Меню

Рисуночный тест сильвер методика проведения

Рисуночный тест Сильвер

Рисуночный тест Сильвер

Умение выбирать (содержание или идея рисунка и/или истории)

0 баллов Нет признаков сознательного выбора.

балл Перцептивный уровень восприятия. Изображены одиночные объекты, т. е. не связанные по смыслу, размеру и расположению на листе. балла Объекты могут быть связаны по размеру и расположению, но нет взаимодействия. балла Функциональный уровень. Рисунок отражает то, что персонажи или предметы делают или то, что с ними делают другие (конкретно). балла Скорее описательный, чем абстрактный стиль изображения. Активность воображения минимальна. баллов Концептуальный уровень. В рисунке проявлена активность воображения, хорошо проработана идея, подразумевается больше, чем можно увидеть, ясно видна способность к абстракции. Художественные навыки в этом случае непринципиальны.

Умение комбинировать (форма рисунка)

0 баллов Единственный предмет или персонаж, нет пространственной связи.

балл Персонажи и предметы «плавают» в пространстве и связаны скорее близостью, а не расположением на базисной линии. балла Попытки показать связь, например стрелками или пунктирными линиями. балла Нарисована или предполагается базисная линия (нижняя горизонтальная линия), все объекты расположены на ней. балла Попытки изобразить глубину, но по крайней мере половина территории рисунка пустая. баллов Полная взаимосвязь. Изображена глубина пространства или используется все пространство рисунка, либо изображена серия из двух и более рисунков.

Умение передавать историю (креативность, проявленная в форме и содержании рисунка и сочинении истории)

0 баллов История не представлена.

балл Имитация. Копирование стимульного материала, схематично изображенные фигуры и стереотипы. балла Больше, чем имитация, однако идея рисунка банальна. балла Реструктуризация. Изменение или усложнение стимульных рисунков или стереотипов. балла Больше, чем реструктуризация, рисунок умеренно оригинальный и выразительный. баллов Трансформация. Рисунок высоко оригинален, выразителен, проявлено игровое начало, содержится скрытый смысл, используются метафоры, игра слов, шутки, сатира, двоякий смысл.

Проекционная шкала для оценки эмоционального содержания в задании на воображение

баллов Темы с выраженным отрицательным содержанием, например одинокие персонажи, изображенные печальными, одинокими, беспомощными, пытающимися покончить жизнь самоубийством, мертвыми или находящимися в смертельной опасности. Деструктивное взаимодействие между фигурами, связанное с убийством или угрозой для жизни. балл Умеренно отрицательные темы, например одинокие персонажи, изображенные испуганными, злящимися, неудовлетворенными, нападающими, что-то разрушающими или несчастными. Взаимоотношения между персонажами или предметами напряженные, враждебные, неприятные. балла Нейтральные темы, например, амбивалентные, включающие как положительный, так и отрицательный смысл. Неэмоциональные, ни отрицательные, ни положительные. Темы с противоречивым или неясным смыслом. балла Умеренно отрицательные темы, например, одиночные персонажи или предметы, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые. Взаимоотношения дружественные или приятные. баллов Темы с выраженным положительным содержанием, например, одиночные персонажи или предметы, изображенные как успешные, счастливые или достигающие своих целей. Отношения заботы и любви.

Шкала оценки образа Я

Шкала оценки чувства юмора

балл Рисунок отражает «Чёрный», болезненный юмор, например, проявляющийся в насмешке над умирающим или находящимися в смертельной опасности персонажами. При этом персонаж испытывает страдания или страх, переданные в словах или изображении. В 1,5 балла можно оценить рисунок, который отражает «черный», но не болезненный юмор, проявляющийся в насмешках над несчастным, мёртвым или находящимся в смертельной опасности персонажем. При этом персонаж не испытывает страдания или страха, переданных в словах или изображении. балла Рисунок отражает уничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким главным персонажем, который отличается от испытуемого (например, по полу) и при этом представлен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности. В 2,5 балла можно оценить рисунок, который отражает самоуничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким главным персонажем, который похож на испытуемого или представлен от первого лица и при этом представлен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности. балла Рисунок отражает амбивалентный, противоречивый или нейтральный юмор. При этом перспективы развития ситуации для персонажа представляются как амбивалентные либо неясные. балла Рисунок отражает умеренно положительный, жизнеутверждающий юмор. При этом главный персонаж представлен как преодолевающий препятствия или финал ситуации для него благоприятен. балла Рисунок отражает положительный игривый юмор, проявляющийся в насмешке над абсурдом, игре слов, в частности в стихотворной форме.

Задание на воображение (вариант А)

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит, и что может произойти через некоторое время.

Задание на воображение (Вариант Б)

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит, и что может произойти через некоторое время.

Задание на воображение (Вариант Б, продолжение)

Источник



ТЕСТЫ СИЛЬВЕР КАК ИНСТРУМЕНТ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПЫТА ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала не­сколько диагностических, коррекционных и развивающих ме­тодик, в том числе — рисуночный тест Сильвер (Silver R 1996, 2002; Сильвер Р Копытин А. И 2001), тест «Нарисуй историю» (Silver R 2002> и технику стимульного рисования (Silver R 2002). За последние несколько лет две методики тестов — рисуноч­ный тест Сильвер (далее — РТС) и тест «Нарисуй историю» были переведены на русский язык и стали применяться в на­шей стране. Начиная с 1999 года нами была проведена значи­тельная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).

РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный харак­тер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоцио­нальной сфер и образа «я» испытуемых. Как отмечает Р. Силь­вер, РТС «тест позволяет решать четыре задачи: «обходить» язык в оценке способности решать познавательные задачи; обеспечивать большую точность в оценке когнитивных спо­собностей и недостатков, которые могут остаться незамечен­ными в вербальных тестах; облегчить раннюю идентифика­цию подверженных депрессии детей и подростков и обеспечи­вать оценку динамики когнитивного развития и эффективно­сти образовательных и терапевтических программ» (Копытин, 2001, с. 9). В данной главе будет представлен лишь тот аспект применения данных методик, который связан с диагностикой и коррекцией психологических последствий насилия.

В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инстру­ментом восприятия, переработки и передачи разных представ­лений. Стимульные изображения активизируют у испытуе­мых фантазию, отражающуюся затем в их рисунках. Обсуж­дая использование РТС, Р. Сильвер отмечает, что «выполне­ние задания на воображение может обеспечить доступ к фан­тазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подрос­тков с эмоциональными нарушениями» (Сильвер Р 2001, с. 24]. Диагностика эмоциональных и поведенческих наруше­ний с использованием задания на воображение РТС основа­на на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использовани­ем двух шкал.

В 1980 — 1990-е годы в США неоднократно проверялась валидность тестов РТС и «Нарисуй историю» (Silver R 1988a, 1988b, 1993). Были, в частности, проведены три серии исследований, показавших значительно более частую встречаемость рисун­ков с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемых в 1 балл) среди депрессивных и агрессивных испытуемых. Было также обнаружено, что среди детей и подростков с эмоцио­нальными и поведенческими нарушениями — как с депресси­ей, так и агрессией — имеется значительное количество тех, кто является жертвой сексуального и физического насилия. Некоторые авторы использовали тесты Сильвер для изучения опыта перенесенного насилия в процессе прохождения жерт­вами насилия терапевтических программ (Turner, 1993). Так, Турнер (1993) использовала тест «Нарисуй историю» с подрос­тками, проходящими психиатрическое лечение, с целью изу­чения их опыта перенесенного насилия. Она стремилась оп­ределить частоту и продолжительность эпизодов, связанных с насилием, а также особенности психологических защит и копинг-реакций у испытуемых, их отношение к себе и дру­гим людям. Полученные данные она затем использовала в сво­их рекомендациях психиатрам и психотерапевтам, проводив­шим работу с этими подростками. Наряду с тестом «Нарисуй историю» она также использовала такие графические мето­дики, как свободный рисунок, рисование каракулей, кинетический рисунок семьи и технику рисуночного автопортре­та. Тест «Нарисуй историю» в батарее этих тестов использо­вался последним.

Турнер обнаружила, что многие подростки при выполне­нии теста «Нарисуй историю» проявили большую искрен­ность и свободу самовыражения, что она связывает с преиму­щественно метафорическим характером теста. По ее мнению, это также способствует конденсации сложных чувств и их бо­лее яркому проявлению в тесте «Нарисуй историю» по сравне­нию с другими рисуночными тестами.

Читайте также:  Тест шин 205 65 r15 лето

Ниже описывается процедура тестирования и оценки ри­сунков в тестах Сильвер. После этого приводятся оригиналь­ные авторские данные, связанные с изучением психологичес­ких последствий насилия путем применения тестов Сильвер.

Процедура тестирования с использованием задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю». Оценка рисунков

РТС включает три субтеста: задания на прогнозирование, рисование с натуры и задания на воображение. Для оценки эмоциональной сферы применяется лишь задание на вообра­жение. Тест же «Нарисуй историю» предназначен в основном для диагностики и коррекции эмоциональных нарушений.

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Индивидуальное тестирование рекомендуется в том случае, если испытуемые — дети или взрослые — недостаточ­но хорошо понимают инструкцию, если ребенку меньше семи лет, либо если исследование проводится в клинических усло­виях. Оба теста могут применяться для оценки состояния де­тей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрос­лых. Время выполнения задания не ограничивается. Большин­ство выполняют его не более чем за 10 минут. Испытуемому дол­жны быть предоставлены изобразительные материалы — бу­мага формата А 4 и простой карандаш и резинка (хотя исполь­зование иных материалов может быть допустимым, в особен­ности, если тестирование проводится во время обычных арт-терапевтических занятий).

Рис. 1. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант А

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображен­ными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.

Рис. 1. Продолжение (вариант А) 37

Рис. 2. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант Б

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые допол­нительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через неко­торое время.

Рис. 2. Продолжение (вариант Б) 39

Рис. 3. Тест «Нарисуй историю». Стимульные рисунки, вариант А

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 3. Продолжение (вариант А) 41

Рис. 4. Тест «Нарисуй историю». Стинульные рисунки, вариант Б

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 4. Продолжение (вариант Б)

Помимо арт-терапевтов, РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться психологами и другими специалистами вобласти психического здоровья. При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисо­вать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.

Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании

Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шка­лы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изоб­ражения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертель­ной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимо­действия между персонажами, связанного с убийством или угро­зой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, не­удовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отража­ющие напряженные или неприятные отношения между персона­жами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержа­нием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пас­сивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спаса­емые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изобра­жение успешных, счастливых или достигающих своих целей пер­сонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими бал­лами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». В таблице 1 приведены критерии оценки рисун­ков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я».

Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания

1 балл

Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытаю­щихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;

б) изображение деструктивного взаимодействия между персо­нажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.

2 балла

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;

б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.

3 балла

Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, напри­мер:

а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристи­ки или амбивалентное содержание;

б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;

в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.

Балла

Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием:

а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; |

б) изображение дружественных отношений между персонажами.

Баллов I

Рисунки с выраженным положительным содержанием, напри­мер:

а) изображение счастливых или успешных и предпринимаю­щих активные действия персонажей;

б) изображение отношений любви или заботы.

Таблица 2. Критерии оценки рисунков /» согласно шкале образа «я»

Балл

Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертель­ной опасности персонажем.

Балла

Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с ис­пуганным фрустрированным, несчастным или страшным пер­сонажем.

Балла

Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматри­вается или неясен, а также если испытуемый идентифицирует­ся с рассказчиком.

Балла

Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счаст­ливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.

Баллов

Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим сво­ей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает сво­ей цели, а также с тем, кого любят.

Поскольку объем наблюдений связанных с использовани­ем РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты иссле­дования имеют предварительный характер. В то же время, ис­ходя из уже имеющегося материала, можно говорить о неко­торых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-гра­фических реакциях жертв насилия.

Источник

Рисуночный тест Силвер

Рисуночный тест разработан американской художницей и арт-терапевтом Роли Силвер, почетным членом Американской арт-терапевтической ассоциации. Тест является сравнительно новой методикой и обладает значительными диагностическими возможностями, позволяет проводить оценку как когнитивной, так и эмоциональной сферы, а также проанализировать пространственное мышление, творческие способности, актуальное эмоциональное состояние обследуемого.

Читайте также:  Для кровоточащей язвы двенадцатиперстной кишки характерны следующие симптомы тест

Добавить в избранное

Описание

Назначение и сфера возможного использования методики

В первую очередь, методика рассчитана на диагностику невербального интеллекта и тех когнитивных особенностей, которые при использовании вербальных тестов могут остаться незамеченными. Как утверждает Р. Силвер, «визуальные образы могут служить языком познания, а потому познавательные навыки могут быть оценены как с помощью визуальных, так и вербальных тестов».Данный тест востребован, прежде всего, в тех случаях, когда когнитивные способности маскируются плохим развитием речевой функции, нарушениями слуха или в силу иных причин. Уровень развития визуального мышления может превосходить, и в некоторых случаях весьма значительно, уровень развития речи. Тест Силвер может с успехом использоваться в дифференциальной диагностике олигофрении, задержки психического развития и нижних границ нормы. В то же время, тест учитывает взаимосвязь и взаимовлияние когнитивных и эмоциональных процессов, в связи с чем, он включает два компонента: когнитивный и эмоциональный. Оценка эмоционального компонента позволяет не только уточнить механизмы когнитивных нарушений, но и получить важную дополнительную информацию клинического характера. В частности, оценка эмоционального компонента позволяет проводить диагностику депрессии и маскированной депрессии.

Основная цель создания Рисуночного теста Силвер состояла в том, чтобы иметь инструмент для оценки когнитивных способностей людей, которым тяжело понимать других и быть понятыми другими. Здесь рисунок играет ту же роль, что и речь, являясь при этом первичным каналом восприятия и передачи идей. Тест позволяет решить следующие задачи:

  • обходить язык в оценке способности решать концептуальные проблемы;
  • обеспечить большую точность в оценке когнитивных способностей и недостатков, которые могут быть незамеченными в вербальных тестах;
  • облегчать раннюю идентификацию детей или подростков, подверженных депрессии;
  • предоставить пре- и посттест для оценки динамики когнитивного развития или эффективности образовательных или поведенческих программ.

Тест ориентирован на оценку невербального интеллекта. Методика применима для детей от 6 лет и взрослых. Тест эффективно применяется в психологическом консультировании и психотерапии — для выявления эмоциональных расстройств, в частности, склонности к депрессии, агрессии, суициду; в здравоохранении — для диагностики задержки психического развития; в образовании — для выявления уровня развития невербального интеллекта, творческих способностей и способностей к объемно-геометрическому анализу, прогноза обучаемости; при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Адаптация теста на российской выборке проведена под руководством председателя Арт-терапевтической ассоциации, доктора медицинских наук Александра Ивановича Копытина.

Содержание теста и особенности работы с методикой

Рисуночный тест Силвер построен таким образом, что обеспечивает всестороннюю оценку невербального мышления. Тест включает три основных субтеста:

  1. Задание на прогнозирование — позволяет оценить способность испытуемых к восприятию и пониманию отношений горизонтальности-вертикальности, а также к построению пространственных последовательностей.
  2. Задание на рисование с натуры — позволяет оценить уровень развития пространственных представлений, в частности, способности воспринимать предметы в определенных пространственных отношениях друг с другом (высота, ширина, глубина).
  3. Задание на воображение – позволяет оценить не только когнитивный, но и эмоциональный компонент, творческие способности, активность фантазии, отношение к другим и самому себе (образ «Я»). Задание основано на концепции базисных когнитивных операций, таких, как выбор, комбинирование, представление.

К несомненным достоинствам Рисуночного теста Силвер следует отнести простоту тестирования и возможность как индивидуального, так и группового проведения теста, а также небольшие временные затраты и максимально широкий возрастной диапазон его использования. Оценка результатов тестирования также относительно проста и производится вручную с минимальными временными затратами. В то же время, она требует от специалиста хорошего понимания основных критериев и правил оценки. Освоение процедуры оценки облегчается тем, что в атласе, являющемся приложением с методическому руководству, приводятся многочисленные примеры рисунков и обработанные протоколы. Методическое руководство, написанное Р. Силвер, переведенное и дополненное А.И. Копытиным, содержит:

  • подробное описание процедуры проведения и обработки результатов теста;
  • результаты апробации и статистические нормативы, полученные в результате обследования различных категорий зарубежного и российского населения;
  • рекомендации автора по развитию творческих способностей, развивающие техники для работы с пространственным мышлением, воображением, образными представлениями и т.д.

Источник

Тест «Придумай историю» Р. Силвер.

Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала не­сколько диагностических, коррекционных и развивающих ме­тодик, в том числе — рисуночный тест Сильвер (РТС) , тест «Нарисуй историю» и технику стимульного рисования . РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться для оценки познавательной и эмоцио­нальной сфер и образа «я» детей.

В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инстру­ментом восприятия, переработки и передачи разных представ­лений. Стимульные изображения активизируют у детей фантазию, отражающуюся затем в рисунках. М ногие дети при выполне­нии теста «Нарисуй историю» проявили большую искрен­ность и свободу самовыражения, что связывается с преиму­щественно метафорическим характером теста.

Процедура тестирования с использованием задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю».

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Оба теста могут применяться для оценки состояния де­тей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрос­лых. Время выполнения задания не ограничивается. Большин­ство выполняют его не более чем за 10 минут. Испытуемому дол­жны быть предоставлены изобразительные материалы — бу­мага формата А 4 и простой карандаш и резинка (хотя исполь­зование иных материалов может быть допустимым, в особен­ности, если тестирование проводится во время арт-терапевтических занятий).

При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисо­вать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.

Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании

Оценка рисунков

Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шка­лы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изоб­ражения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертель­ной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимо­действия между персонажами, связанного с убийством или угро­зой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, не­удовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отража­ющие напряженные или неприятные отношения между персона­жами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержа­нием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пас­сивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спаса­емые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изобра­жение успешных, счастливых или достигающих своих целей пер­сонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими бал­лами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». В таблице 1 приведены критерии оценки рисун­ков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я».

Критерии оценки рисунков в соответствии со шкалой эмоционального образа

Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытаю­щихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;

б) изображение деструктивного взаимодействия между персо­нажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.

2 балла

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;

б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.

3 балла

Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, напри­мер:

а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристи­ки или амбивалентное содержание;

б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;

в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.

4 балла

Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием:

а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; |

б) изображение дружественных отношений между персонажами.

5 баллов

Рисунки с выраженным положительным содержанием, напри­мер:

а) изображение счастливых или успешных и предпринимаю­щих активные действия персонажей;

Читайте также:  Большой тест драйв джили атлас 2020

б) изображение отношений любви или заботы.

Критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я»

1 балл

Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертель­ной опасности персонажем.

2 балла

Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с ис­пуганным фрустрированным, несчастным или страшным пер­сонажем.

3 балла

Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматри­вается или неясен, а также если испытуемый идентифицирует­ся с рассказчиком.

4 балла

Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счаст­ливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.

5 баллов

Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим сво­ей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает сво­ей цели, а также с тем, кого любят.мм

По материалам книги А.И. Копытина и Е.Е. Свистовской «Арт-терапия детей и подростков (М.: 2009)

Источник

Краткое описание рисуночного теста Сильвер

Подробное описание рисуночного теста Сильвер содержится в англоязычных (Silver, 1993а, 1990,1996) и русскоязычной (Сильвер и Копытин, 2002) версиях методического руководства по его применению. В данном разделе книги будет дана его общая краткая характеристика, а также описаны основные принципы оценки результатов тестирования.

В главе «Теоретическое обоснование теста» Сильвер (Silver, 1996) указывает, что при разработке РТС она исходила из того, что интеллектуальные способности некоторых детей часто не могут быть адекватно оценены из-за недостаточного развития речи. Познавательная деятельность осуществляется с опорой как на вербальную, так и визуальную коммуникацию, причем у одних людей она может осуществляться прежде всего с опорой на невербальную, визуальную коммуникацию. «Подобно символам речи, — пишет Сильвер, — художественные символы могут обозначать субъективный опыт и представлять предметы или их классы. Детям с недостаточным лексиконом трудно обозначать свои мысли, но даже при этом их способность к использованию символов может быть сохранной, давая им возможность представлять свои мысли в рисунке» (р. 3).

Сопоставляя РТС с другими известными рисуночными методиками, используемыми для оценки познавательной и эмоциональной сферы, такими как тест рисования человека (Goodenough & Harris, 1963), тест рисования фигуры человека Коппица (Koppitz, 1968), визуально-моторный тест Бендера (Bender, 1938), а также тест для оценки креативности Торренса (Torrance, 1984), Сильвер констатирует, что, являясь ценными инструментами диагностики, эти методики не предназначены для оценки способности решать концептуальные задачи графически.

РТС предполагает два аспекта оценки — когнитивный и эмоциональный. Когнитивный аспект оценки связан с оценкой уровня развития пространственных представлений, представлений последовательного порядка и способности испытуемого к объединению предметов в классы. Данная стратегия исследования познавательной сферы тесно связана с идеями Пиаже и Инхельдера (Piaget & Inhelder, 1967), а также Беннетина (Bannatyne, 1971). РТС использует визуально-пространственный подход к тестированию трех вышеназванных способностей. Он включает в себя три задания: задание на прогнозирование оценивает способность строить последовательности и представлять гипотетические ситуации, задание на рисование с натуры оценивает способность к восприятию пространства, а задание на воображение оценивает концептуальные, творческие способности.

В свою очередь эмоциональный аспект оценки связан с оценкой отношения испытуемого к самому себе и другим людям и предполагает использование двух шкал — шкалы оценки образа «Я» и шкалы оценки эмоционального содержания рисунков.

Задание на прогнозирование

Цель задания на прогнозирование состоит в том, чтобы измерить представление испытуемого о горизонтальности, вертикальности и последовательности Испытуемых просят обозначить уровень жидкости в серии стаканов по мере ее убывания, уровень воды в наклеенной бутыли, а также нарисовать на склоне горы домик Результаты выполнения трех пунктов данного задания оцениваются по пятибалльной шкале Некоторые примеры оценки результатов его выполнения приводятся в зарубежных (Silver, 1983a, 1996) и отечественном (Сильвер и Копытин, 2002) изданиях руководства.

Задание на рисование с натуры

Как отмечает Сильвер, «цель этого задания состоит в том, чтобы определить, приобрели ли испытуемые способность представлять пространственные отношения между предметами по высоте, ширине и глубине» (р 12) При выполнении данного задания испытуемым предлагается посмотреть на расположенные перед ними несколько отличающихся по высоте и ширине цилиндров и камень, а затем нарисовать то, что они видят В методическом руководстве теста (Silver, 1996) содержится точное описание предназначенных для выполнения этого задания предметов и схема их расположения, в русское издание методического руководства (Сильвер и Копытин, 2002) также входит описание набора необходимых предметов Некоторые примеры оценки результатов выполнения задания на рисование с натуры приводятся в зарубежных и отечественных изданиях руководства.

Задание на воображение

Задание на воображение позволяет оценить способность испытуемых к решению концептуальных задач невербальными средствами, в том числе их способность выбирать и комбинировать стимулы и представлять на их основе историю Испытуемым показывается серия из 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и различных предметов и предлагается, выбрав два рисунка, создать на их основе свой собственный рисунок, при желании что-то добавив к стимульным изображениям или что-то в них изменив.

После завершения рисования испытуемые должны дать своему рисунку название и сочинить короткую историю о том, что он изображает (если испытуемый не умеет писать, экспериментатор записывает, что тот говорит)

Способность выбирать (содержание рисунка): использование данного пункта оценки обосновывается Сильвер с точки зрения представления о том, что эта способность может характеризоваться разным уровнем зрелости (перцептивным, функциональным или концептуальным, то есть абстрактным) «Задание на воображение, — пишет она, — основано на предположении о том, что испытуемые, которые выбирают рисунки, исходя из того, чего нельзя увидеть, или представляя изображенные предметы или существа как относящиеся к определенному классу, обладают способностью выбирать на абстрактном уровне (5 баллов), и что более

низкие уровни этой способности, основанной на перцептивных свойствах предметов или их функциональной группировке, могут быть также соответствующим образом оценены» (р, 13).

Способность комбинировать (форма рисунка): использование данного пункта оценки основано на том, что способность к восприятию и представлению предметов на основе их объединения в единую систему развивается постепенно. «Испытуемые, которые объединяют элементы изображения в единую систему, имеют более высокий уровень данной способности (оцениваемый в 5 баллов), и что более низкие уровни развития данной способности. могут также быть оценены соответствующим образом» (р. 14). Так, например, при более низком развитии этой способности персонажи и предметы могут «плавать» в пространстве и быть связанными скорее близостью, а не их расположением на «базисной линии». Более низкие уровни развития этой способности также выражаются в том, что рисунок не передает глубину пространства и т. д.

Способность представлять историю (творческий потенциал):использование этого пункта оценки основано на том, что способность ребенка представлять историю имеет сначала подражательный и пассивный характер, но постепенно приобретает более активный характер. Кроме того, при использовании данного пункта оценки Сильвер принимала во внимание некоторые результаты изучения особенностей мышления творческих личностей, указывающие на то, что эти люди отличаются оригинальностью, независимостью, развитой способностью к игровым видам деятельности, свободному обращению с идеями и понятиями, развитым чувством юмора и другими признаками (Torrance, 1962,1980). С учетом этого, оценка данной способности предполагает идентификацию разных уровней ее развития, в том числе тех, которые связаны с подражанием и пассивным копированием стимульного материала (имитация), в его изменении и усложнении (реструктуризация), а также в большей или меньшей оригинальности и выразительности изображения, наличии в нем скрытого смысла и метафоричности, проявлении игрового начала и чувства юмора и т. д. «Задание на воображение, — пишет Сильвер, — основано на предположении, что испытуемый, в чьих рисунках проявляются оригинальность, выразительность и игровое начало, имеет высокий уровень творческих способностей (оцениваемый в 5 баллов) и что более низкие уровни развития творческих способностей, основанные на имитации и использовании стереотипов, также могут быть оценены соответствующим образом» (р. 15). Образцы стимульных рисунков к третьему заданию и различные примеры оценки результатов его выполнения приводятся в зарубежных (Silver, 1983a, 1990, 1996) и отечественных изданиях (Сильвер и Копытин, 2002) методического руководства по использованию теста.

Как пишет Сильвер (Silver, 1996), «особенности выполнения испытуемыми задания на воображение отражают их фантазии и могут способствовать раннему выявлению тех детей и взрослых, у которых имеются депрессия или иные эмоциональные нарушения (р. 15). Эмоциональный аспект оценки связан с использова-

нием двух шкал — шкалы оценки эмоционального содержания рисунков (проективной шкалы) и шкалы оценки образа «Я». Обе эти шкалы применяются для интерпретации рисунков, созданных в соответствии с третьим заданием.

Источник