Меню

Тест нарисовать человека под дождем расшифровка

Тест «Человек под дождем»

Тест «Человек под дождем»

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Задание

Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Интерпретация рисунка

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ТЕСТОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

(ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА)

Нажим

Слабый нажим – пассивность, депрессия.

Сильный нажим – импульсивность.

Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий

Легкие линии – недостаток энергии, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.

Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Разрыв контура – сфера конфликта.

Неотрывные линии – изоляция.

Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.

Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА

1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.

2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.

3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.

4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.

5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК

Поза, ракурс

Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.

Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.

Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.

Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.

Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Человек лежит или сидит – пассивность.

Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.

Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова

Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.

Маленькая голова – низкая значимость интеллекта

Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза

Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.

Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.

Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.

Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.

Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.

Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос

Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.

Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.

Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот

Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.

Впалый рот – пассивность.

Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.

Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.

Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши

Уши очень большие – подозрительность.

Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы

Волосы сильно зашрихованы – тревожность.

Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура

Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.

Длинная, худощавая – астения.

Уродливая – негативизм, импульсивность.

Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.

Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.

Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.

Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки

Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.

Руки расположены близко к телу – напряжение.

За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.

Руки расставлены в разные стороны – общительность.

Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.

Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.

Очень большие кисти – потребность в общении.

Кисти рук зачернены – конфликтность.

Большой кулак, острые ногти – агрессивность.

Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги

Ноги широко расставлены – потребность в общении.

Ступни ног отсутствуют – пассивность.

Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.

Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя

Зонт, головной убор, плащ и т. д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.

Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.

Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.

Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ

Дождь

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.

Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.

Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.

Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.

Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь

Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».

Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.

Если справа – предвидит их в будущем.

Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи

Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния

Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга

Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда

Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.

Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.

Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ

Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.

Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.

Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.

Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.

Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.

Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Анализ рисунков

Светлана, 38 лет

Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам (см. цветную вкладку, рис. 5).

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого (см. цветную вкладку, рис. 6).

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!» (см. цветную вкладку, рис. 7).

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем (см. цветную вкладку, рис. 8).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  Тест для определения 10 видов наркотиков

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Тест № 34 ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?

Тест № 34 ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим «ключом»:1. «а» – 1, «б» – 0, «в» – 6, «г» – 2;2. «а» – 6, «б» – 0, «в» – 3, «г» – 0;3. «а» – 4, «б» – 6, «в» – 0, «г» – 0;4. «а» – 0, «б» – 0, «в» – 0, «г» – 6;5. «а» – 0, «б» –

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек»

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

Иногда стоит оставить противную сторону «стоять под дождем»

Иногда стоит оставить противную сторону «стоять под дождем» И еще один случай, уже описанный мною в аудиокниге под названием Nie wieder sprachlos! вышедшей в издательстве Rusch. В переполненном салоне самолета, направлявшегося вечерним рейсом из Кельна в Мюнхен, царила довольно

Тест № 7 Вы целеустремленный человек?

Тест № 7 Вы целеустремленный человек? Известно, что целеустремленность – это способность организовать свои действия для достижения поставленной цели.А как у вас обстоит дело с этой важной способностью, вы сможете оценить, выбирая наиболее приемлемые для вас варианты

Тест № 12 Вы жизнелюбивый человек?

Тест № 12 Вы жизнелюбивый человек? Вы вечно чем-то недовольны или, напротив, даже в неприятной ситуации способны находить положительные моменты? Вы сможете понять это с помощью предлагаемого теста, следует лишь искренне ответить на все его вопросы.1. Вы энергичный

Тест № 8 Вы – человек дела или…

Тест № 8 Вы – человек дела или… КлючI. Вы предпочитаете действовать, а не размышлять, заняться ли вам чем-либо или же нет. Вы стремитесь делать дело, а не говорить о нем. Вам нравится быть активным и занятым. Вот только не слишком ли много вы взваливаете на себя, забывая

Тест № 17 Вы – рисковый человек?

Тест № 17 Вы – рисковый человек? КлючI. Вы – чрезвычайно рисковый человек. Ваш главный девиз «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!». Порой вы бываете просто безрассудны. Вам всегда всего мало. Из-за этой (чаще всего кажущейся) неудовлетворенности вы нередко чувствуете

Тест № 21 Властный ли вы человек?

Тест № 21 Властный ли вы человек? КлючI. Вы явно себя недооцениваете и почему-то уверены в том, что хуже других, а потому вряд ли сумеете многого добиться в жизни. Люди, не умеющие отвечать даже за себя, скучны и малопривлекательны. Часто ими пользуются для достижения

Тест № 23 Вы – везучий человек?

Тест № 23 Вы – везучий человек? КлючI. Совершенно очевидно, что Фортуна – ваш лучший друг. Будут свободные деньги – советуем заглянуть в ближайший киоск, торгующий лотерейными билетами. Хотя вам явно и так по жизни хватает счастливых билетов, и из-за того, что вы такой

Тест №8. Вы – человек дела или…

Тест №8. Вы – человек дела или…

Тест №17. Вы – «рисковый» человек?

Тест №17. Вы – «рисковый» человек?

Тест №21. Властный ли вы человек?

Тест №21. Властный ли вы человек?

Тест №23. Вы – везучий человек?

Тест №23. Вы – везучий человек?

Упражнение 33. Прогулка под дождем

Упражнение 33. Прогулка под дождем В тех краях, где дождь идет редко, его ждут с нетерпением, его начало вызывает прилив радости. Зато в нашей полосе мало кто любит дождь, ведь несмотря на то, что природа без него не выживет, у нас он ассоциируется с грустью. Предлагаемое

Источник



Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Рисуночный тест «Человек под дождем» (Л. Илюшина)

Рисуночный тест «Человек под дождем» (Л. Илюшина)
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности

Цель: Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков, умение их реагировать на стресс, способность преодолевать жизненные трудности.
Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.

Лист бумаги формата А4, простой карандаш (желательно мягкий) и ластик. Нарисуйте на листе бумаги человека под дождем. Нарисовали? Читайте интерпретацию рисунка …

Прежде чем приступить к интерпретации рисунка, постарайтесь «войти» в него, почувствовать, какое настроение у изображенного на нем героя. Какое впечатление производит увиденная вами картина? Какие эмоции она вызывает? Это важно понять, ведь перед нами не что иное, как автопортрет художника на фоне стрессовой ситуации. В качестве символического стресса в данном случае выступает дождь. Как поведет себя настигнутый стихией человечек на рисунке? Попытается спрятаться или убежать? Сумеет защититься от непогоды, облачившись в непромокаемый плащ? Раскроет зонт? Наденет резиновые сапоги? Или будет беспомощно стоять на месте, поливаемый струями дождя? Впрочем, может, он как раз любит дождик, и не имеет ничего против того, чтобы иногда побегать по лужам…

Интерпретация рисунка

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя на рисунке могут свидетельствовать о том, что и в реальной жизни рисовавшего в данный момент наблюдается «ненастная погода». Возможно, он пребывает в подавленном состоянии или депрессии.
Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека, символизируют его чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами.
Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) часто изображают люди чувствительные, не обладающие «толстой кожей», долго переживающие собственные неудачи и удары судьбы.
Радуга или выглядывающее из-за туч солнце – символы надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне.
Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя говорят об умении рисовавшего защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя.
Изображение человека помещено в угол листа – возможно, депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность.
Слишком маленькая фигура – свидетельство низкой самооценки, потребность в поддержке.
Фигура находится в движении – склонность к активным действиям. При этом важно понять, какой характер эти действия носят. Например, человек может спасаться от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя, а может и беспечно скакать по лужам, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. В последнем случае можно говорить о том, что рисовавший имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам.
Пол изображенного человека тоже служит показателем того, какой тип реакции на стресс присущ испытуемому.
Мужская фигура на рисунке говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее.
Женская фигура – напротив: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще. Возраст человека на рисунке иногда не соответствует возрасту того, кто его рисовал. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного может говорить о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах.
Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки указывает на сильно выраженное в авторе детское начало. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным, – велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится: «возьмет под свое крыло» или «тучи разведет руками».
Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем, может натолкнуть на мысль об изрядном оптимизме автора (увы, не всегда оправданном).
Руки символизируют активность и общительность.
Руки, широко расставленные в стороны, – признак высокой контактности, открытости и экстраверсии.
Плотно прижатые к телу, или спрятанные за спиной – интровертность, замкнутость.
Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность к жизни.
Ноги – символ опоры, практичности и устойчивости.
Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль – уверенность в себе.
Слишком маленькие – могут говорить о пассивности, зависимости от других, несамостоятельности, слабой ориентации в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».
Шея – символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом).
Слишком длинная или подчеркнутая шея – потребность контролировать собственные импульсы.
Слишком короткая шея или ее отсутствие – регулярные уступки своим желаниям и слабостям.
Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека, могут говорить о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.

Протокол анализа теста «Человек под дождём»

Ф.И. _________________________ , класс ___________ , дата ______

1. Краткая обработка графической информации.

2. Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя

Источник

Проективная методика «Человек под дождем»

Проективная методика «Человек под дождем»

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Светлана, 38 лет

Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Источник

Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры

Эксперт – психолог Галина Рурик

Тест «Человек под дождем» важен для определения внутреннего потенциала человека: насколько он устойчив к стрессу, умеет ли он рационально использовать защиту своего тела и правильно ли использует защитные механизмы своей психики при решении сложных проблем. В статье расскажем все об этом проективном рисуночном тесте, поделимся интерпретацией результатов.

Тест

Методика проведения

Чтобы выполнить тест, понадобится:

  • Два листа бумаги А4;
  • Инструменты для рисования: карандаш, краски, фломастеры, мелки и т.д.;
  • Ластик.

Как проводится тест?

Ставятся перед человеком вертикально два листа. Затем специалист просит нарисовать два рисунка:

  • Просто человека;
  • Человека под дождем.

Задание нужно выполнять последовательно:

  • Для начала рисуется просто человек;
  • Затем нужно перейти к рисованию человека под дождем.

Но ограничений по сюжету не налагается: можно объединить два рисунка одним сюжетом, можно не связывать их.

Перед тем, как прочитать расшифровку, протестируйте себя самостоятельно.

Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой

Сфера: Графология. Психодиагностика.

Татьяна Кузнецова, графолог
✍️Прочту тебя по почерку
💥Бью «в точку»
⭐️Предписываю предназначение

Интерпретация результатов

Для начала следует отметить, что рисунки отражают отношение человека к себе. Первый говорит об отношение в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

Тестовые показатели

Человек

Фигура человека

Фон, окружение

Направление капель дождя:

  • Если капли одинаковые и нарисованы в одну сторону, то это говорит о хорошем отношении человека к окружающей среде;
  • Капли в беспорядочном направлении – пациент относится к окружающей среде с тревогой;
  • Если капли нарисованы вертикально, значит обследуемый упрямый и решительный.

Дополнительные предметы на рисунке:

  • Если на рисунке находятся лужи или грязь, значит: слева – человек ориентируется на прошлое, справа – на будущее, стоит на луже – неудовлетворенный.
  • Облака или тучи – человек заранее ждет неприятных вещей;
  • Молния – серьезные изменения в жизни обследуемого;
  • Радуга – человек мечтает добиться совершенства;
  • Если человек с зонтом или в плаще, с шляпой, то он ищет способы справиться с неприятностями в жизни.

Примеры анализа рисунков

Светлана, 38 лет

Тест

Немного о человеке: После развода девушка живет одна, воспитывая двух девочек. Она много работает, посвящает себя самосовершенствованию, но одиночество иногда вызывает стресс.

Интерпретация первого рисунка: Изображен мужчина на горе с поднятой рукой. Когда женщина изображает мужчину, а не женщину, это означает, что в ней преобладает мужская энергия, что также естественно для этой пациентки. Поскольку ей часто приходится делать всю работу по дому самой. Мужчина на горе – это желание женщины создать семью, но в то же время признак ее успеха в бизнесе.

Расшифровка второго рисунка: Здесь она изобразила себя с зонтом под дождем (движение всегда хорошо, но зонт указывает на необходимость защиты). Дождь изображается в виде маленьких капель, падающих вертикально с неба, что указывает на решимость женщины действовать и ее волю к изменениям.

Арина, 21 год

Тест

Тест

Немного о человеке: По натуре она оптимистка, только сейчас очень переживает, что ее бойфренд уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается работать, чтобы пережить это, немного закрылась.

Анализ первого рисунка: Изображен парень, который держит обе руки в кармане. Это символизирует замкнутость, что она не хочет общаться и делиться своей проблемой с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что говорит о необходимости поддержки.

Расшифровка второго рисунка: Очень хорошо показывает ее позитивный настрой, чтобы принять такую ​​ситуацию: улыбка на лице, хотя она держит зонтик, но ее рука спокойно подставлена под дождем, как бы говоря: «Дождь пройдет, и все будет хорошо!»

Мнение эксперта

Галина Рурик – практикующий психолог, коуч, арт-терапевт.

В видео представлена проективная методика, позволяющая увидеть, как мы ведем себя при стрессе, а именно тест «Человек под дождем».

Заключение

Тест «Человек под дождем» считается довольно эффективной методикой в изучении формирования конкретных черт у детей и взрослых. Также помогает узнать, как обследуемый относится к окружающему миру. Больше о проективных методиках, читайте в статье «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых».

Источник