Меню

Тест ландольта интерпретация результатов

Тест ландольта интерпретация результатов

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

I.3.1. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания — 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта» (прил. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (как варианты «на 9 часов» или «на запад») (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

Объем зрительной информации (V, бит) рассчитывают по формуле:

N — общее количество просмотренных знаков, 0.5936 — средний объем информации, приходящийся на один знак (бит).

Скорость переработки зрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивости внимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле:

t — время выполнения задания (с); Р — количество пропущенных знаков; О — количество ошибочно или неправильно зачеркнутых знаков; V — объем зрительной информации (бит) за время t (с); 2.807 бита — потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак.

В процессе обработки результатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалы времени, так и за все время работы. По полученным результатам строится график выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и в корректурной пробе Бурдона–Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно также судить по динамике скорости переработки информации (Q).

Интерпретация. Средние значения показателей объема зрительной информации (V) и скорости ее переработки (Q) у школьников разного возраста при использовании не модифицированного варианта колец Е. Ландольта представлены в следующей таблице:

Источник



Корректурная проба — вариант Кольца Ландольта онлайн

Корректурная проба в модификации «Кольца Ландольта» — бланковый тест, в котором помимо обычных буквенных символов и цифр используются кольцевые элементы с определённым направлением зазора. То есть, кольца могут иметь разрез по 8 сторонам — по горизонтали и вертикали, а также по диагоналям, среди которых нужно выделить кольца, имеющие определённое направление зазора. Тест Кольца Ландольта позволяет оценить такие показатели, как скорость, точность и продуктивность внимания, а также умственную работоспособность и другие показатели.

Инструкция к выполнению теста Корректурная проба — кольца Ландольта:

Задача испытуемого — последовательно слева направо просматривая ряды колец найти и выделить среди них те кольца, которые имеют определённое направление зазора. В случае простого варианта колец Ландольта необходимо найти кольца с одним направлением зазора, другие варианты предлагают поиск колец с двумя разными направлениями зазора. Время работы с таблицей колец, как и в случае с буквенной и цифренной корректурной пробой — 5 минут, по истечении которых вы будете автоматически перенаправлены на страницу с результатами теста. В случае, если вы выделили все кольца с заданным направлением зазора, нажмите кнопку «Готово».

Корректурная проба рассчётные показатели:

Потрачено времени на работу t

Общее количество просмотренных символов до последнего выбранного символа N

Общее количество просмотренных строк C

Общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть n

Общее количество вычеркнутых символов. M

Верно выбранные символы S

Пропущенные символы. P

Ошибочно выбранные символы. O

Показатель скорости внимания (производительности внимания) A=N/t A знаков в секунду.

Показатель точности работы (первый вариант) T1=M/n T1 условных единиц.

Показатель точности работы (второй вариант) T2=S/n T2 условных единиц.

Показатель точности работы (третий вариант, по Уиппу) T3=(M-O)/(M+P) T3 условных единиц.

Коэффициент умственной продуктивности E=N*T2 E знаков.

Умственная работоспособность Au=(N/t)*((M-(O+P))/n) Au знаков в секунду.

Концентрация внимания (процент правильно выделенных символов от всех, что нужно было выделить) K=((M-O)*100)/n K процентов.

Показатель устойчивости концентрации внимания Ku=C*(C/(P+O+(1))) (в случае, если ошибок и пропусков нет, добавляем к делителю единицу) Ku условных единиц.

Читайте также:  Тест нестандартные ситуации ржд

Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) V знаков.

Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков.

Уровень концентрации внимания K.

Уровень развития концентрации внимания Значение, K%
Очень хороший 81 — 100%
Хороший 61 — 80%
Средний 41 — 60%
Плохой 21 — 40%
Очень плохой 0 — 20%

Устойчивость концентрации внимания — баллы и выраженность.

Ku Балл Уровень
5,3 — 20,4 1 I Низкий
20,5 — 35,5 2
35,6 — 50,6 3
50,7 — 65,7 4 II Средний
65,8 — 80,9 5
81,0 — 96,0 6
96,1 — 111,1 7 III Высокий
111,2 — 126,2 8
126,3 — 171,9 9
172,0 — 219,7 10 IV Очень высокий
219,8 — 326,4 11
326,5 — 1101,5 12

Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

Возраст (лет) V, бит Q, бит
7 — 8 260 0,74
9 — 10 282 0,83
11 — 12 340 1,02
13 — 14 375 1,11

Таблица скорости в баллах.

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Q, бит/с 1,36

Норма для взрослых людей Q = 1,6 (+-) 0,16.

Источник

Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности

1. Работоспособность. Определение понятия, теоретические аспекты

В «Словаре физиологических терминов» (1987) работоспособность определена как «потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы» (с. 304). Вместе с тем, каким бы простым ни представлялось определение работоспособности, обращает на себя внимание неоднозначность его трактовки в работах различных авторов. Так Г. Леман (Lehmann, 1967) определяет работоспособность как «тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек». Из этого следует, что работоспособность — максимально выявленная возможность работать. В то же время измерить работоспособность, заставив человека выполнять работу до крайних пределов, практически невозможно. Возникает вопрос, какую часть своей работоспособности захочет и сможет он использовать на работу? Эту реализованную часть Г. Леман обозначает как «работоготовность».

В. П. Загрядский и А. С. Егоров (1971) считают, что работоспособность — это способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Оба определения по существу сориентированы на характеристики деятельности как на критерии работоспособности. Вместе с тем ряд авторов (Г. П. Конради, А. Д. Слоним, В. С. Фарфель и др.) выступили против попыток поставить количество выполняемой работы во главу угла при суждении о работоспособности, хотя они и признавали, что кривая работы — один из важнейших показателей общего рабочего состояния организма.

В некотором смысле противоположную точку зрения на работоспособность дает Е. П. Ильин (1968). Работоспособность — состояние систем организма, их готовность проявлять максимум своих возможностей. Здесь работоспособность трактуется как характеристика резервов организма, обусловливающих работоготовность.

Попыткой объединить эти точки зрения можно считать определение работоспособности, данное по ГОСТу 21033-75: «Работоспособность человека-оператора — свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени» (с. 3).

Очевидно, что практически каждое из приведенных определений работоспособности только в той или иной степени отражает различные стороны рассматриваемого явления.

В самом общем виде слово «работоспособность» означает способность работать или способность выполнять работу. Представляется необходимым уточнить понятия «способность» и «работа». К. К. Платонов определяет способность как «возможность соответствия определенному функционированию», в данном случае к выполнению работы. Следует отметить, что в этом определении способность рассматривается как потенция функционирования, а не как само функционирование. Вместе с тем очевидно, что получить представление о имеющейся потенции мы можем только в процессе ее реализации, т. е. в процессе самого функционирования.

Понятие «работа» в обыденной речи употребляется чрезвычайно многозначно. Как обозначение физической категории оно несет в себе смысл определенных энергетических трат. Употребляемое как синоним понятия «деятельность» — означает осознанную целесообразную работу. При этом в нем получает отражение единство физического и психического. Слово «работа» нередко употребляется вместо понятия «труд», и тогда оно содержит социально-экономический смысл.

Таким образом, обобщая все сказанное, можно констатировать, что понятие «работоспособность» должно отражать следующие стороны рассматриваемого явления:

а) максимальные (предельные) возможности организма выполнять ту или иную конкретную деятельность;

б) «физиологическую стоимость» работы или цену, которую организм должен «уплатить» за возможность осуществления той или иной конкретной деятельности;

в) активационные возможности, обеспечивающие выход из состояния оперативного покоя на требуемый уровень мобилизации функций;

г) отдаленные последствия вызываемых работой физиологических сдвигов для здоровья, определяющие сохранение способности к данной работе в течение всего общественно-необходимого периода трудовой деятельности.

Этим требованиям в целом отвечает определение работоспособности как величины функциональных резервов организма, которые без ущерба для состояния здоровья могут при условии достаточного уровня мотивации быть реализованы в требуемый объем работы заданного качества.

Читайте также:  Тесты one piece beon

Следовательно, работоспособность человека определяется многими физиологическими и психологическими факторами, а так же степенью их соответствия количественным и качествен­ным характеристикам выполняемой деятельности.

Одним из важнейших факторов работоспособности является величина функциональных резервов организма, т. е. выработанной в процессе эволюции адаптационной способности организма в целом во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Физиологические резервы обеспечиваются анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения организма (наличие парных органов, значительное усиление деятельности внутренних органов, высокая резистентность клеток и тканей организма к различным внутренним изменениям условий их функционирования и т. д.). Наличие хороших физиологических резервов позволяет человеку в ряде случаев переносить без отрицательных последствий и при сохранении высокой работоспособности воздействие экстремальных факторов, величины которых значительно превышают принятые предельно допустимые уровни или концентрации. Различие данных о пределах устойчивости здорового человека к воздействию необычных факторов, составляющих специфику его профессиональной деятельности, в значительной степени объясняется различным диапазоном физиологических резервов у отдельных людей.

Одной из важнейших составляющих частей физиологических резервов организма являются психофизиологические особенности человека, в той или иной степени, влияющие на успешность его профессиональной деятельности. Среди них центральное место занимают основные свойства нервной системы, которые в одних профессиях могут определять относительную, а в других абсолютную профессиональную пригодность. В случаях, когда требования профессии к основным свойствам нервной системы не слишком высокие, некоторая недостаточность таких свойств может в определенной мере компенсироваться за счет вырабатывания индивидуального стиля деятельности. В этом случае говорят, что основные свойства нервной системы определяют относительную профессиональную пригодность человека.

Если профессия предъявляет к основным свойствам нервной системы жесткие требования, то в этом случае некоторая недостаточность таких свойств не может быть компенсирована индивидуальным стилем деятельности, и тогда говорят, что основные свойства нервной системы определяют абсолютную профессиональную пригодность. Такие профессии отличаются тем, что требуют экстренной и высшей мобилизации профессионально необходимых качеств, характеризуются поступлением большого объема информации, предусматривают действия специалиста в экстремальных ситуациях и т. д.

В. Д. Небылицын, изучая теоретические основы «оперативной надежности» человека, под которой он понимал способность устойчиво поддерживать оптимальные рабочие параметры (работоспособность, бдительность, помехоустойчивость) в течение определенных промежутков времени и при различных сложных условиях, отмечал, что такая надежность существенно зависит от индивидуальных проявлений основных свойств нервной системы и в первую очередь — от силы по отношению к возбуждению и функциональной подвижности нервных процессов.

2. Краткая характеристика методики

Методика Э. Ландольта относится к группе корректурных тестов. В литературе можно найти различные подходы к оценке диагностической направленности данной группы тестов. Многие авторы рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания, другие — как методы определения психомоторного темпа. А некоторые авторы считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств.

В данном случае тест Э. Ландольта используется в соответствии с третьей из описанных диагностических направленностей, т.е. для диагностики работоспособности.

Методика Э. Ландольта представляет собой невербальный тест достижений. Суть задания состоит в дифференциации стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного, точно определенного времени. Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.

Надежность и валидность методики диагностики работоспособности, созданной на основе теста Э. Ландольта, определялись в ходе специального исследования, в котором принимали участие курсанты и слушатели Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Для проверки надежности методики определялся коэффициент линейной корреляции между результатами тестирования, полученными при первом исследовании и при втором, проводившемся через 1 — 6 месяцев после первого. В связи с тем, что на результаты исследования существенное влияние оказывает уровень активации, учитывались данные только тех испытуемых, у которых не было выявлено значимых различий по характеристикам уровня активации при первом и втором исследованиях (по индексу напряжения вариационной пульсометрии, частоте пульса, величине артериального давления, активационному компоненту кожно-гальванического рефлекса, квазиустойчивой разности потенциалов головного мозга, вегетативному балансу, уровню работоспособности, величине ситуационной тревоги). Коэффициенты корреляции при этом условии составили: для показателя средней величины продуктивности теста (Рт) 0.832±0.033; для скорости переноса информации (S) 0.87б±0.039; для показателя средней величины точности теста (Ат) 0.766±0.021; для коэффициента выносливости (Кр) 0.755±0.023. Все коэффициенты вычислялись при уровне значимости р 330 — высокий уровень продуктивности;

250-330 — уровень продуктивности выше среднего;

150-250 — средний уровень продуктивности;

15% — низкий уровень выносливости.

Лица с высоким уровнем выносливости длительное время сохраняют выявленный уровень продуктивности, т. е. скоростные характеристики деятельности без утомления. Как правило, они проявляют большую устойчивость к помехам в деятельности, можно предположить также их большую надежность в критических ситуациях (наличие опасности, большой поток информации и др.), но это требует дополнительной проверки.

Читайте также:  Тест фото для презентации

Лица с низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности с умеренной интенсивностью поступления информации. Их индивидуальный стиль деятельности, позволяющий компенсировать низкую выносливость, может состоять в многократном кратковременном отдыхе в течение дня, до наступления сильного утомления. Кроме того, лица рабочих специальностей могут компенсировать низкую выносливость более экономным характером движений, формированием обобщенного представления о «главном звене» деятельности, т. е. ее основном схематическом рисунке, что позволяет наиболее рационально распределять кратковременные передышки во время работы для восстановления работоспособности.

4.2. Интерпретация качественных показателей работоспособности

4.2.1. Показатель средней точности (Ат)

Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе.

Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале:

> 0.95 — высокий уровень точности;

0.90-0.94 — уровень точности выше среднего;

0.80-0.89 — средний уровень точности;

100 единиц) при высоком уровне точности работы (Ат ≥ 0.90).

1) высокая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmах — Pmin > 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности (Ат 100 единиц) при среднем уровне точности (Ат = 0.80-0.89).

При этом во всех описанных вариантах уровень продуктивности работы Рт не имеет значения.

Таким образом, амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом:

Рmах — Pmin > 100 единиц — высокая амплитуда колебаний;

Рmах — Pmin = от 50 до 100 единиц — средняя амплитуда колебаний;

Рmах — Pmin 0.80). При этом уровень продуктивности Рт не играет роли. Даже в случае Рт 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются незначительными колебаниями уровня точности. При среднем или низком уровне общей точности работы (Ат

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Кольца Ландольта

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

I.3.1. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания — 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта» (прил. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (как варианты «на 9 часов» или «на запад») (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

Объем зрительной информации (V, бит) рассчитывают по формуле:

N — общее количество просмотренных знаков, 0.5936 — средний объем информации, приходящийся на один знак (бит).

Скорость переработки зрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивости внимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле:

t — время выполнения задания (с); Р — количество пропущенных знаков; О — количество ошибочно или неправильно зачеркнутых знаков; V — объем зрительной информации (бит) за время t (с); 2.807 бита — потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак.

В процессе обработки результатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалы времени, так и за все время работы. По полученным результатам строится график выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и в корректурной пробе Бурдона–Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно также судить по динамике скорости переработки информации (Q).

Интерпретация. Средние значения показателей объема зрительной информации (V) и скорости ее переработки (Q) у школьников разного возраста при использовании не модифицированного варианта колец Е. Ландольта представлены в следующей таблице:

Источник