Меню

Объектом этики социальной работы является тест с ответами



Ключи к тестам

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

университет технологии и дизайна»

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические указания к выполнению практических

и тестовых заданий студентами дневной и заочной форм

обучения специальности 040101 «Социальная работа»

Данный тест может быть использован для проверки усвоения студентами основных терминов, понятий, персоналий и т.п., изучаемых в курсах «Профессионально-этические основы социальной работы» и «Этика социальной работы».

Вопросы тестов можно также применять для организации тестирования в ходе обучения. Например, после изучения 1 раздела курса студентам предлагается выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. Оценка результатов тестирования может осуществляться по 10-балльной шкале (по 1 баллу за каждый верный ответ). Такое тестирование в определенных случаях организуется для отстающих студентов.

Тесты могут быть использованы для самопроверки знаний самими студентами. Кроме того, преподаватель может использовать тесты в качестве домашнего задания с последующим разбором правильных и неправильных ответов. С целью получения студентами дополнительных баллов можно давать дополнительный вариант теста в виде домашнего задания.

Если тестирование проводится в качестве контрольной работы, то оно должно быть обязательным для всех студентов. Студенты с самого начала учебного года должны знать, что если они не пройдут хотя бы одно тестирование, то не будут допущены к итоговому зачету по предмету.

В конце раздела даны ключи к тестам. Если тестирование проводится в компьютерном классе, то правильность ответов проверяется при помощи компьютера. В случае проведения тестирования в учебной аудитории без привлечения компьютерной техники, правильность ответов проверяется преподавателем с помощью страницы «ключей».

Вариант 1

1. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности специалиста в социальной работе обусловлена

· недостаточностью и несовершенством нормативно-правовой базы;

· инновационностью социальной работы как вида деятельности;

· специфическим смыслом и содержанием деятельности.

2. Объектом этики социальной работы является

· этическое сознание специалиста.

3. Термин «этика» впервые упоминается в работе

4. Основными принципами этики социальной работы являются

· авторитет, эмпатия, совесть и др.;

· превентация, конфиденциальность, доброжелательность и др.;

· интеллект, субъектность клиента, инновационность и др.

5. «Золотое правило нравственности» сформулировано предположительно

6. К функциям этики социальной работы относят:

· собственно социальные, профессионально-практические, нравственно-гуманистические;

· собственно социальные, социально-этические, социально-нравственные;

· социально-этические, социально-моральные, социально-правовые.

7. Деонтология социальной работы – это

· совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

· учение о должном поведении специалиста;

· совокупность требований к личностным качествам специалиста.

8. Совесть в социальной работе – это

· профессионально-значимое качество личности специалиста.

9. Основными этическими ценностями социальной работы являются

· человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

· социальная служба, клиент, социальная работа и др.;

· общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.

10. Конфиденциальность в этике социальной работы – это

· результат творческого подхода к деятельности;

Вариант 2

1. Профессионально-этическая регламентация предполагает

· введение дополнительных нормативно-правовых актов;

· разработку этического кодекса;

· разработку и введение должностных инструкций.

2. Целью этики социальной работы является

· поддержание правовых отношений специалиста по социальной работе и клиента;

· обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности;

· обеспечение и поддержание содержания и целей профессиональной деятельности.

3. Термин «альтруизм» введен

4. Основными критериями моральности деятельности являются

· содействие социальному прогрессу;

· соблюдение интересов клиента;

· соблюдение интересов профессиональной группы.

5. Формулировка принципа «не навреди!» предположительно принадлежит

· Абу Али ибн Сине;

6. Собственно социальные функции этики социальной работы направлены на

· удовлетворение интересов клиента социальной службы;

· соблюдение специалистом внешних форм поведения и общения;

· удовлетворение потребностей социума в конечном результате деятельности.

7. Этикет в социальной работе – это

· совокупность обычаев и традиций социальной работы;

· требования к внешним формам поведения и общения;

· форма общественного сознания.

8. Принцип этики социальной работы – это

· основное содержательное требование к поведению и действиям специалиста;

· основное направление деятельности социальной службы;

· основное качество личности специалиста.

9. Основными специфическими профессиональными ценностями социальной работы являются

· материальные средства и ресурсы;

· человек, условия, результаты, цели деятельности;

· этические кодексы, принимаемые государством.

10. Альтруизм в социальной работе – это

· статус личности клиента;

· направленность личности специалиста.

Вариант 3

1. Профессиональная этика социальной работы является

· набором профессиональных и прочих норм;

· учением о профессиональной морали;

2. Этико-аксиологический подход в социальной работе является

· утилитарным и прагматическим;

· системным и имманентным.

3. Термин «деонтология» введен

4. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание с позиций общественной морали

· социальной работы как социального института;

· деятельности социальной службы;

· деятельности специалиста по социальной работе.

5. Содержание нормы «безусловное соблюдение добровольно принятых на себя обязательств»

· сложилось исторически в процессе взаимодействия людей;

· разработано И. Кантом на основе «естественных прав человека»;

· введено древнегреческими учеными.

6. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы направлены на:

· соблюдение прав клиента;

· формирование профессионально-значимых черт личности специалиста;

· обеспечение приоритета интересов клиента относительно интересов общества.

7. Профессиональная мораль в социальной работе – это

· совокупность личностных черт и качеств специалиста по социальной работе;

· качественная характеристика отношений специалиста по социальной работе и его клиента;

· форма общественного сознания профессиональной группы.

8. Профессионально-этический кодекс социальной работы – это

· совокупность правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

9. Идеал в социальной работе – это:

· предмет профессионально-этического кодекса социальной работы;

· представления о совершенном состоянии социальной работы, специалиста, клиента.

10. Этическое сознание специалиста по социальной работе предполагает наличие и сочетание

· этических знаний, этических убеждений и этических потребностей;

· этических знаний специалиста и потребностей общества;

· этических потребностей специалиста и витальных потребностей клиента.

Ключи к тестам

Вариант 1: 1.3, 2.1, 3.2, 4.2, 5.3, 6.1, 7.2, 8.3, 9.1, 10.2.

Вариант 2: 1.2, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.3, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3.

Вариант 3: 1.2, 2.3, 3.2, 4.1, 5.1, 6.2, 7.3, 8.2, 9.3, 10.1.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)

Читайте также:  Противоположностью добродетели является тест

Источник

Тест с ответами: “Теория социальной работы”

1. Одной из инноваций в последнее время стала следующая форма подготовки кадров для социальной работы:
а) самообразование +
б) непрофессиональное образование
в) система повышения квалификации

2. Сбор, анализ и систематизация информации о качествах (способностях) человека, результатах его работы за определенный период времени:
а) кадровая ротация
б) оценка кадров +
в) стажировка кадров

3. Социальный работник должен содействовать совершенствованию таких служб:
а) основных
б) аварийных
в) социальных +

4. Обратный трансферт может быть:
а) и негативным, и позитивным +
б) только негативным
в) только позитивным

5. Различают стрессы: 1) личностные; 2) профессиональные; 3) власти; 4) ответственности; 5) групповые; 6) общественные:
а) 1,2,3,6
б) 1,5
в) 1,2,4 +

6. В странах, отличающихся социальным благополучием, «богатые» не могут иметь доходы, превышающие доходы «бедных», более чем в:
а) 3 раза
б) 10 раз +
в) 7 раз

7. Профессионализм включает как самоопределение личности, так и:
а) привыкание
б) “вливание”
в) адаптацию +

8. Деформация личности включает понятия психической усталости и такой напряженности:
а) эмоциональной +
б) физической
в) духовной

9. Определение перспективных и текущих целей при работе с кадрами, разработка необходимых мероприятий и их практическая реализация:
а) кадровая ротация
б) кадровая перестановка
в) кадровая политика +

10. Одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому:
а) социальная защита
б) социальный патронаж +
в) социальное обслуживание

11. Экономические показатели, характеризующие уровень потребления населением продук­тов питания и непродовольственных товаров, – это … потребления:
а) нормативы +
б) формы
в) критерии

12. В России во второй половине 90-х годов XX столетия децильный коэффициент составил:
а) 20:1
б) 22:1 +
в) 12:1

13. К задачам социальной защиты населения не относится:
а) реклама промышленной продукции для населения +
б) реализация установленных прав и гарантий
в) использование активных форм социальной поддержки

14. Предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности функция:
а) психологическая +
б) аналитическая
в) прогностическая

15. Термин «психологическое сгорание» был введен в:
а) 1974 г. +
б) 1984 г.
в) 1994 г.

16. К реализации социально-медицинской функции социального работника не относится:
а) помощь в овладении санитарно-гигиеническими нормами
б) организация работы по рекламе лекарственных средств +
в) содействие в подготовке молодежи к семейной жизни

17. Профессия “социальный работник” введена в РФ в:
а) 1956 г.
б) 2001 г.
в) 1991 г. +

18. При постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом социальный работник (социальный педагог) выполняет роль:
а) психотерапевта
б) эксперта +
в) адвоката

19. Предусматривает пределы использования такого критерия, как установка временных границ разрешения проблемы, подход:
а) проблемно-оценочный
б) проблемно-разрешающий
в) проблемно-ориентированный +

20. Коммуникативная функция не призвана:
а) помогать восприятию и пониманию другого человека
б) формировать ответственное отношение к репродуктивному поведению +
в) организовывать обмен информацией

21. Границы ответственности социального работника устанавливаются:
а) нормативными документами +
б) совестью социального работника
в) кодексом социального работника

22. Профессиональной деформацией личности специалиста называется изменение:
а) профессиональных качеств специалиста
б) свойств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности +
в) профессиональных свойств специалиста под влиянием личностных особенностей

23. Собрание высшего духовенства Русской православной церкви, проходившее в Москве с участием Ивана Грозного и членов Боярской Думы и решившее создать богадельни, состоялось в:
а) 1451 г.
б) 1651 г.
в) 1551 г. +

24. Выступал за усиление наказания, если оно не обеспечивает исправления преступника:
а) Платон
б) Аристотель +
в) Гоббс

25. Технология социальной работы:
а) система знаний о регулировании социальных отношений
б) совокупность приемов и методов, направленных на достижение целей
в) отрасль социальной технологии +

26. Тоффлер является основоположником:
а) социально-государственной модели
б) концепции знания как цели социальной политики +
в) концепции среднего класса

27. Этап технологического процесса по организации воздействия включает в себя операцию по:
а) реализации оптимального варианта +
б) выработке программы действий
в) организации взаимодействия

28. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению называется:
а) саморегуляцией
б) самовоспитанием
в) самокритичностью +

29. Учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков:
а) социальный приют для детей и подростков +
б) специальный дом-интернат
в) территориальный центр социальной помощи семье и детям

30. Лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы:
а) работник социального учреждения
б) специалист по социальной работе +
в) социальный работник

Источник

Объектом этики социальной работы является тест с ответами

1. термин «этика» ввел в научный оборот

загружаем объяснение правильного ответа.

2. аксиология — это учение о

загружаем объяснение правильного ответа.

3. Само слово (термин) «мораль» восходит к латинскому слову «mоrеs», которое можно перевести как

загружаем объяснение правильного ответа.

4. профессиональная этика

загружаем объяснение правильного ответа.

загружаем объяснение правильного ответа.

6. Альтруизм — это:

загружаем объяснение правильного ответа.

7. Бентам ввел термин

загружаем объяснение правильного ответа.

8. деонтология — это учение о

загружаем объяснение правильного ответа.

9. В Кодексе излагаются

загружаем объяснение правильного ответа.

10. О. Конт различает:

загружаем объяснение правильного ответа.

Читайте нас

Лента сообщений

Университет в кармане

университет, который всегда с тобой

hvz262w узнал ответ на вопрос стал именоваться

hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:

hvz323 узнал ответ на вопрос «Смута» является:

vkluevla узнал ответ на вопрос Вид миссии: узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции, услуг и круга их потребителей, причины возникновения и смысла существования предприятия

vkluevla узнал ответ на вопрос Ситуационный характер стратегии это:

Источник

Список вопросов базы знаний

Этические основы социальной работы

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13

Верны ли утверждения?

А) Первобытное общество — орду называют «обществом без стариков» и «об­ществом сильных людей», имея в виду, что люди слабые поги­бали довольно быстро, не получая помощи и поддержки со сто­роны своих соплеменников

В) Происходил действующий в жи­вотном мире и распространявшийся в этот период истории на дикого человека естественный отбор, в результате которого вы­живали наиболее молодые, ловкие и сильные

Читайте также:  Стоимость капитала предприятия равна тест

Верны ли утверждения?

А) «Отцом» античной этики считают Сократа

В) «Отцом» античной этики считают Платона

Верны ли утверждения?

А) Аристотель был первым философом, заявившим об абсолютной объективности, независимости от человека моральных ценностей

В) Платон был первым философом, заявившим об абсолютной объективности, независимости от человека моральных ценностей

Верны ли утверждения?

А) Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия

В) Важной стороной его представлений о свободе воли человека (в выборе цели, средств и самого действия) является обоснование в этом процессе роли характера человека

Верны ли утверждения?

А) Большинство известных российских философов, сами будучи верующими людьми, связывали свои этические по­нятия, в том числе и понятия, относящиеся к помощи не­имущим, с православием как основой мировоззрения боль­шинства своих сограждан

В) Этические традиции благотворительности рус­ского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу

Верны ли утверждения?

А) В Древней Руси этика помощи человеку не офор­млялась в отдельную отрасль знаний и не фиксировалась про­изведениями, посвященными этому вопросу

В) Этические взгля­ды на проблемы помощи и взаимопомощи существовали толь­ко в самом общем виде, в контексте норм человеческого обще­жития, что доказывает обыденность самого факта оказания помощи

Верны ли утверждения?

А) В период языческой Руси славяне оказывали помощь нуж­дающимся для того, чтобы сохранить целостность и жизнеспособ­ность рода

В) Православие требует оказывать помощь стражду­щим потому, что для дающего милостыню или оказывающего дру­гую помощь это наиболее надежный способ обрести Царствие Не­бесное

Верны ли утверждения?

А) В советский период считалось, что в государстве с самым гуманным общественным строем, в условиях плановой экономики все граждане социально защищены, дополнительных мер, таких, например, как система бла­готворительности, не требовалось

В) В советский период необходимо было решать вопрос обеспечения от­дельных категорий граждан, не имеющих возможности само­стоятельно себя содержать; государство считало сво­им долгом заботу о таких гражданах взять на себя полностью

Источник

110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие
В. И. Курбатов, 2015

Представлена вся экспозиция теории и практики социальной работы: ее история в России и за рубежом, основы теории, место в структуре гуманитарных и общественно-политических наук, методология, общие и частные технологии. Пособие построено в виде вопросов по основным темам учебного курса «Социальная работа» и развернутых ответов на них. Для студентов вузов и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, профессионально ориентированных на подготовку социальных работников различного уровня. Также будет полезно практикующим социальным работникам.

Оглавление

  • Предисловие
  • 1. Каковы основные способы решения социальных проблем?
  • 2. Что значит социальная работа как вид общественной деятельности?
  • 3. Что означает социальная работа как социальная теория?
  • 4. Какой смысл имеет социальная работа как учебная дисциплина, преподаваемая в сфере среднего специального и высшего.
  • 5. Что означает социальная работа как одна из разновидностей социальной практики?
  • 6. В чем выражается социальная работа как вид профессиональной деятельности?
  • 7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?
  • 8. В чем заключается специфика социальной работы?
  • 9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?
  • 10. В чем состоит специфика профессиональной деятельности социального работника?
  • 11. В чем выражается ориентация на людей в теории и практике социальной работы?
  • 12. Где и как используется специализированная социальная работа?
  • 13. На что должна быть направлена социальная работа как практическая деятельность?
  • 14. Какими профессиональными навыками должен обладать социальный работник?
  • 15. В чем выражаются специфические этические нормы социального работника?
  • 16. В чем состоят специфические профессиональные качества социального работника?
  • 17. Каковы должны быть личные и человеческие качества социального работника?
  • 18. Что такое социальная работа как действительная, практическая реализация философии прав человека?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Курбатов В. И., 2015

© ООО «Издательство «КноРус», 2015

В настоящее время социальная работа как важное общественное явление представляет собой своеобразную модель реальной социальной помощи, которую общество реализует в данный конкретный исторический период, сообразно всем особенностям экономико-хозяйственного, национально-культурного, социально-политического развития и всей социальной политики государства. Можно сказать, что это — предельно широкое толкование социальной работы. В более узком предметно-профессиональном смысле социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев общества.

В число задач социальной работы включаются следующие:

— социальная адаптация клиентов в обществе;

— создание реальных условий для самоутверждения представителей «слабых» групп; диагностика социальных и личностных проблем;

— социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся, консультирование клиентов в социальных службах;

— социальная реабилитация и терапия;

— социальный надзор и социальное попечительство;

— социальное проектирование и экспертиза социальных проектов;

— посредничество по определенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями;

— реклама и пропаганда подвижничества, инновационная деятельность в области социальной работы.

Социальную работу в соответствии с этим можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Отечественная история практики и теории социальной работы своими корнями уходит в глубинные гуманистические традиции человеческого бытия, обусловленные биологической, психической и социальной природой человека, семейно-родственных отношений. Социальная работа как профессия также связана духовностью, нравственно-этническими принципами, приверженностью различным религиозным и другим вероучениям, которые оказали существенное влияния на формирование принципов человеческого общежития.

В различных социально-антропологических концепциях всегда подчеркивались и развивались лучшие качества человека в его отношениях с другими людьми, среди которых служение ближнему, забота о больном и немощном, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, в беде, нищете и не имеющем возможности самостоятельно решить свои жизненные и витальные проблемы. Социальная работа проделала большой исторический путь от личной, персональной или коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к теоретической научной или организованной филантропии, а затем и к признанию реальной ответственности общества за социальное благополучие своих граждан и за эффективность работы специальных профессиональных социальных служб, от добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к профессиональной деятельности.

Читайте также:  При учащении приема синтетических каннабиноидов тест

На начальном этапе развития исторической практики и теории социальной работы ею занимались в подавляющем большинстве представительницы различных филантропических и феминистских движений. Большую роль в утверждении профессии сыграли представительницы американской школы, выражавшие разные социально-философские взгляды на причины социальных проблем, и соответственно развивали разные подходы к наполнению социальной работы.

Социальная работа современного общества обычно связывается с развитием и расцветом промышленного капитализма, который повлек за собой в общественных формах Запада такие грандиозные изменения общественной структуры, что можно говорить о качественно ином типе отношений между человеком и обществом. На развитие социальной работы оказали влияние идейно-теоретические взгляды либерального, консервативного толка, а также теоретические социально-философские системы, существовавшие в XIX — начале ХХ в. К числу таких систем можно отнести, например, марксизм, социал-дарвинизм, теорию социального действия и др.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX в. в Великобритании и США способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед конкретным человеком за невозможность предоставить ему все условия для нормального существования в обществе, а также о том, что наиболее рациональным (и соответственно научным) способом решения возникших социальных проблем являются прогрессивные социальные реформы с индивидуально-личностным подходом к каждому нуждающемуся в помощи человеку.

Работа с проблемными людьми постепенно утратила неорганизованный характер чистой благотворительности и филантропии и приобрела новое качество вместе с соответствующим ему названием социальной работы. Одновременно возникли различные новые организационные формы деятельности. В процессе организации разнообразных специализированных служб был предпринят поиск моделей реальной социальной помощи, причем не только срочного или одномоментного, но и профилактического или даже превентивного характера, рассчитанного на длительный временной отрезок. Среди мероприятий, открывших впоследствии отдельные направления профессиональной социальной работы и системы социального благосостояния и социального обеспечения, можно выделить страхование. В области воспитания и образования — работу в школе, с семьей, с лицами асоциального поведения и др.

Нужно отметить, что новый импульс социальная работа получила вместе с новым витком в развитии социальной науки и практики в западном обществе 1970–1990-х гг. Этому периоду присущи глобальные изменения в производстве промышленной продукции, характеризующиеся высокой степенью автоматизации и компьютеризации, уменьшением в связи с этим числа промышленных рабочих. Это во многом обусловило появление самостоятельного, развитого сектора обслуживания, а позже и социального сектора, в котором самую значимую роль играли и продолжают играть социальные работники.

В новейшей истории России развитие социальной работы преимущественно связано с тем, что 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам Перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С этого же времени началась профессиональная подготовка социальных работников в сфере среднего специального и высшего профессионального образования.

Следует отметить, что в истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что становление и развитие профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной благотворительной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.

В этом, по-видимому, и состоит главная особенность формирования отечественной модели социальной работы. Другая ее особенность определяется тем, что, с одной стороны, в нашем государстве существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта некогда развитая традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге к настоящему времени сложилась следующая ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились только в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы и развиты. Но сделать это не просто, поскольку слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, а именно исторические условия дореволюционной благотворительности и современные отечественные реалии. Потому возрождение предыдущего опыта социальной работы не может быть результатом слепого копирования. Очевидно, именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, но тем не менее создавать свою современную национальную систему социальной работы.

Следующая особенность современного состояния отечественной социальной работы органично связана с предыдущей, поскольку груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед необходимостью одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идет одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность социальной педагогики.

И наконец, еще одна особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России — это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по воспитанию, социализации, адаптации, обучению и образованию человека.

Социальный работник должен владеть основами теории социальной работы. Ему должны быть свойственны специальные профессиональные и духовно-нравственные качества, такие как гуманизм, милосердие, сострадание, совестливость, ответственность, чувство гражданской и социальной справедливости.

Общепрофессиональным багажом социального работника является понимание места социальной работы (социономии) в системе социально-гуманитарного знания, что прежде всего связано с осмыслением основ теории социальной работы, знанием и использованием в теории и социальной практике философских, социологических, социально-психологических, правовых, статистических, социально-педагогических и других методов. Результат реального практического действия социального работника — это прежде всего умение и способность использовать различные общие и частные технологии, в числе которых социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция и терапия, социальная экспертиза и прогнозирование, социальное посредничество и консультирование, социальное обеспечение и страхование, опека и попечительство.

Применение тех или иных социальных технологий обусловлено предметными сферами действий социальных работников, результатами их клиентурной деятельности: работой в сфере занятости, семьи, урегулированием отношений среди мигрантов, безработных, малообеспеченных и т. п.

Источник