- Нормы международного права создаются тест
- Источники и формы международного права, реализующегося в РФ
- Источники и формы права
- Международное право
- Разновидности международного права
- Источники международного права в России
- Договор
- Обычай
- Акты конференций
- Решения международных судов
- Внутреннее законодательство
- Обществознание. 11 класс
- Международное право
- Международное право.
- Дуалистическая и монистическая теории
- Тест с ответами: “Международное публичное право”
Нормы международного права создаются тест
Сборник тестовых вопросов по Международному публичному праву
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Предметом регулирования норм международного публичного права являются общественные отношения между:
— иностранными гражданами и внутригосударственными органами власти;
2. Что из указанного является основным источником международного публичного права?
+ Общие принципа права;
— Резолюции Организации объединенных наций;
— Решения Международного суда по правам человека.
3. Постоянные и однообразно применяемые правила, которые устанавливаются в международных отношениях, называются:
— общими принципами права.
4. Равный суверенитет государств является примером:
5. Формирование и становление капиталистического способа производства характерно для:
+ периода классического международного права;
— средневекового международного права;
— международного права Древнего мира.
6. Что представляет собой инкорпорация как способ введения международных правовых норм во внутреннюю правовую систему государства?
+ Полное совпадение формулировки национального закона с текстом международного договора;
+ Приспособление национального законодательства к международному без внесения поправок в первое;
— Указание нормы международного права в тексте национального закона в виде отсылки.
7. Какие из указанных субъектов международного публичного права являются постоянными?
8. Приращение территории государства за счет естественно образуемых участков земли называется:
9. Апартеид – это:
+ преступление международного характера против человечества;
— вид дипломатической должности;
— военные действия, связанные с блокированием изолируемого объекта.
тест 10. Дезавуированием в международном публичном праве признается:
+ опровержение правительством государства действий своего дипломатического представителя;
— обозначение линии границы государства специальными знаками и табличками;
— отведение вооруженных сил с приграничных территорий государства на основании международного договора.
11. Подлинный текст международного соглашения с участием нескольких сторон хранится у:
12. Искусство ведения переговоров на международной арене называется:
13. Что понимается под индультом?
+ Срок, который дается судам в случае объявления войны, чтобы те покинули порты государства-неприятеля;
— принудительное поселение воюющей или нейтральной стороной иностранцев в особые места в связи с военными действиями;
— вмешательство одного государства в дела другого с применением насильственных методов.
14. Каперство согласно Декларации о морской войне 1856 года:
— разрешено в случае его закрепления на уровне национального законодательства.
15. Коммюнике в международном публичном праве предполагает:
+ сообщение соответствующими органами власти официального мнения по поводу каких-либо международных событий;
— комплекс коллективных мер, принимаемых разными государствами для сохранения мира и международной безопасности;
— текст протокола съезда ООН.
16. Особое положение международного соглашения, которое предусматривает специальные условия, называется:
17. Какому консулу разрешено заниматься предпринимательской деятельностью?
18. Какой документ подтверждает, что лицо назначается на должность главы консульского учреждения?
19. Что в международном публичном праве представляет собой контрибуция?
+ Это определенная денежная сумма, которую после войны обязано было уплатить проигравшее государство победившему;
— Это принятие какого-либо решения на международной конференции или встрече без формального голосования, если все участники высказали свое согласие;
— Это процедура подтверждения подлинного характера имеющейся в документе подписи.
тест-20. Мирный договор предполагает:
+ окончание военных действий с восстановлением мирных отношений между государствами;
— содержание норм, которые указывают на право того государства, которое будет применяться при разрешении межгосударственных вопросов;
— соглашение между двумя и более государствами, которые те подписывают в мирное время, и ни одно из них не находится в состоянии войны.
21. Что представляет собой мораторий?
+ Это отсрочка выполнения международного обязательства по договору со стороны государства, которая устанавливается на неопределенный срок либо до наступления какого-либо события;
— Это отказ государства выполнять какие-либо обязательства международного соглашения и интегрировать нормы, их устанавливающие, в национальную правовую систему;
— Это решение государства ввести действие международный договор раньше оговоренного срока.
22. Национальная принадлежность воздушных судов определяется:
+ по месту их регистрации в определенном государстве;
— по месту производства судна;
— по государству, на территории которого судно совершает больше всего рейсов.
23. Военные юристы, входящие в состав вооруженных сил, но имеющие право применять оружие лишь в целях самообороны, относятся:
— к мирному населению;
24. Чем обыкновение отличается от международно-правового обычая?
+ Тем, что оно не носит юридически обязательный характер;
— Тем, что оно применяется только на внутригосударственном уровне;
— Не отличается ничем – эти понятия синонимичны.
25. Если субъект международного права самостоятельно предпринимает какие-либо действия, значимые в международно-правовом смысле, то имеет место:
— оговорка к договору;
26. Оптация в международном публичном праве – это:
+ возможность лица самостоятельно выбирать гражданство, если изменилась государственная территория;
— убеждение в действительности международно-правовой нормы тех или иных субъектов международного права;
— объявление об изъятии открытого города из театра военных действий.
27. Парафирование договора применяется, если:
+ оба случая возможны;
— текст международного договора должен быть одобрен правительством;
— основное подписание откладывается.
28. Какое из указанных условий не является обязательным для того, чтобы партизаны были признаны комбатантами:
+ наличие отличной от других и полностью укомплектованной военной формы;
— наличие лица-руководителя, которое несет ответственность за действия всех подчиненных;
— соблюдение норм международного права, которые действуют в период вооруженного конфликта.
29. Если переговоры по международному спору ведет государство, не являющееся его участником, для поиска компромисса и мирных средств его разрешения, то имеет место:
— открытый международный договор.
тест_30. Что такое пролонгация международного договора?
+ Это его продление до истечения срока действия с целью обеспечения непрерывности функционирования его норм;
— Это предварительное подписание договора инициалами сторон, означающее факт полного согласования его текста;
— опубликование текста данного договора на официальном уровне в специальных источниках.
Источник
Источники и формы международного права, реализующегося в РФ
Источники и формы международного права — немного теории
«Источники и формы международного права, реализующегося в РФ» — четвёртый вопрос в списке подготовки будущего судьи, выложенном на сайте экзаменационной комиссии. Предлагается рассмотреть те источники международного права, которые действуют в России. Поскольку под реализацией п. подразумевается возможность фактического его осуществления. Следовательно, нужно обнаружить имеющие в РФ силу и.м.п.
Источники и формы права
В предыдущем материале был рассмотрен вопрос взаимосвязи источников и форм п. С опорой на ряд исследователей был сделан вывод о тождественности этих двух понятий. Говоря «источник» или «форма» п. мы имеем в виду примерно одно и то же. Однако, речь шла о российских нормах, т.е., созданных внутри РФ и силами российских законодателей. Теперь поговорим о праве, созданном вовне государства российского. Хотя и это и не совсем верный подход, но об этом ниже.
Международное право
М.п. само по себе не возникает и не действует в РФ. Действием его наделяет Конституция РФ и Гражданский кодекс. Основной закон РФ прямо указывает на то, что нормы м.п., но лишь общепризнанные являются составной частью правовой системы РФ. Эта норма содержится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и делает возможной применение м.п. в нашей стране. При этом, м.п. имеет приоритет перед внутренними законами России.
Разновидности международного права
М.п. подразделяется на публичное и частное право. Публичное, в общем смысле регулирует отношения между субъектами м.п. Таковыми могут быть:
- государственные образования
- народности и нации
- образования, подобные государствам
- межправительственные организации международного уровня
Регулирование этих отношений во главу угла ставит поддержание мира и безопасности на планете, развитие разных форм сотрудничества, соблюдение прав человека. Характерной особенностью этого вида м.п. является его согласованность между субъектами. Это основное отличие от внутригосударственных норм. Наиболее частой сферой применения м. публичного п. являются взаимоотношения между государствами.
Международное частное право — это отрасль именно внутреннего п., направленная на регулирование отношений с участием иностранцев. М.ч.п. направлено на отношения гражданско-правовые в общем смысле.
Источники международного права в России
Среди источников можно выделить следующие:
- международный договор
- международно-правовой обычай
- акты м. конференций
- решения и иные акты м. судов
- внутреннее законодательство (для м. частного п.)
Договор
Если вести речь о м. договорах, то их применение становится возможным после ратификации российским парламентом. К ним относятся и соглашения, подписанные СССР. Среди таковых, к примеру, Гаагская конвенция 1961 г. об отмене легализации оф. документов, Венская конвенция о праве м. договоров и другие. К договорам относят также уставы м. организаций, пакты и др.
Обычай
Характерен отсутствием документального закрепления. Такой источник права является неформальным согласием государств поступать определённым образом. Обычай может иметь восполнительную функцию и применяться в случае отсутствия м. норм. Применяется преимущественно в м. деловом обороте. Пример такого обычая донёс до нас Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.04.2011 г. Там речь идёт об иммунитете м. организаций от юрисдикции государств.
Акты конференций
Конференцией до определённого времени была ОБСЕ. Организацией этот международный институт стал впоследствии. Среди актов — Хельсинские соглашения, закрепившие, в т.ч., политические и территориальные итоги Второй мировой войны.
Решения международных судов
Решения международных судов, например, м. суда ООН или Европейского суда по правам человека порождают обязанности у РФ. Однако, позиции международных судов в 2020 году претерпели в России серьёзные изменения. С принятием ФКЗ от 09.11.2020 г. № 5-ФКЗ судебные акты м. судов сначала проходят «проверку» в Конституционном суде. Происходит это по запросу Президента, Правительства РФ и Верховного суда.
Если же м. суд создан или функционирует на основании м. договора, подписанного РФ, КС решает, а основано ли решение м. суда на м. договоре, подписанном Россией. В случае выявленного несоответствия какие-либо действия или акты, направленные на исполнение этого решения в РФ не принимаются. Указанное применительно в рамках м. публичного права.
Что касается м. частного права, то тут изменений нет. Решения, к примеру, международных коммерческих арбитражей «легализуются» арбитражами местными. Под легализацией следует понимать процедуру выдачи российским арбитражным судом исполнительного листа на принудительного исполнения.
Внутреннее законодательство
Помимо Конституции, международному частному праву посвящен целый раздел VI Гражданского кодекса. ГК РФ указывает на способы определения права, подлежащего применению. Конечно же, речь ведётся про правоотношения с участием иностранного элемента или иностранцев. Определяет ГК и другие многие другие нюансы. К примеру, раскрывает понятие «личного закона» физлица. Отрегулированы такие вопросы как:
- наследование
- неосновательное обогащение
- ответственность за вред и другие
Здесь приведён наиболее общий список источников м.п., действующего на территории РФ.
Ещё по теме «Источники и формы международного права, реализующегося в России»:
Источник
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 8. Международное гуманитарное право
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Что такое международное право, его источники.
2. Субъекты международного гуманитарного права.
3. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
4. Права военнопленных, терпящих кораблекрушение и детей во время вооруженных конфликтов.
Апатрид — лицо без гражданства.
Бипатрид — лицо с двойным гражданством.
Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
Гражданское население — мирное население, не входящее в состав вооруженных сил.
Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.
Комбатанты — лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте.
Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Международное право — это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
- Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. – М.: Просвещение, 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Откуда происходит международное право? Ответ на этот простой вопрос значительно сложнее, чем может представиться на первый взгляд. На самом деле, не существует никакого специального парламента, разрабатывающего нормы международного права.
Международное право создается децентрализовано в процессе взаимообусловленной деятельности большинства государств международного сообщества.
Международное право — это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.
Нормы международного права закрепляются в источниках международного права. Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.
Наименования международных актов могут быть самыми разными — конвенция, хартия, договор, декларация, протокол, пакт, меморандум, соглашение, устав, резолюция и т.п.
Среди источников международного права выделяют писаные и неписаные.
К писаным источникам относятся международные договоры различных видов, декларации, конвенции, меморандумы и другие акты, принимаемые международными организациями в письменном виде. Они являются основными источниками международного права.
К неписаным источникам относятся международные обычаи. Международные обычаи, для того чтобы быть источником права, должны иметь нормативное значение, т.е. порядок, предусмотренный этими обычаями, должен быть общепризнан для совершения определенных действий.
Особый вид источника международного права — это общепризнанные принципы международного права, большинство которых содержится в Уставе Организации Объединенных Наций. Такие принципы не обязательно должны иметь письменное выражение, главное, чтобы они были общепризнанными в мировом сообществе.
Другим специфическим источником международного права служат акты различных международных судов, которые являются скорее правоприменительными, нежели нормативными.
Источники современного международного гуманитарного права
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны
Предметом международного права являются отношения между государствами, международными организациями, между государствами, их отдельными регионами и международными организациями, отношения между иностранными юридическими лицами и физическими лицами.
В современном мире нередки вооруженные конфликты между различными странами. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Субъектами международного гуманитарного права являются:
❿ юридические лица, это, в первую очередь государства, в вооруженном конфликте, как правило, противостоящие друг другу, и межгосударственные организации.
Ко второй категории относится прежде всего ООН, которая в случае нарушения мира и актов агрессии может непосредственно принимать участие в вооруженном конфликте. ЮНЕСКО уполномочена осуществлять кодификацию норм по охране культурного наследия во время вооруженных конфликтов.
Международный комитет Красного Креста – организация, наделенная международным сообществом мандатом на защиту и предоставление помощи жертвам вооруженных конфликтов. МККК имеет право заниматься гуманитарной деятельностью на территории воющих сторон.
❿ физические лица – комбатанты (воюющие), военнопленные, раненые и больные, гражданское население (мирное население, не входящее в состав вооруженных сил), сотрудники международных организаций, иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным гражданством), наемники, лазутчики и шпионы.
Участники вооруженных конфликтов делятся на комбатантов и некомбатантов (не воюющие).
Комбатанты — лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте. Они принимают непосредственное участие в военных действиях.
К некомбатантам относятся: медицинский персонал, духовный персонал, военные юристы и корреспонденты. На комбатантов распространяется режим военного плена, а некомбатанты военнопленными не считаются.
Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
После Первой и Второй мировых войн возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования защиты прав человека.
В мире существуют три постоянных суда, которые являются органами, осуществляющими контроль над соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд.
В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.
В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН.
В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).
В случае вооруженного конфликта – международного или немеждународного – дети пользуются общей защитой, которая предоставляется гражданским лицам, не принимающим участия в военных действиях. Им гарантируется гуманное обращение. Устанавливается ряд конкретных норм, предоставляющих детям особую защиту. Дети, принимающие непосредственное участие в военных действиях, не утрачивают этой защиты, также устанавливаются ограничения на участие детей в военных действиях.
Третья Женевская конвенция обеспечивает всестороннюю защиту военнопленных.
Неприятельское государство, во власти которого находятся военнопленные, несет полную ответственность за обращение с ними.
Содержание военнопленных под стражей не является формой наказания: цель этого – лишь предотвращение дальнейшего участия в вооруженном конфликте. Удерживающая держава может преследовать их в судебном порядке только за военные преступления, к которым относятся: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, взятие заложников и т.п.
Неприятельское государство, во власти которого находятся военнопленные, несет полную ответственность за обращение с ними. Военнопленный на допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Принуждать его давать какие-либо другие сведения запрещается. Пытки или другое жестокое обращение с военнопленными рассматриваются как военные преступления. Военнопленный, который пытался бежать, но оказался пойманным, подлежит за это дисциплинарному взысканию. Если военнопленный осуществил побег и присоединился к вооруженным силам своей страны, но впоследствии снова попал в плен, он не подвергается никакому наказанию за побег.
Держащая в плену держава должна бесплатно снабжать военнопленных водой и качественной пищей в достаточном количестве, предоставлять им необходимую одежду и медицинскую помощь.
Военнопленным предоставляется полная свобода для выполнения обрядов их религии. Также им должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно посылаются через Центральное агентство по розыску МККК).
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работам, не связанным с ведением боевых действий. Использовать пленных на опасных и вредных для здоровья работах, таких как удаление мин, можно только в добровольном порядке.
Военнопленные должны быть освобождены и возвращены на родину сразу же после прекращения боевых действий.
Вопросы защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение регулируются Второй Женевской конвенцией 1949 г., а также Первым дополнительным протоколом 1977 г.
К лицам, потерпевшим кораблекрушение, относятся военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.
После каждого боя воюющие стороны обязаны принять меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления, обеспечить им необходимый уход.
Разбор типового тренировочного задания
1.Установите соответствие между определениями и понятиями.
Источник международного права
лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте
внешняя форма выражения международно-правовой нормы
лицо с двойным гражданством
мирное население, не входящее в состав вооруженных сил
участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта
лицо без гражданства
Источник международного права
внешняя форма выражения международно-правовой нормы
лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте
мирное население, не входящее в состав вооруженных сил
лицо с двойным гражданством
лицо без гражданства
участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта
2.Найдите и выделите цветом в филворде по вертикали и горизонтали наименования международных актов.
Правильный ответ: резолюция, пакт, меморандум.
Источник
Международное право
Новости права и экономики
Законы, поправки, решения судов
- На Дмитрия Новикова (судья, адвокат) вновь возбуждено уголовное дело
- Если налоговая закрыла ООО, долги взыщут с директора и владельца
- 5 фильмов про Великую Отечественную войну
Полезные материалы
Новая информация на сайте
- Для чего нужны юристы
- Чем отличается юрист от юрисконсульта
- Ходатайство о возмещении судебных расходов
Новости компании
Победы, решения, мероприятия
- Снизили долг на 54% с 8,6 млн. до 3,9 млн. руб
- Взыскали с Аптечной сети «A.v.e» по договору поставки
- Выиграли суд у МАДИ по статье 8.25 КоАП Москвы — Изменили судебную практику
Международное право.
Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права.
Особенности международного права заключаются в следующем:
- Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.
- Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.
- Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).
- Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.
- Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.
Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права. Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права, к примеру: европейское право.
Основными из них являются следующие:
- Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
- Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.
Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.
Дуалистическая и монистическая теории
Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.
Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.
Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).
Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.
По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.
Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.
Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.
Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.
Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.
К ним относятся:
- запрещения применения силы и угрозы силой;
- мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
- территориальной целостности государств;
- всеобщего и полного разоружения;
- уважения государственного суверенитета;
- невмешательства во внутренние дела государств;
- добросовестного выполнения международных обязательств;
- суверенного равенства государств;
- сотрудничества;
- равенства и самоопределения народов и наций;
- уважения прав и основных свобод человека;
- защиты окружающей среды;
- ответственности.
Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.
Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:
- по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.
Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.
Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:
«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».
К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).
Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.
— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.
— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.
Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.
Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.
Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.
Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).
Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.
Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.
К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).
Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения ( так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).
В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.
Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.
Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.
В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.
Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.
Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.
Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».
Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.
Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.
По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).
Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.
Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).
В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).
Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.
Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.
При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.
Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).
На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:
- договорный процесс идет быстрее;
- согласование воль государств носит ярко выраженный характер;
- договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.
Поделиться с друзьями
Источник
Тест с ответами: “Международное публичное право”
1. К каким видам источников международного публичного права относится доктрина ученых международного права:
а) вспомогательные источники +
б) основные источники
в) производные источники
2. Предметом регулирования международного публичного права являются:
а) имущественные и личные неимущественные отношения
б) межгосударственные и не межгосударственные отношения +
в) основы устройства общества и государства
3. В каком документе впервые были закреплены семь международно-правовых принципов:
а) всеобщая декларация прав человека
б) Конституция США
в) декларация о международных принципах +
4. К какой группе принципов относится международный принцип «невмешательства во внутренние дела государства»:
а) принципы обеспечения мира и международной безопасности +
б) принципы защиты прав народов, нации, человека
в) принципы сотрудничества государств
5. Международный принцип, защищающий государственную территорию от нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы:
а) мирное разрешение международных споров
б) ответственность государств
в) территориальная целостность государства +
6. Виды норм международного права:
а) административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом
б) Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы +
в) нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций
7. Наиболее авторитетные международно-правовые документы, закрепляющие основные принципы международного права:
а) Статут Международного суда ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990 г.
б) Статут Международного суда ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990г., Венская декларация и Программа действий 1993 г.
в) Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Декларация принципов 1975 г. +
8. Принцип нерушимости государственных границ:
а) признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем +
б) государство самостоятельно определяет свои границы, правила их пересечения и пограничный режим
в) государственные границы, определенные государствами исторически однажды, не подлежат какому-либо изменению
9. Международно-правовой обычай:
а) норма международной вежливости, за которой признается юридически обязательный характер
б) неписанная норма, соблюдаемая субъектами международного права и отраженная в неформальных источниках
в) сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер +
10. Классификация международных договоров:
а) “джентльменское соглашение”, тайные, всеобщие, межконтинентальные, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные, оговорочные
б) “джентльменское соглашение”, письменные, двусторонние, многосторонние, открытые, закрытые, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные +
в) индивидуальные, региональные, универсальные, сепаратистские, территориальные, ратификационные
11. Виды признания в международном праве:
а) признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения +
б) признание претензий государства, признание правоты за одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание
в) признание государства, признание правительства, признание авторитета государственного деятеля, признание международного деятеля, признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы
12. Какова классификация современных международных организаций:
а) межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные
б) наднациональные, межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные, общей компетенции, специальной компетенции, открытые, закрытые +
в) политические, экономические, социальные, военные, наднациональные, межгосударственные, неправительственные
13. Какие из представленных органов не входят в систему ООН:
а) Экономический суд +
б) Совет безопасности
в) Всемирный почтовый союз
14. Дипломатические представительства:
а) посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях
б) посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях
в) посольство, миссия посланника, миссия поверенного +
15. Классы дипломатических представителей:
а) посол, посланник, поверенный +
б) посол, посланник, поверенный, консул, вице-консул
в) генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты, почетный консул
16. Консульские представительства:
а) генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства
б) консульский отдел посольства, генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства +
в) посольство, миссия посланника, миссия поверенного
17. Внутригосударственные Органы внешних сношений:
а) высшие государственные чиновники министерств и ведомств по иностранным делам
б) правительственные, неправительственные
в) высшие представительные и исполнительные органы государства: глава государства (единоличный или коллегиальный), правительство, ведомство иностранных дел +
18. Что такое делимитация:
а) запрет на размещение военных объектов на территории государства
б) нанесение линии государственной границы на карту +
в) обозначение на местности линии государственной границы
19. Назовите виды территорий в международном праве:
а) открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом
б) поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами
в) государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом +
20. Классификация морских пространств в международном праве:
а) искусственное море, естественные морские просторы, морские заливы, морские бухты, морские каналы
б) внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские проливы, открытое море +
в) океаны, континентальные моря, открытые моря, закрытые моря, экономическая морская зона, международные моря
21. Выберите понятие территориального моря:
а) морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага – за архипелажными водами) +
б) моря и водоемы, расположенные на территории континента или архипелага
в) моря и водоемы, расположенные на территории конкретного государства
22. Выберите понятие открытого моря:
а) части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами
б) все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства +
в) части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства
23. Международные реки:
а) это реки, протекающие по границе двух или нескольких государств
б) это реки, как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств
в) это реки, протекающие по территории двух и более государств +
24. Выберите виды ответственности в международном праве:
а) политическая ответственность, материальная ответственность, дипломатическая ответственность, консульская ответственность
б) политическая ответственность, материальная ответственность +
в) политическая ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность, дипломатическая ответственность
25. Каковы формы политической ответственности:
а) реституция, репарация, рецепция
б) репатриация, рецепция, реституция
в) сатисфакция, репрессалия, реторсия +
26.Какова классификация международных споров:
а) по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по географии распространения, по числу участвующих субъектов
б) по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения, по числу участвующих субъектов +
в) по объекту (предмету) спора, по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по степени опасности для международного мира
27. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов:
а) специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов +
б) общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии
в) специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт
28. Какова классификация международной безопасности:
а) космическая, ядерная, химическая, биологическая, радиационная, национальная
б) межгосударственная, Западная, Восточная, Североамериканская, Южноамериканская, Африканская, Океании
в) всеобщая безопасность, региональная безопасность +
29. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов:
а) специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов +
б) общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии
в) специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт
30. К видам преступлений против человечности относятся:
а) агрессия, угроза миру с помощью агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, применение оружия массового уничтожения, пропаганда войны
б) геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация, рабство, колониализм, экоцид +
в) международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, рабство, колониализм, экоцид, пиратство, захват заложников
Источник