Личностный потенциал это тест

Потенциал личности — что это такое, реализация

Личностный потенциал – это комплекс врожденных и приобретенных особенностей и возможностей человека, помогающий ему добиться успеха в жизни. В психологии выделяют разные виды потенциалов. Например, познавательный, ценностный, созидательный, эстетический и потенциал межличностного общения. Разберем подробнее, что такое личностный потенциал и его понятие. Определим, какова структура психологического потенциала личности, как его развить.

Содержание

  1. Что такое личностный потенциал
  2. Типы потенциала личности
  3. Три вектора развития ЛП
  4. Структура личностного потенциала
  5. Как реализовать свой потенциал
  6. Рекомендации
  7. Мой опыт
  8. Заключение

Что такое личностный потенциал

Название образовано от латинского слова potentia, что переводится как «сила», «возможность». Потенциал личности в психологии – это комплекс еще не раскрытых или не используемых задатков, способностей, умений, знаний, навыков, склонностей, особенностей характера и темперамента, личных качеств. Личностный потенциал можно определить как способность управлять психологическими ресурсами в собственных интересах.

В. Н. Марков и Ю. В. Мирянин определяют личностный потенциал как сумму личностных ресурсов в разных областях: здоровье, учеба, работа, семья, общение и другие. Г. М. Зараковский рассматривает это как самоэффективность человека. Исследователь считает, что от потенциала напрямую зависит качество жизни индивида. Кроме этого, многие авторы связывают личностный потенциал с адаптивными способностями человека и необходимостью подстраиваться под требования общества.

Типы потенциала личности

Потенциалы личности и их характеристика в типологии М.С. Кагана (основа классификации – социальная деятельность личности):

  1. Познавательный (гносеологический). Это объем и качество информации, которой обладает человек. Причем речь идет обо всех знаниях: о мире, обществе, самом себе и т.д. Качество и объем зависят от жизненного опыта, образованности и природного склада ума индивида.
  2. Ценностный (аксиологический). Это идеалы, цели, убеждения, стремления, которыми человек обзавелся в процессе жизнедеятельности. Все это входит в структуру сознания и самосознания личности.
  3. Созидательный (творческий). Это знания, умения и навыки человека, помогающие ему создавать, творить, выполнять какую-то деятельность. Речь идет как о воспроизведении по образцу (репродуктивный труд), так и о создании чего-то уникального (продуктивный труд).
  4. Потенциал межличностного общения (коммуникативный). Это формы, средства и объем коммуникаций, которые имеются у человека. А также это содержание общения человека в каждой из социальных ролей.
  5. Эстетический (художественный). Это сила и содержание художественных потребностей человека, а также средства и особенности их удовлетворения. Говоря простыми словами, это потребность в творческом самовыражении, демонстрации своей уникальности.

Каждый из названных типов потенциала развивается только в процессе активной деятельности. Однако одного желания и стремления мало, должны еще быть природные задатки и соответствующие внешние условия (психолого-педагогическая среда развития индивида).

Важно! Проблема определения личностного потенциала человека в психологии в том, что не выделено единого определения и структуры для него.

Три вектора развития ЛП

Из-за отсутствия единого определения понятия возникают трудности с обозначением плана по развитию потенциала. Однако психологи сходятся во мнении, что существует три вектора развития потенциала личности:

  1. Развитие человека как биологического существа. Речь идет о физическом, психологическом здоровье и развитии в соответствии со всеми возрастными нормами. Итог такого развития – здоровый, зрелый и исправно работающий организм.
  2. Развитие человека как социальной единицы. Под этим подразумевается процесс социализации – вхождения в общество. Итог такого развития – социальный индивид, то есть человек, который смог приспособиться к жизни в обществе, подстроиться под его требования и принять на себя выдвигаемые социальные роли.
  3. Развитие человека как личности. Под этим подразумевается отстаивание личностью своей уникальности без отказа от принятых норм общества и социальных ролей. Это борьба за автономию с сохранением сопричастности. Итог – независимая личность, успешно взаимодействующая с другими людьми.

Последнее направление развития подразделяется еще на два элемента:

  1. Развитие до совершеннолетия. Это период работы над саморегуляцией – способностью управлять своим поведением. Человек учится контролировать себя, жить согласно законам (прописным и негласным) его общества. Он становится активным субъектом общества.
  2. Развитие после совершеннолетия. Человек становится активным субъектом своей жизни. Теперь он регулирует собственное поведение не только в рамках требований общества, но и в рамках тех требований, которые он сам к себе выдвигает.

Полноценное раскрытие потенциала личности возможно только при движении по всем трем векторам.

Структура личностного потенциала

Личностный потенциал включает в себя две главные подструктуры и вспомогательные качества, на которых он базируется и которые помогают в его раскрытии. Представим это в виде таблицы:

Главные подструктуры Базовые качества
Реализованные способности, то есть то, что человек уже знает, умеет, использует, делает. Системное мышление
Организационные навыки
Коммуникативные компетенции
Умение работать в команде и в условиях стресса, неопределенности
Потребность в самообразовании, саморазвитии и умение самообучаться, саморазвиваться
Нереализованные способности, то есть то, чего человек еще сам о себе не знает, потому что пока не было нужды в этом, скрытые способности не были востребованы. Навыки рефлексии
Лидерские способности
Высокие адаптивные способности
Умение жить, работать, творить в психологически, экономически и социально нестабильных условиях
Способность противостоять неблагоприятным психологическим, социальным и экономическим факторам
Креативность
Психологическая гибкость и подвижность мышления
Навыки оптимизации собственного поведения
Стремление к ЗОЖ

Качества нужны как для тех способностей, что уже раскрыты, так и для тех, которые предстоит раскрыть.

Источник

Как пройти Тест PIF на 99% [Обзор Potential in Focus]

Главной проблемой подбора кадров всегда была невозможность определить, каких успехов добьется человек, перед тем, как взять его на работу.

Для этого международные консалтинговые компании разработали разные инструменты для определения человеческого потенциала, самым популярным из которых сегодня остается тест PiF.

Potential in Focus

Последние методики оценки навыков используются и в России. С их помощью отбирают руководителей, оценивают выпускников ВУЗов и работающих сотрудников от среднего до топ-уровня. В странах с развитой экономикой история тестирования потенциала насчитывает уже полвека. Сегодня его популярность только растет, а популярность тестов на интеллект, наоборот, снижается.

Происходит это потому, что раньше оценивались только когнитивные способности.

Сегодня упор делается на эмоциональный интеллект, независимость и рабочий потенциал кандидата.

Бизнес меняет подход к выбору сотрудников, происходит модернизация предприятий. Если 20-30 лет назад карьера людей развивалась последовательно, от стажера до пенсионера, то сегодня работодателям нужны сотрудники, способные резко переключаться с одних задач на другие.

Из каких тестов состоит PIF?

Test PIF – это шесть блоков заданий. Каждый из них назван в честь качества, которое он измеряет, оценивая определенные способности:

Первый блок – анализ идей. Здесь кандидата ждут задачи на вербальный анализ. Из 5-7 утверждений требуется выбрать то, которое лучше остальных отражает главную мысль представленного текста ( 1-2 абзаца). Сложность в том, что все утверждения отражены в тексте, но лишь одно суммирует его смысл. Кроме того, для каждого вопроса ограничено время.

Второй блок – принятие решений, оценивает способности соискателей делать выбор в тех или иных ситуациях. Вопросы этапа похожи на задачи на сообразительность. Здесь нет правильных ответов – каждую ситуацию требуется оценить по приведенной шкале (5-7 вариантов).

Третий блок – обработка информации. Это классические тесты способностей: вербальные, числовые и логические задачи. Кандидату предстоит работа с графиками, текстами, абстрактными фигурами. О подготовке и тактике прохождения этого этапа мы уже писали в блоге (ССЫЛКА).

Четвертый блок – кейсы. Еще их называют ситуационным тестированием. В условии описан гипотетический сценарий, относящийся к социальному взаимодействию (общению с коллегами, руководством и т.д.). Для разрешения возникшей ситуации даны варианты действий, из которых либо требуется выбрать наиболее эффективное, либо оценить каждое по шкале от 1 до 5.

Пятый блок – мнения и отношения. Здесь соискателя ждут вопросы формата тестов личности. С их помощью определяют пять базовых факторов личности кандидата, его рабочий стиль, восприятие и взаимодействие с другими людьми. В задании 104 вопроса, в каждом вопросе одно утверждение и шкала оценки от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен». Время этого этапа не ограничено, «правильных» ответов здесь также нет.

Читайте также:  Логопсихология связана с науками тест с ответами

Последний блок – лидерский стиль. Это те же личностные тесты, оценивающие управленческий стиль. В отличие от четвертого этапа, в сценариях описаны ситуации, относящиеся к решениям руководителя. В каждом вопросе здесь три утверждения, но выбрать можно два: характеризующих кандидата лучше и хуже всего. Время не ограничено.

Каждый блок оценивает определенные личностные характеристики, которые приведены в таблице ниже.

Коммуникация мотивация к лидерству
социальный интеллект
Анализ скорось мышления
критическое мышления
Изменения мотивация
открытость мышления
Драйв ответственность
настойчивость
амбициозность

Перед началом тестирования участника знакомят с форматом вопросов при помощи демонстрационных заданий. Их результат никак не влияет на итоговую оценку.

У ПИФ несколько версий – полные и укороченные. Например, на конкурсе «Лидеры России» использовалась укороченная. Хотя каждый из 6 блоков присутствовал, в том или ином виде, заданий было в 2 раза меньше.

Интерпретация результатов Potential in Focus

Завершив тестирование, респондент получает итоговую оценку, которая зависит не только от количества правильных ответов, но и от сложности вопросов, а также от ответов других тестируемых из контрольной группы.

Пример полноценного отчета можете посмотреть здесь (PDF)

Сравнивая результаты с другими соискателями, повышается достоверность тестирования – за сложные вопросы начисляется больше баллов и наоборот.

Кроме того удается сравнять результаты участников из регионов, с разным уровнем образования, разных профессий. Контрольная группа представлена сотрудниками российских компаний в сферах:

  • транспорта;
  • FMCG;
  • B2B;
  • страхования;
  • связи;
  • добывающей промышленности;
  • химпроизводства;
  • и др.

Выявление предрасположенностей

Чтобы оценить потенциал, информации о достижениях сотрудника недостаточно, поскольку выполнение текущих задач не гарантирует такой же успех в другой сфере, в будущем. Мнение коллег или руководителя также малоинформативно. Даже талантливому сотруднику могут быть не по силам назначенные ему задачи, его начальник может не увидеть в нем потенциала. Или наоборот, начальник может не сообщать об уровне сотрудника, в страхе его потерять.

Тест потенциала PIF, разработанный в 2012 году, стал самым объективным и доступным инструментом на российском рынке по оценке персонала.

Привычные методы оценки не дают раскрыть потенциал, так как измеряют умение решать текущие задачи, как правило, интеллектуального плана. Однако этих качеств недостаточно даже для среднего управленческого звена, не говоря о топ-менеджменте. Центры оценки (ассессмент-центры) эффективны, но направлены на краткосрочную перспективу. Сегодня даже образование начало утрачивать былое значение, ведь даже топовые корпорации постепенно отказываются от практики требовать диплом при трудоустройстве.

Бизнесу нужны новые методы отбора персонала, и они появились в нашей стране благодаря компании «ЭКОПСИ консалтинг», которая разработала данный тест. Potential in Focus используется не только частными и государственными компаниями, но и организаторами кадровых конкурсов.

Например, на дистанционном этапе «Лидеров России» тест Pif предлагают пройти уже третий сезон подряд.

Подготовка

Поскольку в тестировании потенциала формат вопросов разный, подготовка к каждому блоку требует особого подхода. Первый и третий — тестирование способностей, для которого нужна соответствующая подготовка. От соискателя требуется высокая скорость обработки числовой, вербальной и невербальной информации, ведь времени на ответ всегда мало.

Если бы не таймер, вербальные, логические и числовые задачи не представляли бы сложности для образованного человека.

Во втором блоке тестируемым потребуется не только их сообразительность и логика, но и начитанность. Иногда в вопросах используются занимательные факты из энциклопедий или научных журналов.

Вопрос: Какое животное является причиной большего количества смертей в Австралии: акулы или лошади?
Решение: Любознательный респондент вспомнит, что случаев нападений акул на людей в мире регистрируется крайне мало, это единичные случаи. Кроме того, люди гораздо больше взаимодействует с лошадьми, чем с акулами.

Подготовка к кейсам — это не только тренировочные задания, но и методические руководства или пособия. Чтобы получить высокую оценку, важно понимать, как интерпретируются результаты, какие качества и какие стили управления считаются положительными, а какие – отрицательными. В наших тренировочных упражнениях мы соединили оба этих инструмента – в комментариях к задаче содержится вся необходимая информация об оцениваемых качествах и дается образец правильного решения.

Некоторые думают, что к тестам личности готовится необязательно, но это не так. Работодатели заинтересованы не только в кандидатах с потенциалом, но и в стабильных, уравновешенных людях. Если окажется, что соискатель – социопат, его не возьмут на работу, даже если у него будет достойный результат в других блоках. Для подготовки рекомендуется изучить руководство по тестам личности, понять какие факторы в нем оцениваются, а также научиться отвечать так, чтобы показать свои сильные качества, компенсировав ими возможные недостатки.

Тем, кому предстоит тестирование, полезно изучить концепции социального и эмоционального интеллекта, описанные в книгах Гоулмана, Альбрехта, Марлоу.

Как сдать PIF на 99%?

  1. Определение потенциала – это первый объективный этап оценки кандидата работодателем. Резюме – не в счет. В резюме написано только то, что хочет показать соискатель. А поскольку проводится тестирование силами штата HR, чтобы получить приглашение на собеседование, образования или рекомендательных писем недостаточно. Результаты этого этапа влияют на шанс дальнейшего диалога с работодателем, и, как следствие, на возможность получения должности.
  2. Выучить вопросы или скачать бесплатные ответы теста potential in focus (PiF) не выйдет – банк заданий постоянно меняется и дополняется. Кроме того, каждый работодатель использует разные варианты ПИФа. Единственный достоверный способ улучшить результат — решать тренировочные упражнения. Для каждого блока PiF создана отдельная методика тренировки.
  3. Нетренированный человек за несколько часов подготовки увеличивает результат на 10-15%. Естественно, это не значит, что за пару дней он научится решать такие испытания на 100%. В этом деле важна последовательность и методичность. Через неделю ежедневных тренировок и изучения пособий, любой образованный человек сдаст ПИФ и получит приглашение на собеседование.
  4. В каждой компании свой порог прохождения. Иногда это 75%, а иногда – 85%. Об этом рекомендуем поинтересоваться у HR, который высылает ссылку на тестирование.
  5. Также рекомендуется улучшать когнитивные навыки на когнитивных тренажерах: тренировать скорость реакции, наблюдательность, концентрацию и т.д. Большинство таких тренажеров сделаны в виде игр, что упрощает обучение.
  6. На первом этапе навыки развиваются быстро, но через некоторое время процесс замедляется. Поэтому лучше не концентрироваться на одном упражнении, а тренироваться комплексно.
  7. Даже с развитыми навыками решения таких задач, люди допускают ошибки из-за стресса или недостатка концентрации. Чтобы исключить этот фактор, рекомендуется проходить тестирование дома, не пользуясь чьей-либо помощью. Рекомендуется выключить мобильный телефон и предупредить близких. Время испытания ограничено, и каждая лишняя секунда стоит нескольких оценочных баллов.
  8. Обманывать систему не только бессмысленно, но и опасно. Некоторые работодатели практикуют ретест – очную процедуру проверки того, что соискатель прошел онлайн этап самостоятельно, а не пользовался посторонней помощью. Результаты близкие к 100% кажутся работодателям подозрительными, и становятся причиной дополнительных проверок. Поэтому 100% на PiF получать вовсе необязательно. Достаточно набрать чуть больше проходного. Если человека поймают на обмане, с ним прекратят диалог и, скорее всего, внесут в «черные списки». Так что устроится в эту фирму у него больше не получится.

Из-за большого количества отвлекающих факторов, мы не рекомендуем проходить PiF в офисе, со своего рабочего места.

Вывод

Тест PIF – самый точный инструмент оценки потенциала соискателей и сотрудников компаний, работающих в самых разных сферах. Точность достигается комбинацией оценочных элементов: вербальных, логических, числовых задач, опросников, кейсов.

Без комплексной подготовки получить приглашение на собеседование вряд ли получится даже у опытных соискателей.

С другой стороны, результат ПИФ — весомый аргумент при обсуждении кандидатуры и зарплаты человека. Кроме того, отчет, который получает кандидат, действителен в течение года, что становится дополнительным способом воздействия на решение работодателя о трудоустройстве в будущем.

Источник

Тест на ваш потенциал – На какой вы стадии?

Автор: ANDREY
Дата записи

Тест на ваш потенциал - на какой вы стадии

Тест на ваш потенциал – На какой вы стадии? Несомненно, у каждого человека есть определенный потенциал. Однако полезно знать на какой стадии развития он находится. Для того чтобы удвоить свои усилия, либо не требовать от себя невозможного. Предлагаем Вашему вниманию быстрый визуальный тест, который определить стадию состояния Вашего потенциала.
Посмотрите на иллюстрацию. Выберите символ роста и развития – дерево. Прочитайте значение Вашего выбора.

Читайте также:  Тест постоянный ток 10 класс testedu

Тест на ваш потенциал - на какой вы стадии https://gornnisa.ru/

Тест на ваш потенциал – На какой вы стадии? Результаты теста

Дерево 1

Тест на ваш потенциал - на какой вы стадии https://gornnisa.ru/ Дерево 1

У Вас период повышенной активности. Вы действуете во многих направлениях. Для того что Ваш потенциал стал выше необходимо сосредоточится на одной цели. Либо действовать последовательно и организованно.

Дерево 2

Тест на ваш потенциал - на какой вы стадии https://gornnisa.ru/ Дерево 2

У Вас период паузы в Вашей жизни. Возможно Вы обдумываете новые, удачные направления. Ваша стадия развития потенциала достаточно высока сейчас.

Дерево 3

Тест на ваш потенциал - на какой вы стадии https://gornnisa.ru/ Дерево 3

Ваш потенциал на высоком уровне. Вы все делаете правильно, последовательно, организованно. За этот период времени Вы можете значительно повысить Ваш социальный статус.

Дерево 4

Дерево 4

Вероятно, Вы выбрали не тот путь. Вы действуете сейчас в совершенно незнаком области. Методы решения проблем не свойственны Вашей натуре. У Вас низкий потенциал в этой сфере деятельности.

Дерево 5

Дерево 5

У Вас высокий потенциал. Вы продолжаете развиваться во многих направлениях. При большом желании Вы способны добиться успеха практически во всех существующих областях деятельности.

Дерево 6

Дерево 6

Вероятно, Вы на стадии восстановления своих энергий и своего потенциала. Несомненно, Вам удастся набраться сил, если Вы не станете прерывать этот процесс.

Успехов Вам в Вашей деловой сфере деятельности!

Возможно Вам будет интересно
Тест - что привлекло ваше внимание - этот объект покажет ваши приобретенные способности
Тест – что привлекло ваше внимание – этот объект покажет ваши приобретенные способности

Благодарим за внимание.
Не ждите, когда Вам покажут (или не покажут) интересные Вам материалы, подпишитесь на бесплатную рассылку. Получайте то, что Вам нужно на своей почте. Читайте и смотрите в удобное для Вас время.
Оставайтесь с нами.

Источник

Коллектив авторов Личностный потенциал. Структура и диагностика

А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева, А.И. Гусев, О.Е. Дергачева, Г.В. Иванченко, Е.Р. Калитеевская, М.В. Курганская, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, О.В. Митина, Е.Н. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам, С.А. Шапкин

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала»

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-06-16004д

© Коллектив авторов, 2011

© Издательство «Смысл», 2011, оформление

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение: личностный потенциал как объект изучения
Д.А. Леонтьев

Современная психология личности представляет собой весьма эклектичную область, специфическое предметное содержание и границы которой весьма нечетко определены. Если открыть практически любой из учебников под названием «Психология личности», «Теории личности» или «Развитие личности», мы найдем там все что угодно – от конституции до смысла жизни. Именно отсутствие четкого представления о специфическом содержании личности, помимо психических процессов, состояний и других составных частей предмета психологии, и является, на мой взгляд, основной помехой для развития этой области научного знания, которое движется сейчас очень быстрыми темпами, но направление этого движения не совсем понятно.

Ряд авторов в разное время и в достаточно разных контекстах пытались вычленить специфическое содержание личности. Можно сослаться на идею А.Н. Леонтьева (1983) о личности как особом измерении, несводимом к тому, в котором ведется изучение психических процессов, на идею В. Франкла (1990) о ноэтическом, духовном измерении, которое надстраивается над измерением собственно психологическим, идею Б.С. Братуся (1988) о разведении личности в узком смысле слова, характеризующейся особым содержанием, и личности в широком смысле слова. Во всех этих случаях под специфическим содержанием личности подразумевалось ее смысловое измерение (смысловая ткань, внутренний мир), что нашло отражение в перекликающихся между собой вариантах понимания структуры личности ( Асмолов, 1990; Братусь, 1988; Леонтьев Д.А., 1993), которые достаточно близки: во всех трех моделях вычленяется смысловая сфера личности как специфическая ее ткань.

Однако это не позволяет еще говорить об имманентной динамике собственно личностного измерения: о личностном развитии – в отличие от развития личности, о личностном здоровье – в отличие от здоровья личности (понятия зрелости, развития и здоровья описывают с разных сторон фактически одно и то же). Личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. Есть немало данных о том, что познавательная сфера, интеллект, нравственные ориентации, смысловая сфера и т. д. различаются у людей незрелых и зрелых, личностно здоровых и нездоровых, несформировавшихся как личность и сформировавшихся, но эти глубокие отличия не первичны. Их нельзя использовать в качестве объяснения того, почему этот человек такой, а не иной.

Для обозначения этого базового измерения – собственно личностного в личности – я считаю целесообразным ввести рабочее понятие «личностный потенциал» (ЛП), который прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной и содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом. Уже повседневный опыт дает нам интуитивное представление о подобной базовой индивидуальной характеристике, стержне личности. Среди людей, признанных неоспоримыми гениями, мы можем встретить натуры чувствительные, ранимые, болезненные, как, например, Ван Гог, Достоевский, Кафка и Мандельштам. Но среди них же мы видим и людей, которые хорошо владели собой и продуктивно и творчески строили свою жизнь – хотя порой и в крайне неблагоприятных условиях – например, Микеланджело, Пикассо, Бернард Шоу или Солженицын; им свойственна способность уверенно структурировать не только культурный, эстетический материал, но и материал собственной жизни.

Феноменологию, отражающую эффекты выраженности ЛП или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, резилентность и некоторые другие. Лучше всего, пожалуй, ему соответствует понятие «жизнестойкость» (hardiness), введенное С. Мадди ( Maddi, 1998) в качестве операционального аналога «отваге быть» по П. Тиллиху (1995). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, – установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений. Разработав тест жизнестойкости и проведя с его помощью большое количество исследований, Мадди подтвердил, что жизнестойкость является той базовой характеристикой личности, которая опосредует воздействие на сознание и поведение человека всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем до социальных условий (подробнее см. настоящее издание, с. 178–209).

Вместе с тем все упомянутые понятия, хоть и имеют самое прямое отношение к ЛП, однако описывают лишь отдельные его грани. Когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования. Например, В.А. Иванников (1991) убедительно показал, что воля обнаруживает себя не столько как сила, сколько как техника саморегуляции через опосредствование мотивации. Путь к решению проблемы личностного потенциала, по моему глубокому убеждению, лежит через смычку, с одной стороны, экзистенциальной психологии, которая на сегодняшний день уделяет наибольшее внимание феноменологии личностного потенциала и попыткам его концептуализировать, и, с другой стороны, культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Основной вклад Выготского в психологию личности заключается в четком и развернутом формулировании идеи о том, что сущностной психологической характеристикой личности является овладение собственным поведением через его опосредствование ( Выготский, 1983). Хотя Выготский не оставил теории личности, то, что он говорил про личность, позволяет рассматривать личность как наиболее интегральную высшую психическую функцию (см. Леонтьев Д.А., 2001), а основной характеристикой высших психических функций является, как известно, произвольность.

Личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности – как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные, предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры. В. Франкл (1990) подробно описывал такое проявление человеческой свободы, как свободу по отношению к собственным потребностям и к собственной телесности. Это замечательно было выражено еще Гегелем (1971, с. 26): «Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это». В этой фразе заключена квинтэссенция психологии личности, содержащая две истины: (1) обстоятельства и мотивы могут господствовать над человеком, и (2) обстоятельства и мотивы могут не господствовать над человеком, если он им этого не позволит. Другими словами, существуют разные формы и механизмы регуляции и детерминации человеческого поведения, которые могут «включаться» и «выключаться», в том числе механизмы самодетерминации. Самодетерминация лежит в основе таких проявлений личности, которые, как писал М.К. Мамардашвили (1990), находятся по перпендикуляру к повседневному потоку жизни. Залог возможности самодетерминации – способность человека, как в когнитивном плане (плане сознания и картины мира), так и в плане чисто практическом, отстраниться от потока жизни, в котором он плывет. Существует система постоянно действующих на каждого из нас факторов, и мы имеем возможность «плыть» в ее рамках, адаптируясь к ней, но имеем также возможность эту систему трансцендировать, включив механизмы самодетерминации. В этом трансцендентном отношении к потоку жизни прежде всего и проявляется личностная зрелость как выражение личностного потенциала. Как хорошо выразилась одна клиентка, пришедшая к психологу, «вопрос в том – я живу или жизнь меня живет?» (И.К. Подчуфарова, личное сообщение).

Читайте также:  Впч тест расширенный с определением количества и типа вируса комп

Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя. Сошлюсь на общую антропологическую модель Э. Фромма (1995), которая представляется мне весьма точным и полным образом человека. Фромм констатирует фундаментальную двойственность человека. С одной стороны, человек вышел из мира природы и его тянет по начертанному ею пути наименьшего сопротивления. Это путь возвращения в лоно матери-природы, путь слияния с родом, кланом и т. д., путь отказа от самостоятельности, от собственного принятия решения, в конечном счете – путь отказа от сознания и бегства от свободы. Но поскольку человек не может вернуться в это лоно, поскольку из рая он изгнан, он должен искать свой, уже человеческий путь, в чем ему никто не может помочь; он должен идти по границе двух миров, природного и человеческого, и создавать основания для своей жизни, поскольку он лишен тех оснований, которые есть у всех прочих живых существ. Собственно говоря, в том, в какой мере человек самоопределяется по отношению к этой дихотомии, также находит свое проявление личностное в личности, личностный потенциал. По сути, личностный потенциал отражает, в какой степени данный индивид произошел от обезьяны, ведь одна из самых больших иллюзий – считать, что мы уже от обезьяны произошли. Каждый человек на протяжении всей своей жизни продолжает решать эту задачу, и результатом разнообразия ответов на этот эволюционный вызов является очень большой спектр индивидуальных вариаций степени человечности. К сожалению, этот образ не такой уж метафорический, каким он кажется на первый взгляд (см. подробнее Леонтьев Д.А., 2009).

Еще правильнее будет говорить о преодолении личностью прижизненно складывающейся структурой индивидуальности (тем, что задано «внешними» и «внутренними» условиями развития). «Личность – это не природный объект, это то, что человек в процессе индивидуального развития сам из себя делает. Личность – это глобальная высшая психическая функция прогрессивного овладения собственным поведением и внесения новых высших закономерностей в процессы взаимодействия с миром и саморазвития на основе социального опыта, вычерпываемого из мира, и биологической основы, с которой мы в этот мир приходим» ( Леонтьев Д.А., 2006, с. 146).

Личностный потенциал – это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации.

Понятие ЛП содержательно раскрывает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире» ( Асмолов, 1990). Оно идет на смену понятию адаптации, подразумевая сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью – не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью как во многих областях профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

В последнее время для понимания этого аспекта личности часто используются понятия субъекта и субъектности и англоязычный аналог последнего – понятие «agency» (Р. Харре, Дж. Ричлак, А. Бандура и др.; см. об этом подробнее Леонтьев Д.А., 2010). Можно согласиться с теми взглядами, которые связывают понятие субъекта с определенными априори не гарантированными функциональными способностями реально управлять ходом своей деятельности, характеризующимися индивидуальным разбросом и динамикой становления в онтогенезе (А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.И. Моросанова, Е.А. Сергиенко и др.). Действительно, далеко не каждый из нас в каждый момент своей жизнедеятельности выступает подлинным субъектом того, что он делает; действуя на основе стимул-реактивного или другого безличного механизма, индивид не осуществляет подлинное субъект-объектное отношение.

В 2001–2002 гг. под моим руководством на факультете психологии МГУ начала складываться неформальная исследовательская группа по изучению психологии самодетерминации, включавшая в себя преимущественно студентов и аспирантов. Мы стремились нащупать новые подходы в изучении личности в отсутствие априорной исследовательской программы, методов и т. п., не порывая при этом с устоявшейся методологией и базой знаний, стараясь найти и заполнить в них белые пятна. Работой группы руководил интерес в первую очередь к тем аспектам личности, которые не изучались традиционной психологией и традиционными широко распространенными методами, прежде всего в силу отсутствия адекватных подходов и инструментов. За прошедшее время разрозненные исследования и первоначально разрозненные теоретические идеи сложились в далеко еще не законченную, но вполне целостную концепцию и исследовательскую программу. На данный момент группа выросла в межкафедральную лабораторию факультета психологии МГУ по психологическому изучению качества жизни и личностного потенциала; в русле ее исследовательской программы создана специализированная лаборатория проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГППУ и лаборатория позитивной психологии и качества жизни в Высшей школе экономики; проводятся исследования в ММА им. И.М. Сеченова, в вузах и научных центрах других городов, от Смоленска до Камчатки. В русле этой программы за последние годы было защищено несколько кандидатских диссертаций (О.Е. Дергачевой, Е.Ю. Мандриковой, Л.А. Александровой, Е.Н. Осиным), выполнено несколько серьезных исследовательских проектов, в том числе: «Структура и диагностика личностного потенциала» (Российский гуманитарный научный фонд, 2006–2008); «Индикаторы и предикторы психологического благополучия и личностного потенциала школьников в системе общего образования» (ФЦП развития образования, 2007–2009); «Личностные ресурсы совладания в условиях хронического стресса» (Российский гуманитарный научный фонд, 2009–2010).

Цель данной коллективной монографии, созданной участниками межкафедральной (а на сегодняшний день уже фактически межвузовской и межведомственной) научно-исследовательской группы по исследованию самодетерминации и личностного потенциала – современная постановка проблемы личностного потенциала и нащупывание подходов к его изучению и диагностике на новом витке развития научного знания. Она включает в себя четыре части. Первая часть носит обзорно-теоретический характер и посвящена постановке проблемы личностного потенциала, в частности, взглядам в мировой психологии, которые могут так или иначе рассматриваться как попытки решения этой проблемы в разных понятийных системах и на разной методологической основе: в терминах потенциала и возможностей, уровней развития эго, черт (сил характера и добродетелей) и, наконец, саморегуляции. Вторая часть посвящена составляющим личностного потенциала, отдельным конструктам, которые вносят осязаемый вклад в его функционирование. В их числе такие личностные характеристики, как оптимистическое мышление, жизнестойкость, витальность, личностная автономия, толерантность к неопределенности, стратегии совладания и др. Небольшая третья часть посвящена методологическим аспектам исследования личностного потенциала. Наконец, в четвертой части нашли отражение некоторые из исследований, в которых объяснительные возможности концепции личностного потенциала раскрываются на эмпирическом материале. Заключительная глава подводит предварительные итоги и намечает перспективы дальнейшей работы, которые, безусловно, намного шире того, что представлено в монографии.

Литература

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши факторы
Adblock
detector