Меню

Методика индекс жизненного стиля тест опросник плутчик келлерман



Методика индекс жизненного стиля тест опросник плутчик келлерман

Методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), описанная в 1979 г. на основе психоэволюционной теории Р. Плутчик и структурной теории личности Х. Келлермана, позволяет диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.
Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения. Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого.

Теория эмоций, на которой построена данная методика, разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит.
При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии.

Источник: Вассерман Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля — СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневралогический институт, 2005. — 54 с.

Методика

Ваш результат:
1. Отрицание: баллов
2. Подавление: баллов
3. Регрессия: баллов
4. Компенсация: баллов
5. Проекция: баллов
6. Замещение: баллов
7. Интеллектуализация: баллов
8. Реактивное образование: баллов

Интерпретация результатов.
С помощью опросника Плутчика–Келлермана можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ). С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.
По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

Содержательные характеристики типологий психологической защиты.

Отрицание
Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.
Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики «Индекс жизненного стиля» объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Регрессия
В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация
Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.
Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.
Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция
В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления,
Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).

Замещение
Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Интеллектуализация
Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.
При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравми-рующую ситуацию.
В шкалу интеллектуализации — рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Реактивные образования
Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Обработка результатов.
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом.

Ключ
Название шкал Номера утверждений
Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94
Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89
Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95
Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74
Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96
Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97
Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87
Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79

Источник

Методика индекс жизненного стиля тест опросник плутчик келлерман

Виталий (221 дн. назад)

0685282647 прошу позвонить

Здравствуйте, какая цена?

Людмила Федосова (1 г. назад)

В четверг, 12.12.19., с 10:00 до 13:00 в МАУПе, корпус 23, кабинет 31. 300 грн занятие. Вопросы и[. ]

Методика «Индекс жизненного стиля»

Содержание

Назначение методики

Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого.

Теоретические основы

Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории Р.Плутчик и структурной теории личности Х.Келлермана, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.

При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8.

Читайте также:  Рентгеновское излучение и его свойства тест

Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.

Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента для выявления достоверности различий.

Процедура проведения

Инструкция

  • На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об опре­деленных способах поведении и установках.
  • Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
  • Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Отвечайте так, как считаете верным для себя.
  • Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:
  • Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
  • Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
  • Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, по­метьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.

Большое спасибо!

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

frac<n data-lazy-src=

№ > Название шкал Номера утверждений n
А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 10

Средние величины нормативных данных

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение >интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
2 1 2 2 4 13
1 2 15 6 5 2 15 38
2 8 34 15 16 4 27 3 56
3 19 54 30 29 9 40 16 71
4 33 71 47 45 16 53 32 81
5 52 83 61 62 26 69 51 88
6 70 91 73 79 39 83 74 93
7 83 96 82 90 53 90 87 95
8 91 99 89 97 68 94 95 98
9 97 93 99 70 96 99 99
10 99 97 88 99
11 99 94
12 98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
3 2 2 5 1 6 7
1 13 8 6 20 5 23 3 19
2 27 25 19 37 6 37 6 39
3 39 42 35 63 7 48 17 61
4 50 63 53 78 12 65 28 76
5 61 76 70 88 20 77 42 91
6 79 87 80 95 27 86 59 97
7 84 92 85 97 36 93 76 98
8 90 97 88 99 46 97 87 99
9 97 98 95 64 98 92
10 98 99 97 72 99 97
11 99 99 90 99
12 96
13 99

Интерпретация результатов

С помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.

По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

Содержательные характеристики типологий психологической защиты

Отрицание

Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.

Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Вытеснение

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты — изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия

В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребно-стной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация

Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция

В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления,

Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).

Замещение

Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Читайте также:  Производство чугуна и стали тест с ответами

Интеллектуализация

Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф. Е. Василюка (1984), состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов s мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравми-рующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации — рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Реактивные образования

Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Источник

Индекс жизненного стиля по Плутчику-Келлерману-Конте

Американский психолог Роберт Плутчик – автор множества публикаций и 8 книг, рассказывающих о человеческих эмоциях. По итогам многолетней работы в конце 70-х был опубликован «Индекс жизненного стиля». Данная работа была выполнена совместно с Г. Келлерманом и Х. Конте. ИЖС является психодиагностическим инструментом, который позволяет более четко рассмотреть личность, а именно – диагностировать определенные психозащитные механизмы и понять, насколько они выражены.

Механизм психозащиты по Плутчику-Келлерману-Конте

В модели, которую создавал Плутчик, Келлерман и Конт, утверждается, что психозащитный механизм создается с целью помощи личности проходить нервное напряжение. Оно плотно связывается с основными эмоциональными переживаниями и яркими волнениями. Чтобы совладать с одной из 8 базовых эмоций, образуется механизм защиты. В результате психология насчитывает 8 психозащит. Они имеют схожесть и полярность. Индивид может использовать любую защиту, но чаще всего выделяет одну или две главные. За счет их определения удается идентифицировать тип личности или же диспозицию.

Разновидности эмоций и характерные виды защитных механизмов

Если кратко, механизмы психозащиты разделяются на несколько видов:

  1. отрицание;
  2. вытеснение;
  3. регрессия;
  4. компенсация;
  5. проекция;
  6. замещение;
  7. интеллектуализация;
  8. реактивное образование.

Указанные выше механизмы защиты находятся в основе психоэволюционной модели Плутчика. Каждый тип защиты позволяет совладать с определенной эмоцией.

Любая эмоция взаимодействует с представленными механизмами, в результате чего формируются взаимосвязи:

  • Радость трансформируется в противоположную реакцию, во время чего происходит подавление приятных ощущений от объекта или самой ситуации (реактивный способ). Пример: блокирование приятных эмоций или получения удовольствия, возникновение отвращения. Трактовка: «все, что имеет отношение к этому, является отвратительным».
  • Печаль (после утраты самооценки или важного объекта) предстает как вид замещения, к примеру, в форме фантазии или импульсивного поведения. Трактовка: «но зато я…», «когда-то я…».
  • Гнев может наблюдаться в форме переадресованной агрессии, аутодеструкции, проявления деструктивной формы поведения. Трактовка: «вот, кто на самом деле повинен в этой ситуации».
  • Страх выступает как вариант избегания, подавления. Интерпретация: «я с этим не знаком».
  • Ожидание – вариант рационализации, интеллектуализации, желания контролировать происходящее посредством логического объяснения, анализа или же самоанализа. Трактовка: «все поддается объяснению».
  • Удивление – регрессия, возвращение к ранней стадии психического состояния, незрелость. Трактовка: «вы должны помочь мне».
  • Отвращение – способ переноса своего непозволительного качества или неполноценности на другого. Предстает в форме выраженной требовательности, враждебного настроя, критичного отношения. Интерпретация: «каждый человек порочен».
  • Принятие – отрицание, способность игнорировать ряд фактов, которые конфликтуют с ценностями, понятиями об идеалах, внутренней гармонией, восприятием.

Подводя итоги, можно заметить, что жизненный стиль, предложенный вниманию общественности в 1979 году, представляет собой рабочий инструмент, который позволяет диагностировать и фиксировать психоособенности индивида и характерные для него механизмы психической защиты. В данной модели выделено 8 базовых типов психозащиты. Их можно соотнести с 8 основными эмоциями, развитие которых позволяет улучшить процесс переживания сильной или доминантной эмоции. У личности может быть разное число защитных механизмов, помогающих приспособиться к определенным условиям или ситуации. Научиться распознавать свои истинные эмоции и разбираться в эмоциях других поможет курс Викиум «Менталист».

Источник

Опросник Диагностика типологий психологической защиты или индекс жизненного стиля (ИЖС) (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.)

Опросник диагностики типа психологической защиты (Опросник Плутчика — Келлермана – Конте) позволяет выявить выраженность у испытуемого 8-ми психологических защит .

Опросник ИЖС базируется на психоэволюционной теории Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана. Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика связывает личностную диспозицию с определенной эмоцией, с определенным защитным механизмом. Вместе они образуют систему, структурированную таким образом, что соседние секторы обозначают сходные диспозиции, например, мания и истерия, а противоположные — противоположные диспозиции, например, мания — депрессия.

Опросник ИЖС позволяет продиагностировать выраженность у испытуемых 8 защитных механизмов: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты (процентильная шкала). На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

В качестве дополнительного используется также вторичный показатель, который представляет собой среднее по всем шкалам. Этот показатель введен в соответствии с предположением, что в основе своей все защитные механизмы, несмотря на их полярность или дополнительность друг другу, выполняют одну и ту же функцию (в большинстве своем — снижение уровня тревоги) и таким образом в соответствии с этим «общим знаменателем» могут быть объединены в некую общую ЗАЩИТУ «Я». Таким образом, средняя оценка шкальных оценок может отражать уровень ее выраженности, который был назван авторами теста Степень Напряженности Защиты (СНЗ).

Инструкция: «Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+»

  1. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться.
  2. Когда я хочу чего-нибудь, то никак не могу дождаться, когда это получу.
  3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.
  4. Люди не считают меня эмоциональным человеком.
  5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.
  6. Я редко помню свои сны.
  7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.
  8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.
  9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.
  10. В мечтах я всегда в центре внимания.
  11. Я человек, который никогда не плачет.
  12. Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.
  13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.
  14. Меня легко вывести из себя.
  15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.
  16. Многое во мне восхищает людей.
  17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.
  18. Я много болею.
  19. Я меня плохая память на лица.
  20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.
  21. Когда я слышу сальность, то очень смущаюсь.
  22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.
  23. Я ненавижу злобных людей.
  24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.
  25. Я с трудом запоминаю имена.
  26. У меня склонность к излишней импульсивности.
  27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.
  28. Я свободен от предрассудков.
  29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.
  30. Когда я собираюсь в поездку, то планирую каждую деталь заранее.
  31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.
  32. Порнография отвратительна.
  33. Когда я чем-нибудь расстроен, то много ем.
  34. Люди мне никогда не надоедают.
  35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.
  36. Когда я собираюсь в отпуск, то обычно беру с собой работу.
  37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.
  38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
  39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому, вызывает у меня отвращение.
  40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю ему это, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому.
  41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.
  42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.
  43. Я никогда не волнуюсь, когда слышу о какой-либо трагедии.
  44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.
  45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.
  46. Беспорядочность отвратительна.
  47. Кода я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину.
  48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.
  49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.
  50. У меня портится настроение и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимания.
  51. Люди говорят мне, что я всему верю.
  52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.
  53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.
  54. Мне кажется, я много спорю с людьми.
  55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни.
  56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем.
  57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства других людей.
  58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
  59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.
  60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.
  61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.
  62. Я очень редко испытываю чувство привязанности.
  63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
  64. Я многое коллекционирую.
  65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.
  66. Звуки детского плача не беспокоят меня.
  67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.
  68. Я всегда оптимистичен.
  69. Я много лгу.
  70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее.
  71. В основном люди несносны.
  72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.
  73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.
  74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.
  75. Я не понимаю некоторых своих поступков.
  76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.
  77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем думает большинство людей.
  78. Когда у меня неудача, я не могу скрыть плохого настроения.
  79. То, как люди одеваются сейчас на пляже, неприлично.
  80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня.
  81. Я всегда планирую наихудшее, чтобы не быть застигнутым врасплох.
  82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении.
  83. Когда-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.
  84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.
  85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.
  86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.
  87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
  88. Мне кажется, что я не смог закончить ничего из того, что начал.
  89. Когда слышу о жестокостях, это не трогает меня.
  90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.
  91. Я много кричу на людей.
  92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.
  93. Кода расстроен, я часто напиваюсь.
  94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.
  95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю больше, чем обычно.
  96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того чтобы добиться успеха.
  97. Я говорю много неприличных слов.
Читайте также:  Friday night франкен тест

Источник

Методика индекс жизненного стиля тест опросник плутчик келлерман

Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого.

Теоретические основы

Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории Р.Плутчик и структурной теории личности Х.Келлермана, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.

Теория эмоций, на которой построена данная методика, разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. Основы теории эмоции изложены шестью постулатами:

  1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:
    1. Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма. Этот психологический механизм ещё известный как интроекция.
    2. Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
    3. Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
    4. Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
    5. Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
    6. Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
    7. Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
    8. Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
  2. Эмоции имеют генетическую основу.
  3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.
  4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул.
  5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели (см. рис. в начале статьи). Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства эмоций, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.
  6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (см. Колесо эмоций Роберта Плутчика.).

qAH6A570O8KZYGtY.jpeg

Нежелательная для психики информация на пути к сознанию искажается. Искажение реальности по средствам защит может происходить следующим образом:

  1. игнорироваться или не восприниматься;
  2. будучи воспринятой, забываться;
  3. в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом, они образуют шкалу примитивности-зрелости .

Первыми возникают меха­низмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление. По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации, это рационализация.

Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции.

При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8.

Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.

Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента для выявления достоверности различий.

Валидизация

На первом этапе работы был изучен ряд публикаций авторов теста, касающихся исходных теоретических положений и эмпирических процедур, на базе которых была разработана данная методика. Структурная теория защит, включающая круговую модель взаимоотношений между ними, представлена в этих работах как раздел общей психоэволюционной теории эмоций. Обосновывается и эмпирически подтверждается положение о том, что основные принципы измерения и оценивания могут быть приложены к эмоциям и их производным, таким как черты характера, диагнозы и механизмы защиты. Детально описана разработка новых тестов-опросников для измерения этих индивидуальных особенностей личности.

Второй этап работы заключался в переводе теста и инструкций к нему на русский язык. Для проверки и уточнения перевода были приглашены 6 экспертов специалистов по грамматике и стилистике русского и английского языков, а также психологи, все кандидаты наук или аспиранты МПГУ. Перед экспертами ставилась задача оценить перевод с позиций соответствия оригиналу, общей и стилистической грамотности, адекватности лексики в новых условиях применения (наличие нежелательных коннотативных значений, лингвистические проявления социокультурных различий и т.п.). Примером может служить утверждение из шкалы «замещение», которое, единственное из всех заданий теста, было на этом этапе полностью заменено: «Когда я веду машину, у меня иногда возникает желание задеть другую машину». Новый вариант: «Когда я иду в толпе, у меня иногда возникает желание задеть кого-нибудь плечом». В окончательном варианте перевода теста все замечания экспертов были учтены.

Первая версия теста была предложена 108 испытуемым, студентам МПГУ, из которых 30 были мужчины (ср.возраст 21,9; ст. откл. = 2,47) и 78 женщины (ср. возраст 20,13; ст. откл. = 1,81). Помимо ответов «да» и «нет» испытуемые в данном исследовании могли давать ответ «не знаю». Это предпринималось для установления тех стимульных утверждений, понимание которых затруднено по причине их неясности, неопределенности, двусмысленности, а также бессознательного нежелания отвечать. В результате от 1 до 15 ответов «не знаю» было дано на каждое из утверждений теста, т.е. максимально непонятные задания были оценены как таковые не более чем 13,8% испытуемых. Несмотря на то, что результат отражает удовлетворительное понимание испытуемыми заданий теста, некоторые из них, набравшие наибольшее количество отказов, были переформулированы, конкретизированы или сокращены.

Данные обследования 108 студентов университета были затем введены в компьютер, их дальнейшая обработка осуществлялась по программе My Test В.Скрнпкнна (ИПАН), предназначенной для разработки и адаптации тестов-опросников. Для определения дискриминативности заданий теста были вычислены процентные доли индивидов, ответивших «да» и «нет» на каждое из стимульных утверждений, и уровень значимости, отражающий степень вероятности случайного смещения относительно идеально дискриминативного задания на данной выборке.

В результате из 97 стимульных утверждений теста 29 были признаны недискриминативными (более 70% одинаковых ответов; ур. знач.

Источник