Меню

Тест перепутанные линии бланк

Методика «Перепутанные линии»

Цель:измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».

Оборудование:секундомеры, специальные бланки ).

Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики «Перепутанные линии»

Ф.И.О.______________ Дата________

Обработка результатов.В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Y = T
N пр

гдеТ‑ время выполнения задания (мин),

Nnp, ‑ количество правильно прослеженных линий.

Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.

После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более -отлично; 4 — 9 — удовлетворительно;
10 — 18 — хорошо; 3 и менее — неудовлетворительно.

Ключ к методике «Перепутанные линии»

4. 10. Определениепродуктивностии устойчивостивнимания (Кольца Ландольта)

РебенкупредлагаетсябланкскольцамиЛандольтавсопровожденииследующейинструкции:«Сейчасмыстобойпоиграемвигру, котораяназывается»Будьвнимателениработайкакможнобыстрее». Вэтойигреты

Будешьсоревноватьсясдругимидетьми, потоммыпосмотрим, какогорезультататыдобилсявсоревнованиисними. Ядумаю,чтоутебяэтополучитсянехуже, чемуостальныхдетей».

ДалееребенкупоказываетсябланкскольцамиЛандольтаиобъясняется, чтоондолжен, внимательнопросматриваякольцапорядам, находитьсрединихтакие, вкоторыхимеетсяразрыв,расположенныйвстрогоопределенномместе, изачеркиватьих.

Работапроводитсявтечение 5 мин.Черезкаждуюминуту экспериментаторпроизноситслово«черта», вэтотмоментребенокдолженпоставитьчертувтомместебланкаскольцамиЛандольта, гдеегозасталаэтакоманда.

Послетого, как 5 мин. истекли, экспериментаторпроизносит слово«стоп». Поэтойкомандеребенокдолженпрекратитьработуивтомместебланкаскольцами, гдезасталаегоэтакоманда, поставитьдвойнуювертикальнуючерту.

Приобработкерезультатовэкспериментаторопределяетколичествоколец, просмотренных ребенкомзакаждуюминутуработыизавсепятьминут, втечениекоторыхпродолжалсяпсиходиагностическийэксперимент. Такжеопределяетсяколичествоошибок, допущенныхимвпроцессеработынакаждойминуте, спервуюпопятую, ивцеломзавсепятьминут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:

S = (0,5 N – 2,8 n)/60

где: S — показательпродуктивностииустойчивостивнимания;V —количествоколец, просмотренныхребенкомзаминуту(еслиспомощьюэтойформулыопределяетсяобщийпоказательпродуктивностииустойчивостивниманиязавсепятьминут, то,естественно, N будетравночислуколец, просмотренныхв

течениепятиминут, следующийпоказательп — числуошибок,допущенныхвтечениепятиминут, азнаменательданнойформулы — 300);п — количествоошибок, допущенныхребенкомзаэтожевремя.

ВпроцессеобработкирезультатоввычисляютсяпятьпоминутныхпоказателейSиодинпоказательS, относящийсяковсемпятиминутамработы, вместевзятым.

Пополученнымрезультатамстроитсяграфикработыребенканадзаданием. Егоинтерпретацияпроизводитсятакже, какидлядетейдошкольноговозраста.

При обработке итогов экспериментатор определяет число колец Ландольта, просмотренных ребенком за каждую мин. статьи и за все 5 мин.. Тоже определяется число ошибок, допущенных им в ходе деятельности на любой минуте, с I-ю по пятую, и в целом за все 5 мин..

Уровень концентрации внимания может оказаться выражен при помощи индекса точности:

В ходе обработки итогов вычисляются 5 поминутных показателей S, относящихся ко всем 5 минутам деятельности, вместе взятым.

По полученным результатам корректурной пробы Ландольта строится график работы ребенка над заданием.

Источник



Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Методика «Перепутанные линии» (концентрация и устойчивость зрительного внимания)

Методика «Перепутанные линии» (концентрация и устойчивость зрительного внимания)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития

Цель методики «Перепутанные линии»: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».
Оборудование: секундомеры, специальные бланки .
Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».
Другой вариант проведения опыта — с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого — установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики «Перепутанные линии»

Перепутанные линии

Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

где Т — время выполнения задания (мин),
N np, — количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

Источник

Методика «Перепутанные линии»: лучший способ для проверки концентрации

Методика «Перепутанные линии» была разработана для того, чтобы как можно точнее оценить степень устойчивости внимания и концентрации. Для этого используются специальные бланки с двадцатью пятью перепутанными извилистыми линиями, которые нумеруются с двух сторон. Нумерация идет сверху вниз. Нужно, не касаясь посторонним предметом или пальцем, проследить путь линий и назвать соответствующие номера их окончания.

Суть методики

Что такое концентрация внимания? Это способность сосредоточиться на одном предмете, не распыляясь на окружающих. А устойчивость – это временной показатель, он определяет, насколько долго человек может оставаться сконцентрированным. Проверять концентрацию и устойчивость внимания при помощи переплетенных линий догадался в 1958 году Андре Рей. В его тесте было шестнадцать ломаных линий с достаточно сложным переплетением.

Мистер Рей засекал время, за которое тестируемый проследит линии от начала до конца. Считал количество допускаемых ошибок и на основе этого делал выводы.

Методика перепутанных линий существует уже более пятидесяти лет, и за это время она прекрасно себя зарекомендовала. Ее много раз модифицировали и сейчас применяют во многих странах мира. На территории нашей родины ее тоже используют. Методику перепутанных линий для дошкольников вообще можно назвать находкой. Ведь детки воспринимают ее как игру.

Отечественные профессиональные психологи чаще всего отдают предпочтение модифицированной методике «Перепутанные линии», которую предложил доктор психологических наук К. К. Платонов. В его версии количество линий увеличивается до двадцати пяти, а ломаные превращаются в кривые. Также Платонов нашел возможность определить влияние утомляемости на прохождение теста. Но эта методика «Перепутанные линии» — для младших школьников и старших. Для малышей она сложновата. Им больше подходит вариант, предложенный М. Н. Ильиной. Тут все гораздо проще. Например, линий становится всего десять, а время исследования – пять минут.

Тест для средних и старших классов

В первую очередь нужно создать правильные условия. Подразумевается качественное освещение и полнейшая тишина. До окончания теста в окружении ребенка не должно быть раздражающих факторов.

Для проведения теста необходимо иметь при себе бланк с линиями, секундомер, карандаш, лист бумаги. Методика «Перепутанные линии» для подростков имеет два варианта бланков.

В первом варианте на листе изображены перепутанные линии. Они все начинаются слева и заканчиваются справа. Нужно проследить все линии, начиная с первой по порядку. В клетке, где линия заканчивается, необходимо поставить ее порядковый номер, который указан в ее начале. Ни в коем случае нельзя помогать себе пальцами или другими сторонними предметами. Нужно пройти тест как можно быстрее и с минимальным количеством ошибок.

Второй вариант принцип имеет тот же, но все же немного отличается. Все те же двадцать пять линий, только теперь нумерация есть и правой стороны. Также глазами необходимо проследить ход каждой линии, но теперь результат записывается на отдельный листик двумя числами, первое – это номер ячейки, где линия началась, второе – номер ячейки с ее «хвостом».

Как обрабатываются результаты

Если не было установлено ограничение по времени, то показатель высчитывается по следующей формуле:

  • где Р – показатель продуктивности деятельности;
  • t – количество секунд, потраченных на тест;
  • n – правильные ответы.

Полученные коэффициенты необходимо сравнивать со следующими значениями:

  • 861 и выше – совсем невысокий уровень концентрации;
  • 455-860 – этот показатель относится к средним;
  • 454 и меньше – высокая концентрация внимания.

Если же время ограничивалось, то просто нужно перевести правильные ответы в баллы. Ниже приведена таблица.

Источник

Методика «Перепутанные линии» — онлайн вариант — тест на устойчивость и концентрацию внимания.

Описание методики «Перепутанные линии»: Тест по методике «Перепутанные линии», впервые предложенный А. Реем и модифицированный путём усложнения К. Платоновым, представляет собой бланк с несколькими переплетающимися линиями, начинающимися в правой части и заканчивающимися в левой части листа. При этом, порядок расположения начал прямых линий в левой части не совпадает с порядком расположения концов линий в правой части. Задача испытуемого пронумеровать линии в правой части листа в соответствии с их порядковым номером в левой части листа, то есть, мысленно следуя вдоль линии испытуемому необходимо определить, где эта линия заканчивается и какой она имеет порядковый номер, этот номер следует записать в окно в правой части листа рядом с концом соответствующей линии. При этом важно делать это именно мысленно — взглядом, не помогая себе пальцем или карандашом. Такую операцию провести поочерёдно с каждой линиией за отведённое время — обычно это 5 — 7 минут. Обратите внимание, что везде, где линии соприкасаются, они пересекают друг друга.

Вариант Риса в модификации Платонова предлагает следующую интерпретацию теста:
выявляется значение устойчивость внимания — U = T*(n/N), где T — время выполнения теста, n — количество линий, а N — количество правильно пронумерованных линий.
Уровень устойчивости внимания определяется из потраченного на тест времени.

  • 213 секунд и меньше — отличный результат
  • 214 — 359 секунд — хороший результат
  • 360 — 419 секунд — средний результат
  • 420 — 779 секунд — плохой результат
  • 780 секунд и выше — очень плохой результат

При этом в норме выполнение теста — 7 минут

Существует также формула для оценки коэффициента концентрации: Q=((a-b)*t)/a, где a — количество линий, в данном случае их 25, b — количество ошибок и не пронумерованных линий, t — время выполнения теста. И формула для оценки дефицита концентрации D = t — Q, который, в идеале, должен быть нулевым.

Вариант Рея — тест с 10 линиями для детей от 11 до 17 лет предлагает следующую интерпретацию тестов исходя из количества ошибок и потраченного времени на тест.

  • Высокий уровень устойчивости внимания — 10 правильных ответов при времени выполнения до 1 минуты 20 секунд (80 секунд).
  • Средний уровень устойчивости внимания — 8 — 10 правильных ответов за время до 2 минут, или 120 секунд.
  • Низкий уровень устойчивости внимания — 0 — 7 правильных ответов независимо от времени, или 8 — 10 правильных оветов за время более чем 120 секунд

Также вариант Рея методики «Перепутанные линии» предлагает интерпретацию в процентилях, однако точных данных о применении таблицы с процентилями, не было найдено.

Источник

Логотип

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

  • Главная
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама

Логотип

Show

  • Викторины
  • Модно, стильно, молодёжно
  • Для дошкольников
  • Игры
  • Конкурсы к праздникам
  • Олимпиады (с ответами)
  • Отдых
  • Подарки – поздравления
  • Посторонним вход запрещен (только для подростков)
  • Правила
  • Родителям
  • Сценарии к школьным праздникам
  • Творчество своими руками
  • Школа
  • Выпускной
  • Каникулы
  • Учительская
  • Школа жизни
  • Школьная жизнь
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама

Методика «Перепутанные линии»: изучаем концентрацию и устойчивость внимания детей

Мальчик с карандашом

Методика «Перепутанные (переплетённые) линии» является традиционным и надёжным средством изучения концентрации и устойчивости внимания детей и подростков, которая много лет входит в инструментарий практикующего психолога. Её преимущества — быстрота проведения диагностики, минимум необходимого оборудования, лёгкость обработки результатов.

Сущность методики, её автор и модификации

Внимание есть именно та дверь, через которую прохо­дит всё, что только входит в душу человека из внешнего ми­ра.

К. Д. Ушинский

Концентрация (сосредоточение) внимания — это способность удерживать его на одном объекте, отвлёкшись от всего остального. Устойчивость — временной параметр, способность к длительной концентрации на объекте.

Впервые изучать концентрацию и устойчивость внимания с помощью переплетённых линий предложил Андре Рей в 1958 году. Тест, которому исследователь подвергал испытуемых, представлял собой лист бумаги с изображением 16 ломаных линий, сложным образом переплетавшихся между собой. Экспериментатор фиксировал время, затраченное тестируемым на то, чтобы проследить глазами линии от начала до конца, и количество допущенных им при этом ошибок.

За более чем полувековую историю своего существования методика отлично себя зарекомендовала, появилось множество её модификаций, получивших широкое распространение в разных странах мира. Хорошо она известна и отечественным психологам. В профессиональной среде пользуется заслуженной популярностью модификация «Перепутанные линии», предложенная в 1980 году доктором психологических наук Константином Константиновичем Платоновым. Её отличием от оригинала является не только изменение стимульного материала (увеличение количества линий до 25 и замена ломаных на кривые), но и возможность определить, как утомляемость влияет на процесс тестирования.

Методика К.К. Платонова предназначена для исследования внимания школьников среднего и старшего возраста, малыши с ней не справятся. Для диагностики внимания дошкольников и младших школьников целесообразно использовать вариант, предложенный Маргаритой Николаевной Ильиной. Он отличается упрощением стимульного материала (в её модификации всего 10 линий), сокращением времени проведения исследования (до 5 минут) и соответствием нормативов возрасту испытуемых.

Бланк теста «Переплетённые линии» Андре Рея

Первоначально стимульный материал представлял собой 16 сложно переплетённых ломаных линий

Тестирование учащихся среднего и старшего школьного возраста

Рекомендации по организации исследования

Необходимые условия для проведения теста — хорошее освещение и тишина. Уделите внимание тому, чтобы ничто не отвлекало ребёнка до завершения исследования. Не забудьте перевести телефон в беззвучный режим.

Вам понадобится следующее оборудование: секундомер, стимульный материал (специальный бланк с изображением перепутанных линий), лист бумаги, карандаш.

Существуют различные варианты стимульного материала, они не имеют принципиальных различий. Выбирайте тот, с которым вам будет удобнее работать.

Инструкция для испытуемого к первому бланку: «На листе изображён ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них берёт своё начало слева, а заканчивается справа. Задача ‑ проследить каждую линию и в ту клетку, где она заканчивается, записать её номер. Начинать надо с первой, затем перейти ко второй и так далее до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцем или карандашом запрещается. Работать нужно быстро и стараться не допускать ошибок».

Руководство по работе со вторым бланком: «На бланке представлено 25 переплетённых линий. Нужно зрительного проследить ход каждой и определить, где она заканчивается. Начинать полагается с левого номера и следить до правого. Если вы сбились, попробуйте ещё раз. Если и во второй раз не получилось проследить ход линии, то переходите к следующей. Записывать нужно сначала номер линии, с которой вы начали работать, а затем цифру, означающую место, куда вы привели её взглядом (например: 1–18; 2–12 и так далее)».

Инструкция третьему варианту стимульного материала аналогична предыдущей, только после номера линии записывается буква, которой она заканчивается.

Школьники на уроке

Тестирование можно проводить в групповой форме, но необходимо учитывать недостатки такого исследования

Если необходимо протестировать группу детей, инструкцию нужно дополнять словами: «Когда закончите работу над заданием, поднимите руку. Я назову время, которое вы затратили на тест, а вы запишите его внизу бланка». Проведение исследования одновременно с несколькими подростками, безусловно, позволит вам сэкономить время. Но будьте готовы к тому, что они будут хихикать, комментировать работу друг друга, ронять карандаши и так далее. Конечно, всё это непременно отразится на результатах.

Индивидуальное исследование более информативно. Оно даёт возможность понаблюдать за испытуемым, определить, что для него важнее (быстрее закончить или выполнить задание без ошибок), а также понять, сомневается ли он в правильности своих решений, пытается ли перехитрить психолога и проследить линию с помощью пальца или ручки и так далее.

Важно задать испытуемому вопросы о том, какие сложности у него были в процессе тестирования, что помогало или мешало выполнять задание, как он оценивает свой результат.

Приведённые варианты инструкций не предусматривают ограничений по времени выполнения задания, что не всегда бывает целесообразно. Поэтому некоторые предлагают всё же выделять испытуемым всего 7–10 минут.

Фотогалерея: Варианты стимульного материала к тесту

Первый вариант бланка Этот вариант удобен, если вы обследуете группу детей. Им легко пользоваться школьникам: проследил за линией — записал в пустую клетку её номер Второй вариант бланка Такой бланк можно вложить в файл или заламинировать, превратив в полноценный стимульный материал. Правильные ответы испытуемым нужно будет записывать на отдельном листе бумаги Третий вариант бланка Третий вариант подходит тем, кому буквы нравятся больше, чем цифры

Обработка результатов

При использовании методики без ограничения испытуемого по времени подсчитывается показатель продуктивности деятельности (Р) по формуле: P = t×25/n, где t — время, затраченное на тест (в секундах), n — количество правильных ответов. Выведенное значение сравнивается со следующими нормативами:

Показатель продуктивности деятельности (Р) Уровень концентрации внимания
от 861 и выше низкий
от 455 до 860 средний
454 и меньше высокий

При проведении теста с ограничением по времени необходимо подсчитать количество правильных ответов и перевести в баллы по следующей шкале:

Общее количество правильных ответов 25 24 23 22 21–20 19–17 16–14 13–12 11–8 7 и менее
Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Очевидно, что чем выше балл, тем лучше тестируемый справился с заданием.

Чтобы оценить влияние утомления на результат теста, необходимо записать время, которое затрачивает испытуемый на просмотр каждых 5 линий (1–5, 6–10, 11–15, 16–20, 21–25) и построить график (ось Х — время; ось У — количество прослеженных линий). Снижение темпа выполнения задания по мере приближения к завершению указывает на неустойчивость внимания.

Таблицы: Ключи к бланкам

Первый стимульный материал
начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец
1 12 6 25 11 14 16 18 21 20
2 15 7 7 12 3 17 1 22 23
3 24 8 10 13 11 18 6 23 22
4 9 9 21 14 2 19 19 24 4
5 8 10 13 15 5 20 16 25 17
Второй стимульный материал
начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец
1 6 6 3 11 12 16 13 21 1
2 5 7 11 12 18 17 8 22 16
3 22 8 2 13 20 18 23 23 17
4 25 9 4 14 10 19 7 24 14
5 19 10 9 15 15 20 21 25 24
Третий стимульный материал
начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец
1 С 6 Т 11 Н 16 Ф 21 И
2 О 7 Ж 12 А 17 Э 22 Ч
3 М 8 Д 13 К 18 Р 23 Ц
4 Ш 9 Г 14 Л 19 У 24 В
5 П 10 З 15 Б 20 Х 25 Е

Диагностика устойчивости и концентрации внимания дошкольников и младших школьников

Процедура проведения

Бланк М.Н. Ильиной для испытуемых младшего возраста

Перепутанных линий всего десять, они меньше пересекаются и их легче проследить взглядом малышу

Для организации тестирования среди детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимые те же условия и оборудование, что и для детей постарше. Только стимульный материал выглядит немного иначе и инструкция для ребёнка чуть-чуть упрощена: «У тебя перед глазами рисунок, на нём много перепутанных линий. Найди конец каждой, проследи её с самого начала. Пальцем и карандашом пользоваться нельзя».

Экспериментатору необходимо внимательно наблюдать за ребёнком, обращая внимание на точность его действий, скорость и длительность выполнения задания, комментарии, которые он делает в процессе прохождения теста. Не каждый испытуемый в возрасте 5–6 лет будет с интересом водить взглядом по чёрным и плохо пропечатанным линиям. Поиграйте с тестируемым. Например, поведайте ребёнку историю про маленького, но очень любопытного ёжика, которому будет грустно, если он не узнает, какая цифра находится в конце дорожки.

Подведение итогов

Сравните результаты наблюдения за ребёнком со следующими нормативами:

Описание процесса выполнения задания Уровень концентрации внимания
Ребёнок полностью справляется с заданием, выполняет без ошибок за 1–2 минуты. Высокая устойчивость внимания. Выше среднего
В работе присутствуют некоторые неточности, которые испытуемый сам исправляет. Время выполнения увеличивается. Средний
Задание выполнено с ошибками, появившимися ближе к концу работы над стимульным материалом. Использовался палец или карандаш. Ниже среднего
Тестируемый допускает большое количество ошибок. Внимание неустойчивое. Низкий

Тренировка внимания с помощью перепутанных линий

От взгляда исследователей, работавших с методикой «Перепутанные линии», не ускользнуло, что концентрация и устойчивость внимания испытуемых имеют свойство совершенствоваться в процессе выполнения задания. Этот факт препятствует многократному применению методики в диагностических целях, но открывает широкие возможности для использования переплетённых линий в качестве тренажёра внимания.

Упражнения для детей 5–6 лет, основанные на распутывании линий, в огромном количестве встречаются в специализированной литературе для подготовки к школе. Выполнять их важно и нужно, так как от внимания ребёнка во многом зависят успехи в освоении школьной программы. Чтобы малышу захотелось выполнить задание, оно должно быть интересным, красочным, вызывать улыбку. Всем этим критериям соответствуют картинки, нарисованные немецкой художницей Ани Боретцки. Дошкольникам доставит большое удовольствие разглядывание забавных иллюстраций, призывающих помочь изображённым на них персонажам.

Детям постарше (а также их родителям и педагогам) можно порекомендовать простое использование любого из вариантов стимульного материала.

Фотогалерея: Задания для детей от Ани Боретцки

Задание «Зайка-неунывайка» Как зайке поскорее попасть на пикник? Задание «Забавная ферма» Каких зверюшек пасёт усталая девочка? Задание «Весёлая рыбалка» Кто поймал сапог? Задание «Дикий Запад» Почему плачет ковбой в жёлтой шляпе?

Методика представляет собой точный диагностический инструмент, тестирование на основе которого воспринимается детьми как увлекательная игра. Вне процедуры стимульный материал и его варианты могут быть использованы для тренировки умения сосредотачиваться на определённых объектах и удерживать их в поле зрения.

Источник

Читайте также:  Happy baby mustang автокресло краш тест