Тест красный домик черный домик

Ваш личный психолог

Тест «Страхи в домиках»

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интел­лектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накап­ливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А.И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом — черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ — выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на по­ставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безус­ловно, физиологические и другие реакции подсказывают пси­хологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечис­лении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количе­ство страхов?

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).

Страхи:

  1. дома один;
  2. нападение бандитов;
  3. заболеть, заразиться; когда остаешься
  4. умереть;
  5. того, что умрут твои родители;
  6. боязнь каких-то людей;
  7. мамы или папы;
  8. того, что они тебя накажут;
  9. сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
  10. опоздать в детский сад;
  11. перед тем, как заснуть;
  12. страшных снов;
  13. темноты;
  14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  17. когда очень высоко (страх высоты);
  18. когда очень глубоко (страх глубины);
  19. в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  20. воды;
  21. огня;
  22. пожара;
  23. войны;
  24. больших улиц, площадей;
  25. врачей (кроме зубных);
  26. крови (когда идет кровь);
  27. уколов;
  28. боли (когда больно);
  29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являющиеся нормативным (по А.И. Захарову) показывает следующая таблица.

Возраст Число страхов
Мальчики Девочки
3 9 7
4 7 9
5 8 11
6 9 11
7 (дошкольники) 9 12
7 (школьники) 6 9

Возрастные особенности проявления страхов:

  • 8 месяцев – боязнь незнакомых людей;
  • 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов;
  • после 1 года — страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;
  • 2 года — страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов;

Младший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи:

  • боязнь сказочных персонажей;
  • уколов;
  • боли;
  • крови;
  • высоты;
  • неожиданных звуков;
  • типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства;

Старший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи:

  • смерти;
  • смерти родителей;
  • животных;
  • сказочных персонажей;
  • глубины;
  • страшных снов;
  • огня;
  • пожара;
  • нападения;
  • войны;
  • у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.

Младший школьный возраст

  • страх опоздания в школу
  • порицания
  • сделать что-нибудь не так
  • страх несчастья (маги­ческие представления).

Подростковый возраст

  • страх смерти родителей
  • страх войны.

Источник

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)
тест по коррекционной педагогике на тему

Прокофьева Елена Юрьевна

Методика выявления детских страхов

Читайте также:  Психологический тест возьмите лист

«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

Скачать:

Вложение Размер
strahi_v_domikah.docx 29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методика выявления детских страхов

«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься . «.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

страх смерти (своей);

страхи сказочных персонажей;

страх темноты и кошмарных снов;

социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния .

Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:

Источник

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

тесты на детские страхи тест страхи в домиках, тест страхи домиках панфиловой, тест м панфиловой страхи в домиках

Данная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.

Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.

Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Инструкция по проведению: Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». (Список страхов можно скачать внизу материала) (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься . ».

Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Особенности проведения тестирования.

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов доступна для скачивания

Источник

Тест «Страхи в домиках»

Страхи в домиках

А.И.Захаров и М.А.Панфилова

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом , а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка:

«В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

1. когда остаешься один;

3. заболеть, заразиться;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных ;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель невротического состояния.

Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста:

Возраст (лет) Мальчики Девочки
3 9 7
4 7 9
5 8 11
6 9 11
7 9 12

Из таблицы видно, что к старшему дошкольному возрасту количество страхов увеличивается. Самостоятельно полученные данные можно сравнивать со средними значениями, приведенными в таблице. Так, если у 5-летней девочки количество страхов — 13, а в таблице — 11, то это означает, что у ребенка страхов больше, чем у сверстников.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка.

Еще один важный момент. Результаты диагностики будут намного точнее, если ее проведет, например, детский психолог или воспитатель в детском саду, а не родители

Статья содержит информацию из открытых источников

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Эмоциональное здоровье ребенка

Тест Аллана Фромма «Эмоциональное здоровье ребенка» поможет вам разобраться в эмоциональном здоровье ребенка, ответив на несколько вопросов

test-skazka.jpg

Тест «Сказка»

Тест «Сказка» помогает наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются

Мандала как средство диагностики

Мандала как средство диагностики

Мандала может использоваться как средство диагностики психического состояния, но это очень тонкое и деликатное дело, и с интерпритацией надо быть осторожнее

Обсуждения

Очень интересно…А самое удивительное то, что у мальчиков в самом раннем детстве страхов больше чем у девочек. А взрослея мальчики становятся мужественнее и бестрашнее.

Отличная методика! Только использовать её должны исключительно профессионалы…

Да,это было бы замечательно,если бы все тестирования проводили ПРОФЕССИОНАЛЫ! Да где их взять-то?! Есть такие психологи,что порой кажется,что ИМ нужна помощь!…

Спасибо за методику! таблица очень здесь помогла, я начинающий специалист психолог, эту методику использую для диагностики страхов у своих маленьких клиентов, но хотела отметить, что дети любят фантазировать и один и тот же страх в разных методиках может быть как страшным так и наоборот, так что одну ее использовать не слишком показательно, необходимо еще ее чем то дополнять!

Как научить ребенка общаться, если он слишком застенчив или, наоборот, слишком нетерпелив, чтобы дожидаться, пока его возьмут в игру или поделятся игрушкой

Источник

Поделиться с друзьями
Наши факторы