Патологическое развитие характера называется тест

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Патологическое развитие личности — стойкое, в ряде случаев необратимое изменение личностных свойств, обусловленное взаимодействием длительных или часто повторяющихся психогений с особенностями характера.

Термин «патологическое развитие личности» был применен К. Ясперсом для обозначения личностных изменений, обусловленных взаимодействием психогенных средовых факторов и свойств самой личности (см.). В отечественную психиатрию это понятие ввел П. Б. Ганнушкин, к-рый рассматривал Патологическое развитие личности как динамику психопатий (см.). О. В. Кербиков и другие описали клинические варианты Патологического развития личности, формирующиеся на почве неблагоприятно текущего пролонгированного невроза, после перенесенного реактивного психоза, как результат искажения характера вследствие имеющегося физического дефекта.

Патологическое развитие личности противопоставляется изменениям личности при заболеваниях, когда характер процесса вносит в личность больного новые, не свойственные ему ранее характерологические черты.

Общепринятой классификации типов П. р. л. не существует. Обычно за основу принимают описательный критерий. Наиболее часто встречаются следующие типы П. р. л.: астенический, депрессивный, истерический, обсессивный и паранойяльный.

Данная классификация носит в значительной мере условный характер, т. к. часто встречаются смешанные картины лишь с относительным преобладанием того или иного характерологического склада. Расстройства, свойственные одному типу П. р. л., могут со временем усложняться за счет особенностей, свойственных другому типу, и даже занять определяющее место в клин, картине, поэтому правомерно говорить, что один тип П. р. л. сменяется другим. Чаще усложнению и последующей трансформации подвергаются астенический и депрессивный типы П. р. л. Выделение каждого типа определяется особенностями его патол, склада. При астеническом типе П. р. л. преобладают проявления, свойственные астеническим психопатиям; при депрессивном — выражены различные стойкие субдепрессивные состояния, в т. ч. сходные с так наз. ларвированными депрессиями (см. Депрессивные синдромы); при истерическом — расстройства определяются симптоматикой, наблюдающейся при истерической психопатии; обсессивному типу П. р. л. свойственны особенности, характерные для психастении (см.); паранойяльному — преобладание сверхценных идей различного содержания (см. Сверхценные идеи).

По механизму возникновения П. р. л. относят к широкому кругу видов психогенного патол, развития, среди к-рых основное место занимает постреактивное развитие личности, характеризующееся постепенным формированием патохарактерологических особенностей. В возникновении и проявлении П. р. л. большое значение имеет возрастной фактор. В детской психиатрии термин «патологическое развитие личности» широко применяется для обозначения патологии формирования характера. При П. р. л. у детей имеет место нарушение процесса становления личности, а не качественное изменение уже сложившейся личности. Исходя из особенностей психогенеза нарушений формирующегося характера и преобладающих проявлений, В. В. Ковалев и другие выделяют следующие основные типы П. р. л. у детей и подростков: патохарактерологическое формирование (развитие) личности; постреактивное патол, формирование личности; невротическое формирование личности; дефицитарный тип патол, формирования личности. При патохарактерологическом развитии личности в условиях психогенно травмирующей ситуации у детей и подростков формируются и закрепляются отклонения характера, среди к-рых преобладают аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный и неустойчивый варианты. При постреактивном патол, развитии личности формирование патол, черт характера обусловлено перенесенными реактивными состояниями, особенности проявлений к-рых оказываются основой последующего П. р. л. При невротическом развитии личности у детей и подростков формирование патол. черт характера происходит на основе протрагированного (затянувшегося) действия психической травмы и определяется сочетанием патол. характерологических изменений и невротических расстройств. Дефицитарный тип патол, формирования личности возникает у детей с различными физическими дефектами и хрон, инвалидизирующими заболеваниями, существующими с раннего детства, к-рые обусловливают реакцию личности на осознание дефекта, а также социальную и сенсорную депривацию (см.).

Изучение этиологии и патогенеза П. р. л. показало, что общим для всех типов является психогенное происхождение. Понятие «патологическое развитие личности» тесно связано с понятиями «психогенный шок», «психогенная реакция», «психогенная декомпенсация». Разница между ними условна, т. к. основной критерий — длительность и стойкость патол, состояния — в нек-рых случаях оказывается недостаточно надежным. При этом сила и характер психогений (см.) могут быть чрезвычайно разнообразными; напр., психогенный фактор может быть кратковременным, но сверхсильным, повторным, длительным, постоянно действующим, индивидуально значимым для данной личности. В соответствии с генезом различают конституциональное и ситуационное П. р. л., но чаще встречается смешанный тип. Конституциональное развитие основывается преимущественно на особенностях личности, ситуационное — на особенностях психической травмы. Соответственно этому конституциональное П. р. л. имеет постепенное и эволютивное течение, а ситуационное носит характер сдвигов.

Диагноз устанавливают на основании данных анамнеза и результатов клин, обследования, выявляющих изменения личности, формирующиеся под влиянием психогенно действующих факторов.

Дифференциальный диагноз проводят с вялотекущей формой шизофрении (см.) и затяжными реакциями.

Лечение включает фармакотерапию, психотерапию, педагогические воздействия. Фармакотерапия облегчает проведение больным психотерапии. Вопрос о госпитализации следует решать индивидуально.

Прогноз в отношении выздоровления у взрослых сомнителен, однако возможно восстановление работоспособности, социальной адаптации; у детей при нормализации условий среды в ряде случаев возможно обратное развитие патол, черт личности.

Читайте также:  Микрофлора пшеничного теста кратко

Судебно-психиатрическая оценка Патологического развития личности неоднозначна. Лица с паранойяльным типом П. р. л., как правило, признаются невменяемыми. При других типах вопрос о вменяемости решается в зависимости от степени выраженности психических изменений в период совершения противоправного действия. При этом основное значение для экспертной оценки психического состояния имеют те же критерии, что и для оценки психопатий.

Библиография: Ганнушкин П. Б. Избранные труды, М., 1964; Гиндикин В. Я. Психопатии и патохарактерологические развития, в. кн.: Клин, динамика неврозов и психопатий, под ред. В. В. Ковалева, с. 152, Л., 1967, библиогр.; Гурьева В. А. и Иванюк В. Я. Особенности динамики некоторых вариантов психогенного развития личности, в кн.: Практика суд.-психиат. экспертизы, под ред. Г. В. Морозова, сб. 13, с. 79, М., 1968; Керби-к о в О. В. Избранные труды, М., 1971; Клиническая психиатрия, под ред. Г. Груле и др., пер. с нем., с. 143, М., 1967; Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста, с. 206, М.,1979; Лакосина Н. Д. Клинические варианты невротического развития, М., 1970, библиогр.; Морозов Г. В. Роль биологического и социального факторов в патогенезе и клинике психопатий при рассмотрении их в судебно-психиатрическом аспекте, Материалы 5-го Всесоюз, съезда невропат, и психиат., т. 3, с. 175, М., 1969; Сим-сон Т. П., Модель М. М. и Гальперин Л. И. Психоневрология детского возраста, с. 294, 338, М.— Л., 1935; Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2, с. 225 и др., М., 1959; Hоrvai I. Psyehopatie, Praha, 1968; Jaspers K. Eifersuchtswahn, ein Beit-rag zur Frage, Entwicklung einer Person-lichkeit oder Prozess? Z. Neurol., Bd 1, S. 567, 1910; Leonhard K. Normale und abnorme Personlichkeiten, B., 1964; Petrilowitsch N. Abnorme-Personlichkeiten, Basel — N. Y., 1966; Schneider K. Klinische Psychopathologie, S. 17, Stuttgart, 1962.

Источник

Патологическое развитие характера называется тест

ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена

Психопатология — тесты для Педкампус

1. Клиническая дисциплина, изучающая распространение, клинику, диагностику и лечение психических заболеваний, их этиологию, патогенез, организацию психиатрической помощи, социальные аспекты — это:
психодиагностика
психология
психопатология
+ психиатрия

2. Редукция части позитивной симптоматики при сохранении негативной имеет название:
интермиссия
+ ремиссия
исход
глубокий дефект

3. Вымыслы, которые заполняют провалы памяти больного, это:
+ псевдореминисценции
криптомнезии
эхомнезии
конфабуляции

4. Как называется патология, которую сопровождает искаженное по внешнему виду (происходит искажение восприятия по существу) зрительное восприятие величины, формы, увеличение количества и пространственного расположения реальных предметов?
дереализация
сенестопатия
+ метаморфопсия
гипестезия

5. Укажите, какие выделяю группы психических заболеваний по этиологической принадлежности:
+ экзогенные
энтрогенные
+ психогенные
+ эндогенные

6. Как называется наиболее глубокая степень помрачения сознания, характеризующаяся полной дезориентировкой во времени, месте и собственной личности?
непароксизмальные помрачения сознания
онейроидное (сновидное) помрачение сознания
непароксизмальные выключения сознания
+ аментивное помрачение сознания

7. В структуре общения условно выделяются три его составляющие. Укажите какие:
+ перцепция
+ интеракция
исход
+ коммуникация

8. Согласно подходу, предложенному К. Леонгардом и А. Е. Личко выделяют следующие типы личностей:
+ шизоидный
+ лабильный
+ гипертимный
+ циклоидный

9. Укажите, какие бывают галлюцинации с завершенной предметностью:
вербальные
+ тактильные
+ кинестетические
+ зрительные

10. На каком этапе развития психического заболевания проявляется наличие неспецифических, непсихотических общесоматических, вегетативных, неврозоподобпых, психопатоподобных или аффективных расстройств с трудно выявляемой их нозологической предпочтительностью?
исход
+ инициальный период
этап развернутой клинической картины
дебют болезни

11. Болезни, при которых этиологический фактор относится к внешней среде, входят в группу:
эндогенных
+ экзогенных
психогенных
энтрогенных

12. Укажите общие требования к клиническому мышлению:
+ гибкость
+ концентрированность
+ творческий подход
+ объективность

13. В общем случае видоизменение клиники психических заболеваний любого характера называется:
интранозоморфоз
патометаморфоз
интерпатоморфоз
+ патоморфоз

14. Единичный, частный признак нарушения функций организма в общем клиническом проявлении психического заболевания, неблагополучия в психической сфере человека — это:
синдромокинез
+ симптом
синдромогенез
синдромотаксис

15. Что представляет собой психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации?
+ характер
темперамент
задатки
менталитет

16. Какая патология проявляется при невротических и депрессивных синдромах, а также бредовых (паранояльный, параноидный, парафренный, аффективно- бредовые), онейроидных и психоорганических синдромах?
гиперестезия
гипестезия
анестезия
+ сенестопатия

17. Как называется выключение сознания, характеризующееся полной дезориентировкой, утратой даже слабых дифференцированных ориентировочных реакций, в том числе на болевые раздражители (при этом в ответ возникают недифференцированные двигательные и мимические реакции)?
+ сопор
кома
аменция
амнезия

18. Какой тип течения психических заболеваний характеризуется чередованием психотических состояний длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев и “светлых промежутков” от нескольких месяцев до нескольких лет?
течение по типу реакции
течение по типу развития
процессуальный
+ циркулярный

Читайте также:  Система и источники административного права тест

19. Как называется прием, при котором психиатр предлагает пациенту оценить собственные болезненные ощущения так, как если бы они наблюдались не у него самого, а у другого?
прием «зеркало»
прием «отражение»
+ прием “воображаемого двойника”
прием “обобщенного двойника”

20. Как называются искаженные, извращенные воспоминания?
эхомнезия
+ парамнезия
псевдореминисценция
криптомнезия

21. Болезни, при которых этиологический фактор относится к внешней среде, входят в группу:
психогенных
+ экзогенных
эндогенных
энтрогенных

22. Как называются природные предпосылки развития человека, сутью которых являются врожденные индивидуально-психологические свойства, связанные с морфологическими и функциональными особенностями головного мозга и органов чувств?
темперамент
+ задатки
способности
характер

23. Изменение клиники заболеваний вследствие прменения актуальных методов лечения — это:
интрасиндромальный патоморфоз
+ патометаморфоз
интерпатоморфоз
интранозоморфоз

24. Характеристика индивида со стороны нервно- динамических особенностей его психической деятельности называется:
задатки
личность
+ темперамент
Характер

25. Экстралингвистические средства передачи информации включают в себя:
жесты
речь
+ паузы
+ плач

26. Отличительной̆ особенностью как ого типа личности является крайняя изменчивость настроения? Для представителя этого типа личности самые незначительные события окружающей жизни оказывают существенное влияние.
гипертимный
+ лабильный
астено-невротический
неустойчивый

27. При каком клиническом варианте психопатических состояний ведущими свойствами личности выступают быстрая истощаемость, утомляемость, вялость, нерешительность, сензитивность, эмоциональная лабильность со склонностью к депрессивным формам реагирования?
возбудимый
паранойяльный
психастенический
+ астенический

28. Главной особенностью какого типа личности является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения?
психастенический
+ эпилептоидный
лабильный
сензитивный

29. Как называют патологию, при которой наблюдается понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность?
+ гипестезия
сенестопатия
гиперестезия
анестезия

30. Диагностику составляют несколько основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни. Укажите какие:
+ логический
структурный
+ технический
+ семиотический

31. На каком этапе развития психического заболевания проявляется наличие неспецифических, непсихотических общесоматических, вегетативных, неврозоподобпых, психопатоподобных или аффективных расстройств с трудно выявляемой их нозологической предпочтительностью?
дебют болезни
этап развернутой клинической картины
исход
+ инициальный период

32. Как называется изменение клиники определенной болезни в пределах свойственных ей синдромов, соотношения между формами течения болезни?
патометаморфоз
интерпатоморфоз
+ интранозоморфоз
интрасиндромальный патоморфоз

33. Укажите, какие бывают галлюцинации с завершенной предметностью:
+ кинестетические
+ тактильные
+ вербальные
+ зрительные

34. К какому типу относятся галлюцинации, при которых человек “видит” свои внутренние органы?
зрительные
кинестетические
+ висцеральные
тактильные

35. Диагностику составляют несколько основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни. Укажите какие:
+ семиотический
+ технический
структурный
+ логический

36. Как называют обманы памяти, при которых имевшие место в жизни пациента события, факты, переживания предстают удвоенными, утроенными в воспоминаниях больного, нередко разбросанные во времени?
+ эхомнезия
парамнезия
псевдореминисценция
криптомнезия

37. Стратегия установления межличностных отношений, при которых происходит столкновение противоположно направленных целей, установок и поведения субъектов взаимодействия, имеет название:
конкуренция
содружество
+ конфликт
диалог

Источник

Тестовые задания по клинической психологии (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

c. задержка психического развития;

80. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:

a. задержка психического развития;

c. психопатия;

d. акцентуация характера.

81. Реактивные состояния, которые проявляются преимущественно нарушением поведения и ведут к социально-психологической дезадаптации, называются:

a. патохарактерологические реакции;

b. характерологические реакции;

c. адаптивные реакции;

d. невротические реакции.

82. Непатологические нарушения поведения, которые проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными нарушениями, называются:

a. адаптивные реакции;

b. характерологические реакции;

c. патохарактерологические реакции;

d. невротические реакции.

83. Становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов, это:

b. патохарактерологическая реакция;

c. психогенное патологическое формирование личности;

d. акцентуация характера.

84. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, это:

a. патохарактерологические реакции;

b. психопатии;

c. психогенные патологические формирования личности;

d. акцентуация характера.

85. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как:

a. саморазрушающее поведение;

b. делинквентное поведение;

c. криминальное поведение;

d. аддиктивное поведение.

86. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как:

a. делинквентное поведение;

b. криминальное поведение;

c. компульсивное поведение;

d. саморазрушающее поведение.

87. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, это:

a. компульсивное поведение;

b. аддиктивное поведение;

c. делинквентное поведение;

d. саморазрушающее поведение.

88. В наименьшей степени сущность психотерапии в современном ее понимании раскрывает понятие:

a. психологическое вмешательство;

b. психологическая коррекция;

d. клинико-психологическая интервенция.

89. Если невроз понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на:

b. осознание;

c. интеграцию опыта;

d. распознавание ошибочных стереотипов мышления.

Читайте также:  Пищевая ценность пресного теста

90. Что не может рассматриваться в качестве теории, оказавшей влияние на развитие гуманистической психологии и психотерапии?

a. экзистенциальная философия;

b. феноменологический подход;

c. восточная философия;

d. теории научения.

91. Психологической основой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии является:

a. теория деятельности;

b. теория отношений;

c. теория установки;

92. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия — это:

a. психотерапевтическое воздействие, учитывающее личностные особенности пациента;

b. психотерапевтическое направление, основанное на психологии отношений;

c. вариант клиент-центрированной психотерапии;

d. вариант когнитивной психотерапии.

93. В рамках какой теоретической ориентации может быть дано следующее определение психотерапии: «Психотерапия — это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?

b. гуманистической;

94. Поведенческая психотерапия представляет собой практическое применение:

a. теории деятельности;

b. теорий научения;

c. концепции отношений;

d. психологии установки.

95. Когнитивная психотерапия возникла как одно из направлений:

a. рациональной психотерапии;

b. гуманистической психотерапии;

c. поведенческой психотерапии;

d. психодинамической психотерапии.

96. Психологической основой психодинамического направления является:

b. психоанализ;

c. гуманистическая психология;

d. когнитивная психология.

97. Психотерапией, центрированной на переносе, может быть названа такая психотерапевтическая система, как:

a. когнитивная психотерапия;

b. разговорная психотерапия;

c. экзистенциальная психотерапия;

d. психоанализ.

98. Термин «перенос» обозначает:

a. эмоционально теплые отношения между пациентом и психотерапевтом;

b. доверие и открытость пациента по отношению к психотерапевту;

c. специфические отношения между пациентом и психотерапевтом, основанные на проекции;

d. партнерские отношения между пациентом и психотерапевтом.

99. Наиболее характерной для психотерапевта-психоаналитика является роль:

c. интерпретатора;

100. Основной процедурой психоанализа является:

a. интерпретация;

101. Какая из перечисленных процедур не является психоаналитической?

c. реатрибуция;

102. В процессе психоанализа анализу не подвергаются:

a. свободные ассоциации;

c. автоматические мысли;

103. В процессе психоанализа анализу подвергаются:

a. ошибочные действия;

b. автоматические мысли;

c. неадаптивные поведенческие стереотипы;

d. ошибочные когниции.

104. Термин «научение» имеет наибольшее значение для:

a. опытной психотерапии;

d. когнитивной психотерапии.

105. Метод систематической десенсибилизации основан на:

a. оперантном обусловливании;

b. классическом обусловливании;

c. научении по моделям;

106. Так называемая «жетонная система» — это метод, основанный на:

a. оперантном обусловливании;

b. классическом обусловливании;

c. научении по моделям;

107. Когнитивная психотерапия не направлена на выявление:

a. ошибочных действий;

b. иррациональных установок;

c. автоматических мыслей;

d. дисфункциональных убеждений.

108. Термин «опыт» имеет наибольшее значение для:

a. психотерапии, основанной на теориях научения;

b. психодинамической психотерапии;

c. гуманистической психотерапии;

d. психотерапии, основанной на когнитивных подходах.

109. Клиент-центрированная психотерапия предполагает:

a. использование свободных ассоциаций;

b. безусловное принятие пациента психотерапевтом;

c. работу с иррациональными установками личности;

d. изменение системы отношений пациента.

110. «Разговорная» психотерапия — это:

a. разновидность рациональной психотерапии;

b. вариант клиент-центрированной психотерапии;

c. направление в когнитивной психотерапии;

d. направление в психодинамической психотерапии.

111. В так называемую триаду Роджерса, описывающую основные характеристики поведения психотерапевта, не входит:

c. нейтральность;

112. Противоположным понятию психологической защиты в рамках клиент-центрированной психотерапии Роджерса является:

c. открытость опыту;

113. Групповая психотерапия — это:

a. самостоятельное психотерапевтическое направление;

b. метод, использующий в лечебных целях групповую динамику;

c. метод, ориентированный исключительно на процесс «здесь-и-теперь»;

d. метод, направленный на переработку межличностных конфликтов.

114. Наиболее характерной для групповой психотерапии является:

Источник

Патологическое развитие характера называется тест

Для психопатий характерно

— ничего из перечисленного

Основными характерными признаками психопатий по П.Б.Ганнушкину являются

+ тотальность характерологических нарушений

+ стойкость характерологических нарушений

+ трудность социальной адаптации

— ни один из перечисленных

Диагностика психопатии становится достаточно достоверной

— в детском возрасте

— в подростковом возрасте

+ в молодом возрасте

— в пожилом возрасте

Декомпенсация психопатии может характеризоваться

+ усилением всех основных патологических свойств личности

— состояниями выключения сознания

Для какой формы психопатии характерна замкнутость, склонность к одиночеству?

Для какой формы психопатии характерна агрессивность в поведении?

Для какой формы психопатии характерна боязнь публичных выступлений?

Какие из указанных факторов имеют решающее значение в формировании психопатий?

Особенностями астенического типа психопатии являются все перечисленные, кроме:

+ склонности к псевдологии

— повышенной впечатлительности, чувствительности

— значительной психической утомляемости и истощаемости

Чертами паранойяльной психопатии являются:

+ недоверчивость, подозрительность, упорство в отстаивании своих убеждений

+ угрюмость, злопамятность, готовность в каждом видеть недоброжелателя

+ повышенная самооценка, эгоцентризм

— ничего из перечисленного

Основными свойствами возбудимой психопатии являются:

+ способность оскорблять по малейшим поводам

+ выраженная агрессивность в гневе

+ крайняя несдержанность при конфликтных ситуациях

— все перечисленное неверно

Акцентуация характера по гипертимному типу характеризуется всем перечисленным, кроме:

— доминирующее хорошее настроение

Акцентуация характера по тревожно-мнительному типу характеризуются всем перечисленным, кроме:

— постоянных переживаний за свое здоровье и здоровье близких

+ повышенной способности заводить новые знакомства

— чрезмерной опеки своих детей

К особенностям акцентуации характера по истероидному типу относятся все перечисленные, кроме:

Источник

Поделиться с друзьями
Наши факторы
Adblock
detector