Меню

Краткая батарея тестов физической активности интерпретация

Краткая батарея тестов физической активности интерпретация

О.В.Тиунова

( Тиунова, О.В. Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация [Текст] // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука / Под ред.докт.пед.наук., проф. А.А.Обвинцева, докт.пед.наук, проф.В.Л.Пашута, докт.пед.наук. проф. Н.В.Романенко. — В 3-х ч. — Часть 1. — СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во «Маматов», 2016. — С.263-267).

Резюме. В данной статье представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК по организации психодиагностики спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва в рамках углубленного медицинского, этапного и текущего обследования спортсменов, а также возможности использования диагностических методик в ходе индивидуальной работы со спортсменом. Особое внимание уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовки практических рекомендаций тренерскому составу и спортсменам.

Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.

В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г.
в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [1]. В ходе анкетирования членов сборных команд страны были определены наиболее важные (с точки зрения спортсменов) направления (формы) работы психолога в команде [1; 4,с.24]. Проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильных сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс», оказалось наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки.

Особое значение в этой связи приобретают вопросы рационального планирования психологического тестирования спортсменов, комплексного анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования применительно к спортивной практике.

Несмотря на то, что психодиагностические методики в нашей стране широко издаются и тиражируются, многие из них можно найти в интернете, базовым пособием для психодиагностической работы спортивного психолога до сих пор является книга «Психодиагностика в спорте» [3]. Однако ниже будут рассмотрены некоторые новые практически значимые аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), также психодиагностики, проводимой в рамках индивидуального консультирования спортсменов. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории [2, 6].

Основные положения

В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, включены 6-10 методик, которые в виде специальных бланков раздаются спортсменам для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция [5,с.15]. Практика показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в полезный «психологический тренинг». Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолог есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1 , увеличение при клике на картинку ).

Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс. Однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде остальных других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления данных психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением авторских «нормы», а также среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений.

В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления заказчику.

Блок этапного и текущего психологического тестирования был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г.Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд в 2010 году. Комплексным научным группам (КНГ) было вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов, а также регламентирована содержательная направленность такой оценки. В целом это стало важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

По новому положению психологический блок этапного комплексного обследования (ЭКО) должен включать регистрацию следующих показателей: уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля, волевой мобилизации, уровень притязаний и самооценки, потребности. Программа текущего обследования (ТО), реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени психического утомления.

Для реализации данной программы нашей Лабораторией предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования.

Любое ЭПО начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене — ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих, – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.

Мы апробировали и рекомендуем следующее содержание ЭПО :

— Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

Читайте также:  Тест шкала нервно психического напряжения

— Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,

— Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,

— Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».

При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М.Люшера и опросником «Степень хронического утомления».

Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.

Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТПО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (Таблица 3):

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

— уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

— оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

— уровень эмоционального состояния – суммарное значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

— агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

— психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

— мотивационное состояние – значение по шкале «Желание тренироваться»,

— степень психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Вводная инструкция звучит следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.

Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом.

Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды. поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? (Оцените в баллах от 1 до 10)».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее интерпретировать полученные результаты.

Осуществлять мониторинг состояния спортсменов в условиях сборов или многодневных соревнований возможно также и по более простым методикам: с использованием самооценки по шкалам «Самочувствие, Активность, Настроение», выполнением одного из вариантов теппинг-теста и др.

Как групповая, так и индивидуальная работа со спортсменом, проводимая в рамках консультирования , будет более эффективной при использовании в качестве «объективной базы» для начала работы результатов тестирования по следующим методикам: «Отношение к предстоящему соревнованию», «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Акцентуации характера», «Степень удовлетворения основных потребностей».

Опыт показывает, что в индивидуальном консультировании «необходимым и достаточным» инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния является «Восьмицветовой тест Люшера». Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста:

Заключение

Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 — 2016 гг. мы апробировали целый ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения УПО, ЭПО и ТПО, а также в ходе индивидуальной консультативной работы со спортсменами.

Особое значение имеет практически ориентированная интерпретация полученных цифр и словесных формулировок, т.е. алгоритмы и формы предоставления результатов тестирования заказчику. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики спортивного психолога, проводящего тестирование. Однако хочется надеяться, что наш опыт, представленный в этой статье, также окажется полезен.

Литература

1) Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (дата обращения: 23.06.2016)

2) Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www.self-master-lab.ru/testing/psiho.html (дата обращения: 23.06.2016)

3) Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

4) Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25

5) Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 — 32 с.

Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства — центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России», М., РКонсульт, 2006 – 32 с.

Источник



Определение уровня физического состояния индивидуума

Определение уровня физического состояния индивидуума

Актуальным аспектом современной медицины является ее профилактическая направленность, предупреждение заболеваний путем воздействия на факторы риска. Одним из ведущих факторов риска в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы, принявшим масштаб эпидемии, является гиподинамия, наблюдающаяся более чем у 1/3 мужского взрослого населения и более чем у 40% женщин в нашей стране. Поэтому рекомендации по повышению уровня двигательной активности являются официально утвержденными и обязательными для практикующего врача при лечении болезней сердечно-сосудистой системы и их профилактике.

Определение двигательного режима — врачебное назначение, должно проводиться индивидуально с учетом уровня физического состояния (УФС) пациента, так как назначение неадекватной физической нагрузки может отрицательно сказаться на его здоровье: привести к ухудшению течения основного заболевания или к появлению симптомов перетренированности. Недостаточная же физическая активность не даст должного тренирующего, лечебного и профилактического эффекта. В связи с этим актуальным является вопрос определения УФС для обоснования и назначения оптимального двигательного режима (ОДР).

Читайте также:  Факторы риска развития преэклампсии тест

Имеется значительное количество различных методов оценки уровня физического состояния. Практика показала, что в ряде случаев при оценке уровня физического состояния одного пациента различными способами, результаты могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Это затрудняет работу врача, делает необъективными его рекомендации в отношении назначения ОДР. Особенно ярко эта тенденция прослеживается при заполнении «Врачебно-контрольной карты физкультурника и спортсмена» — УФ № 061У, в которой определен перечень обязательных исследований. Исходя из вышеизложенного была определена цель и задачи исследования.

Определить, какой из методов оценки уровня физического состояния пациента, предложенный в УФ № 061У наиболее объективно отражает состояние пациента и может быть выбран как приоритетный при рекомендации оптимального двигательного режима.

Задачи:

  • Определить уровень физического состояния в группе здоровых людей с применением различных методов оценки;
  • Определить уровень физической работоспособности индивидуумов в обследуемой группе;
  • Методом математического анализа установить сопоставимость значений УФС, найденных различными методиками;
  • Определить, какой метод оценки уровня физического состояния наиболее достоверно отражает уровень работоспособности у здоровых людей.

Материалы и методы.

Для достижения поставленной цели было обследовано 108 человек — 1-2 медицинской группы, в возрасте 22-26 лет, в том числе 36 мужчин и 72 женщины, что составило соответственно 33,3% и 66,7%. Исследования проводились с сентября по май в первую половину дня с 9.00 до 12.00 часов. У обследуемых проводился сбор медицинского и спортивного анамнеза, стоматоскопическое и физикальное исследование, определение уровня физического состояния, проведение функционального тестирования. Полученные результаты обрабатывались с применением компьютерных программ Excel, Statistica. Определение достоверности (р) различий абсолютных показателей, результатов корреляционного анализа проводилось при помощи критерия Стьюдента (t), относительных — по критерию Фишера (F).

Определение уровня физического состояния проводилось следующими способами:

1. Определение уровня физического состояния по Е.А. Пироговой:

ЧСС — частота сердечных сокращений, уд. в. мин. в покое;
АД ср. — артериальное давление среднее в покое, мм рт. ст. Находится по формуле:


АДд
— артериальное давление диастолическое, мм рт. ст.;
АДс — артериальное давление систолическое, мм рт. ст.;
В — возраст в годах;
МТ — масса тела, кг;
Рост — рост, см;

Полученное цифровое значение оценивается по таблице с градацией на 5 уровней: 0,255-0,375 — «низкий», 0,255-0,375 — «ниже среднего», 0,376-0,525 — «средний», 0,526-0,675 — «выше среднего», 0,826 и более — «высокий».

2. Оценка уровня физического (соматического) здоровья по Г.Л. Апанасенко:

Проводится комплексная оценка уровня физического здоровья по специальным таблицам с подсчетом общего количества баллов. Принимаются во внимание масса тела, рост, жизненная емкость легких, результаты динамометрии, ЧСС покоя, АДс, время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, (в сек).

Полученное цифровое значение оценивается по таблице с градацией на 5 уровней: ≤ 4 — «низкий», 5-9 — «ниже среднего», 10-13 — «средний», 14-16 — «выше среднего», 17-21 — «высокий».

3. Оценка уровня физического состояния по С.А. Душанину с соавт.:

Проводится комплексная оценка уровня физического состояния с помощью специального опросника со специальной системой подсчета баллов. Принимаются во внимание возраст, вес, уровень артериального давления и ЧСС в покое, восстановление пульса после 20 приседаний за 40 сек, употребление алкоголя и курение, количество регулярных аэробных тренировок в неделю.

Полученное цифровое значение оценивается с градацией на 6 уровней: менее 20 баллов — «очень плохое», 20-50 балов — «плохое», 51-105 баллов — «неудовлетворительное», 106-160 баллов — «удовлетворительное», 161 — 300 баллов — «хорошее», более 300 баллов — «очень хорошее».

4. Определение физической работоспособности проводилось при помощи пробы Руффье:

(30 приседаний в течение 45 с) с расчетом индекса Руффье — Диксона (ИРД, усл. ед.) по формуле:

Уровень физической работоспособности по ИРД оценивается как: «хороший» от 0 до 2,9 усл.ед.; «средний» от 3,0 до 5,9 усл. ед.; «удовлетворительный» от 6,0 до 8,0 усл.ед.; «плохой» — выше 8 усл. ед.

Гипотеза исследования.

Как видно из представленных формул, определение уровня физического состояния в основном базируется на математических расчетах, где в качестве исходных значений используются морфометрические показатели и физиологические параметры, измеренные в состоянии покоя. В ряде случаев во внимание принимается восстанавливаемость пульса после незначительной физической нагрузки (20 приседаний), а в методе С.А. Душанина с соавт. оценивается так же спортивный анамнез — наличие регулярных аэробных нагрузок. В то же время известно, что ведущим показателем функционального состояния организма и объективным критерием здоровья является уровень общей физической работоспособности (ФР).

Физическая работоспособность — понятие комплексное. Складывается из многих факторов: телосложения, антропометрических показателей, мощности, емкости и эффективности механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем, силы и выносливости мышц, нервно-мышечной координации, состояния опорно-двигательного аппарата, состояния эндокринной системы, психического статуса, мотивации и др. и определяется путем функционального тестирования.

Было выдвинуто предположение, что за наиболее объективный метод определения уровня физического состояния должен быть принят тот, результаты которого в цифровом выражении наиболее значимо коррелируют с результатами определения уровня физической работоспособности.

Результаты определения уровня физического состояния по различным методикам представлены в табл. 1.

Определение уровня физического состояния индивидуума

Примечание: н — низкий, н. ср. — ниже среднего, ср — средний, в ср — выше среднего, в — высокий уровень; оч пл — очень плохое, пл -плохое, неуд — неудовлетворительное, уд — удовлетворительное, хор — хорошее, оч хор — очень хорошее состояние.

Проведенный корреляционный анализ подтвердил отсутствие значимых корреляционных связей между числовыми значениями результатов определения УФС по различным методикам, кроме наличия корреляции между УФС по Апанасенко и Душанину в группе некурящих без разделения на половые подгруппы, r = 0,45, р Здоровый интерес

    Можно ли излечить грыжу позвоночника без операции?
    Можно ли излечить грыжу позвоночника без операции?

Источник

Тредмил-тест: проверка сердца под нагрузкой

Тредмил-тест – это стресс-тест, позволяющий определить как реагирует сердце человека на физическую активность. По своей сути тредмил-тест представляет собой электрокардиографическое
исследование, которое выполняется во время физической нагрузки. Для создания физической нагрузки используется специальная беговая дорожка – тредмил (отсюда и название теста).

Как проводится тредмил-тест

Пациенту предлагается идти по бегущей дорожке, при этом меняются
параметры её движения: каждые три минуты скорость движения и наклон дорожки увеличиваются.

Проводит исследование врач функциональной диагностики. Фиксируются следующие данные: ЭКГ, АД (артериальное давление), пульсоксиметрия (насыщение крови кислородом), ЧСС (частота сердечных
сокращений). Эти данные снимаются до проведения теста, во время нахождения на тредмиле и по окончании физической нагрузки.

Результаты тредмил-теста позволяют определить степень переносимости физических нагрузок, а также порог, при достижении которого начинают явно проявляться признаки заболевания.

Очень важно, что специалист ведет профессиональное наблюдение с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, что гарантированно предохранит Вас от возможных осложнений.

Подготовка к тредмил-тесту

Перед проведением тредмил-теста Вам потребуется:

получить консультацию терапевта (врача общей практики) или кардиолога;

Последняя трапеза должна быть не позднее, чем за 4 часа до проведения пробы. За сутки до тредмил-теста необходимо отменить препараты – бетта-блокаторы и нитраты.

Для прохождения теста Вам потребуются хлопковые носки и удобная одежда, которая не стеснит Ваши движения.

Показания для тредмил-теста

Тредмил-тест проводится в следующих случаях:

в целях определения толерантности к физической нагрузке (т.е. устойчивости к нагрузкам, выносливости);

при оценке профессиональной пригодности (для работы в экстремальных условиях или в условиях повышенной физической нагрузки);

пациентам с артериальной гипертензией (резкое повышение артериального давления свидетельствует о принадлежности к группе риска гипертонической болезни);

в целях выявления и идентификации нарушений ритма сердца;

пациентам с гиперхолестеринемией (повышенным содержанием холестерина в крови) для выявления «скрытой» недостаточности кровоснабжения сердца;

для выявления «скрытых» («немых») эпизодов недостаточности кровоснабжения миокарда (диагностика ИБС и других заболеваний сердца);

пациентам с диагнозом ишемическая болезнь сердца (ИБС) в целях определения индивидуальной толерантности (переносимости) физической нагрузки (определение функционального класса (ФК) стенокардии);

в целях подбора и оценки эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий у больных ИБС, в том числе после перенесенного инфаркта миокарда;

в рамках экспертизы трудоспособности пациентов с сердечно- сосудистыми заболеваниями.

Противопоказания к тредмил-тесту

Противопоказаниями для проведения тредмил-теста являются:

острый инфаркт миокарда (тредмил-тест не проводится в течение первых 2-5 дней);

наличие неконтролируемых нарушений ритма, сопровождающихся субъективными симптомами и вызывающих гемодинамические нарушения;

Источник

Батарея тестов для повышения физических качеств у учеников 9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Батарея тестов для повышения физических качеств у учеников 9 классов»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Тольяттинский социально – педагогический колледж»

Тестирование физических качеств на уроках физической культуры

У учащихся 9 классов

а) батарея тестов

б) нормативные требования

Батарея тестов

для определения уровня развития физических качеств

учащихся 9 классов

Тесты для измерения силовых способностей

2) Отжимания на параллельных брусьях.

При помощи этого теста можно оценить уровень развития силы мышц-разгибателей локтя, сгибателей плеча и депрессоров плечевого пояса. Тест могут выполнять одновременно два учащихся (на разных концах брусьев), что дает преподавателю возможность протестировать 60 учащихся в течение 40 мин.

Процедура тестирования. Испытуемый становится лицом к концам брусьев (необходимо подобрать и установить удобную высоту и расстояние между ними), подпрыгивает и принимает положение в упоре, после чего сгибает локти под углом 90° или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения в упоре. Правильно выполненное отжимание составляет 1 балл, неправильное — 0,5 балла.

3) Отжимание от пола.

Упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки. Существует несколько модификаций этого упражнения. Приведем две наиболее распространенные: отжимания от скамьи высотой 20 см ; отжимания от пола с согнутыми коленями (выполняются так же, как отжимания от пола, но с упором на согнутые колени).

4) Поднимание туловища из положения лежа.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.

Нормативы 9 класса по физической культуре

Источник