Периодичность проведения курсового гигиенического обучения тест

Отдел организации гигиенического обучения и консультационных услуг по защите прав потребителей проводит гигиеническую подготовку и аттестацию руководителей и работников организаций, выдачу и оформление бланков личных медицинских книжек и санитарных паспортов.

Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения регламентирован:

1. Федеральным законом РФ от 30.03.1999 г. № 52 — ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».

2. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 20. 07. 2000 г., регистрационный № 2321).

3. Федеральным законом от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 11,29,34,36).

4. Федеральным законом от 02.01.2000. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

5. Приказом Минздрава России от 29.06.2000. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», зарегистрирован Минюстом России 20.07.2000. рег. № 2321.

6. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005.№ 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

В соответствии с приказом МЗ РФ № 229 от 29.08.2000 г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приёме на работу и в дальнейшем с периодичностью:

  • Для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо — молочной и кремово — кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, работников общественного питанияежегодно , исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;
  • Для остальных категорий работников — 1 раз в 2 года.

Гигиеническая подготовка и аттестация работников отдельных профессий и должностных лиц проводится только после получения заключения о допуске к работе по результатам медицинского осмотра и соответствующей отметки в личной медицинской книжке.

Результаты медицинских осмотров, в том числе лабораторных и рентгеновских исследований, отметки о перенесенных заболеваниях и данные о профилактических прививках — заносятся на соответствующую страницу личной медицинской книжки и заверяются печатью и штампом лечебно-профилактического учреждения, а также подписью должностного лица, ответственного за проведение медицинского осмотра.

Профессиональная гигиеническая подготовка проводится по очной форме в виде тестирования.

В целях экономии времени обучение может производиться на рабочем месте при условии предоставления помещения и подбора групп однородных профессий (не менее 10 человек в группе) в заранее согласованные сроки.

Контролировать наличие личных медицинских книжек у работников имеют право специалисты Роспотребнадзора, а также сотрудники правоохранительных органов.

Ответственность за допуск к работе лиц, не имеющих полностью оформленных личные медицинские книжки, в соответствии с законодательством несет работодатель.

При выявлении фальсифицированной медкнижки (в настоящее время это происходит нередко) ответственность несет как конкретный сотрудник, так и работодатель.

За нарушение санитарного законодательства предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

ВНИМАНИЕ: Регистрация и выдача личной медицинской книжки ее владельцу без удостоверения личности ЗАПРЕЩЕНА.

График проведения занятий по гигиенической подготовке:

Работники общественного питания:

  • Понедельник с 14 – 00
  • Четверг с 14 – 00

Работники торговли:

  • Вторник с 14 – 00
  • Пятница с 10 – 00

Работники коммунальных предприятий:

  • Среда с 10 – 00

Работники детских дошкольных учреждений:

  • Среда с 14 – 00

Оформление личных медицинских книжек нового образца:

Понедельник – Четверг с 14 – 00 до 16 – 00

2. Квитанцию об оплате

3. Фотографию 3×4

· Стоимость одной мед. книжки без прохождения гигиенического обучения — 203,00 руб.

· Стоимость повторного обучения, включая оформление ранее выданной личной медицинской книжки – 1083,00 руб.

. Стоимость обучения при устройстве на работу, включая оформление личной медицинской книжки – 1286,00 руб.

· Гигиеническая подготовка руководителей и должностных лиц хозяйствующих субъектов — 1643,00 руб.

Получатель:

УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре

(ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-ЮГРЕ» л/с 20876U65610)

Банк получателя: РКЦ г. Ханты-Мансийск

БИК 047162000 Р/счет 40501810300002000002

КБК 14130201010010000130 ОКАТО 71131000000

Платеж принимается во всех банках г. Ханты-Мансийска

Гигиеническая подготовка и аттестация проводится по адресу: г. Ханты – Мансийск, ул. Рознина 72, каб. 306, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО — ЮГРЕ»

тел. 8 (3467) 35-97-11

Источник

Квалификационные тесты по гигиене и эпидемиологии (2019 год) с ответами — часть 8

Гигиеническое воспитание и ЗОЖ

Вопрос N: 36

Наиболее эффективная форма профессиональной гигиенической подготовки:

Вопрос N: 37

Периодичность проведения курсового гигиенического обучения:

2.1 раз в 2 года

3.дифференцирована по профессиональным группам работников

4.1 раз в полгода

Вопрос N: 38

Ответственность за организацию профессиональной гигиенической подготовки возложена на администрацию предприятия:

2.в отдельных случаях

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное не верно

Вопрос N: 39

Ответственность за несвоевременное прохождение медицинского осмотра работниками предприятия несут:

1.органы и учреждения Роспотребнадзора

Вопрос N: 40

Здоровый образ жизни рассматривается как:

2.социально экономическая категория

5. верно а, б и в

Вопрос N: 41

Направления работы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в области гигиенического обучения и воспитания населения:

1.гигиеническое обучение профессиональных групп и декретированных контингентов

2.пропаганда эколого-гигиенических знаний

3.организация учета профилактических осмотров населения

4.профилактика инфекционных заболеваний

Вопрос N: 42

Стратегические направления деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по гигиеническому обучению и воспитанию:

Вопрос N: 43

Гигиеническая подготовка профессиональных контингентов проводится по программам и методическим материалам, утвержденным:

1.ФНИИ медицинских проблем формирования здоровья

2.главным врачом ТУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека территории

3.центром медицинской профилактики

4.комитетом по здравоохранению территории

Вопрос N: 44

Руководители организаций направляют в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»:

1.пофамильные списки лиц, подлежащих гигиенической подготовке

2.данные о помещениях для занятий

3.проект плана гигиенической подготовки

Вопрос N: 45

Пути снижения негативного влияния факторов риска на человека:

1.формирования мотивации к здоровому образу жизни

2.улучшения условий природной и социальной среды

3.совершенствование больнично-поликлинической помощи населению

Вопрос N: 46

К числу социально-значимых неинфекционных заболеваний относятся:

1.болезни системы кровообращения

3.болезни опорно-двигательного аппарата

4.болезни кожи и подкожной клетчатки

Вопрос N: 47

На основании уголовного кодекса РФ лечение наркомании осуществляется:

1.с согласования больного наркоманией

2.принудительно для всех лиц

3.принудительно для лиц, совершивших преступления и признанных нуждающимися в лечении

Вопрос N: 48

Работник занимающийся производством, транспортировкой и реализацией кремово-кондитерской продукции подлежит гигиеническому обучению:

Читайте также:  Назовите достоинства коллективного метода принятия управленческих решений тест

2.1 раз в 2 года

Вопрос N: 49

Работник занимающийся питанием школьников подлежит гигиеническому обучению:

2.1 раз в 2 года

Вопрос N: 50

Работник занимающийся коммунальным и бытовым обслуживанием подлежит гигиеническому обучению:

2.1 раз в 2 года

Вопрос N: 51

К средствам гигиенического воспитания относится:

Вопрос N: 52

Выделяют следующие формы гигиенического воспитания:

2. индивидуальные, групповые, массовые

3.индивидуальные и массовые

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 53

Уровень индивидуального здоровья наиболее целесообразно определять с помощью следующего вида диагностики:

3.и тот, и другой

4.ни тот, ни другой

5.все перечисленное верно

Вопрос N: 54

Отличие метода «управления с помощью целей» от метода «программно-целевого планирования» при их использовании в «программах здоровья» заключается:

1.в акценте на эффективное обращение информации и нежесткости целей и средств

2.в более высокой эффективности и экономичности

3.в приложении только к региональным проблемам

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 55

Основной недостаток АГИС «Здоровье» заключается:

1.в отсутствии индивидуальных характеристик обследуемого контингента

2.в отсутствии алгоритмов непараметрического анализа

3.в отсутствии социально-экономических характеристик региона

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 56

Выберите группу показателей, которая характеризует агенты, непосредственно влияющие на организм человека:

1.микроклиматические характеристики, умственная нагрузка, эмоциональное

напряжение, физические факторы среды

2.условия (охраны) труда, физическая активность, курение, структура семьи, природные

3.частота и длительность заболеваний, инвалидность, смертность, психический комфорт

4.микроклиматические характеристики, эмоциональное напряжение, условия (охраны) труда, психический комфорт

5.умственная нагрузка, физическая активность, частота и длительность заболеваний

Вопрос N: 57

Укажите группу показателей, характеризующих элементы формирования действующих на человека агентов:

1.микроклиматические характеристики, умственная нагрузка, эмоциональное

напряжение, физические факторы среды

2.условия (охраны) труда, физическая активность, курение, структура семьи, природные

3.частота и длительность заболеваний, инвалидность, смертность, психический комфорт

4.микроклиматические характеристики, эмоциональное напряжение, условия (охраны) труда, психический комфорт

5.умственная нагрузка, физическая активность, частота и длительность заболеваний

Вопрос N: 58

Укажите, какая группа показателей определяет значительность эпидситуации и системы, ведущей наблюдение за ней:

1.общее число случаев заболевания, коэффициент летальности, смертность, потеря трудоспособности, медицинские расходы, эффективность мер профилактики

2.популяция, включенная в сферу наблюдений, структура собираемой информации, источники информации, форма передачи и хранения информации

3.простота, гибкость, чувствительность, достоверность, репрезентативность, современность

4.общее число случаев заболевания, медицинские расходы, эффективность мер профилактики

5.популяция, включенная в сферу наблюдений, источники информации, форма передачи информации

Вопрос N: 59

К группе показателей, определяющих компоненты и функционирование систем эпиднадзора, относится:

1.общее число случаев заболевания, коэффициент летальности, смертность, потеря трудоспособности, медицинские расходы, эффективность мер профилактики

2.популяция, включенная в сферу наблюдений, структура собираемой информации, источники информации, форма передачи и хранения информации

3.простота, гибкость, чувствительность, достоверность, репрезентативность, современность

4.общее число случаев заболевания, медицинские расходы, эффективность мер профилактики

5.популяция, включенная в сферу наблюдений, источники информации, форма передачи информации

Укажите правильную последовательность действий при системном анализе проблем улучшения здоровья:

1.формулировка проблемы, сбор информации, идентификация системы, спецификация альтернатив, оценка альтернатив

2.идентификация системы, сбор информации, формулировка проблемы, оценка альтернатив, специфика альтернатив

3.формулировка проблемы, спецификация альтернатив, оценка альтернатив, сбор информации, идентификация системы

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 61

Пара следующих показателей: уровень детской смертности 15% — уровень заболеваемости детей (количество заболевших на 100000 детей) представляет собой:

Вопрос N: 62

Альтернатива решения задачи управления здоровьем – это:

1.другая цель управления

2.дополнительные финансовые средства для решения задачи

3.параллельное решение задачи двумя рабочими группами

4.вариант решения задачи другими средствами

Вопрос N: 63

Роль вентиляции в системе оздоровительных мероприятий:

1.технологическая (не допускать образование вредностей в источнике

2.санитарно-гигиеническая (средство коллективной защиты – удаление или ослабление воздействия вредных факторов до гигиенических регламентов)

Вопрос N: 64

Укажите точную формулировку понятия ПДК:

1.концентрация, которая при действии на организм не вызывает острого отравления

2.концентрация, которая при ежедневной работе в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, в течение всего рабочего стажа не может вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений

3.концентрация, которая при действии на организм работающего неограниченно продолжительное время не вызывает хронического отравления

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 65

Перечислите основные требования, которые регламентируются и должны контролироваться согласно СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ»:

1.гигиенические требования к освещению и окраске стен

2.гигиенические требования к персоналу, работающему с ручным инструментом

3.гигиенические требования к ручным инструментам, к организации работ и режиму труда, к применению средств индивидуальной защиты

4.гигиенические требования к применению средств индивидуальной защиты

Вопрос N: 66

Спецодежда при защите от пыли должна быть:

1.герметичной, с двойной застёжкой и завязками на кистях и щиколотках

2.состоять из нарукавников и фартука

3.иметь свободный покрой, хорошо вентилируемый

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 67

При нормировании микроклимата рабочих мест в соответствии с нормативными документами выделяют периоды года:

4.все периоды, кроме летнего

Вопрос N: 68

Определение готовности к систематическому обучению в школе должно проводиться:

1.однократно — непосредственно перед поступлением в школу

2.однократно — за год до поступления в школу

3.двукратно – за год до поступления и непосредственно перед поступлением в школу

4.двукратно – за 2 года до поступления и непосредственно перед поступлением в школу

Вопрос N: 69

Факторы, вызывающие напряжение функциональных систем организма ребенка при поступлении в школу, кроме:

1.изменение динамического стереотипа

2.снижение двигательной активности

3.повышение двигательной активности

4.повышение статической нагрузки

5.усложнение дисциплинарных требований

Вопрос N: 70

При определении готовности к систематическому обучению необходимо оценивать:

Вопрос N: 71

При полном переходе к началу обучения с 6 лет определение функциональной готовности детей к школе целесообразно проводить, прежде всего, для того, чтобы иметь возможность:

1.оздоровить ребенка до школы

2.правильно комплектовать классы с учетом функциональной готовности

3.оценить качество обучения в ДО

4.значения не имеет

Вопрос N: 72

Отбор детей 6-летнего возраста для систематического обучения в школе должен производиться с учетом:

1.морфо-функциональной зрелости организма и состояния здоровья

Вопрос N: 73

Значимость проблемы формирования здорового образа жизни детей и подростков обусловлена:

1.невысоким ранговым местом здоровья в шкале жизненных ценностей детей и подростков

2.эффективностью комплексной первичной профилактики среди детей и подростков

3.существенным влиянием образа жизни на многие социальные процессы и характеристики общества, здоровье населения

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 74

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

1.соблюдение гигиенических норм и правил режима учебы, труда, отдыха, питания

2.оптимальный двигательный режим

3.отсутствие вредных привычек

4.высокая медицинская активность

Вопрос N: 75

Для привития среди населения здорового образа жизни наиболее эффективной формой гигиенического его воспитания и обучения является:

5.все перечисленное неверно

Читайте также:  Игры для девочек прикольные тесты для девочек

Вопрос N: 76

Формы воспитания и обучения детского и подросткового населения по вопросам здорового образа жизни может проводиться в виде:

3.информационных бюллетеней и проспектов;

Вопрос N: 77

Наиболее доступной и эффективной в дошкольных организациях является система закаливающих мероприятий, включающая:

1.воздушные ванны во время физкультурных занятий в зале и прогулок с подвижными играми, обливание ног, создание теплового комфорта путем соответствия одежды детей микроклимату помещений

2.воздушные ванны во время физкультурных занятий в зале и прогулок, обливание

3.воздушные ванны во время физкультурных занятий на улице, прогулок с подвижными играми, обтирание

4.воздушные ванны во время физкультурных занятий на улице, прогулок с подвижными играми, создание теплового комфорта ‘путем соответствия одежды детей микроклимату в помещениях

Вопрос N: 78

К основным принципам закаливания относятся все кроме:

1.учет состояния здоровья

4.создание положительной мотивации

5.малая трудоемкость организации

Вопрос N: 79

Абсолютным противопоказанием к проведению водного закаливания является:

1.частые простудные заболевания

2.острые воспалительные процессы

3.реконвалесценция после простудного заболевания

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 80

При организации закаливания после перенесенного ребенком заболевания необходимо учитывать все, кроме:

1.состояние здоровья ребенка

2.характер перенесенного заболевания

3.длительность лихорадочного периода

4.степень закаленности ребенка

Вопрос N: 81

Проводить закаливающие процедуры часто болеющим детям:

2.можно без ограничений

3.можно использовать щадящие воздействия

4.можно только летом

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 82

Ко 2 «Б» группе по классификации ВОЗ относятся следующие заболевания, передающиеся половым путем:

1.хламидиоз, трихомониаз, генитальный герпес, микоплазмоз

3.ВИЧ-инфекция, сепсис новорожденных, гепатит

4.хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз

5.гонорея, сифилис, ВИЧ-инфекция

Вопрос N: 83

В основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи:

4.все перечисленное верно

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 84

Современные подростки характеризуются:

1.ранним половым и поздним эмоциональным созреванием

2.поздним половым и поздним эмоциональным созреванием

3.поздним половым и ранним эмоциональным созреванием

4.ранним половым и ранним эмоциональным

5.все перечисленное неверно

Вопрос N: 85

На втором этапе психосексуального развития (12-13 лет) происходит:

1.формирование психосексуальных ориентаций

2.установление стереотипа поло-ролевого поведения

Источник

Кто подлежит обязательной гигиенической подготовке и аттестации?

В связи с частыми обращениями руководителей учреждений о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций поясняем, что в соответствии с приказом МЗ РФ № 229 от 29.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» ( зарегистрировано в Минюсте РФ регистрационный № 2321 от 20.07.2000г.) и руководствуясь письмом Минздрава РФ от 07.08.2000г № 1100/2196-0-117.

обязательной профессиональной гигиенической подготовки и аттестации подлежат работники следующих профессий:

1. должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие:

1.1. в организациях торговли, в т.ч. продовольственны х рынках, включая оптовые;

1.2. в организациях общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты и др.);

1.3. на пищеблоках всех учреждений и организаций;

1.4. в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, базах, складах хранения и реализации;

1.5. в транспортных организациях.

2. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды, в т.ч. работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети.

3. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие:

3.1. в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения);

3.2. в учебно-воспитате льных учреждениях (общеобразовател ьные школы, детские дома, профессионально- технические училища, техникумы, школы интернаты, лицеи, колледжи);

3.3. в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы);

3.4. во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.).

4. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, работающие:

4.1. в организациях по санитарно-гигиен ическому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, жилищно-эксплуат ационные организации, организации, осуществляющие комплексную санитарно-гигиен ическую очистку территории города);

4.2. в организациях, занятых обслуживанием канализационных сетей и сооружений;

4.3. в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах;

4.4. в ночных клубах;

4.5. в бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоро вительных учреждениях;

4.6. в лечебно-профилак тических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, а также санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах, непосредственно связанных с питанием и коммунально-быто вым обслуживанием пациентов и отдыхающих;

4.7. в организациях торговли промышленными товарами, в т.ч. комиссионной торговли, организациях по хранению и реализации товаров, поступающих из-за рубежа для повторного использования, вещевых рынках и организациях.

4.8. водителями транспортных организаций, индивидуальными предпринимателям и, занятыми перевозками людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также междугородними и международными перевозками.

5. Учащиеся общеобразователь ных школ, средних специальных и высших учебных заведений, лицеев, колледжей и т.п. в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях, организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

6. Иностранные рабочие в период работы в организациях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ программам (8-12 час) и обязательна для лиц указанных выше профессий, впервые устраивающихся на работу и в дальнейшем с периодичностью:

— для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитер ской продукции, детского питания, питания дошкольников — ежегодно в соответствии с требованиями санитарных норм и правил для вышеназванных типов предприятий (организаций) и исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;

для остальных категорий работников — 1 раз в 2 года.

Профессиональная гигиеническая подготовка проводится:

— по очно — заочной форме;

— по заочной форме.

После прохождения профессиональной гигиенической подготовки проводится аттестация в форме тестирования, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку. При неудовлетворител ьном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Не аттестованные должностные лица и работники организаций направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме.

Профессиональная гигиеническая подготовка проводится на базе:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» — г. Рязань, ул. Свободы, д. 89 и непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещения.

Обучение проводится на основании заявлений ЮЛ, ИП, заключенных с ними договоров, после оплаты в установленных законодательство м случаях услуг за проведение гигиенического обучения, оформление, выдачу и учет личных медицинских книжек согласно прейскуранту цен.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.

Читайте также:  Тесты росавиации для авиатехников с ответами

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Тел.: +7 (4912) 25-58-02

Соц. сети:

Источник

Гигиеническое обучение в торговле

Законодательство РФ обязывает торговые организации и предпринимателей осуществлять гигиеническое обучение работников (ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», СП 2.3.6.1066-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.01 № 23).

Лица, поступающие на работу в торговые организации, должны пройти (разд. 13 «Личная гигиена персонала» СП 2.3.6.1066-01):

  • медосмотр;
  • профессиональную и гигиеническую подготовку;
  • аттестацию.

Приказом Минздрава России от 12.04.11 № 302н утверждены:

  • порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (приложение № 1);
  • перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение № 2).

На каждого работника должна быть заведёна личная медицинская книжка (форма утв. приказом Роспотребнадзора от 20.05.05 № 402), в которую вносятся:

  • результаты медицинских обследований и лабораторных исследований;
  • сведения о перенесённых инфекционных заболеваниях;
  • отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, утверждён приказом Минздрава России от 29.06.2000 № 229. Этим же приказом утверждены:

  • журнал регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций (приложение № 2);
  • образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку работника (приложение № 3).

Первичное прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации осуществляется гражданином при его трудоустройстве в торговую компанию.

Гигиеническое обучение проводится после прохождения физическим лицом предварительного медицинского освидетельствования и внесения результатов медосмотра в личную медицинскую книжку.

В дальнейшем периодичность прохождения профессиональной гигиенической подготовки работников торговых фирм зависит от того, к какой категории работников относятся лица, обязанные проходить гигиеническое обучение.

Если деятельность работника торговой организации связана с хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания или питания дошкольников, то проходить гигиеническое обучение необходимо ежегодно.

Остальные категории работников торговли проходят гигиеническое обучение и аттестацию раз в два года.

Для прохождения гигиенического обучения следует составить поимённый список работников торговой фирмы, которые в предстоящем году должны пройти соответствующее обучение и аттестацию, и направить его не позднее 1 февраля текущего года в соответствующий центр Госсанэпиднадзора на согласование.

Список сотрудников представляется одновременно с проектом плана подготовки, и после согласования план проведения подготовки утверждается руководителем фирмы.

Гигиеническое обучение может проводиться:

  • очно (6 – 12-часовые программы);
  • очно-заочно. В таком случае очная часть программы должна составлять не менее четырёх часов, а самостоятельная подготовка осуществляется на основании методических материалов с консультацией специалистов;
  • заочно. Предполагает самостоятельную подготовку по предлагаемым методическим материалам.

Гигиеническая подготовка может проводиться не только на базе образовательной организации, но и непосредственно в самой торговой организации. В самой организации проведение обучения возможно при соблюдении следующих условий:

  • количество лиц, проходящих профессиональную гигиеническую подготовку, — не менее 10 человек;
  • у организации есть возможность предоставить помещение для занятий.

Что до аттестации по результатам проведённой подготовки, то она проводится в форме теста или собеседования непосредственно в центре Госсанэпиднадзора. Если результат положительный, то отметка о прохождении аттестации вносится в личную медицинскую книжку работника и защищается специальной голограммой. В случае неудовлетворительного результата отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Работник, не прошедший аттестацию, должен быть направлен на повторную гигиеническую подготовку по очной форме обучения, но не ранее чем через неделю.

В случае если и повторные результаты аттестации также неудовлетворительны, то центр Госсанэпиднадзора обязан уведомить об этом руководителя торговой организации.

Что до учёта расходов на гигиеническую подготовку, то, поскольку глава 25 НК РФ позволяет налогоплательщику учесть почти все расходы (за исключением прямо поименованных в статье 270 НК РФ) для целей налогообложения, при условии что они экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с получением дохода, то расходы на гигиеническое обучение торгового персонала могут быть учтены для целей налогообложения.

Учесть расходы на гигиеническое обучение, по мнению автора, возможно по подпункту 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ как расходы, связанные с профессиональной подготовкой работников, если работник проходил обучение профессии продавца или, к примеру, товароведа, стандартные программы по которым включают в себя раздел по гигиеническому обучению.

При этом нужно учитывать, что пунктом 3 статьи 264 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

  • профессиональная подготовка работников организации осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию;
  • профессиональную подготовку проходят работники организации, заключившие с ней трудовой договор, либо физические лица, заключившие с торговой организацией договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трёх месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного организацией, заключить с ней трудовой договор и отработать у неё не менее одного года (потенциальные сотрудники).

Следовательно, расходы торговой организации на профессиональную подготовку своих работников и (или) потенциальных сотрудников включаются в состав прочих расходов, если они соответствуют вышеперечисленным критериям.

Каких-либо иных критериев, которым должны соответствовать расходы на подготовку, главой 25 НК РФ не установлено.

В случае если трудовой договор между потенциальным сотрудником и работодателем — торговой фирмой был прекращён до истечения одного года с даты начала его действия, то организация обязана включить во внереализационные доходы отчётного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение соответствующего потенциального сотрудника, учтённую ранее при исчислении налоговой базы (за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, ст. 83 ТК РФ).

Обязанность учесть суммы, ранее уплаченные за обучение, в составе внереализационных доходов возникает у организации также и в случае, если трудовой договор с потенциальным сотрудником не был заключён по истечении трёх месяцев с момента окончания обучения.

ВАЖНО:

Внимание: личные медицинские книжки оформляются только на тех работников, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров, например продавцы, грузчики, экспедиторы и т. д. То есть бухгалтеру торговой фирмы личную книжку оформлять нет необходимости.

Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по дифференцированным программам и методическим материалам, утверждённым департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.

Расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов.

Марина САВЁЛОВА, эксперт ООО «Правовая помощь предпринимателям»

Источник

Поделиться с друзьями
Наши факторы