выражает в некотором смысле степень «утрированности» поведения. Такие цвета, а также цвета, стоящие на предшествующих позициях, следует пометить знаком «+» и буквой «С».
Пример:
3 4 8
+ + +
С С С
В некоторых случаях, когда серый, коричневый или черный цвета занимают одну (или несколько) из трех первых позиций и в то же время на позициях 6-, 7- и 8-й нет ни одного из основных цветов, цвет, стоящий в 8-й позиции, следует рассматривать как символизирующий тревогу. Он должен быть отмечен буквой «А».
Пример:
3 4 8 . . 6 5 7
+ + + —
С С С А
Иными словами, если есть тревога, то должна быть компенсация и, наоборот, если есть компенсация — должна быть тревога.
Интенсивность тревоги и компенсации. Психологический или физиологический дефект, вызывающий тревогу, считается относительно слабым, если основной цвет находится на 6-й позиции, и более серьезным, когда такой цвет занимает 8-ю позицию. Это позволяет говорить об интенсивности тревоги. Мы будем помечать восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники тревог, в соответствии со следующими правилами:

  1. Если основной цвет занимает 6-ю позицию — один !.
  2. Если основной цвет занимает 7-ю позицию — два !.
  3. Если основной цвет занимает 8-ю позицию — три !.

Пример:
. . . . . 2 4 3
— — —
А А А
! !! !! !
Таким образом, интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!».
Аналогичный способ используется и для фиксации и измерения степени компульсивности, связанной с компенсациями. При этом помечают восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники компенсаций, руководствуясь следующими правилами:

  1. Если компенсация символизируется каким-либо основным цветом или фиолетовым — данные позиции не помечаются.
  2. Если серый, коричневый или черный занимает 3-ю позицию – один !.
  3. Если серый, коричневый или черный занимает 2-ю позицию — два !.
  4. Если серый, коричневый или черный занимает 1-ю позицию — три !.

Пример:
7 8 6 . . . . .
+ + +
С С С
. !! !
После того как в протоколе опроса проделаны обычные операции (группирования и разметки функций), соответствующие позиции необходимо пометить буквами «С» и «А» и согласно приведенным выше правилам расставить восклицательные знаки «!», подсчитать их количество в первом и втором выборе.
Пример:

Источник

Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей

Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей.

Тест опубликован в 1948г. Это проективная методика исследования личности. Метод основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов.

Тест Люшера — проективный тест, предназначенный для исследования личности путем анализа ее субьективных предпочтений при выборе цветовых стимулов.

Стимульный материал состоит: из разноцветных квадратов.

Полный набор – 73 квадрата 25 различных цветов и оттенков.

Обычно используется неполный набор из 8 цветов.

Метод применяется в профориентации и консультативной практике.

Восьмицветовой тест Люшера состоит из 4-х основных цветов

  • (темно-синего, сине-зеленого, оранжево-красного, желтого)
  • и 4-х дополнительных цветов (фиолетового, коричневого, черного и серого).

Каждый цвет имеет свой номер и символизирует определенные потребности, эмоциональные состояния и основные способы компенсации, фрустрации неудач.

Синий цвет символизирует спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, упорство, иногда упрямство.

Оранжево-красный – силу воли, агрессивность, наступательность, доминирование, возбуждение, автономность.

Желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

Основные цвета должны занимать первые позиции.

Дополнительные цвета символизируют тревожность, стресс, страхи, огорчения.

Выбор в области основных цветов связан с осознаваемыми тенденциями, а среди дополнительных – со сферой бессознательного.

Таким образом, интерпретируется не столько символика цвета, сколько комбинации цветов и предпочтения, т.е. те позиции, которые занимают основные и дополнительные цвета в выборе испытуемого.

Процедура проведения:

  • Испытуемому предлагают выбрать «самый приятный» цвет, не соотнося его ни с представлениями об одежде (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим. Необходимо выбрать предпочтительный цвет из 8-ми предложенных.
  • Далее испытуемый должен выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и т.д. таким образом, получается ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
  • В интерпретации и анализе результатов важно: какую позицию в выборе испытуемого занимает тот или иной цвет, какие цвета (основные или дополнительные) стоят на первых позициях, а какие – на последних.
  • Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, указывают на цели и способы достижения,
  • Третий и четвертый – предпочитаемыми, указывают на истинное положение вещей, ситуацию, в которой человек себя ощущает, образ действий, который подсказывает сложившаяся ситуация.
  • Пятый и шестой – нейтральными, безразличие, невостребованные в данный момент резервы, бездействующие особенности личности.
  • Седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение, указывают на подавленные потребности.

Тест основан на предположении о том, что:

  • выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
  • тест основан на разработанной Люшером теории личности, имеющей два основных измерения: активность – пассивность и гетерономность – автономность.

Источник

Читайте также:  Причиной почечной колики при опухоли почки является тест