Меню

Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется тест



Статья 20. Платность использования природных ресурсов

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ в бюджеты субъектов РФ и бюджеты ЗАТО в 2002 году зачисляется плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в размере 81 процента доходов, а в доход федерального бюджета — в размере 19 процентов

О платежах за загрязнение окружающей природной среды см. письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется тест

4.1. Плата за пользование природными ресурсами

Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.
Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ «О недрах». При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
— разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
— регулярные платежи за пользование недрами;
— плата за геологическую информацию о недрах;
— сбор за участие в конкурсе (аукционе);
— сбор за выдачу лицензий (ст. 39).
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249 . Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
———————————
СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1254.

Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 958.

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом «О животном мире». Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52). Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (часть вторая) ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира. Так, ставка сбора за медведя бурого (камчатские популяции), медведя белогрудого — 6000 руб., благородного оленя, лося — 1500 руб.

Источник

Платность природопользования

Настоящая статья раскрывает сущность принципа платности природопользования и порядок определения платежей.

Принцип, предполагающий платность природопользования, входит в состав основных принципов в экологическом праве. Все платежи в данной сфере базируются на делении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, различается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного влияния на окружающую природу.

Общая характеристика принципа платности природопользования

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность всяких хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду. Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Понятие ключевой мотивации платности природопользования предполагает экологический мотив, способствующий более бережному отношению к природным благам. Но существует и мотивация фискальная, носящая целевой характер. Полученные в счет оплаты средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности: • плата за пользование природой; • оплата за отрицательное влияние на окружающую среду; • компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.

Плата за использование природных ресурсов

Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей. Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне. Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире». При этом учитывается не только пользование фауной, но также нерациональность и сверхлимитность использования.

Читайте также:  Пап тест сколько ждать результаты

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:

  • выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
  • сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
  • процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
  • размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
  • загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.

Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба. Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета. В это же время платность природопользования стимулирует предприятия к сокращению объемов вредных выбросов и образованию отходов. Тем самым минимизируется вред для природы и здоровья населения.

Система правовых форм платы за природопользование

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

Источник

Тест 7. Какие природные ресурсы относятся исключительно к федеральным природным ресурсам?

Тест 6. На какие природные объекты распространяется право частной собственности?

A) лес на дачных участках, находящихся в собственности граждан,,

D) Животный мир в естественной среде обитания.

Тест 7. Какие природные ресурсы относятся исключительно к федеральным природным ресурсам?

A) Минеральные и биологические ресурсы континентального шельфа и территориальных вод,

B) Земельные участки, предоставленные муниципальным учреждениям,

C) национальные парки,

D) Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).

Тест 8. Объекты права общего природопользования:

A) Общераспространенные полезные ископаемые,

B) Обводненные каналы,

C) Объекты животного мира,

Тест 9. Объекты права специального природопользования:

A) Животные в естественной среде обитания,

B) Земли водного фонда, на которые распространяется право публичного сервитута.

C) Земли, используемые в качестве путей сообщения,

D) Земли лесного фонда, на которые распространяется право публичного сервитута.

Тест 10. Права граждан на экологическую информацию предусмотрены в следующих законах:

A) Конституции РФ,

B) Гражданском Кодексе,

C) Градостроительном кодексе,

D) Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Тест 11. Экологический мониторинг определяется как:

A) Система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды,

B) Деятельность государственных органов по проверке соблюдения исполнения требований экологического законодательства,

C) Система наблюдений за источниками негативного воздействия на окружающую среду,

D) Деятельность органов местного самоуправления по проверке работы очистных сооружений и других обеззараживающих веществ.

Тест 12. Экологические права граждан, закрепленные в Конституции РФ:

A) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением,

B) Право на «радиационную» безопасность,

C) Право на защиту права собственности на природные ресурсы,

D) Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

Тест 13. Экономическое обеспечение рационального природопользования:

A) Введение платы за природопользование,

B) Укрепление государственной формы собственности на природные ресурсы,

С) укрепление административного метода в управлении природопользованием,

D) Освобождение от платы за природопользование в случае применения природоохранных технологий.

Тест 14. Цель введения платы за природопользование:

A) Стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов,

B) Охрана права собственности на природные ресурсы,

C) Обеспечение права специального природопользования на природные ресурсы,

D) Укрепление административного метода в управлении природопользованием.

Тест 15. Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется:

A) Налоговым кодексом РФ,

B) Федеральным Законом «Об охране окружающей среды»,

C) Федеральным законом «О недрах»,

D) Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Тест 30. Лимитирование природопользования определяется как:

A) Система ограничений по срокам и объемам предельных показателей изъятия природных ресурсов,

B) Система ограничений по срокам выдачи лицензий на отдельные виды природопользования,

C) Система ограничений по количеству выданных лицензий на загрязнение окружающей среды,

D) Система ограничений по заключению договоров на природопользование.

Тест 16. Плата за загрязнение окружающей среды регулируется:

A) Федеральным законом «Об охране окружающей среды»,

B) Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

C) Федеральным законом «О радиационной безопасности населения»,

D) Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Тест 17. Компенсация санкционированного вреда, причиненного окружающей среде осуществляется:

A) В соответствии с базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды,

B) В соответствии с утвержденными таксами,

C) В соответствии с утвержденными методиками исчисления ущерба,

D) По фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Тест 18. В плату за загрязнение окружающей среды НЕ включается:

A) Плата за пользование природными ресурсами,

B) Плата за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов,

C) Плата за негативное воздействие в пределах временно согласованных нормативов,

D) Плата за захоронение отходов.

Тест 19. Экологическое страхование определяется как:

A) Отношения по защите имущественных интересов физических лиц на случай экологических рисков,

B) Отношения по защите экологических интересов общества на случай техногенных аварий,

C) Отношения по защите особо охраняемых территорий на случай природных катастроф,

D) Отношения по защите экологических интересов граждан на экологически неблагополучных территориях.

Тест 20. Объектом добровольного экологического страхования является:

A) Риск гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде,

B) Земельный участок на случай порчи земли,

Читайте также:  Самые тупые тесты пройти

C) Участок лесного фонда на случай нарушения лесного законодательства об охране лесного фонда,

D) Участок водного фонда на случай загрязнения санкционированными сбросами сточных вод.

Тест 21. Страховые события, по которым страховщик несет ответственность:

A) Внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде,

B) События, прямо или косвенно связанные с военными действиями,

C) События, вызванные радиоактивным загрязнением от деятельности, связанной с использованием ядерного топлива,

D) События, вызванные нарушением законов или иных нормативно-правовых актов.

Тест 22. Формы проявления экономического вреда:

A) Потери товарной продукции природы,

B) Истощение природной среды,

C) расходы на воспроизводство природного ресурса,,

D) Загрязнение природной среды.

Тест 23. Формы проявления экологического вреда:

A) Разрушение экологических связей,

B) Порча и утрата урожая,

C) истощение природного ресурса,

D) Расходы на оздоровление окружающей среды.

Тест 24. Целью экологического нормирования является:

A) Определение допустимых пределов воздействия на окружающую среду,

B) Определение экономической ценности природных ресурсов,

C) Установление правил оформления лицензий на природопользование,

D) Установление правил расчета платы за природопользование.

Тест 25. Конкретные требования о нормировании допустимого изъятия природных ресурсов регулируются:

A) Земельным Кодексом, Лесным Кодексом и иными природоресурсными законами,

B) Федеральным Законом «Об охране окружающей среды»,

C) Лесным кодексом и иными природоресурсными законами,

D) Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Тест 26. Объекты экологической сертификации:

A) Готовая продукция,

B) Предпроектные документы,

C) Проектные документы,

D) Предплановые документы.

Тест 27. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической сертификации и стандартизации является:

A) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

B) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,

C) Министерство природных ресурсов,

D) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Тест 28. Объектом обязательной экологической сертификации являются:

A) Ввозимые на территорию России товары, технологии, отходы,

B) Любые пищевые продукты,

C) Любые лекарственные средства,

D) Добываемые объекты животного мира.

Тест 29. Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимают:

A) Оценку потенциального экологического вреда при планируемой хозяйственной деятельности,

B) Оценку выполнения требований, предъявляемых к природопользователю в соответствии с лицензией,

C) Оценку состояния окружающей среды в результате загрязнения,

D) Установление соответствия намечаемого воздействия на природу экологическим требованиям.

Тест 30. Экологическая экспертиза определяется как:

A) Установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям,

B) Исключительно предварительная оценка загрязнения окружающей среды,

C) Исключительно предварительная оценка истощения природных ресурсов при планируемой хозяйственной деятельности,

D) Правильность внесения платежей за загрязнение окружающей среды.

Тест 31. Полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы:

A) Организуют общественные обсуждения о намечаемой хозяйственной деятельности,

B) Утверждают порядок проведения экологической экспертизы на территории муниципального образования,

C) Утверждают порядок взимания платы за проведение государственной экологической экспертизы,

D) Проводят общественную экологическую экспертизу.

Тест 32. К специально уполномоченному органу, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, относится:

A) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,

B) Министерство сельского хозяйства,

C) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,,

D) Министерство здравоохранения.

Тест 33. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для:

A) Для последующего финансирования и реализации проекта,

B) Для снижения платежей за природопользование,

C) Для установления повышенных цен на выпускаемую продукцию,

D) Освобождения от платы за загрязнение окружающей среды.

Тест 34. Общественная экологическая экспертиза проводится:

A) Природоохранными общественными организациями,

B) Любыми общественными организациями независимо от их устава,

C) Исключительно по инициативе граждан,

D) По согласованию с государственными специально уполномоченными органами.

Тест 35. Заключение общественной экологической экспертизы:

A) Носит рекомендательный характер,

B) Имеет обязательный юридический статус наряду с государственной,

C) Обязательно включается в заключение государственной экологической экспертизы,

D) Не может быть обжаловано в судебном порядке.

Тест 36. Экологический надзор определяется как:

A) Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения требований экологического законодательства,

B) Деятельность уполномоченных субъектов по организации наблюдения за качественным состоянием окружающей среды,

C) Деятельность уполномоченных субъектов по организации наблюдения за источниками вредного воздействия на окружающую среду,

D) Деятельность уполномоченных субъектов по проверке оформления прав на природные ресурсы.

Тест 37. Правомочия государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов:

A)Посещение предприятий независимо от степени засекреченности объекта контроля,

B) Запрещение экологически вредной деятельности юридических лиц,

C) Изъятие оригиналов документов, относящихся к объекту проверки,

D) Запрещение экологически вредной деятельности физических лиц.

Тест 38. Кем осуществляется общественный экологический контроль?

A) Общественными и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами,

B) Органами местного самоуправления,

C) Международными некоммерческими организациями,

D) Общественными организациями независимо от их устава.

Тест 39. Объекты общественного экологического контроля:

A) Деятельность предприятий и государственных органов, связанная с природопользованием,

B) Выполнение требований экологического законодательства на территории закрытых административно-территориальных образований,

C) Выполнение требований экологического законодательства на землях обороны,

D) Выполнение требований радиационной безопасности на военных объектах.

Тест 40. Административная ответственность за экологические правонарушения:

A)Носит надведомственный характер,

B) Применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность,

C) Применяется только к должностным лицам,

D) Не применяется к иностранным лицам, являющимися инвесторами.

Тест 41. Дисциплинарные взыскания за экологические правонарушения:

A) Применяются за нарушение требований экологической безопасности, контроль за которыми включен в служебные функции,

B) Применяются специально уполномоченным природоохранным органом,

C) Не могут быть обжалованы в судебном порядке,

D) Применяются в любое время со дня обнаружения проступка.

Тест 42. Компенсация «неправомерного» вреда, причиненного окружающей среде:

A) Осуществляется добровольно,

B) Методика подсчета опирается на базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды,

C) осуществляется по решению суда,

D) Методика подсчета не включает упущенную выгоду.

Тест 43. Основанием для возмещения вреда здоровью человека является:

A) Сам факт причинения вреда или угроза его наступления,

B) Нарушение нормативов качества окружающей среды,

C) Нарушение санитарно-экологических нормативов,

D) Нарушение градостроительных нормативов.

Т ест 44. Правовая охрана земельных ресурсов регулируется:

A) Земельным кодексом РФ,

B) Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды»,

C) Федеральным Законом «О государственном земельном кадастре».

D) Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления».

Источник

Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется тест

Библиографическая ссылка на статью:
Бочкарева И.А., Бобылев А.Ю. Плата за пользование недрами // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2138 (дата обращения: 08.06.2021).

Всем известно, что наша страна в первую очередь является сырьевой: нефть, природный газ, – все это добывается в недрах нашей земли и вывозится за границу. Государство, несомненно, получает от этого пользу: прибыль от экспорта и налог за пользование природными ресурсами. Данный вид налога занимает важное место среди природоресурсных платежей в системе доходов бюджета, как по объему правового регулирования, так и по поступающим денежным средствам. Для того чтобы оценить вклад данных платежей в бюджеты, необходимо определить их систему и характерные особенности.

Налогообложение за пользование недрами регулируется Налоговым Кодексом, а просто пользование недрами – Федеральным Законом “О недрах” от 21.02.1992 №2395-2, согласно которому недра являются частью земной коры, находящейся ниже почвенного слоя, а в случае отсутствия данного слоя – ниже земной поверхности, а также ниже дна водоемов и водостоков, который распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Среди налогов и платежей за пользование недрами можно выделить следующие:

— платежи за пользование объектами животного мира;

— плата за выбросы вредных веществ сверх нормы;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— платежи за пользование лесным фондом;

— платежи за пользование водными объектами;

Читайте также:  Тест эволюция звезд вспышки сверхновых с ответами

— земельный налог. [1]

1. Налог на добычу полезных ископаемых.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с 26 главой НК РФ.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются государством как пользователи недр.

— полезные ископаемые из недр на территории страны;

— полезные ископаемые из отходов добывающего производства.

Дадим пояснение, что такое полезные ископаемые. Полезными ископаемыми признается продукция, полученная добывающими отраслями промышленности, которая содержится в добытом из недр минеральном сырье. Надо заметить, что к полезным ископаемым будет относиться только та продукция, которая соответствует государственному стандарту РФ, а так же продукция, которая получена из минерального сырья путем его переработки.

Налоговая база: стоимость полезных ископаемых определяется каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из:

— цен реализации добытой продукции;

— цен реализации без учета субвенций государства;

— расчетной стоимости продукции.

Налоговая ставка: она определяется отдельно по видам полезных ископаемых в соответствии с 342 статье НК РФ. [5]

Комментарий: хотя данный вид налога и является федеральным, распределяется он следующим образом:

— налог по необщераспространенным полезным ископаемым – 40% – федеральный бюджет, 60% – региональный;

— налог по углеводородному сырью: 80% – федеральный; 20 – региональный;

— налог по общераспространенным полезным ископаемым: 100% – региональный бюджет.

2. Платежи за пользование водными объектами.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Водным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за пользование водными объектами”.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование водных объектов с применением различных технических устройств и средств.

Объект налога: пользование водными объектами.

— объем продукции, произведенной при использовании водного объекта;

— объем воды, забранный из водного объекта;

— площадь используемых акваториальных объектов;

— объем сточных вод.

Налоговая ставка: ФЗ определены минимальные и максимальные налоговые ставки. Они делятся по категориям в зависимости от вида использования водного объекта и его состояния. [4]

Заметим, что если у водного объекта нет соответствующей лицензии, то ставки увеличиваются в пять раз.

Комментарий: данный вид налога идет полностью в региональный бюджет, в дальнейшем эти средства используются на восстановление и охрану водных объектов.

3. Платежи за пользование лесным фондом.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ и Постановлениями Правительства.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование лесным фондом.

Заметим, что плата не взимается за общее природопользование в лесах: отдых, сбор плодов и ягод и так далее.

От уплаты налога освобождаются участники ВОВ, инвалиды первых и вторых групп и так далее.

— культурно-оздоровительные и спортивные цели.

Отметим, что к объектам налога не относится проведение государственными органами научных и исследовательских работ.

Налоговая ставка: определяются минимальные ставки платы за древесину. Они устанавливаются в рублях за единицу ресурса или за единицу площади. [6]

Комментарий: платежи могут осуществляться в двух видах:

— лесные подати – при краткосрочном пользовании;

— арендная плата – при аренде участков на длительные сроки.

Денежные средства, полученные по этому налогу, направляются на проведение лесовосстановительных работ.

4. Платежи за пользование объектами животного мира.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Федеральным Законом “О животном мире” и Постановлением Правительства

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование животным миром на территории страны.

Объект налога: право пользования объектами животного мира.

Налоговая база: определяется отдельно в отношении каждого вида животного мира. [3]

Комментарий: объектами живого мира можно пользоваться не обязательно постоянно. Для этого существует практика выдачи лицензий. Они, как правило, разовые, выдаются органами по охране объектов животного мира.

Что интересно: от оплаты налога освобождаются организации и лица, которые осуществляют изъятие объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предохранения заболеваний животных.

Средства от сбора налога, поступающие в бюджет, используются на охрану воспроизводства животного мира.

5. Плата за выбросы вредных веществ сверх нормы.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства.

Налогоплательщики: предприятия и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с природопользованием.

— выборы в атмосферу вредных веществ;

— сброс вредных веществ в поверхностные и подземные воды;

— выбросы в пределах установленных лимитов;

— выбросы в пределах допустимых нормативов.

Комментарий: к отдельным регионам могут применяться коэффициенты к базовой нормативной плате, которые будут учитывать экологические и другие факторы.

Поступления от сбора налога направляется в федеральный бюджет (19%) и региональный (81%). Впоследствии они направляются на финансирование программ по охране окружающей среды.

6. Земельный налог.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за землю”.

Налогоплательщики: землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов), собственники земли.

Объект налога: земля, находящая во владении собственников.

Налоговая ставка: устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в год. Ставки пересматриваются в связи с изменением условий хозяйствования.

Комментарий: Данный вид налога условно можно разделить на две части:

1. Плата за земли сельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

— земельный налог на сельскохозяйственные участки;

— земельный налог на подсобное хозяйство.

2. Плата за земли несельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

— налог за городские земли;

— налог за земли, расположенные за границами населенного пункта, в размере 20% от средней ставки;

— налог за земли водного фонда;

— налог за земли лесного фонда. [2]

Что интересно: при уплате данного налога к налогоплательщикам применяется механизм зачета расходов предприятий на ведение природоохранительных мероприятий. Данный механизм заключается в том, что платеж уменьшается на сумму, потраченную на охрану окружающей среды.

Как уже отмечалось выше, средства со сбора данных налогов направляются на реализацию природоохранных мероприятий.

Наиболее серьезной проблемой платежей за пользование недрами как стимула рационального природопользования, является их низкий уровень. В ФЗ “Об охране окружающей природной среды” предусмотрена плата за сверхлимитное и нерациональное использование ресурсов, в целях бережного отношения к благам природы, но в природоресурсном законодательстве данная мера не нашла своего отражения.

Чтобы оценить финансовый вклад платежей за пользование недрами, сопоставим их объем с доходами бюджета в целом (на примере федерального бюджета): 8-17% доходов приходится на природоресурсные платежи. Среди которых наибольшую долю в свою очередь имеет налог на добычу полезных ископаемых. К тому же немалую долю в доходах бюджета имеют доходы от продажи природных ресурсов за границу.

Таким образом, на данный момент большая доля доходов бюджета государства приходится на доходы от продажи природных ресурсов. Вырученные деньги покрывают общественно важные расходы бюджета, но при этом стоит опасаться возможности экономического спада вследствие масштабного экспорта природных ресурсов.

Библиографический список

  1. Закон Российской Федерации “О недрах” (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г.);
  2. Оценка стоимости недвижимости / Библиотекарь.ру // URL: bibliotekar.ru (Дата обра-щения 28.01.12);
  3. Регулярные платежи за пользование недрами / Российский налоговый курьер // URL: http://www.rnk.ru (Дата обращения 29.01.12);
  4. Соломатина И.Е. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами / Недвижи-мость и инвестиции. Правовое регулирование № 3-4 (16-17) Декабрь 2003г.;
  5. Экологическое право / Все о праве // URL: http://www.allpravo.ru (Дата обращения 28.01.12)
  6. Экологическое право (право окружающей среды) / Библиотекарь.ру // URL: bibliotekar.ru (Дата обращения 29.01.12).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Источник