Меню

Организация санитарно гигиенического просвещения населения тесты с ответами

Тема №8.1 Санитарно-гигиеническое просвещение населения

Законом нашей страны предусмотрено, что научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения обязаны в пределах своей компетентности проводить по поручению органов государственной власти и управления специальные экспертизы, консультации по оценке влияния факторов внешней среды на здоровье человека. Осуществлять гигиеническое образование граждан, обучающихся в школах, вузах, при повышении квалификации, включая в программы обучения разделы о гигиенических знаниях, при профессиональной подготовке и аттестации руководителей, специалистов предприятий, работа которых связана с хранением, транспортировкой, реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Учреждения санитарного просвещения

Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья. Научно-методическим центром санитарного просвещения является Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.

Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии. Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.). Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и специалистов по социальной работе. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

С целью повышения ответственности общества и граждан за здоровье необходимо выполнение следующих мер:

Источник



Тест из 104 вопросов по теме: «Гигиеническое воспитание» (с выделенными правильными ответами)

1. Выберите правильное определение термина «гигиеническое воспитание»:

1. Просветительная деятельность, направленная на формирование позитивного в отношении здоровья общественного мнения

2. Обучающая деятельность, направленная на формирование умений и навыков, позитивных в отношении здоровья

3. Воспитательная деятельность, направленная на формирование позитивной в отношении здоровья системы взглядов

4. Комплексная просветительная, обучающая и собственно воспитательная деятельность, направленная на формирование позитивного в отношении здоровья стиля жизни индивидуума, группы лиц, общества в целом

2. Укажите конечную цель гигиенического воспитания:

1. Расширение кругозора по медико-генетическим вопросам

2. Обучение распознаванию первых признаков инфекционных и неинфекционных заболеваний

3. Выработка динамического стереотипа поведения в выполнении гигиенических мероприятий

4. Формирование адекватных убеждений в отношении здоровья

5. Положительные изменения в ресурсах здоровья (стиле жизни), приводящие к улучшению потенциала здоровья и баланса здоровья

3. Непосредственной целью гигиенического воспитания является:

1. Улучшение потенциала и баланса здоровья

2. Положительные изменения в гигиенической культуре, стилях жизни

3. Увеличение количества законодательных актов в области сохранения здоровья

4. Увеличение потока информации по проблемам сохранения здоровья

4. Укажите задачи гигиенического воспитания:

1. Овладение определенной информацией по вопросам профилактики заболеваний

2. Формирование системы взглядов, позитивных в отношении здоровья

3. Выработка динамического стереотипа поведения в выполнении гигиенических мероприятий

4. Коррекция стиля жизни в пользу здоровья

5. Санитарное просвещение – отражает следующие виды деятельности:

1. Распространение знаний

2. Выработка умений и навыков

3. Формирование свойств характера

4. Формирование общественного мнения

6. Гигиеническое обучение направлено на:

1. Формирование системы взглядов

2. Формирование умений и навыков

3. Формирование общественного мнения

7. Воспитание в отношении здоровья направлено на:

1. Формирование убеждений, взглядов

2. Формирование ценностных ориентаций

3. Формирование умений и навыков

4. Формирование свойств характера

8. К принципам гигиенического воспитания относятся:

1. Актуальность и научность

2. Доступность и иллюстративность

3. Отсутствие последовательности и системности

4. Последовательность и систематичность

5. Индивидуальный и дифференцированный подходы

9. Научными основами гигиенического воспитания являются:

1. Научные данные философии

2. Научные данные юриспруденции

3. Научные данные медицины

4. Научные данные социологии

5. Научные данные психологии

6. Научные данные педагогики

10. Какова последовательность формирования уровней гигиенической культуры у населения в процессе гигиенического воспитания:

1. Знания, убеждения, навыки, умения

2. Знания, убеждения, умения, навыки

3. Знания, умения, убеждения, навыки

4. Умения, убеждения, навыки, знания

5. Убеждения, умения, навыки, знания

11. Выработка способности правильно выполнять медицинские, гигиенические процедуры или следовать рациональному сочетанию различных компонентов здорового поведения – это:

12.Выработка динамического стереотипа поведения в выполнении комплекса гигиенических мероприятий — это:

13.Овладение определенной информацией о необходимости соблюдения гигиенических правил это:

14. Трансформация в сознании человека знаний в твердую уверенность их достоверности и необходимости – это:

15. Содержание гигиенического воспитания представляет собой:

1. Совокупность медицинских знаний, предназначенных для усвоения и практического применения индивидуумом, группой лиц, социальной общностью

2. Способы управления познавательной и практической деятельностью индивидуума, группы лиц, социальной общности

Читайте также:  Герпетиформный дерматит дюринга тест с ответами

3. Способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной последовательности

4. Способы реализации гигиенического воспитания

16. Какое понятие гигиенического воспитания характеризует способы управления познавательной и практической деятельностью людей, направленные на формирование позитивных в отношении здоровья стилей жизни:

1. Средства гигиенического воспитания

2. Методы гигиенического воспитания

3. Формы гигиенического воспитания

17. Формы гигиенического воспитания представляют:

1. Способы применения отдельных средств или совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания

2. Способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальных предметах, имеющие отношение к гигиенической тематике

Источник

Тест по гигиене с ответами

I вариант.

1. Что является государственной системой наблюдения за качеством окружающей среды и состоянием здоровья населения?
а) система санитарно-эпидемиологического нормирования
б) гигиеническая диагностика
в) социально-гигиенический мониторинг+
г) федеральная система гидрометеорологического мониторинга
д) методология оценки риска

2. Что может передаваться через воду?
а) брюшной тиф+
б) сыпной тиф
в) туляремия+
г) гепатит А+
д) гепатит В

3.Что из ниже перечисленного является источником антропогенного загрязнения поверхностных водоемов?
а) бытовые сточные воды+
б) промышленные стоки+
в) ливневые стоки+
г) геохимический состав почвы
д) судоходство+

4. Что характерно для эпидемии водного происхождения?
а) быстрый рост числа заболеваний+
б) медленный спад числа заболеваний после изоляции очага
инфекции
в) малое число заболевших
г) длительный период возникновения единичных случаев заболевания после ликвидации вспышки («контактный хвост»)+
д) территориальная ограниченность распространения заболевания+

5. Как можно уменьшить «водный голод» на Земле?
а) создание водохранилищ+
б) пополнение подземных водных горизонтов поверхностными водами+
в) закачивание промышленных сточных вод в глубокие подземные горизонты
г) организация оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях+
д) использование опресненных вод морей и океанов+

6. Какие существуют методы обеззараживания воды?
а) коагуляция
б) хлорирование+
в) фторирование
г) озонирование+
д) обработка ультрафиолетовыми лучами+

7. Чем отличаются воды поверхностных водоёмов от межпластовых вод?
а) большей минерализованностью
б) содержание солей аммония+
в) большей бактериальной обсемененностью+
г) более стабильным химическим составом
д) большей склонностью к «цветению»

8. Что подразумевает под собой сбалансированное питание?
а) достаточную энергетическую ценность рациона в результате адекватного+
потребностям поступления белков, жиров и углеводов
б) соблюдение соответствия ферментного набора химической структуре пищи
в) оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ+
г) оптимальный режим питания

9. Для какой болезни являются фактором риска особенности солевого состава воды?
а) дизентерии
б) диабету
в) мочекаменной болезни+
г) гипертонической болезни+
д) гепатиту А

10. Какую инфекцию могут принести яйца водоплавающей птицы?
а) стафилококковой интоксикации
б) ботулизма
в) сальмонеллеза+
г) брюшного тифа
д) афлатоксикоза

11. Какой должен быть уровень общей минерализации воды, чтобы их назвали пресными ?
а) 300 мг/дм³+
б) 500 мг/дм³+
в) 1000 мг/дм³+
г) 1500 мг/дм3
д) 2000 мг/дм3

12. Источником чего является рыбий жир?
а) аскорбиновой кислоты
б) каротина
в) кальциферола
г) рибофлавина+
д) тиамина

13. С чем чаще всего связаны стафилококковые интоксикации?
а) салатами из овощей
б) консервированными мясными продуктами
в) консервированными рыбными продуктами
г) яйцами водоплавающей птицы
д) молочными продуктами+

14. Что обеспечивают гигиенические нормативы?
а) защиту всех компонентов окружающей природной среды
б) предупреждение отдаленных вредных эффектов+
в) предупреждение немедленных эффектов+
г) отсутствие выраженных физиологических адаптационных реакций
д) отсутствие вредных эффектов в последующих поколениях+

15. Что включает в себя профилактика заболеваний водного происхождения?
а) рациональный выбор источника водоснабжения+
б) создание зон санитарной охраны+
в) стандартизацию качества воды и соблюдение гигиенических нормативов+
г) эффективную обработку воды на водопроводных станциях+
д) использование в качестве источников воды только межпластовых вод

16. Какие существуют оздоровительные мероприятия на промышленных предприятиях?
а) законодательные, административные, организационные+
б) технологические+
в) санитарно-технические+
г) использование средств индивидуальной защиты+
д) лечебно-профилактические+

17. Какие проводятся мероприятия по профилактике близорукости у школьников?
а) рациональное общее искусственное освещение+
б) контроль за правильной посадкой школьников+
в) соответствие учебной мебели ростовой группе+
г) местное освещение на партах
д) рациональная планировка класса+

18. Каковы основные пути по профилактике неблагоприятного влияния химических веществ на организм человека
а) запрещение производства и применения вредных веществ+
б) гигиеническое нормирование допустимого содержания химических веществ в объектах окружающей среды+
в) установление экологических нормативов
г) запрещение воздействия на население или работающих, запрещение выбросов и сбросов в окружающую среду+
д) замена опасных химических веществ на менее опасные+

19. На какие виды подразделяются условия труда?
а) оптимальные+
б) допустимые+
в) неблагоприятные
г) вредные+
д) опасные+

20. Что входит в обязанности врачей медико-санитарной части?
а) оказание квалифицированной медицинской помощи рабочим и служащим+
б) профилактическое наблюдение за состоянием здоровья работающих+
в) надзор за проведением профилактических мероприятий и соблюдением правил техники безопасности совместно с отделом охраны труда+
г) контроль за содержанием токсичных веществ в воздухе рабочей зоны
д)санитарно-просветительная работа+

II вариант.

1. Кто является основоположником отечественной гигиены в России?
а) Доброславин А.П.;+
б) Семашко Н.А.;
в) Соловьев З.П.;
г) Чарльз Дарвин.

2. Что обозначает термин «гигиена»?
а) наука о жилище;
б) наука о форме и строении человека;
в) наука о правильном и рациональном образе жизни;+
г) наука о жизнедеятельности живого организма.

3. Какие принимаются меры профилактики профессиональных отравлений?
а) контроль, над состоянием воздушной среды в воздухе рабочей зоны;
б) автоматизация и герметизация вредных производственных процессов;
в) гигиеническая стандартизация сырья и готовых материалов;
г) все перечисленное верно.+

4. Какой вид излучения обладает самой высокой проникающей способностью?
а) α-излучение;
б) β-излучение;
в) рентгеновское излучение;+
г) все перечисленное верно.

5. Какова гигиеническая норма КЕО в жилых помещениях?
а) не менее 1,5 %
б) не более 2%
в) не менее 0,5 %+
г) не более 5%

6. Выберите элементы здорового образа жизни:
а) рациональное питание;
б) отсутствие вредных привычек;+
в) занятия физической культурой;
г) все перечисленное верно.

7. Что включает в себя понятие «Гигиеническое воспитание»?
а) теория и практика оформления, сохранения и укрепления здоровья индивида+
б) закономерности влияния факторов среды на здоровье людей

8. Что является объектом гигиенического воспитания?
а) внешняя среда
б) здоровый человек+

9. Определите факторы, которые влияют на здоровье:
а) генетические предпосылки
б) особенности питания
в) личная гигиена
г) адекватная самооценка
д) все перечисленное+

10. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития+
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения

11. Выберите тот фактор, который больше всего влияет на формирование здоровья населения:
а) образ жизни+
б) уровень и качество медицинской помощи
в) наследственность
г) окружающая среда

12. На что в первую очередь в вопросе здоровья обращает внимание Первичная медико-социальная помощь (ПМСП)?
а) на пассивное воспитание
б) на личную ответственность+

13. Какая доля здоровья человека зависит от его образа жизни?
а) 50%+
б) 20%
в) 10%

14. Что включает в себя гиподинамия?
а) отказ от занятий спортом
б) занятия в группах здоровья
в) малоподвижную деятельность на протяжении более чем 50% времени+

Читайте также:  Что возникло раньше нормы морали или нормы права тест

15. Выберите фактор, который не относится к гигиеническим требованиям в одежде:
а) сохранение теплового комфорта;
б) не затруднять движений человека;
в) быть модной;+
г) легко очищаться от загрязнений.

16. Что подразумевает под собой гигиена как науки ?(укажите все правильные ответы)
а) Наука о здоровье, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды на организм человека
б) Медицинская наука профилактического направления+
в) Наука, целью которой является сохранение окружающей человека среды, тем самым предупреждая вредное влияние на организм
г) Гигиена изучает влияние всех факторов окружающей человека среды на здоровье здорового человека+
д) Разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного воздействия изучаемых факторов и снижение или устранения их вредного влияния+

17. Каковы основные источники загрязнения атмосферного воздуха населенных мест. (укажите все правильные ответы)
а) Гидроэлектростанции (гэс)
б) Автотранспорт+
в) Электронная промышленность
г) Предприятия черной и цветной металлургии+
д) Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ)+
е) Химические заводы.+

18. Допустимое содержание диоксида углерода в воздухе помещений лечебных учреждений равно
а) 0,5‰
б) .0,7‰+
в) 1,0‰
г) 1,5‰

19. Какая часть солнечного спектра оказывает антирахитическое и бактерицидное действие ? (укажите один вариант ответа)
а) Лазерные лучи
б) Видимый свет
в) Ультрафиолетовые лучи+
г) Рентгеновские лучи
д) Инфракрасные лучи

20. При каких заболеваниях противопоказано профилактическое облучение искусственным УФ-излучением?(укажите все правильные ответы)
а) Активная форма туберкулеза+
б) Заболевания щитовидной железы+
в) Заболевания печени+
г) Заболевание почек+
д) Заболевание сердечно-сосудистой системы+

Источник

Тест. Санитарно-гигиеническое образование населения

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

По определению ФЗ №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» охрана здоровья граждан — это

Варианты ответов
  • система мер политического, экономического, правового, медицинского и другого характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека;
  • совокупность мер юридического, экономического и организационного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека;
  • совокупность медико-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека;
  • организационная система здравоохранения, направленная на сохранение и укрепление здоровья каждого человека;
Вопрос 2

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на возмещение вреда, нанесенного здоровью

Варианты ответов
  • возмещение государством;
  • возмещение возлагается только на работодателя;
  • государство не несет ответственности за возмещение вреда;
  • только по суду устанавливается возместитель вреда;
Вопрос 3

Первичная профилактика — это работа с

Варианты ответов
  • популяцией условно здоровых людей;
  • популяцией людей, у которых поведение риска уже сформировано;
  • пациентами по профилактике рецидивов;
  • популяцией полностью здоровых людей;
Вопрос 4

Вторичная профилактика — это работа с

Варианты ответов
  • популяцией условно здоровых людей;
  • популяцией людей, у которых поведение риска уже сформировано;
  • пациентами по профилактике рецидивов;
  • популяцией полностью здоровых людей;
Вопрос 5

Третичная профилактика — это работа с

Варианты ответов
  • популяцией условно здоровых людей;
  • популяцией людей, у которых поведение риска уже сформировано;
  • пациентами по профилактике рецидивов;
  • популяцией полностью здоровых людей;
Вопрос 6

Гигиеническое воспитание формирует

Варианты ответов
  • знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни;
  • осознание у людей составных частей здоровья;
  • понимание у людей причин болезни;
  • отношение к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;
Вопрос 7

Для средних медицинских работников при разработке плана профилактики основным является метод предварительного анкетирования пациентов, который целесообразно применять на практике потому, что

Варианты ответов
  • укрепляет убежденность медработника, что отработанный его стандартный метод профилактики пригоден и в данном случае;
  • позволяет разработать план профилактических мероприятий без консультирования с врачом;
  • уяснить мнение пациента о прогнозе его заболевания и эффективности применения лечебно-профилактических мероприятий;
  • позволяет уяснить уровень знаний у слушателей по профилю беседы, их мотивацию к переходу на здоровый образ жизни и знание методов оздоровления и оценку их эффективности для самого пациента;
Вопрос 8

Здоровый образ жизни человека — это активная деятельность человека

Варианты ответов
  • обеспечивающая его выживание в окружающей среде;
  • выработанная самим человеком, направленная на формирование привычек и навыков, обеспечивающих сохранение, укрепление и улучшение своего здоровья;
  • направленная на увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности;
  • основанная на национальных, религиозных и семейных традициях, усвоенных человеком и обеспечивающих его выживание в окружающей среде;
Вопрос 9

Под переутомлением понимают

Варианты ответов
  • снижение производительности труда;
  • временное снижение работоспособности, восстанавливаемое после отдыха;
  • общее снижение работоспособности, не восстанавливаемое после отдыха;
  • стойкое снижение работоспособности;
Вопрос 10

Под утомлением понимают

Варианты ответов
  • снижение производительности труда;
  • временное снижение работоспособности, восстанавливаемое после отдыха;
  • общее снижение работоспособности, не восстанавливаемое после отдыха;
  • стойкое снижение работоспособности;
Вопрос 11

Медицинская активность человека заключается в том, что сам активно обращается к врачу

Варианты ответов
  • только при заболеваниях;
  • только профилактически;
  • при заболеваниях, чтобы только получить рекомендации по лечению
  • за профилактической помощью с целью своевременного выявления и лечения заболевания;
Вопрос 12

Национальный календарь профилактических прививок РФ — это

Варианты ответов
  • неофициальный документ, в котором установлены сроки обязательной вакцинации населения против ряда инфекционных заболеваний;
  • документ, в котором установлены сроки вакцинации населения против ряда инфекционных заболеваний, которые могут менять медицинские работники;
  • документ, в котором установлены сроки вакцинации населения против ряда инфекционных заболеваний, которые могут менять родители;
  • официальный документ, в котором установлены сроки обязательной вакцинации населения против ряда инфекционных заболеваний;
Вопрос 13

Контактно-бытовое заражение происходит при

Варианты ответов
  • проведении инъекций;
  • употреблении зараженной воды из водопровода;
  • непосредственное соприкосновение с больным при уходе за ним;
  • употребление пищи, зараженной загрязненными руками больного или членом его семьи;
Вопрос 14

Основные меры профилактики токсико-инфекций направлены на:

Варианты ответов
  • осуществление ветеринарного надзора за здоровьем молочного скота;
  • профилактические медицинские осмотры пищевиков, недопущение к работе с пищевыми продуктами бактерионосителей и инфекционных больных;
  • выявление и недопущение к работе на пищеблоки сотрудников с гнойничковыми заболеваниями кожи;
  • соблюдение правил организаниции питания (употребление доброкачественных продуктов, соблюдение сроков хранения пищевых продуктов, правильная обработка пищи;
Вопрос 15

Специфической мерой профилактики гриппа является:

Варианты ответов
  • вакцинопрофилактика;
  • санитарно-просветительская работа среди населения;
  • своевременная изоляция заболевшего;
  • проведение медикаментозного лечения;
Вопрос 16

Наиболее эфффективным методом профилактики дифтерии является:

Варианты ответов
  • проведение медикаментозного лечения;
  • санитарно-просветительская работа среди населения;
  • своевременная изоляция заболевшего;
  • вакцинопрофилактика;
Вопрос 17

Основная мера профилактики туберкулеза

Варианты ответов
  • соблюдение здоровыми людьми требований личной гигиены;
  • проведение санитарно-просветительской работы с населением;
  • выявление больных и их изоляция;
  • качественное питание и отсутствие воредных привычек;
Вопрос 18

Рациональное питание — это

Варианты ответов
  • достаточность пищи по качеству и количеству в соответствии с полом, возрастом и физическими нагрузками;
  • только соблюдение режима приемапищи по времени и рациону;
  • только сбалансированность рациона по белкам, жирам и углеводам, микроэлементам и витаминам;
  • возможность для улучшения качества питания ограничиться приемом БАДов;
Вопрос 19

Форма индивидуального воздействия на пациента позволяет

Варианты ответов
  • максимально учитывать особенности обучаемого;
  • Дифференцировать методы гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения;
  • совершенствовать медицинскому работнику опыт работы спациентами;
  • формироватьсобственную убежденность в правильности выбранного метода;
Вопрос 20

Форма группового воздействия на пациента позволяет

Источник

Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства

Санитарное просвещение – это раздел медицины, разрабатывающий методы гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просветительство распространяет среди граждан необходимые знания и навыки с целью охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, сохранения активности и высокой трудоспособности на протяжении всех периодов жизни, долголетия, воспитания подрастающего поколения.

Принципы и задачи

Санитарное и гигиеническое просветительство – это раздел медицинской науки, занимающийся разработкой и внедрением методов повышения санитарной культуры во всех слоях населения. В задачи санитарного просвещения входит не только распространение гигиенической культуры, но и стимулирование граждан к внедрению полученных знаний в ежедневную жизнедеятельность, воспитание здоровых гигиенических привычек. Просветительская работа опирается на опыт не только медицины, как науки, но и опыт социологии, педагогики, психологии.

Читайте также:  Периодом менопаузального перехода считается тест

Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:

  • Государственное значение.
  • Научный подход.
  • Доступность мероприятий для слоев населения.
  • Массовый охват всех целевых аудиторий.

Формы

Формы санитарного просвещения основываются на действенных методах пропаганды и агитации, которые проводятся в формах:

  • Устная передача информации (личные и групповые беседы, лекции, дискуссии, прямое общение с пациентами в формате вопросов и ответов, пр.).
  • Средства массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания, тематические фильмы, передачи и т. д.).
  • Наглядная агитация (брошюры, плакаты, листовки, памятки и т. д.).
  • Комбинация средств (использование нескольких каналов).

Активные методы

К активным методам распространения гигиенической и санитарной культуры относятся лекции, беседы, семинары, круглые столы, «школы пациента» и т. д. То есть, наиболее действенные методы санитарного просвещения – это те, где у лектора или медработника есть прямой контакт с аудиторией. Получение обратной связи важно тем, что это дает возможность выяснить, насколько понятен был прочитанный материал, помогает ответить на все волнующие публику вопросы, понять, какие темы нуждаются в более полном раскрытии и каких знаний или навыков не хватает целевой аудитории.

Для закрепления полученных знаний участникам бесед или лекций раздаются печатные материалы в форме бюллетеней, листовок, памяток и т. д. Часто лекции сопровождаются тематическими выставками, где происходит распространение санитарно-гигиенической литературы. Лекция – это один из методов активной пропаганды и охватывает значительное количество слушателей. Недостатком такой формы просвещения является ограниченность аудитории и краткосрочность влияния.

Еще одной активной формой распространения знаний и воспитательного процесса является беседа. Для тематической беседы достаточно выделить 15-20 минут. При подготовке этой формы пропаганды опираются на фактический материал, даются конкретные рекомендации по теме беседы, предлагаются методы достижения желаемого результата. В задачу устного метода санитарного просвещения входит передача знаний о предупреждении болезней, здоровом образе жизни, гигиене труда и быта и пр.

Пассивные методы

Пассивные методы имеют меньший эффект в решении тактических задач, но стратегически имеют не меньшее влияние на аудиторию. Средствами этого вида распространения знаний и воспитательной работы выступают:

  • Телевидение (тематические кинофильмы, документальное кино, передачи, тележурналы и т. д.).
  • Печатные средства массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, учебная литература и т. д.).
  • Радио (передачи, беседы, радио-постановки и т.д.).
  • Наглядная агитация (плакаты, брошюры, листовки, изобразительное искусство и т. д.).

Пассивная передача знаний носит массовый характер и охватывает большие группы населения – районные центры, города, республики или страну в целом.

Направления

Санитарное просвещение преследует несколько целей, одна из них – популяризация здорового образа жизни. Распространение информации и привлечение населения реализуется методами агитации и пропаганды и охватывает все сферы гигиены:

  • Личную, общественную.
  • Трудовую (все виды деятельности – промышленная, гуманитарная, сельскохозяйственная и т. д.).
  • Профессиональных заболеваний.
  • Жилищную, системы питания и воспитания.
  • Борьбу с травматизмом.

Второй целью пропагандистской работы в сфере санитарного просвещения населения является внедрение в повседневную деятельность каждого человека мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.

На современном этапе внимание уделяется предупреждению таких патологий:

  • Сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемия).
  • Онкологические заболевания (ранняя диагностика предраковых состояний).
  • Туберкулез.
  • Заболевания, передающиеся половым путем.
  • Острые простудные заболевания.

Просветительская деятельность проводится с учетом особенностей целевой аудитории, к которой она обращена (национальные традиции, пол, возраст, сфера деятельности и т. д.).

Учреждения

Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.

В учреждении проводятся исследования по направлениям:

  • Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
  • Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
  • Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.

Просветительная и воспитательная работа — обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников. В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения.

Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках. Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.).

Просветительство в поликлиниках

Медицинские учреждения каждого уровня применяют собственные подходы к санитарному просвещению населения. Для амбулаторий и поликлиник наиболее действенным методом пропаганды ЗОЖ является привлечение здоровых граждан к регулярному прохождению профилактических осмотров.

В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.

Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения.

Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.

В поликлиниках активно используется наглядная агитация – уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.

Просветительство в стационарах

Санитарная просветительная работа в условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.

В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни.

Санитарное просвещение в очагах эпидемий направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.

Инструктаж и обучение

Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:

  • Парикмахеры, банщики.
  • Продавцы продуктовых товаров.
  • Сотрудники прачечных.
  • Работники водопроводных станций и жилсервиса, пр.

Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности. Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:

  • Охрана окружающей среды.
  • Общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний).
  • Охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).

Знания — путь к здоровью

Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры.

Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.

Источник