- Рисуночный тест «ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА» (Лосева В.К., Луньков А.И.)
- Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов
- Оценка рисунка семьи
- Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
- Интерпретация рисунка семьи
- Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
- Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
- Наличие других деталей на рисунке
- Цвет в рисунке
- Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
- Как расшифровать тест «Рисунок семьи»
- Рисуночный тест «ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА» (Лосева В.К., Луньков А.И.)
- Заказать обратный звонок
- Запись на прием к специалисту Центра
- Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
- Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
- Психолог Копьёв Андрей Феликсович
- Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
- Ночевкина Алёна Игоревна
- Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
- Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
- Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
- Детский психолог Горина Екатерина
- Психолог Светлана Ткачева
- Психолог Одинцова Анна Николаевна
- Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
- Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
- Психиатр Фролов Алексей Михайлович
- Подростковый психолог Каравашкина Елена
- Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
- Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
- Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
- Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
- Детский психолог Кислова Варвара Андреевна
- Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
- Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
- Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
- Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
- Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна
- Детский психолог Рубанова Кристина
- Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)
Рисуночный тест «ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА» (Лосева В.К., Луньков А.И.)
Комментарий: Данная методика впервые была опубликована в 1985 году. Отличие ее от стандартных методик («Моя семья», «Рисунок человека»), где выводы о проблемах и личностных особенностях пациента делаются косвенно, исходя из допущения, что, рисуя, испытуемый проецирует на рисунок свои особенности и проблемы, в том, что в данной методике инструкция носит прямой характер, что позволяет исследовать не только самопредъявление, но и процесс самопознания ребенка.
Цель: Исследование осознанных и неосознанных аспектов самопрезентации (самопредъявления).
Оборудование: Стандартный лист А4, разделенный на 4 части, цветные карандаши
Инструкция: Нарисуй себя, пожалуйста, в образах четырех персонажей – растения, животного, неживого предмета и человека. Я не буду проверять, как ты умеешь рисовать, просто хочу побольше о тебе узнать. После выполнения задания необходимо спросить ребенка о персонажах (кто это; где живет; можно просто попросить рассказать о персонаже).
Интерпретация:
При работе с методикой нужно учитывать правила интерпретации формальных признаков (особенности графики, размер изображения, расположение и т.п.), предложенные в тесте «Рисунок семьи», а при интерпретации рисунка человека – помнить о символическом значении частей тела в тесте «Рисунок человека».
В качестве наиболее существенных признаков человек обычно выделяет: 1) особенности личности, черты характера; 2) пристрастия и интересы; 3) психические состояния; 4) описание ситуаций, в которых испытуемый оказался.
Изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описание того, «какой я». Изображения по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к ребенку других людей; человек, выбравший такой способ самопредъявления, мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием/отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.
Самовосприятие по типу 1) и 3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная «слепота» сама по себе служит источником нарушений эмоционального самочувствия. Более того, само начало активных действий такие люди связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них пройдет. Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени.
Обобщая, можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений.
Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре персонажа одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий сюжетную сцену «с участием» растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного «я».
Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений:
ЖИВОТНОЕ: рисунок животного выражает бессознательное отношение к своей витальности, телесности, аффективной сфере.
1) Домашние животные: выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции приручить свою витальность. Так, собака означает тенденцию к зависимости, подчинению, часто отождествляется на конформном уровне с верностью и служением.Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение невербального взаимодействия вербальному. Птицы в клетках и рыбы в аквариумах – тенденция к подавлению сигналов своего тела, ауторепрессивные тенденции, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования. «Корова» и другие «полезные» животные, служащие источником питания: отождествление себя с ролью «кормильца» или «кормильцы», стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное). «Вьючные животные» — при негативном отношении к персонажу – «на мне все ездят». Тенденция к обвинению окружающих, маскируя неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении – восприятии своей витальности и телесности как источника энергии и силы. 2) Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным основаниям. Выбор конформного образа. Например, голубь – символ мира, а я очень добрый человек». Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью. Выбор «презираемых», подземных и ночных животных – представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицательного в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.). «Опасные» животные(скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу для жизни человека – восприятие своей витальности как непредсказуемой угрожающей. Ауторепрессивные тенденции. Животные, символизирующие силу, власть (слоны, орлы, львы и др.) – восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы. Животные – сказочные герои интерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у пациента; 3) Стилизованные и фантастические животные – персонажи книг и м/ф (Вини Пух, Чебурашка, Микки Маус и др.) – отказ от анализа проблем своей витальности; 4) Изображение конкретных животных, принадлежащих испытуемому. Интерпретируется в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Чаще всего в общении с домашним животным человек удовлетворяет потребности, которые он, по его мнению, не может удовлетворить в контакте с окружающими людьми.
РАСТЕНИЕ: в общем случае этот персонаж отражает свое отношение пациента к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное). 1) Выбор конформного символа (береза – символ женственности, мимоза – символ любимого праздника 8 марта). Отказ от анализа проблем развития и личной истории; 2) Комнатные растения в горшках – отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего детско-родительской, ситуации; 3) «Полезные» растения (овощи, фрукты, продукты питания). Идентификация с ролью «кормильца» ; 4) Букет в вазе интерпретируется в зависимости от отношения испытуемого к изображаемому («бедные растения сорвали, скоро они увянут» или «прекрасный букет, который принесли мне в подарок»). Может отражать отношение пациента к перемене своей ситуации («отрыву от корней»), выходу из детско-родительских отношений; 5) Деревья с висящими плодами. Желание «остановить» процесс взросления и отделения от родителей; 6) «Колючие» растения (кактус, чертополох и др.). Агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира; 7) растение без верхушкиговорит о чувстве неопределенности будущего.
НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ: в общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения пациента, «не может умереть», выражает стабильность или является предметом потребности. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может «бросить» владельца по своей воле.
ЧЕЛОВЕК: если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.
Размер изображаемого человека обозначает субъективную значимость его для ребенка. Расположение на листе также имеет значение: в плоскости листа ребенок стремится «занять» столько места, сколько, по его мнению, он «заслуживает». Если фигура изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний («Мне многого в жизни хочется, но у меня мало что получается»). Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний («Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается»).
Персонаж, выполненный с особым нажимом, обведенный по контуру, либо заштрихованный говорит о тревожности автора, и, наоборот, персонажа, обведенного тоненькой, дрожащей линией, ребенок как бы не решается нарисовать.
Интерпретация «искажений»: искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого – учеба, работа, карьера, отношения с начальством; для ребенка – это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.
Рассмотрим теперь символический смысл частей тела человека, начиная с головы и лица. Уже очень маленький ребенок считает свою голову чрезвычайно важной частью собственного тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой, поэтому если ребенок считает себя умным – он нарисует себе большую голову.
Далее рассматриваются глаза. С точки зрения ребенка, глаза человеку в первую очередь нужны не для того, чтобы рассматривать окружающие предметы, а для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач – это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза – это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Поэтому персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их «спасли». Персонажи с глазами-точечками или щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи.
Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Персонаж с большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят.
Часто дети изображают себя в виде героев мультиков. Дело в том, что ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и распахнутые глаза, так как эти черты – сигнал для ребенка о том, что он и этот персонаж – родственные души. Ребенок, так же, как и «его герой», нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят. Этим же объясняется и странная эпидемия повального рисования зайцев.
Рот. По мнению ребенка, рот нужен не только для того, чтобы есть и говорить, но еще и для того, чтобы выражать агрессию: ругаться, кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Поэтому для ребенка рот – это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта и с ртом-точкой (черточкой) не имеет возможности словесно влиять на других людей.
Шея. Шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу (так рисуют и многие взрослые). И вовсе не потому, что ее трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Функция эта заключается в способности к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами. Поэтому тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами, у кого шеи нет – не способен. Например, если ребенок изобразил себя с шеей, а взрослых – без шеи, значит, он разделяет распространенное заблуждение, что ограничения существуют только для маленьких, и «когда я вырасту, то буду делать все, что захочу, как мои папа и мама», которым уже не надо быть сдержанным и воспитанным. И такой ребенок может стать «внезапно» необузданным именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере. Иногда «толстая и короткая» шея может свидетельствовать об отсутствии контроля и «свободном доступе» страстей к голове. «Захотел и сразу сделал».
Руки и ноги появляются на детском рисунке довольно рано, сначала в виде «палочек» и «сосисок». По мнению ребенка, они нужны не только для того, чтобы ими что-то делать (трудиться, играть). Ведь первоначальная, от природы данная функция руки – это функция «прицепливания» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком.
Вспомним, что новорожденный ребенок способен вцепляться в руку взрослого так сильно, что его можно поднять и переносить в висячем положении. И лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на его рисунке очень просто: у человечка появляется кисть руки – «варежка» или «с пальчиками». Причем пальцев может быть не обязательно пять. Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой – то в мире за пределами семьи – детский сад, сверстники и т.д.), если пальцев меньше, то более слабым, чем окружающие. Кроме того, оснащенность также выражается в размере руки. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем больше у него руки.
Ноги. По мнению ребенка, ноги – это опора в реальности и свобода движения. Чем больше площадь опоры для ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Здесь также стоит помнить о различиях правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в мире близких эмоциональных контактов. Если провести ровную горизонтальную линию по самой нижней точке ног, можно увидеть, что не все персонажи стоят на ней. С точки зрения ребенка, опору имеют только те, кто «стоит» на этой линии. Персонаж, повисший в воздухе, по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют.
Линии. На рисунках детей часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает в местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т.д.
Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается в голове.
Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти «разрывы» в голове интерпретируются следующим образом:
разрыв с правой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального внесемейного окружения
разрыв с левой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения
разрыв сверху головы, на макушке – податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов
разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений. Физических ощущений телесного самочувствия
«Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей друг от друга символически означает страх утраты той функции, которая символизируется с данной конечностью. Например, отрыв правой ноги символизирует страх утраты опоры в социальной реальности (потеря работы, статуса в своем коллективе). А отрыв правой руки означает страх утратить влияние на ту же сферу жизни, потерять контроль над ней. Буквально, «мое положение пошатнулось, и я никак не могу на это повлиять».
Дополнительные правила: изображение большого количества мелких деталей и предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом». Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для персонажа. Например, изображение рядом с персонажем холодильника, накрытого обеденного стола, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Обилие мягкой мебели означает особую ценность отдыха и расслабления. Одновременно это может означать для ребенка законность его отвержения другими взрослыми, если они «устали». Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизируют для ребенка наличие в семье тайны, к которой ребенок не допущен. Большое внимание к прорисовке одежды может интерпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунка. В рисунке ребенка это, как правило, говорит о важности для него психосексуальной роли своего и другого пола. На рисунке взрослого это может означать совершенно разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность (украшательство), проблемное отношение к телесности. О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят и «римские бюсты».
Источник
Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка семьи
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.
Источник
Как расшифровать тест «Рисунок семьи»
Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу» — говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.
Учитывайте следующие моменты:
• Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.
• Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.
• Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.
• В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).
Правила интерпретации
В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.
Оговорки типа: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась» должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать:
1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях:
1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».
2. Либо: «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».
После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.
Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно додать ребенку недостающее и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, беспрерывном, волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственный силы.
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.
Расположение персонажей
Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто — ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.
Интенсивное выделение персонажа
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.
Голова — важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость — в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза- не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы ими плакать. Плач — это первый естественный способ выражения эмоций ребенка. Поэтому глаза — орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.
Уши — «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.
Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот — это еще и «орган» нападения.
Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик). Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или черточкой — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.
Шея — символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей шея чаще всего есть — им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению ребенка, уже воспитанны.
Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).
Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять.
Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке — в сфере общения с близкими, в семье, если на правой — в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
Чем более значительным и могущественным ребенок воспринимает персонаж, тем больше у него руки.
Ноги — для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов.
Ноги «повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.
Солнце на рисунке
Солнце на рисунке — символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и Солнцем — это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
Изображение большого числа мелких предметов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого числа закрытых деталей (шкафы, пуговицы, окна) символизирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.
Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.
Источник
Рисуночный тест «ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА» (Лосева В.К., Луньков А.И.)
Комментарий: Данная методика впервые была опубликована в 1985 году. Отличие ее от стандартных методик («Моя семья», «Рисунок человека»), где выводы о проблемах и личностных особенностях пациента делаются косвенно, исходя из допущения, что, рисуя, испытуемый проецирует на рисунок свои особенности и проблемы, в том, что в данной методике инструкция носит прямой характер, что позволяет исследовать не только самопредъявление, но и процесс самопознания ребенка.
Цель: Исследование осознанных и неосознанных аспектов самопрезентации (самопредъявления).
Оборудование: Стандартный лист А4, разделенный на 4 части, цветные карандаши
Инструкция: Нарисуй себя, пожалуйста, в образах четырех персонажей – растения, животного, неживого предмета и человека. Я не буду проверять, как ты умеешь рисовать, просто хочу побольше о тебе узнать. После выполнения задания необходимо спросить ребенка о персонажах (кто это; где живет; можно просто попросить рассказать о персонаже).
Интерпретация:
При работе с методикой нужно учитывать правила интерпретации формальных признаков (особенности графики, размер изображения, расположение и т.п.), предложенные в тесте «Рисунок семьи», а при интерпретации рисунка человека – помнить о символическом значении частей тела в тесте «Рисунок человека».
В качестве наиболее существенных признаков человек обычно выделяет: 1) особенности личности, черты характера; 2) пристрастия и интересы; 3) психические состояния; 4) описание ситуаций, в которых испытуемый оказался.
Изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описание того, «какой я». Изображения по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к ребенку других людей; человек, выбравший такой способ самопредъявления, мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием/отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.
Самовосприятие по типу 1) и 3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная «слепота» сама по себе служит источником нарушений эмоционального самочувствия. Более того, само начало активных действий такие люди связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них пройдет. Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени.
Обобщая, можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений.
Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре персонажа одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий сюжетную сцену «с участием» растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного «я».
Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений:
ЖИВОТНОЕ: рисунок животного выражает бессознательное отношение к своей витальности, телесности, аффективной сфере.
1) Домашние животные: выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции приручить свою витальность. Так, собака означает тенденцию к зависимости, подчинению, часто отождествляется на конформном уровне с верностью и служением.Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение невербального взаимодействия вербальному. Птицы в клетках и рыбы в аквариумах – тенденция к подавлению сигналов своего тела, ауторепрессивные тенденции, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования. «Корова» и другие «полезные» животные, служащие источником питания: отождествление себя с ролью «кормильца» или «кормильцы», стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное). «Вьючные животные» — при негативном отношении к персонажу – «на мне все ездят». Тенденция к обвинению окружающих, маскируя неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении – восприятии своей витальности и телесности как источника энергии и силы. 2) Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным основаниям. Выбор конформного образа. Например, голубь – символ мира, а я очень добрый человек». Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью. Выбор «презираемых», подземных и ночных животных – представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицательного в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.). «Опасные» животные(скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу для жизни человека – восприятие своей витальности как непредсказуемой угрожающей. Ауторепрессивные тенденции. Животные, символизирующие силу, власть (слоны, орлы, львы и др.) – восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы. Животные – сказочные герои интерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у пациента; 3) Стилизованные и фантастические животные – персонажи книг и м/ф (Вини Пух, Чебурашка, Микки Маус и др.) – отказ от анализа проблем своей витальности; 4) Изображение конкретных животных, принадлежащих испытуемому. Интерпретируется в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Чаще всего в общении с домашним животным человек удовлетворяет потребности, которые он, по его мнению, не может удовлетворить в контакте с окружающими людьми.
РАСТЕНИЕ: в общем случае этот персонаж отражает свое отношение пациента к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное). 1) Выбор конформного символа (береза – символ женственности, мимоза – символ любимого праздника 8 марта). Отказ от анализа проблем развития и личной истории; 2) Комнатные растения в горшках – отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего детско-родительской, ситуации; 3) «Полезные» растения (овощи, фрукты, продукты питания). Идентификация с ролью «кормильца» ; 4) Букет в вазе интерпретируется в зависимости от отношения испытуемого к изображаемому («бедные растения сорвали, скоро они увянут» или «прекрасный букет, который принесли мне в подарок»). Может отражать отношение пациента к перемене своей ситуации («отрыву от корней»), выходу из детско-родительских отношений; 5) Деревья с висящими плодами. Желание «остановить» процесс взросления и отделения от родителей; 6) «Колючие» растения (кактус, чертополох и др.). Агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира; 7) растение без верхушкиговорит о чувстве неопределенности будущего.
НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ: в общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения пациента, «не может умереть», выражает стабильность или является предметом потребности. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может «бросить» владельца по своей воле.
ЧЕЛОВЕК: если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.
Размер изображаемого человека обозначает субъективную значимость его для ребенка. Расположение на листе также имеет значение: в плоскости листа ребенок стремится «занять» столько места, сколько, по его мнению, он «заслуживает». Если фигура изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний («Мне многого в жизни хочется, но у меня мало что получается»). Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний («Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается»).
Персонаж, выполненный с особым нажимом, обведенный по контуру, либо заштрихованный говорит о тревожности автора, и, наоборот, персонажа, обведенного тоненькой, дрожащей линией, ребенок как бы не решается нарисовать.
Интерпретация «искажений»: искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого – учеба, работа, карьера, отношения с начальством; для ребенка – это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.
Рассмотрим теперь символический смысл частей тела человека, начиная с головы и лица. Уже очень маленький ребенок считает свою голову чрезвычайно важной частью собственного тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой, поэтому если ребенок считает себя умным – он нарисует себе большую голову.
Далее рассматриваются глаза. С точки зрения ребенка, глаза человеку в первую очередь нужны не для того, чтобы рассматривать окружающие предметы, а для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач – это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза – это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Поэтому персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их «спасли». Персонажи с глазами-точечками или щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи.
Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Персонаж с большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят.
Часто дети изображают себя в виде героев мультиков. Дело в том, что ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и распахнутые глаза, так как эти черты – сигнал для ребенка о том, что он и этот персонаж – родственные души. Ребенок, так же, как и «его герой», нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят. Этим же объясняется и странная эпидемия повального рисования зайцев.
Рот. По мнению ребенка, рот нужен не только для того, чтобы есть и говорить, но еще и для того, чтобы выражать агрессию: ругаться, кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Поэтому для ребенка рот – это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта и с ртом-точкой (черточкой) не имеет возможности словесно влиять на других людей.
Шея. Шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу (так рисуют и многие взрослые). И вовсе не потому, что ее трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Функция эта заключается в способности к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами. Поэтому тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами, у кого шеи нет – не способен. Например, если ребенок изобразил себя с шеей, а взрослых – без шеи, значит, он разделяет распространенное заблуждение, что ограничения существуют только для маленьких, и «когда я вырасту, то буду делать все, что захочу, как мои папа и мама», которым уже не надо быть сдержанным и воспитанным. И такой ребенок может стать «внезапно» необузданным именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере. Иногда «толстая и короткая» шея может свидетельствовать об отсутствии контроля и «свободном доступе» страстей к голове. «Захотел и сразу сделал».
Руки и ноги появляются на детском рисунке довольно рано, сначала в виде «палочек» и «сосисок». По мнению ребенка, они нужны не только для того, чтобы ими что-то делать (трудиться, играть). Ведь первоначальная, от природы данная функция руки – это функция «прицепливания» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком.
Вспомним, что новорожденный ребенок способен вцепляться в руку взрослого так сильно, что его можно поднять и переносить в висячем положении. И лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на его рисунке очень просто: у человечка появляется кисть руки – «варежка» или «с пальчиками». Причем пальцев может быть не обязательно пять. Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой – то в мире за пределами семьи – детский сад, сверстники и т.д.), если пальцев меньше, то более слабым, чем окружающие. Кроме того, оснащенность также выражается в размере руки. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем больше у него руки.
Ноги. По мнению ребенка, ноги – это опора в реальности и свобода движения. Чем больше площадь опоры для ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Здесь также стоит помнить о различиях правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в мире близких эмоциональных контактов. Если провести ровную горизонтальную линию по самой нижней точке ног, можно увидеть, что не все персонажи стоят на ней. С точки зрения ребенка, опору имеют только те, кто «стоит» на этой линии. Персонаж, повисший в воздухе, по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют.
Линии. На рисунках детей часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает в местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т.д.
Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается в голове.
Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти «разрывы» в голове интерпретируются следующим образом:
разрыв с правой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального внесемейного окружения
разрыв с левой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения
разрыв сверху головы, на макушке – податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов
разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений. Физических ощущений телесного самочувствия
«Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей друг от друга символически означает страх утраты той функции, которая символизируется с данной конечностью. Например, отрыв правой ноги символизирует страх утраты опоры в социальной реальности (потеря работы, статуса в своем коллективе). А отрыв правой руки означает страх утратить влияние на ту же сферу жизни, потерять контроль над ней. Буквально, «мое положение пошатнулось, и я никак не могу на это повлиять».
Дополнительные правила: изображение большого количества мелких деталей и предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом». Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для персонажа. Например, изображение рядом с персонажем холодильника, накрытого обеденного стола, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Обилие мягкой мебели означает особую ценность отдыха и расслабления. Одновременно это может означать для ребенка законность его отвержения другими взрослыми, если они «устали». Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизируют для ребенка наличие в семье тайны, к которой ребенок не допущен. Большое внимание к прорисовке одежды может интерпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунка. В рисунке ребенка это, как правило, говорит о важности для него психосексуальной роли своего и другого пола. На рисунке взрослого это может означать совершенно разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность (украшательство), проблемное отношение к телесности. О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят и «римские бюсты».
Источник
8 (495) 120-07-03
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
- Главная
- /
- Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Психолог Одинцова Анна Николаевна
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Детский психолог Кислова Варвара Андреевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна
Детский психолог Рубанова Кристина
Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)
28. Рисунок (копирование) трехмерного объекта. Проба позволяет оценить сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координации ребенка. Она может проводиться в разных вариантах: 1) рисунок стола, 2) копирование домика. Первый вариант можно рекомендовать детям 7-9 лет и старше, второй — детям 5-7 лет. При необходимости тщательного исследования зрительно-пространственных функций целесообразно использовать оба варианта. Изображение дерева во втором варианте пробы свидетельствует о состоянии переработки зрительной информации.
I. Рисунок стола.
Процедура проведения пробы. Проба состоит из 3-х этапов.
- Самостоятельное изображение стола.
Инструкция: «Нарисуй стол так, чтоб были видны все четыре ножки».
- Рисование стола по памяти.
Ребенку на несколько секунд показывают образец изображения стола и предъявляют инструкцию: «Посмотри, какой у меня стол, и нарисуй, пожалуйста, такой же».
3. Копирование стола.
Инструкция: «А теперь смотри на стол и срисовывай».
II. Копирование дома.
Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют изображение дома, забора и дерева и дают инструкцию: «Нарисуй рисунок точно так же, как у меня».
Фиксируется время копирования. Чтобы проанализировать ход копирования и его стратегию, в процессе рисования можно менять у ребенка карандаши и отмечать последовательность цветов. Анализ стратегии целесообразен при проведении углубленного исследования зрительно-пространственных функций.
29. Проба на зрительно-пространственную память (запоминание невербализуемых фигур). Проба направлена на исследование процессов восприятия, хранения и воспроизведения зрительно-пространственной информации.
Процедура проведения пробы.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе фигуры, которые у меня нарисованы. Ты на них внимательно посмотри, запомни и нарисуй точно такие же и в таком же порядке».
Ребенку предъявляют карточку с четырьмя геометрическими фигурами и сохраняют в течение того времени, пока ребенок рассматривает их, но не более 8 секунд. Затем образец убирают и говорят: «Теперь рисуй». После этого, независимо от качества воспроизведения, психолог закрывает рисунок ребенка, и фигуры предъявляются и воспроизводятся еще два раза. Через 10-15 минут после интерференции другими заданиями ребенку предлагают вспомнить фигуры еще раз.
30. Понимание логико-грамматических конструкций. Проба направлена на анализ квази-пространственных функций. По клиническим данным локальной патологии у взрослых понимание логико- грамматических конструкций может страдать в синдроме пространственных и квази-пространственных нарушений, а также в синдроме переднего аграмматизма (Лурия, 1946, 1947, 1975; Ахутина, 1979, 1989). Исследования детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития показали, что у детей трудности понимания обратимых логико-грамматических конструкций встречаются в разных синдромах при отставания в развитии функций как передних, так и задних отделов левого полушария, а также правого полушария (Фотекова, 2003; Меликян, 2002). Несмотря на то, что анализ первичного дефекта, лежащего за трудностями понимания логико-грамматичес- ких конструкций, весьма сложен, выявление таких трудностей, безусловно, целесообразно, потому что эти конструкции повсеместно встречаются в школьной практике, например, в формулировках правил и условий задач, и их понимание влияет на успешность обучения.
Процедура проведения пробы. В первой части пробы исследуется понимание активных и пассивных конструкций с прямым и обратным порядком слов. Ребенку предлагают лист с парами картинок, изображающих варианты обратимых ситуаций (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981). Исследователь зачитывает предложение и просит ребенка показать ту картинку, которой оно соответствует. Всего предъявляется девять предложений. Во второй части исследуется понимание предложных конструкций. Материалом служит набор картинок, изображающих различные взаимные пространственные расположения ящика и бочонка. Ребенка просят показать, какой картинке соответствует зачитываемая конструкция. Всего предъявляется шесть предложных конструкций.
1. Обратимые активные/пассивные конструкции.
Инструкция: «Рассмотри картинки. Видишь, на первой картинке
девочка помогает мальчику, а на второй, наоборот, мальчик девочке. И в других картинках каждый раз все наоборот. Я сейчас прочитаю предложение, а ты покажешь, про какую оно картинку».
Мальчика вытаскивает девочка.
Девочка поймана мальчиком.
Грузовиком обрызгана машина.
Клеенка покрыта скатертью.
Девочкой спасен мальчик.
Мама перевозится дочкой.
Мужчину (дядю) обрызгала женщина (тетя).
Трактором перевозится машина.
Газету закрывает книга.
2. Обратимые предложные конструкции.
Инструкция: «Ты видишь склад. Где-то здесь спрятан клад. Где ты будешь искать, если в записке написано, что клад там, где —
Источник