Меню

Тест структуры интеллекта р амтхауэра таблицы

Тест структуры интеллекта р амтхауэра таблицы

Общая инструкция к тесту Амтхауэра «Вы получили задания, в которых логические задачки разбиты на группы. Пока смотреть эти задания не надо. Работать будем следующим образом. Перед каждой группой задачек я буду давать пояснения, как надо их выполнять. Потом мы будем разбирать пример, и только потом, когда я скажу, что можно начинать работать, вы откроете названное задание и начнете решать. На выполнение каждой группы заданий отводится строго определенное время (от 4-5 до 10 минут). Когда время закончится, даже если не успеете решить все задачки, все равно надо будет переходить к следующим задачкам. Даже если будет оставаться свободное время, нельзя возвращаться и доделывать, что не успели. В самих листочках с заданиями ничего писать или рисовать нельзя. Ответы надо проставлять в ответном бланке(показать на доске и на ответном бланке)».

1 субтест Амтхауэра

Инструкция: «Откройте первое задание. Перед вами 10 логических задачек. К каждой задачке приведены пять вариантов ответов. Они отмечены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным. Предположим, что в 1 задачке вы выбрали ответ 3, тогда в ответном бланке в пустую клеточку под цифрой 1 вы пишете 3, во второй задачке выбрали пятый ответ, тогда здесь пишете б, в третьей задачке — первый ответ, тогда здесь ставите 1, и так далее под номером каждой задачки вы проставляете Цифру ответа. Выбрать надо обязательно только один ответ, нельзя написать две или три цифры. Если не знаете, какой ответ выбрать, можно эту задачку пропустить. На все задачки дается 5 минут (для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

Пройдите по классу и проверьте формальную правильность простановки ответов (ответы ставятся в нужной таблице, пишутся цифры, а не крестики и т. д.). Когда останется одна минута, предупредите, что пошла последняя минута. По истечении отведенного времени скажите: «Стоп. Все работу закончили. В пустых клеточках, где не знали, какой ответ выбрать, или не успели решить, поставили прочерки» .Пройдите и проставьте прочерки, если дети это сами не делают, а продолжают решать.

2 субтест Амтхауэра

Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Теперь вам надо будет искать лишнее слово. Будут даны пять слов (они под номерами: 1, 2, 3, 4, 5) . Четыре слова по смыслу будут подходить друг к другу, а одно будет неподходящее. Его номер и надо будет записать в пустой клеточке под номером задачки (показать). Разберем пример (для 5 классов — оба примера, для 6 класса — только второй) . Какое слово лишнее: стол, стул, птица, шкаф, кровать? (Выслушать ответы.) Правильно, птица. А здесь какое лишнее: сидеть, лежать, стоять, идти, стоять на коленях? (Выслушать ответы. Даже если даются только правильные ответы, все равно пояснить, почему правильный ответ «идти», а не, к примеру, «стоять на коленях».) Лишнее слово «идти», так как все остальные слова характеризуют неподвижность, отсутствие движения. Открыли задания раздела 2 (задачки с 11 по 20). Работаете 4,5 минуты (для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

За 1 минуту до окончания сообщите, что пошла последняя минута. Если кто-то выполнит работу раньше времени, похвалите, но предупредите, что смотреть следующие задачки нельзя. Пусть просто сидят и отдыхают. Можно перевернуть их ответный бланк или накрыть книжкой, чтобы сосед по парте не списал. Пока дети работают, напишите на доске пример к 3 субтесту: лес — деревья, луг — ? — сено, корм, куст, трава, пастбище. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и проставили в пустых клетках прочерки.

3 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Разберем пример, как надо будет работать. Будут даны два слова, например: лес — деревья. Эти два слова как-то между собой связаны. Как?(Выслушать ответы.) Правильно, можно сказать, что в лесу растут деревья. Тогда по этому же правилу, какое слово подойдет к слову «луг»: сено, корм, куст, трава, пастбище? Если: лес — деревья, то луг — сено, корм, куст, трава, пастбище? (Выслушать ответы.) Правильно, если в лесу растут деревья, то на лугу растет трава. Еще разберем пример: два слова «темный — светлый» как-то связаны(повторить: темный — светлый), тогда по этому же правилу к слову «мокрый» какое подойдет?(Выслушать ответы.) Правильно, «сухой». Ваша задача состоит в том, чтобы понять, как связаны первые два слова, и по этому правилу подобрать подходящее слово к третьему. Номер слова, выбранного в пару к третьему, надо записывать в следующей полосочке ответного бланка. На работу дается 5 минут(для 5 классов, 4,5 минуты для 6 классов). Можно начинать. Если кто-то не понял, как отвечать, поднимите руку, я подойду и объясню» .(С выполнением именно этого задания дети достаточно часто испытывают трудности.)

Пока дети работают, напишите на доске примеры для 4 субтеста: «нож, яблоко, газета, хлеб, сигара, браслет» и «трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево». За минуту до окончания предупредите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и в пустых клеточках поставили прочерки.

4 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующему заданию. Оно отличается от всех предыдущих тем, что вам в каждой клеточке в ответной полоске надо будет ставить две цифры через запятую, потому что вам нужно будет из шести слов выб­рать два таких, которые можно объединить, так как они относятся к одной группе. Разберем пример: нож, яблоко, газета, хлеб, сигара, браслет. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? Они не должны быть как-то связаны между собой, но их можно отнести к одной группе. (Выслушать ответы.) Правильно: яблоко и хлеб. Их можно отнести к одной группе — продукты питания. Нельзя выбрать «нож» и «хлеб», так как эти два слова связаны: ножом режут хлеб, но не в какую общую группу они не входят. Разберем еще пример: трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? (Выслушать ответы.) Правильно: «рожь» и «пшеница». Они относятся к одной группе — зерновые растения. Понятно, почему нельзя выбрать слова «мука» и «пирог»? Эти два слова связаны: из муки пекут пирог, и ни в какую общую группу они не входят. А почему не подходят «трава» и «дерево»? Ведь эти два слова не связаны между собой и входят в одну группу — растения? Но ведь и рожь, и пшеница тоже растения, и получается, что в группу попадает четыре слова, а не два, как требуется. Всегда надо искать такую группу, чтобы в нее попадало только два слова. И номера этих двух слов нужно записывать (через запятую) в одну клеточку в соответствующей строке таблицы ответов. Работаете 5 минут. Можно начинать работать».

Пройдите по классу, проверьте формальную правильность выполнения. Можно еще раз повторить, что две цифры пишутся в одной клетке.

Бланк ответов к субтестам Амтхауэра

Источник



Тест структуры интеллекта Амтхауэра

logic

Хотели бы вы узнать свой коэффициент интеллекта? Сравнить его с коэффициентами других людей, проследить собственные возрастные изменения? Тест структуры интеллекта Амтхауэра даёт вам такую возможность. Разберёмся, как он устроен, где его можно пройти и зачем это делать.

Читайте также:  Передача возбудителя через третье лицо возможна при тест

А наша онлайн-программа «Когнитивистика» обучит вас 20 техникам мышления и поможет внедрить их в свою жизнь, чтобы принимать качественные, эффективные решения и находить нестандартные подходы к решению задач.

Тест Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра – тест для определения коэффициента интеллекта. Он был разработан немецким психологом Рудольфом Амтхауэром в 1953 году.

Тест состоит из 9 субтестов, результаты которых группируются в коэффициент вербального, конструктивного и математического интеллекта. На основе этих групп выводится общий коэффициент интеллекта – IQ.

С помощью теста структуры интеллекта можно исследовать когнитивные способности людей в возрасте от 13 лет до 61 года. Считается, что методика Амтхауэра обладает высокой надёжностью и валидностью.

Из-за этого тест структуры интеллекта часто используется в ходе профессионального отбора. Он позволяет определить уровень развития логического и комбинаторного мышления, вербального интеллекта, внимания, памяти, пространственного воображения, а также способности оперировать числами.

Поэтому результаты позволяют судить не только об общем уровне интеллекта человека, но и прогнозировать, в какой сфере деятельности он сможет проявить себя лучше всего.

Теперь перейдём к рассмотрению субтестов, составляющих тест Амтхауэра.

Субтесты

Каждый из девяти субтестов включает в себя 16-20 заданий – всего 176. На прохождение всех субтестов отводится суммарно 90 минут (не считая время, потраченное на инструктаж к каждому типу заданий).

Итак, рассмотрим каждый из субтестов и примеры заданий:

Логический отбор

Испытуемому необходимо закончить предложение одним из предложенных слов, опираясь на логическое мышление и общую осведомлённость. Даётся 20 заданий и 6 минут на их выполнение.

Больше всего кролик похож на…

  1. ежа;
  2. зайца;
  3. кота;
  4. белку;
  5. лису.

Исключение лишнего

Во втором субтесте исследуется способность к абстрагированию. Дано 5 слов. 4 из них можно объединить по смыслу. Нужно определить лишнее слово – оно и будет являться ответом. Даётся 20 заданий и 6 минут на их выполнение.

  1. стол;
  2. кресло;
  3. помидор;
  4. шкаф;
  5. стул.

Аналогии

Субтест направлен на изучение комбинаторных способностей. Даётся 3 слова. Первое слово и второе связаны определённым образом. Нужно подобрать четвёртое слово из пяти предложенных вариантов, чтобы оно было связано с третьим так же, как второе с первым. 20 заданий и 7 минут на то, чтобы их выполнить.

Круг – шар, квадрат – …

  1. треугольник;
  2. прямоугольник;
  3. пирамида;
  4. куб;
  5. геометрия.

Классификация

Данный субтест оценивает, насколько хорошо испытуемый умеет формулировать свою точку зрения. Необходимо объединить два предложенных слова по общему признаку. Этот общий признак нужно выразить одним словом – оно и будет ответом на задание. 16 пар слов, 8 минут на решение субтеста.

Задание на счёт

Исследуется практическое математическое мышление. 20 задач, 10 минут на их выполнение.

Помимо выполнения арифметических действий, испытуемому необходимо задумываться, правильным ли способом он решает предложенное задание.

Фрукты в 20 ящиках весят 350 кг. Пустые ящики весят по 2,5 кг. Сколько весят фрукты без ящиков?

Ряды чисел

В этом субтесте изучается способность оперировать числами и анализируется индуктивное мышление. Предложено 20 числовых рядов, в каждом из которых прослеживается закономерность. Необходимо выявить эту закономерность и продолжить ряд. На выполнение субтеста даётся 10 минут.

9, 7, 10, 8, 11, 9, 12 …

Выбор фигур

Субтест направлен на оценку комбинаторных способностей. Испытуемому в произвольном порядке выдаются карточки, на которых изображены части одной фигуры. Необходимо мысленно соединить эти фрагменты и из предложенных вариантов выбрать получившуюся фигуру. 20 заданий, на которые даётся 7 минут.

Если, например, сложить фрагменты под номером 129, мы получим фигуру под буквой Д, а под номером 133 – Г.

Задача с кубиками

Субтест предназначен для исследования примерно тех же показателей, что и в предыдущем субтесте. Предлагается куб, который нужно соотнести с таким же, но повёрнутыми другой гранью. 20 заданий, на выполнение которых отводится 9 минут.

Кубик под номером 01 соответствует кубику под буквой А, кубик под номером 02 – кубику под буквой Д, под номером 03 – Б, 04 – В, 05 – Г.

Запоминание

Предлагается таблица с группами слов. Необходимо их запомнить. Затем нужно отвечать на вопросы, опираясь на то, что вы только что запомнили. В таблице 25 слов, времени на её запоминание – 3 минуты. После этого даются 20 заданий, с которыми нужно справиться в течение 6 минут.

Цветы: ромашка лилия Фиалка гвоздика Тюльпан
Животные: дельфин леопард Ёж хорёк Заяц
Птицы: Утка курица Воробей чибис Павлин
Инструменты: шило рубанок Молоток щипцы отвёртка
Произведения искусства: роман стихи Картина опера басня

Слово из какой группы начинается на букву «ф»?

Ответ: цветы (фиалка)

Если запомнить таблицу с 25 словами за 3 минуты для вас кажется сложной задачей, рекомендуем прочитать вводную статью по мнемотехнике и записаться на онлайн-программу «Мнемотехники». После этого запоминать слова (а также цифры и много другое) вы будете куда быстрее.

Где пройти тест?

Тест можно пройти онлайн, например, здесь или здесь. Сразу после прохождения вы сможете узнать свой результат.

Учитывайте, что медианное значение равняется 100 баллам. Соответственно 90-110 баллов – это средний результат, выше 110 – высокий, ниже 90 – низкий.

А чтобы ваш мозг всегда был в тонусе и когнитивные способности развивались, запишитесь на бесплатную онлайн-программу «Нейробика».

Источник

Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. (ТСИ -2005)

1. ИНТЕЛЛЕКТ, ЕГО ПОНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ.

Люди отличаются друг от друга различной способностью отражать окру­жающую среду, оперировать полученной информацией, видеть в ней и вскры­вать связи и отношения между предметами и явлениями, предвидеть последст­вия своих действий, запоминать события и т.п. Эти и другие способности, свя­занные с познанием мира, были объединены в психологии под понятием «ин­теллект», понятием, которое является одним из центральных в психологиче­ском тестировании. Разные авторы по-разному определяют этот конструкт. Так, Д. Векслер определяет его следующим образом: «Интеллект есть слож­ная общая способность индивида действовать целенаправленно, думать рацио­нально и взаимодействовать эффективно с окружением» [5]. Ж.Пиаже понимает интеллект как «наиболее совершенную форму адаптации организма к среде, представляющую собой единство процесса ассимиляции (вопроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение – в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой» [7], А. Анастази трактует интеллект как «сочетание способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре» [2].

Обобщая эти определения, можно признать, что интеллект — это описа­тельный конструкт, введенный психологами для обозначения способности че­ловека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре.

По мнению Л.Ф. Бурлачука, «проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявле­ния индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к позна­вательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочис­ленных тестах, предназначенных для оценки разных сторон интеллекта: логи­ческого мышления, ассоциативной и смысловой памяти, арифметических спо­собностей, пространственной визуализации и т.д.» [3].

Читайте также:  Истинно положительный тест при выявлении наличия или отсутствия заболевания это

Подобная логика рассуждения привела к появлению таких, например, оп­ределений интеллекта как «относительно устойчивой структуры умственных способностей индивида» и даже таких: «интеллект это то, что измеряется тестами интеллекта». Подобные определения, с одной стороны, тесно увязыва­ют интеллект с познавательной сферой индивида, а с другой стороны, подчер­кивают связь его понимания с теми тестами, с помощью которых его измеряют.

Существенная особенность интеллекта состоит в том, что он является суммацией опыта, полученного человеком в определенной культуре, от момен­та его рождения. Он является итогом взаимодействия природных, врожденных познавательных способностей человека и той среды, которая активизировала, тренировала и использовала эти способности. Зная уровень интеллекта, мы мо­жем оценить только то, чего достиг человек в данной культуре на момент тес­тирования, но почему он достиг такого уровня, мы сказать не можем.

Важным вопросом проблемы интеллекта, который принципиально влияет на его измерение, является вопрос о структуре интеллекта, его одно-(двух-) или многофакторности.

Ч. Спирмен на основе анализа матриц интеркорреляций различных ин­теллектуальных субтестов выдвинул гипотезу об одно-(двух-) факторности интеллекта. Им было высказано предположение, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) общая способность, некий общий фактор G (general), кото­рый детерминирует результаты всевозможных измерений интеллекта и 2) фактор специфичный для данного вида деятельности (S-фактор). Соответственно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора). G-фактор интерпретировался им как умственная энергия (mental energy) и связы­вался прежде всего со способностью устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Исследование соотношений общего и специальных факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена привело к созданию иерархической модели: между G-фактором и S-факторами по иерархии общности он выделил групповые факторы механических, арифметических и вербальных способностей. На основе теории Ч. Спирмена были созданы такие тесты, как «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, тест «Домино», и др.

Другая точка зрения на структуру интеллекта берет начало от работ Л. Терстоуна, который в результате тщательного математического анализа данных интеллектуальных тестов пришел к выводу, что интеллект по своей природе неоднороден и включает в себя ряд первичных факторов, которые детерминируют разные группы умственных операций. Им были выделены такие первич­ные факторы: понимание слов, беглость речи, легкость оперирования игровым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивное мышление. На основе этих положений Л. Терстоун отстаивает точку зрения о том, что интеллект следует представлять не в виде одного показателя (IQ), а в виде профиля оценок по первичным факторам.

Одним из популярнейших в Европе тестов, разработанных в русле мультифакторной теории интеллекта, является тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. В этом тесте интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности, он понимается как «структурированная целостность психических способностей, формирующихся и проявляющихся в различных формах деятельности, за счет чего человек становится способным действовать как активный субъект в окружающей среде» [3].

Впервые тест структуры интеллекта (Intelligenz-Struktur-Test) был описан его автором – западногерманским психологом Рудольфом Амтхауэром в 1953 году [11]. Этот метод, по замыслу автора, предназначался для оценки интеллекта и его структуры у лиц в возрасте 13-65 лет. Поскольку Амтхауэр прежде всего ставил задачу исследования интеллекта в связи с проблемой выбора специальности и профессиональной пригодности, тест, разрабатывался и как групповой. Автором подчеркивалось, что интеллект можно познать только по его проявлениям в той или иной деятельности. Деятельности и способности находятся во взаимных отношениях, образуя всегда некоторую определенную структуру, в которой отдельные элементы иерархически упорядочены. Эта структура характеризуется наличием определенных «центров тяжести», доминирующих центров, проявляющихся в деятельности, таких центров или ведущих факторов интеллекта Р. Амтхауэр выделил четыре: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический. На их диагностику и на­правлены 9 субтестов методики..

Предлагаемая нами психодиагностическая методика ТСИ-2005 является адаптацией на русскоя­зычной выборке школьников 15-16 лет теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в его чешской моди­фикации [10].

2. СТРУКТУРА ТСИ-2005

Методика ТСИ состоит из 9 субтестов, представляющих собой группы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятель­ности человека. В зависимости от этого каждый субтест имеет свое название.

Субтест 1 — «Логический отбор» (LS).

Субтест 2 — «Определение общих черт» (GE).

Субтест 3 — «Аналогии» (AN).

Субтест 4 — «Классификация» (KL).

Субтест 5 — «Задания на счет» (RA).

Субтест 6 — «Ряды чисел» (ZR).

Субтест 7 — «Выбор фигур» (FS).

Субтест 8 — «Задания с кубиками» (WU).

Субтест 9 — «Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное» (ME).

Все субтесты методики содержат 20 заданий, за исключением субтеста №4, который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста — 176. Пе­ред каждым субтестом в тестовой тетради имеется подробная инструкция ис­пытуемому по выполнению субтеста с примерами решения заданий данной группы.

3. ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА

Анализ пунктов теста

В качестве исходного материала для разработки ТСИ-2005 мы использовали чешский вариант ТСИ.

На первом этапе для каждого задания методики подсчитывались следующие показатели:

— коэффициент корреляции с итоговым баллом по субтесту,

— характер распределения ответов.

Известно, что индекс трудности для каждого утверждения дол­жен находиться в пределах от 0,16 до 0,84, коэффициент корреляции с итого­вым баллом должен быть не ниже 0,20, а характер распределения ответов дол­жен приближаться к нормальному [2, 4].

В результате такого анализа мы получили данные, что, к сожалению, не все задания соответствовали вышеперечисленным требовани­ям. Нами был скорректирован порядок заданий в каждом субтесте в со­ответствии с полученным индексом трудности, однако, некоторые задания оказались для наших испытуемых либо чрезмерно легкими, либо чрезмерно трудными (см. рис. 1-8).

В нашем варианте методики использовались временные гра­ницы для решения отдельных субтестов предложенные Р. Амтхауэром [4]:

Субтест 1 — 7 минут

Субтест 2-6 минут

Субтест 3-7 минут

Субтест 4-10 минут

Субтест 5-15 минут

Субтест 6-15 минут

Субтест 7-7 минут

Субтест 8-8 минут

Субтест 9 — заучивание — 3 минуты,

воспроизведение — 6 минут.

Индекс трудности

Проверка на надежность

Проверка надежности по однородности ТСИ-2005 проводилась отдельно для каждого субтеста по следующим коэффициентам: по формуле Кюдера — Ричардсона (для субтеста 4 по формуле Кронбаха) и по формуле Спирмена-Брауна (по полной форме)

Проверка проводилась на выборке в 178 человек. В данную вы­борку вошли подростки 15-16 лет обучающиеся в средних школах и гимназиях г. Новосибирска.

Результаты проверки на надежность представлены в таблице №1

№№ субтестов
Виды проверки Формула Кюде- ра-Ричардсона (для шкалы 4 использовалась a Кронбаха) 0,470 0,457 0,707 0,547 0,832 0,802 0,856 0,785 0,664
Формула Спир-мена-Брауна (по полной форме) 0,308 0,370 0,772 0,496 0,752 0,625 0,608 0,535 0,297

Данные по ретестовой надежности, приводимые чешскими авторами говорят о достаточно высокой устойчивости тестовых оценок. В результате повторного тестирования учащихся средней экономической школы и интерва­лом в 3 года ими был получен коэффициент корреляций равный 0,748.

Проверка на валидность

При отборе тестовых заданий Р.Амтхауэр руководствовался двумя основными принципами: а) обеспечение максимально высокой корреляции каждой группы заданий с общим результатом и б) достижение возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий.

На этапе проверки конструктной валидности ТСИ-2005 высчитывались коэф­фициенты корреляции отдельных субтестов с окончательным результатом по всей методике. Эти данные приведены ниже, а также коэффициенты, полученные чеш­скими авторами и полученные Амтхауэром.

Читайте также:  Медленные тета и дельта волны могут быть выражены тест

Корреляция субтестов с итоговым баллом по тесту

Источник

ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА АМТХАУЭРА (четыре первых субтеста) – адаптация для учащихся 4-6 классов Л.А. Ясюковой

Общая инструкция к тесту Амтхауэра «Вы получили задания, в которых логические задачки разбиты на группы. Пока смотреть эти задания не надо. Работать будем следующим образом. Перед каждой группой задачек я буду давать пояснения, как надо их выполнять. Потом мы будем разбирать пример, и только потом, когда я скажу, что можно начинать работать, вы откроете названное задание и начнете решать. На выполнение каждой группы заданий отводится строго определенное время (от 4-5 до 10 минут). Когда время закончится, даже если не успеете решить все задачки, все равно надо будет переходить к следующим задачкам. Даже если будет оставаться свободное время, нельзя возвращаться и доделывать, что не успели. В самих листочках с заданиями ничего писать или рисовать нельзя. Ответы надо проставлять в ответном бланке(показать на доске и на ответном бланке)».

1 субтест Амтхауэра

Инструкция: «Откройте первое задание. Перед вами 10 логических задачек. К каждой задачке приведены пять вариантов ответов. Они отмечены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным. Предположим, что в 1 задачке вы выбрали ответ 3, тогда в ответном бланке в пустую клеточку под цифрой 1 вы пишете 3, во второй задачке выбрали пятый ответ, тогда здесь пишете б, в третьей задачке — первый ответ, тогда здесь ставите 1, и так далее под номером каждой задачки вы проставляете Цифру ответа. Выбрать надо обязательно только один ответ, нельзя написать две или три цифры. Если не знаете, какой ответ выбрать, можно эту задачку пропустить. На все задачки дается 5 минут (для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

Пройдите по классу и проверьте формальную правильность простановки ответов (ответы ставятся в нужной таблице, пишутся цифры, а не крестики и т. д.). Когда останется одна минута, предупредите, что пошла последняя минута. По истечении отведенного времени скажите: «Стоп. Все работу закончили. В пустых клеточках, где не знали, какой ответ выбрать, или не успели решить, поставили прочерки» .Пройдите и проставьте прочерки, если дети это сами не делают, а продолжают решать.

2 субтест Амтхауэра

Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Теперь вам надо будет искать лишнее слово. Будут даны пять слов (они под номерами: 1, 2, 3, 4, 5) . Четыре слова по смыслу будут подходить друг к другу, а одно будет неподходящее. Его номер и надо будет записать в пустой клеточке под номером задачки (показать). Разберем пример (для 5 классов — оба примера, для 6 класса — только второй) . Какое слово лишнее: стол, стул, птица, шкаф, кровать? (Выслушать ответы.) Правильно, птица. А здесь какое лишнее: сидеть, лежать, стоять, идти, стоять на коленях? (Выслушать ответы. Даже если даются только правильные ответы, все равно пояснить, почему правильный ответ «идти», а не, к примеру, «стоять на коленях».) Лишнее слово «идти», так как все остальные слова характеризуют неподвижность, отсутствие движения. Открыли задания раздела 2 (задачки с 11 по 20). Работаете 4,5 минуты (для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

За 1 минуту до окончания сообщите, что пошла последняя минута. Если кто-то выполнит работу раньше времени, похвалите, но предупредите, что смотреть следующие задачки нельзя. Пусть просто сидят и отдыхают. Можно перевернуть их ответный бланк или накрыть книжкой, чтобы сосед по парте не списал. Пока дети работают, напишите на доске пример к 3 субтесту: лес — деревья, луг — ? — сено, корм, куст, трава, пастбище. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и проставили в пустых клетках прочерки.

3 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Разберем пример, как надо будет работать. Будут даны два слова, например: лес — деревья. Эти два слова как-то между собой связаны. Как?(Выслушать ответы.) Правильно, можно сказать, что в лесу растут деревья. Тогда по этому же правилу, какое слово подойдет к слову «луг»: сено, корм, куст, трава, пастбище? Если: лес — деревья, то луг — сено, корм, куст, трава, пастбище? (Выслушать ответы.) Правильно, если в лесу растут деревья, то на лугу растет трава. Еще разберем пример: два слова «темный — светлый» как-то связаны(повторить: темный — светлый), тогда по этому же правилу к слову «мокрый» какое подойдет?(Выслушать ответы.) Правильно, «сухой». Ваша задача состоит в том, чтобы понять, как связаны первые два слова, и по этому правилу подобрать подходящее слово к третьему. Номер слова, выбранного в пару к третьему, надо записывать в следующей полосочке ответного бланка. На работу дается 5 минут(для 5 классов, 4,5 минуты для 6 классов). Можно начинать. Если кто-то не понял, как отвечать, поднимите руку, я подойду и объясню» .(С выполнением именно этого задания дети достаточно часто испытывают трудности.)

Пока дети работают, напишите на доске примеры для 4 субтеста: «нож, яблоко, газета, хлеб, сигара, браслет» и «трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево». За минуту до окончания предупредите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и в пустых клеточках поставили прочерки.

4 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующему заданию. Оно отличается от всех предыдущих тем, что вам в каждой клеточке в ответной полоске надо будет ставить две цифры через запятую, потому что вам нужно будет из шести слов выб­рать два таких, которые можно объединить, так как они относятся к одной группе. Разберем пример: нож, яблоко, газета, хлеб, сигара, браслет. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? Они не должны быть как-то связаны между собой, но их можно отнести к одной группе. (Выслушать ответы.) Правильно: яблоко и хлеб. Их можно отнести к одной группе — продукты питания. Нельзя выбрать «нож» и «хлеб», так как эти два слова связаны: ножом режут хлеб, но не в какую общую группу они не входят. Разберем еще пример: трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? (Выслушать ответы.) Правильно: «рожь» и «пшеница». Они относятся к одной группе — зерновые растения. Понятно, почему нельзя выбрать слова «мука» и «пирог»? Эти два слова связаны: из муки пекут пирог, и ни в какую общую группу они не входят. А почему не подходят «трава» и «дерево»? Ведь эти два слова не связаны между собой и входят в одну группу — растения? Но ведь и рожь, и пшеница тоже растения, и получается, что в группу попадает четыре слова, а не два, как требуется. Всегда надо искать такую группу, чтобы в нее попадало только два слова. И номера этих двух слов нужно записывать (через запятую) в одну клеточку в соответствующей строке таблицы ответов. Работаете 5 минут. Можно начинать работать».

Пройдите по классу, проверьте формальную правильность выполнения. Можно еще раз повторить, что две цифры пишутся в одной клетке.

Бланк ответов к субтестам Амтхауэра

Источник