Меню

Обязаны ли выдавать тест полоски диабетикам бесплатно



Обязаны ли выдавать тест-полоски без инвалидности.

Никого уже не удивить тем, что диабетикам не дают инвалидность. Но именно эта причина наиболее часто встречается при отказе в выписке льготных препаратов диабетикам: “Вам полоски/ инсулин/ инсулиновые иглы не положены, так как у вас нет инвалидности”.

Сегодня хочу прояснить ситуацию: должны ли выдавать бесплатно тест-полоски, инсулин, иглы к шприц-ручкам, если нет инвалидности! Без инвалидности — положено по закону

Отказ в выписке льготных препаратов по причине отсутствия инвалидности является нарушением закона.

Если в карточке стоит диагноз “сахарный диабет”, без разницы 1 или 2 типа, вас ОБЯЗАНЫ обеспечивать этими медицинскими средствами. Ниже даю ссылки на регламентирующие законы.

Основания для получения льготных тест-полосок, инсулинов, иголок к шприц-ручкам:

наличие категории заболевания «диабет»,

наличие заболевания, отнесенного к социально значимым (диабет в этот перечень также входит. Законы

Постановлением Правительства № 890 от 1994 года (Источник 2) в Приложении №1 (Источник 3) установлено, что лица, страдающие диабетом, подлежат бесплатному обеспечению всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.

Тем же Постановлением указано, что местные органы здравоохранения ОБЯЗАНЫ СЛЕДИТЬ за наличием в аптечных учреждениях соответствующих льготных лекарств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, исполнительные органы субъектов РФ обязаны принимать соответствующие меры.

Если отказали в выписке

Если в выписке лекарств отказано по причине отсутствия инвалидности, средств в бюджете или же “патамушта гладиолус” и звезды не сошлись, а также при отсутствии выписанных лекарств в аптеке — составляем обращения в различные инстанции. ВАЖНО! Обращение лучше отправлять не только по интернету, но и заказным письмом. В этом случае вам обязаны будут дать официальный ответ.

Письма счастья составляем для:

Министерства здравоохранения РФ;

Территориальных фондов обязательного медицинского страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ (мы с вами должны обеспечиваться лекарствами в том числе по программе ОМС);

Президента РФ (в администрацию Президента можно обращение подать онлайн Источник 4);

уполномоченного по правам человека РФ.

Расскажите, пожалуйста, в комментариях, если вам отказали в выписке и выдаче льготных лекарств, по какой причине. Указывайте город, номер поликлиники, тех специалистов и чиновников поименно, кто вам отказал. Давайте посмотрим на тех, кто то ли некомпетентен и занимает не свое место, то ли коррумпирован.

Источник

Голикова поручила Минздраву обеспечить больных диабетом тест-полосками

—> Фото: medaboutme.ru

По итогам заседания попечительского совета, которое состоялось 23 октября, Министерству здравоохранения совместно с Росздравнадзором поручено проанализировать потребность в диагностических средствах (тест-полосках и системах непрерывного мониторинга для определения содержания глюкозы в крови) для страдающих сахарным диабетом 1-го типа.

Руководитель секции «Медицина и фармацевтика» совета и совладелец крупнейшего российского производителя инсулинов «Герофарм» Петр Родионов представил на заседании результаты исследования, основанные на данных Росздравнадзора за 2019 год, согласно которым ни в одном регионе не выполняются нормативы по количеству измерений глюкозы в крови, а доля обеспечения тест-полосками населения в 2019 году находится «на крайне низком уровне».

Авторы исследования предложили выделить дополнительные средства из федбюджета на обеспечение средствами самоконтроля «в полном объеме в соответствии с клиническими рекомендациями», а также организовать проведение ежегодного мониторинга обеспечения диагностическими средствами граждан с сахарным диабетом 1-го типа, что и отразилось в поручениях Татьяны Голиковой.

Дополнительно Минздраву поручено до 20 декабря 2020 года определить понятие «школа диабета» – образовательных курсов для пациентов с диабетом. Регионы, в свою очередь, представят информацию о количестве школ, видах медорганизаций, на базе которых они работают, а также число и стоимость оказанных услуг до 30 ноября. В регионы должны быть направлены методические рекомендации по вопросам организации работы таких школ.

По словам Петра Родионова, чтобы школы диабета «были эффективны», ежегодно должно функционировать около 2 тысяч таких курсов, на что необходимо порядка 4 млрд рублей каждый год.

Исследование специалистов секции «Медицина и фармацевтика» показало, что в 61 субъекте функционирует 881 школа, а обучение ежегодно проходят 222 тысячи пациентов, хотя «согласно проектам Стандартов оказания медицинской помощи, пациентам с сахарным диабетом», которые находятся на утверждении в Минздраве, количество обучающихся должно составлять 1 млн человек.

Диабетики, говорила Татьяна Голикова, «относятся к группе высокого риска по заболеваемости и тяжелому течению коронавирусной инфекции нового типа», поэтому по рекомендациям НМИЦ эндокринологии «при первых симптомах простуды необходим более частый мониторинг уровня глюкозы в крови и своевременная коррекция сахароснижающей терапии с назначением инсулина».

По данным вице-премьера, пациенты с сахарным диабетом заражаются COVID-19 в 10,3 раза чаще, чем здоровые люди, а как сопутствующее заболевание диабет встречается в 27% подтвержденных случаев инфекции. По сравнению с началом 2019 года, на начало 2020-го численность пациентов с диагнозом «сахарный диабет» выросла среди взрослых на 4,7% – до 5,1 млн заболевших, среди детей на 5,3% – до 48,8 тысячи человек, приводила данные Голикова.

С 2021 года, согласно представленному Минздравом РФ проекту программы госгарантий медпомощи, перечень высокотехнологичной медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, дополнится лечением тяжелых форм врожденного сахарного диабета с суточным мониторированием глюкозы и установкой инсулиновых помп. После погружения в ОМС в 2021 году тариф на этот вид помощи составит 179,4 тысячи рублей.

Источник

Регионы просят инсулин: не хватает бесплатных лекарств и тест-полосок

Пациенты с сахарным диабетом по всей России жалуются на проблемы с доступностью препаратов для лечения, в том числе жизненно необходимого инсулина, а также нехватку тест-полосок для глюкометров. Астраханская, Волгоградская, Архангельская, Курганская, Свердловской, Курская области — пациенты говорят, что теперь не могут приобрести импортный инсулин, который принимали годами. Аналогичная ситуация в Новосибирске, Брянске, Воронеже, Смоленске, Красноярске, Сызрани, Славянске-на-Кубани, Севастополе. Люди не могут получить лекарств не только бесплатно по льготным рецептам, но и купить за свой счёт — в аптеках их просто нет. Такая же ситуация и с тест-полосками для глюкометров — в поликлиниках их выдают критически мало, а купить порой весьма затруднительно.

Регионы просят инсулин. На складе есть — на «горячей линии» нет

Жительница Новосибирска Ольга Фетисова жалуется, что уже второй месяц ей не выдают жизненно необходимый инсулин, а вместо этого говорят: «Потерпите!»

В аптеке, где выдают льготные лекарства, говорят, что лекарства нет на складе. А в местном Минздраве утверждают другое: «Никаких проблем с препаратом в городе нет».

С аналогичной ситуацией столкнулись и больные сахарным диабетом в Волгоградской области.

«Уже четвертый месяц мне не выдают ни “Галвуса”, ни “Метформина”. В облздраве говорят, что на складах есть эти препараты, а на “горячей линии” по обеспечению лекарствами уверяют в обратном, — рассказала в интервью жительница Краснооктябрьского района Нина. — Как нам быть? Уже в четвертый раз я купила “Галвус” за свои деньги. В месяц на препарат уходит 1600 рублей — это при том, что моя пенсия составляет всего девять тысяч. Мне пришлось влезть в долги, чтобы всё купить. А как иначе? Умирать, что ли? Больше всего удивляет, что за наличку можно купить любое лекарство. Получить эту же коробочку бесплатно невозможно — её якобы нет в наличии».

С похожими проблемами в конце года столкнулись и жители Курской области.

«“Хумалог” уже 2 года не выписывают. Был вместо него “НовоРапид”. С ноября 2020 его нет, — говорят куряне. — Заставляют выписывать аналоги либо покупать за свой счёт! Такая же история и с “Лантусом” и “Левимиром”. Хотя в августе был в другой области, без проблем выписали, и получил и “Хумалог”, и “Лантус”. Я инвалид первой группы, но инсулинов нет ни по федеральному, ни по местному бюджету!»

«У моего молодого человека сахарный диабет 1-го типа с 2005 года. Сейчас ему 22 года. В 18 лет у него сняли инвалидность и урезали количество тест-полосок, — рассказывает Надежда из Архангельска. — До 18 лет выдавали по 100 штук сейчас — по 50 штук в месяц. Врачи говорят мерить уровень глюкозы 4 раза в день или больше, но 50 полосок не хватает на месяц. Про иглы для инсулина мы вообще молчим. Выдают по 10 штучек на месяц, когда их нужно менять после каждого применения или же раз в день. Естественно, их тоже недостаточно. Обращались к лечащему врачу, говорят: “Другим хватает, и вам хватит”».

«Впасть на это время в анабиоз?»

Точно такая же ситуация по всей России. Вот, например, Курган:

«Ситуация с отсроченными рецептами на инсулин сама по себе напоминает фильм ужасов: если у тебя диабет 1-го типа, то ты жить без инъекции инсулина не можешь, в медицинском учреждении тебе рецепт выписывают строго на определенный промежуток времени, т. е. никакого запаса инсулина у тебя нет, так по закону положено. С рецептом идешь в аптеку, а там инсулина нет, и по закону же ставят твой рецепт на так называемое “отсроченное обслуживание” на 10 дней. Вот тут и наступает, как говорит современная молодежь, треш: человек с диабетом 1-го типа эти 10 дней должен:

Читайте также:  Indefinite pronouns тест с ответами

· купить дорогостоящее лекарство, которое государство выдает?

· впасть на это время в анабиоз?

Что предложите, господа чиновники от здравоохранения?»

«Каждый год одно и то же»

Тест-полоски по распоряжению правительства входят в перечень бесплатных медицинских изделий, отпускаемых по рецептам. По словам руководителя Диабетического сообщества Курганской области Наталья Воробёвой, по стандарту Минздрава положено выделять человеку со 2-м типом диабета 14 упаковок тест-полосок в год, но эта норма не выполняется практически ни в одном регионе.

«На лекарственное обеспечение всех категорий региональных льготников, например в Курганской области, заложено на 2021 год 420 миллионов рублей. Это капля, — говорит Наталья Воробьёва. — Только больных сахарным диабетом второго типа у нас 30 000 человек. В год им положено по стандарту 420 000 упаковок тест-полосок для глюкометров. Одна упаковка стоит минимум 500 рублей. 210 000 000 — это половина всего бюджета, заложенного на всех льготников, должна уйти на одни тест-полоски для больных диабетом. И так будет в любом регионе».

Наталья Воробьёва возглавляет Диабетическое сообщество уже 17 лет и отмечает, что проблемы с выдачей препаратов обострились после вступления в силу федерального закона о закупках (№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»).

«Эта ситуация из года в год повторяется. Закупки — процесс долгий. Где-то не посчитали, не рассчитали. Инсулин — это не таблетка с постоянной дозой. Это плавающие дозы, зависящие от съеденной пищи. Инсулин нужен как средство приведения сахара в крови в норму. Рассчитать с точностью, сколько потребуется на год инсулина до единицы, невозможно, — говорит Наталья Воробьёва. — А учитывая то, что процедура закупок около 3 месяцев, каждый год одно и то же. Как год заканчивается, так заканчиваются и лекарственные средства».

«Инсулин какой есть — такой и дадим»

Другая проблема — выдача вместо постоянно принимаемых препаратов от диабета дженериков и биосимиляров. Биосимиляры — это лекарства, воспроизведенные при помощи биотехнологий, схожие с оригинальными биотехнологическими препаратами и представленные на регистрацию по истечению срока действия патента оригинальных. Для многих людей, которые годами принимали оригинальные препараты и вели полноценную жизнь на их фоне, такая смена может привести к непредсказуемым последствиям.

«Сейчас происходит так: инсулин какой есть — такой и дадим. Главное, чтобы у него было идентичное международное патентованное название, — говорит руководитель Диабетического сообщества Наталья Воробьёва. — Сейчас самая большая проблема — биосимиляры. Человек приходит в аптеку, и ему просто дают другой препарат. У кого-то были серьезные осложнения, особенно у детей».

Спросим у специалистов. Сотрудник кафедры эндокринологии лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова Виктория Титова говорит, что техника перевода с одного инсулина на другой не вызывает сложностей. Но вместе с тем отмечает: фармакодинамика у разных препаратов может различаться, и пациент просто не сможет вовремя из-за пандемии посетить врача.

«Смена препарата инсулина, скорее всего, приведёт к изменению показателей глюкозы крови, что потребует коррекции доз инсулина для предотвращения развития декомпенсации заболевания, — говорит Виктория Титова. — Поэтому при смене препарата врач назначает новый в эквивалентных или в указанных в инструкции к данному препарату дозах. При этом пациенту необходимо более тщательно контролировать уровень глюкозы крови, увеличивая число исследований с помощью глюкометра до 7 и более раз в день, и в зависимости от показателей, по рекомендации врача, изменять дозы инсулина».

Отмечает эндокринолог и проблему биосимиляров инсулина. Европейское агентство по лекарственным средствам рекомендует проведение клинических исследований для их использования: фармакокинетики, фармакодинамики, эффективности и оригинального инсулина.

«Они не являются идентичными исходному препарату, т. к. белковую молекулу невозможно скопировать из-за различий в технике производства, — говорит Титова. — Трудно предугадать, какой будет структура сложной белковой молекулы. Последствия, к которым может привести отличие структуры биосимиляра от структуры соответствующего оригинального препарата, непредсказуемы. В России используются препараты рекомбинантного инсулина человека различных производителей, а также биосимиляры препаратов аналогов инсулина. Сравнительный анализ препаратов рекомбинантного инсулина человека показал, что разные препараты с одинаковым международным непатентованным наименованием имеют колоссальные различия по времени начала действия, пику и продолжительности действия, а также составу дополнительных ингредиентов. Что, несомненно, влияет на эффективность инсулинотерапии».

АиФ.ru направил запрос в Министерство здравоохранения России с просьбой прокомментировать: почему сложилась такая катастрофическая обстановка с обеспечением больных диабетом лекарственными препаратами? И какие шаги ведомство намерено предпринять для урегулирования сложившейся ситуации. Но ответа на момент написания статьи нам так и не пришло.

Источник

Обязаны ли выдавать тест полоски диабетикам бесплатно

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

от 15 июля 2015 года Дело N 33-5878/2015

15 июля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Лозенко И.А.

судей Марченко О.С., Степановой Е.В.

при секретаре Труновой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах А. к КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6», ООО «Фармация» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, к Департаменту здравоохранения Приморского края, о взыскании денежных средств, возложении обязанности,

по апелляционному представлению прокурора Первомайского района г. Владивостока

на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 апреля 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснение прокурора Ровенко В.В., представителя несовершеннолетней А. — Антропова Г.В., представителей Департамента здравоохранения Приморского края Химич В.В., Елисеевой Е.В., судебная коллегия

Прокурор Первомайского района г. Владивостока в интересах А. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Приморского края, указав, что А. . года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием — сахарный диабет. А. состоит на учете в КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6», однако в нарушение норм действующего законодательства с июля 2013 года по настоящее время рецепты на выдачу тест — полосок А. не выдавались, в связи с чем мать А. приобрела их в аптечной организации количестве 4 упаковок на сумму 1486, 40 руб. в 2013 году и в количестве 4 упаковок на сумму 1737, 60 руб. в 2014 году, а всего на сумму 3224 руб. Таким образом. Департаментом здравоохранения Приморского края ребенок-инвалид А. в период с 01.07.2013 по настоящее время не обеспечена тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и шприц-ручками в количестве, отвечающем реальной потребности детей-инвалидов, страдающих сахарным диабетом, чем нарушены требования части 2 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 6.2, части 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», что в свою очередь влечет за собой нарушение прав ребёнка-инвалида на получение государственной социальной помощи и ставит под угрозу жизнь и здоровье малолетней А.

К участию в деле в качестве соответчика 07.08.2014 привлечено ООО «Фармация».

К участию в деле в качестве соответчика 26.12.2014 привлечено КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6».

Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» по непроведению заседания врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения по назначению А. льготного обеспечения тест-полосками: признать незаконным бездействие КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» по невыдаче А. рецептов на получение тест-полосок для определения глюкозы в крови; возложить на КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» обязанность провести заседание врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, на котором рассмотреть вопрос о назначении А. льготного обеспечения тест полосками; возложить на КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» обязанность обеспечить выдачу А. рецептов на получение тест-полосок для определения глюкозы в крови в количестве 1460 штук в год на период нахождения А. на учете в КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» с диагнозом «сахарный диабет»; взыскать с Департамента здравоохранения Приморского края в пользу А. денежные средства на приобретение тест — полосок для определения глюкозы в крови в размере 3 224 руб., возложить на Департамент здравоохранения Приморского края обязанность обеспечить А. тест-полосками в количестве, необходимом для определения глюкозы в крови не менее 1460 раз в течение года, ежегодно.

Читайте также:  Дуохромный тест как проводится

В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Владивостока Андреева И.Е. заявленные уточненные требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Законный представитель А. мать Антропова Т.Н. просила исковые требования удовлетворить, указала, что глюкометр, к которому нужны тест-полоски, выдали в поликлинике, в медицинской книжке врач делает запись о необходимости самоконтроля. До лаборатории поликлиники сложно добираться. Просила иск удовлетворить.

Представители Департамента здравоохранения Приморского края Химич В.В., Елисеева Е.В.иск не признали, пояснили суду, что предусмотренных законом оснований для понуждения Департамента обеспечить А. тест-полосками, не имеется. Самоконтроль необходим всем пациентам, имеющим хронические заболевания, однако для подбора метода терапии применяются только анализы гликированного гемоглобина. Указали, что тест-полоски — это не медицинское изделие, а расходный материал к глюкометру. Просили в иске отказать.

Представитель ОАО «Фармация» в судебное заседание не явился, в ранее представленном отзыве просил в иске отказать.

Представитель КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» в судебное заседание не явился, в ранее представленном отзыве просил в иске отказать.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился прокурор Первомайского района г. Владивостока, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Представители ОАО «Фармация», КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом мнения других участников процесса, положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании прокурор Ровенко В.В., законный представитель несовершеннолетней Антропов Г.В. поддержали доводы апелляционного представления, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

Представители Департамента здравоохранения Приморского края полагали, что решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Обсудив доводы апелляционного представления, возражений, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

На основании пункта 9 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая, в том числе, обеспечение медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (пункт 6.2).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Из пункта 2 примечаний к вышеназванному приказу следует, что назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что А., . года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с наличием у нее заболевания — инсулинзависимый сахарный диабет, состоит на учете в КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6».

В рамках оказания высокотехнологической медицинской помощи в 2011 году А. была обеспечена аппаратом «инсулиновая помпа», которая позволяет проводить интенсивную инсулинотерапию в сочетании с мониторингом уровня глюкозы и подсчетом количества углеводов. Для использования аппарата необходимы тест-полоски, рецепты на бесплатное получение которых поликлиникой не выдаются.

Учитывая необходимость постоянного мониторинга уровня глюкозы, родителями несовершеннолетней А. в 2013 и 2014 годах тест-полоски приобретались самостоятельно, всего на общую сумму 3224 руб.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку тест-полоски к глюкометрам не входят в число медицинских изделий, применение которых утверждено стандартом оказания медицинской помощи при инсулинзависимом сахарном диабете, а решение врачебной комиссии о льготном обеспечении А. тест-полосками к глюкометру не принималось, оснований для удовлетворения требований в части взыскания денежных средств, затраченных на приобретение тест-полосок, не имеется.

Судебная коллегия, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства, находит такое суждение по делу верным.

Между тем, проверяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» по непроведению заседания врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения по назначению А. льготного обеспечения тест-полосками, возложении обязанности провести заседание врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, на котором рассмотреть вопрос о назначении А. льготного обеспечения тест полосками, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене, в порядке пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ как вынесенное с нарушением норм материального права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции, исходил из того, что заседание врачебной комиссии может быть проведено только для решения вопроса о назначении при индивидуальной непереносимости и (или) по жизненным показаниям лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, тогда как тест-полоски к глюкометрам являются расходным материалом к изделиям медицинского назначения, в связи с чем вопрос об обеспечении ими несовершеннолетней не может быть разрешен врачебной комиссией.

Данный вывод суда противоречит положениям статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», в силу с части 1 которой медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру являются медицинскими изделиями, вопрос о необходимости применения которых в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.11.2012 № 750н относится к компетенции врачебной комиссии.

Материалами дела подтверждается, что заседание врачебной комиссии КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» для решения вопроса о необходимости обеспечения А. тест-полосками не проводилось.

Таким образом, бездействие учреждения здравоохранения по непроведению врачебной комиссии для решения вопроса о необходимости обеспечения несовершеннолетней А. медицинскими изделиями — тест-полосками нарушает ее право на получение медицинской помощи, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым признать бездействие КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» по непроведению врачебной комиссии для решения вопроса о назначении А. тест-полосок для определения глюкозы в крови незаконным, возложить на учреждение обязанность провести заседание врачебной комиссии для решения данного вопроса.

Между тем, суд не вправе подменять собой врачебную комиссию и до разрешения вопроса о необходимости назначения несовершеннолетней медицинского изделия возлагать на учреждение здравоохранения обязанность по обеспечению выдачи тест-полосок, а на Департамент здравоохранения обязанность по обеспечению А. тест-полосками, в связи с чем требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 апреля 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» по непроведению заседания врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения для решения вопроса о назначении А. льготного обеспечения тест-полосками для определения глюкозы в крови, возложении на КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» обязанности провести заседание врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения для решения вопроса о назначении А. льготного обеспечения тест-полосками для определения глюкозы в крови.

Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным бездействие КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» по непроведению заседания врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения для решения вопроса о назначении А., . года рождения, льготного обеспечения тест-полосками для определения глюкозы в крови.

Возложить на КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» обязанность провести заседание врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения для решения вопроса о назначении А., . года рождения, льготного обеспечения тест-полосками для определения глюкозы в крови.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Читайте также:  Назовите оои передающеюся кровяным путем тесты

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Источник

Лекарственные препараты диабетикам можно получить без инвалидности

Одним из принципов охраны здоровья граждан в РФ является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – ФЗ № 323).

В силу статьи 4 ФЗ №323 охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона №323).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 ФЗ №323).

Статьей 29 ФЗ №323 определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 ФЗ №323).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона №323 ).

Согласно части 1 статьи 43 ФЗ №323 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 ФЗ №323).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 – Е14).

Диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).

Препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, глибенкламид) относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно также

  • при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме,
  • при оказании специализированной,
  • скорой медицинской помощи,
  • паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях,
  • условиях дневного стационара и при посещениях на дому

(ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р).

В детских садах, школах, детских лагерях и иных образовательных и оздоровительных организациях ребенок, страдающий сахарным диабетом, обеспечивается, в частности, индивидуальным питанием на основании заявления родителя (законного представителя) и подтверждающих заболевание документов (п. п. 1.1, 1.2, 2.1, 3.1 МР 2.4.0162-19. 2.4. Методических рекомендаций, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.12.2019).

В отдельных регионах предусмотрена дополнительная поддержка для лиц, страдающих диабетом. Так, в Москве в случае отсутствия на день обращения к лечащему врачу за рецептом необходимых лекарственного препарата или медицинского изделия, назначенных по категории заболевания “диабет”, производится компенсационная выплата на их приобретение (п. п. 1, 6.2, 6.3 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 26.11.2019 N 1551-ПП).

В соответствии с Приказом № 328 для получения лекарств и медицинских изделий нужно обратиться в «лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее первичную медицинскую помощь», то есть в поликлинику по месту жительства, а для получения специализированного лечебного питания — в лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медико-генетическую помощь (там, где ребенка наблюдает генетик). Если в вашем населенном пункте есть только фельдшерско-акушерский пункт, рецепт может выписать фельдшер.

Существует 2 основания для обеспечения специализированным лечебным питанием:

первое – в рамках набора социальных услуг в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» (здесь важно отнесения к категории, имеющих право на НСУ). Распространяется также на лечебное питание, которое входит в соответствующий Перечень и включено в стандарт оказания медицинской помощи при определенном заболевании. Обеспечивается за счет федерального бюджета.

Вторым основанием является решение врачебной комиссии (не в рамках НСУ) за счет средств регионального бюджета (ч.15 ст.37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Распространяется в том числе на специализированные продукты лечебного питания, не входящие в Перечень и соответствующий стандарт оказания медицинской помощи. В данном случае питание назначается при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).

Важно!

Если в поликлинике отказывают в проведении врачебной комиссии для рассмотрения вопроса о назначении лечебного питания, не входящего в Перечень или в стандарт медицинской помощи, необходимо подать заявление на имя главного врача медицинской организации.

В случае получения письменного отказа на заявление вы можете обратиться с жалобами в территориальный орган Росздравнадзора, Министерство/департамент здравоохранения региона и прокуратуру.

Рецепт выписан. Что дальше?

В поликлинике или в фельдшерско-акушерском пункте должны предоставить информацию об аптечных учреждениях, где можно получить нужный препарат, медицинское изделие или специализированное питание.

Если его в аптеке нет, рецепт должны принять на отсроченное обслуживание. Информацию о рецепте должны внести в журнал отсроченного спроса и в течение 10 рабочих дней с даты обращения в аптеку обеспечить по нему всем необходимым.

Если этого не происходит, вы имеете право обратиться с жалобой в Росздравнадзор.

Ссылайтесь на пункт 2.5.Приказа № 328, согласно которому «отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов», а также на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 403н, регламентирующий порядок отпуска из аптеки.

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания, обязан проинформировать его о возможности их бесплатного получения. Эта обязанность указана в части 4 ст. 70 ФЗ №323 . Если врач отказывается выписать льготный рецепт, а вы знаете, что рекомендованный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и вы имеете право на его бесплатное получение, следует обратиться к заведующему отделением.

Если вновь получили отказ либо отговорки, нужно подать письменное заявление на имя главного врача вашего медицинского учреждения.

Если вы после этого получили письменный отказ от главврача поликлиники, то далее можете подать жалобу в министерство/департамент здравоохранения вашего региона, территориальный орган Росздравнадзора и в прокуратуру.

! Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, право на бесплатное получение лекарственных средств является одним из направлений реализации конституционного права на медицинскую помощь каждого гражданина.

Источник