Меню

Методика образная память тест

Тестирование памяти

Очевидно, что для успешного обучения, работы и просто в жизни каждому человеку необходима хорошая память. Человек, который хочет получить нормальное образование или престижную работу проходит различные испытания. Это либо тестирование, либо экзамены. И преодолеть это испытание сможет только человек, обладающий хорошей памятью.

Память – основа всей психической деятельности. Без нее невозможно восприятие, внимание, мышление. Способность к обучению и качество любой профессиональной деятельности зависят от возможностей кратковременной и долговременной памяти.

Пакет «памяти» – это мощный комплекс тестов, приемов, развивающих упражнений и рекомендаций для оценки объема механической, смысловой, ассоциативной, логической, оперативной, образной памяти, быстроты запоминания; прочности удержания и скорости воспроизведения запомненного.

Каждый тест имеет несколько параллельных форм, что позволяет проводить многократное тестирование одних и тех же испытуемых. Упражнения и рекомендации могут существенно улучшить Вашу вербальную и образную память, в том числе запоминание учебной и научной литературы, лекционного материала, русских и иностранных слов, цифровой информации. Аналоги этого пакета отсутствуют. С помощью этой системы Вы сможете исследовать кратковременную и долговременную память; оценить объем механической, смысловой, ассоциативной, логической, оперативной, образной памяти; быстроту запоминания; прочность удержания запомненного; скорость воспроизведения запомненного.

Для развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста при помощи данной системы тестов можно выбрать наиболее простые игровые варианты. При этом можно не только развить, но и определить способности ребенка и направить его развитие в нужном, наиболее продуктивном для него направлении. Благодаря тестированию и тренировке, человек проходит путь развития памяти, улучшая и развивая заложенные с детства способности. Тем более что в наше неспокойное время человек подвергается стрессам, болеет, получает слишком много разнообразной информации, устает, многое забывает, а жизнь не стоит на месте, и чтобы все успеть и сделать, нужна хорошая память.

Очень низкая продуктивность памяти у тех людей, которые медленно запоминают и быстро забывают. У них очень много времени уходит на заучивание, и все равно они не достигают нужного результата. Заученный ими материал воспроизводится неполно и неточно, и быстро забывается.

Возможно, это связано с пробелами в знаниях, из-за невозможности установки нужных ассоциаций. Иногда причина кроется в заболевании мозга, аденоидах, либо других заболеваниях, ослабляющих организм. Родители часто не придают значения наличию аденоидов у детей, а это ведет к нарушению питания мозга кислородом, что сильно влияет на память.

Кратковременная память

Каждому человеку с индивидуальными особенностями памяти нужно помогать преодолевать недостатки памяти, правильно организуя заучивания и повторения. В большинстве случаев низкую продуктивность памяти можно объясняется неумением рационально заучивать, используя только механическое запоминание без осмысления, что приводит к быстрому забыванию. Нужно научить запоминать, тем самым значительно улучшить деятельность памяти. Исследование основных видов произвольной кратковременной и долговременной памяти.

Кратковременная память рассчитана не столько на запоминание, сколько на последующее воспроизведение материала. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а обобщенный образ. Длительность запоминания без повторения 15 – 20 секунд, с повторением около 15 минут. По типу заучивания выделяются:

  • смысловая память (запоминание не связанных слов). Для исследования смыслового запоминания предназначены два теста, различающиеся анализатором, через который поступает запоминаемая информация – «Объем смысловой зрительной памяти» и «Объем смысловой слуховой памяти». Известно, что у некоторых людей объем запоминаемого материала может сильно варьировать в зависимости от того, по какому каналу поступает информация.
  • ассоциативная память (запоминание слов, связанных ассоциацией) – «Объем ассоциативной памяти»;
  • логическая память (запоминание связанного текста – рассказа) – «Объем логической памяти»;
  • оперативная память (запоминание информации, требующей преобразования в процессе запоминания, например, перемножение двузначных чисел) – «Объем оперативной памяти».
  • по материалу запоминаемого, можно выделить вербальную (все выше перечисленные тесты вербальные) и образную память. Для исследования образной памяти предназначен тест «Объем образной памяти».

Долговременная память

Долговременная память рассчитана на длительное запоминание, на всю жизнь. При исследовании долговременной памяти можно оценить скорость запоминания, точность удержания запомненного и скорость воспроизведения запомненного. Во всех случаях используется такой же стимульный материал, что и при исследовании кратковременной памяти.

Для оценки скорости запоминания испытуемому предлагается стимульный материал, объем которого превышает возможности запоминания при однократном его предъявлении. Показателями скорости запоминания служит количество повторений, необходимое для запоминания всего объема информации:

  • скорость запоминания бессмысленных слогов;
  • скорость запоминания не связанных по смыслу слов;
  • скорость запоминания связанных пар слов;
  • скорость запоминания образов.

Для оценки точности запоминания испытуемый должен не ранее, чем через 24 часа воспроизвести материал, который он запомнил во время тестирования скорости запоминания. Показателем точности запоминания является коэффициент, рассчитанный на основании количества правильно воспроизведенного и ранее запомненного материала:

  • точность запоминания бессмысленных слогов;
  • точность запоминания слов;
  • точность запоминания не связанных пар слов;
  • точность запоминания образов.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, её объема и точности. Задание заключается в том, что один человек другому демонстрирует в течение 20 секунд таблицу с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все числа, которые Вы запомнили.

13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что человеку экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберите таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

2 B
CO2

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Одному человеку вручается бланк, после чего другой дает следующую инструкцию.

Инструкция: Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6,2,1,4,2 (записывать на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается).

Читайте также:  Проба с физической нагрузкой велоэргометрия тредмил тест

Интервал между зачтением рядов – 15 секунд.

Ключ.

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4-5 минут. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Источник



Gurutestov.ru

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Взрослых

  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Профессиональная сфера

Детей

  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Игровая и учебная деятельность

Методика «Образная память»

Шкалы: уровень развития памяти

Назначение теста

Изучение кратковременной памяти.

Описание теста

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Инструкция к тесту

«Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.

Время предъявления таблицы – 20 секунд».

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Оценка в баллах Количество воспроизведенных образов
9 15-16
8 13-14
7 10-12
6 7-9
5 6
4 5
3 4
2 3
1 1-2

Источник

Методика «Образная память»

Методика «Образная память»

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: изучение кратковременной памяти.

Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Инструкция. Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Методика «Оперативная память»

Методика «Оперативная память» Применяется для обследования взрослых. Цель: изучение кратковременной памяти.Инструкция. Сейчас я назову вам пять чисел (см. табл. числовых рядов). Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а

Тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность) [67]

Тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность) [67] Как показано З. Зиверт (Тестирование личности, М., 1997), этот тест обладает широкой информативностью и позволяет определить уровень развития способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к

Методика «Классификация» [70]

Методика «Классификация» [70] Методика направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.Инструкция. Сгруппируйте данные слова в различные группы по признакам, которые их могут

Методика

Методика Все дети находились на лечении в Республиканском объединении по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов (Горки Ленинские) с диагнозом «Детский церебральный паралич». В эксперименте принял участие 51 ребенок в возрасте от 8 до 14 лет. После

41. ОБРАЗНАЯ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

41. ОБРАЗНАЯ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя

Рабочая память и кратковременная память

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов[30]. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Память прошлого и память будущего

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

«Повседневная» память и долговременная память

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Методика «ПП»

Методика «ПП» Есть одна методика, которой я хочу с вами поделиться. Мы ее уже упоминали. Это техника «ПП»: «Поел – переварил».Объясню еще раз: чтобы жить, мы питаемся и перевариваем поступающую в организм пищу, так и с информацией, которую мы получаем. Если не успеваете ее

Методика номер четыре: методика «плюс-минус»

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» — Ты мне руку сломала! — В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике — контраст.

Методика 4. «Запугивание»

Методика 4. «Запугивание» Очень неприятная тема, но как часто такая ситуация встречается в реальной жизни в явном и в завуалированном виде. Приведенное определение данного типа воздействия взято из одного справочника для специальных служб.Запугивание – это

Методика

Методика Материалом для исследования послужили:1. Протоколы короткой (28 сеансов, условное название случая – «Патриция») психодинамической психотерапии, предоставленные авторами проекта по изучению сознательных и бессознательных психических процессов (Bucci, 1993).

Источник

4. Методики изучения образной памяти

Методика «Память на образы».

Цель проведения методики: выявление уровня развития образной памяти.

Материалы и оборудование: секундомер, бланк, карандаш, стимульный материал.

Бланк теста

Количество правильно воспроизведенных образов: _______

Читайте также:  Рак яичников тест с ответами

_______________________________________________________Стимульный материал

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те образы, которые запомнили».

Процедура исследования: обследуемым демонстрируется в течение 20 сек таблица с 16 образами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать в течение 1 минуты на бланке.

Обработка и интерпретация результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 образов и больше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура занимает мало времени.

Объем механической памяти при зрительном восприятии

Методика «ТАБЛИЦА ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

Объем механической памяти оценивается по количеству запомненного и воспроизведенного материала. Для исследования применяются таблицы с двузначными числами. На каждой таблице размещается 12 чисел. Цифры могут быть любые от 21 до 98, за исключением таких чисел как: 20, 30, 22, 33

и т. п. Для проведения исследования необходимо иметь несколько вариантовтаблиц.

Инструкция: «На таблице представлены двузначные числа. Я буду Вам показывать таблицу в течение 30 секунд. Вы должны быть внимательны и стараться запомнить эти числа. После того как я уберу таблицу, Вы должны припомнить и записать на бланке как можно больше чисел. Числа нужно записывать в том порядке, в каком будете их припоминать. Последовательно Вам будет представлено 3 таблицы. Какие есть вопросы? Приготовились!».

Таблица демонстрируется после инструкции. Время экспозиции 30 секунд. После чего в течение 1 минуты испытуемый припоминает числа и записывает их на бланке в произвольном порядке.

Возможные варианты таблиц:

Показателем объема механической памяти является величина

правильно воспроизведенных числе из трех проб.

. Методика «ПИКТОГРАММА»

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на

память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний».

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

5. Смелый поступок

1. Глухая старушка

3. Строгая учительница

4. Голодный человек

5. Слепой мальчик

7. Девочке холодно

9. Больная женщина

11. Веселая компания

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40–60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить слова, которые фиксируются в протоколы.

Интерпретация: При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

Абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.

Знаково-символические (3) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.).

Конкретные (К) – конкретные предметы.

Сюжетные. (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения.

Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково- символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно- логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

Кроме того, следует обратить внимание ни проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если

воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.__

Исследование опосредованного запоминания

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

Источник

Методики исследования образной памяти

Методики исследования опосредованного запоминания

Перечень методик для исследования памяти

1.Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).

2.Бланки к методике для запоминания 10 слов.

3.Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).

4.Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).

5.Бланки с текстами для воспроизведения.

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

Методика предложена А.Р. Лурия

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Читайте также:  Каков характер одышки у больных с синдромом бронхиальной обструкции тест

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, — и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запоминавшиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

По полученному протоколу составляется график «кривая линия». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможении или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводят правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствуют о долговременной памяти.

Фамилия, имя возраст

№№ Число Хор Камень Гриб Кино Зонт Море Шмель Лампа Рысь Дополнит.

Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов: В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

объема памяти /Пк/ Уровень

10 8-9 7 6-5 3-4 очень высокий

Высокий средний низкий очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Запоминание 2-х рядов слов

Цель: исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияние фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала.

Инструкция: перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации.

А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорила. Тебе понятно, что такое «порядок»? как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?

Далее исследователь с интервалом чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз.

Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторяет все слова (неважно в правильном или не в правильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-ой группы слов. Также регистрируется правильность повторения и все привнесенные слова.

Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется другая группа слов в описанном выше порядке.

Вся процедура повторяется.

В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Также регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».

Также регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

-Количество необходимых для полного запоминания повторений;

-Возможность удержания порядка слов;

-Наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу (парафазии);

-Наличие трудностей избирательности мнестических следов;

-Наличие негативного влияния групп слов друг на друга (про- и ретроактивной интерференции).

Источник