Меню

Социально психологическая адаптация это тест

Социально психологическая адаптация это тест

Тест социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Модификация теста социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Опросник был создан двумя американскими психологами в 50 годах прошлого столетия. На русском языке метод тестирования имеет две адаптации. Одна из них появилась в 1987 году, а вторая была опубликована в научном журнале в 2004 году.

Тест позволяет определить уровень социальной адаптации, а также сформировавшиеся черты личности, ответственные за нее.

Описание методики

Опросник социальной адаптации состоит из 101 пункта, каждый из которых представлен утверждением. Особенностью теста является тот факт, что утверждения построены таким образом, что в них присутствует лишь третье лицо единственного числа, а местоимения и вовсе отсутствуют. Это помогает человеку, проходящему тест, воспринимать пункты абстрактно, благодаря чему не включаются психологические защитные реакции. Такая формулировка значительно повышает достоверность результатов, так как опрашиваемые не пытаются отвечать так, как «нужно в обществе». Кроме того, опросник предусматривает определение искренности тестируемого, и при низких ее значениях результаты по остальным шкалам можно даже не расшифровывать.

Опросник оценивает личность с 6 сторон:

  • Собственно, адаптация (процесс взаимодействия человека с социумом, его приспособленность к жизни в обществе);
  • Принятие других (восприятие окружающих людей согласно их характерам и подпуск других личностей в свое пространство);
  • Интернальность (уровень субъективного контроля, то есть, чем выше показатель, тем больше человек воспринимает себя, как причину происходящего с ним);
  • Самовосприятие (ориентировка в собственном внутреннем мире);
  • Комфортность в эмоциональном плане;
  • Стремление к лидерству и доминированию.

Оценка каждой шкалы производится с помощью применения определенных формул. Полученные результаты сравнивают с показателями нормы для взрослых и подростков, а также отдельно для женского и мужского полов.

Процедура вычисления результатов достаточно сложная, поэтому для упрощения тестирования рекомендуется пройти его онлайн на нашем сайте.

Процедура тестирования и обработка результатов

Утверждения в опроснике представляют собой высказывания о различных характерных аспектах человеческой личности, в частности, о переживаниях, привычках или поведении в той или иной ситуации. Каждое из утверждений нужно примерить на себя, а затем выбрать один из предложенных вариантов ответа. Все возможные варианты пронумерованы от 0 до 6 и соответствуют следующим выводам:

  • Это никак ко мне не относится;
  • Чаще всего это для меня не характерно;
  • Сомневаюсь, что это возможно применить ко мне;
  • Не решаюсь примерить это на себя;
  • Это имеет сходство со мной, но я не уверен;
  • Это похоже на меня;
  • Здесь точно говорится обо мне.

Каждый из вариантов ответа соответственно оценивается, а каждый пункт опросника относится к определенной из шкал, которых больше, чем факторов исследования личности. Утверждения сгруппированы по противоположным проявлениям того или иного фактора, для оценки его выраженности в положительную или отрицательную стороны.

После прохождения теста выводятся интегральные показатели для каждого из факторов по специальным формулам. Полученные результаты сравнивают с нормой:

  • Если показатель находится в пределах нормы, он считается неопределенным;
  • Если показатель меньше нормы, то он является чрезмерно низким;
  • Если показатель больше нормы, то он будет чрезмерно высоким.

Опросник социально-психологической адаптации, как и многие другие личностные тесты, адекватно оцениваться может лишь при наличии опытного, квалифицированного психолога. В любом случае, получение не входящих в норму результатов является причиной для консультации со специалистами (при условии, что тест проходился с желанием узнать достоверные данные и были выполнены все правила процедуры).

Источник



ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ Р. ДАЙМОНДА – К. РОДЖЕРСА

Источник: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.

Обоснование для выбора методики

Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.

Читайте также:  Тест мобильных процессоров таблица

Описание методики

Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.

Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.

Процедура проведения

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.

Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;

«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» – не решаюсь отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Текст опросника

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц.
  1. Свои обещания выполняет всегда.
  2. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  3. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
  4. В своих неудачах винит себя.
  5. Человек ответственный, на него можно положиться.
  6. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  7. На многое смотрит глазами сверстников.
  8. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  9. Собственных убеждений и правил не хватает.
  10. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  11. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  12. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  13. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  14. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  15. Люди, как правило, ему нравятся.
  16. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  17. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  18. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  19. С окружающими обычно ладит.
  20. Всего труднее бороться с самим собой.
  21. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
  22. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  23. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  24. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  25. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  26. Человек стеснительный, легко тушуется.
  27. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  28. В душе чувствует превосходство над другими.
  29. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  30. Боится того, что подумают о нем другие.
  31. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  32. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  33. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  34. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  35. Себя просто недостаточно ценит.
  36. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  37. Относится к себе в целом хорошо.
  38. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  39. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  40. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  41. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
  42. Доволен собой.
  43. Невезучий.
  44. Человек приятный, располагающий к себе.
  45. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  46. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  47. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх перед провалом: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
  48. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  49. Умеет упорно работать.
  50. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  51. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  52. Всегда говорит только правду.
  53. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  54. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  55. Чувствует неуверенность в себе.
  56. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  57. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  58. Человек толковый, любит размышлять.
  59. Иной раз любит прихвастнуть.
  60. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  61. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  62. Никогда не опаздывает.
  63. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  64. Выделяется среди других.
  65. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  66. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  67. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  68. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  69. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  70. Беспокоится, что юноши (девушки) слишком занимают ее (его) мысли.
  71. Все свои привычки считает хорошими.
Читайте также:  Учение о ноосфере было разработано тест

Обработка и интерпретация результатов методики

В соответствии с ключом (см. ниже) по каждому показателю (фактору) суммируются баллы, которые соотносятся с нормативными показателями, задающими диапазон зоны неопределенности для данного фактора.

Ключ.

Ключ к тесту смотрите в таблице.

Ключ к тесту «Опросник социально-психологической адаптации

Источник

Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса — Даймонд

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 История
  • 3 Процедура проведения
    • 3.1 Инструкция
  • 4 Обработка результатов
    • 4.1 Ключ
    • 4.2 Интегральные показатели
  • 5 Интерпретация результатов
  • 6 Стимульный материал
    • 6.1 Текст опросника в адаптации А. К. Осницкого, 2004 год
    • 6.2 Текст опросника в адаптации Т. В. Снегирёвой, 1987 год
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Описание методики

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2″ — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

  1. «Адаптация»;
  2. «Приятие других»;
  3. «Интернальность»;
  4. «Самовосприятие»;
  5. «Эмоциональная комфортность»;
  6. «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

История

Опросник социально-психологической адаптации был разработан Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд в США в 1954 году [1] . На русском языке адаптация опросника была опубликована в 1987 году канд. психол. наук Т. В. Снегирёвой [2] . В 2004 году в журнале «Психология и школа» была опубликована модифицированная канд. психол. наук А. К. Осницким версия опросника [3] , получившая с тех пор заметное распространение.

Процедура проведения

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

  • 0 — это ко мне совершенно не относится;
  • 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев;
  • 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • 3 — не решаюсь отнести это к себе;
  • 4 — это похоже на меня, но нет уверенности;
  • 5 — это на меня похоже;
  • 6 — это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Обработка результатов

Показатели Номера высказываний Нормы
1 а Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 (68-170) 68-136
b Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 (68-170) 68-136
2 а Лживость — 34, 45, 48, 81, 89 (18-45) 18-36
b Лживость + 8, 82, 92, 101
3 а Приятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 (22-52) 22-42
b Неприятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 (14-35) 14-28
4 а Приятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 (12-30) 12-24
b Неприятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 (14-35) 14-28
5 а Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 (14-35) 14-28
b Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 (14-35) 14-28
6 а Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 (26-65) 26-52
b Внешний контроль 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 (18-45) 18-36
7 а Доминирование 58, 61, 66 (6-15) 6-12
b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12-30) 12-24
8 Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 (10-25) 10-20
Читайте также:  Оптимальная температура брожения теста при хлебопечении

Вопросы под номерами 1, 3, 20, 24, 31, 39, 46, 93 не используются ни в одной шкале.

Интегральные показатели

Интерпретация результатов

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

Источник

Тест социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Тест социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Модификация теста социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Опросник был создан двумя американскими психологами в 50 годах прошлого столетия. На русском языке метод тестирования имеет две адаптации. Одна из них появилась в 1987 году, а вторая была опубликована в научном журнале в 2004 году.

Тест позволяет определить уровень социальной адаптации, а также сформировавшиеся черты личности, ответственные за нее.

Описание методики

Опросник социальной адаптации состоит из 101 пункта, каждый из которых представлен утверждением. Особенностью теста является тот факт, что утверждения построены таким образом, что в них присутствует лишь третье лицо единственного числа, а местоимения и вовсе отсутствуют. Это помогает человеку, проходящему тест, воспринимать пункты абстрактно, благодаря чему не включаются психологические защитные реакции. Такая формулировка значительно повышает достоверность результатов, так как опрашиваемые не пытаются отвечать так, как «нужно в обществе». Кроме того, опросник предусматривает определение искренности тестируемого, и при низких ее значениях результаты по остальным шкалам можно даже не расшифровывать.

Опросник оценивает личность с 6 сторон:

  • Собственно, адаптация (процесс взаимодействия человека с социумом, его приспособленность к жизни в обществе);
  • Принятие других (восприятие окружающих людей согласно их характерам и подпуск других личностей в свое пространство);
  • Интернальность (уровень субъективного контроля, то есть, чем выше показатель, тем больше человек воспринимает себя, как причину происходящего с ним);
  • Самовосприятие (ориентировка в собственном внутреннем мире);
  • Комфортность в эмоциональном плане;
  • Стремление к лидерству и доминированию.

Оценка каждой шкалы производится с помощью применения определенных формул. Полученные результаты сравнивают с показателями нормы для взрослых и подростков, а также отдельно для женского и мужского полов.

Процедура вычисления результатов достаточно сложная, поэтому для упрощения тестирования рекомендуется пройти его онлайн на нашем сайте.

Процедура тестирования и обработка результатов

Утверждения в опроснике представляют собой высказывания о различных характерных аспектах человеческой личности, в частности, о переживаниях, привычках или поведении в той или иной ситуации. Каждое из утверждений нужно примерить на себя, а затем выбрать один из предложенных вариантов ответа. Все возможные варианты пронумерованы от 0 до 6 и соответствуют следующим выводам:

  • Это никак ко мне не относится;
  • Чаще всего это для меня не характерно;
  • Сомневаюсь, что это возможно применить ко мне;
  • Не решаюсь примерить это на себя;
  • Это имеет сходство со мной, но я не уверен;
  • Это похоже на меня;
  • Здесь точно говорится обо мне.

Каждый из вариантов ответа соответственно оценивается, а каждый пункт опросника относится к определенной из шкал, которых больше, чем факторов исследования личности. Утверждения сгруппированы по противоположным проявлениям того или иного фактора, для оценки его выраженности в положительную или отрицательную стороны.

После прохождения теста выводятся интегральные показатели для каждого из факторов по специальным формулам. Полученные результаты сравнивают с нормой:

  • Если показатель находится в пределах нормы, он считается неопределенным;
  • Если показатель меньше нормы, то он является чрезмерно низким;
  • Если показатель больше нормы, то он будет чрезмерно высоким.

Опросник социально-психологической адаптации, как и многие другие личностные тесты, адекватно оцениваться может лишь при наличии опытного, квалифицированного психолога. В любом случае, получение не входящих в норму результатов является причиной для консультации со специалистами (при условии, что тест проходился с желанием узнать достоверные данные и были выполнены все правила процедуры).

Источник