Меню

Проективные тесты формализованные личностные тесты



Проективные методики — тесты для исследования личности

Проективные методики используются для диагностики в психологии. При их помощи, как можно понять из названия, выявляются проекции. Во время тестирования создается такая ситуация, которая имеет разные варианты толкования. Каждая интерпретация помогает разглядеть особенности личности.

Принципы исследований

Хотя проективные методики могут быть разными, исследования должны подчиняться общим правилам, впервые разработанными психологом Л. Франком в середине прошлого века.

1. Личность изучается не как набор реакций, а целостная система. Тестирование призвано выявить персональные особенности.

2. В основе психологических процессов личности заложена индивидуальность.

3. Динамическая система действует всю жизнь, благодаря чему чувства и реакции человека становятся индивидуальными.

Стимулы, применяемые в тестах, не имеют строго определенного смысла, возможна разная их трактовка. Именно то значение, которое придает ему конкретная личность, определяет его смысл.

Классификация

Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.

Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?

  • Импрессивные — необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
  • Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
  • Катартические — организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
  • Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.

Проекция

Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм. Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной». Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.

Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Позволяет выявить некоторые характеристики личности, благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста — получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.

Основания, на которых стоится методика:

  1. Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
  2. Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
  3. Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
  4. Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
  5. Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.

Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности — а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).

Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.

Чернильные пятна

Широко известная в психологии методика, автором является Г. Роршах. Этот проективный тест помогает выявить индивидуальные особенности, конфликты (защита), тип личности. Хотя пятна использовались и до этого, Роршах впервые применил их для диагностики личности, а не отдельных функций психики.

Были разработаны карточки, которых всего 10. Пятна симметричны, половина серо-черная, часть имеет красные штрихи, остальные содержат пастельные оттенки. При демонстрации карточек задается стандартный вопрос. Психолог, проводящий проективный тест по данной методике, должен фиксировать не только ответ, но и все его детали: эмоции, затраченное время, жестикуляцию. Затем проводится дополнительный опрос.

Интерпретация ответов теста зависит от параметров пятен (цвет, форма и т. д.), локализацию (часть или целая фигура). Наиболее важными для характеристики внутреннего мира являются кинестетические показатели. Они указывают на зрелость, интеллект, стабильность и эмпатию. Методика диагностики учитывает каждый их этих показателей.

Физиономический тест

Американские психологи разработали его для быстрой диагностики —особенно успешно он применяется для диагностики настроения у большого количества людей. Эта проективная методика может применяться много раз на одном и том же материале. В данном случае — карточки с изображением одного лица, но его выражения разные.

Читайте также:  Спиннинг тесты какие есть

Тест проводится очень просто — человеку предлагается выбрать карточку, которая больше всего соответствует его настроению. Психолог записывает ответ и движется к следующему. Карточки обозначают настроение от «очень хорошего» до «очень плохого».

Рисованный апперцептивный тест PAT

Более удобный для практических психологов вариант теста ТАТ. Обследование проходит в более короткие сроки, стимульный материал разработан новый. Это контурные рисунки, их всего 8. Два (реже три) персонажа з адействованы в разных ситуациях, но их пол, возраст или статус никак не обозначены. Жесты и позы могут натолкнуть испытуемого на интерпретацию.

Отсутствие этнических и культурных отпечатков делает материал более приспособленным для получения свободных ответов. Возможно, спектр применение теста ТАТ менее широк, но его лаконичность несет большую ценность при обследовании молодежи, решении семейных проблем, исследовании коллективов, лечении неврозов.

Тесты широко применяются в психологии, особенно в первую встречу. Подобные проективные методики помогают человеку открыться, легче устанавливается контакт. Нет жестких рамок, что дает возможность применить фантазию, проявить индивидуальность. Большое количество разработанных тестов позволяют подобрать необходимый материал для работы.

Проективный тест помогает выявить уникальность характера, что является большим преимуществом перед стандартным вопросником. Недостатком является сложность интерпретации, на которую может уйти немало времени. Поэтому чаще эти методы применяются при персональной работе с пациентом.

Источник

Тесты проективные

Тесты проективные (англ. projective tests, projective techniques) – группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856–1926) в его методике свободных ассоциаций. Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов интеллекта) не м. б. альтернативными (напр., правильно – неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель Т. п. относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова)

Добавление ред.: Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939); понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи психоанализа.

Источник

Проективные тесты

Психологические тесты в картинках нравятся многим. Это и забавно, и познавательно! Любой банальный рисунок из-за разных ассоциаций может казаться разным людям чем угодно. Проективный принцип помогает нам раскрыть тайны подсознания. Тест на ассоциации работает с глубинами психики. Там, где ум ленится или обманывает нас, срабатывает ассоциативный метод. Картинка не играет особой роли. Важно быть честным, чтобы результат теста высветил проблемные области. А решать проблемы играючи – это ли не здорово?

Психогеометрический тест поможет распознать характер. Треугольник, квадрат и другие изображения люди выбирают в зависимости от личных качеств. С помощью.

Куб в пустыне – это психологический тест, который поможет максимально познать внутренний потенциал пользователя, а также тайны глубоко спрятанные внутри его.

Методика ориентирована на определение личностных резервов и защитных механизмов человека. Тест Человек под дождем выявит ваши возможности к адаптации и.

Тест определит к какому из 8 типов личности Вы относитесь. Вам понадобится выбрать изображение человека, нарисованное геометрическими фигурами. От предпочтения.

Характер каждого человека может быть сравним с животным. А кем из царства зверей являетесь в душе Вы? Может, внутри Вас кроется хищный тигр, одинокий волк или милый.

Психологический тест Прогулка по лесу позволит узнать о спрятанных в глубине души сторонах Вашей личности и откроет секреты подсознания. Для этого понадобится.

Знаменитый тест Зигмунда Фрейда содержит 8 вопросов, которые очень разнообразны по сюжету. Выбрав ассоциацию, которая первой приходит в голову, Вы получите ответы.

Источник

Строго формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (инструкции, схема предъявления стимульного материала), стандартизация (единообразие обработки), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

1. ТЕСТЫ (англ. – испытание, проверка, проба) – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Их особенность состоит в том, что от испытуемого необходимо получить правильный ответ, в опросниках же и в проективных и психофизиологических методиках правильного ответа не существует.

Читайте также:  Слияния и поглощения тесты с ответами

Индивидуальные и групповые (коллективные тесты).

Индивидуальные – взаимодействие психолога и испытуемого один на один. Психолог имеет возможность наблюдать за испытуемым (мимика, непроизвольные реакции), слышать непредусмотренные инструкцией высказывания, кроме того, в зависимости от уровня подготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест на другой. (Применяются при тестировании детей младшего школьного и дошкольного возраста, лиц с нервно-психическими заболеваниями).

Групповые – позволяют одновременно проводить испытания с большой группой людей. Здесь особенно строго должно соблюдаться единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов может проводиться с помощью ЭВМ. У экспериментатора здесь меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес, проследить случайные состояния испытуемого: болезнь, утомление, тревожность, которые могут повлиять на выполнение заданий.

Устные и письменные тесты – отличаются по форме ответов.

Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые. Устные ответы могут либо формулироваться самим испытуемым (открытые ответы), либо он должен выбрать один ответ из нескольких (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются на бланке, они также могут быть открытыми и закрытыми.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Они различаются по материалу, который используется при тестировании.

Бланковые тесты – бланки с инструкцией, примерами решений заданий, сами задания, графы для ответов. Индивидуальные и групповые.

Предметные тесты – материал представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, геометрических фигур ( кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, доски Сегена). В основном индивидуальные.

Аппаратные тесты – с применением технических средств. Например для исследования быстроты реакции – реактометры, рефлексометры. Индивидуальное использование.

Компьютерные тесты – диалог испытуемого с ЭВМ. Быстро проводится обработка, результаты можно сразу получить в виде графика или таблицы.

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

Вербальные – основным содержанием работы испытуемого являются операции и понятия, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Этот тип тестов наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные – тестовый материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, выполнение же задания опирается на перцептивные и моторные функции (матрицы Ровена). Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий, облегчают тестирование испытуемых с нарушениями слуха, речи, с низким уровнем образования.

По содержанию тесты делятся:

1. Тесты интеллекта. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а те, которые имеют отношение к познавательным процессам (мышление, память, внимание, восприятие и т.д.)

2. Тесты способностей – этот тип предназначен для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, умениями и навыками в различных областях – математике, технике, литературе и т.д. Принято выделять общие и специальные способности. Общие — обеспечивают овладение различными видами знаний, которые человек реализует во многих видах деятельности. Они могут отчасти отождествляться с интеллектом. Специальные способности – рассматриваются в отношении к отдельным специальным отраслям деятельности (музыкальные, художественные и т.д.)

3. Тесты личности – направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения, т.е. диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых.

4. Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) . Они предназначены для оценки степени продвинутости знаний, умений, навыков после прохождения человеком соответствующего обучения. Эти тесты прежде всего измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий.

2. ОПРОСНИКИ. Они делятся на опросники личности и опросники— анкеты. В отличие от тестов здесь не может быть правильных и неправильных ответов.

1. Личностные опросники – можно рассматривать, как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые) и со свободными ответами (открытые)

В закрытых предусмотрены варианты ответов (да, нет, или затрудняюсь ответить). Достоинство – простота процедуры обработки, вместе с тем такая форма ответов несколько «огрубляет» информацию.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без ограничений. Стандартизация обработки достигается путем отнесения ответов к стандартным категориям. Наряду с достоинствами такими как получение развернутой информации, проведение качественного анализа ответов они имеют и недостатки: сложность формализации ответов, громоздкость процедуры, большие затраты времени. Форма ответов может быть представлена в виде шкалы (от трудный – до легкий; от хороший – до плохой).

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

2.Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории жизни). Предполагают жестко фиксированный порядок, содержание, форму вопросов, четкое указание формы ответов. Различают анкеты с открытыми вопросами; анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа предложенных или дать свой). Вопросы могут комбинироваться.

Читайте также:  Смеси для слоеного теста

3. МЕТОДИКИ ПРОЕКТИВНОЙ ТЕХНИКИ. Предназначены для диагностики личности. Существенным признаком этих методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять интерпретировать (Например, интерпретация сюжетных картинок, завершение незаконченных предложений, толкование неопределенных очертаний, рисуночные тесты).

4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ. Они диагностирую природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системой. Эти методики лишены оценочного подхода к индивиду, т.к. нельзя утверждать какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних ситуациях лучше проявляют себя люди с одними свойствами н.с., в – других с другими.

По форме большинство этих методик – аппаратурные, используются электроэнцефалографы и специальная аппаратура. Но есть и методики типа «карандаш и бумага». С помощью этих методик проверяются быстрота, темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость и т.д.

3.Требования к построению и проверке методик: стандартизация, надежность, валидность.

1 . Стандартизация – единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Стандартизация процедуры диагностического эксперимента подразумевает единообразие инструкций, бланков, способов регистрации, условий проведения.

Требования к эксперименту:

1. Инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно;

2. Ни один испытуемый не должен иметь преимуществ перед другими;

3. В процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительных пояснений;

4. Эксперимент с различными группами следует проводить в одно и то же время дня, в сходных условиях;

5. Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Другим наиболее важным этапом стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов, т.к. диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи их выполнения ( например, ребенок 6 лет набрал 17 баллов по методике умственного развития Стенфорда-Бине. Хорошо это или плохо? С чем это сравнивать?). В традиционном тестировании точка отсчета добывается статистическим путем – это так называемая статистическая норма, которая определяется путем проведения методики на большой предварительной выборке испытуемых, которые ничем не отличаются от тех, для которых данная методика предназначена (несколько тысяч человек).

В психодиагностике существует и другой способ оценки результатов (Гуревич), где в качестве точки отсчета выступает независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Сам тест в полном объеме и является таким нормативом. Все сопоставления результатов проводятся с тем максимумом, который представлен в тесте (а это полный набор знаний) или 100% выполнение теста. По результатам все испытуемые делятся на 5 подгрупп: 1) наиболее успешные (от 91 – 100% выполнения теста); 2) близкие к успешным (71 – 90%); 3) средние по успешности (31 – 70%); 4)малоуспешные (11 – 30%); 5) наименее успешные (0 – 10%).

Данные каждой группы переносятся на график, который сравнивается с графиком социально-психологического норматива.

2. Надежность – постоянство, устойчивость результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Этот критерий говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Проверка методик на надежность идет по трем направлениям: 1) проверяется надежность самого измерительного инструмента; 2) проверяется стабильность измеряемого признака, свойства; 3) проверяется константность, т.е. независимость результатов от личности испытуемого и экспериментатора, незначительность изменения условий эксперимента.

Во всех случаях высчитывается коэффициент корреляции (Кк), который и является показателем надежности, которая тем выше, чем ближе Кк к единице (он должен быть не ниже 0,75).

Для проверки надежности задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются их результаты и сравниваются между собой, если методика однородна, то большой разницы результатов нет – Кк = 0,75.

Для проверки стабильности используется прием повторного тестирования спустя какое-то время (от двух недель до полугода). О стабильности судят по Кк между результатами первого и второго тестирования (Кк = 0,7)

Константность методики определяется путем корреляции результатов 2-х экспериментов, проведенных в относительно одинаковых условиях, на одной выборке испытуемых, но разными экспериментаторами.(Кк = 0,8)

3. Валидность – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность – комплексное понятие, включающее в себя сведения о том, пригодна ли методика для изучения того, для чего была создана (теоретическая валидизация), какова ее практическая полезность (прагматическая валидизация).

Провести теоретическую валидизацию – значит доказать, что данная методика измеряет то, для чего создана. Для этого достаточно провести методику для изучения данного свойства с уже доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и уже проверенной аналогичной методикой указывает на то, что разработанная методика измеряет то же качество, что и эталонная. Что касается прагматической валидизации, то для нее используется внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни (например, успеваемость для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта). Сопоставив у одних и тех же лиц результаты методики с данными внешнего критерия, можно судить о валидности. Коэф. валидности = 0,3 – 0,5 считается удовлетворительным.

Источник