- Выступление на педагогическом совете учителей «Формативное оценивание — как путь повышения качества знаний» статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Система оценивания: «Тенденции и пути совершенствования»
- Формативное оценивание на уроках в начальных классах
- Методы формативного оценивания
- Просмотр содержимого документа «Методы формативного оценивания»
Выступление на педагогическом совете учителей «Формативное оценивание — как путь повышения качества знаний»
статья
Доклад на тему: «Формативное оценивание — как путь повышения качества знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_2019_god.docx | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Чехова Московской области
142300, Московская область, г.Чехов, ул.Лопасненская, строение 1/1.
Телефоны: 8(49672) 2-38-70; 8(49672) 6-52-74
Выступление на педагогическом совете учителей
«Формативное оценивание — как путь повышения качества знаний»
учителя начальных классов:
Сычёва Оксана Юрьевна,
Климова Елена Викторовна
Чехов, 2018-2019 уч. гг.
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников». М.Барбер
Неотъемлемой частью обучения является оценивание. На сегодняшний момент оценивание в школе практически свелось к отметке. То есть не процессу, а к результату. Многие , особенно начальных классов, учатся не ради получения знаний, а ради оценок. Как изменить это положение? Как оценку сделать помощницей?
На сегодняшний день возникла необходимость в новом подходе к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Считаю, что одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный подход помогает устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения.
Формативное оценивание является составной частью личностно- ориентированного подхода к обучению учащихся. В связи с этим меняется роль учителя. Личностно — ориентированные технологии позволяют осуществлять организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами. Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, оно поощряется. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. (Оценивание учебных достижений учащихся . Методическое руководство. Б.: «Билим», 2012.)
Что же такое формативное оценивание?
Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения
изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того,
формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху.
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный
процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным» (чаще всего без отметочным) оцениванием и основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Формативное оценивание, проводимое в начальных классах, направлено на работу с каждым учеником, выявление достижений младших школьников и определение уровня сформированности навыков, умений, а также систематическое измерение образовательного прогресса учащихся, которое позволяет более точно и объективно оценивать достижения каждого ребенка, способствует росту ребенка, учитывая интересы и способности ученика.
Ф ормативное оценивание – процесс наблюдения, как изо дня в день протекает процесс обучения — это ежедневное оценивание. При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям.
Первым шагом в применении формативного оценивания стало целеполагание, так как убедилась, что конкретная цель – это путь к успеху.
Цель – это заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела . В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся. Цель должна быть конкретная, измеряемая, достижимая, реальная, ориентированная на результат. Таким методом является метод SMART (в переводе с английского — умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) мысль.
Для того, чтобы цели урока стали целями учащихся, необходимо совместно сформулировать критерии успеха.
— используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);
— применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.
Планировать использование техник формативного оценивания необходимо в тех случаях, когда:
— изучен некоторый объем нового материала;
— необходимо сделать промежуточный вывод;
— некоторые ученики перестали реагировать на указания по выполнению задания.
Наиболее эффективные техники формативного оценивания в начальных классах
Источник
Система оценивания: «Тенденции и пути совершенствования»
Задача оценки сложна сама по себе. Её влияние на процесс обучения зависит от нескольких причин:
- Задача оценки (формативная или суммативная)
- Тип целей оценки (когнитивная, аффективная, поведенческая, влияния)
- Уровень оценки (реакция, усвоение, поведение, влияние на организацию)
- Вид целей обучения (декларативное знание, процедуральное обучение, поведенческое)
- Тип учебного мероприятия (в учебном классе, технологичное, смешанное)
- Размер и тип групп участников (индивидуальное, малая группа, полная группа)
Целью оценивания является:
- Определение сложности обучения (например, тестирование с целью определения пробелов в знаниях обучающихся).
- Обратная связь, свидетельствует о достижениях учащихся (может варьироваться от неформальной до официальной в виде официальных письменных отчетов для родителей, дирекции и т.д.).
- Мотивация. Становиться для обучающихся стимулом для изучения материала.
- Прогнозирование и отбор. Система ЕГЭ для продолжения обучения на более высоком уровне.
- Стандартизация после соответствующего контроля (присуждение квалификационной категории). Или другим примером можно считать проведение международного тестирования PISA (Международная программа по оценку образовательных достижений учащихся). Результаты тестирования позволяют расставить страны по уровню. На уровне педагогических работников это аттестация.
- Контроль содержания образовательной программы и стиля преподавания (проводится вышестоящими организациями) (Программа, 2012)
Необходимость совершенствования процесса оценивания, как важной составляющей процесса обучения.
Baldwin и Ford приводят следующие факты: американское правительство тратит до 100 миллиардов долларов на обучение и развитие, и при этом «не более 10 процентов этих затрат реально трансформируются в последующую работу» (Baldwin & Ford, 1988, стр.63).
Приведем примеры наиболее часто используемых методик оценки. Например, появившиеся в США в 50-х и 60-х годах, представленная в работах Gagne and Briggs (1974), Goldstein (1993), и Mager (1962). Оценка по данной системе обычно появляется на завершающей стадии и ее целью является определение способов улучшения процесса (формативная оценка) или определение эффективности процесса (суммативная оценка) (Gustafson & Branch, 1997). А, например, Tennyson предлагает включить оценку непосредственно в процесс обучения (Tennyson, 1999). В нашей школе этой оценке, которая у нас называется текущей, уделяется большое внимание. Она и является мерилом эффективности учебного процесса, превращаясь в конце периода обучения в средне арифметическую.
Сегодня также часто используют систему критериального оценивания, которая вошла в нашу практику с распространением системы Международного бакалавриата. Грамотно составленные рубрикаторы и дескрипторы позволяют:
- Оценивать только работу обучающегося, не сравнивая его с другими.
- Выполненная работа сравнивается с заранее известным обучающемуся образцом (эталоном) правильно выполненной работы.
- Устраняет субъективность со стороны проверяющего.
В данной работе бы хотелось рассмотреть процесс формативного оценивания процесса обучения преподавателей, обучающихся на курсах повышения квалификации.
Тренинги в группах, при правильной организации и проведении, имеют ряд неоценимых преимуществ, которыми можно воспользоваться для получения высоких результатов обученности слушателей. Знания, получаемые в группе, слагаются из предшествующего опыта слушателей и того личного опыта, который они получили во время работы в группе, и после рефлексии групповой работы по достижению поставленных группой целей.
Оценить работу группы достаточно трудно. Все члены группы имеют различную степень мотивированности и разный уровень подготовки.
В проверке степени освоения содержания учебного материала модулей в основном используют формативное оценивание.
Иногда в литературе формативное оценивание называют мониторингом продвижения (Дудкина О. И., Буркитова А. А., Шакиров Р. Х, 2012). Применяют в качестве оценивания для обучения.
Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня (Руководство для тренера, с. 190).
Посредством формативного оценивания тренер осуществляет проверку правильности направления обучения, определяются потребности по приданию дополнительной мотивации работающих в группе слушателей, для использования других методов или научных источников.
Компоненты формативного оценивания (П. Блэк и Д. Уильям, 2002), которые справедливы во время проведения любого обучающего процесса:
- Обеспечение учителем эффективной обратной связи с обучающимися.
- Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
- Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
- Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
- Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Формативное оценивание осуществляется по двум схемам:
- Схема холистического оценивания – это скоростное оценивание, оценивание в короткие сроки в общем виде уровня развития ученика путем оценивания отдельно друг от друга способностей определенных по целям процесса обучения. Все виды формативного оценивания, которые приводимые ниже, относятся к этой категории.
- Аналитическое оценивание – это последовательное прослеживание и оценивание в течение определенного длительного периода времени предусмотренных для учеников конкретных способностей.
Способы форматированного оценивания
1. Фронтальный опрос
Начинается уже на этапе после получения слушателями задания. Тренер должен задать вопросы и оценить ответы на них:
- Есть ли вопросы по заданию?
- Необходима ли Вам какая-либо дополнительная информация?
- Задумывались ли Вы о…?
- Что Вы имеете в виду?
- Хотите ли Вы что-нибудь добавить?
- Есть ли у Вас другие варианты?
- Готовы ли Вы записать Ваши разработки на доске?
- Сколько еще времени Вам необходимо?
Для получения информации о стадии осмысления пройденного задания, тренер может задать вопросы:
- Чему Вы научились?
- Что все это для Вас значит?
- Работает ли этот принцип на практике?
- Как можно связать все то, о чем мы говорили?
- Приобрели ли Вы какие-либо новые взгляды о…?
- Каковы были основные моменты обсуждения?
- Какие уроки мы можем еще извлечь?
- С чем Вы это связываете?
Основная роль тренера – быть консультантом для обучающегося. Так как обучающийся стремится к улучшению своей деятельности, тренер должен способствовать этому: дать совет и стимулировать обучающегося к улучшению приобретенных навыков. Вопросы, задаваемые тренером и способствующие формативному оцениванию:
- Что Вам больше всего понравилось?
- Что было наиболее трудным?
- Как Вы можете применить это у себя дома?
- Можно ли это сделать в ближайшие две недели?
- Что Вы считаете необходимым сделать сразу после тренинга?
- Что Вы думаете, будет наиболее трудным при осуществлении этого?
- Если Вы делали уже это, то, что Вы можете изменить?
- Что Вы нашли для себя значимым в этой работе?
- Ожидаете ли Вы какого-либо сопротивления по возвращении?
- Что Вы можете сделать для преодоления этого сопротивления?
- В каких областях Вы хотели бы попрактиковаться больше?
- Есть ли у Вас еще вопросы?
- Как можно сделать это лучше?
Приведенная выше техника формативного оценивания применяется в том случае, если:
- изучен некоторый объем нового материала;
- необходимо сделать промежуточный вывод;
- некоторые слушатели перестали реагировать на указания по выполнению задания.
Вне зависимости от содержания ответов, которые прозвучат в качестве обратной связи, тренеру следует:
- отметить, что выполнено хорошо;
- при наличии ошибок предоставить конкретные рекомендации по улучшению работ/результатов.
2. Стратегия «Знаю/Хочу знать/Узнал».
Кроме устной обратной связи часто применяется стратегия критического мышления «Знаю/Хочу знать/Узнал». В этом случае тренер может ответить слушателям не только в устной форме, но и в письменной.
В работе «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям (2002) корректировку процесса обучения с учетом результатов оценивания обозначают как обязательный компонент формативного оценивания. Поэтому необходима работа, которую можно выделить в следующий пункт.
Внесение корректив в свою деятельность по результатам обратной связи с целью улучшения процесса обучения, обычно проводится несколькими способами:
Вместо исправлений ошибок используйте рекомендации перечитать, обдумать, проанализировать ту часть работы, которая не соответствует предъявляемым требованиям.
Выбирается для этого одна из форм:
- Напоминание. Этот тип рекомендаций больше подходит успешным слушателям.
- Поэтапная помощь. Этот тип рекомендаций больше подходит слушателям, которые предпочитают работать согласно инструкции. Она осуществляется несколькими средствами:
а) посредством вопросов, б) описания, в) незаконченных предложений.
- Сигнальный знак. Делается пометка на плакате (смайлик, наклейка, надпись) – сигнал о наличии спорного утверждения, а также можно дать более детальную информацию в конце работы. Часто проводится стрелка от места расположения спорного утверждения к месту написания рекомендации. Иногда указывается название учебника, параграфа, правила, например, в руководстве.
4. Целенаправленное действия
Концентрирую свое внимание на тех ошибках, которые встречаются часто. Если большинство слушателей выполнили неправильно какое-либо задание, необходимо внести изменения в свою деятельность, например: продолжить изучение проблемных мест темы; выделить дополнительное время для улучшения понимания изучаемого материала; корректирую методику преподавания.
Можно предложить слушателям сравнить работу другой группы, найти отличия, объяснить возникшие расхождения, проанализировать их и сделать выводы. А после этого можно вернуться к своей работе и сделать корректировку.
Мы называем этот вид работы чаще всего Самооценивание и взаимооценивание.
П. Блэк и Д. Уильям (2002) пишут: «Ученики должны уметь сами оценивать свои знания». Эта фраза подходит и для слушателей наших курсов. Поэтому я часто провожу формативное оценивание в форме взаимооценивание и самооценивание.
Такой вид оценивания является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает возможность закреплять изученный материал, а также проанализирировать собственный прогресс.
Для взаимооценивания я использую техники формативного оценивания «Внутренний и внешний круг» и «Динамические пары». Можно использовать технику «Две звезды и пожелание» в качестве не только оценивания, но и создания благоприятной атмосферы в группе.
Удачным примером формативного оценивания можно считать самопроверку. Обучающимся раздаются карточки, которые содержат несколько заданий. Учащиеся отвечают на них, а потом получают документ с правильными ответами и подробным разъяснением по ходу выполнения работы и с возможными вариантами ошибок.
6. Личная беседа
Пока все заняты письменным заданием, приглашаем отдельных слушателей по одному и тихо беседуем с ними о ходе его работы.
7. Избирательное оценивание
Сообщается слушателям, что проверяется или прослушивается только часть выполненной работы, наиболее значимой для дальнейшего продвижения каждого слушателя и всей группы.
Например, фраза может звучать так: «Сегодня я уделю внимание графическому представлению информации на плакатах, потому что…»
Сбор и регистрация результатов формативного оценивания
По итогам формативного оценивания тренер получает информацию об уровне учебных достижений слушателей. Они должны зафиксировать полученные результаты. Для этого курсанты могут использовать доску, ватман, листы бумаги с текстами анкет, различные формы регистрационных журналов. Это могут быть специально заведенные журналы, такие как «Журналы комментариев», «Учетные листы бесед», и т.д.
В дальнейшем просматриваются все собранные факты, и делается вывод о результативности проведенного занятия.
«Журналы комментариев» позволяет вести учет успешности занятий в течение длительного времени, а также проводить сравнительный анализ результатов занятий, упражнений, успехов слушателей.
Анализ результатов формативного оценивания
Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов работ.
Тренер должен уметь анализировать результаты оценивания/наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов формативного оценивания позволит выявить группы слушателей, для которых определенные задания представляют сложность и наиболее трудные, проблемные для большей части группы вопросы или задания.
Анализируя, в общем, результаты формативного оценивания, тренер может определять темы, цели и задачи, в которых слушатели добились хороших результатов и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения, достоинства и недостатки форм преподавания, возможные пути их совершенствования.
Например, при обработки рефлексии слушателей после окончания занятия было отмечено, что 36% всех слушателей курса указали на отсутствие материала по теме Преподавание в соответствии с возрастными особенностями. Это позволило к следующему занятию подобрать дополнительный материал для освещения данной темы.
Другими примерами реагирования на низкие показатели результатов формативного оценивания могут служить пересмотр:
- методов и приемов обучения;
- управления временем – распределение времени на работу над материалом;
- детального изучения состава слушателей и планирования занятий с учетом полученных данных;
- изучения предыдущих проблем группы по теме, т.е. проведение диагностического оценивания по теме и планирование с учетом полученных результатов;
- техник управления классом;
- проведением индивидуальных консультаций и др.
Все перечисленные выше виды формативного оценивания можно использовать во время проведения мастер-классов, совещаний МО, педагогических советов.
Вывод: Формативное оценивание – это движущий фактор развития каждого слушателя и один из решающих компонентов обучения. Тренер или учитель посредством такого мониторинга регулирует процесс обучения, обеспечивает продвижения всех обучающихся к успешному усвоению материала, а также, изучая потребности слушателей, не показавших достижений на требуемом уровне, оказывает им дополнительную помощь. В этом смысле, результаты фактической деятельности учителей превращаются в реальные индикаторы эффективности обучения для тренера.
Источник
Формативное оценивание на уроках в начальных классах
Сандыктауский район
с. Сандыктау
Формативное оценивание на уроках в начальных классах.
Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников» М. Барбер.
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой изменения в системе оценивания. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.
Исходя из выше изложенного, я, пройдя курсы по уровневым программам определила тему для самообразования: «Формативное оценивание на уроках в начальных классах».
Цель: совершенствование системы оценивания учебных достижений младших школьников через внедрение в учебный процесс эффективных форм формативного оценивания
- использование техник формативного оценивания; применение методики постановки целей SMART; использование эффективных форм устной и письменной обратной связи. применение мотивирующих методик; развитие коммуникативной компетенции у учащихся; создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
- индивидуализация учебного процесса; повышение учебной мотивации; повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности школьников; организация сотрудничества педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся и родителей, учителя и родителей; творческая активность учащихся. участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов; разработка новых форм, приёмов обучения. умение оказать практическую помощь коллегам (коучинг, менторинг, Lesson Study.
В соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования у обучающихся осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценивания.
Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.
Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями.
Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества.
Одним из таких механизмов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Этот тип оценивания направлен на реализацию личностно-центрированного принципа преподавания. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Формативное оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:
- внедряется культура совместного обсуждения в классе развиваются навыки критического и творческого мышления формируется среда, поощряющая вопросы учащихся поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты предоставляются учащимся примеры того, что от них ожидают
Компонентами формативного оценивания являются:
• Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
• Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
• Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
• Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
• Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.
Таким образом, процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.
Техники формативного оценивания в педагогической практике.
сказал: «Интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение; без вдохновения учение превращается для детей в тягость».
Хочу немного поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовясь к урокам, я находилась в постоянном поиске, старалась найти такие методы оценивания, чтобы реализовать модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения». Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока.
Как показывает практика, наиболее эффективными на уроках в начальных классах являются следующие техники формативного оценивания:
Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны
оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т. е. знания конкретной информации, определенного материала. На выполнение мини-теста отводится не более 5 мин. времени урока. Ученики выполняют мини-тест письменно в тетрадях, а мне сдают листок, на котором написаны ответы на предложенные задания. Я собирает листочки с ответами, проверяю результаты.
По итогам проверки обсуждаем вопросы, вызвавшие наибольшую сложность. (В случае возникновения проблемы по одному из вопросов у всего класса или большинства учащихся разбираем эту подтему.)
Я делаю записи в поурочных планах ( в разделе «Рефлексия») относительно результатов отдельных учеников. Например: Андрей – затрудняется в решении сложных уравнений.
2.Элективный (выборочный) тест.
Я раздаю каждому ученику карточки с буквами «A, Б, B, Г, Д», прошу учеников ответить одновременно, т. е. поднять карточку с правильным ответом. Ученикам предоставляется 20 секунд на выбор ответа.
Например: Определите, каким членом предложения
являются выделенные слова.
Над лесом блеснула яркая молния.
Затем я прошу поднять карточки с буквами – правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Обсуждаем с учащимися разные варианты ответов, и прошу их объяснить свой выбор. При необходимости вызываю к доске одного из учащихся. Ответы позволяют мне определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее. При необходимости разбираем ошибки, допущенные при выполнении данного задания.
У каждого ученика имеются карточки 3-х цветов светофора.
Прошу учащихся показывать сигналы карточками, обозначающие их понимание или непонимание материала. По итогам опроса прошу учеников ответить на вопросы по пройденной теме. К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки с вопросом: — Что Вам не понятно?
По итогам полученных ответов принимаю решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения.
4.Индекс карточки (для обобщения или для вопросов).
После прохождения раздела или темы раздаю учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.
Вопрос на одну минуту (трехминутное эссе) – это
целенаправленный вопрос, ответ на него может занять 2-3 минуты.
Например: 2 класс, познание мира.
После прохождения темы для выяснения уровня понимания учащимися темы, задаю вопрос: Как вы думаете, что является для вас главным и что осталось непонятным по данной теме? Затем прошу написать ответ в течение одной минуты. После написания выборочно прошу учащихся озвучить эссе.
6.Речевые образцы (подсказки).
Даю учащимся речевые образцы (выражения подсказки), помогающие строить ответ.
Например: 2 класс.
Глагол — это часть речи, которая обозначает____________________________ и отвечает на вопросы_______________________________ .
Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и я задаю вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) прошу одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Класс произвольно делю на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста
в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов
самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.
Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.
Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Я задаю дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
– Как, чем _________________ похожи или отличаются от _ ________ ?
– Каковы характеристики (части) ______________________________ ?
– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _ _______ ?
– Какова основная идея, концепция, мораль в _ _____________________ ?
– Каким образом ______________соотносится с _ __________________ ?
– Какие идеи, детали вы можете добавить к ______________________ ?
– Приведите пример по (к)_ _____________________________________ ?
– Что неверно в ________________________________________________ ?
– Какое заключение вы можете сделать __________________________ ?
– На какой вопрос мы пытаемся ответить _______________________ ?
– Какую проблему мы пытаемся решить?
– Что вы предполагаете сделать ________________________________ ?
– Что могло произойти, если бы _________________________________ ?
– Какие критерии вы использовали бы для оценки _________________ ?
– Какие доказательства или подтверждения вы можете привести
в поддержку _ ________________________________________________ ?
– Как можно подтвердить или опровергнуть _ ____________________ ?
– Как это можно рассматривать с точки зрения _ ________________ ?
– Какие альтернативы нужно иметь в виду ______________________ ?
– Какие подходы или методы можно использовать в _ ______________ ?
10.Внутренний и внешний круг.
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
11.Обобщение в одном предложении.
Попрошу учащихся обобщить изученную тему в одном предложении,
которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
12.Обобщение в одном слове.
Даю учащимся задание:
«Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
13.Словесная оценка (устная обратная связь).
Самый распространенный вид оценки. Хвалю учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провожу устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.
Указываю учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Не ставлю за работу никакой отметки, но оцениваю ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
Предоставляю учащимся трехминутную паузу, которая дает им возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
. Я изменил свое отношение к……….
. Я узнал больше о ………….
. Я удивился тому, что……
Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
16.Две звезды и желание (взаимооценивание).
Применяю при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.
Предлагаю проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».17. 20 секунд.
Задаю ключевой вопрос и предлагаю подумать над ним не менее 20 секунд, чтобы детей с медленной реакцией тоже вовлечь в процесс.
Прошу учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание
или непонимание материала (в ходе объяснения каких-либо понятий, принципов, процесса и т. д.). Предварительно договариваемся с учащимися об использовании этих сигналов:
Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направ‑
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, опрашиваю учащихся каждой группы.
По итогам полученных ответов принимаю решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
19. Рефлексия содержания учебного материала.
Ситуативная рефлексия – выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность учащегося в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего в данный момент.
Ретроспективная рефлексия: служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом.
Перспективная рефлексия: включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование.
Результаты работы. ( Приложение)
- Динамика обучения учащихся.
- Эффективная обратная связь на уроке.
- Активное участие учащихся в процессах самоооценивания и взаимооценивания.
- Обязательное активное участие ученика в учебном процессе;
- Повышение ответственности ученика за собственное обучение;
- Повышение уровня мотивации и потребности к действиям.
- Формирование адекватной самооценки.
Используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся.
Система оценивания, ориентированная на эффективное и результативное обучение ребенка, позволяет мне:
- осуществлять информативную и регулируемую обратную связь; использовать ее как форму поощрения, но не наказания; отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся; ориентировать ученика на успех.
Формативное оценивание позволяет учащимся:
- самостоятельно вести наблюдение за динамикой качества своего учения; приобрести навыки самоанализа; отрабатывать конкретные учебные навыки; понять, какие конкретные знания, навыки и умения они должны приобрести в результате учения; ставить задачи на улучшение результатов и пути их решения; формировать общие учебные умения. осуществлять своевременную коррекцию знаний; сравнивать состояние своих ЗУН в начале изучения темы и в конце.
Таким образом, использование формативного оценивания обеспечивало осознание младшими школьниками целей обучения, формирование внутреннего планирования и контроля учебной деятельности, становление субъектной позиции ученика.
Учащиеся активно включаются в работу, не боятся дать неверный ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку, что способствует формированию рефлексии, самооценки и снижению тревожности.
1.П. Блэк и Д. Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. , , . – Б.: «Билим», 2012.
3. Формативное оценивание в обучении, SMART цели и критерии успешности. Методическое пособие для педагогов, Астана,2015.Авторы-составители: , , Пазылова Г. Ш.,
Источник
Методы формативного оценивания
расскрытия различнх методов формативного оценивания
Просмотр содержимого документа
«Методы формативного оценивания»
День 7, занятие 2 Раздаточный материал 3
Методы формативного оценивания
1. Метод «Углы»: Учитель предлагает ученикам вопрос и размещает четыре возможных ответа по четырем углам класса. Ученики встают возле ответа, который считают верным, в групповой работе формулируют выбранные ответы и обосновывают свое мнение.
2. «Подумай-спарься-разделись». Каждый ученик в самостоятельной работе по полученному заданию (вопросу) резюмирует свой ответ, в паре делится своим мнением, далее это переходит в групповую работу.
3. Stop-кадр. Стоп-кадр — работа с одним моментом («кадром) видеофильма. Остановив на экране кадр и задавая вопросы, можно вовлечь учеников в диалог. В классе можно организовать и работу в парах: один из учеников показывает кадр, другому можно поручить подробно прокомментировать этот образ; другой ученик может помогать ему, задавая уточняющие вопросы.
4. Озвучивание. Показав беззвучный отрывок фильма, связанный с пройденной темой или соответствующий уровню учеников, можно поручить ученикам войти в роль и озвучить отрывок. Вначале можно показать отрывок со звуком. Необходимо дать ученикам достаточно времени на подготовку.
5. Отброшенный вопрос. Для повышения уровня понимания темы и в целях развития навыки обсуждения, «перекидывать» вопросы между учениками в классе: например, «Асан, ты поддерживаешь мнение Айны?», «Айна, как еще можно дополнить ответ Асана?», «Асан, как можно сформулировать высказанные мения одним словом?»
6. «Поймай ответ». Задавая вопрос, учитель бросает ученикам мешочек с горохом. Это придает процессу опрашивания кинестетический образ и ученики не принуждаются к добровольному ответу. Если ученик не знает ответа на вопрос, он может перекинуть вопрос другому ученику. В зависимости от сложности вопроса, можно определить его первоначальный вес (с помощью баллов). Например, если ученик, поймавший мешочек, перекидывает вопрос другому ученику, стоимость вопроса снижается на 1 балл. Это задание можно использовать и в мини-группах, тогда учитель бросает мешочек группам поочередно.
7. «Бросание мяча» Учитель задает вопрос, бросая мяч. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает свой вопрос. Если ученик не может ответить на вопрос, он передает мяч другому ученику. Этот метод помогает в оценивании теоретических вопросов, достижении языковых целей.
8. «Найди слово». В шкатулку кладутся кусочки бумаги, на которых записаны ключевые слова по теме. Один из учеников, взяв из шкатулки бумажку, в течение 1 минуты должен описать слово, описывая, но не называя его. Ученик, угадавший слово, достает следующее слово и продолжает объяснять.
9. «Вопрос в конверте». Подготовьте конверты для каждого ученика и, написав 2-3 вопроса по теме, положите в конверт. Раздайте ученикам конверты и дайте 2 минуты времени: ученик записывает на стикере свое имя, ответы на вопросы, кладет в конверт и передает следующему ученику. Обмениваются конвертами, пока не ответят все ученики. В конце соберите стикеры, зачитайте вслух несколько ответов (не называя имена); класс обсуждает, насколько верными были ответы.
10. «Обмен мнениями» (Showdown). Для каждой группы готовится по 5 вопросов по теме. Каждый вопрос записывают на одной стороне стикера, на обратной стороне записывают ответ на вопрос и обмениваются стикерами со следующей группой. Руководитель группы читает вопросы, члены группы готовят и записывают ответы на вопросы. По знаку лидера все открывают свои ответы и обсудив ответы, сравнивают с правильным ответом.
11. Элективный тест. Учитель заранее раздает каждому ученику стикеры белого, желтого, голубого, зеленого, красного цвета, обозначенные знаками A, В, С, D, Е. После каждого вопроса, подождав 20 секунд, просит класс поднять букву, соответствующую ответу на тестовый вопрос. Для само- и взаимооценивания разбирают правильные или неправильные ответы в диалоге.
Источник