Меню

Тест оценки устойчивости равновесия тела



С) тестирование статического и динамического равновесия

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической базой исследования явилось научные теории и методики физической культуры и спорта.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Анализ литературных источников. В ходе работы были проведен теоретический анализ и обобщение литературных источников. Определены основные понятия: техническая и физическая подготовка, средства и методы тренировки, роль тренировки в повышении функциональных возможностей организма, сохранении и укреплении здоровья. Выявлены теоретические подходы к организации тренировки. Подобраны функциональные пробы и тесты.

Опрос. С целью изучения отношения тренеров и спортсменов к значимости развития координационных способностей у детей, занимающихся греко-римской борьбой. Для чего был разработан опросный лист, форма которого приведена в приложении 1.

Специалистам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Уделяете ли вы внимание развитию координационных способностей в тренировке борцов?

2. Проранжируйте по степени значимости для борца, следующие физические и психофизические качества (указывалось какие)?

3. Из перечисленных ниже координационных способностей, которые на ваш взгляд не влияют на результат в борьбе. Оставшиеся способности расставьте в порядке значимости в группе спортсовершенствования.

Спортсменам были заданы следующие вопросы:

1. Уделяете ли вы внимание развитию координационных способностей (КС) в тренировке борцов?

2. Какой процент времени на тренировка вы отводите развитию этих способностей?

3. Влияет ли развитие КС на технику борьбы?

4. Из перечисленных ниже координационных способностей которые на ваш взгляд не влияют на результат в борьбы? Оставшиеся способности расставьте в порядке значимости.

Всего опрошено 20 спортсменов. Из них 4 КМС, 8 – 1 разрядников и 8-2 разрядников.

Тестирование. Умение выполнять движения в соответствии с их пространственными, временными и силовыми параметрами является основным практически в любом виде деятельности. Чем точнее оцениваются параметры движения, тем эффективнее.

А) Измерение точности воспроизведенных усилий.

С помощью динамометра определяется максимальное усилие правой и левой рук испытуемого. Затем дается задание воспроизвести 50% усилие от максимального напряжения без зрительного контроля за стрелкой динамометра. Дается 3 пробных попытки и 3 зачетные попытки каждой рукой.

Точность воспроизведения усилий характеризуется величиной ошибки от заданного эталона. Рассчитывалась средняя ошибка для каждой руки. Среднее значение всех спортсменов для каждой руки в килограммах до эксперимента сравнивалось со средним значением после эксперимента.

Б) Измерение точности отмеривания короткого промежутка времени

В сложных или длительных упражнениях каждый двигательный акт служит сигналом к выполнению следующего акта. Следовательно, для всего двигательного действия в целом, для его шлифовки исключительное значение приобретает качество человека, которое можно условно назвать «чувство времени», т.е. умение воспринимать различные интервалы времени, соответственно корригировать выполнение целостного упражнения и преодоление дистанции.

С целью изучения способности борцов ориентироваться в коротких промежутках времени проведены эксперименты по воспроизведению коротких временных отрезков в обычных условиях. Воспроизведение заданного интервала времени проводилось без зрительного контроля.

В качестве теста было выбрано воспроизведение промежутка длительностью 5 с. Воспроизведение осуществлялось сначала 3 раза правой рукой, затем 3 раза левой рукой.

Выделено четыре варианта ошибок:

1. Переоценка предложенного интервала («+»), когда испытуемый показывал на секундомере интервал больше 5 с на Т> + 5%, т.е. 5,25 с.

2. Недооценка предложенного интервала («-«), когда испытуемый показывал на секундомере интервал меньше 5 с на Т Реклама

3. Точное воспроизведение предложенного интервала, т.е. 4,75с. С) тестирование статического и динамического равновесия

Проявление координационных способностей является прямой функцией уровня развития равновесия, поэтому естественно, что его развитию в спортивной практике уделяется много внимания.

В своей работе для оценки статического и динамического равновесия мы применили тест «Фламинго» (Годик М.А., 1994). Этот тест хорошо зарекомендовал себя в исследованиях с участием спортсменов различных специализаций: волейболистов, баскетболистов, лыжников, легкоатлетов, борцов и боксёров (Зайцев А.А., 1999).

Тест заключался в сохранении равновесия на одной ноге, стоя на неподвижной горизонтальной платформе. Платформа состоит из двух металлических пластин в виде прямоугольников, соединенных двумя упорами в виде трубок. Пластины расположены параллельно друг другу. Каждая пластина имеет следующие размеры: длина 50 см, ширина 15 см.

Структура теста заключалась в следующем: обследуемый должен был встать на платформу любой ногой (например, правой) и попытаться сохранить равновесие на ней. Другая нога (левая) должна быть согнута в колене и подтянута к ягодице левой рукой.

Условия выполнения теста заключались в следующем. Участнику эксперимента предлагалось, стоя на подставке в позе «Фламинго», сохранить равновесие в течении 1 минуты. Если спортсмен терял равновесие раньше контрольного времени (1мин.), то тест выполнялся снова. Время попыток суммировалось. Тест прекращался, когда время всех попыток достигало контрольного заданного интервала. Оценка за выполнение теста осуществлялась в попытках. «Отлично» среднее количество попыток минус среднее квадратичное отклонение, «Удовлетворительно» среднее количество попыток, «Неудовлетворительно» среднее количество попыток плюс среднее квадратичное отклонение.

Динамическое равновесие определялось на подвижной горизонтальной платформе, состоящей из двух металлических пластин, соединенных двумя пружинами. Пластины расположены параллельно друг другу. Высота пружин 6 см, диаметр- 3,5 см. Расстояние между ними 20 см. Жесткость пружин выбиралась такой, чтобы удерживать вес до 100 кг без полного сжатия. Обследуемому, предлагалось без зрительного контроля в свободной позе устоять на горизонтальной подвижной опоре.

Педагогический эксперимент с применением разработанной методики развития координационных способностей осуществлялся в течение 6 месяцев (с сентября 2007 года по февраль 2008 года) с детьми занимающихся греко-римской борьбой в городе Калининграда.

Все борцы были разбиты на две группы контрольную и экспериментальную по 7 человек в каждой. Достоверных различий в физической, технической подготовленности между группами не обнаружено.

Экспериментальная группа занималась по предлагаемой нами методике. Контрольная группа тренировалась без включения в занятия упражнений специально направленных на развитие координационных способностей.

Эксперимент проводился в три этапа.

На первом этапе выполнялось предварительное тестирование контрольной и экспериментальной групп по общей физической подготовленности и оценке координационных способностей

На втором этапе осуществлялся учебно-тренировочный процесс в группах.

На третьем этапе проводилось заключительное тестирование по тем же тестам, что и вначале эксперимента.

Метод математической статистики . Из большого числа методов статистической обработки результатов для интерпретации полученных данных использовались следующие величины: среднее арифметическое, стандартное отклонение, отражающее степень разнообразия объектов в группе по изучаемому признаку, ошибку средней арифметического; коэффициент вариации.

Для выявления взаимосвязей между изучаемыми признаками применялся корреляционный анализ.

В виду того, что контрольная и экспериментальная группы не превышали по количеству 30, то достоверность полученных результатов и сравнение этих групп между собой до и после педагогического эксперимента проводилась по критерию Стьюдента (tst).

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

1. Начальный этап включал в себя сбор информации об особенностях технической подготовки борцов, существующих методах развития координационных способностей у борцов и анализ программ для ДЮСШ, а также выдвижение гипотезы, определение задач исследования, подбор и апробацию методов исследования, формирование контрольной и экспериментальной групп.

2. Основной этап состоял из педагогического эксперимента, длившегося 6 месяцев, статистическую обработку результатов эксперимента и предварительную интерпретацию данных эксперимента.

Читайте также:  Эффект храповика означает тест

3. Заключительный этап включил в себя интерпретацию данных эксперимента в соответствие с существующими закономерностями теории и методики спортивной тренировки, определение выводов и написание работы.

Источник

Тест для определения равновесия

Равновесие — это необходимое качество для людей всех возрастных групп.

С возрастом способность сохранять равновесие начинает ухудшаться и, как следствие, происходят падения, иногда вызывающие инвалидность или даже летальные исходы, травмы, сотрясения мозга и т. п.

Все это позволяет говорить, что каждый человек должен проверять свои возможности и регулярно их тренировать.

Встаньте на одну ногу; поставьте на ее колено пятку другой ноги и закройте глаза, одновременно запустив секундомер или ведите счет секундам сами.

Длительность стойки в таком положении будет характеризовать вашу устойчивость.

Можно для начала выполнять это упражнение с открытыми глазами.

Если вы вдруг почувствовали, что вас качает и трудно простоять даже 1 -2 сек, то дело плохо и надо срочно начать тренировки вестибулярного аппарата.

Следует отметить, что результат падения в некоторой степени зависит не только от нарушения равновесия, но и от умения своевременно группироваться во время падения.

При обучении спускам на лыжах с гор в первую очередь начинают с основ правильного падения, группировки во время падения.

Человек, способный оперативно сгруппироваться при падении на скользкой дороге, уже застрахован от серьезной травмы.

По имеющимся данным, качество равновесия характеризует и общее состояние организма, его центральной нервной системы.

Ученые считают, что, тренируя способность к поддержанию этого качества и в среднем, и в старшем возрасте, человек делает шаги к своему долголетию.

Существует тест, позволяющий определять биологический возраст по тому, сколько секунд человек может простоять в вышеуказанной позе с закрытыми глазами.

Тест на равновесие

Вы оказались моложе? Прекрасно! Поддерживайте свою физическую норму на таком же высоком уровне и дальше.

Разочарованы результатом теста? Не беда, займитесь тренировкой, покатайтесь на лыжах с гор, походите по уменьшенной опоре, занимайтесь кувырками, упражнениями, стоя на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами, различными упражнениями на вращение вокруг своей оси и т. п.

Через пару месяцев, выполнив тест, убедитесь, что уже помолодели.

Источник

Тесты для оценки статического равновесия.

Равновесие тела — это состояние покоя тела относительно какой-либо системы отсчета, в частном случае — неподвижность тела относительно окружающей его среды. Равновесие тела бывает статическим и динамическим. При статическом равновесии тела проекция общего центра тяжести тела находится внутри площади опоры (рис. 1). При ходьбе, беге, катании на коньках и т. п. динамическое равновесие тела достигается путем балансирования, т. е. подведением площади опоры под сместившуюся проекцию центра тяжести тела (рис. 2).

Рис. 1. Плоскость опоры тела при вольном стоянии: S — точка, соответствующая проекции общего центра тяжести. Рис. 2. Восстановление равновесия тела путем компенсирующего изменения деятельности мышц ног при наклоне туловища вперед. Проекция центра тяжести (вертикальная линия) возвращена в прежнее положение на плоскость опоры.

В поддержании состояния равновесия тела принимает участие целый ряд сложных систем. Важная роль принадлежит вестибулярному аппарату. Его рецепторная часть расположена во внутреннем ухе и состоит из мешочков преддверия и трех полукружных каналов. При возбуждении вестибулярного аппарата происходит раздражение волосков чувствительного эпителия. Возникающие импульсы передаются по вестибулярному нерву в мозг. В процессе поддержания равновесия тела вестибулярная система осуществляет тесное взаимодействие со зрительным аппаратом. Оба эти аппарата (вестибулярный и зрительный) имеют обширные двусторонние связи с мозжечком. Мозжечок также является очень важным иннервационным звеном в сохранении равновесия тела. Большую роль играют многочисленные рецепторы мышц, сухожилий, суставов и кожи, и прежде всего механизмы мышечного тонуса, а также проприоцептивные рефлексы. Координация всех этих механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях нервной системы — в спинном мозге, стволе мозга и в коре больших полушарий.

Физиологические основы проявления равновесия

Механизмы регуляции равновесия сложны, так как обусловливаются комплексом деятельности различных анализаторов, состоянием вегетативных органов, нервной и мышечной систем. Неоднозначно участие анализаторов в управлении устойчивым состоянием тела. Очевидно, что значительная заслуга в сохранении равновесия принадлежит не только двигательному, но и зрительному, вестибулярному, тактильному анализаторам. Вместе с тем очевидно, что их роль не может быть одинаковой. Это, по-видимому, связано с конкретным видом и проявлением данного качества.

Участие двигательного анализатора.

Так, в удержании определенной позы (положения сидя, стоя, при наклоне и другие) ведущую роль играет двигательный анализатор.

При сохранении равновесия после вращательных движений большее значение приобретает вестибулярный.

Зрительный и тактильный анализаторы.

При удержании равновесия после выполнения прыжков и прыжковых упражнений, а также при балансировке с предметами значительно повышается функция зрительного и тактильного анализаторов. Следовательно, участие того или другого анализатора определяется конкретной двигательной задачей, связанной с проявлением того или иного вида равновесия.

Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной системы. Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 с вызывает снижение колебаний тела.

Состояние нервной и мышечных систем.

Влияние состояния нервной и мышечной систем на сохранение устойчивости связано с увеличением или уменьшением амплитуды колебаний тела. Поэтому высококвалифицированные спортсмены уделяют большое внимание снижению тремора, что достигается специальной методикой в зависимости от вида спортивной деятельности. Чем опытнее спортсмен, тем лучше он владеет собой и сохраняет равновесие. Это особенно важно в стрельбе, гимнастике, гребле и других видах спорта.

Удержание устойчивого состояния тела обеспечивается тоническим и тетаническим напряжениями. Тоническое чаще всего имеет место при сохранении равновесия, взаимодействуя с дополнительной опорой (упор на брусьях), при сохранении позы при беге и т.д. Тетаническое напряжение часто проявляется при сохранении равновесия в безопорной фазе: сальто, пируэты, преодоление планки в легкоатлетических прыжках. Оно характеризуется мощным потоком импульсов из центральной нервной системы к работающим мышцам.

Уровень развития физических и координационных качеств

Определенная степень развития силовых и скоростных качеств мышц позволяет многократно повторять усилия различного характера с максимально возможной скоростью. Недаром высококлассного гребца невольно сравнивают с летящей над водой птицей, настолько плавными и грациозными представляются его движения. Например, в гребном спорте скорость передвижения во многом определяется величиной усилий, прилагаемых к веслу, а также быстротой выполнения гребков, темпом движений и т.д. Кроме того, они осуществляют одновременно и антигравитационную функцию: удерживают тело человека в состоянии равновесия. Усиливают проявление устойчивости тела определенные показатели выносливости. Чем выше уровень общей и специальной выносливости, тем быстрее спортсмен осваивает различные разновидности равновесия.

Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития подвижности в суставах. Чем выше степень подвижности (в определенной мере), тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его отдельных звеньев и таким образом управлять устойчивостью.

Уровень развития гибкости также влияет на сохранение равновесия. Высокая степень гибкости шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника позволяет занять устойчивую позицию над опорой.

Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень межмышечной и внутримышечной координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач. Поэтому, чем сложнее спортивное упражнение, тем больше ловкости требуется для сохранения устойчивого положения тела. В каждом виде спорта проявление ловкости при сохранении устойчивости имеет определенную специфику. Так, гребец в положении неустойчивого равновесия в лодке должен выполнять сложно координированные движения по балансировке веслом, другие элементы техники и одновременно согласовывать их с действиями всех членов команды. Проявляется ловкость также в целесообразном выборе действий, времени выполнения движений, в мгновенной правильной оценке ситуации и адекватной реакции.

Читайте также:  Тест какая ты единорожка

Психологический настрой и эмоциональное состояние

Высокий уровень психологической подготовки способствует уравновешенности нервных процессов — важного условия устойчивого положения. Положительные эмоции также способствуют повышению работоспособности, мышечной активности и, следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела и его отдельных звеньев.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение данному ДКК:

равновесие — это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Равновесие тела исследуется многочисленными методами.

Равновесие — способность сохранять устойчивое положение тела.

Различают статическое и динамическое равновесие, в связи с чем есть и тесты для определения определенных поз человека (например, стойка на руках) и для динамического равновесия — это сохранение направленности перемещения человека при непрерывно меняющихся позах (передвижение баскетболиста, лыжника и т.д.).

Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. Упражнение выполняется с закрытыми и открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка.

Е. В. Сермеев вывел средние данные оценки функционального равновесия. Удержание позы с закрытыми глазами 16 с., с открытыми — 44 с.

Проба Яроцкого. Основная стойка, глаза закрыты, непрерывное вращение го­ловы в одну сторону в темпе — два движения в секунду. Отсчитывается время от на­чала движения головы до момента потери равновесия. Оценка удержания: 35 с. — отлично; 20 с. — хорошо; 16 с. — удовлетворительно.

Для оценки статической координации применяется простая и усложненные пробы Ромберга.

При выполнении простой пробы Ромберга испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

Следует отметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для спортсменов рекомендуют использовать усложненные пробы (проба Ромберга 2 и 3).

Проба Ромберга — 2: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга — 2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век. У детей показатели пробы зависят также от возраста (таблица 1). У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.

Таблица 1 – Среднее время устойчивости в позе Ромберга -2 у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.Синякову)

Время устойчивости (сек)

Проба Ромберга -3: исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

Твердая устойчивость позы более 15 сек при отсутствии тремора пальцев и век оценивается как «хорошо»; покачивание, небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 сек — «удовлетворительно»; выраженный тремор век и пальцев при удержании позы менее 15 сек — «неудовлетворительно». Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия, указывают на нарушение координации.

Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается при утомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом.

Статическая координация. У спортсменов с этой целью, как правило,

оценивают результаты пробы Ромберга, которая основана на определении

Источник

Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура (21 стр.)

– почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и участниками);

– групповые и командные спортивно-игровые упражнения тактического характера.

Упражнения на ориентирование в пространстве тесно связаны с другими координационными упражнениями, особенно на точность воспроизведения и отмеривания, оценку и дифференцирование пространственных, а также временны́х и силовых параметров движений. Поэтому для совершенствования способности к ориентированию полезны всевозможные «контрастные» и «сближаемые» задания.

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемые в различных временны́х и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги под музыкальное сопровождение.

Координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. Первые направлены преимущественно на развитие координационных способностей, относящихся к однородным группам двигательных действий, например, циклические движения (разновидности ходьбы, бега, лазанья, ползания, езда на велосипеде, бег на лыжах, коньках, плавание, гребля); метательные движения с акцентом на силу (толкание ядра, метание копья, молота, диска); поднятие тяжестей (упражнения с гирей и штангой); всевозможные акробатические упражнения. Синтетические координационные упражнения содействуют воспитанию двух и более координационных способностей. Примерами таких упражнений являются варианты полос препятствий, эстафет и круговой тренировки, многие подвижные и большинство спортивных (особенно коллективных) игр (Мошков В.Н., 1971).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое освоенное до умения и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Тестовый профиль координационных способностей

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию (Лях В.И., 2006). В связи с чем в физическом воспитании используют различные показатели, наиболее важным из которых является способность поддерживать статическую позу и динамическое равновесие (во время перемещения), так как именно эта способность характеризует связь верхних (открытых) и нижних (закрытых) кинематических мышечных цепей и отражает антигравитационную функцию опорно-двигательного аппарата. Равновесие можно определить как способность человека удерживать тело или отдельные его сегменты в заданном (определенном) положении в результате сложной совместной деятельности ряда органов и систем, направленной на борьбу с силами гравитации.

I.Статическое равновесие.

Для оценки способности к равновесию используется тест «стойка на одной ноге» (по методике Бондаревского Е.Я., 1967): И.п. – босиком на ровной поверхности стойка на одной ноге, вторая нога согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов!» тестируемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер (рис. 17). Результат представляет собой средний показатель времени удержания равновесия (признаком потери равновесия считается приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, схождение с места, падение).

Читайте также:  Перечислить специальные задачи лг при плп тест

Данный тест допустимо проводить в двух вариантах – с закрытыми и открытыми глазами, чередуя опорную ногу (Сермеев Б.В., 1973). С закрытыми глазами физиологическая норма: до 10 лет – 10 с; 11–15 лет – 15 с; 16–44 лет – 20 с; 45–60 лет – 15 с; от 61 года и старше – 10 с. С открытыми глазами: до 10 лет – 20 с; 11–15 лет – 30 с; 16–44 лет – 50 с; 45–60 лет – 30 с; от 61 года и старше – 20 с.

Михаил Еремушкин - Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики.

Рис. 17. Тест «стойка на одной ноге» (по методике Е.Я. Бондаревского)

Возможна модификация теста – стойка «ласточка» – опора на одну ногу, руки разведены в стороны, отведенная назад (разогнутая) неопорная нога и наклоненное вперед туловище параллельны опорной поверхности. Задание аналогичное – удержать заданное положение максимально возможное время.

II.Динамическое равновесие.

Для оценки координационных способностей в процессе построения двигательных умений и навыков – динамического равновесия – используется тест ходьбы на месте Fukuda – Unterberger (Фукуды – Унтербергера, 1959).

И.п. – глаза закрыты, голова в нейтральном положении (неподвижная, без наклонов и поворотов). Ноги босые (без обуви, носок или колготок). Зубы не сомкнуты. Кисти вытянутых вперед рук не соприкасаются. Важно отсутствие посторонних звуков и освещения. Тестовое движение – ходьба на месте, поднимая бедра на угол 45°. Нормальный ритм составляет 72–84 шага в минуту (рис. 18).

Михаил Еремушкин - Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики.

Рис. 18. Тест ходьбы на месте Fukuda – Unterberger: а – исходное положение; б – отклонение вправо; в – отклонение влево по окончании тестового задания

Тест Fukuda – Unterberger целесообразно дополнить повторными тестами с поворотами головы направо и налево. Под влиянием затылочного рефлекса у здорового человека при повороте головы направо тонус его мышц-разгибателей правой нижней конечности увеличивается, а левой – уменьшается. В тесте с головой, повернутой вправо, пациент поворачивается вокруг своей оси влево. При повороте головы налево увеличивается тонус разгибателей левой нижней конечности и уменьшается – правой. В тесте Fukuda – Unterberger с головой, повернутой налево, разворот тела происходит вправо. Оценивается разность между углами поворота вокруг оси (или спина), наблюдаемыми в конце теста с головой в нейтральном положении и при повороте головы.

В норме любой человек, который топчется на месте с закрытыми глазами, после 50 шагов поворачивается вокруг своей оси максимум на 20–30°. Этот угол является единственным параметром, определяющим тоническую асимметрию кинематических мышечных цепей.

Допустимо использование другого варианта теста на динамическое равновесие – прыжок на месте с поворотом кругом на максимально возможное количество градусов (Моторин А.Н., 1966; Васильев Г.А., 1969). И.п. – стоя, руки на поясе, ступни ног параллельны. По команде совершается прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов в одну, а затем в другую сторону. Результат – расстояние от и.п. ног до места приземления после прыжка (в градусах).

При выполнении задания требуется сохранить устойчивое равновесие, и.п. рук во время прыжка и приземления; приземление выполнять с сомкнутыми ступнями ног.

Испытуемому предоставляется 6 попыток (по 3 в каждую сторону). Засчитывается лучший результат.

Разность в градусах между прыжком в правую и левую сторону характеризует двигательную асимметрию испытуемого.

Конструктивные и творческие способности

Конструктивные и творческие способности, в отличие от кондиционных и координационных, относятся к высшим (сознательным) кортикальным уровням построения движений, реализующимся за счет развития динамических мышечных цепей в форме смыслового и мотивационного двигательного действия.

Двигательное действие – это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:

интеллектуальная (когнитивная), чувствительная (сенсорная), исполнительная (моторная). Между этими элементами существуют многообразные связи, которые усложняют анализ конструктивных и творческих способностей.

Тем не менее к конструктивным способностям можно отнести такие компоненты, как наблюдательность в области двигательной активности, позволяющую видеть достоинства и несовершенства выполняемых движений; точность и живость пространственных представлений; комбинаторную способность (способность составлять из отдельных элементов движений новые комбинации); двигательное мышление (способность понимать логику физических движений). По своей сути конструктивные способности выполняют задачи планирования, изменения способов выполнения двигательных действий.

К категории конструктивных двигательных способностей относятся: бытовая, профессиональная и спортивная деятельность человека. При этом любой из перечисленных видов деятельности может быть успешно осуществлен лишь тогда, когда человек владеет не только базовыми (кондиционными, координационными) способностями, но и специальными знаниями, двигательными навыками. Безусловно, формирование двигательных навыков не менее важно, чем развитие силы, выносливости и ловкости. В спорте победителем обычно становится тот, кто знает, как прилагать силу и ловкость, а не тот, у кого эти качества просто развиты.

Источник

Тесты для определения способности к равновесию

2.4. Тесты для определения способности к равновесию.

Для оценки комплексного проявления координационных способнос­тей школьников можно использовать тест «Три кувырка вперед». Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную столку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сде­лать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувыр­ка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выпол­нения задания и оценка результата (Таблица 1).

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выпол­нение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка по­ложения основной стойки.

Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников («Три кувырка вперед).

Похожие работы

. движений, со всеми учащимися без исключения. 4. Мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений предназначен для проведения на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. В него вошли общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, упражнения на совершенствование .

. Зинченко. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 604 с. 10. Бернштейн, Н. А. Физиология движения и активности / Н. А. Берн-штейн. М.: Наука, 1990. 496 с. 11. Бибиков, С.В. Методика развития координационных способностей юных боксеров на основе моделирования условий их соревновательной деятельности: дисс . канд. пед. наук : 13.00.04. Волгоград, 2008. 141 с. 12. Боген, М.М. Обучение .

. Выраженность тонических рефлексов обычно отражает тяжесть заболевания. При ДЦП проявления этих рефлексов в первые годы жизни могут усиливаться из месяца в месяц и в последующие годы оставаться стойкими. У больных детским церебральным параличом развитие моторики чаще всего останавливается на той стадии, где тонические рефлексы оказывают решающее влияние. Больному может быть 2, 5, 10 и более лет, а .

. результат контрольной группы на 50,1%. Средний балл выполнения тестов в экспериментальной группе увеличился на 0,6 балла, а в контрольной на 0,2 балла. С помощью средств ритмической гимнастики удалось существенно повысить результаты в тестах на определение ритмичности, как внутренней, так и коллективной, пластичности, ориентации в пространстве и видах равновесия. 3. В результате исследования .

Источник