Меню

С момента принятия современной конституции количество субъектов российской федерации тест



С момента принятия современной конституции количество субъектов российской федерации тест

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика, Республика Калмыкия, Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, , Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Источник

Статья 65. В составе РФ находятся субъекты Российской

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия , Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым , Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания , Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия ;

Алтайский край, Забайкальский край , Камчатский край , Краснодарский край, Красноярский край , Пермский край , Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область , Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс , Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра , Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 676).

Наименование нового субъекта Российской Федерации — Республика Крым — дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2421).

Наименование нового субъекта Российской Федерации — Забайкальский край — дано в связи с его образованием с 1 марта 2008 г., а наименования прекративших существование с 1 марта 2008 г. в качестве субъектов Российской Федерации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3745).

Читайте также:  Что такое овраги 2 класс окружающий мир тест с ответами

Наименование нового субъекта Российской Федерации — Камчатский край — дано в связи с его образованием с 1 июля 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 июля 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Камчатской области и Корякского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3119).

Наименование нового субъекта Российской Федерации — Красноярский край — дано в связи с его образованием с 1 января 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 января 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 42, ст. 4212).

Наименование нового субъекта Российской Федерации — Пермский край — дано в связи с его образованием с 1 декабря 2005 г., а наименования прекративших существование с 1 декабря 2005 г. в качестве субъектов Российской Федерации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1110).

Наименование нового субъекта Российской Федерации — Иркутская область — дано в связи с его образованием с 1 января 2008 г., а наименование прекратившего существование с 1 января 2008 г. в качестве субъекта Российской Федерации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа исключено из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 1).

Новое наименование области дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1390).

Наименование нового субъекта Российской Федерации — город федерального значения Севастополь — дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование автономного округа дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3051).

Заявленные истцом требования не относятся к делам, подлежащим рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, и, следовательно, неподсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. В силу положений статьи 65 Конституции Российской Федерации субъектами Российской Федерации являются республики, края, области города федерального значения, автономные области, автономные округа входящие в состав Российской Федерации, а не граждане.

Республика Татарстан (Татарстан) является субъектом Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Москва,. В паспорте Фадеичева П.А. значится регистрация по месту жительства по адресу: г. Москва, . Исходя из положений ст. 65 Конституции Российской Федерации устанавливающих.

Источник

Администрация Вихоревского городского поселения

16 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР он образовал Конституционную комиссию, в состав которой были включены народные депутаты РСФСР. Созданный ею в течение двух лет проект новой Конституции РФ получил высокую оценку научной общественности.

Однако в связи с конфронтацией между законодательной и исполнительной властью России решение вопроса о принятии Конституции РФ все время откладывалось, что породило в стране тяжелый конституционный кризис. Чтобы разрешить кризис, Президент РФ Б.Н. Ельцин издал 12 мая 1993 г. Указ о мерах по завершению подготовки проекта новой Конституции. Согласно его предписаниям в Москве было созвано Конституционное совещание, состоящее из представителей государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, местного самоуправления, политических партий и общественных объединений, деловых кругов и религиозных конфессий. Перед совещанием была поставлена задача подготовить на базе президентского проекта и проекта Конституционной комиссии текст своего проекта Конституции РФ. Результатом работы совещания стал проект Конституции РФ, одобренный 12 июля 1993 г. на его заключительном заседании.

Вопрос о способе принятия Конституции РФ был окончательно решен Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Всероссийский референдум был назначен Президентом РФ на 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В нем приняли участие 54,8% избирателей страны, из которых 58,4% проголосовали за проект Конституции РФ. По результатам референдума Конституция РФ была официально опубликована в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г., после чего она вступила в законную силу.

Конституция РФ 1993 г. представляет собой основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, систему органов государственной власти и основы местного самоуправления.

В определении Конституции РФ подчеркнуто, что она является основным законом государства. Это означает, что Конституция РФ, во-первых, обладает всеми признаками закона и, во-вторых, занимает особое место в системе российского законодательства.

Под законом в юридической литературе обычно понимается систематизированный нормативный правовой акт, принятый в особом порядке законодательным (представительным) органом государственной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В законе содержатся сформулированные нормы права, которые представляют собой общеобязательные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.

Конституции РФ присущи все отмеченные признаки закона. Она принята на референдуме, действует в форме систематизированного нормативного правового акта, содержит нормы права, комплексно регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Однако Конституция РФ является не просто одним из некоего множества законов страны, а основным законом государства. В отличие от других законов она служит основой российской системы законодательства, устанавливает принципиальные положения правового регулирования всех видов общественных отношений, является первоисточником для всех остальных нормативных правовых актов, обладает юридическим верховенством по сравнению с другими законами государства, изменяется и отменяется в особом, усложненном порядке.

Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав и 136 статей. Открывается Конституция преамбулой, в которой сформулированы основополагающие нормы-цели, реализация которых является главной задачей государства. В их перечне четко выделяются следующие нормы-цели:

  • — утверждение прав и свобод человека;
  • — утверждение в России гражданского мира и согласия;
  • — сохранение исторически сложившегося государственного единства;
  • — возрождение суверенной государственности России;
  • — утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;

— обеспечение благополучия и процветания России.

Эти нормы-цели определяют основные направления конституционно-правового регулирования общественных отношений, характерные особенности правовой политики Российского государства. Они лежат в основе всех норм Конституции РФ, предопределяют их смысл и содержание.

Первый раздел Конституции РФ объединяет в своем составе девять глав. Первая из них — «Основы конституционного строя» — занимает главенствующее положение в структуре Конституции РФ, является своего рода «конституцией в конституции». В ней закреплены правовые нормы, регулирующие систему общественных отношений, выражающих и обеспечивающих суверенитет народа, основные права и свободы человека и гражданина, определяющих принципы гражданского общества, тип и форму государства, организацию государственной власти и местного самоуправления. В содержании этой главы находит свое выражение структурированная система принципов конституционного строя России, в состав которой входят в качестве ее элементов три группы принципов.

Первую группу составляют принципы, определяющие тип и форму государства, возникшего в России в начале 90-х годов прошлого столетия: демократизм; федерализм; политико-территориальная организация Российской Федерации на основе государственной целостности, равноправия и самоопределения народов; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; правовое государство; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны; высшая юридическая сила и прямое действие Конституции РФ; включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ с иностранными государствами в национальную правовую систему в качестве ее составных частей; республиканская форма правления; государственный суверенитет; социальное государство; светское государство.

Во вторую группу входят принципы, составляющие конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления: народовластие, разделение властей; осуществление государственной власти в Российской Федерации специально уполномоченными органами; самостоятельность субъектов РФ в установлении собственной системы органов государственной власти; самостоятельность и гарантированность местного самоуправления.

Третья группа представлена принципами, определяющими становление и развитие в России гражданского общества. Она включает следующие принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина; свобода индивида в экономической, политической, личной и духовной жизни; единство и гарантированность российского гражданства; равенство и государственная защита всех форм собственности; свобода предпринимательства и частной инициативы; идеологическое и политическое многообразие; равенство общественных объединений перед законом; отделение религиозных объединений от государства.

В своем системном единстве нормы-принципы первой главы Конституции РФ определяют основы правового статуса человека и гражданина, фундаментальные устои жизни общества и государства. Согласно ст. 16 Конституции РФ они составляют основы конституционного строя Российской Федерации, которым не могут противоречить никакие другие положения настоящей Конституции.

Глава вторая Конституции РФ — «Права и свободы человека и гражданина» — конкретизирует наиболее важные положения конституционного строя России. В ее содержании реализован прежде всего принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. На конституционном уровне установлено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17).

В ст.18 Конституции РФ получил развитие такой принцип конституционного строя России, как прямое действие Конституции на всей территории страны. В ней записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Всеобъемлющий принцип правового государства пронизывает содержание практически всех статей Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина. С ним корреспондируют принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, их всеобщности и полноты, гарантированности и защищенности государством (ст.ст.19, 45, 55 Конституции РФ).

Конституция РФ закрепляет разветвленную систему прав и свобод человека и гражданина, перечень которых полностью соответствует международным стандартам.

Закрепляя права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ в отличие от советских конституций увязывает их с конкретными правомочиями, которые реализуются в действиях субъектов конституционного права. Таковы, например, статьи Конституции РФ о свободе совести (ст. 28), свободе мысли и слова (ст. 29), политических правах (ст. 32), праве собственности (ст. 35), правах обвиняемого (ст. ст. 48 — 50). В ряде статей указаны юридические факты, при наступлении которых возникают правоотношения по реализации прав и свобод человека и гражданина, их судебной защите (ст. ст. 22, 32, 42, 52, 56, 60). Это способствует повышению эффективности реализации прав и свобод на территории России.

В Конституции РФ закреплены основы правового статуса гражданина, общие и специальные гарантии прав и свобод человека и гражданина, их основные обязанности, а также некоторые ограничения прав и свобод.

Третья глава Конституции РФ — «Федеративное устройство» — развивает и конкретизирует принцип федерализма, входящего в качестве одного из элементов в структуру основ конституционного строя государства. В ней перечислены все субъекты Российской Федерации, определен их правовой статус и порядок его изменения, провозглашен государственным языком РФ русский язык, гарантировано всем народам страны право на сохранение и развитие родного языка, проведено разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, закреплены символы суверенитета России. В Конституции РФ закреплены гарантии государственной целостности России, единства ее экономического пространства, системы государственной власти. На конституционном уровне гарантированы права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).

Четвертая глава Конституции РФ — «Президент Российской Федерации» — раскрывает один из важнейших аспектов механизма осуществления государственной власти на территории страны. Ее нормы по существу детализируют такой принцип конституционного строя России, как единство системы государственной власти, закрепленный в ст. 11 Конституции РФ. В ней определены конституционные требования к кандидату на пост Президента Российской Федерации, установлен порядок его избрания и вступления в должность, закреплен исчерпывающий перечень полномочий Президента РФ, правовые основания и процедура их прекращения.

Читайте также:  Пенициллин применяют для лечения тест

Пятая глава Конституции РФ — «Федеральное Собрание» — раскрывает основы организации и деятельности парламента России. В ней нормативно определены статус Федерального Собрания РФ, его структура, конституционные основы формирования Государственной Думы и Совета Федерации, закреплены полномочия каждой из палат, очерчен круг субъектов законодательной инициативы, проведено разграничение стадий законодательного процесса, названы виды нормативных правовых актов, принимаемых российским парламентом. В Конституции РФ заложены правовые основы статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, должностных лиц каждой из палат Федерального Собрания РФ, сформулированы основания роспуска Государственной Думы.

Шестая глава Конституции РФ — «Правительство Российской Федерации» — закрепляет статус и место Правительства РФ в системе федеральных органов государственной власти страны.

Конституция РФ не содержит легального определения Правительства России. В ст. 110 Конституции РФ сформулирована лишь норма, согласно которой Правительство РФ осуществляет исполнительную власть государства. Однако системный анализ норм ст. ст. 11 и 110 Конституции РФ дает основание сделать вывод, что оно является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации.

Конституция РФ определяет структуру Правительства РФ, его персональный состав, порядок формирования. Она закрепляет конституционные полномочия Правительства РФ, правовые основания и процедуры отставки и сложения им своих полномочий. Конституционными нормами установлены формы правовых актов Правительства РФ — это постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории страны. Конституция РФ содержит бланкетную норму, согласно которой порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114).

Седьмая глава Конституции РФ — «Судебная власть и прокуратура» — закладывает правовые основы организации и функционирования судебной власти, которая исходит непосредственно от государства и осуществляется от его имени в особой процедурно-процессуальной форме с применением методов государственного принуждения. Судебная власть является не только самостоятельной, но и особой ветвью в системе разделения властей. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Ее реальными носителями являются судебная система Российской Федерации, весь судейский корпус. В судебной системе не допускается создание чрезвычайных судов (ст. 118 Конституции РФ).

В седьмой главе Конституции РФ закреплена система федеральных судов, порядок их формирования, основные функции, принципы деятельности, правовой статус судей, гарантии их независимости при рассмотрении и разрешении в судебных заседаниях конкретных дел.

В ст. 129 Конституции РФ закреплен лишь порядок назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Восьмая глава Конституции РФ — «Местное самоуправление» — конкретизирует важнейший принцип конституционного строя России о самостоятельности и гарантированности местного самоуправления (ст. 12). Ее нормы составляют институт конституционных основ местного самоуправления. В состав этого института входят правовые нормы, закрепляющие предметы ведения муниципальных образований, основы компетенции и формы осуществления местного самоуправления, его территориальные и финансовые основы, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, гарантии местного самоуправления.

Девятая глава Конституции РФ — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» — закрепляет процедурно-процессуальные формы изменения и отмены ныне действующей Конституции РФ.

Конституция РФ определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре ее положений. Согласно ст. 134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре Основного Закона государства могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Инициатива о пересмотре Конституции РФ и внесении в нее поправок реализуется дифференцированно, с использованием совершенно разных процедур. Объясняется это тем, что изменение положений первых двух и девятой глав Конституции РФ путем внесения поправок не допускается. К ним может быть применена только процедура пересмотра Конституции РФ, которая состоит из четырех относительно самостоятельных стадий.

Во-первых, инициатива о пересмотре положений указанных глав Конституции РФ должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Во-вторых, если решение о поддержке конституционной инициативы будет принято, то созывается Конституционное Собрание. Порядок его созыва регулируется федеральным конституционным законом.

В-третьих, Конституционное Собрание вправе подтвердить неизменность действующей Конституции РФ и таким образом закончить процедуру ее пересмотра.

В-четвертых, Конституционное Собрание может разработать проект новой Конституции РФ и принять его двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или вынести на всенародное голосование (референдум).

В референдуме должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Конституция РФ будет считаться принятой, если за нее проголосует более половины избирателей, принявших участие в референдуме (ст. 135 Конституции РФ).

Такой порядок пересмотра основополагающих глав Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и строгое соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Процедура внесения поправок применяется с целью внесения изменений в содержание глав 3 — 8 Конституции РФ. Как сказано в ст. 136 Конституции РФ, поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Но они вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Из этого правила есть одно исключение. Статья 65 Конституции РФ, которая содержит перечень наименований всех субъектов Российской Федерации, изменяется Указом Президента РФ, принимаемым по ходатайству законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации о его переименовании. Приведенный вариант изменения текста ст. 65 Конституции РФ предусмотрен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ».

Раздел второй Конституции РФ — «Заключительные и переходные положения» — содержит нормы, устанавливающие порядок вступления в силу Конституции РФ, приведения в соответствие с ее положениями действующего законодательства и Федеративного договора, сроки и конституционные процедуры формирования и деятельности федеральных органов государственной власти в переходный период, особенности соблюдения процессуальных гарантий лиц, подозреваемых в совершении преступления. В нем имеются нормы о применении законодательства, действовавшего до вступления Конституции РФ в силу; о сроках осуществления полномочий ранее избранного Президента РФ, Совета Министров, судов; о нераспространении на депутатов Государственной Думы — членов Правительства РФ конституционных положений о несовместимости мандатов и некоторые другие.

Практическое значение этого раздела состоит в том, что его нормы регулируют порядок реализации новой Конституции РФ, обеспечивая в то же время продолжение нормального функционирования государственной власти и правовой системы России в переходный период. Но поскольку в России завершился переходный период, большинство норм второго раздела Конституции РФ утратило свою юридическую силу, превратилось в исторический памятник бурной политической эпохи.

Администрация Вихоревского
городского поселения

Источник

Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов

Аннотация. В статье автором исследуется вопрос о соответствии федеральной Конституции конституций республик РФ, а также уставов ее иных субъектов. Рассматриваются существующие на сегодня проблемные аспекты, с примерами конкретных нарушений, а также говорится о необходимости и важности соответствия конституций и уставов субъектов федеральному Основному закону.

Будучи государством с федеративным устройством, Россия допускает помимо федерального Основного закона, создание конституций или уставов на уровне своих субъектов. Сама Конституция РФ в статье 5 (часть 2), закрепляет положение, согласно которому, республики в составе государства могут создавать собственные конституции и законодательство. То же самое касается и других субъектов РФ – помимо собственных законов, они вправе создавать уставы.

Изложенное выше означает установление особой роли на конституционном федеральном уровне данных актов, так как они выделяются из понятия общего законодательства субъектов.

Кроме того, федеральная Конституция в статье 66[1] устанавливает определение статуса субъекта двумя нормативными актами: как Основным законом РФ, так и конституцией (или уставом) данного субъекта.

Но почему же именно республики РФ вправе принимать собственные конституции? По сути, федеральной Конституцией устанавливается равенство субъектов, входящих в состав федерации. А здесь получается, что республика наделена правом «отдельного государства». Данное правомочие – следствие традиций, поскольку ранее республики обладали таким правом, а буквально в конце прошлого столетия их признавали государствами (пусть и не наделенными суверенитетом). Что характерно для наименований основных законов республик, то за исключением одной из них – Калмыкии, все они названы конституциями. В Калмыкии действует Степное Уложение.

Если взять иерархию законодательства, то Конституция занимает высшую позицию, так как обладает верховенством над всеми НПА. Из этого следует, что те НПА, которые не соответствуют ей, применяться не должны. Обязательность соответствия Основному закону установлена для всех НПА, и конституции субъектов – не исключение[2]. Действуя на всей территории, Конституция РФ является воплощением целостности государства и единства системы власти в нем.

Но, несмотря на обязательное условие соответствия НПА субъекта федерально Конституции, его принятие все же относится к ведению самого субъекта. Для НПА субъектов, кроме общих требований, закрепленных в статье 15 Конституции, установлены и иные, специальные полномочия, речь о которых идет в ст. 72, 73, 104 и 125 Конституции[1]. Но за рамками вышеобозначенных норм субъекты полностью самостоятельны в вопросах установления содержания своих конституций и уставов.

Но для того, чтобы в полной мере соблюдалось соответствие конституций республик и уставов иных субъектов федеральной Конституции, необходимы четкие правовые гарантии. Таковыми являются:

— верховенство Конституции РФ;
— действие на всей территории, высшая юридическая сила;
— соответствие основам конституционного строя системы власти в субъектах РФ;
— достижение обоюдного согласия РФ и субъекта в целях изменения его статуса;
— проверка соответствия федеральному законодательству НПА субъектов, которую осуществляет Конституционный Суд РФ[3]. В случае выявления несоответствия, такой НПА прекращает действовать. Но в действительности, данный пункт вызывал ранее множество сложных аспектов, поскольку основной причиной является несформированность такого механизма, который обеспечил бы реализацию постановлений КС РФ.

Множество верховных НПА субъектов РФ приняты или изменены в последние три года после принятия основной Конституции. Активные изменения существующих конституций и уставов даже стоит считать особенность того периода, поскольку назрела необходимость конкретизировать принципы новой Конституции, учитывая при этом переходный характер реформ.

Пик изменений вышеназванных НПА субъектов пришелся на момент принятия ФЗ от 06.10.1999 г.[4], подвергавшийся неоднократным изменениям с 1999 по 2014 год.

Следует отметить разную степень стабильности НПА в различных субъектах. Так, часть субъектов используют конституции, принятые еще в 90-е годы, однако они также подверглись изменениям; а другие заменили старые конституции в начале текущего столетия на новые. Таких субъектов насчитывается свыше 35. Указанные данные свидетельствуют нам о том, что динамика обновления довольно интенсивна[5]. Причины изменений могут быть разнообразными: например, образование нового субъекта, как это происходило в 2007-2009 годах – Пермский край, Камчатский край и Иркутская область (слияние с соседними субъектами).

Как конституции, так и уставы иных субъектов (кроме республик) – главные учредительные документы. Часто можно встретить, что уставы носят название основных законов. Это делается для того, чтобы отметить высшую юридическую силу данного документа на территории того или иного субъекта.

Впервые законодательное закрепление право на принятие устава субъектом (его представительным органом) получило в Законе РФ от 05.03.1992 N 2449-1[6]. Несмотря на то, что преобразование краев и областей в субъекты РФ еще не было завершено на тот момент, указанные НПА негласно именовались «малыми конституциями».

Вернемся к вышеупомянутому вопросу о равноправии субъектов РФ. Так, существующие на сегодня конституции республик и уставы иных субъектов практически не имеют серьезных отличий, что и отражает равенство всех субъектов, опираясь на ст. 5 Конституции. Но, тем не менее, различия все же есть. Рассмотрим их более подробно.

Ярким отличием является способ принятия рассматриваемых нами актов. В статье 66 Конституции прописано, что республика вправе определять способ принятия собственной конституции, а вот иной субъект в таком праве ограничен: устав может приниматься только его представительным органом. Кроме названного, уставы довольно редко содержат нормы, затрагивающие права и свободы, нежели в конституциях, несмотря на тот факт, что права и свободы – исключительное ведение РФ. Тем не менее, в конституциях республик встречается и до сих пор указанная сфера.

Следующим, не мене значимым различием, является объект конституционно-правового регулирования. Учитывая то обстоятельство, что предметы ведения РФ и ее субъектов различны, федеральная Конституция и аналогичные документы субъектов обладают своими объектами регулирования.

Различаются вышеупомянутые НПА и в территориальном плане: так, Конституция РФ действует на всей территории страны, тогда как аналогичные документы в субъектах распространяются только на конкретный субъект. Редкое исключение представляет собой экстерриториальное действие названных выше НПА. Яркий пример – возникновение межсубъектных споров, а также в случае, когда требуется подписать межфедеральный или межрегиональный договор[7]. Здесь возникает необходимость в применении ссылки на конкретные нормы конституций республик, уставов субъектов, которые оказываются участниками правотворчества и правоприменения, лежащего вне их территориальных границ.

Наиболее остро стоит вопрос о том, как обеспечить точное соответствие федеральной Конституции аналогичных документов субъектов РФ. Это, кстати, вопрос совместного ведения РФ и субъектов, исходя из смысла статьи 72 Конституции. Из этого следует, что контролировать соответствие вышеуказанных НПА федеральному Основному закону, обязана не только федерация, но и ее субъекты.

Однако, несмотря на существующие гарантии, призванные обеспечивать соблюдение Конституции, к сожалению, наблюдается нарушение ее некоторых положений со стороны ряда субъектов. На протяжении довольного долгого периода имело место со стороны некоторых республик нежелание устранять нарушения, мотивируя это тем, что над Конституцией РФ имеет приоритет Федеративный договор, а также двусторонний межфедеральный договор.

Читайте также:  Эндокардит миокардит перикардит тест

Однако в начале текущего столетия ситуация начала меняться к лучшему: повысился уровень конституционности НПА, принимаемых субъектами. Но, тем не менее, проблема в полной мере так и не устранена. Так, грубейшими нарушениями можно считать использование термина «суверенитет» во всех его значениях в конституциях республик. На указанную проблему неоднократно обращал внимание КС РФ. Но в конституции Чеченской Республики до сих пор такой термин присутствует.

Также неконституционным является положение конституции Татарстана, которое закрепляет «гражданство» республики. Однако статья 6 федеральной Конституции закрепляет принцип единого и равного гражданства РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что на данном этапе, несмотря на четко закрепленные конституционные гарантии, а также наличие совместных предметов ведения РФ и субъектов, все же по-прежнему ситуация с соответствием актов субъектов федеральному законодательству, остается нерешенной. На наш взгляд, было бы правильным возложить ответственность за устранение имеющихся несоответствий на конкретные субъекты РФ, которые их допускают.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Некрасов С.И. Конституционное право России: учебное пособие/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. –М.: Юрайт, 2012. – 351 с.
3. Маркгейм М.В. Конституционное Право Российской Федерации: учебник. – СПб: Юридический центр Пресс, 2013. – 439 с.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция).
5. Г.Н. Комкова Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. — М.: Юрайт, Юрайт, 2015. — 384 c.
6. Закон РФ «О Краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 05.03.1992 N 2449-1 (последняя редакция). Документ утратил силу.
7. Н.В. Корнеева Конституционное право России / Н.В. Корнеева. — М.: Питер, 2017. — 176 c.

Источник

Статья 65 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 65 Конституции РФ гласит:

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия*(1), Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия*(2), Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым*(3), Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания*(4), Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия*(5);

Алтайский край, Забайкальский край*(6), Камчатский край*(7), Краснодарский край, Красноярский край*(8), Пермский край*(9), Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область*(10), Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь*(11) — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра*(12), Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 65 КРФ

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации на момент принятия настоящей Конституции. Из приведенных положений следует, что в Российской Федерации первично было 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. По состоянию на 1 августа 2007 г. состав субъектов Федерации в результате объединения некоторых из них изменился: их стало 83, в числе которых 21 республика, 9 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа (см. комм. к ч. 2 данной статьи).

Названные в рассматриваемой части статьи субъекты Федерации исторически появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тувы), что получало отражение в Конституции РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором (договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. Российская Федерация и Республика Татарстан 15 февраля 1994 г. подписали отдельный Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (РГ. 1994. 17 февраля), которым подтверждалось, что последняя объединена с Россией «Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором».

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется частью 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Конституция и федеральное законодательство не содержат критериев обретения субъектом той или иной формы. Однако республики (до начала 90-х годов автономные советские социалистические республики и автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся в составе краев), автономные области и автономные округа рассматривались как государственно-правовые формы самоопределения соответствующих народов Российской Федерации, а края, области, города федерального значения (в прошлом города республиканского значения) представляли собой наиболее крупные ее административно-территориальные единицы.

В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами (см. комм. к ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68). Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).

Перечень субъектов Федерации дается по видам в той последовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них — в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка — государственного языка Федерации). Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данного перечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъектов.

Названия субъектов Федерации в комментируемой статье даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов — имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование» (ч. 2 ст. 1).

Присвоение и изменение наименования — прерогатива субъекта Федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции, подтверждается Постановлением Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции (СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4868), а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов Федерации (например, Свердловской области). Недопустимо, однако, — на что обращено внимание упомянутым Постановлением Конституционного Суда, — чтобы наименование или переименование субъекта Федерации затрагивало основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов, Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагало изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно: содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией; затрагивать ее государственную целостность; подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии; противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства; ущемлять свободу совести; включать противоречащие Конституции, идеологические и иные общественно-политические оценки; игнорировать исторические или этнические традиции.

Согласно названному Постановлению Конституционного Суда, изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном порядке. Указы такого рода изданы Президентом 9 января и 10 февраля 1996 г., а также 25 июля 2003 г.; этими указами в Конституцию были включены новые наименования субъектов Федерации: Республика Ингушетия (вместо Ингушская Республика), Республика Северная Осетия — Алания (вместо Республика Северная Осетия), Республика Калмыкия (вместо Республика Калмыкия — Хальмг Тангч), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (вместо Ханты-Мансийский автономный округ). Администрации Президента предписывалось при переиздании текста Конституции учесть новые наименования данных субъектов (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 152; N 7. ст. 676; 2003. N 30. ст. 3051).

Некоторые субъекты Федерации имеют двойные названия, определяемые соответствующими конституциями как равнозначные: Республика Адыгея и Адыгея, Республика Башкортостан и Башкортостан, Республика Дагестан и Дагестан. В этих и других подобных случаях в текст российской Конституции, видимо, можно было бы включать одно из названий, причем на государственном языке Российской Федерации — русском (ч. 1 ст. 68 Конституции); оно также должно в федеральной Конституции быть традиционно русским либо таким, которое совместимо с фонетикой и грамматикой русского языка.

Наименование индивидуализирует субъект Федерации наряду с символами (флагом, гербом, гимном), самоидентифицирует его внутри Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П//СЗ РФ. 2000. N 25. ст. 2728). Юридический смысл собственного имени заключается в том, что в Конституции не может быть никакого другого субъекта с таким названием; соответствующие конституционные и договорные отношения возникают не с абстрактным субъектом, а, например, с Республикой Татарстан или Калининградской областью; субъект Федерации самостоятельно определяет порядок использования своего имени. Например, Закон города Москвы от 20 января 1999 г. «О московской городской символике» признал слово «Москва» и образованные на его основе слова и словосочетания словесными символами Москвы, использование которых должно отвечать словообразовательным и стилистическим нормам русского языка; словесные обозначения с этим символом должны быть благозвучными, удобными для произношения, легко запоминающимися, при составлении на иностранном языке иметь правильное воспроизведение на русском языке (ст. 8, 23). При этом субъект Федерации, устанавливая критерии и процедуры использования собственного имени, выступает не как участник гражданского оборота, а как носитель публичной власти, защищающий свое конституционное право — право на наименование (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 20 января 1998 г.//Собрание законодательства Республики Карелия. 1998. N 5. ст. 440).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны» и образования в ее составе нового субъекта.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта регламентируется ФКЗ от 7 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 52. ст. 4916). В соответствии с этим ФКЗ в указанной процедуре (ст. 6-9) происходит присоединение к Российской Федерации иностранного государства или его части. Данное присоединение осуществляется на добровольной основе, при соблюдении государственных интересов Российской Федерации, принципов федеративного устройства России, прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом исторических, культурных и иных обстоятельств. Кроме того, подобное возможно лишь при взаимном согласии Российской Федерации и иностранного государства, которое оформляется соответствующим международным договором.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта, согласно приведенному ФКЗ от 17 декабря 2001 г. может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Федерации (ст. 10-13). Предполагается, что подобное происходит на добровольной основе, при соблюдении государственных интересов Российской Федерации, принципов ее федеративного устройства, прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Федерации, их социально-экономических возможностей.

На основе данного ФКЗ путем объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом, Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Камчатской области с Корякским автономным округом, а также Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты Федерации — соответственно Пермский, Красноярский, Камчатский и Забайкальский края (ФКЗ от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (СЗ РФ. 2004. N 13. ст. 1110); ФКЗ от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (СЗ РФ. 2005. N 29. ст. 3119); ФКЗ от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (СЗ РФ. 2006. N 29. ст. 3119); ФКЗ от 21 июля 2007 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (РГ. 2007. 27 июля); на основе объединения Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом появился новый субъект Федерации с названием «Иркутская область» (ФКЗ от 30 декабря 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»//СЗ РФ. 2007. N 1. ч. 1. ст. 1).

Источник