Какие причины бытия вещей выделяет аристотель тест

О первых причинах бытия по Аристотелю

Виталий Шолохов Как записано в Википедии, “Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьезное влияние на последующее развитие человеческой мысли”. “Первая философия” /метафизика Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия, которое имеет четыре начала — материю, форму, действующую причину и цель. Общество людей рассматривается нами с позиции этой же модели, однако, эквивалентное преобразование размерности функции энтропии ансамбля приводит к выводу о действии в обществе шести размерных переменных, которые интерпретируются как основные начала в системе взаимодействия человека с неорганическим миром. Эти категории можно рассматривать как размерные переменные функции энтропии стохастического квантового ансамбля — модели “неорганического мира” (Аристотель). Это предложение основано на предположении, что основные начала входят в любой уровень иерархической модели бытия по С.Н.Гринченко.
С.Н.Гринченко вводит понятие “целевой подход” в отличие от “системного подхода”. Однако мы полагаем, что различие исчезает, если в качестве модели взять организм / организацию. “Целевому подходу” присущи два свойства: “целеполагания” и “операционности”. Организму или организации также присущи эти свойства. Однако, успешность применения “целевого подхода” к объяснению жизнедеятельности организма упирается в факт такой большой сложности организма, что на каждую цель приходятся десятки или сотни систем управления. Эксперименты с одновременной работой многих систем управления на одну цель показывают, что с увеличением числа систем управления увеличивается либо скорость поиска цели, либо точность достижения цели. Использование этого свойства многоканальных систем управления, возможно, лежит в основе удивительного свойства живого своевременно и адекватно реагировать на изменения на уровне молекул. Этот результат может быть положен в основу формулирования исследовательских задач как проверка качества функционирования биологических объектов в зависимости от их “массы”.
Известно, что Аристотель определяет сущее как имеющее “четыре главных рода”, или причины. Это материя, форма, начало движения и цель. Так как материя /масса/, форма /пространство/ и начало движения /время/ есть фундаментальные категории неживой природы, то именно категория цель определяет сущность Биокосмоса. Поэтому С.Н.Гринченко рассмотрел “Целевой подход при моделировании системы мироздания”.
Диалектика рассматривает пары противоположных категорий. Примеры применения диалектической логики показывают сложность такого анализа. А рассмотрение триединых ситуаций проводится редко из-за чрезвычайного усложнения проблемного поля при учете первого и второго рангов рефлексии. Например, Питирим Сорокин анализирует биосоциокультурную реальность в трех измерениях – Sensate, Integral, Ideational (Khroutski, Konstantin S, 2011). В приведенном примере триединый подход можно интерпретировать с позиции модели организации так, что считать Sensate «входом-выходом» модели, Integral функциональным блоком, а Ideational – логическим блоком модели организации. Модель организации дает возможность исследователю применить конкретный пооперационный анализ биосоциокультурной реальности. Таким образом, сама физическая реальность предопределяет как наиболее оптимальный именно триединый подход к исследованию любых реальных объектов, которые имеют цель.
В концепции С.Н.Гринченко триединство предстает в виде системы Природа, Человек, Общество. Выбор такой триединой реальности предопределяется инструментальным (многоуровневая система оптимизации) материализмом С.Н.Гринченко. Кажущееся различие в выборе трех подсистем оказывается следствием существования нескольких в равной степени эффективных методологических точек зрения. Так как сущность бытия едина, то изучение ее с различных точек зрения дает возможность получить прорывные результаты, оказывающие в дальнейшем положительное влияние на другие веерные направления научных исследований.
Когда мы сравниваем время Аристотеля и наше время, то, прежде всего, отмечаем различие в объемах познанного. В его время познающей единицей был человек. В наше время познание имеет общественный характер. За прошедший со времен Аристотеля период времени произошло развитие памяти, она стала общественной. Кроме того, наука открыла массу природных закономерностей благодаря ее экспериментальному подходу к познанию мира. В конечном итоге, человечество получило вычислительную технику и всемирную сеть связи, что дало возможность анализировать те же вопросы, которые ставил Аристотель и другие мыслители его времени, но, так сказать, мощностью не в одну человеческую голову, а значительно более мощным общественным сознанием. Современные достижения человечества подобны микроскопу с большой разрешающей способностью. Как и микроскоп, современность позволяет уточнить детали, расщепить то, что казалось единым. Но при этом, мы остаемся в рамках первоначально сформулированных и решенных проблем. Выявление структуры сущего, которое было сделано Аристотелем, потрясает нас своим совершенством именно потому, что это решение очень правдоподобно. Возможны варианты, связанные с интерпретацией его первичных категорий сущего, но в целом, трудно что-то изменить в его системе. В то же время, именно факт наличия разночтений категорий свидетельствует о том, что должно иметь место «расщепление» исходных категорий и, прежде всего, категории «материя». Современная физика уже выполнила такую работу, и мы можем воспользоваться ее результатами. Однако предварительно необходимо провести ревизию теории познания.
Когда мы говорим, что «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях» (Энгельс), мы имеем в виду отдельного человека. Для общества в целом эта формулировка сохраняет свою правильность, но «общественное ощущение» отличается от ощущений отдельного человека. Более того, можно утверждать, что мозг человека выполняет работу познания таким же образом, как и «мозг» человечества, но как нечто целое. «Мозг» же человечества выполняет работу познания в виде суммы отдельных операций, выполнение которых разделяется между многими представителями человечества. В правильно и хорошо организованном общественном познании процесс познания идет «от абстрактного к конкретному» (К.Маркс) . Это восхождение совершается благодаря разрешению последовательности диалектических противоречий. Соблюдение этой последовательности есть суть диалектической логики Гегеля. Результатом каждого шага восхождения оказывается некоторая (теоретическая) реальность, суть которой также определяется другими парами диалектических противоречий.
Это свойство познания прекрасно понимал Аристотель, который использовал ряд диалектических противоречий для того, чтобы дать определения ряду понятий. Например, “Добродетель – представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком”, или “Мужество – это середина между безрассудной отвагой и трусостью” (Метафизика). Эти примеры показывают, что «точное» определение понятий невозможно, а возможно только «расщепление» на несколько близких между собой понятий в зависимости от вариации меры/точности измерения. Между “необходимостью и случайностью” располагается понятие “материя”. В зависимости от доли “случайности” получаются ее разные виды: атомы, поля, физический вакуум, темная материя, что-то совершенно случайное в образе Абсолюта и Бога. Некоторые виды пока не исследованы или даже не имеют названий (Гринченко). Напрашивается использование тройки категорий: “возможность – действительность – материя”. Такое расширение допустимо, так как каждой паре диалектических противоречий соответствует «окружающая среда» в виде следующей пары диалектических противоречий по Гегелю. А у последней пары “окружающей средой” оказывается “объективная реальность”. В теории систем существует принцип «определяющего влияния внешней среды /окружающей среды». Если познание человечества не в силах сегодня охватить все, что есть в Природе, то это значит, что наша “действительность” еще не полна. У нас есть перспектива бесконечного познания.
“Целью” Природы оказывается создание таких биообъектов, которые имеют максимальную выживаемость в той “окружающей среде”, где они “живут”. Одно из возможных направлений появления сложных биообъектов связано с реализацией функции “познания” “окружающей среды”. Как было сказано выше, такой аппарат познания реализуется через возникновение системы, обеспечивающей диалектическое восхождение от абстрактного к конкретному. Для стабильности “работы”/жизни биообъектов нужен такой компонент “окружающей среды” как постоянная температура. Энергия как таковая также требуется, но поступление энергии не реализуется по типу механической передачи тепла или соударение холодных частей системы с более теплыми. Энергия снабжается химическими процессами, которые встроены в биообъект. В этой связи, можно отметить, что Аристотелевская причина “источник движения” (действующая причина) не обозначается им категорией “энергия”. И вообще, действующая причина не определяется какой-нибудь размерной переменной. В нашей интерпретации действующая причина имеет размерность “время”. Однако, после разделения наших 6 категорий/переменных на две группы “энергия” /вместе с массой и временем/ вошла в ту группу, которая содержит первые причины для Первой Природы. Вторая или Биологическая Природа “получила” переменные: масса, инфраструктура и цель. Очевидна необходимость массового обмена биообъектов с “окружающей средой”. “Цель” присуща биообъектам во всех видах. Цель является первой причиной и принципом существования живого. Первой причиной и принципом живого оказывается также инфраструктура. Организм есть именно единая инфраструктура замкнутый процессов обращения атомов и информации. Эта структура частично открыта для “окружающей среды” для обеспечения существования материальными и информационными потоками. В результате, “окружающая среда” оказывается адекватной Первой Природе, которая имеет движущими причинами материю в виде атомов и их конгломератов, энергию и время, которое в каждый текущий момент обеспечивает бесконечное разнообразие бытия.
Итак, движущими причинами и принципами жизни биообъектов оказываются материя в виде атомов /с размерность масса/; структура в виде системы с N степенями свободы (с размерностью N координат); и цель в виде специального органа, который решает задачу получения самой конкретной информации, необходимой для ориентации в “окружающей среде” и обеспечения наибольшей надежности существования организма (размерность информация/изменение энтропии). Полученный /логический/ результат подтверждает правильность идеи, что человечество силой научных достижений получило возможность “расщепить” категории Аристотеля, по крайней мере, на те, которые связаны с Первой Природой /физикой и Второй Природой /биологией. Конкретизация коснулась категории “действующая причина”. Это – либо “время”, либо “энергия”. Форма выступила в двух разновидностях: либо механическая форма физического 3-мерного пространства, либо структура с N степенями свободы, которую логично назвать “инфраструктурой” в связи с необходимостью биообъекта иметь обмен веществом и информацией с “окружающей средой”.
Категории Аристотеля и другие его научные выводы обладают высокой объяснительной силой в отношении реальности, хотя они соответствуют уровню развития человечества и науки в период его жизни. Все результаты исследований Аристотеля создают прочный фундамент материалистическому мировоззрению, дают метод материалистическому познанию Природы и обосновывают этические нормы /идеологию поведения людей.

Читайте также:  Когда я буду беременна тест

Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы).- М.:ИПИРАН, 2007.- 456 с.
Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., 1, т.23, С.213-214.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2, 2-е изд., М., 1955-1974, Т.46, ч.1, С.476.
Хрутский Константин. Konstantin S.Khroutski “All-Embrancing (Triune) Medicine of the Individual’s Health”: A Biocosmological Perspective”. Journal of Futures Studies, June 2010, 14(4): 65-84. http://www.jfs.tku.edu.tw/sarticles.html
03/04/11

© Copyright: Шолохов Виталий, 2011
Свидетельство о публикации №111042500521

Источник

Четыре причины бытия: как устроен мир в понимании Аристотеля — Блог Викиум

Классическая философия в наше время может быть нескучной, она способна раскрывать актуальные темы. В данной статье мы рассмотрим учение Аристотеля о том, что такое бытие, форма вещи, и как идея философа соотносится с нашими соображениями, а также раскроем четыре основных причины, почему происходят изменения в нашем мире.

Что такое 4 причины бытия?

4 причины – это данные Аристотелем 4 ответа на 4 вопроса, которые требуется задать в отношении изменений, известных нам за счет общего опыта. Они являются вопросами и ответами разума.

Вопрос №1

Первый вопрос: из чего нужно изготовить что-то? Сапожник скажет – кожа, ювелир – золото, оружейник – металл и дерево. В любой ситуации разновидность материала имеет материальную причину изготовления. Материал – это первопричина, без которой невозможно начать производство какого-либо продукта.

Вопрос №2

Второй вопрос был задан в следующей формулировке: кто это сделал? Изначально может показаться, что это один из самых простых вопросов, если вся суть заключается во взаимодействии с продуктами, являющимися результатом человеческого труда. Но не все так однозначно, когда встает вопрос о естественных изменениях. В ситуации с продуктами – результатами человеческой работы – первый ответ содержит в себе и второй вопрос: сапожник занимается производством обуви, ювелир – колец и браслетов, оружейник – оружия. В этой ситуации создатель – это действующая причина производственного процесса.

Вопрос №3

Следующий вопрос: что в результате удалось произвести? Сперва ответ кажется очевидным, но Аристотель третий ответ именует как формальную причину изменения или производства. К примеру, кожа до производства обуви не была обувью перед тем, как мастер взялся за дело. Обувь появилась только за счет его усердного труда, трансформирующего ее из бесформенного полотна. По мнению философа, форма не является количеством, качеством, а представляет то, что образует суть вещи. Без формы вещь не существует, именно она воплощает суть ее бытия.

Вопрос №4

Последний вопрос выглядит так: для чего все это делается? Какого предназначение данной вещи? С какой целью ее сделал производитель, и какая у нее итоговая польза? В данном случае ответ найти легко. Всем нам известны функции и предназначение украшений, обуви, оружия.

Представленный последний фактор в производственном процессе философ называет конечным результатом или итоговой причиной, поскольку именно это и есть цель. Если мы чем-то занимаемся, то только в последнюю очередь достигаем цели. Нам нужно завершить работу перед тем, как использовать ее результат для конкретной цели.

4 причины бытия являются обязательными и незаменимыми факторами на производстве чего-либо. При этом каждый по отдельности не считается достаточным. Все 4 причины должны находиться вместе, а их взаимодействие происходит определенным способом.

Человеку необходим материал, и он должен уметь с ним работать, чтобы сделать из него что-то полезное. Иными словами, у человека обязательно должна быть причина для изготовления продукта, в противном случае ему не нужно тратить на это силы.

Причина необходима для совершения любых действий. Например, желание развиваться и понимание того, что это необходимо для достижений и успехов, становятся отличными причинами для регулярного применения тренажеров Викиум, которые способствуют развитию мышления и когнитивных функций мозга.

Источник

Какие причины бытия вещей выделяет аристотель тест

Философия Аристотеля. Учение о первопричинах.
Аристотель (384 — 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.
При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях.
Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос, что есть вещь, и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими.
В отличие от Платона, Аристотель – мыслитель, который стал выделять в бытии (сущем) различные его уровни:

  • Чувственный мир Аристотеля является вполне реальным.
  • Сверхчувственный мир

Важную роль в учении Аристотеля играло понятие материи. Если Платон считал, что материя бесформенна, то Аристотель соотносит материю с формой. Например, медный шар может быть рассмотрен со стороны материи и формы. Материей для него является медь, а формой – шарообразность. Если рассматривать живое существо, то материей является его телесный состав, а формой – душа. При этом материя рассматривается как пассивное начало, а форма как активное начало.
Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы.Однако существуют высшие сущности, которые лишены материи, и обладают только формой. Эта лишенная материи чистая форма – Нус (Нус – от греч. ум, мысль, разум).
Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:
1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть.
3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей.
4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия.
Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек.

  • Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ.
  • Животн – те же функ- плюс ощущение и желание.
  • Разумн – теже плюс рассужд и мышл. Разумной душой обладает лишь человек. Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни.

Источник

Какие причины бытия вещей выделяет аристотель тест

11. Учение Аристотеля о сущности и четырех причинах сущего.

Читайте также:  Что такое выставка тест

Аристотель (384 до н. э. — 322), древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, ученик Платона.

Существуют три вида умозрительного знания: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Предмет математики — сущее, которое не способно двигаться. Определения математики предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: «наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе».

Единичное бытие — синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма — осу­ществление этой возможности, акт. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Выходит, что форма – это сущность и отдель­ного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель. Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных. Материя — это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности. Состоит материя из элементов — предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность противоречащего их круговому движению отсутствует, а значит, они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой.

Природа — то, из чего и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности. Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют «противоположение». Началами для цвета будут соответственно поверхность, белое и черное, для дня и ночи — воздух, свет и тьма.

Основное начало для вечных сущностей — деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. «Бог есть вечное, наилучшее живое существо».

Он перенес акцент с идеи на форму. Форма есть глав­ная причина бытия. Всего причин четыре:

· формальная – сущ­ность вещи;

· материальная – субстрат вещи;

· действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения;

· целе­вая – во имя чего совершается действие .

Формальная причина. Форма — суть бытия в основном смысле. Материя у Аристотеля пассивна. Активна форма, она же сущность. Правда, они не сотворены богом. Аристотель говорит, что «форму никто не создает и не производит». Но все же они существуют сами по себе и, будучи внесенными в материю, как бы творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. Поэтому каждая чувственная сущность или отдельное есть нечто составное: она слагается из активной формы и пассивной материи — воспреемницы формы. Здесь Аристотель приближается к своему учителю Платону.

Материальная причина. И «форма», «материя» — латинские слова, не известные Аристотелю. Он употреблял здесь греческое слово «хюлэ», означавшее: строевой лес; необработанный материал. Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя — бесформенное и неопределенное вещество. Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле — это «то, из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает». Такая материя включает в себя и «первую материю», из которой состоят и возникают вещи. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя — материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни — материя лишь для каменного дома, но сами по себе камни — не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности. Такая материя имеет свою суть бытия — эта материя и определима, и познаваема. Первая же материя «сама по себе непознаваема».

Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Очень важно и то, что материя Аристотеля вечна, не уступая в этом форме. Материя и форма — два совечных начала. «Нельзя приписать возникновения,- сказано в «Метафизике»,- ни материи, ни форме». Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей.

Но хотя материя и вечна, именно она источник преходящности вещей, именно благодаря материи, стоящей на черте бытия и небытия, а может быть, и выходящей за эту черту, вещь способна быть и не быть. Кроме того, материя — источник индивидуализации вещей. Правда, этот вопрос для Аристотеля неразрешим.

Если все люди обладают одной сущностью (а согласно Аристотелю, так и есть), ибо суть бытия людей в том, что они люди, тогда все люди должны были бы обратиться в одного человека, существенная разница между ними исчезает. «И это различные вещи,- говорит он,- благодаря материи! В обоих случаях [различная], а вместе с тем — одно и то же по виду (ибо вид неделим)”. Поэтому «то, что по числу образует множество, все имеет материю»! и все «предметы различаются по материи». Именно поэтому материя составляет источник случайности в мире.

Целевая причина. «Осуществление» выражается у Аристотеля термином «энтелехия». Например, по Аристотелю, яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально. Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его представлении все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. И это тотально. «Обусловленность через цель,- подчеркивает Аристотель, — происходит не только «среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающих естественным путем» (ХI, 8, с.193). Из примера с цыпленком и яйцом видно, что Аристотель называл энтелехией осуществление целенаправленного процесса. Конечно, в то же время он не мог знать, как в действительности в яйце формируется птенец, и был вынужден рассуждать умозрительно. В результате у него получилось, что «формальный» птенец предшествует реальному птенцу, ибо «с точки зрения сущности действительность идет впереди возможности» (IХ, 8, с, 159). В определенной мере это верно, ибо развитие птенца в яйце — это реализация и развертывание генетического кода, заложенного в зародыше цыпленка. Но это, по-видимому, неверно относительно неорганической природы. Какая программа может быть у галактики? К тому же Аристотель имел в виду не столько некую программу, сколько благо. Для него цель — это стремление к своему благу. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной. Поэтому каждая потенция, стремясь к реализации, стремится тем самым не только к своему благу, но и к благу вообще. Поэтому у Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции, ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом, и находит Аристотель третью высшую причину, или третье первоначало всего сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.

Движущая причина. Четвертое и последнее первоначало Аристотель находит в движущей причине. Аристотель исходит при этом из некоей догмы, согласно которой «движущееся [вообще] должно приводиться в движение чем-нибудь», что означает отрицание спонтанности движения. Однако и эта деятельность имеет внешний источник в некоей высшей сущности, высшей форме, в некоем перводвигателе. В «Метафизике» сказано: «Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме».

Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое — как источник движения, вторая — как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия — не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале — и энтелехиальные.

Источник

Вопрос 9: Какие причины бытия выделял Аристотель?

Аристотель (384 до н. э. — 322), древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, ученик Платона.

Читайте также:  Тест какой телефон тебе подходит марка

Существуют три вида умозрительного знания: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Предмет математики — сущее, которое не способно двигаться. Определения математики предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: «наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе».

Единичное бытие — синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма — осуществление этой возможности, акт. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Выходит, что форма – это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель. Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных. Материя — это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности. Состоит материя из элементов — предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность противоречащего их круговому движению отсутствует, а значит, они лишены материи. Если в

сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой.

Природа — то, из чего и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности. Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют «противоположение». Началами для цвета будут соответственно поверхность, белое и черное, для дня и ночи — воздух, свет и тьма.

Основное начало для вечных сущностей — деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. «Бог есть вечное, наилучшее живое существо».

Он перенес акцент с идеи на форму. Форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре:

· формальная – сущность вещи;

· материальная – субстрат вещи;

· действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения;

· целевая – во имя чего совершается действие.

Формальная причина. Форма — суть бытия в основном смысле. Материя у Аристотеля пассивна. Активна форма, она же сущность. Правда, они не сотворены богом. Аристотель говорит, что «форму никто не создает и не производит». Но все же они существуют сами по себе и, будучи внесенными в материю, как бы творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. Поэтому каждая чувственная сущность или

отдельное есть нечто составное: она слагается из активной формы и пассивной материи — воспреемницы формы. Здесь Аристотель приближается к своему учителю Платону.

Материальная причина. И «форма», «материя» — латинские слова, не известные Аристотелю. Он употреблял здесь греческое слово «хюлэ», означавшее: строевой лес; необработанный материал. Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя — бесформенное и неопределенное вещество. Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле — это «то, из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает». Такая материя включает в себя и «первую материю», из которой состоят и возникают вещи. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя — материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни — материя лишь для каменного дома, но сами по себе камни — не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности. Такая материя имеет свою суть бытия — эта материя и определима, и познаваема. Первая же материя «сама по себе непознаваема».

Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Очень важно и то, что материя Аристотеля вечна, не уступая в этом форме. Материя и форма — два совечных начала. «Нельзя приписать возникновения,- сказано в «Метафизике»,- ни материи, ни форме». Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей.

Но хотя материя и вечна, именно она источник преходящности вещей, именно благодаря материи, стоящей на черте бытия и небытия, а может быть, и выходящей за эту черту, вещь способна быть и не быть. Кроме того,

материя — источник индивидуализации вещей. Правда, этот вопрос для Аристотеля неразрешим.

Если все люди обладают одной сущностью (а согласно Аристотелю, так и есть), ибо суть бытия людей в том, что они люди, тогда все люди должны были бы обратиться в одного человека, существенная разница между ними исчезает. «И это различные вещи,- говорит он,- благодаря материи! В обоих случаях [различная], а вместе с тем — одно и то же по виду (ибо вид неделим)”. Поэтому «то, что по числу образует множество, все имеет материю»! и все «предметы различаются по материи». Именно поэтому материя составляет источник случайности в мире.

Целевая причина. «Осуществление» выражается у Аристотеля термином «энтелехия». Например, по Аристотелю, яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально. Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его представлении все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. И это тотально. «Обусловленность через цель,- подчеркивает Аристотель, — происходит не только «среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающих естественным путем» (ХI, 8, с.193). Из примера с цыпленком и яйцом видно, что Аристотель называл энтелехией осуществление целенаправленного процесса. Конечно, в то же время он не мог знать, как в действительности в яйце формируется птенец, и был вынужден рассуждать умозрительно. В результате у него получилось, что «формальный» птенец предшествует реальному птенцу, ибо «с точки зрения сущности действительность идет впереди возможности» (IХ, 8, с, 159). В определенной мере это верно, ибо развитие птенца в яйце — это реализация и развертывание генетического кода, заложенного в зародыше цыпленка. Но это, по-видимому, неверно относительно неорганической природы. Какая программа может быть у галактики? К тому же Аристотель имел в виду не столько некую программу, сколько благо. Для него цель — это стремление к

своему благу. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной. Поэтому каждая потенция, стремясь к реализации, стремится тем самым не только к своему благу, но и к благу вообще. Поэтому у Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции, ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом, и находит Аристотель третью высшую причину, или третье первоначало всего сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.

Движущая причина. Четвертое и последнее первоначало Аристотель находит в движущей причине. Аристотель исходит при этом из некоей догмы, согласно которой «движущееся [вообще] должно приводиться в движение чем-нибудь», что означает отрицание спонтанности движения. Однако и эта деятельность имеет внешний источник в некоей высшей сущности, высшей форме, в некоем перводвигателе. В «Метафизике» сказано: «Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме».

Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое — как источник движения, вторая — как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия — не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале — и энтелехиальные.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши факторы