Глава18. Основы спортивной тренировки
Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термитном повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.
Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике итактике и развитие его физических способностей.
18.1. Цели и задачи спортивной тренировки
Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленности «спортивная форма».
Тренированностьхарактеризуется степенью функциональней приспособления организма к предъявляемым тренировочным грузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражает в повышенном уровне функциональных возможностей его организма, специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.
Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется прежде всего под воздействием упражнений общсд развивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и укрепляюще его здоровье.
Подготовленность —это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенством вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных вид:
подготовки (физическая, техническая и психическая подготоленность).
Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свод очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательная качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную так- тическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, с умением составлять рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.
Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременный реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).
Источник
Тесты по теории и методики ФК и спорту
1. Средствами спортивной тренировки в избранном виде спорта являются:
a) Обще подготовительные упражнения;
b) Избранные соревновательные, специально подготовительные, обще подготовительные упражнения;
c) Избранные соревновательные упражнения;
d) Соревновательные упражнения;
e) Специально подготовительные упражнения;
2. Упражнения, которые по координационной структуре, характеру выполнения соответствовали избранной спортивной дисциплине, называются:
a) Специально подготовительные
d) Обще развивающие;
3. Практические методы спортивной тренировки – это:
a) Методы общей и специальной физической подготовки.
b) Методы строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный;
c) Методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств;
d) Специфические и общепедагогические;
e) Игровой и соревновательный;
4. Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, используются для воспитания:
a) Специальной координации;
b) Специальной быстроты.
c) Специальной выносливости;
d) Специальной гибкости;
e) Специальной ловкости;
5.Укажите, что являются средствами технической подготовки:
a) Физические упражнения;
b) Игровые и соревновательные упражнения.
c) Обще подготовительные, специально подготовительные, соревновательные;
d) Упражнения, направленные на формирование двигательных действий;
e) Тренировочные снаряды и оборудование;
6. Укажите, какие задачи решает общая техническая подготовка:
a) Степень освоения техники вида спорта;
b) Повышения технического уровня подготовленности в избранном виде спорта;
c) Уровень освоения фонда двигательных умений и навыков, которые способствуют выполнению эффективных приемов в условиях соревновательной деятельности.
d) Расширения фонда двигательных умений и навыков, а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые способствуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта;
e) Выполнения эффективных приемов и действий в сложных условиях;
7. Спортивная подготовка – это:
a) Собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфическое отношение нормы и достижения в сфере этой деятельности;
b) Упорядочная, организация деятельности по обеспечению совершенствования спортсмена в сфере спорта;
c) Педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей в избранном виде спорта.
d) Планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие физических способностей;
e) Повторное выполнение спортивного упражнения;
8. Специфическими средствами и методами тактической подготовки в избранном виде спорта являются:
a) Соревновательные и игровые упражнения;
b) Индивидуальные упражнения;
c) Групповые упражнения.
d) Тактические упражнения или специально подготовительные и соревновательные упражнения;
e) Избранные упражнения;
9. Интервальные методы тренировки – это:
a) Повторные методы;
b) Комбинированные методы;
c) Игровые и соревновательные методы;
d) Равномерные и переменные методы.
e) Повторные и комбинированные методы;
10. Тактическое мышление – это:
a) Способность спортсмена быстро воспринимать и перерабатывать информацию;
b) Оценка соревновательной ситуации;
c) Специальная тактическая подготовка;
d) Оценка развития ситуации на площадке в процессе соревновательной деятельности.
e) Формирование тактических знаний, умений и навыков;
11. Физические упражнения – это:
a) Мобилизующие, корригирующие средства;
b) Упражнения повышенной интенсивности;
c) Специфические упражнения избранного вида спорта;
d) Специально подготовительные упражнения.
e) Упражнения, оказывающие воздействие на организм и личность человека;
12. Совокупность способов применения технических приемов в соответствии с условиями соревнования – это:
13. В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют несколько зон. Укажите сколько этих зон?
Источник
Теория и история физической культуры (стр. 8 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
История Физика
Физкультура и спорт
Теория и история культуры
Этапы многолетней подготовки (название)
Основные задачи отдельных этапов (направленность)
9. Заполните пропуски, впишите определения понятий.
Тема. 3.4. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Контрольные тесты
1. Спортивная тренировка — это:
1) повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата;
2) планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей;
3) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности;
4) упорядоченная организация деятельности по обеспечению совершенствования человека в сфере спорта.
2. Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются:
1) восстановительные средства (парная баня, массаж, гидро-процедуры);
2) продукты повышенной биологической ценности и специальные питательные смеси;
3) физические упражнения;
4) мобилизующие, коррегирующие (поправляющие), релаксирующие средства.
3. В спортивной тренировке под термином метод следует пожать:
1) наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса;
2) способ применения основных средств тренировки и соборность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера;
3) исходные закономерности, которые определяют организацию учебно-тренировочного процесса;
4) конкретные указания тренеру о том, как нужно поступить в иной педагогической ситуации.
4. Принципы спортивной тренировки представляют собой:
1) наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы;
2) способы применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера;
3) внешнее выражение согласованной деятельности тренера и спортсменов, осуществляемой в определенном порядке режима;
4) путь достижения (реализации) цели и задач спортивной тренировки.
5. Воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем, называется:
1) физическим совершенством;
2) спортивной тренировкой;
3) физической подготовкой;
6. Средствами технической подготовки спортсмена являются:
1) общеподготовительные упражнения;
2) специально подготовительные упражнения;
3) соревновательные упражнения;
4) общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (карточку ответов).
Источник
Тема 18. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Контрольные тесты
1. Спортивная тренировка — это:
1) повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата;
2) планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей;
3) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы Щ достижения в сфере этой деятельности;
4) упорядоченная организация деятельности по обеспечению, совершенствования человека в сфере спорта.
2. Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются:
1) восстановительные средства (парная баня, массаж, гидропроцедуры);
2) продукты повышенной биологической ценности и специальные питательные смеси;
3) физические упражнения;
4) мобилизующие, коррегирующие (поправляющие), релаксирующие средства.
3. В спортивной тренировке под термином метод следует понимать:
1) наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса;
2) способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера;
3) исходные закономерности, которые определяют организацию учебно-тренировочного процесса;
4) конкретные указания тренеру о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.
4. Принципы спортивной тренировки представляют собой:
1) наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы;
2) способы применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера;
3) внешнее выражение согласованной деятельности тренера и спортсменов, осуществляемой в определенном порядке режима;
4) путь достижения (реализации) цели и задач спортивной тренировки.
5. Воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем, называется:
1) физическим совершенством;
2) спортивной тренировкой;
3) физической подготовкой;
6. Средствами технической подготовки спортсмена являются:
1) общеподготовительные упражнения;
2) специально подготовительные упражнения;
3) соревновательные упражнения;
4) общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в та( лицу (карточку ответов).
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Номер ответа |
Задания для самостоятельной работы
1. Целью спортивной тренировки является_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите основные задачи, которые решаются в процессе спортивной тренировки:
3.Перечислите основные стороны (разделы) спортивной тренировки и укажите их задачи.
№ п/п | Основные стороны (разделы) спортивной тренировки | Основные задачи |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. |
4. Заполните пропуски, запишите определения следующих понятий:
1) спортивная тренировка — это____________________________________________________
2) тренированность — это_________________________________________________________
3) спортивная подготовка — это____________________________________________________
4) подготовленность — это________________________________________________________
5) спортивная форма — это________________________________________________________
5. Приведите примеры конкретных физических упражнений применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной вами в качестве предмета спортивного совершенствования и запишите в таблицу.
№ п/п | Основные средства спортивной тренировки | Конкретные физические упражнения |
1. | Избранные соревновательные упражнения | 1._____________________________________________ 2. _____________________________________________ 3. _____________________________________________ |
2. | Специально подготовительные упражнения | Подводящие 1_____________________________________________. 2_____________________________________________. 3_____________________________________________. Развивающие 1_____________________________________________. 2. _____________________________________________ 3. _____________________________________________ |
3. | Общеподготовительные упражнения | 1. _____________________________________________ 2_____________________________________________. 3. _____________________________________________ |
6.Заполните таблицу «Общепедагогические методы в спортивной тренировке».
Словесные методы | Наглядные методы |
- Перечислите методы, применяемые в процессе спортивной тренировки при освоении спортивной техники, и методы, применяемые при воспитании физических качеств, и запишите их в таблицу.
Методы, направленные на освоение спортивной техники | Методы, направленные на воспитание физических качеств |
8. При использовании в спортивной тренировке соревновательного метода различные соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными. Приведите по четыре примера усложнения и облегчения условий соревнований и запишите их в таблицу.
Примеры усложнения условий соревнований | Примеры облегчения условий соревнований |
1)_____________________________________ 2) _____________________________________ 3) _____________________________________ 4) _____________________________________ | 1) _____________________________________ 2) _____________________________________ 3) _____________________________________ 4) _____________________________________ |
9.Впишите в таблицу принципы спортивной тренировки и дайте им краткую характеристику.
№ п/п | Принципы спортивной тренировки | Краткая характеристика принципов спортивной тренировки |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
10. Заполните пропуски, запишите определения следующих понятий, характеризующих основные стороны спортивной тренировки:
1) спортивно-техническая подготовка — это____________________________________________
2) спортивно-тактическая подготовка — это____________________________________________
3) физическая подготовка — это______________________________________________________
4) психическая подготовка — это_____________________________________________________
11. Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена делятся на три типа. Запишите в таблицу их названия и дайте характеристику.
Тип (направленность) нагрузки | Характеристика нагрузки |
12. В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон интенсивности, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии. Запишите в таблицу название каждой зоны интенсивности и дайте ей характеристику.
Название зон интенсивности | Характеристика отдельных зон интенсивности |
13. Заполните таблицу «Типы интервалов отдыха в рамках одного тренировочного занятия и их характеристика».
Тип интервала отдыха | Характеристика типа интервала отдыха |
14. Впишите в таблицу основные методы воспитания физических качеств. Дайте им краткую характеристику. Подчеркните те методы, которые вы используете наиболее часто в избранном вами виде спорта.
№ п/п | Физические качества | Методы воспитания физических качеств | Краткая характеристика методов |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
15. Составьте методику воспитания быстроты движений (можно на примере избранного вида спорта) на отдельное тренировочное занятие.
Методика выполнения задания: 1) определить средства, наиболее эффективно обеспечивающие решение данной задачи; 2) распределить их в методически правильной последовательности; 3) указать длительность выполнения каждого упражнения, дозировку (количество повторений упражнения), время отдыха между упражнениями, методы развития быстроты движений.
№ п/п | Содержание тренировочного занятия (упражнения) | Длительность выполнения упражнения | Дозировка | Время отдыха | Методы развития быстроты движений |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |
16. Составьте методику воспитания скоростно-силовых способностей (можно на примере избранного вида спорта) на отдельное тренировочное занятие.
Методика выполнения задания: 1) определить средства, наиболее эффективно обеспечивающие решение данной задачи; 2) распределить их в методически правильной последовательности; 3) указать вес отягощения (% от максимума) каждого упражнения, дозировку, время отдыха между упражнениями, методы развития скоростно-силовых способностей.
№ п/п | Содержание тренировочного занятия (упражнения) | Вес отягощения (% от максимума) | Дозировка | Время отдыха | Методы развития скоростно-силовых способностей |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |
17. Составьте методику воспитания собственно-силовых способностей (можно на примере избранного вида спорта) на отдельное тренировочное занятие.
Методика выполнения задания: 1) определить средства, наиболее эффективно обеспечивающие решение данной задачи; 2) распределить их в методически правильной последовательности; 3) указать вес отягощения (% от максимума) каждого упражнения, дозировку, время отдыха между упражнениями, методы воспитания собственно-силовых способностей.
№ п/п | Содержание тренировочного занятия (упражнения) | Вес отягощения (% от максимума | Дозировка | Время отдыха | Методы развития силы |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |
18. Составьте методику развития гибкости (можно на примере избранного вида спорта) на отдельное тренировочное занятие.
Методика выполнения задания: 1) определить средства, наиболее эффективно обеспечивающие решение данной задачи; 2) распределить их в методически правильной последовательности; 3) указать дозировку (количество повторений упражнения), время отдыха между упражнениями, методы развития гибкости.
№ п/п | Содержание тренировочного занятия (упражнения) | Дозировка (количество повторений) | Время отдыха | Методы развития гибкости |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
19. Составьте методику развития координационных способностей (можно на примере избранного вида спорта) на отдельное тренировочное занятие.
Методика выполнения задания: 1) определить средства, наиболее эффективно обеспечивающие решение данной задачи; 2) распределить их в методически правильной последовательности; 3) указать дозировку (количество повторений упражнения), время отдыха между упражнениями, методы развития координационных способностей.
№ п/п | Содержание тренировочного занятия (упражнения) | Дозировка (количество повторений) | Время отдыха | Методы развития координационных способностей |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Задания с проблемными ситуациями
Источник