Меню

Обязательным тестом при контроле силовой подготовленности студентов университета мужчин является

Обязательным тестом при контроле силовой подготовленности студентов университета мужчин является

Физическое состояние студентов следует понимать как совокупность результатов, характеризующих физическое развитие, функциональные возможности, уровень развития основных двигательных способностей и состояния здоровья. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени и количестве являются непременными условиями эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Построение процесса физического воспитания в вузе ведется в соответствии с Учебной программой [1].

Примерная учебная программа дисциплины «Прикладная физическая культура» для вузов отражает требования государственного образовательного стандарта, а также может быть расширена с учетом регионально-территориальных, социокультурных и климатических факторов, материально-технических условий. Учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» предусматривает контроль физической подготовленности студентов, которую кафедры физической культуры оценивают по балльно-рейтинговой системе. На протяжении более 25 лет мы можем наблюдать, что существенных изменений в подходе к оценке физической подготовленности студентов не происходит.

Так, базисная учебная программа дисциплины «Физическая культура» для вузов 1990 г. содержала более 10 контрольных тестов для оценки физической подготовленности студентов и включала практически все виды испытаний современного комплекса ГТО с оценкой в очках [2].

Примерная программа 2010 г. включила оценку в баллах трех обязательных тестов физической подготовленности, соответствующих предыдущей программе, но с учетом массы тела испытуемого в беге на 3000 м и подтягиваниях на перекладине у мужчин и в беге на 2000 м у женщин [1].

Многочисленные исследования показывают, что показатели физической подготовленности и уровень здоровья населения нашей страны, в том числе студенческой молодежи, неуклонно снижаются. Это определило необходимость издания Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина (2014 г.) и дальнейшую разработку нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) для различных возрастных групп населения России, предусматривающего выполнение установленных государством нормативов.

Нововведение вызвало интерес и желание попробовать свои силы по выполнению нормативов комплекса ГТО у студентов. В то же время это вызвало интерес у преподавателей вузов: выяснить, как справляются студенты с нормативами комплекса ГТО [3–6]. А также возник вопрос: как оценить уровень физической подготовленности студентов в балльной системе в соответствии с нормативами ВФСК ГТО. В настоящее время интеграции комплекса ГТО и программы обучения в вузе на уровне контроля результатов не наблюдается. Но кто же, как не кафедры физической культуры, должны готовить молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО?

Цель работы – разработать шкалу оценивания показателей физической подготовленности с учетом нормативных требований комплекса ГТО VI ступени для промежуточной аттестации студентов.

Материалы и методы исследования

В основе получения информации о состоянии и эффективности деятельности занимающихся в процессе многолетних учебных занятий по физической культуре лежит педагогический контроль с использованием адекватного тестирования. Тест – это контрольное упражнение, результат которого можно рассматривать как качественный и количественный показатель физической подготовленности. Педагогические тесты дают возможность объективно и комплексно определять отдельные стороны физической подготовленности студентов, оценить эффективность используемых средств и методов, выделить основные и вспомогательные упражнения для контроля над уровнем развития физических качеств. В соответствии с методикой обучения преподавателю необходимо планировать и регулировать физическую нагрузку в строгом соответствии с возможностями организма занимающихся, способствовать развитию у них высокого уровня адаптации к мышечным напряжениям, т.е. соблюдать принципы физического воспитания – доступности и индивидуализации. Разрабатываемые тесты и нормативы позволяют в большей степени учесть различия в физическом состоянии студентов, методически целесообразно подойти к проведению учебного процесса, определить уровень развития физических качеств каждого студента.

Для оценки физического состояния студентов мы опирались на следующие методические приемы, направленные на создание системы непрерывного контроля:

1) определение оптимального объема показателей;

2) выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели и в то же время удобных для массовых измерений.

Физическая подготовленность студентов оценивается относительной шкалой оценок, разработанных на базе модельных статистических показателей подготовленности с учетом региональных, возрастных и половых особенностей.

В основу разработки нашей шкалы оценивания показателей тестирования положена система нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО, предусматриваюшая установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов: 70 % испытуемым должны быть посильны нормативы бронзового знака отличия, 60 % – серебряного и 20 % – золотого [7].

Вместе с тем мы опирались на систему разработки шкалы оценок физической подготовленности, реализованной в учебной программе по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов вузов, согласно которой оценке 5 баллов соответствует 20 % лучших результатов (граница – 20-й перцентиль), оценкам 4, 3, 2 и 1 балл – границы 40-го, 60-го, 80-го, 90-го перцентиля соответственно [8].

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) расположен в Южной Якутии. Этот северный регион характеризуется неблагоприятными погодными условиями в период сдачи сессий студентами. В связи с чем кафедра физического воспитания ТИ (ф) СВФУ внесла для проведения текущей аттестации дополнительные тесты физической подготовленности: челночный бег 5х10 м и челночный бег в течение 40 с по длине волейбольной площадки, как альтернативные тесты на быстроту и выносливость, и разработала методику их проведения в условиях спортивного зала [9].

Объем выборки студентов для определения количественных показателей при расчете нормативных значений, соответствующих пяти выделяемым уровням физической подготовленности, составил: 201 чел. возрастной группы 18–24 года, 31 чел. возрастной группы 25–29 лет мужского контингента; 151 чел. и 22 чел. соответствующих возрастных групп женского контингента.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании изученных материалов и методик для оценки физической подготовленности студентов ТИ (ф) СВФУ мы разработали шкалу оценивания показателей тестирования основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Из комплекса ГТО были взяты упражнения VI ступени возрастной группы 18–29 лет, с делением на подгруппы: 18–24 лет и 25–29 лет. Для мужчин это обязательные испытания – 4 теста: 1) бег 100 м, 2) бег 3 км, 3) подтягивание из виса на высокой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье; испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Для женщин обязательные испытания – также 4 теста комплекса ГТО: 1) бег 100 м, 2) бег 2 км, 3) подтягивание из виса на низкой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье и два испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 2) поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (количество раз за 1 мин.). Из испытаний по выбору женщинам предлагается выполнить один тест, с которым лучше справляются. Таким образом, для оценки текущей аттестации определили по 5 тестов для мужчин и женщин.

В связи с неблагоприятными погодными условиями в период летней сессии, а также в период зимней сессии в качестве альтернативных тестов для мужчин и женщин нами введены: тест на быстроту – челночный бег 5х10 м и тест на скоростную выносливость – челночный бег 40 с на волейбольной площадке 18 м.

Тесты измеряются в разных единицах, результаты тестирования представляются в виде баллов по шкале от 1 до 5. С практической точки зрения такая шкала отражает уровень физической подготовленности: 1 балл – низкий, 2 балла – ниже среднего, 3 балла – средний, 4 балла – выше среднего, 5 баллов – высокий и дает возможность понимания и оценивания занимающимися своих результатов.

В разрабатываемой шкале оценки показателей физической подготовленности студентов мы определили нормы испытаний на оценки 5, 4 и 3 баллов в соответствии с золотым, серебряным и бронзовым знаками отличия ВФСК ГТО. И включили альтернативные тесты на быстроту и скоростную выносливость, рассчитав их количественные показатели для баллов 5–3 в соответствии с методикой расчетов в комплексе ГТО. Также сделали количественные расчеты для нормативов на 2 и 1 балл в отобранных испытаниях комплекса ГТО и тестах на быстроту и скоростную выносливость по методике для учебных программ вузов.

Шкалы оценивания показателей физической подготовленности студентов и студенток представлены в табл. 1 и 2.

Разработанная нами шкала оценки показателей физической подготовленности студентов утверждена научно-техническим советом ТИ (ф) СВФУ и введена в рабочие программы преподавателей с 1 сентября 2016 г. Данные контрольные тесты и нормативы физической подготовленности являются обязательными для промежуточной и итоговой аттестации студентов основной группы. В учебных группах тестирование проводится в форме соревнований, борьбы за результат.

Шкала оценивания показателей физической подготовленности мужского контингента студентов

Источник



Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов

Обязательные тесты

определения физической подготовленности

студентов

Характеристика направленности тестов

Оценка в очках

Тест на скоростно-силовую подготовленность

Тест на силовую подготовленность:

— поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз);

— подтягивание на перекладине (кол-во раз)

Тест на общую выносливость – бег 2000 м (мин., сек)

Тест на общую выносливость – бег 3000 м (мин., сек.)

* Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные и в конце – как определяющий сдвиг за прошедший учебный период.

по общей физической подготовке

для оценки физической подготовленности студентов

основного и спортивного учебных отделений

Оценка в очках

Бег 3000 м (мин. сек)

Бег на лыжах 3 км (мин. сек)

или 5 км (мин. сек)

Прыжки в длину с места (см)

Подтягивание в висе лежа (перекладина на

Приседание на одной ноге, опора на стену (кол-во раз на каждой)

— овладеть умением, подавать команды, построить группу и отдать рапорт;

— знать определенный перечень строевых и порядковых упражнений;

— уметь правильно дышать, держать корпус, управлять своим телом;

— ознакомиться с организацией и методикой проведении утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы;

— уметь проводить беседы по вопросам физической культуры и спорта;

— ознакомиться с правилами хранения спортивного оборудования и выбора лыжного инвентаря.

— организовать и провести лыжную прогулку;

— уметь выбрать и провести комплекс утренней гигиенической гимнастики и одну из частей занятия.

— знать организацию и методику проведения организованных перемен;

— уметь составлять конспект и провести занятия по избранному виду спорта;

— владеть навыками проведения подвижных и национальных игр.

— знать упрощенные правила по баскетболу, волейболу;

— уметь организовать и провести однодневный туристический поход;

— овладеть навыками организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий в вузе, пионерском лагере.

Читайте также:  Хуавей п30 лайт тест антуту

— овладеть навыками организации вечеров и массовых физкультурных выступлений.

— уметь оборудовать простейшую школьную площадку для занятий физическими упражнениями.

по общей физической подготовке

для оценки физической подготовленности студентов

основного и спортивного учебных отделений

Оценка в очках

Бег 3000 м (мин. сек)

Бег на лыжах 5 км (мин. сек)

или 10 км (мин. сек)

Прыжки в длину с места (см)

Сгибание и разгибание рук в упоре на

брусьях (кол-во раз)

Силой переворот в упор на перекладине (количество раз)

В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз)

— овладеть умением, подавать команды, построить группу и отдать рапорт;

— знать определенный перечень строевых и порядковых упражнений;

— уметь правильно дышать, держать корпус, управлять своим телом;

— ознакомиться с организацией и методикой проведении утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы;

— уметь проводить беседы по вопросам физической культуры и спорта;

— ознакомиться с правилами хранения спортивного оборудования и выбора лыжного инвентаря.

— организовать и провести лыжную прогулку;

— уметь выбрать и провести комплекс утренней гигиенической гимнастики и одну из частей занятия.

— знать организацию и методику проведения организованных перемен;

— уметь составлять конспект и провести занятия по избранному виду спорта;

— владеть навыками проведения подвижных и национальных игр.

— знать упрощенные правила по баскетболу, волейболу;

— уметь организовать и провести однодневный туристический поход;

— овладеть навыками организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий в вузе, пионерском лагере.

— овладеть навыками организации вечеров и массовых физкультурных выступлений.

— уметь оборудовать простейшую школьную площадку для занятий физическими упражнениями.

по спортивно-технической подготовленности.

6 попаданий из 10

5 попаданий из 10

4 попадания из 10

Броски с 10 точек расположенных 4,5-5 м от корзины

Даются 2 попытки. Засчитывается лучший результат:

Ведение и броски в движении.

Ведение правой от точки пересечения линии, ограничивающей штрафную площадку с лицевой линией правой рукой, обводка штрафной площадки по дуге, вход в штрафную площадку между 1-ым и 2-ым усами, бросок в движении правой рукой. Подобрать мяч, ведение левой рукой в обратном направлении, вход в штрафную площадку между 1-ым и 2-ым усами, бросок левой рукой. Все повторить, чтобы в сумме было выполнено 10 бросков (5 правой и 5 левой). Броски повторяются до попадания.

Выполнено за 10″

Подача. Выполнить 6 подач, попав в обручи, расположенные в 1,6,5 номере.

Передачи. Выполнить 10 передач над головой, не выходя из круга Æ 1,5 м.

— Технический прием выполнен правильно, свободно без нарушения структуры приема в пространстве и времени.

-Технический прием выполнен правильно, с незначительными ошибками.

— Технический прием выполнен в основном правильно, допущены 2 незначительные ошибки.

Контрольные упражнения

для оценки физической подготовленности студентов

специального учебного отделения

(мужчины и женщины)

Сгибание и выпрямления рук, в упоре лежа (для женщин руки на опоре высотой до 50 см).

Подтягивание на перекладине (мужчины).

Поднимание туловища (сед) из положения, лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины).

Прыжки в длину с места.

женщины – 2 км (без учета времени)

Упражнения с мячом.

Упражнения на гибкость.

Упражнения со скакалкой.

методико-практических занятий

для самостоятельного освоения

Название темы

Методика обучения передвижению по пересеченной местности ( пешее,

передвижение на лыжах, на велосипеде и др.)

Проведение студентами тематической беседы по физической культуре и спорту по заданной теме.

Проведение студентами беседы о значении физической тренировки для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.

Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.

Основные положения методики закаливания.

Составления индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.

Физическое состояние и сексуальность.

Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ОЦЕНКИ

СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ**

1. Бег 100 м (юноши и девушки) — без учета времени.

2. Бег 2000 м (девушки), 3000 м (юноши) — без учёта времени.

3. Прыжки в длину с места (юноши и девушки).

4. Подтягивание на перекладине (юноши).

5. Поднимание туловища из положения лежа на спине (юноши и девушки).

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (юноши и девушки).

7. Плавание без учета времени — 50 м (юноши и девушки).

8. Бег на лыжах без учёта времени (девушки — 2000 м, юноши — 3000 м).

9. Броски мяча в баскетбольную корзину (юноши и девушки).

10.Приём и передача волейбольного мяча (юноши и девушки).

11. Метание гранаты (юноши).

*Студенты выполняют те контрольные задания, которые им доступны по состоянию здоровья.

** Студенты специальной медицинской группы выполняют те разделы программы, контрольные задания, которые доступны им по состоянию здоровья.

Источник

Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов 1-4 курсов

Характеристика направленности тестов

1. Тест на скорост- но-силовую под- готовленность бег 100м (сек.)

2. Тест на силовую подготовленность поднимание (сед) и опускание туло- вища из положе- ния лежа, ноги за- креплены, руки за головой (кол-во раз)

подтягивание на перекладине (кол-во раз)

3. Тест на общую выносливость -бег 2000м (мин.,сек.)

бег 3000 м (мин.,сек.)

Приложение 2

Примерные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений Женщины

1.Бег 3000м (мин,сек)

2.Бег лыжах 3 км (мин,сек) 5 км (мин,сек)

3.Плавание 50 м (мин,сек) или 100 м (мин,сек)

4.Прыжки в длину с места (см)

5.Прыжки в длину или высоту с разбега (см)

6.Подтягивание в висе лежа (прекладина на высоте 90 см)

7.Приседание на одной ноге, опора о стенку (кол-во раз на каждой)

Упражнения и тесты разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования

Мужчины

1.Бег 5000 м (мин,сек)

2.Бег лыжах 5 км (мин,сек) 10 км (мин,сек)

3.Плавание 50 м (мин,сек) или 100 м (мин,сек)

4.Прыжки в длину с места (см)

5.Прыжки в длину или высоту с разбега (см)

6.Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз)

7.Силовой переворот в упор на перекладине (кол-во раз)

8.В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз)

Упражнения и тесты разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования

Приложение 3

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Контрольные испытания для проверки физической подготовленности

В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уро­вень с нормативными показателями и на этой основе соста­вить обоснованные планы направленного развития физичес­ких качеств студентов.

В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие консервативные тесты:

• прыжок в длину с места;

• подтягивание в висе (юноши);

• бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши);

• бег на 2000 м для девушек и на 3000 м для юношей;

• поднимание туловища из положения “лежа на спине руки за головой” для девушек и др.

Для того, чтобы полученные при тестировании показате­ли были достоверны, повторные испытания должны прово­диться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер пред­шествующей двигательной активности студентов в дни тести­рования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем — в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты прово­дятся контрольные тесты, в конце — фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Оценка результатов тестирования.Для комплексной оценки физической подготовленности занимающихся целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каж­дому тесту, характеризующему отдельные стороны подготов­ленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подго­товленности в целом.

Тесты и контрольные нормативы, установленные для студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Тесты Пол Оценка
Бег 100 м, с Д 15,5 16,5 17,4 18,0 19,0
М 13,0 13,5 14,0 14,3 14,7
Бег 2000 м, мин д 10,00,0 10,30,0 11,00,0 11,30,0 12,10,0
Бег 3000 м, мин М 12,00,0 12,30,0 13,15,0 13,40,0 14,10,0
Прыжок в длину с места, см д
м
Поднимание туловища из положения “лежа на спине руки за головой”, раз /мин д
Поднимание ног в висе до касания перекладины, раз м
Подтягивание в висе лежа (высота перекладины 110 см), раз Д
Подтягивание на перекладине, раз м
Сумма баллов по пяти тестам д
м

В последнее время во многих учебных заведениях, согласно собственных разработанных программ по физическому воспитанию используется, внедряется система индивидуального тестирования (без оглядки на усредненные показатели таблиц, кстати, которые не изменялись уже достаточное количество лет) по стандартным тестам или по тестам, разработанным с учетом специфики занятий, т.е. по направлениям физического воспитания (силовая подготовка в тренажерном зале, шейпиг и т.д.).

6. Основы спорта и спортивной деятельности: понятия, классификации, общие закономерности, перспективы и проблемы развития.

Спорт(от sport — игра, развлечение) — игровая, соревно­вательная деятельность, основанная на применении физических упражнений.

Термин «спорт» неоднозначен и применяется как в узком, так и в широком смысле.

Спорт(в узком смысле) — это деятельность в виде состя­заний, непосредственно направленных на демонстрацию дости­жений в ней, способ выявления, сравнения и оценки опреде­ленных человеческих возможностей. Такая деятельность характеризуется следующими признаками:

а) унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется правилами соревнований;

б) регламентацией поведения соревнующихся по принци­пам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, что закрепляется официальными и неофициальными нормами этики (например, в виде положений Олимпийской хартии);

в) организацией деятельности на основе системы соревно­ваний с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям.

Спорт(в широком смысле) — это собственно соревнова­тельная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические человеческие отношения и поведенческие нор­мы, складывающиеся на основе этой деятельности.

Спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях, она включает этапы спортивного высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия.

Массовый спорт – часть спорта, которая включает в себя начальные этапы многолетней спортивной подготовки, этапы спортивного совершенствования.

Читайте также:  Tp link archer ax20 тест

Трудно определить четкую границу между массовым спортом и спортом высших достижений, который еще называется большим. В каждом виде спорта может быть своя условная граница (разряд, спортивное звание, спортивный результат, участие в соревнованиях определенного уровня и т.д.).

Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение и (или) заработную плату.

Любительский спорт – спортивная деятельность людей, которая не является их профессиональной деятельностью и основным источником дохода, т.е. такая деятельность представляется как некое хобби.

Не стоит отождествлять любительский и массовый спорт, а также профессиональный и спорт высших достижений. Данные категории совершенно иного порядка и смысла. Достаточно вспомнить, что в свое время (вплоть до 1988 года) на олимпийские игры допускались только спортсмены-любители (и это закреплялось олимпийской хартией). А представитель так называемого любительского спорта мог оказаться сильнее представителя профессионального спорта (примеров множество – хоккей, баскетбол, индивидуальные виды спорта). То есть любительский и профессиональный спорт разделяются только получением или неполучением дохода спортсменом от своей деятельности.

В зависимости от особенностей предмета соревнователь­ной деятельности выделяют различные виды спорта.

Вид спорта— это вид собственно соревновательной дея­тельности, отличающийся предметом состязания, обусловлен­ным составом действий и способом ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достижений.

Вид спорта – часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями Федерального закона о ФК обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование.

Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта– виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее — лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Видом спорта часто называют определенную группу сорев­новательных дисциплин, рассматриваемых по традиции совме­стно, что не соответствует определению этого понятия. Например, видом спорта называют легкую атлетику, имея в виду разные виды спорта, объединенные общим местом прове­дения соревнований.

Теория спорта— это система достоверных научных зна­ний об основных закономерностях спортивной деятельности.

Спортивный результат— количественный или качествен­ный уровень показателей в спорте.

Для всех видов спорта общим положением является дости­жение результата в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

Спортивное достижение— показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретном результате.

Спортивное движение— это специфическая форма социаль­ного движения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения, обмена и потребления ценностей спорта.

Значимость спорта как средства удовлетворения различных потребностей людей в настоящее время заметно возросла. В спортивном движении выделились два основных направления о которых говорилось выше: массовый (ординарный) спорти спорт выс­ших достижений(большой спорт). Название первого направ­ления (и соответствующего раздела) спортивного движения ука­зывает на то, что в него вовлечена масса людей, занимающихся спортом (массовый спорт), а уровень результатов, достигаемых здесь, относительно невысок, общедоступен (ординарный спорт). Из массового спорта наиболее одаренные и трудолюбивые спорт­смены, получив соответствующую подготовку, переходят в большой спорт. Таким образом, восхождение спортсменов по ступе­ням спортивного мастерства базируется на массовом спорте, и чем больше людей будут в него вовлечены, тем больше шансов у высокопрофессиональных тренеров найти таланты и помочь им выйти на уровень выдающихся достижений.

Занимаясь спортом, люди преследуют различные цели. В связи с этим как массовый спорт, так и спорт высших достиже­ний имеют свои внутренние подразделения. В мас­совом спорте выделяют два основные типа: базовый спорт в официальной системе образования-воспитания и кондиционно-оптимизирующий спорт (физкультурно-кондиционная тре­нировка, обеспечивающая достижение и сохранение базовой физической подготовленности). Среди модификаций ординар­ного спорта выделяют профессионально-прикладной спорт (прикладная подготовка к профессиональной деятельности, в том числе и к военной), спортив­ную реабилитацию (органическая часть системы подготовки спортсмена, восстановление функциональных и приспособитель­ных возможностей организма после длительных периодов на­пряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, осо­бенно при перетренировке и ликвидации последствий травм спортсмена).

Конкретная направленность массового спорта, его содер­жание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим в структуре социальной практики спорта различа­ют пролонгированные («пролонгировать» — продлевать действие) варианты основных и модифицированных форм ординарного спорта в жизни различных социальных групп, которые позво­ляют возможно дольше сохранить достигнутый уровень подго­товленности.

До­стижения спортсменов экстра-класса служат эффективным сред­ством пропаганды активных занятий физическим воспитанием и спортом, позволяют вовлечь в спортивную деятельность больше участников, что повышает шансы на выявление среди них та­лантливых спортсменов. Тесная связь между сторонами спортив­ного движения создает предпосылки для более эффективного решения задач, достижения поставленных целей всеми его уча­стниками.

Классификация видов спорта.

Все виды спорта могут быть разделены на группы. Суще­ствуют различные классификации. Они отличаются принципом, лежащим в основе соответствующего разделения. Рассмотрим наиболее известные из них.

Л.П.Матвеев (1977) разделил виды спорта на группы по особенностям предмета состязания и характеру двига­тельной активности соревнующихся.

I группа— виды спорта, представляющие собой высокоак­тивную двигательную деятельность, достижения в которых в решающей степени зависят от собственных двигательных воз­можностей спортсменов (бокс, борьба, гимнастика, плавание, гребля, тяжелая атлетика, спортивные игры и др.).

II группа— виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсменов по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения, где спортив­ный результат зависит от эффективности этих средств и от уме­ния рационально ими пользоваться (мотоциклетный, автомо­бильный, парусный, планерный спорт и др.).

III группа— технико-конструкторские виды спорта, в состязаниях по которым сопоставляются в основном результа­ты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиа­модельный, автомодельный спорт и др.).

IV группа— стрелковые виды спорта (используется огне­стрельное либо иное стрелковое оружие, в частности, лук), в которых двигательная активность спортсменов жестко лимити­рована условиями поражения цели.

V группа— абстрактно-игровые виды спорта, исход со­стязания в которых в решающей мере определяется не двига­тельной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (разновидности шашечного и шах­матного спорта и др.).

В.С.Келлер (1986) классифицировал виды спорта по спо­собу определения соревновательного результата..

I группа — виды спорта с метрически измеряемыми ре­зультатами (основными единицами физических величин в СИ в области спорта являются единицы длины — метр (м); массы — килограмм (кг); времени — секунда (с)). К этой группе относят­ся плавание, тяжелая атлетика, велосипедный, стрелковый спорт, виды легкой атлетики и др.

II группа — виды спорта, в которых спортивный результат оценивается в баллах в зависимости от красоты, сложности, точности и эффективности выполнения соревновательных про­грамм (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное пла­вание), а также виды спорта, в которых оценка носит смешан­ный характер (прыжки на лыжах с трамплина и др.).

III группа — спортивные игры и единоборства, т.е. виды спорта, в которых лимитируется время соревновательной борь­бы (футбол, хоккей, баскетбол и др.), конечный результат (во­лейбол, теннис и др.) или характер ведения борьбы, когда побе­да может быть достигнута до истечения обусловленного правилами времени (нокаут в боксе, «чистая» победа в борьбе и др.).

IV группа — комплексные виды спорта, для которых ха­рактерны комплексное взаимодействие и влияние на конечный результат каждого из включенных в комплекс видов деятель­ности (легкоатлетические десятиборье и семиборье, современ­ное пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, горнолыжное двое­борье и др.).

В.С.Фарфель (1969) и Ю.В.Верхошанский (1985) класси­фицировали все виды спорта по особенностям организа­ции движений спортсмена и преимущественно роли тех или иных функциональных систем организма в обеспече­нии их рабочего эффекта.

I группа — ациклические виды спорта, преимущественная роль в которых принадлежит совершенствованию двигательно­ го аппарата в направлении тонкой регуляции движений и спо­собности к выполнению рабочих усилий большой мощности (тя­желая атлетика, легкоатлетические метания и др.).

II группа — циклические (главным образом субмаксималь­ной и умеренной мощности) виды спорта, достижения в которых кислородного обеспечения мышечной работы (бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике и др.).

III группа— комбинированные виды спорта (комплекс­ные), для которых характерна высокая вариативность двига­тельных действий в условиях компенсированного утомления и переменной интенсивности работы. Это в основном спортивные игры и единоборства.

Существуют классификации видов спорта и по другим признакам и особенностям: олимпийские и не олимпийские, зимние и летние, циклические и ациклические.

Развитие и популяризация отдельных видов спорта идет неравномерно. Достаточно проследить за включением некоторых видов спорта в олимпийскую программу, количеством стран участниц на международных стартах и т.д.

Развитию спорта способствуют как национальные культурные традиции, так и международная интеграция, создание международных федераций по видам спорта.

Источник

Контрольные тесты для оценки жизненно необходимых умений и навыков, профессионально прикладной физической подготовленности студентов основного и спортивного отделения (мужчины)

Гесты Оценка в очках
1.Бег 5000м (мин) 21.30 22.30 23.30 24.50 25.40
2.Лыжи 5 км (мин) 23.50 25.00 26.25 27.45 28.30
3.Плавание 50м (сек.) 40.0 44.0 48.0 57.0 Б/р
4. Прыжки в длину (см)
5.В висе поднимание ног до касания перекладины (раз)

Примечание. Выделенные тесты являются обязательными для выполнения студентами.

Таблица определения средней оценки результатов учебно-тренировочных занятий.

Оценка тестов общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности «отлично» «хорошо» «удовл»
Средняя оценка гестов в очках 3.5 3.0 2.0 __ __

Тесты по физической культуре для студентов межфакультетских групп.

Факультет______________________ курс___________ Дата _

1. Почему вышел указ 1648 года о «Запрете игр и забав»»?

а) Мешали [рудовой деятельности

в) Как пережиток языческой культуры

г) были сложны для детей

д) отвлекали детей от учебы

2. Кто является основателем теории и методики Отечественного физического
воспитания?

3. Когда Россия начала участвовать в Олимпийских играх?

4. С чем было связано введение гимнастики в войсках XIX века?

а) с появлением гимнастики как вида спорта

б) с плохим физическим состоянием войск

в) с появлением первых спортивных залов

г) с целью отвлечения военных от революционных настроений
д) с проведением первого Чемпионата мира по гимнастике

5. Что являлось обязательным элементом физического воспитания Российского
дворянина

а) фехтование, верховая езда, танцы

Читайте также:  Тест шин для кроссоверов р19

б) игра в крикет, танцы, кулачный бой

в) верховая езда, плавание, шахматы

г) плавание, гимнастика, фехтование

д) фехтование, рукопашный бой, танцы

6. Какой из перечисленных элементов деятельности не является составляющей
физической культуры?

а) оздоровление организма

б) достижение лучшего результата

в) занятия физическими упражнениями

г) коррекция фигуры
д)занятия аэробикой

7. Что из перечисленных характеристик не относится к спорту

а) всеобщая массовость

б) специализация в детском возрасте

в) участие в соревнованиях

г) регистрация рекордов

д) присвоение спортивных разрядов и званий

8. Какое из этих качеств не рекомендуется воспитывать в раннем возрасте

б) координация движений

г) быстрота
д)ловкость

9. В каком из перечисленных видов спорта наблюдается наиболее ранняя
специализация (набор в группы в раннем возрасте)?

10. Проявление какого качества наиболее характерно для представителей
атлетических видов спорта?

а) выносливость б)сила

г) ловкость
д)гибкость

11. Какой показатель характерен для определения быстроты?

а) длина дистанции

б) быстрота реакции

в) частота движений

г) скорость одиночного движения
д) спортивная форма спортсмена

12. Для развития какого качества наиболее значение имеет наследственность?

13. Какой внешний показатель является показателем усталости ребенка?

а)изменение позы б)потеря сознания

в) крути под глазами

г) неадекватная реакция на раздражитель

д) провалы в памяти

14. Как изменяется состав крови при долговременной умственной работе?

а) изменяется уровень сахара в крови

б) наблюдается кислородное голодание

в) начинается воспалительный процесс

г) наблюдается резкое повышение аппетита

д) наблюдается размягчение костей

15. Какой объем двигательной активности в неделю необходим для нормального
функционирования систем организма молодого человека в возрасте 17-25 лет?

16. Какой показатель ЧСС (частоты сердечных сокращений) считается
нормальным?

17. При какой ЧСС (частоте сердечных сокращений) можно считать уровень
выполненной физической нагрузки средним, т.е. достаточным?

б) около 200 уд/мин

18. Что не относится к антропометрическим показателям человека?

б) форма позвоночника

в) острота зрения

г) обхваты бедер

19. Что является причиной гиподинамии (недостаточности движения)?

а) нарушение обмена веществ

б) неправильное питание

в) мышечная атрофия

г) недостаточная двигательная активность
д)перетренированность

20. Что не является причиной увеличения массы тела во время занятий
физическими упражнениями?

б) неправильное дозирование физических нагрузок

в) наращивание мышечной массы

г) чрезмерное нервное напряжение

д) таких причин нет

21 Что является основной причиной излишнего веса? а)неправильное питание б) отсутствие двигательной активности в)курение

г) плохое настроение

д) некачественные продукты питания

22. Как соотносятся понятия — «усталость, «утомление», «переутомление»

а) усталость — самая тяжелая форма функциональных изменений в
организме, затем следует утомление и переутомление.

б) легче всего переносится усталость, тяжелее утомление и устойчивое
нарушение функциональной системы организма переутомление

в) переутомление нарушение в деятельности центральной нервной
системы, а утомление и усталость — это синонимы.

г) эти понятия никак не соотносятся

23. Почему продолжительную интеллектуальную деятельность необходимо
сочетать с физическими нагрузками?

а) для разнообразия деятельности

б) с целью повышения настроения

в) для снятия мышечного напряжения

г) с целью повышения гемоглобина

д) с целью разгрузить зрение

24. При умственной работе, сопровождающейся эмоциональным напряжением,
происходя! следующие изменение в составе крови:

а) снижается насыщение крови кислородом на 80%. увеличивается
количество лейкоцитов.

б) насыщение крови кислородов возрастает на 80%, увеличивается
количество лейкоцитов

в)изменений не происходит

г) насыщение крови кислородом снижается на 80%. уменьшается количество
лейкоцитов

д) насыщение крови кислородом и содержание лейкоцитов
уравновешивается

25. Какая температура воздуха в спортивном зале оптимальна для занятий
физическими упражнениями?

в) не имеет значение

26. Общефизическая подготовка ставит своей целью:

а) воспитание основных двигательных качеств

б) занятия по физической культуре в школе

в) подготовку спортсмена к соревнованиям

г) изучения тактических и технических компонентов подготовки
д) воспитание силы

27. В каком из компонентов подготовки спортсмена наибольшее значение имееч
деятельность тренера

а) общефизическая подготовка

б) техническая подготовка

г) специальная физическая подготовка

д) тактическая подготовка

28. Звание мастер спорта России относится:

а) к спорту высшего мастерства

б) к массовому спорту

в) к членам национальной сборной команды России

г) только к игровым видам спорта
д) к спорту ветеранов

29. Какое заболевание не относится к нарушению осанки?

б) остеохондроз
в)лордоз

г)скалеоз левосторонний д)скалеоз правосторонний

30. Какой вид двигательной активности наиболее подходит для укрепления

в) спортивные игры

г) прыжковые упражнения

д) упражнения на гибкость

31. Что называется двигательным навыком?

а) выполнение упражнения с помощью преподавателя

б) неосознанные двигательные действия, заложенные с рождения

в) специальное физкультурно-спортивное образование

г) выполнение упражнения «автоматически»

д) выполнение упражнения под музыку

32. Какие системы организма отвечают за процесс движения?

33. Физическое развитие — это процесс, который

а) проходит независимо от человека и не регулируется

б) полностью зависит от человека

в) изменяется по мере изменения умственных способностей

г) происходит независимо от человека, но регулируется

д) регулируется только в грудном возрасте

34. Сколько минимум часов физической культуры в неделю должно проводиться в школе:

а) на усмотрение администрации

в) 11 часов
г)2 часа
д)4 часа

35. Какой объем часов (всего) выделяется на физическую культуру в ВУЗе

в) на усмотрение ректората

д) в зависимости от специальности

Объемные требования к экзамену по предмету «Физическая культура».

1. Требования, предъявляемые к студенту по предмету «Физическая культура».

2. Определение понятия «Физическая культура» и ее содержание.

3. Социальные функции физической культуры и спорта.

4. Характеристика основных направлений системы физической культуры.

5. Общие принципы системы физической культуры.

6. Дидактические принципы системы физической культуры в обучении
двигательным действиям.

9. Организм человека как единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся
биологическая система.

10. Двигательная активность как важнейший фактор взаимодействия организма с
внешней средой.

11. Специфика функциональных изменений, происходящих в организме при
систематических занятиях физическими упражнениями (фаза
суперкомпенсации).

12. Закономерности развития отдельных систем организма под воздействием
направленной физической тренировки (сердечно-сосудистая, дыхательная,
нервная система, опорно-двигательный аппарат и др.).

13. Утомление при физической и умственной работе. Объективные и субъективные
признаки усталости, утомления и переутомления.

14. Биологические ритмы и работоспособность. Общие закономерности изменения
работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году.

15. Понятие «здоровый образ жизни», его содержание, связь с жизнедеятельностью
студентов.

16. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.

17. Характеристика средств физической культуры.

18. Физические упражнения как основное средство физической культуры.
Классификация физических упражнений.

19. Содержание и формы физических упражнений.

20. Факторы, определяющие влияние физических упражнений на организм
занимающихся.

21. Понятие «физическая нагрузка» и ее содержание. Зоны интенсивности нагрузок
по частоте сердечных сокращений.

22. Методика регулирования физической нагрузки при занятиях физическими
упражнениями.

23. Использование естественных сил природы в процессе занятий физическими
упражнениями.

24. Особенности организации и основные психофизиологические характеристики
учебного труда студентов.

25. Критерии нервно-эмоционального утомления студентов и профилактика лого
утомления средствами физической культуры.

26. Характеристика форм занятий физическими упражнениями.

27. Урок одна из основных форм занятий физическими упражнениями.

28. Производственная гимнастика в процессе учебы и на производстве.

29. Методика составления комплексов в различных видах производственной
гимнастики.

30. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами
физической культуры.

31. Физкультурно-массовая работа по месту жительства.

32. Физкультурно-массовая работа во дворцах культуры, домах Творчества, парках
отдыха.

33. Рациональный режим дня студентов.

34. Занятия физическими упражнениями в период зачетов и экзаменов.

35. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями, его объективные и
субъективные показа гели.

36. Характеристики тестов и их использование при контроле за состоянием
организма в процессе занятий физическими упражнениями.

37. Правила личной гигиены.

38. Правила общественной гигиены.

39. Требования, предъявляемые к местам проведения занятий физическими
упражнениями.

40. Характеристика силовых способностей.

41. Методика развития силовых способностей.

42. Характеристика скоростных способностей.

43. методика развития скоростных способностей.

44. Характеристика выносливости.

45. Методика развития выносливости.

46. Характеристика координационных способностей.

47. Методика развития координационных способностей.

48. Характеристика и методика развития гибкости.

49. Понятие «спорт», спортивная классификация, студенческий спорт и его
организационные особенности.

50. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели, задачи, содержание.

51. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки в спорте. Система
студенческих спортивных соревнований.

52. Виды массажа и их характеристика.

53. Массаж как средство восстановления организма после физической нагрузки.

54. Этапы обучения движениям

55. Методические принципы физического воспитания. Принцип сознательности и
активности.

56. Принцип доступности и систематичности.

57. Принцип наглядности.

58. Игровой и соревновательный метод.

59. Словесные методы.

60. Туризм и плавание в системе физической культуры.

61. Гимнастика и легкая атлетика в системе физической культуры.

62. Лыжный спорт в системе физической культуры.

1. Теория и методика физической культуры: учебник/ред. Ю.Ф. Курамшин — Изд. 3-е. – М.: Сов. Спорт, 2007.- 463с

2. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью [Текст] : учебное пособие для студ. вузов, обуч. по напр. «Педагогика» / О. Ю. Масалова. — М. : Кнорус, 2012. — 184 с.

3. . Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1999

4. Физическая культура студента /Текст/: учебник для студентов вузов /Ред В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2005- 448с. ISBN 5-8297-0010-7

5. Евсеев Ю.И. Физическая культура /Текст/: учебн. пособие для студентов вузов /Ю.И. Евсеев; рец.: А.Г. Трушин, Н.К. Ковалев. – 3 изд. Ростов н/Д; Феникс, 2005.- 382с.

6. ISBN 5-222-06797

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: ФиС. 1987

2. Бальсевич В.А., Запоражанов В.А. Физическая активность человека. Киев.: Здоровья. 1987

3. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 1987

4. Желдак В.П.. Коротаев П.В. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. — Малаховка: МоГИФК. 1998

5. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение. 1984

6. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер с венг. под общей ред.В.В. Столбова. М.: Радуга. 1982

7. Нифонтова Л.Н.. Павлова Г.В. Физическая культура для людей занятых малоподвижным трудом. — М.: Советский спорт, 1993

8. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 №1025

Источник