- Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста
- Теппинг-тест тест на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Теппинг-тест
- Инструкция
- Анализ теппинг-теста и интерпретация результатов
- Типы динамики максимального темпа движений
- Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста
- ТЕППИНГ — ТЕСТ ( Методика Е.П.Ильина)
Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста
2015-05-23
5181
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использование теппинг-теста для определения силы нервной системы основано на определении динамики максимального темпа движения рук. Испытуемому выдается бланк теппинг-теста, который представляет собой лист бумаги (203 х 283 мм), разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата, и карандаш.
Примечание. Можно использовать также простую установку (рис.4) с автоматической регистрацией эмпирических данных, состоящей из блока питания, счетчика импульсов и телеграфного ключа. .
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВА И И Я
Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает ему следующую инструкцию: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное время работы в каждом квадрате (5 секунд) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. (При этом можно обратить внимание испытуемого на нумерацию квадратов). Все время работайте в максимальном темпе. Теперь возьмите в правую руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом бланка».
Экспериментатор подает команду: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Следующий квадрат». По истечении 5
* Практикум по общей и экспсримснталыюйпсихологии: Учеб. пособие / В.Д. Налип, В.К. Гайда, В.Л. Ганзсп и др.; Под общей ред. А.Л. Крылова. — Л.: Изд-во Лепигр. ун-та, 1987.— 255 с.
|
секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает комаду: «Стоп!».
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ Вначале подсчитывается количество точек в каждом квадрате и полученные данные вносятся в протокол результатов теппинг-теста. Затем строится график работоспособности, для чего против соответствующего временного интервала, расположенного на горизонтальной оси, откладывается точка на расстоянии, соответствующем шкальному значению (по вертикальной оси) количества проставленных в этот промежуток времени точек. Соединив построенные точки, получают графики динамики максимального темпа (график работоспособности) испытуемого.
Различные варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис.5):
аРис. 4. Общий вид установки «теппинг-теста». I 1—блок питании; 2—ключ; 3—счетчик импульсов (калькулятор). ____ i____ i____ i____ ■____ i i |
• выпуклый тип (рис.5а): темп нарастает в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 секундам, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
• ровный тип (рис.56): максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему средней силы;
• нисходящий тип (рис.5в): максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы;
• промежуточный тип (рис.5г): темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
• вогнутый тип (рис.5д): первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие.испытусмыс относятся также к группе лиц со средне-сильной нервной системой.
После анализа графика работоспособности испытуемого и определения его типа записывается заключение в протокол результатов теппинг-теста.
|
Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 секунд)
Квадраты | Промежуток времени (секунд) | Правая рука | Левая рука I |
0-5 | |||
6-10 | |||
11-15 | |||
16-20 | ‘ | ||
21-25 | |||
26-30 |
5 10 15 20 25 30 Время (секунд) |
ГпаФик паботоспособности
Количество |
точек |
Заключение: |
|
3.2.2. Определение баланса возбудительного и тормозного
процессов с помощью кинематометрической методики
Для проведения экспериментального исследования используете кинематометр Жуковского (рис. 6,7) локтевой или пальце-кистево (рис. 8, 9) в зависимости от специфики деятельности, на котору ориентирован испытуемый.
Применение методики базируется на известном факте, что челе век, лишенный возможности контролировать свои движени зрением, в случае преобладания возбуждения воспроизводит заданную амплитуду движения с переводом, а в случае преобладания 1 торможения — с недоводом. Критерий для диагностики: диагноз! ставится по соотношению «переводов» и «недоводов» на малых иг больших амплитудах движения.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследуемый садится перед столом в удобной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра. Следует отметить, ч кинематометр должен располагаться на такой высоте, которая по воляла бы испытуемому сохранять изгиб в локтевом суставе около с градусов, а сам сустав находился вблизи туловища.
Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вы закроете глаза и буд сгибать руку в локтевом суставе до установленного мн ограничителя пять раз подряд. Старайтесь при каждом движени запоминать амплитуду движения, так как следующие пят движений Вы, также при закрытых глазах, будете производить уж без ограничителя. Ваша задача останавливать каждое свое движени
на той точке, где раньше был ограничитель».
Экспериментатор устанавливает ограничитель, не сообщая испы туемому какую амплитуду (сколько угловых градусов ему зада Это нужно для того, чтобы испытуемый воспроизводил протяже ность движения, а не отмеривал градусы амплитуды. Снача ограничитель устанавливают на 20 градусов и испытуемый делает движений с ограничителем. Экспериментатор убирает ограничится и испытуемый совершает пять движений без ограничителя. Зате
* Практикум по общей и экспериментальной психологии.: Учеб. пособие / В. Калин. В.К. Гайла, В.Л. Ганзен и др.: Под общей ред. Л.А. Крылова. — Л.: Изд-Ленингр. ун-та. 1487. — 255 с.
Рис. 6- Общий »иа в основные размеры кинематометра Жуковского.
д?
Рис. 7. Деталкрс* ка конструкции киисматометра Жукоасхого. Щ |
Рис. 8. Общий аил я осноаиие размеры пальце-кистевото ккяемагометра. |
А |
|
такую же процедуру повторяет для амплитуды 70 градусов. Экспериментатор следит за показателями шкалы при движениях испытуемого без ограничителя и результат записывает в протокол (в графу «Амплитуда воспроизведения»). Работу выполняет сначала правой, а затем левой рукой.
Обработка результатов
Вначале определяется величина и знак ошибки по каждой пробе, которые заносятся в протокол (в графу «Знак и величина ошибки»). Например, если испытуемый при задании воспроизвести двадцать градусов при первой пробе остановился на 18 градусов, а при второй — на 23 градуса, то в протокол заносится соответственно «—2 » и «+3 «.
Затем вычисляются суммарные показатели ошибок (алгебраическая сумма) воспроизведения для каждой амплитуды (задания) по каждой руке отдельно.
Результаты обработки сравниваются с диагностической таблицей. При этом следует исходить из того, что знаки суммарных показателей ошибок указывают на преобладание процессов возбуждения (при знаке «+£) или торможения (при знаке «—»), а величина этого показателя — на величину этого преобладания.
Диагностическая таблица
Типологические особенности нервных процессов | Знак ошибки при амплитудах | |
малой | большой | |
Преобладание возбуждения. | + + | + |
воспроизведения заданной амплитуды движения
Источник
Теппинг-тест
тест на тему
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tepping-test.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина
Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»).
Почему выбран 30-секундный отрезок, а не больший. Первоначально максимальный темп измерялся в течение 1-1,5 мин работы, но, убедившись, что самая важная для диагностики информация получается в течение первых 20-25 с и что длительная работа приводит лишь к потере времени и сил испытуемых, время тестирования было ограничено 30 с. Ведь задача теста — выявить сдвиги в центральной нервной системе, а не в мышцах. Правда, можно возразить, что у «слабых» физическое утомление все равно возникает даже при 30-секундной работе (как, кстати, и у многих «сильных»). Однако с точки зрения механизмов развития между разными видами утомления наблюдаются существенные различия. При работе умеренной и большой интенсивности основные причины утомления связаны с вегетатикой, а при работе максимальной интенсивности (как в нашем тесте) — с развитием запредельного торможения в нервных центрах. Именно поэтому с помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста — максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».
Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой.
Методику «Теппинг-тест» трудно применять в случае с детьми младшего возраста (до 6-7 лет), поскольку у них максимальная частота движений небольшая и различия между индивидуумами сглаживаются. Кроме того, они не могут долго заставлять себя работать в максимальном темпе
В настоящее время разработаны компьютерные методы диагностики силы нервной системы с помощью теппинг-теста, которые значительно упрощают и уточняют диагностику.
В недавнем прошлом для изучения силы нервной системы использовались и другие методики («внешний тормоз» и кожно-гальванический вариант методики «Угашение с подкреплением» — в лаборатории В. С. Мерлина, электроэнцефалографический вариант методики «Угашение с подкреплением» — в лаборатории В. Д. Небылицына). Однако в большинстве своем они сложны для массового использования, поэтому широкого распространения не получили ни у психологов, ни у физиологов.
Описанные выше методики чаще всего применялись при обследовании спортсменов. В ряде работ установлено, что они коррелируют друг с другом. В частности, методика «Теппинг-тест» коррелирует на уровне 0,01 с методикой «Наклон кривой», с рефлексомет-рической методикой «Угашение с подкреплением».
Однако наличие корреляций не означает, что все методики имеют одинаковую диагностическую ценность. Они неравноценны по времени, которое затрачивается на постановку диагноза. Самое короткое время работы испытуемого (30 с) по методике «Теппинг-тест», в других же методиках оно составляет 20-40 мин, а то и больше. Разная оказывается и напряженность работы, что отражается на степени жесткости критериев диагностики. Самая высокая она именно в методике «Теппинг-тест», поэтому по ее критериям «сильных» выявляется меньше, чем по другим методикам.
Но зато при ее использовании отчетливее проявляются различия между «сильными» и «слабыми» по ряду характеристик деятельности и поведения.
Исходя из теоретических построений, суммация возбуждения должна проявляться не только у лиц с сильной, но и со слабой нервной системой. Следовательно, кратковременное увеличение темпа в первые секунды работы должно отмечаться у всех — этот признак не может быть дифференцирующим для деления на типологические группы по свойству силы нервной системы.
Почему же тогда суммация не проявляется у лиц со средней и слабой нервной системой?
Чтобы получить ответ на эти вопросы, было проведено следующее исследование. При выполнении испытуемыми теппинг-теста их движения записывались на лентопротяжном устройстве, благодаря чему динамику изменения максимального темпа можно было отследить при любых временных отрезках. Было выявлено, что если брать отрезки, равные 1,5 с, то и у лиц со средней, и у половины людей со слабой нервной системой обнаруживается непродолжительное возрастание максимального темпа (3-4,5 с). Следовательно, и у них проявляется эффект суммации возбуждения, но он кратковременный и выражен слабо. А поскольку в методике выбраны 5-секундные отрезки, такое увеличение темпа нейтрализуется в первые 5 с снижением и поэтому не замечается.
Для расчета коэффициента функциональной асимметрии задание выполняется правой и левой руками.
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.
Тестирование можно проводить как при помощи регистрирующей аппаратуры, так и графически.
При использовании графического способа регистрации Вам понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283, А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.
О.П.Елисеев предлагает не 6 (как это обычно предлагается, например, для младшей группы подростков или в оригинальном варианте Е.П.Ильина), а 8 полей для простановки точек, чтобы тенденция изменения работоспособности обнаруживалась более отчетливо. Тогда порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.
Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу, но это не является обязательным условием выполнения методики.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Задание _______________ Дата _______________
Самочувствие испытуемого ________________________
Источник
Теппинг-тест
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение. Это имеет прямое отношение как к теоретическим, так и к прикладным исследованиям. Большинство лабораторных методов, разработанных для того, чтобы проводить диагностику основных свойств нервной системы требуют определенных условий проведения и специализированной аппаратуры. Поэтому и не только они признаны достаточно трудоемкими.
В отличие от них экспресс-методики лишены подобного рода недостатков, в том числе и теппинг-тест, о котором сегодня и пойдет речь. Итак, Вашему вниманию предоставляется теппинг-тест, он же тест для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.
Для проведения теппинг-теста нам понадобятся определенные бланки-листы, с ориентировочным размером 203×283, на которых будут изображены по три в ряд шесть равных прямоугольников. Также среди необходимых вещей – секундомер и карандаш.
Инструкция
Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя ритме. На каждый квадрат будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.
Итак, экспериментатор дает сигнал «Начали», далее через каждые 5 секунд он дает новый сигнал «Перейти на другой квадрат», по окончании 5 секунд проставления точек в 6-ом квадрате экспериментатор дает последний сигнал «Стоп». Все понятно? Хорошо, тогда возьмите в правую/левую руку карандаш и зафиксируйте его перед первым квадратом.
Ключи к теппинг-тесту:
Для того, чтобы обработать результаты теппинг-теста, прежде всего необходимо подсчитать получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.
Анализ теппинг-теста и интерпретация результатов
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно — сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
- выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
- вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологического консультирования по коррекции и/или усовершенствованию персонального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.
Типы динамики максимального темпа движений
а – график выпуклого типа; б – график ровного типа; в – график нисходящего типа; г – график промежуточного и вогнутого типов (горизонтальная линия – это линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд).
Источник
Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста
2015-05-23
5181
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использование теппинг-теста для определения силы нервной системы основано на определении динамики максимального темпа движения рук. Испытуемому выдается бланк теппинг-теста, который представляет собой лист бумаги (203 х 283 мм), разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата, и карандаш.
Примечание. Можно использовать также простую установку (рис.4) с автоматической регистрацией эмпирических данных, состоящей из блока питания, счетчика импульсов и телеграфного ключа. .
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВА И И Я
Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает ему следующую инструкцию: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное время работы в каждом квадрате (5 секунд) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. (При этом можно обратить внимание испытуемого на нумерацию квадратов). Все время работайте в максимальном темпе. Теперь возьмите в правую руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом бланка».
Экспериментатор подает команду: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Следующий квадрат». По истечении 5
* Практикум по общей и экспсримснталыюйпсихологии: Учеб. пособие / В.Д. Налип, В.К. Гайда, В.Л. Ганзсп и др.; Под общей ред. А.Л. Крылова. — Л.: Изд-во Лепигр. ун-та, 1987.— 255 с.
|
секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает комаду: «Стоп!».
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ Вначале подсчитывается количество точек в каждом квадрате и полученные данные вносятся в протокол результатов теппинг-теста. Затем строится график работоспособности, для чего против соответствующего временного интервала, расположенного на горизонтальной оси, откладывается точка на расстоянии, соответствующем шкальному значению (по вертикальной оси) количества проставленных в этот промежуток времени точек. Соединив построенные точки, получают графики динамики максимального темпа (график работоспособности) испытуемого.
Различные варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис.5):
аРис. 4. Общий вид установки «теппинг-теста». I 1—блок питании; 2—ключ; 3—счетчик импульсов (калькулятор). ____ i____ i____ i____ ■____ i i |
• выпуклый тип (рис.5а): темп нарастает в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 секундам, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
• ровный тип (рис.56): максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему средней силы;
• нисходящий тип (рис.5в): максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы;
• промежуточный тип (рис.5г): темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
• вогнутый тип (рис.5д): первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие.испытусмыс относятся также к группе лиц со средне-сильной нервной системой.
После анализа графика работоспособности испытуемого и определения его типа записывается заключение в протокол результатов теппинг-теста.
|
Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 секунд)
Квадраты | Промежуток времени (секунд) | Правая рука | Левая рука I |
0-5 | |||
6-10 | |||
11-15 | |||
16-20 | ‘ | ||
21-25 | |||
26-30 |
5 10 15 20 25 30 Время (секунд) |
ГпаФик паботоспособности
Количество |
точек |
Заключение: |
|
3.2.2. Определение баланса возбудительного и тормозного
процессов с помощью кинематометрической методики
Для проведения экспериментального исследования используете кинематометр Жуковского (рис. 6,7) локтевой или пальце-кистево (рис. 8, 9) в зависимости от специфики деятельности, на котору ориентирован испытуемый.
Применение методики базируется на известном факте, что челе век, лишенный возможности контролировать свои движени зрением, в случае преобладания возбуждения воспроизводит заданную амплитуду движения с переводом, а в случае преобладания 1 торможения — с недоводом. Критерий для диагностики: диагноз! ставится по соотношению «переводов» и «недоводов» на малых иг больших амплитудах движения.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследуемый садится перед столом в удобной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра. Следует отметить, ч кинематометр должен располагаться на такой высоте, которая по воляла бы испытуемому сохранять изгиб в локтевом суставе около с градусов, а сам сустав находился вблизи туловища.
Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вы закроете глаза и буд сгибать руку в локтевом суставе до установленного мн ограничителя пять раз подряд. Старайтесь при каждом движени запоминать амплитуду движения, так как следующие пят движений Вы, также при закрытых глазах, будете производить уж без ограничителя. Ваша задача останавливать каждое свое движени
на той точке, где раньше был ограничитель».
Экспериментатор устанавливает ограничитель, не сообщая испы туемому какую амплитуду (сколько угловых градусов ему зада Это нужно для того, чтобы испытуемый воспроизводил протяже ность движения, а не отмеривал градусы амплитуды. Снача ограничитель устанавливают на 20 градусов и испытуемый делает движений с ограничителем. Экспериментатор убирает ограничится и испытуемый совершает пять движений без ограничителя. Зате
* Практикум по общей и экспериментальной психологии.: Учеб. пособие / В. Калин. В.К. Гайла, В.Л. Ганзен и др.: Под общей ред. Л.А. Крылова. — Л.: Изд-Ленингр. ун-та. 1487. — 255 с.
Рис. 6- Общий »иа в основные размеры кинематометра Жуковского.
д?
Рис. 7. Деталкрс* ка конструкции киисматометра Жукоасхого. Щ |
Рис. 8. Общий аил я осноаиие размеры пальце-кистевото ккяемагометра. |
А |
|
такую же процедуру повторяет для амплитуды 70 градусов. Экспериментатор следит за показателями шкалы при движениях испытуемого без ограничителя и результат записывает в протокол (в графу «Амплитуда воспроизведения»). Работу выполняет сначала правой, а затем левой рукой.
Обработка результатов
Вначале определяется величина и знак ошибки по каждой пробе, которые заносятся в протокол (в графу «Знак и величина ошибки»). Например, если испытуемый при задании воспроизвести двадцать градусов при первой пробе остановился на 18 градусов, а при второй — на 23 градуса, то в протокол заносится соответственно «—2 » и «+3 «.
Затем вычисляются суммарные показатели ошибок (алгебраическая сумма) воспроизведения для каждой амплитуды (задания) по каждой руке отдельно.
Результаты обработки сравниваются с диагностической таблицей. При этом следует исходить из того, что знаки суммарных показателей ошибок указывают на преобладание процессов возбуждения (при знаке «+£) или торможения (при знаке «—»), а величина этого показателя — на величину этого преобладания.
Диагностическая таблица
Типологические особенности нервных процессов | Знак ошибки при амплитудах | |
малой | большой | |
Преобладание возбуждения. | + + | + |
воспроизведения заданной амплитуды движения
Источник
ТЕППИНГ — ТЕСТ ( Методика Е.П.Ильина)
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П.Ильина (Теппинг-тест)
Назначение теста
Определение свойств нервной системы и коэффициента функциональной ассиметрии.
ОПИСАНИЕ .
Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»).
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста — максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».
Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой.
Методику «Теппинг-тест» трудно применять в случае с детьми младшего возраста (до 6-7 лет), поскольку у них максимальная частота движений небольшая и различия между индивидуумами сглаживаются. Кроме того, они не могут долго заставлять себя работать в максимальном темпе.
ОБОРУДОВАНИЕ .
Вам понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283, А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.
О.П.Елисеев предлагает не 6 (как это обычно предлагается, например, для младшей группы подростков или в оригинальном варианте Е.П.Ильина), а 8 полей для простановки точек, чтобы тенденция изменения работоспособности обнаруживалась более отчетливо. Тогда порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.
Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу, но это не является обязательным условием выполнения методики.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Протокол исследования
Задание _______________ Дата _______________
Самочувствие испытуемого ________________________
Источник