Меню

Иеремия бентам тест нмо



Тест с ответами: “Отказ от медицинского вмешательства”

1. Бывают ли ситуации, когда этика предписывать более высокие стандарты поведения, нежели закон:
а) да +
б) нет
в) неизвестно

2. Одна из прагматичных ценностей человека:
а) желание
б) собственность +
в) мечта

3. Организация, представляющая врачей мира и устанавливающая международные нормы медицинской деятельности:
а) Всемирная врачебная ассоциация
б) Всемирная докторская ассоциация
в) Всемирная медицинская ассоциация +

4. Одна из прагматичных ценностей человека:
а) быт +
б) желание
в) мечта

5. Рекомендация ВМА относительно права пациента на отказ от медицинского вмешательства:
а) дееспособный пациент не имеет право отказаться от лечения, даже если это может привести к его инвалидности или смерти
б) зависит от ситуации
в) дееспособный пациент имеет право отказаться от лечения, даже если это может привести к его инвалидности или смерти +

6. Деонтологический подход к решению моральных проблем:
а) моральный выбор не основанный на нравственных принципах, которые не могут быть нарушены, даже если этот выбор не принесет полезных результатов
б) моральный выбор на основе нравственных принципов, которые не могут быть нарушены, даже если этот выбор не принесет полезных результатов +
в) оба варианта не верны

7. Пример консенсуса международной общественности врачей по моральной дилемме, оформленный в качестве официального документа:
а) декларация ассамблеи ООН об отношении врачей к людям, объявившим голодовку
б) декларация Всемирной медицинской ассамблеи об отношении врачей к людям, объявившим войну
в) декларация Всемирной медицинской ассамблеи об отношении врачей к людям, объявившим голодовку +

8. В какой работе были сформулированы основные принципы современной биоэтики:
а) “Принципы биомедицинской этики» +
б) “Принципы медицинской этики»
в) “Принципы неомедицинской этики»

9. По мнению Зимбардо, Стенфордский тюремный эксперимент доказал, что:
а) человек в своем моральном выборе не зависит от внешних обстоятельств
б) человек в своем моральном выборе во многом зависит от внутренних обстоятельств
в) человек в своем моральном выборе во многом зависит от внешних обстоятельств +

10. Моральный выбор между двумя возможностями, при которой выбор любой из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний:
а) аморальная дилемма
б) моральная дилемма +
в) социальная дилемма

11. Раздел деонтологии, разрабатывающий принципы должного поведения медицинского персонала (врачей, медицинских сестер, фельдшеров):
а) «медицинская деонтология» +
б) «аптечная деонтология»
в) «лекарская деонтология»

12. Прагматический подход к решению моральных дилемм:
а) моральный выбор не основанный на оценке его результата с точки зрения пользы
б) моральный выбор на основе оценки его результата с точки зрения пользы +
в) моральный выбор на основе оценки его результата с точки зрения потери

13. Английский философ либерального направления, разрабатывающий «принцип пользы», как критерий моральной оценки поступков:
а) Бентам +
б) Ройс
в) Зимбардо

14. Соотношение моральных и правовых норм:
а) всякая моральная норма является нормой права, не всякая правовая норма моральна, однако многие правовые и моральные нормы совпадают
б) всякая моральная норма является нормой права, всякая правовая норма моральна
в) не всякая моральная норма является нормой права, не всякая правовая норма моральна, однако многие правовые и моральные нормы совпадают +

15. Термин «деонтология» произошел от греческого слова, обозначающего:
а) долг +
б) этика
в) отказ

16. О чем, согласно законодательству, следует проинформировать пациента, получая его согласие на медицинское вмешательство:
а) о погоде
б) о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи +
в) о количестве времени, которое будет потрачено на медицинское вмешательство

17. Формулировка учения о «двойном последствии»:
а) необходимо различать цель своего не намеренного действия и не планируемый результат этого действия
б) необходимо различать цель своего не намеренного действия и планируемый результат этого действия
в) необходимо различать цель своего намеренного действия и не планируемый результат этого действия +

18. Какая из перечисленных ниже моральных дилемм в клинической практике может быть рассмотрена с позиций «учения о двойном последствии»:
а) У больного в терминальной стадии отсутствуют мучительные боли и признаки угнетения дыхательного центра. Вводить ли морфин
б) У онкологического больного в терминальной стадии мучительные боли и признаки угнетения дыхательного центра. Вводить ли морфин +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

19. Формулировка правила информированного согласия:
а) любое медицинское вмешательство должно начинаться со специальной процедуры получения принудительного согласия пациента на основе адекватного информирования о предполагаемом вмешательстве
б) медицинское вмешательство не должно начинаться со специальной процедуры получения добровольного согласия пациента на основе адекватного информирования о предполагаемом вмешательстве
в) любое медицинское вмешательство должно начинаться со специальной процедуры получения добровольного согласия пациента на основе адекватного информирования о предполагаемом вмешательстве +

20. Каким методом была решена проблема отказов родителей, принадлежащих к секте «Свидетелей Иегова», от переливания крови их детям по жизненным показаниям:
а) был принят специальный закон, обязывающих родителей давать кровь для переливания
б) был принят специальный закон, запрещающий секту свидетелей Иеговы +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

21. Раздел этики, изучающий проблему морального долга (проблему «должного»):
а) деонтология +
б) деелогия
в) идеология

22. В отношении какого лица отказ от медицинского вмешательства дает один из родителей или иной законный представитель:
а) совершеннолетних
б) несовершеннолетнего в возрасте старше пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте старше шестнадцати лет +
в) несовершеннолетнего в возрасте старше пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте старше восемнадцати лет

23. Природа человека согласно марксистской антропологии:
а) асоциальное существо
б) не социальное существо
в) биосоциальное существо +

24. В отношении какого лица отказ от медицинского вмешательства дает один из родителей или иной законный представитель:
а) совершеннолетнего реципиента
б) несовершеннолетнего реципиента +
в) несовершеннолетнего в возрасте старше пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте старше восемнадцати лет

25. Правильное высказывание об этике:
а) этика не плюралистична, моральный выбор индивидуален
б) этика не плюралистична, моральный выбор зависимый
в) этика плюралистична, моральный выбор индивидуален +

26. Отказ от медицинского вмешательства оформляется в … форме:
а) устной
б) письменной +
в) без разницы

Читайте также:  Политическая культура представляет собой аспект политики тест

27. Какие ценности конкурируют при решении проблемы донорства органов:
а) уважение личности человека, который сам решает вопрос о посмертной судьбе своего тела, и желание спасти жизнь пациенту, которому нужна пересадка органов +
б) уважение личности человека, который не сам решает вопрос о посмертной судьбе своего тела, и желание спасти жизнь пациенту, которому нужна пересадка органов
в) при решении проблемы донорства органов никакие ценности не конкурируют

28. В соответствии с …. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства:
а) п. 6 ст. 20 ФЗ-323
б) п. 3 ст. 20 ФЗ-232
в) п. 3 ст. 20 ФЗ-323 +

29. Современная биомедицинская этика требует соблюдения ряда основополагающих принципов: принцип «твори благо», принцип «не навреди», принцип уважения автономии пациента, принцип справедливости, большинство из которых сформулированы еще Гиппократом. Какая из перечисленных ниже фраз является цитатой из клятвы Гиппократа:
а) я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости +
б) я всегда буду хранить тайну болезней пациентов
в) я постараюсь все сделать правильно

30. Отказ от медицинского вмешательства может быть сформирован в форме такого документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица:
а) устной договоренности
б) электронного +
в) без разницы

Источник

НМО: тесты с ответами для набора ЗЕТ в портфолио

Новый тест

Как бесплатно набирать ЗЕТ?

Посвящается специалистам со средним медицинским образованием – медицинским сёстрам и фельдшерам. Я задался целью собрать необходимые 250 ЗЕТ для портфолио, причём сделать это, по возможности, с помощью прохождения бесплатных образовательных модулей на портале Непрерывного медицинского образования (НМО). По моей предварительной оценке в разделе образовательных модулей находится 61 программа с ценой в ЗЕТах от 0 до 3 баллов с общей суммой примерно на 98 ЗЕТ. Понятно, что с нулевой ценностью программы мы в расчет брать не будем, чтобы не тратить время понапрасну.

Инструкция по работе с порталом НМО

Заходим на портал НМО в свой личный кабинет для специалистов со средним медицинским образованием (фельдшера, медицинские сестры). Проходим следующий маршрут по сайту:

  1. Формирование траектории.
  2. Мой план.
  3. Добавить элементы.
  4. Интерактивные образовательные модули.
  5. Выбираем по порядку с верхнего (не берем те, где цена вопроса – в 0 зет) – кликаем по его названию.
  6. Добавить в план.
  7. Перейти к обучению.

Нажимаем последовательно кнопку «Вперед» до промежуточного (или итогового) тестирования, затем получить вариант теста (ситуационные задачи можно пробросить также кнопкой «Вперед», без них система все равно засчитает Ваши ответы и выдаст сертификат). Открываем (или распечатываем) мой файл docx под выбранную тему, где напечатаны ответы. С бумажной версией работать и искать ответы дольше, чем с электронной. Важно, чтобы Вы не исправляли в файле некоторые орфографические и грамматические ошибки (они так на самом портале НМО), иначе функция поиска в окошке может не работать, тогда Вам придется листать и читать весь документ, чтобы найти ответ. В электронной версии документа – свернете документ на нижнюю половину экрана монитора, кликните найти (откроется в левой части колонка поиска по фразам). Браузер тоже сверните в половину экрана и перетащите окно в верхнюю часть, чтобы было видно одновременно и браузер и документ на поле всего монитора. Теперь, тройным щелчком мыши кликаем по строке вопроса теста в браузере (выйдет кнопка «Копировать»), переходим на документ word и 2 раза кликаем в окошке «Найти», последовательно нажимаем в левой части клавиатуры кнопки Ctrl и, не отпуская ее, нажимаем на клавишу V (можно конечно и правой клавишей вставить, но это дольше). Вопрос будет вставлен и тут же функция поиска по документу Вас перебросит на ту часть документа, где этот вопрос написан и под ним перечень ответов. Проходите каждый вопрос, тест кончился, выдан результат, кликаем «Вернуться к обучению», далее скачать сертификат. Так постепенно можно набрать 85 зет на бесплатных интерактивных образовательных модулях. Помните, что в основной массе верные ответы на все 100%, но в некоторых модулях есть несоответствия, поэтому одиночные ошибки все-таки будут. Есть 2 модуля «Профилактика осложнений у лежачих маломобильных пациентов», каждый на 2 зет. Тесты одинаковые, но рекомендую пользоваться все равно моими последовательными раздельными файлами. Добавляйте в план обучения модули сверху вниз последовательно, так будет проще подбирать документ с ответами. Нумерация вопросов не имеет значения, система их перемешивает.

Вот простая инструкция на видео как работать в портале непрерывного медицинского образования:

Бесплатные интерактивные образовательные модули портала НМО на 100 зет

Новый модуль помещаю пока вверху здесь:

Представляю готовые ответы на тесты на следующие модули:

Всего 58 доступных ИОМ на 100 баллов (зет).

Бесплатные тесты портала НМО на 2 зет

Когда начнёте знакомиться с интерфейсом портала Непрерывного медицинского образования, найдёте 2 лёгких теста, за прохождение которых Вам зачислят по 1 зет, всего 2 зет.

Бесплатные программы повышения квалификации заочно на бюджетной основе на 558 зет

ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 7. г. Москва:

  1. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни – 36 зет.
  2. Вакцинопрофилактика – 36 зет.
  3. Гигиеническая обработка рук – 18 зет.
  4. Гигиенический уход как основа профилактики пролежней – 18 зет.
  5. Организация безопасного обращения с медицинскими отходами класса Б и В на базе современных технологий обеззараживания в медицинских организациях – 36 зет.
  6. Организация и проведение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в медицинских организациях – 18 зет.
  7. Особенности деятельности среднего медицинского персонала по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи – 36 зет.
  8. Особенности работы с центральным и периферическим катетером – 18 зет.
  9. Первичная медико-профилактическая помощь населению – 36 зет.
  10. Порядок организации медицинской деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ – 36 зет.
  11. Профилактика пролежней. Современные подходы – 18 зет.
  12. Сестринская деятельность при новой коронавирусной инфекции – 36 зет.
  13. Сестринское дело в централизованном стерилизационном отделении – 36 зет.
  14. Современные аспекты работы с периферическими венозными катетерами – 18 зет.
  15. Эффективное общение в профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским и фармацевтическим образованием – 18 зет.

КГБОУДПО «Красноярский краевой центр медицинского образования. Красноярский край:

  1. Иммунопрофилактика – 36 зет.
  2. Организация учета, хранения и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях – 36 зет.
Читайте также:  Распределительная функция финансов обеспечивает тест с ответами

ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж». Свердловская область:

  1. Коронавирусная инфекция COVID-19: деятельность среднего медицинского персонала в условиях профилактики, диагностики и лечения – 36 зет.

ГБПОУ «Ингушский медицинский колледж им. А. И. Тутаевой». Республика Ингушетия:

  1. Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 – 36 зет.

Итого 36 зет. Публиковать готовые ответы на промежуточные и итоговые тесты программ повышения квалификации, наверное, будет делом неправильным. Учиться все-таки придётся. Но, все равно обучаться будет легче, после того, как Вы распечатаете и изучите предыдущие тесты интерактивных образовательных модулей и подберёте для себя темы из программ повышения квалификации, которые лучше всего знаете. К Вашим 85 (87) зетам подберите (250 – 85 (87) = 165 (163)) на 163 зет несколько программ ценою в 18 и/или 36 зет. Оформляйте заявку и документы и в путь! Дополнительно, есть на сайте другие публикации для изучения:

Источник

Тест НМО с ответами по теме «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Версия 11 (07.05.2021)»

Представляем Вашему вниманию тест портала НМО (непрерывного медицинского образования) по теме «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Версия 11 (07.05.2021)»(1 ЗЕТ) с ответами по алфавиту. Данный тест с ответами по теме «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Версия 11 (07.05.2021)»(1 ЗЕТ) позволит Вам успешно подготовиться к итоговой аттестации по направлению «Организация сестринского дела». В профилактических дозах антитромботическая терапия у пациентов с COVID-19 показана всем пациентам. Беременным, роженицам и родительницам с COVID-19 в качестве жаропонижающего первого выбора назначается парацетамол по 500-1000 мг до 4 раз в день или не более 4 грамм в сутки.

1. Беременным, роженицам и родильницам с COVID-19 в качестве жаропонижающего первого выбора назначается

1) Парацетамол по 500-1000 мг до 4 раз в день (не более 4 г в сутки); +
2) Нимесулид по100 мг 2 раза в сутки;
3) Ибупрофен по 200 мг 3-4 раз в сутки;
4) Парацетамол по 250-500 мг до 4 раз в день (не более 2 г в сутки);
5) Ибупрофен по 400 мг 3 раз в сутки.

2. В профилактических дозах антитромботическая терапия у пациентов с COVID-19 показана

1) пациентам с тяжелой степенью тяжести;
2) пациентам с умеренной степенью тяжести;
3) всем пациентам; +
4) пациентам с легкой степенью тяжести.

3. В Российской Федерации для специфической профилактики COVID-19 у взрослых лиц зарегистрированы следующие вакцины

1) вакцина для профилактики COVID-19 («Спутник Лайт»); +
2) комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак»); +
3) вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная («КовиВак»); +
4) вакцина на основе пептидных антигенов («ЭпиВакКорона»); +
5) комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак-Лио»). +

4. В качестве противовирусной терапии детей с COVID-19 используется внутривенные иммуноглобулины при

1) среднетяжелой степени тяжести;
2) тяжелой степени тяжести; +
3) легкой степени тяжести.

5. В качестве противовирусной терапии детей с COVID-19 рекомендуются препараты ИФН-α при

1) тяжелой степени тяжести;
2) среднетяжелой степени тяжести; +
3) легкой степени тяжести. +

6. Глюкокортикостероиды необходимо применять с осторожностью при

1) ожирении; +
2) язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки; +
3) cахарном диабете; +
4) тромботических нарушениях; +
5) гипертонической болезни. +

7. Глюкокортикостероиды используются для лечения

1) в стационарных условиях; +
2) легкой степени течения COVID-19 ;
3) в амбулаторных условиях;
4) умеренной степени тяжести течения COVID-19;
5) тяжелой степени течения COVID-19. +

8. Нефракционированный гепарин взрослым пациентам в профилактической дозе назначают

1) подкожно 4000 ЕД 2 раза/сут;
2) подкожно 5000 ЕД 2-3 раза/сут; +
3) подкожно 2500 ЕД 2-3 раза/сут;
4) подкожно 7500 ЕД 2 раза/сут.

9. Неспецифическая профилактика представляет собой следующие мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекции SARS-CoV-2

1) соблюдение правил личной гигиены; +
2) соблюдение режима прогулок и сна;
3) ранняя диагностика и активное выявление инфицированных, в том числе с бессимптомными формами; +
4) соблюдение режима самоизоляции; +

5) отказ от использования общественного транспорта;
6) использование мер социального разобщения. +

10. Особенности лечения COVID-19 у пациентов с сахарным диабетом (СД)

1) высокий риск присоединения бактериальной инфекции; +
2) риск развития гиперкоагуляционного синдрома; +
3) характерно более быстрое развитие ОРДС; +
4) при назначении терапии ГКС следует ожидать повышения гликемии. +

11. Препараты, которые могут быть использованы при лечении COVID-19

1) фавипиравир; +
2) умифеновир; +
3) интерферон-альфа; +
4) ремдесивир. +

12. При легком течении COVID-19 пациенту с сахарным диабетом (СД) рекомендуется

1) контроль гликемии проводить каждые 4 – 6 часов; +
2) контроль гликемии проводить один раз в сутки;
3) расширенный питьевой режим до 2 – 3 литров в сутки. +

13. Противопоказания для использования антикоагулянтов у пациентов с COVID-19

1) уровень тромбоцитов в крови ниже 25*109/л; +
2) выраженная почечная недостаточность; +
3) продолжающееся кровотечение; +

4) повышенное протромбиновое время и АЧТВ.

14. Противопоказания к применению иммуноглобулина человека против COVID-19

1) повышенная чувствительность к компонентам препарата; +
2) повышенная чувствительность к иммуноглобулину человека, особенно в редко встречающихся случаях дефицита в крови иммуноглобулина класса A (IgA) и наличия антител против IgA; +
3) беременность и период грудного вскармливания; +
4) аутоиммунные заболевания; +
5) наличие в анамнезе аллергических реакций на препараты крови человека. +

15. Рекомендации по ведению онкологических пациентов в период пандемии

1) соблюдение и усиление мер профилактики для онкопациентов; +
2) избегать назначения противоопухолевых препаратов, обладающих пульмональной токсичностью; +

3) временное прерывание противоопухолевого лекарственного лечения, перевод под наблюдение или на поддерживающую терапию;
4) при выборе режима химиотерапии, предполагающего парентеральный путь введения препаратов, рекомендуется отдавать предпочтение режимам с большими интервалами между введениями; +
5) минимизировать сроки пребывания пациента в стационаре, рассмотреть возможность проведения противоопухолевого лекарственного лечения в амбулаторных условиях; +

6) исключить нахождение онкобольных в стационаре, максимально использовать таблетированные препараты для назначения.

16. Случай COVID-19 у пациента считается подтвержденным при

1) положительном результате лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 c применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений; +
2) положительном результате на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19; +

3) наличии тесных контактов за последние 14 дней с лицом, у которого лабораторно подтвержден диагноз COVID-19, и проявления острой респираторной инфекции с ощущением заложенности в грудной клетке;
4) наличии клинических проявлений острого респираторного заболевания и положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-1 методом ПЦР.

Читайте также:  Тест европейский север 9 класс с ответами 2 вариант

17. Этиотропную терапию следует назначать

1) сроки назначения не имеют значения;
2) на 14 день от начала заболевания;
3) не позднее 7-8 дня от начала заболевания. +

Источник

Иеремия Бентам: жизнь и взгляды

Краткая биография

Иеремия Бентам – английский философ и юрист, политический мыслитель, приверженец либерально-политического направления, а также один из создателей теории утилитаризма. Он родился в 1748 г. в Лондоне в достаточно обеспеченной семье. Его отец был крупным землевладельцем.

Бентам обладал невероятным умом и развитым не по годам интеллектом – он в 13 лет сумел поступить в Оксфордский университет. Более того он освоил всю программу обучения за один год и в те же 13 лет окончил университет. В 20 лет Бентам становится адвокатом. За период 1784-1787 гг. он посещает множество стран, среди которых Франция, Италия, Турция, Россия, Пруссия, Голландия. Скончался Бентам в 1832 году в Лондоне.

Философско-политические взгляды Бентама

В 1789 г. Бентам публикует свой первый крупный философско-политический научный труд «Введение в основы нравственности и законодательства». В 1802 г. существенное количество сочинений Бентама был издано во французской редакции уважаемого издателя Дюмона. Благодаря этому западноевропейское общество и образованная часть русского народа смогли познакомиться с идеями английского мыслителя.

Бентам посещал Россию несколько раз, и именно в российском обществе он видел возможность реализации своих идей. В 1815 г. Бентам обратился к Александру I с предложением использовать его познания при составлении нового кодекса законов для России. Александр I принял это щедрое предложение. Но планы Бентама провалились, поскольку в тот момент случился новый поворот во внутренней политике русского императора, в связи с чем принят проект М. Сперанского.

В своем произведении Бентам обращается к практическим вопросам права и этики и выдвигает учение о нравственности, которая основывается на принципах полезности. В процессе своих рассуждений автор приходит к выводу, что единственной «пружиной» деятельности человека является личный интерес.

«Природа подчинила человечество двум верховным властителям — страданию и удовольствию. они управляют нами во всем. принцип полезности признает это подчинение и принимает в качестве основания системы, цель которой — возвести здание руками разума и закона»
И. Бентам

Бентам выступал с критикой абстрактных начал, «анархических софизмов», которые провозглашались Французской революцией права. Он полагал, что они способны на практике породить лишь хаос.

Бентам не признавал идею общественного договора, отвергал естественно-правовую теорию народного суверенитета, а также принцип разделения властей, акцентируя внимание на значимости суверенной верховной власти (т.е. у которой нет определенных границ), руководствующейся началом пользы. Он критиковал софизмы консервативной партии, выступал против оптимистического консерватизма Блэкстона и его знаменитых «Комментариев на законы Англии», которые умаляли реформирующую роль законодательной власти, а существующее английское право признавали совершенством в виду высшего проявления разума.

Истинную цель законодательства и законодателей Бентам видел в достижении в социуме «наибольшего счастья для наибольшего количества людей», достижении каждым личного успеха, что в сумме увеличило бы общественное счастье. Саму категорию счастья Бентам сопоставлял с удовольствием. Поэтому в качестве критериев морали философ называл «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

Искусство законодателей, по мнению Бентама, состоит в определении такого средства, чтобы вышеуказанное было достижимым. Поэтому автор подчеркивает важность государственной политики, направленной на заботу о благосостоянии людей и их духовном развитии, о сохранении безопасности, свободы и равенства.

Эти направления государственной политики Бентам раскрыл в своих работах: «Принципы законодательства» и «Основные начала гражданского кодекса»

На основе этих принципов, а также руководствуясь гражданским кодексом, Бентам и его последователи стали инициаторами создания системы социальной поддержки граждан, а именно:

  • законов о бедности,
  • системы здравоохранения и страхования,
  • реформы тюрем, основная идея которой заключалась в использовании наказаний для предупреждения преступлений в будущем и перевоспитания преступников.

Отличительная черта рассуждений Бентама заключалась в разграничении общественных и личных интересов, разделении нравственных чувств и эгоистических стремлений. Философ видел смысл только в интересах «атомизированных индивидов», совокупность которых складывалась в общественные интересы.

Так появился на свет своеобразный бентановский ипсидиксионизм (ipse dixit, лат. — букв, «сам сказал», используется в качестве утверждения: «это так, потому что я сам сказал»), который стал своего рода формулой выражения интересов индивида в качестве единственно реальных

Взгляды на соотношение морали и закона

Рассуждая о границах законодательства и морали, Бентам выделяет два типа морали:

  • общественная мораль,
  • индивидуальная (частная) мораль.

Так как в обществе, по мнению философа, не существует естественных законов, а есть лишь те, которые были приняты суверенной властью, индивиды должны правильно осознавать свое поведение в обществе, понимать свои и чужие интересы.

Бентам в своих произведениях часто анализирует деятельность государства, органов власти, а также основные направления государственной политики (гарантия свободы личности, обеспечение безопасности, зашита личности от притеснения чиновничества). Бентам полагал, что государство должно играть роль «активно действующей уравновешивающей силы», быть регулятором меры социального различия. Его основной задачей является недопущение разрыва в общественном единстве из-за подобных социальных различий.

Вклад Бентама в правовые учения

Бентам считается пионером, пролагавшим путь к качественно иным реформам в Англии во второй четверти XIX в. Философ полагал, что только демократическое государство способно обеспечить успех реформы, в противном случае от любой реформы будет больше вреда, чем пользы.

При этом Бентам выдвигал доктрину о государственном невмешательстве, полагая, что реформы не должны затрагивать частную (в особенности экономическую) сферу и свободу самоопределения, а также личную свободу и частную деятельность граждан.

Это означало развитие программы либеральной демократии, которая основывалась на началах расширения избирательного права — «всеобщей, тайной, равной и ежегодной подачи голосов». Высший философский тезис этой программы звучал как «наибольшее счастье наибольшего количества людей», а высший политический принцип — понятие народного суверенитета.

Учение Бентама о границах законодательства, его минусах и вариантах их устранения серьезно повлияло на представителей либерально-демократического направления.

Источник