Меню

Тест повторительно обобщающий урок россия во второй половине xix века



Тест «Россия во второй половине XIX в.»

«Наступили дни «чёрной реакции», – уверяли безутешные сторонники
либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы,
опровергали это предвзятое мнение. Профессор Вышнеградский –
министр финансов – пользовался широкой известностью за своиоригинальные экономические теории. Ему удалось привести в блестящеесостояние финансы Империи и немало содействовать повышению
промышленности страны Адмирал Шестаков, высланный
Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота,
был вызван в Петербург и назначен морским министром
С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой
дальнозоркости Императора который, назначив его товарищем
министра, сразу же признал его талант».
Ответ:_________
16. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название и дату проходившей в XIX в. войны, о которой идет речь:
«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…»
Ответ:_________
17. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в связи с промышленным переворотом в России.
Фабрика, ростовщичество, буржуазия, «железнодорожная горячка».
Найдите и запишите термин, являющийся лишним в данном списке.
Ответ:_________
18. Прочтите документ и ответьте на вопросы. Запишите краткие ответы на каждый вопрос (по 1-2 предложения).
Из описания жизни крестьян Пинежского уезда Архангельской губернии
после реформ 1860-х гг.:
«Переделов усадебной земли не бывает…
Земля делится по наличным мужска пола душам, и она в течение 10 лет
считается неотъемлемой от семейства…
Сход для переделов всегда составляется из домохозяев. Женщины с пра-
вом голоса ни в коем случае в сходах не участвуют…
Влияние сельских старост на приговоры схода о переделе не имеет веса,
но бывают случаи, что более выдающиеся крестьяне, хотя не открыто и посред-
ствомподговаривания других, вносят свой верх.
Разверстка платежей и повинностей на количество земли производится
ежегодно…
Крестьянину доставшийся ему при переделе участок земли предоставля-
ется без согласия мира… закладывать и менять с общинниками только, но ни
продавать, ни передавать в наследство на праве собственности не может.
Кроме общих обязанностей помогать каждому в трудных случаях жизни,
особых обязанностей в этом отношении не существует».
Как называлась форма хозяйственного объединения русских крестьян, окоторой идет речь в документе?
Ответ:_________
В чем проявлялись коллективистские традиции русских крестьян?
Ответ:_________
Существовало ли равноправие среди крестьян?
Ответ:_________
Шкала оценивания
Вопрос Ответ Балл
1 2 1
2 1 1
3 3 1
4 4 1
5 4 1
6 2 2
7 2 2
8 2 2
9 2,4,3,1 2
10 б,а,г,в2
11 3 2
12 Александр III 2
13 1,3,6. 2
14 3,5,6 2
15 Александр III 2
16 Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. 2
17 ростовщичество 2
18 Крестьянская община 3
19 Общая пахотная земля; сход для переделов пахотной земли; обязанность крестьян помогать друг другу в трудных случаях. 3
20 Не существовало
— богатые крестьяне добивались выгодных для себя решений на мирских сходках
— сход для переделов пахотной земли состоял только из домохозяев
— женщины не обладали правами на сходах
5
Отметка «5» — 40-34 балла Отметка «4» — 33-26 баллов
Отметка «3» — 25-20 баллов Отметка «2» — 19 баллов

Источник

Тест «Россия во второй половине 19 века»

Контрольная работа по истории России 8 класс

1. Кому принадлежала идея создания в России «военных поселений»

А) Александру I Б) А.А. Аракчееву В) Н.М. Карамзину

2. В чем заключался основной замысел М.И. Кутузова, когда он решил оставить Москву

А) навязать французской армии зимнюю компанию

Б) спасти остальные русские города от разгрома

В) сохранить русскую армию

3. Главной целью Священного союза стало

А) организации суда над Наполеоном

Б) поддержание мира в Европе и борьба с революционными движениями

В) восстановление во Франции династии Бурбонов

4. В чем состояла суть так называемого «восточного вопроса» в начале XIX века

А) борьба между европейскими странами за влияние на китайской территории

Б) установление контроля над святыми местами Иерусалима

В) ослабление Османской империи и борьба европейских держав за раздел ее владений

5.В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.А. Чарторыйский, А.С. Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои войны 1812 года Б) все они были единомышленники Павла I

В) все они входили в Негласный комитет

6.Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией

А) Венский конгресс Б) Парижский конгресс В) Берлинский конгресс

7. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева

А) демократическая республика Б) самодержавная монархия В) конституционная монархия

8. В каком году был создан «Союз спасения»

А) 1812 Б) 1816 В) 1818

9.Когда началась русско-иранская война

А) 1804 Б) 1820 В) 1826

10.В чем состояла суть указа о «вольных хлебопашцах»

А) указ разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с землею за выкуп

Б) указ освобождал крестьян с согласия помещика без земельного надела

В) указ переводил крестьян в разряд «военных поселенцев»

11.В 1826 году Николай I учредил III отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии, которое стало:

А) Органом политического сыска; Б) Органом цензуры;

В) Гвардией царя;

12.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было

А) укрепление роли государственного аппарата Б) введение гражданских свобод

В) усиление роли общественных организаций

13.Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был

А) В. Тропинин Б) А.Веницианов В) П. Федотов

14. В каком году был подписан Адрианопольский мирный договор

А) 1829 Б) 1837 В) 1856

15. В Крымской войне против России в союзе с Англией и Турцией выступала

А) Персия Б) Франция В) Италия

16. Даты правления Николая I

А) 1800-1826 Б) 1826-1856 В) 1825-1855

17. Общими во взглядах Хомякова и Грановского было

А) уверенность в существовании особого российского пути развития

Б) идеализация крестьянской общины

В) неприятие крепостнических порядков

18. Консервативное течение 30-40-х гг. было представлено

А) «Теорией общинного социализма» Б) «Теорией славянофилов» В) «Теорией официальной народности»

19. В каком году был подписан Туркманчайский мирный договор

А)1825 Б) 1828 В) 1829

20. Автором теории «общинного социализма» был

А) Хомяков Б) Соловьев В) Герцен

1) Расположите события в хронологической последовательности

А) переправа через реку Березину

Б) Бородинское сражение

В) Тарутинский маневр

Г) бой за Смоленск и соединение русских армий

Д) назначение М.И. Кутузова главнокомандующим

Е) военный совет в Филях

Ж) бой за Малоярославец

З) сдача Москвы Наполеону

2) Установите соответствие : А) Западники Б) Славянофилы

1.) отрицательное отношение к крепостному праву

2.)поддержка реформ «сверху»

3) поддержка развития страны по западноевропейскому пути

4) вера в исключительность исторического пути России

5) история России- часть общемирового процесса

6) отрицательная оценка деятельности Петра I

Прочитайте отрывки из исторических документов и ответьте на вопросы

А) Прочитайте отрывок из официального документа XIX века и укажите фамилию высокопоставленного чиновника, инициатора правил, о которых идет речь. Как называются правила, о которых идет речь в документе?

«Дабы же из воспрещаемых сочинений, которые обнаруживают в писателе особенно вредное в политическом и нравственном отношении направлении, были представляемы от цензоров негласным образов в III отделение собственной Его Величества канцелярии, с тем чтобы последнее, смотря по обстоятельствам, или принимало меры к предупреждению вреда, могущего происходить от такого писателя, или учреждало над ним надзор».

А) Г.Р. Державин Б) А.Х. Бенкендорф В) В.Н. Милюков

Б) Прочтите отрывок из документа. Укажите войну и событие о котором идет речь в документе.

«… Именно после Бородина стратегический талант Кутузова развернулся во всем блеске. Ни с кем, не советуясь,…Кутузов приказал армии отступать от Москвы на Рязанскую дорогу. Выйдя на Рязанскую дорогу, Кутузов вдруг круто повернул к югу, вышел на старую Калужскую дорогу,… а одновременно велел князю Васильчикову отправить казачью гвардию по прежнему, рязанскому направлению, стремясь сбить с толку преследовавшего русскую армию от Москвы Мюрата.… Этим своим продвижением Кутузов прикрыл Калугу и южные губернии от возможного движения туда Наполеона…»

В) Прочтите отрывок из документа и напишите как назывались участники общественного движения, о которых говорится в отрывке

«Донесение «Следственной комиссии» уверяет, что Рылеев смотрел на Пестеля как на честолюбца и боялся, чтобы он не сделался Наполеоном… Пестель и Сергей Муравьев-Апостол были реалисты; как ни мало было надежды на успех восстания, но все же, если уже восстание было решено обществом, то им хотелось, чтобы были приняты действительные меры…»

Читайте также:  Тест тур бай минск

Контрольная работа по истории России 8 класс

1. В результате подписания Тильзитского мира Россия присоединилась к континентальной блокаде. Что это означало?

А) разрыв всех торговых отношений с Англией

Б) запрет появления российского военного флота в Балтийском море

В) прекращение торговых отношений со всеми европейскими государствами

2.Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских и экономических свобод – это

А) феодализм Б) либерализм В) реформизм

3. В каком году Александр I подписал Конституцию Царства Польского

А) 1815 Б) 1819 В) 1820

4.Какая организация в период правления Александра I получила название Негласный комитет

А) узкий кружок друзей императора Б) тайная полиция империи

В) комиссия по подготовке реформ

5. Как по «Конституции» Н. Муравьева предполагалось решить вопрос относительно землевладения

А) сохранялось помещичье землевладение Б) сохранялось крепостное право

В) предполагалось освободить крестьян без земли

6.Цель первых тайных обществ –

А) свержение неугодного монарха Б) подготовка и осуществление преобразований

В) подготовка и проведение восстания против самодержавия

7. Главной задачей заграничного похода 1813-1815 гг. было

А) завершение разгрома армии Наполеона Б) освобождение европейских стран от власти Наполеона

В) оказание помощи Англии в преодолении «континентальной блокады»

8.Проект «Введение к уложению государственных законов» был подготовлен М.М. Сперанским в ….году

А) 1801 Б) 1803 В) 1809

9. Когда в России был создан Государственный Совет

А) 1803 Б) 1810 В) 1816

10. В каком городе удалось соединиться 1-ой и 2-ой русской армии

А) Тильзите Б) Смоленске В) Бородино

11. Прозвище «жандарм Европы» Николай I получил за

А) победы России в Европе Б) подавление революционных движений в Европе

В) введение жесткого международного цензурного устава

12.Идеи западничества и славянофильства появились в общественно-политическом движении России в

А) 20- гг Б) 40-е гг В) 60-е гг.

13. Новый цензурный устав, принятый при Николае I, прозвали

А) «железный» Б) «чугунный» В) «медный»

14. Николай I являлся

А) сыном Александра I Б) сыном Константина В) сыном Павла I

15.Кто провел денежную реформу в России в 1839-1843гг

А) М. Сперанский Б) Д.Гурьев В) Е. Канкрин

16.Кто руководил строительством военно-инженерных укреплений в Севастополе

А) Э.Тотлебен Б) П. Нахимов В) В. Корнилов

17. Ф.Булгарин и Н. Греч. Что объединяет эти имена?

А) они были сотрудниками «Литературной газеты» Б) видными историками XIX в

В) консерваторами-журналистами, защитниками теории «официальной народности»

18.Одним из направлений внутренней политики НиколаяI было

А)введение гражданских свобод Б) борьба с революционными настроениями

В) введение конституции

19. Назовите годы русско-иранской войны

А) 1826-1828гг. Б) 1828-1829 гг. В) 1829-1830 гг.

20. Автором картины «Явление Христа народу» является

А) А. Иванов Б) К.Брюллов В) П. Федотов

1. Какие из приведенных ниже положений характерны для «Русской правды» П.Пестеля(1), а какие – для «Конституции» Н. Муравьева (2)

А) Россия – конституционная монархия

Б) помещичье землевладение уничтожается

В) Россия — республика

Г) помещичье землевладение сохраняется, крестьяне получают по 2 десятины земли

Д) крестьянам переходила половина всех земель в государстве

1. «Русская правда»

2.Соотнесите фамилии художников, их произведений и подпишите направление, стиль или жанр в котором писали эти художники

Источник

Тест повторительно обобщающий урок россия во второй половине xix века

Цель урока: подвести итог изученной теме, определить уровень знаний учеников, степень усвоения ими темы.

Рекомендуемая организация урока

I. Исторический диктант

Степень сложности диктанта зависит от формы проведения. Возможны два вари­анта:

1 вариант (более простой) — назвать термин по определению.

2 вариант (более сложный) — дать определение термину.

II. Самостоятельная письменная работа

Найти соответствия события — дате:

д) 1 марта 1881 г.

Ответы: 1. г); 2. е); 3. б); 4. з); 5. л); 6. к); 7. д); 8. ж); 9. и); 10. в); 11. а).

Найти соответствие личности — фактам.

1. Н. Г. Чернышевский

8. В. И. Ульянов (Ленин)

10. Н. М. Пржевальский

11. митрополит Филарет

14. М. Н. Ермолова

15. И. И. Мечников

16. В. О. Ключевский

17. К. П. Победоносцев ■18. М. Т. Лорис-Меликов

1. Министр иностранных дел, способствовавший отмене унизи­тельных условий Парижского мира

2. Бывший народник, затем пропагандист марксизма в России

3. Выдающийся русский биолог.

4. Автор «Записки об освобождении крестьян», известный либерал.

5. Великая русская актриса.

6. Народница, покушавшаяся на петербургского генерал- губернатора Трепова.

7. Один из первых русских социалистов и основоположник народнического движения.

8. Видный народник, член «Земли и воли», затем возглавивший «Народную волю». Повешен за подготовку убийства Алек­сандра II.

9. Брат повешенного за подготовку покушения на Александра III народника, впоследствии видный марксист, революцио­нер, один из создателей социал-демократической партии.

10. Теоретик народничества и анархизма.

11. Известный консервативный журналист.

12. Известный русский историк, профессор Московского уни­верситета.

13. Боевой генерал, министр внутренних дел при Александре II, предложивший программу либеральных преобразований.

14. Либеральный военный министр, проведший реформу армии.

15. Русский географ, исследователь Монголии, Западного Ки­тая, Центральной Азии.

16. Обер-прокурор Синода, предводитель консервативной пар­тии при дворе.

17. Известный русский правовед, судья, либерал.

18. Выдающихся русский военачальник второй половины XIX в.

19. Прогрессивный министр финансов, способствовавший ускоренному развитию тяжелой промышленности в России.

20. Человек, много сделавший для перевода Библии на современный русский язык.

1-7; 2-4; 3-14; 4-11; 5-1; 6-18; 7-2; 8 -9; 9-19; 10-15; 11-20; 12-10; 13-8; 14-5; 15-3; 16-12; 17-16; 18-13; 19-6; 20-17.

Исторические задачи (на выбор)

1. Расскажите об основных этапах разработки крестьянской реформы.

2. Как проводились выборы в земские органы?

3. Представители каких сословий могли участвовать в земских выборах?

4. В чем сходство барщины и отработок?

5. Кто входил в состав «Могучей кучки»? Назовите ее членов.

6. Преимущественно в какие отрасли русской промышленности вкладывали свои капиталы иностранные предприниматели?

7. Что такое манчжурский вопрос? Когда и в связи с чем он возник?

8. Кого из известных российских историков Вы знаете? В чем их заслуга?

9. Какие черты внеэкономического принуждения сохранялись и после отмены крепостного права?

10. Что входило в обязанности сельских старост?

1. Какие пережитки прежней системы можно усмотреть в статусе крестьян по­сле отмены крепостного права?

2. Перечислите либеральные реформы 60-70-х гг. Каков был их характер?

3. В чем заключалась военная реформа?

4. Кого из известных русских предпринимателей второй половины 19 в. Вы знаете? Каково их социальное происхождение?

5. Что такое «третий элемент»?

6. Какие общественные силы появились во второй половине 19 в.?

7. Назовите основные причины ускорения развития начального образования во второй половине 19 в.

8. Что Россия экспортировала во второй половине 19 в.?

9. Каково было соотношение сил России и Турции в начале войны 1877-78гг.?

10. Почему Англия и Австро-Венгрия отказались признать условия Сан- Стефанского мирного договора? Что конкретно вызвало их раздражение?

1. Кто был воспитателем Александра II? Как это повлияло на убеждения буду­щего царя?

2. Как проводились выборы в земские органы?

3. Расскажите об основных этапах городской реформы. Какие органы городского самоуправления были сформированы? Каковы были их функции?

5. Назовите основные промышленные районы пореформенной России. Что производилось в каждом из них?

6. Какие изменения в условия Сан-Стефанского мирного договора внес Берлин­ский конгресс?

7. Когда и как была разгромлена «Народная воля»? Какова была судьба ее руководителей?

8. Каковы были идеалы К. П. Победоносцева? Что удалось ему реализовать на практике?

9. Когда и почему оформился франко-русский союз?

10. Какие требования выдвигались либералами во второй половине 19 в.?

11. Сравните границы Китая и России по Айгунскому и Пекинскому договорам. В чем причина изменения?

Источник

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепление материала по истории России XIX века

Просмотр содержимого документа
«ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»»

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

Блок 1 Выберите верный ответ ( только один вариант) Годы правления Александра II: 1. 1825 – 1855 гг. 3. 1855 – 1881 гг. 2. 1865 – 1861 гг. 4. 1856 – 1881 гг. 2. Император Александр II по отношению к императору Николаю I был: 1. сыном 3. племянником 2. внуком 4. братом

Выберите верный ответ ( только один вариант)

  • Годы правления Александра II:

1. 1825 – 1855 гг. 3. 1855 – 1881 гг.

2. 1865 – 1861 гг. 4. 1856 – 1881 гг.

2. Император Александр II по отношению к

императору Николаю I был:

1. сыном 3. племянником

2. внуком 4. братом

3. Год подписания Манифеста об освобождении крестьян : 1. 1856 3. 1861 2. 1857 4. 1864 4. Годы русско – турецкой войны при Александре II: 1. 1875-1877 гг. 3. 1876-1878 гг. 2. 1877-1878 гг. 4. 1878-1879 гг. 5. Как назывался мирный договор, завершивший русско- турецкую войну? 1. Сан-Стефанский 3. Тильзитский 2. Кючук-Кайнарджийский 4. Ямпольский 6. Александр III правил: 1. 10 лет 3. 13 лет 2. 15 лет 4. 20 лет

3. Год подписания Манифеста об освобождении крестьян :

1. 1856 3. 1861

2. 1857 4. 1864

4. Годы русско – турецкой войны при Александре II:

Читайте также:  Тест школьной зрелости керна йирасека отчет

1. 1875-1877 гг. 3. 1876-1878 гг.

2. 1877-1878 гг. 4. 1878-1879 гг.

5. Как назывался мирный договор, завершивший русско-

турецкую войну?

1. Сан-Стефанский 3. Тильзитский

2. Кючук-Кайнарджийский 4. Ямпольский

6. Александр III правил:

1. 10 лет 3. 13 лет

2. 15 лет 4. 20 лет

Блок 2 Укажите принцип образования ряда Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Астраханское, Терское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Уральское; Дворовые, крепостные рабочие мануфактур, рабочие мелкопоместных владельцев; Ишутинцы, чайковцы, долгушинцы, «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля» Дымково, Хохлома, Троице-Сергиев Посад, Павловский Посад, Гжель

Укажите принцип образования ряда

Блок 3 Установите соответствие 1. Пролетариат А. класс Мещанство Б. сословие Крестьянство Дворянство Буржуазия Духовенство Врачи Казачество

  • Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Астраханское, Терское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Уральское;
  • Дворовые, крепостные рабочие мануфактур, рабочие мелкопоместных владельцев;
  • Ишутинцы, чайковцы, долгушинцы, «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля»
  • Дымково, Хохлома, Троице-Сергиев Посад, Павловский Посад, Гжель

Установите соответствие

А) Физика К.П. Брюллов 2. Б) Музыка Н.И. Пирогов В) Живопись А.С. Попов Г) Медицина М.И. Глинка В.И. Суриков 3. Восстание на Сенатской площади а. 19 февраля 1861 г. Убийство Александра II б. 14 декабря 1825 г. Бородинское сражение в. 1 марта 1881 г. Отмена крепостного права г. 26 августа 1812 г.

  • Пролетариат А. класс
  • Мещанство Б. сословие
  • Крестьянство
  • Дворянство
  • Буржуазия
  • Духовенство
  • Врачи
  • Казачество

А) Физика К.П. Брюллов

Б) Музыка Н.И. Пирогов

В) Живопись А.С. Попов

Г) Медицина М.И. Глинка

Блок 4 Прочти отрывок и ответь на вопрос – о ком идет речь? «Родился в семье профессора Московского университета. Юрист. Современники единодушно признавали в нем большой, острый и тонкий ум, широкое образование. Приобрел известность как автор трехтомника «Свод российских законов». Преподавал законоведение двум цесаревичам – будущим российским императорам. Вместе с тем не выносил никакого инакомыслия – ни политического, ни религиозного. Стал одним из идеологов «контрреформ».

  • Восстание на Сенатской площади а. 19 февраля 1861 г.
  • Убийство Александра II б. 14 декабря 1825 г.
  • Бородинское сражение в. 1 марта 1881 г.
  • Отмена крепостного права г. 26 августа 1812 г.

Прочти отрывок и ответь на вопрос – о ком идет речь?

2. «Общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию нередко придают и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин введен Бобрыкиным П.Д. и из русского языка перешел в другие». 3. «Русский царь когда улит рыбу, Европа может подождать» 4. « У России нет друзей, так как нашей огромности боятся…»

  • «Родился в семье профессора Московского университета. Юрист. Современники единодушно признавали в нем большой, острый и тонкий ум, широкое образование. Приобрел известность как автор трехтомника «Свод российских законов». Преподавал законоведение двум цесаревичам – будущим российским императорам. Вместе с тем не выносил никакого инакомыслия – ни политического, ни религиозного. Стал одним из идеологов «контрреформ».

2. «Общественный слой людей, профессионально

занимающихся умственным, творческим трудом,

развитием и распространением культуры. Понятию

нередко придают и моральный смысл, считая ее

воплощением высокой нравственности и демократизма.

Термин введен Бобрыкиным П.Д. и из русского языка перешел

в другие».

3. «Русский царь когда улит рыбу, Европа может

подождать»

4. « У России нет друзей, так как нашей огромности

боятся…»

Блок 5 Ответь на вопрос – кто или что изображенл на иллюстрации? 1. 2 .

Ответь на вопрос – кто или что изображенл на иллюстрации?

3. 4.

5. 6.

Блок 7 Назовите термин, характеризующий данное понятие Социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда Идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам Философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века Выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 года. Собирательный термин для обозначения общественного сословия, социальной прослойки, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии

Назовите термин, характеризующий данное понятие

  • Социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда
  • Идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам
  • Философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века
  • Выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 года.
  • Собирательный термин для обозначения общественного сословия, социальной прослойки, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии

Источник

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века «Россия в 19 веке: взлеты и падения
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Жилинская Елизавета Владимировна

Данный урок является повторительно-об общающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их соотносить с историческими персоналиями. Осваиваются и закрепляются умения работы с историческим источником, исторической картой. Полученные навыки и умения ученик должен использовать в практической деятельности: понимать исторические причин и значения событий и явлений современной жизни, высказывать собственные суждения, объяснять исторические процессы, использовать знания в общении с людьми.

Скачать:

Вложение Размер
rossiya_v_xix_veke.pptx 908.05 КБ
metodicheskaya_razrabotka_8_kl._rossiya_v_19_veke.docx 26.87 КБ
rossiya_v_19_v._8_klass._prilozhenie_na_12_listakhzadaniya.docx 280.39 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Россия в XIX веке: взлеты и падения

Какие события 18 столетия мы можем считать взлетами, а какие падениями?

План: 1. Личности императоров России в 19 веке 2. Термины и понятия, относящиеся к данным императорам. 3. Социально-экономическое развитие 4. Внешняя политика 5. Работа с документом 6. Выводы по заданию урока 7. Домашнее задание

Александр I 1801-1825 «Русская правда» Пестеля -программный документ «Южного общества» декабристов «Вольные хлебопашцы» — крестьяне, которые с разрешения помещика за выкуп могли освобождаться от крепостной зависимости Негласный комитет — узкий кружок близких друзей императора, который обсуждал необходимость преобразований в стране Тильзитский договор – мирный договор Франции с Россией, по которому Россия обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии Военные поселения – были созданы в целях сокращения расходов на армию, где солдаты совмещали военную службу с хозяйственной

Николай I 1825-1855 «чугунный устав» — устав о цензуре, запрещавший любые «вольнодумства» Политический сыск – им занималось III Отделение Канцелярии во главе с А. Х. Бенкендорфом (орган политического сыска и контроля за умонастроениями. Кодификация законов – кодификация упорядочила российское законодательство Отходники – крестьяне, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы Славянофилы и западники –представители либерально-оппозиционного движения, осуждали крепостное право и выступали за введение представительных учреждений.

Александр II 1855-1881 Народовольцы – члены организации «Народная воля», основным методом которой был индивидуальный террор Состязательный суд – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются» Всеобщая воинская повинность – введена взамен рекрутских наборов, устанавливает обязанность всем гражданам нести военную службу. Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов в губерниях и уездах. Пропагандистское течение – одно из трех течений революционного народничества, методом которого была пропаганда среди народа революции

Александр III 1881-1894 Группа «Освобождение труда» — первая марксистская организация, которую создали в Женеве в 1883 г. русские революционеры-эмигранты. Царь-Миротворец – назван современниками, т.к. в течение всего царствования этого императора Россия не вела войн. Крестьянский Поземельный банк – учрежден для выдачи ссуды крестьянам на покупку земли Циркуляр о « кухаркиных детях» — запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» Транссибирская железная дорога – фактически соединила Европу с берегами Тихого океана, а Центральную Россию с Дальним Востоком

Экономическое развитие России в первой половине XIX века. «Экономическое дерево» применение с/ х машин, использование удобрений, натуральный характер крестьянских хозяйств, расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян), барщина, оброк, отходничество, крайне примитивная с/ х техника, районная специализация, посессионные мануфактуры (с применением крепостного труда), низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах, мануфактуры с применением наемного труда, появление российского пролетариата, производство крестьянами продукции на рынок, покупка богатыми крестьянами земли, начало промышленного переворота. На «стволе» промышленности и сельского хозяйства поместите «листочки» капиталистические смотрящими вверх, а феодальные вниз.

«Экономическое дерево» – феодальные черты Промышленность Посессионные мануфактуры Почему практически отсутствуют «листья»? При феодализме промышленность не развита Сельское хозяйство Натуральный характер крестьянских хозяйств Барщина Оброк Крайне примитивная с/ х техника Низкая урожайность

«экономическое дерево» — капиталистические черты Промышленность Районная специализация Мануфактуры с применением наемного труда Появление российского пролетариата Начало промышленного переворота Сельское хозяйство Применение с/ х машин Использование удобрений Расслоение крестьян Отходничество Районная специализация Производство крестьянами продукции на рынок Покупка богатыми крестьянами земли

Экономическое развитие россии в первой половине XIX века Россия первой половины XIX была все еще страной аграрной. На фабриках в основном работали крепостные крестьяне, которых помещик отпустил в город на заработки (отходники) и в любой момент мог отозвать обратно. Такое положение вещей замедляло развитие промышленности. Причиной этого было крепостное право.

Экономическое развитие россии во второй половине XIX века Черты феодального и капиталистического строя, сосуществовавшие в России во II половине XIX века: Рост городов, выкупные платежи, освобождение крестьян, сохранение помещичьего землевладения, строительство железных дорог, сохранение отработочной системы, завершение промышленного переворота, увеличение торгового оборота, сохранение крестьянской общины, открытие Госбанка

Экономическое развитие россии во второй половине XIX века. Феодальные черты: Сохранение отработочной системы Выкупные платежи Сохранение крестьянской общины Сохранение помещичьего землевладения Капиталистические черты: Открытие Госбанка Освобождение крестьян Строительство железных дорог Завершение промышленного переворота Рост городов Увеличение торгового оборота

Вывод: Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего этот процесс происходил в промышленности. Капиталистическому развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки.

Внешняя политика России в XIX веке: наиболее значимые войны Отечественная война 1812 года Крымская война

Работа с документом Задание для команды 1: Александр Первый 1809 год 1812 год Александр Первый

Работа с документом Задание для команды 2 : М. М. Сперанский Александр Первый Отечественная война Тарутинский маневр

Работа с документом Задание для команды 3: Славянофильство Николай Первый Крымская война 1881 год

Работа с документом Задание для команды 4: Бородинское сражение Павел Первый Александр Первый Крымская

Россия в XIX веке: взлеты и падения Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности. Цицерон

Домашнее задание: Написать историческое эссе «Россия в XIX веке: взлеты и падения» или Творческая работа «Галерея героев» (исторических деятелей, ученых, деятелей культуры, науки и т. д.)

Предварительный просмотр:

Е.В. Жилинская, учитель истории

ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их соотносить с историческими персоналиями. Осваиваются и закрепляются умения работы с историческим источником, исторической картой. Полученные навыки и умения ученик должен использовать в практической деятельности: понимать исторические причин и значения событий и явлений современной жизни, высказывать собственные суждения, объяснять исторические процессы, использовать знания в общении с людьми.

Методическая разработка урока истории в 8 классе:

«Россия в XIX веке: взлеты и падения».

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия, подвести итоги изучению истории России XIX века;
  • научить ребят доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения, развитие мыслительной деятельности, памяти, умение делать собственные выводы, обобщение исторических фактов;
  • способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала учащихся;
  • воспитывать чувство такта, уважительное отношение друг к другу;
  • используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся (повторительно-обобщающий).

Форма проведения урока: командная игра.

Оборудование: портреты русских императоров XIX века, интерактивная доска, компьютерная презентация, раздаточный материал с заданиями, контурные карты.

Предварительная подготовка к уроку: класс заранее делится на группы по 5 человек. Классу дана тема урока заранее для обдумывания.

Мотивация: учитель зачитывает отрывок из произведения Л. Н. Толстого «Воскресение», а дети должны отгадать о ком идет речь (присяжные заседатели).

— Кто эти люди, и с какой целью они собрались?

-Что же, господа, собрались все?

— Все кажется, — сказал веселый купец.

— Вот проверим, — сказал судебный пристав и, достав из кармана лист, стал перекликать, глядя на вызываемых то через пенсне, то сквозь него.

— Статский советник И. М. Никифоров.

— Я, — сказал представительный господин, знавший все судейские дела.

— Отставной полковник Иван Семенович Иванов.

— Здесь, — отозвался худой человек в отставном мундире.

— Купец второй гильдии Петр Баклашов.

— Есть, — сказал добродушный купец, улыбаясь во весь рот. – Готовы!

— Гвардии поручик князь Дмитрий Нехлюдов.

— Я, — отвечал Нехлюдов.

— Капитан Юрий Дмитриевич Данченко, купец Григорий Ефимович Кулешов, и т. д., и т. д.

Все были в сборе.

— Теперь пожалуйте, господа, в залу, — приятным жестом указывая на дверь, сказал пристав.

(перекличка присяжных заседателей судебным приставом перед судебным заседанием).

– Сегодня мы с вами проводим завершающий урок курса «История России XIX века», который пройдет в форме игры-состязания. В игровой форме повторим события, даты через деятельность русских императоров XIX века. Подведем итог изученному ранее. Командам предстоит выполнить задания. Каждое правильно выполненное задание оценивается в пять баллов. Всего семь заданий. Таким образом, у вас есть возможность заработать не одну пятерку на всю команду, а каждому. Но прежде, чем начать нашу игру, мы должны задать себе вопрос по теме нашего урока: «Можем ли мы говорить о каких либо событиях нашей истории как о взлетах или, тем более, падениях?» На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока. 3 мин.

— Запишите план урока (демонстрируется в презентации):

2. Термины и понятия, связанные с императорами.

3. Социально-экономическое развитие

4. Внешняя политика

5.Работа с документом

6. Выводы по заданию урока

7. Домашнее задание

  1. История в портретах императоров

— Давайте вспомним, сколько было правителей в 19 веке? (шесть, перечисляют имена). А теперь посмотрим на галерею портретов императоров, а вы попробуете определить их имена. (На презентации в хронологической последовательности чередуются портреты императоров).

Дается задание 1 с портретами императоров России XIX века. Ниже приведены их имена и даты правления, их нужно расставить в правильном порядке. (2-3 мин.)

Павел Александр I Николай I Александр II Александр III Николай II
1796–1801 1801–1825 1825–1855 1855–1881 1881–1894 1894–1917

За правильное составление получают 5 баллов

II. К какому императору это относится

Задание 2. Учащимся раздаются таблицы, которые нужно заполнить терминами и понятиями, относящимися к четырем правителям. Каждая команда должна расшифровать термины и понятия одного из столбцов (учитель распределяет между командами). Макс.10 мин. с ответами. См. приложение задание 2 Ответы учащихся проверяются с помощью компьютерной презентации (4 слайда). 5 баллов за соответствие и 5 баллов за расшифровку.

III. Экономическое развитие России в первой и во второй половине 19 века.

-Какой процесс начался в экономическом развитии России в первой половине 19 века? (промышленный переворот)

-Вспомните главную особенность промышленного переворота в России? (сохранение крепостного права)

-Таким образом, в Российской экономике «уживались» две черты развития с/х и промышленности. Какие? (феодальная и капиталистическая)

Каждой группе выдается задание 3, 4 «Экономическое дерево», где нужно правильно указать феодальные и капиталистические черты в развитии промышленности и с/х.

-Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий (промышленность и с/х). На дереве выросли «листочки». Они символизируют отдельные черты развития с/х и промышленности. На стволах разместите листочки так, чтобы капиталистические черты росли наверху, а феодальные внизу. Сделайте вывод.

Правильные ответы проверяются, а затем демонстрируются на слайдах презентации.

-А теперь выясним, что происходило в экономике России во второй половине 19 века, оставались ли проблемы? Выполним вторую часть задания и сделаем выводы.

Данное задание также можно разбить 50/50 (первая часть для 2 команд, вторая часть для других двух команд).

IV. Внешняя политика России в 19 веке: наиболее значимые войны.

Ребята должны сказать, какая это война и в правлении, какого императора она была? Каждой команде по вопросу.

– Самая длительная война в истории России. (Кавказская война 1817–1864 гг.) (длилась почти 50 лет) (Ал-I; Н-I; Ал-II.)

– Война, в которой Россия победила «армию двунадесяти языков», возглавляемую человеком, который стремился покорить весь мир? (Отечественная война 1812 г; Ал – I).

– Война, в результате которой России было запрещено держать флот на Черном море. (Крымская война 1853–1856гг; Н-I; Ал-II;)

– В память об этой войне в наши дни на Шипке стоит памятник-гробница с изображением двух воинов, склонивших головы русского и болгарина. ( Русско-турецкая война 1877–1878 гг., Ал-II).

Далее командам раздаются задания 5 – работа с контурной картой по теме «Отечественная война с Наполеоном» и «Крымская война». См. приложение. Если есть время, то все команды выполняют обе карты, если его мало, то 2 команды работают с одной темой, а две другие с другой. 5 мин.

V. Работа с документом.

Каждой команде выдается задание 6 по работе с документом. Задания выбраны из КИМов ЕГЭ по истории части А и В. У каждой команды свои задания. Ребята отвечают на вопросы письменно. Когда все команды готовы, каждая озвучивает свои «источники» и сразу дает ответы на них. Учитель одновременно демонстрирует правильные ответы в презентации. 5 мин. См. приложение задание 6 . Все правильно выполненные задания оцениваются в 5 баллов.

Учитель в конце урока подводит итог, возвращаясь к вопросу, который был поставлен в начале: «Какие события истории России 19 века мы можем назвать взлетами, а какие падениями?». Дети делают выводы. Могут быть названы самые значимые события 19 века, но задача учителя на все оценки детей, в особенности «падений» в истории России стараться дать понять, что нельзя рассматривать те или иные события только с одной позиции (осуждения или одобрения).

Например: проигрыш в Крымской войне – «падение», но страна, начав войну с Турцией, сумела выстоять против целой Европы – «взлет».

-История неоднозначна. Можем ли мы судить, имеем ли на это право? Время рассудит. А мы с вами должны историю знать, любить, изучать, ведь история нашей страны это история твоей и моей семьи. Народ, который не знает и не уважает историю своей страны, не имеет будущего.

Как главный вывод, на презентации слова:

«Первая задача истории – воздержаться от лжи,

Вторая – не утаивать правды,

Третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности»

Как завершающий «аккорд» звучит стихотворение Ф. И. Тютчева:

Источник