Меню

Тест кеттелла обработка и интерпретация результатов

Тест кеттелла обработка и интерпретация результатов

16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла

16-ти факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности. Опросник Кеттелла 16 pf — одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт.

Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Набранные «серые» баллы переводятся в стены, которые распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.

Интерпретация парных сочетаний первичных факторов:
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

А – общительность
Н – смелость
Е – доминантность
L – подозрительность
N – дипломатичность
Q2 – самостоятельность.

Сочетание факторов А и Н отражает потребность личности в общении, умении общаться.

Высокие значения факторов А (8-10 стенов) и Н (8-10 стенов) означают, что человек стремится к общению, легко и быстро, часто по собственной инициативе вступает в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми. Опыт межличностного общения большой, но нередко взаимоотношения поверхностные и непродолжительные. Не испытывает напряжения в большой аудитории. Сохраняет уверенность в себе, способен отстоять свою позицию при общении с авторитетными людьми. Общение служит основным способом решения всех своих проблем.

Средние значения факторов А (4-7 стенов) и Н (4-7 стенов) характеризуют человека, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.

Низкие значения факторов А (1-3 стена) и Н (1-3 стена) присущи человеку, который отличается слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Чрезвычайно избирателен в установлении и поддержании контактов. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Избегает общения с большой аудиторией и авторитетами. Испытывает большие сложности, когда возникают сложности, связанные с просьбами.

Сочетание факторов L и N характеризует отношение личности к другим людям.

Высокие значения факторов L (8-10 стенов) и N (8-10 стенов) свойственны человеку, который отличается выраженной социальной проницательностью. Он ясно видит скрытый смысл житейских ситуаций, межличностных отношений. Понимает людей, мотивы их поведения и переживания. Тонко чувствует отношение других людей к себе, и это позволяет быстро менять стиль и дистанцию общения, если меняется коммуникативная ситуация. В конфликтных ситуациях стремится избегать «острых углов», ищет компромиссные решения. В то же время насторожен, внутренне напряжен и может испытывать тревогу во взаимоотношениях с людьми. Нередко с предубеждением оценивает людей.

Средние значения факторов L (4-7 стенов) и N (4-7 стенов) отражают способность человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения. Однако на свои оценки и характеристики такой человек ориентируется редко. К людям относится доброжелательно, но без особой доверительности. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам, с кем поддерживает давние отношения. Понимает чужие проблемы, но собственные проблемы предпочитает хранить в тайне и решать самостоятельно. Возможны конфликты и разногласия с окружающими, но они не продолжительны.

Низкие значения факторов L (1-3 стена) и N (1-3 стена) принадлежат человеку, который естественен в поведении. Доброжелательно, без предубеждений относится к относится к окружающим людям, снисходительно оценивает их поступки. Однако может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или из-за недостаточного проникновения в суть ситуации. Редко чувствует нюансы общения, сохраняет стиль и дистанцию общения, независимо от изменения коммуникативной ситуации.

Сочетание факторов E и Q2 отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.

Высокие значения факторов E (8-10 стенов) и Q2 (8-10 стенов) свойственны человеку, который активно стремится занять лидерское положение в группе. Имеет собственную точку зрения по многим вопросам. Стремится утвердить ее среди окружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации. К мнению других относится критично, прибегает к нему редко. Предпочитает самостоятельные решения, которые не меняет даже под давлением группы.

Средние значения факторов E (4-7 стенов) и Q2 (4-7 стенов) говорят об умеренно выраженном лидерском потенциале личности. Существующая собственная точка зрения по многим вопросам не навязывается группе. Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях, развитие которых можно предвидеть, а появление трудностей можно предотвратить. Лидерская активность возможна также и тогда, когда ситуация глубоко затрагивает личные интересы. Мнение группы уважает также, как и свое. Учитывает его, может изменить собственное под давлением группы. Однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно.

Низкие значения факторов E (1-3 стена) и Q2 (1-3 стена) свидетельствуют о низком лидерском потенциале. Человек не стремится занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе. Предпочитает подчиняться. Легко соглашается с мнением других, быстро меняет собственную точку зрения. Склонен избегать ситуаций, требующих собственной ответственности за принятие решения. Испытывает напряжение при необходимости самостоятельно преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

В – интеллектуальность
М – мечтательность
N – дипломатичность
Q1 – восприимчивость к новому.

Сочетание факторов В и М характеризует интеллектуальные возможности личности.

Высокие значения факторов В (8-10 стенов) и М (8-10 стенов) означают высокие интеллектуальные возможности, увлечение абстрактными идеями. Легко решает отвлеченные задачи, быстро устанавливает причинно-следственные соотношения между явлениями. Обладает богатой фантазией, развитым образным мышлением. При этом мышление логично, отличается высоким уровнем обобщения.

Средние значения факторов В (4-7 стенов) и М (4-7 стенов) отражают возможность достижения успеха в решении несложных отвлеченных проблем. Наибольшая успешность достигается в решении практических задач. Человек способен к творчевкой, детальной разработке идей, выдвинутых другими.

Низкие значения факторов В (1-3 стена) и М (1-3 стена) характеризуют преобладание в структуре интеллекта конкретного, практически ориентированного мышления. Принимая решения, ориентируется преимущественно на здравый смысл и на факты. Решение абстрактных задач требует дополнительных усилий и больших временных затрат.

Сочетание факторов N и Q1 отражают гибкость и оперативность мышления личности.

Высокие значения факторов N (8-10 стенов) и Q1 (8-10 стенов) свидетельствуют о гибкости мышления и о быстроте принятия решений. Человек легко проникает в смысл проблемной ситуации, быстро просчитывает возможные варианты решения и находит оптимальное. Склонен экспериментировать с предметами, идеями. В решениях ориентируется на новые подходы, не боится ошибок и просчетов.

Средние значения факторов N (4-7 стенов) и Q1 (4-7 стенов) встречаются у лиц, склонных быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда умеющих просчитывать варианты решения. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, лишь после всесторонней оценки и оценки последствий.

Низкие значения факторов N (1-3 стена) и Q1 (1-3 стена) фиксируются у тех, у кого ориентировка в проблемных ситуациях затруднена. Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решений требуют дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат. Отношение к новым идеям настороженное. При решении жизненных задач используются проверенные опытом способы и приемы.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

С – эмоциональная устойчивость
F – беспечность
H – смелость в социальных контактах
I – эмоциональная чувствительность
O – тревожность
Q4 – напряженность

Сочетание факторов С и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.

Высокие значения факторов С (8-10 стенов) и низкие значения фактора I (1-3 стена) свойственны человеку, отличающемуся реалистичным восприятием окружающей обстановки, происходящих событий. Чувствует себя защищенным, способным справиться с разными трудностями. Круг ситуаций, которые вызывают сильные эмоциональные реакции, ограничен. Склонен рационализировать собственные эмоциональные переживания, впечатления. В общении с другими людьми ориентируется преимущественно на разумное. На собственные чувства ориентируется довольно редко.

Средние значения факторов С (4-7 стенов) и I (4-7 стенов) характерны для человека, который сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны в тех ситуациях, которые глубоко затрагивают актуальные потребности.

Низкие значения факторов С (1-3 стена) и высокие значения фактора I (8-10 стенов) означают, что человек воспринимает происходящее вокруг него прежде всего эмоционально. Эмоциональная чувствительность высокая. Эмоции возникают быстро, по любому, даже незначительному, поводу. Спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности, удовлетворения до страха, тревоги и депрессии. Эмоции превращаются в основной регулятор поведения и взаимоотношений с людьми.

Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению.

Высокие значения факторов H (8-10 стенов) и F (8-10 стенов) позволяют говорить об оптимизме. Сложности, неудачи сложившихся ситуаций не замечаются или вытесняются. Преобладает вера в удачу, в благоприятный исход начинаний. Жизненная перспектива воспринимается позитивно. Привлекают ситуации, связанные с риском. Может рисковать как здоровьем, так и материальным благополучием. Рискует независимо от последствий. Возможен неоправданный риск, риск ради риска.

Средние значения факторов H (4-7 стенов) и F (4-7 стенов) отражают стремление человека находить позитивное в жизни. Однако полностью отключиться от неприятностей, от повседневных проблем не удается. Верит в удачу в том случае, если когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные опытом стратегии поведения и решения задач. Рискует взвешенно. Рискованные ситуации привлекают тогда, когда риск оправдан и успех реально достижим.

Низкие значения факторов H (1-3 стена) и F (1-3 стена) встречаются у тех, кто склонен драматизировать события, усложнять происходящее. Настроение часто снижено. Жизненная перспектива воспринимается преимущественно негативно. Уверенность в себе слабо выражена. Преобладает ориентация на избегание неудачи. Риск пугает. Ситуации, связанные с риском, избегаются.

Сочетание факторов O и Q4 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.

Высокие значения факторов O (8-10 стенов) и Q4 (8-10 стенов) описывают человека, который часто тревожится о возможных неудачах и неприятных событиях, сожалеет о прошлых своих поступках. Неудовлетворен собой, испытывает чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими. Болезненно переносит критику в свой адрес. Похвалу, комплименты принимает с большим недоверием. Препятствия на пути к достижению цели воспринимает как непреодолимые, склонен фиксироваться на неприятных сторонах событий, что препятствует поискам выхода из проблемных ситуаций.

Средние значения факторов O (4-7 стенов) и Q4 (4-7 стенов) относятся к человеку, который испытывает тревогу, беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми, но довольно долго ищет оптимальные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Критические замечания в свой адрес воспринимает сначала с раздражением, затем находит в них рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонен обвинять не только других, но и себя.

Низкие значения факторов O (1-3 стена) и Q4 (1-3 стена) характерны для человека, который критично воспринимает окружающую реальность. Редко тревожится о будущем, не волнуют также и прошлые поступки. Высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенность своими достижениями помогают преодолевать реально возникающие препятствия. Терпимо относится к критическим замечаниям в свой адрес. В конфликтных ситуациях склонен преимущественно обвинять других.

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

Q3 – самодисциплина
G – моральная нормативность

Высокие значения факторов Q3 (8-10 стенов) и G (8-10 стенов) встречаются у тех, кто способен мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям. Действует продуманно, настойчиво. Организован: заканчивает начатые дела, четко представляет порядок выполняемых дел, планирует время. Сохраняет самообладание в критических ситуациях, способен регулировать внешние проявления эмоций. Критичен к себе. Поведение часто регулируется требованиями группы, требованиями окружающих людей. Ответственен, с ярко выраженным чувством долга.

Средние значения факторов Q3 (4-7 стенов) и G (4-7 стенов) говорят о способности человека быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался. В случае неожиданного появления дополнительной нагрузки может действовать хаотично, неорганизованно. Избирательно относится к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях могут сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов.

Низкие значения факторов Q3 (1-3 стена) и G (1-3 стена) характерны для тех, кто отступает от желаемой цели, как только появляются внутренние или внешние препятствия. Часто действует неорганизованно. Не умеет планировать и рационально распределять свое время. Поведение регулируется преимущественно личными, сиюминутными желаниями и потребностями, поэтому не всегда вписывается в традиционные рамки. Свои возможности не всегда оцениваются критично. Достаточно свободно относится к моральным нормам.

Читайте также:  War thunder тест сервер

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность
F1 = [38 + (2 х L + 3 х О + 4 х Q4) – 2 х С – 2 х Н – 2 х Q3] : 10,
Где «38» – нормирующая константа,
L, O, Q4, C, H, Q3 – значения соответствующих факторов в стенах.

2. Экстраверсия
F2 = [2 х А + 3 х Е + 4 х F + 5 х Н – 2 х Q2 – 11] : 10,
Где «10» – нормирующая константа,
A, E, F, H, Q2 – значения соответствующих факторов в стенах.

3. Эмоциональная лабильность
F3 = [77 + 2 х С + 2 х Е + 2 х F + 2 х N – 4 х А – 6 х I – 2 х М] : 10,
Где «77» – нормирующая константа,
C, E, F, N, A, I, M – значения соответствующих факторов в стенах.

4. Доминантность
F4 = [4 х Е + 3 х М + 4 х Q1 + 4 х Q2 – 3 х А – 2 х G] : 10,
Где E, M, Q1, Q2, A, G – значения соответствующих факторов в стенах.

Инструкция к опроснику Кеттелла:
Bам будет задан ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Отвечать надо приблизительно на 5-6 вопросов за минуту.

Возможно, некоторые вопросы покажутся вам неясными или сформулированными не так подробно, как Вам хотелось бы. В таких случаях, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте свой ответ. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа «не знаю», «нечто среднее» и т.п. Отвечайте честно и искренне. Не стремитесь произвести хорошее впечатление своими ответами. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Ваши ответы должны соответствовать действительности — в этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Источник



Опросник Кеттелла: 187 вопросов, которые расставят все точки над «і»

Опросник Кеттела: 187 вопросов, которые расставят все точки над «і»

Опросник Кеттелла – это, по сути, анкета-тест, где человек отвечает на вопросы о самом себе и выполняет несложные задания на сообразительность и общую эрудицию. Подобная компоновка вопросов позволяет выявить наиболее устойчивые личностные характеристики человека, а также мобильность и пластичность его мышления, способность быстро ориентироваться и улавливать закономерности различных процессов и явлений. Тест доказал свою эффективность, выдержал проверку временем и по сей день используется для психодиагностики, хотя формы опросника претерпели изменения с момента первой публикации.

Из истории возникновения опросника Кеттелла

Способ проверки личностных характеристик человека при помощи многофакторного опроса предложил британский и американский психолог Реймонд Бернар Кеттелл в 1949 году. Этому предшествовали годы исследовательской работы, в ходе которой Кеттелл смог привести все основные характеристики человека к некому «общему знаменателю», а именно к 16 факторам, предопределяющим суть личности.

Работая над составлением опросника, Кеттелл взял за основу труды своих коллег Гордона Уилларда Олпорта и Генри Одберта, которые проанализировали актуальные на тот момент словари английского языка и выбрали 18 тысяч слов, так или иначе описывающих личность. Из них 4,5 тысячи слов – это прилагательные, которые относились к постоянным характеристикам человека. Таким образом, они пришли к выводу, что среднестатистический человек описывает себя и других вполне конкретным набором слов.

Реймонд Кеттелл упорядочил выявленный список слов по группам, и вывел сначала 12, а потом еще 4 фактора, к которым сводятся все слова из этого списка. К слову, справиться с анализом такого большого массива данных Кеттеллу помогли наработки профессора Чарльза Эдварда Спирмена, чьей основной специализацией была разработка методов математической статистики.

В ходе применения методики 16-факторный опросник Кеттелла претерпел определенные изменения и дополнения. Так, в 1956-1957 годах вышло дополненное издание, а в 1961-1962 годах тест был дополнен вновь. К 1970 году опросник имел шесть форм, адаптированных под разные образовательные уровни испытуемых. В дальнейшем эти формы также были расширены, и теперь тест имеет варианты, адаптированные, в том числе, под особенности детского восприятия.

Личностный опросник Кеттелла – модификации:

  1. Тест 16 PF, формы А и В – полные версии на 187 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
  1. Тест 16 PF, формы C и D – сокращенные версии на 105 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
  1. Тест 16 PF, формы E и F версии – на 128 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
  1. Тест 13 PF – сокращенная версия на 79 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
  1. Тест 14 PF, форма HSPQ – на 142 вопроса для подростков 12-16 лет.
  1. Тест 12 PF, форма CPQ – на 120 вопросов для детей 8-12 лет.

Обратите внимание, что группировка по 16 факторам в ходе тестирования применяется только для лиц, достигших совершеннолетия. Для детей и подростков группировка характеристик ведется по меньшему количеству факторов, поэтому применяется 12-факторный или 14-факторный опросник Кеттелла. Во всех случаях нужно выбрать один из трех вариантов ответа на поставленный вопрос. Есть вопросы, на которые можно просто ответить «да», «нет» или «не уверен».

Сокращенные версии для взрослых обычно используются, когда время на тестирование ограничено или же проводится групповое тестирование. Сегодня есть возможность пройти любой из тестов Кеттелла онлайн. Верхней возрастной границы тест не имеет, однако на некоторых онлайн-ресурсах, предлагающих пройти опрос, есть технические ограничения, не позволяющие указать возраст старше 70 лет.

Суть метода и группировка факторов по Кеттеллу

Итак, что и как выявляет 16 PF опросник Кеттелла и по какому принципу группирует факторы? За каждый ответ присваивается определенное количество баллов от 0 до 2. Далее набранные баллы по специальным формулам переводятся в так называемые «стены». Получается значение от 1 до 10, каждое из которых, согласно методике Кеттелла, имеет свою интерпретацию и обозначает степень выраженности того или иного качества.

В отличие от большинства тестов большее итоговое значение не означает лучший результат. Здесь, в принципе, нет правильных или неправильных ответов. Любой ответ является не более чем отличительной особенностью испытуемого, поэтому особенность личности не может быть оценена как правильная или неправильная. Вряд ли можно однозначно сказать, что для человека лучше быть серьезным, чем веселым. Или лучше быть жестким реалистом, чем сентиментальным романтиком. Или что консерватизм лучше, нежели стремление к новому и неизведанному. Или наоборот.

Полученное цифровое значение указывает лишь на то, что у человека более выражен тот или иной фактор личности. Для удобства диапазон значений от 1 до 4 обозначается знаком «-», от 7 до 10 – знаком «+». Значения 5 и 6 указывают на то, что человеку примерно в равной степени свойственны исследуемые характеристики.

16 PF опросник Кеттелла – группы факторов:

Фактор Расшифровка
1 A + Открытость – готовность к новым знакомствам, приветливость, внимательность к людям, уживчивость
A — Замкнутость – склонность к уединению, концентрация на своих мыслях, скептицизм
2 В + Гибкое мышление – сообразительность, способность анализировать, обобщать, сопоставлять, быстро усваивать новую информацию
В — Ограниченное мышление – сложности в обучении, умении анализировать, обобщать материалы, сопоставлять
3 С + Эмоциональная стабильность – спокойствие, зрелость, уверенность, готовность к решению проблем
С — Эмоциональная неустойчивость – неуверенность, раздражительность, тревожность, прокрастинация
4 Е + Независимость – пробивные способности, желание лидировать, неуступчивость
Е — Податливость – мягкость, готовность уступать, вероятность попасть в зависимость
5 F + Беспечность – беззаботность, оптимизм, готовность проявлять чувства, веселиться и радоваться
F — Озабоченность – серьезность, сдержанность, рассудительность, склонность к пессимизму
6 G + Сознательность – выдержка, решимость, обязательность, ответственность, следование социальным нормам
G — Беспринципность – небрежность, легкомыслие, непостоянство, нежелание связывать себя обязательствами
7 Н + Смелость – склонность к авантюризму, готовность к новым знакомствам, предприимчивость
Н — Застенчивость – нерешительность, желание избегать ответственности и нежелание рисковать
8 I + Чувственность – сентиментальность, стремление к прекрасному, склонность к боязливости и ипохондрии
I — Твердость – реализм, практичность, готовность брать на себя ответственность, самостоятельность, склонность к цинизму и скептицизму
9 L + Подозрительность – замкнутость, ревность, раздражительность
L — Доверчивость – спокойствие, снисходительность, милосердие, умение ладить с людьми
10 M + Мечтательность – богатое воображение, склонность к теоретическим знаниям, отсутствие хозяйственной жилки
M — Практичность – склонность к практическим действиям, нацеленность на результат, хозяйственность
11 N + Утонченность – эстетическая разборчивость, честолюбие, склонность к светскому образу жизни
N — Простота – открытость, спонтанность, отсутствие излишних притязаний в жизни
12 О + Чувство вины – тревожность, боязливость, сильное чувство долга, склонность к депрессии
О — Самоуверенность – бесстрашие, нечувствительность к мнению окружающих, в том числе о себе, склонность к упрямству
13 Q1 + Радикализм – готовность сомневаться в общепринятых нормах, скептицизм, стремление к экспериментам
Q1 — Консерватизм – стремление «оставить все как есть», сомнение во всем новом и незнакомом
14 Q2 + Самостоятельность – независимость взглядов и мнений, самостоятельность в решениях и действиях
Q2 — Зависимость от группы – конформизм, оглядка на чужое мнение, стремление «не выделяться»
15 Q3 + Самоконтроль – дисциплина, точное следование социальным требованиям, забота о репутации
Q3 — Индифферентность – отсутствие самодисциплины, спонтанность в поведении, следование своим страстям
16 Q4 + Внутренняя напряженность – нетерпеливость и раздражительность
Q4 — Внутренняя расслабленность – флегматичность, легкая лень, склонность к релаксу, часто отсутствие мотивации что-либо делать

Кроме того, 16-факторный опросник Кеттелла дает возможность оценить адекватность человека и выяснить, какая у него самооценка: адекватная, заниженная или завышенная. Разумеется, большинство людей стремятся давать социально ожидаемые ответы, поэтому каждый фактор перепроверяется группой вопросов, завуалированных под вполне невинные жизненные ситуации.

Например, ответ на первый же вопрос относительно того, понял ли испытуемый инструкцию к опроснику, которую прочитал только что, можно отнести как к характеристике интеллекта, так и к показателю тревожности, когда человек постоянно сомневается, все ли он правильно сделал, понял и т.д. Для уточнения показателей в тесте будут даны другие вопросы и ситуации, чтобы уточнить и уровень интеллекта, и уровень тревожности.

А, к примеру, ответ на вопрос о предпочитаемом месте жительства – в большом городе или глухом лесу – может свидетельствовать как о степени замкнутости, так и об уровне самостоятельности. Эти факторы также перепроверяются другими вопросами. Чтобы лучше понять, где вопросы «пересекаются», нужно знать, что каждый исследуемый фактор условно входит в блок тех или иных характеристик личности.

Блоки характеристик личности в опроснике Кеттелла:

  • Коммуникативные характеристики (факторы А, Н, Е, L, N, Q2).
  • Интеллектуальные характеристики (факторы В, М, N, Q1).
  • Эмоциональные характеристики (факторы С, F, H, I, O, Q4).
  • Регуляторные характеристики (G, Q3).

Также тест дает возможность оценить человека по дополнительным факторам: F1 (тревожность), F2 (экстраверт или интроверт), F3 (чувствительность к различным раздражителям), F4 (конформность). Что дает такая модель личности Кеттелла? Где можно применять личностный опросник Кеттелла? Сфера применения, на самом деле, достаточно широка.

Сфера применения опросника Кеттелла

Как уже говорилось ранее, тест Кеттелла применяется в целях психодиагностики. Этот опросник полезен для оценки личностного потенциала, лидерских качеств, стрессоустойчивости, творческих способностей, умения коммуницировать, готовности рисковать.

Таким образом, тест Кеттелла можно использовать для профессиональной ориентации детей и школьников, первичного профотбора поступающих в учебные заведения, требующие особых личных качеств (летные и военные училища), а также на работу в силовые структуры.

Еще тест Кеттелла можно использовать при найме сотрудников на работу, требующую усидчивости и выполнения однообразных монотонных операций. Тут даже не важно, что ответит кандидат на конкретные вопросы. Гораздо важнее его готовность отвечать на 187 вопросов, а не просто сразу перейти к рассмотрению следующей вакансии, где работодатель не увлекается тестированием.

Есть и обратная сторона медали: такой длинный тест может отпугнуть подходящего кандидата, склонного к активной практической деятельности и принятию быстрых решений. Поэтому данную анкету лучше не использовать при отборе менеджеров по продажам и представителей любых других профессий, требующих активности, мобильности, креативности и творчества.

Также 16-факторный опросник Кеттелла не рекомендован для выявления патологий в психиатрической практике. Подборка вопросов не ориентирована на поиск психических отклонений и, как говорилось выше, тут нет деления ответов на правильные и неправильные. Разумеется, ярко выраженные патологии опросник выявит, однако и в этом случае он не будет самодостаточным инструментом психодиагностики.

Собственно, любую психологическую диагностику лучше проводить с применением нескольких инструментов, релевантных поставленной задаче. И обязательно обращать внимание на дату составления теста. Мы помним, что в последний раз тест дорабатывался в 20 веке, а сейчас уже позади два десятилетия 21-го столетия, прошедших в условиях все ускоряющегося темпа жизни.

Читайте также:  Первичное инфицирование туберкулезом это тест

Вполне возможно, что у самого Реймонда Бернара Кеттелла, будь он жив сегодня, возникло бы желание доработать тест и поставить новые вопросы, соответствующие сегодняшнему темпу жизни и миру цифровых технологий. Но, так или иначе, личностный опросник Кеттелла по-прежнему актуален, что подтверждается стабильным интересом к нему психологов всех мастей, HR-менеджеров, родителей и людей, ищущих себя. Мы желаем, чтобы вы обязательно нашли себя, а все стороны вашей личности были в гармонии!

Источник

  • Краткие биографии
  • Статьи
  • Книги / Учебники
  • Методики и тесты
  • Главная

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187). Интерпретация.

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187). Интерпретация.

Обработка полученных данных производится с помо­щью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате зна­чение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью приведенных таблиц.

интерпретация. МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Р КЕТТЕЛЛА № 187

Интерпретация МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Р КЕТТЕЛЛА № 187

Интерпретация МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Р КЕТТЕЛЛА № 187

Интерпретация МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Р КЕТТЕЛЛА № 187

Интерпретация МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Р КЕТТЕЛЛА № 187

Стены распределяются по биполярной шкале с крайни­ми значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак « —», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называе­мый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факто­ров в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Пример построения «ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ»

Интерпретация Ключ обработка результата Методика многофакторного исследования личности Р Кеттелла № 187

Анализируется также совокупность факторов в их вза­имосвязях в таких, например, блоках:

— интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1;

— эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4;

— коммуникативные свойства и особенности межлич­ностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q2, N, L.

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить ‘ц-гире фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

2. Интраверсия — экстраверсия. (F2).

3. Чувствительность. (F3).

F3 = [(77 + 2«С» + 2«Е» + 2«F»+ 2«N») — (4«А» + 6«I»+ 2«М»)]: 10

Интерпретация факторов

I . ФАКТОР «А»

Скрытый; обособленный; критичный; непреклонный; отчужденный; необщительный; замкнутый; безучастный.

Критичный; отстаивает свои идеи; холодный; отчужденный; точный; объективный; недоверчивый; скептичный; непреклонный; холодный (жесткий); сердитый; мрачный.

Сердечный, добрый, беспечный, общительный, открытый, естественный, Непринужденный.

Добродушный, беспечный; готов к содружеству, предпочитает присоединяться; внимательный к людям; мягкосердечный, небрежный; доверчивый; легко приспосабливается, идет на поводу; сердечный, веселый.

В целом фактор ориентирован на определение степени общительности человека в группе.

II. ФАКТОР «В»

Несобранный, тупой; конкретность, ригидность мышления; эмоциональная дезорганизация мышления.

Низкие умственные спо­собности; не может решать абстрактных задач.

Собранный, сообрази­тельный; наблюдается абст­рактность мышления. Высо­кие общие умственные спо­собности; проницательный, быстро схватывающий; ин­теллектуально приспосабли­вается; существует некото­рая связь с уровнем вербаль­ной культуры и эрудицией.

III. ФАКТОР «С»

Слабость, эмоциональная неустойчивость; находится: под влиянием чувств; легко расстраивается, переменчив.

При расстройствах теря­ет равновесие духа; перемен­чив в отношениях и неус­тойчив в интересах; легко расстраивается, беспокой­ный; уклоняется от ответ­ственности, имеет тенден­цию уступать, отказывается от работы; не вступает в спо­ры в проблематичных ситу­ациях; невротические сим­птомы; ипохондрия, утом­ляемость.

Сила, эмоциональная ус­тойчивость; выдержанность; спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, ра­ботоспособный, реалисти­чески настроенный.

Эмоционально зрелый; имеет постоянные интересы; спокойный; реально оцени­вает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудно­стей. Может иметь место эмоциональная ригидность, нечувствительность.

IV. ФАКТОР «Е»

Мягкий, кроткий, по­слушный, услужливый, любезный; застенчивый, уступчивый, зависимый; берет вину на себя, безропот­ный, пассивный.

Покорный, подчиняю­щийся, тактичный, дипло­матичный; экспрессивный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством, властями; скром­ный.

Доминирование, власт­ность; неуступчивый, само­уверенный, напористый, агрессивный; упрямый, возможно до агрессивности; конфликтный, своенрав­ный.

Неустойчивый; независи­мый; грубый, враждебный; мрачный; непослушный, бунтарь; непреклонный; требует восхищения.

V. ФАКТОР «F»

Озабоченный, спокой­ный, молчаливый, серьез­ный, неразговорчивый, бла­горазумный, рассудитель­ный.

Молчаливый, с самоанализом; заботливый, задум­чивый; необщительный; медлительный, осторож­ный; склонен усложнять, пессимистичен в восприя­тии действительности. Бес­покоится о будущем, ожи­дает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным.

Беззаботный, восторжен­ный, невнимательный, не­брежный, беспечный.

Жизнерадостный, весе­лый, импульсивный, под­вижный, энергичный; раз­говорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, про­ворный. Отмечается значи­мость социальных контак­тов. Искренен в отношени­ях; эмоционален. Динами­чен в общении. Часто ста­новится лидером, энтузиас­том; верит в удачу.

VI. ФАКТОР «G»

Подверженность чув­ствам, несогласие с обще­принятыми моральными нормами, стандартами.

Непостоянный, перемен­чивый, гибкий, вызывает недоверие; потворствует сво­им желаниям; небрежный, ленивый; независимый, иг­норирует обязанности. Под­вержен влиянию случая и обстоятельств. Беспринцип­ность, неорганизованность, безответственность. Возмож­но антисоциальное поведение.

Высокая нормативность, сильный характер; добросо­вестный, настойчивый, мо­ралист, степенный, уравно­вешенный, ответственный.

Упорный, стойкий, ре­шительный; достойный до­верия; эмоционально дис­циплинирован, собранный; совестливый, имеет чувство долга; соблюдает моральные стандарты и правила. На­стойчивость в достижении цели; точность, деловая на­правленность.

VII. ФАКТОР «Н»

Робость, нерешитель­ность, застенчивость, сдер­жанность, боязливость.

Смущается в присутствии других; эмоциональный; сдержанный; озлобленный, раздраженный; ограничен­ный, строго придерживает­ся правил, быстро реагиру­ет на опасность, отличается повышенной чувствительно­стью к угрозе; деликатный, внимательный к другим. Не уверен в своих силах; пред­почитает находиться в тени; большому обществу предпо­читает одного-двух друзей.

Смелость, предприимчи­вость, социальная смелость, толстокожесть.

Авантюристичный, склон­ный к риску, общительный; активный, явный интерес к другому полу; чувствитель­ный, отзывчивый; добро­душный; импульсивный; расторможенный, держится свободно; эмоциональный, артистические интересы; беззаботный, не понимает опасности.

VIII. ФАКТОР «I»

Низкая чувствительность, толстокожесть, суровость, не верит в иллюзии, рассудочность, реалистичность суждений, практичность,

Несентиментальный, ожидает от жизни; мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность; суровый (до цинизма), черствый в отноше­ниях; незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса; не фантазер; действует практично и логично; постоян­ный; не обращает внимания на физические недомогания.

Мягкосердечие, нежность, чувствительность; зависи­мость, сверхосторожность, стремление к покровитель­ству.

Неугомонный, суетли­вый, беспокойный, ожида­ет внимания от окружаю­щих; навязчивый, ненадеж­ный; ищет помощи и сим­патии; способный к эмпа­тии, сочувствию, сопережи­ванию, пониманию; доб­рый, мягкий, терпимый к себе и окружающим; утон­ченный, жеманный, напы­щенный, притворный, арти­стичный, женственный; фантазирует в беседе и на­едине с собой, склонный к романтизму, художествен­ность восприятия мира; дей­ствует по интуиции; измен­чивый, ветренный; ипохон­дрик, беспокоится о состоя­нии своего здоровья.

XI. ФАКТОР «L»

Доверчивость, внутрен­ний расслабленность; соглашается с условиями, откровенный.

Чувство собственной незначимости; жалуется на перемены; неподозрительный, свободный от зависимости; легко забывает трудности; понимает, прощает; терпимый, благожелательный по отношению к дру­гим, уживчивый; небрежно относится к замечаниям; покладистый, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе.

Подозрительность, рев­нивость, «защита» и внут­реннее напряжение.

Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догма­тичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах; тиран. Требу­ет от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих по­ступках, эгоцентричен.

XI. ФАКТОР «M»

Практичность, земные принципы, приземленность стремлений, мало воображе­ния.

Быстро решает практи­ческие вопросы; занят сво­ими интересами; прозаичен, избегает всего необычного; следует общепринятым нор­мам; руководствуется объек­тивной реальностью, наде­жен в практическом сужде­нии; честный, добросовест­ный, беспокойный, но твер­дый. Ему свойственна неко­торая ограниченность, из­лишняя внимательность к мелочам.

Мечтательность, идеали­стичность, богатое вообра­жение, богемность, рассеян­ность.

Поглощен своими идея­ми; интересуется искусст­вом, теорией, основными верованиями; увлечен внут­ренними иллюзиями; высо­кий творческий потенциал. Капризный, легко отступа­ет от здравого смысла. Лег­ко приводится в восторг, неуравновешенный.

XI. ФАКТОР «N»

Наивность, простова­тость. Прямой, откровен­ный, естественный, непосредственный.

Прямой, но бестактный в обращении. Имеет неконк­ретный ум. Общительный, несдержан эмоционально.

Простые вкусы. Отсутствие проницательности. Неопытен в анализе мотивировок. Довольствуется имеющимся. Слепо верит в человеческую сущность.

Проницательность, хит­рость. Опытный, искушен­ный, расчетливый, разум­ный.

Изысканный, умеет вес­ти себя в обществе. Имеет точный ум. Эмоционально выдержан. Искусственный.

Эстетически изощрен. Про­ницателен по отношению к окружающим. Честолюби­вый, возможно ненадежен. Осторожен, «срезает углы».

XII. ФАКТОР «O»

Беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие.

Веселый, жизнерадост­ный. Нераскаивающийся, Безмятежный, спокойный. Нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих. Беспечен. Энерги­чен. Небоязливый. Бездум­ный.

Чувство вины; полон стра­ха, тревоги, предчувствий; самобичевание, неуверен­ность в себе, обеспокоенность.

Депрессивный, подавлен, легко плачет. Легко раним, находится во власти настро­ений, впечатлительный. Сильное чувство долга, чув­ствителен к реакциям окру­жающих. Скрупулезный, су­етливый. Ипохондрик. Сим­птомы страха. Одинокий, по­гружен в мрачные раздумья, ранимый.

XIII. ФАКТОР «Q1»

Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; тер­пим к традиционным труд­ностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоуче­ниям.

Экспериментатор, либерал, свободомыслящий, аналитик, хорошая информированность, терпимость к неудобствам. Критически настроен; харак­теризуется наличием интел­лектуальных интересов, ана­литичностью мышления. Не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.

XIV. ФАКТОР «Q2»

«—» Зависимость от группы;

социабильность, несамосто­ятельность; последователь­ность, нуждается в группо­вой поддержке, принимает решения вместе с другими; следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, без­ынициативен.

групповая независимость, самостоятельность, находчи­вость, самостоятельно при­нимает решения; может гос­подствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим.

XV. ФАКТОР «Q3»

плохо контролируем, не­брежный, неточный, следу­ет своим побуждениям, не считается с общественны­ми правилами, не внимате­лен и не деликатен, не дисциплинирован; внутренняя конфликтность представле­ний о себе.

самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эф­фективный лидер, принима­ет социальные нормы, кон­тролирует свои эмоции и по­ведение, доводит дело до конца, целенаправлен.

XVI. ФАКТОР «Q4»

расслабленный, спокойный, вялый, апатич­ный, сдержанный, не фрустрирующий; низкая мотива­ция, леность, излишняя удовлетворенность, невозму­тимость.

собранный, энер­гичный, возбужденный, раздражительный, повы­шенная мотивация; акти­вен, несмотря на утомляе­мость, раздражительный, слабое чувство порядка.

I. ФАКТОР «F1»

жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, но слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей.

но не обязательно невротик, так как тревога может быть си­туационной; возможно, плохая приспособляемость, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога обыч­но нарушает деятельность.

II. ФАКТОР «2»

Робость, застенчивость, «достаточно себя», подавляем в межлич­ностных конфликтах. Не обязательно застенчивость, могут быть сдержанность, скрытность.

Хорошо устанавливает и поддержи­вает социальные контакты.

III. ФАКТОР «F3»

хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, может быть художественная мягкость, спокойствие, вежливость; трудности в принятии решений из-за избытка раздумий.

стабильность, жизнерадостность, решитель­ность, предприимчивость, склонность не замечать тон­костей жизни. Ориентирован на очевидное, явное. Трудно­сти из-за слишком поспеш­ных действий, без достаточ­ного взвешивания.

IV. ФАКТОР «F4»

«—» Конформность , под­чинение, зависимость, пассив­ность, сдержанность. Нужда­ется в поддержке и ищет ее у людей. Склонность ориентироваться на групповые нормы.

«+» Независимость , агрес­сивность, смелость, хват­кость, сообразительность, быстрота.

Источник

16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла

16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла

16-ти факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности. Опросник Кеттелла 16 pf — одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт.

Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Набранные «серые» баллы переводятся в стены, которые распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.

Интерпретация парных сочетаний первичных факторов:
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

А – общительность
Н – смелость
Е – доминантность
L – подозрительность
N – дипломатичность
Q2 – самостоятельность.

Сочетание факторов А и Н отражает потребность личности в общении, умении общаться.

Высокие значения факторов А (8-10 стенов) и Н (8-10 стенов) означают, что человек стремится к общению, легко и быстро, часто по собственной инициативе вступает в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми. Опыт межличностного общения большой, но нередко взаимоотношения поверхностные и непродолжительные. Не испытывает напряжения в большой аудитории. Сохраняет уверенность в себе, способен отстоять свою позицию при общении с авторитетными людьми. Общение служит основным способом решения всех своих проблем.

Средние значения факторов А (4-7 стенов) и Н (4-7 стенов) характеризуют человека, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.

Читайте также:  Мозговой кровоток обратно пропорционален тест

Низкие значения факторов А (1-3 стена) и Н (1-3 стена) присущи человеку, который отличается слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Чрезвычайно избирателен в установлении и поддержании контактов. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Избегает общения с большой аудиторией и авторитетами. Испытывает большие сложности, когда возникают сложности, связанные с просьбами.

Сочетание факторов L и N характеризует отношение личности к другим людям.

Высокие значения факторов L (8-10 стенов) и N (8-10 стенов) свойственны человеку, который отличается выраженной социальной проницательностью. Он ясно видит скрытый смысл житейских ситуаций, межличностных отношений. Понимает людей, мотивы их поведения и переживания. Тонко чувствует отношение других людей к себе, и это позволяет быстро менять стиль и дистанцию общения, если меняется коммуникативная ситуация. В конфликтных ситуациях стремится избегать «острых углов», ищет компромиссные решения. В то же время насторожен, внутренне напряжен и может испытывать тревогу во взаимоотношениях с людьми. Нередко с предубеждением оценивает людей.

Средние значения факторов L (4-7 стенов) и N (4-7 стенов) отражают способность человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения. Однако на свои оценки и характеристики такой человек ориентируется редко. К людям относится доброжелательно, но без особой доверительности. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам, с кем поддерживает давние отношения. Понимает чужие проблемы, но собственные проблемы предпочитает хранить в тайне и решать самостоятельно. Возможны конфликты и разногласия с окружающими, но они не продолжительны.

Низкие значения факторов L (1-3 стена) и N (1-3 стена) принадлежат человеку, который естественен в поведении. Доброжелательно, без предубеждений относится к относится к окружающим людям, снисходительно оценивает их поступки. Однако может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или из-за недостаточного проникновения в суть ситуации. Редко чувствует нюансы общения, сохраняет стиль и дистанцию общения, независимо от изменения коммуникативной ситуации.

Сочетание факторов E и Q2 отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.

Высокие значения факторов E (8-10 стенов) и Q2 (8-10 стенов) свойственны человеку, который активно стремится занять лидерское положение в группе. Имеет собственную точку зрения по многим вопросам. Стремится утвердить ее среди окружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации. К мнению других относится критично, прибегает к нему редко. Предпочитает самостоятельные решения, которые не меняет даже под давлением группы.

Средние значения факторов E (4-7 стенов) и Q2 (4-7 стенов) говорят об умеренно выраженном лидерском потенциале личности. Существующая собственная точка зрения по многим вопросам не навязывается группе. Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях, развитие которых можно предвидеть, а появление трудностей можно предотвратить. Лидерская активность возможна также и тогда, когда ситуация глубоко затрагивает личные интересы. Мнение группы уважает также, как и свое. Учитывает его, может изменить собственное под давлением группы. Однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно.

Низкие значения факторов E (1-3 стена) и Q2 (1-3 стена) свидетельствуют о низком лидерском потенциале. Человек не стремится занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе. Предпочитает подчиняться. Легко соглашается с мнением других, быстро меняет собственную точку зрения. Склонен избегать ситуаций, требующих собственной ответственности за принятие решения. Испытывает напряжение при необходимости самостоятельно преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

В – интеллектуальность
М – мечтательность
N – дипломатичность
Q1 – восприимчивость к новому.

Сочетание факторов В и М характеризует интеллектуальные возможности личности.

Высокие значения факторов В (8-10 стенов) и М (8-10 стенов) означают высокие интеллектуальные возможности, увлечение абстрактными идеями. Легко решает отвлеченные задачи, быстро устанавливает причинно-следственные соотношения между явлениями. Обладает богатой фантазией, развитым образным мышлением. При этом мышление логично, отличается высоким уровнем обобщения.

Средние значения факторов В (4-7 стенов) и М (4-7 стенов) отражают возможность достижения успеха в решении несложных отвлеченных проблем. Наибольшая успешность достигается в решении практических задач. Человек способен к творчевкой, детальной разработке идей, выдвинутых другими.

Низкие значения факторов В (1-3 стена) и М (1-3 стена) характеризуют преобладание в структуре интеллекта конкретного, практически ориентированного мышления. Принимая решения, ориентируется преимущественно на здравый смысл и на факты. Решение абстрактных задач требует дополнительных усилий и больших временных затрат.

Сочетание факторов N и Q1 отражают гибкость и оперативность мышления личности.

Высокие значения факторов N (8-10 стенов) и Q1 (8-10 стенов) свидетельствуют о гибкости мышления и о быстроте принятия решений. Человек легко проникает в смысл проблемной ситуации, быстро просчитывает возможные варианты решения и находит оптимальное. Склонен экспериментировать с предметами, идеями. В решениях ориентируется на новые подходы, не боится ошибок и просчетов.

Средние значения факторов N (4-7 стенов) и Q1 (4-7 стенов) встречаются у лиц, склонных быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда умеющих просчитывать варианты решения. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, лишь после всесторонней оценки и оценки последствий.

Низкие значения факторов N (1-3 стена) и Q1 (1-3 стена) фиксируются у тех, у кого ориентировка в проблемных ситуациях затруднена. Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решений требуют дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат. Отношение к новым идеям настороженное. При решении жизненных задач используются проверенные опытом способы и приемы.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

С – эмоциональная устойчивость
F – беспечность
H – смелость в социальных контактах
I – эмоциональная чувствительность
O – тревожность
Q4 – напряженность

Сочетание факторов С и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.

Высокие значения факторов С (8-10 стенов) и низкие значения фактора I (1-3 стена) свойственны человеку, отличающемуся реалистичным восприятием окружающей обстановки, происходящих событий. Чувствует себя защищенным, способным справиться с разными трудностями. Круг ситуаций, которые вызывают сильные эмоциональные реакции, ограничен. Склонен рационализировать собственные эмоциональные переживания, впечатления. В общении с другими людьми ориентируется преимущественно на разумное. На собственные чувства ориентируется довольно редко.

Средние значения факторов С (4-7 стенов) и I (4-7 стенов) характерны для человека, который сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны в тех ситуациях, которые глубоко затрагивают актуальные потребности.

Низкие значения факторов С (1-3 стена) и высокие значения фактора I (8-10 стенов) означают, что человек воспринимает происходящее вокруг него прежде всего эмоционально. Эмоциональная чувствительность высокая. Эмоции возникают быстро, по любому, даже незначительному, поводу. Спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности, удовлетворения до страха, тревоги и депрессии. Эмоции превращаются в основной регулятор поведения и взаимоотношений с людьми.

Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению.

Высокие значения факторов H (8-10 стенов) и F (8-10 стенов) позволяют говорить об оптимизме. Сложности, неудачи сложившихся ситуаций не замечаются или вытесняются. Преобладает вера в удачу, в благоприятный исход начинаний. Жизненная перспектива воспринимается позитивно. Привлекают ситуации, связанные с риском. Может рисковать как здоровьем, так и материальным благополучием. Рискует независимо от последствий. Возможен неоправданный риск, риск ради риска.

Средние значения факторов H (4-7 стенов) и F (4-7 стенов) отражают стремление человека находить позитивное в жизни. Однако полностью отключиться от неприятностей, от повседневных проблем не удается. Верит в удачу в том случае, если когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные опытом стратегии поведения и решения задач. Рискует взвешенно. Рискованные ситуации привлекают тогда, когда риск оправдан и успех реально достижим.

Низкие значения факторов H (1-3 стена) и F (1-3 стена) встречаются у тех, кто склонен драматизировать события, усложнять происходящее. Настроение часто снижено. Жизненная перспектива воспринимается преимущественно негативно. Уверенность в себе слабо выражена. Преобладает ориентация на избегание неудачи. Риск пугает. Ситуации, связанные с риском, избегаются.

Сочетание факторов O и Q4 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.

Высокие значения факторов O (8-10 стенов) и Q4 (8-10 стенов) описывают человека, который часто тревожится о возможных неудачах и неприятных событиях, сожалеет о прошлых своих поступках. Неудовлетворен собой, испытывает чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими. Болезненно переносит критику в свой адрес. Похвалу, комплименты принимает с большим недоверием. Препятствия на пути к достижению цели воспринимает как непреодолимые, склонен фиксироваться на неприятных сторонах событий, что препятствует поискам выхода из проблемных ситуаций.

Средние значения факторов O (4-7 стенов) и Q4 (4-7 стенов) относятся к человеку, который испытывает тревогу, беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми, но довольно долго ищет оптимальные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Критические замечания в свой адрес воспринимает сначала с раздражением, затем находит в них рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонен обвинять не только других, но и себя.

Низкие значения факторов O (1-3 стена) и Q4 (1-3 стена) характерны для человека, который критично воспринимает окружающую реальность. Редко тревожится о будущем, не волнуют также и прошлые поступки. Высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенность своими достижениями помогают преодолевать реально возникающие препятствия. Терпимо относится к критическим замечаниям в свой адрес. В конфликтных ситуациях склонен преимущественно обвинять других.

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

Q3 – самодисциплина
G – моральная нормативность

Высокие значения факторов Q3 (8-10 стенов) и G (8-10 стенов) встречаются у тех, кто способен мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям. Действует продуманно, настойчиво. Организован: заканчивает начатые дела, четко представляет порядок выполняемых дел, планирует время. Сохраняет самообладание в критических ситуациях, способен регулировать внешние проявления эмоций. Критичен к себе. Поведение часто регулируется требованиями группы, требованиями окружающих людей. Ответственен, с ярко выраженным чувством долга.

Средние значения факторов Q3 (4-7 стенов) и G (4-7 стенов) говорят о способности человека быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался. В случае неожиданного появления дополнительной нагрузки может действовать хаотично, неорганизованно. Избирательно относится к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях могут сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов.

Низкие значения факторов Q3 (1-3 стена) и G (1-3 стена) характерны для тех, кто отступает от желаемой цели, как только появляются внутренние или внешние препятствия. Часто действует неорганизованно. Не умеет планировать и рационально распределять свое время. Поведение регулируется преимущественно личными, сиюминутными желаниями и потребностями, поэтому не всегда вписывается в традиционные рамки. Свои возможности не всегда оцениваются критично. Достаточно свободно относится к моральным нормам.

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность
F1 = [38 + (2 х L + 3 х О + 4 х Q4) – 2 х С – 2 х Н – 2 х Q3] : 10,
Где «38» – нормирующая константа,
L, O, Q4, C, H, Q3 – значения соответствующих факторов в стенах.

2. Экстраверсия
F2 = [2 х А + 3 х Е + 4 х F + 5 х Н – 2 х Q2 – 11] : 10,
Где «10» – нормирующая константа,
A, E, F, H, Q2 – значения соответствующих факторов в стенах.

3. Эмоциональная лабильность
F3 = [77 + 2 х С + 2 х Е + 2 х F + 2 х N – 4 х А – 6 х I – 2 х М] : 10,
Где «77» – нормирующая константа,
C, E, F, N, A, I, M – значения соответствующих факторов в стенах.

4. Доминантность
F4 = [4 х Е + 3 х М + 4 х Q1 + 4 х Q2 – 3 х А – 2 х G] : 10,
Где E, M, Q1, Q2, A, G – значения соответствующих факторов в стенах.

Инструкция к опроснику Кеттелла:
Bам будет задан ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Отвечать надо приблизительно на 5-6 вопросов за минуту.

Возможно, некоторые вопросы покажутся вам неясными или сформулированными не так подробно, как Вам хотелось бы. В таких случаях, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте свой ответ. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа «не знаю», «нечто среднее» и т.п. Отвечайте честно и искренне. Не стремитесь произвести хорошее впечатление своими ответами. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Ваши ответы должны соответствовать действительности — в этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Источник