Меню

Инструментарий педагогической диагностики методики тесты

«Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ»

«Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ»

«Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ»

Воспитатель: Рычкова Е.М.

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

— Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ вторая глава, статья 11 пункт 3.

— Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Итак, что такое педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Структура педагогической диагностики состоит из пяти этапов.

Первый этап — проектировочный, включает в себя определение целей и методов диагностики. Основной целью этого этапа является оптимизация работы с группой и индивидуализация работы с детьми.

Второй этап — практический. Это проведение диагностики. Определение ответственных, обозначение времени и длительности, способов фиксации. Ответственными за диагностику обычно являются воспитатели, старшие воспитатели.

Третий этап — аналитический, предполагает анализ полученных фактов. На этом этапе мы не оцениваем развитие ребенка как на высоком, среднем, низком уровне, а определяем уровень сформированности у ребенка тех или иных качеств, умений и навыков.

Четвертый этап — интерпретация данных. Это основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Принципами педагогической диагностики выступают:

— принцип последовательности и преемственности диагностики;

— принцип доступности диагностических методик и процедур;

Рассмотрим, что же такое инструментарий педагогической диагностики.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены либо сокращены в соответствие с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Следует обратить внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации. Применяются следующие формы диагностики:

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

— изучения продуктов деятельности детей

— проблемная (диагностическая) ситуация.

При специфике нашей работы самый приемлемый метод – это наблюдение.

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу, у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

— проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

— обстановка при проведении диагностики должна быть спокойная, доброжелательная;

— с ребенком работает один взрослый;

— нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать;

— обследование проводится обязательно в игровой форме;

— нельзя заставлять ребенка, если он не желает что — то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце года, если другое не предусмотрено в образовательной организации. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска», либо с теми детьми, которые нуждаются в дополнительном обследовании у специалистов, на ПМПК, и только с согласия родителей , их законных представителей.

Читайте также:  Как узнать девочка будет или мальчик пройдем тест

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года проводится сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики.

В своей практике мы используем пособие Верещагиной Натальи Валентиновны «Диагностика педагогического процесса». Это пособие разработано для всех возрастных групп с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, вне зависимости от приоритетов разработанной программы и воспитания и контингента детей. Данная система мониторинга содержит 5 образовательных областей, что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Диагностика проводится по пятибалльной системе оценивания, результаты фиксируются в таблицах, по которым удобно отслеживать уровень сформированности параметра у каждого ребенка индивидуально и общегрупповые параметры развития. Для проведения сравнительного анализа результатов диагностики нами были разработаны сводные таблицы мониторинга качества освоения детьми программы и мониторинга образовательных отношений.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих задач:

— во-первых, для индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

— во-вторых, оптимизации работы с группой детей.

Источник



Единый банк эффективных методик и диагностического инструментария для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Информационный портал Екатеринбурга

  • Официальный интернет-портал государственных услуг
  • Органы власти субъектов Российской Федерации — навстречу людям
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования Свердловской области
  • Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
  • Центр «Одаренность и технологии»
  • ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
  • МУ «Диалог»
  • ИМЦ Орджоникидзевского района
  • Сайт Управления по надзору и контролю в сфере образования.
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
  • Институт развития образования свердловской области
  • Проект «Страницы истории»
  • Интерактивные образовательные ресурсы
  • Министерство образования Свердловской области
  • Детская оздоровительная кампания 2021

Дата последнего изменения на сайте: 15.06.2021

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».

Источник

Методы и инструменты педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста

Микейлова Кристина Сергеевна

Воспитатель, МКДОУ д/с «Алёнушка», Карачаево-Черкесская республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Микейлова К.С. Методы и инструменты педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.06.2021).

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере использования педагогическая диагностика независима. Она перенимала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики, а та, в свою очередь, взяла на вооружение многие методы и модели медицины.

Целью предоставленного обзора является исследование имеющихся методик и инструментов педагогической диагностики для формирования диагностического материала (карты развития) оценки уровня индивидуального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны.

Педагогическая диагностика базируется на особых алгоритмах, которые разрабатываются медиками, психологами, учителями. На данный момент в образовании, нашего государства наблюдается постепенный переход от классической системы обучения к воспитанию гармонически развитой личности ребенка. Эти реорганизации российской педагогики предполагают использование новых инструментов для анализа учебных, внеурочных итогов, сопоставления обретенных фактов, поиска способов решения обнаруженных проблем.

Главными разработчиками в области диагностики, в т.ч. педагогической, были Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия; Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В. Ф. Мачихина; С.Я. Рубинштейн; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодский, Э.И. Леонгард и др.

Педагогическая диагностика в наше время все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной, нежели создавшейся научной дисциплиной.

Необходимо учитывать, что для воспитателя (педагога) диагностика – это не просто оценка каких-либо личностных признаков ребенка, а анализ совместного с воспитанником движения от одной цели к другой, так как в педагогическом процессе и ребенок, и воспитатель (педагог) подвержены модификациям.

Для проведения педагогической диагностики необходимо знать:

  • теоретико-методологические основы диагностического процесса;
  • современные подходы к организации, методическому обеспечению и проведению изучения развития детей;
  • основные психодиагностические методики и анализ результатов исследований.
  • психолого-педагогическое изучение развития детей;
  • обрабатывать и анализировать результаты диагностики;
  • на основании полученных результатов определять пути коррекционно-развивающей работы.

Методическим обеспечением при проведении педагогической диагностики должны стать оценка методов психофизиологических (оценка свойств нервной системы и др.), физиологических (оценка вегетативного индекса и др.), психологических (методики самооценки личностных качеств и состояния). Задача состоит в том, чтобы:

  1. из большого числа показателей получить интегральную оценку;
  2. выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для диагностики;
  3. выбранные методики должны удовлетворять главному требованию массовых обследований – комфортности: респонденты не должны чувствовать неприятные ощущения в период исследования.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависит от точной оценки его потенциалов и особенностей развития.

Эту задачу решает совокупная педагогическая диагностика. Она является существенным этапом в системе мероприятий, которые обеспечивают особое обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую поддержку, позволяет определить наилучший педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, отвечающее его особенностям.

При выборе методов и инструментов для проведения диагностики нужно учитывать:

  • возрастную периодизацию детей;
  • направления диагностики: интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми;
  • существенные сферы диагностики инициативы ребенка (творческой; инициативы; познавательной; коммуникативной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах детальности).

В связи с вышеуказанным, считаем ввести и применять вытекающее определение понятия «педагогическая диагностика» — выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности личности, присущие только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной развивающей или коррекционно-развивающей работы с ним, при использовании специальных методов и инструментов.

Читайте также:  Тест прикол для девушки

Ниже рассмотрим четыре важнейшие группы методов психологии:

  • не экспериментальные психологические методы;
  • диагностические методы;
  • экспериментальные методы;
  • формирующие методы.

Объективность и достоверность психологических исследований достигается при содействии математических методов обработки полученных результатов.

Методы педагогической диагностики сливаются в две группы:

  • методы, которые применяются на предварительном этапе диагностики;
  • методы, с помощью которых реализовывается ход диагностического исследования на главном этапе и оформление его результатов.

Нынешняя диагностика содержит в себе многообразные конкретные методики (инструменты) в виде тестов и стандартизированных опросников (миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросники Айзенка, Кеттела, Лири, Роттера и др.).

Применительно к оценке уровня персонального развития ребенка личность необходимо изучать комплексно, таким образом, немаловажно как исследование её мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллектуальной.

В российской диагностике многообразные диагностические методы анализируются в качестве средств определения наличного уровня (констатации) развития этих психологических особенностей. Собственно потому, что итоги любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, определенный воздействием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом эксперименте, итоги диагностического испытания не могут и не должны сопоставлять с потенциалами человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти следствия не имеют прогностического смысла.

Главным несовершенством многих диагностических методик является осознание испытуемым искусственных обстоятельства обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (порой начинает сказываться желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, кое-когда — тяга поднять свой авторитет в глазах экспериментатора или иных испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента.

Метод проективной техники – это группа методик, которые предназначены для диагностики личности (Л. Франк).

Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, которые побуждают её к активности.

Избранные методы и инструменты могут быть употреблены, как специалистами, так и родителями (законными представителями), не имеющими специального образования, поскольку имеют конкретную интерпретацию, не допускают переутомления ребенка, исключают режим внушения, разрешают ребенку раскрепоститься и свободно сформулировать свое отношение к миру, строят ребенку знакомые обстоятельства (социальную, образовательную), хотя и специально моделируемую для проведения диагностики.

Литература:

  1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 2011. 240 с.
  2. Дульнев Г.М. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия. М., 2015.
  3. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу / Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. М. Просвещение, 2016. 176 с.
  4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. 448 с.
  5. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодский, Э.И. Леонгард. М.: Просвещение, 2013. 143 с.

Источник

Диагностический инструментарий

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

В образовательных учреждениях существует проблема выявления уровня развития познавательных интересов школьников, мотивации, выявления одаренных детей. Тестируя интеллект как показатель одаренности, специалисты подменяют интеллект одаренностью. На наш взгляд, это главная опасность в подходе выявления «одаренности», потому что забывается, что в психике ребенка есть

телесная сфера, личностная, эмоциональная и духовная.

Поэтому в работе по выявлению одаренных детей необходимо использовать три основных фактора (концепция Дж. Рензулли): -мотивацию;

-выдающиеся способности;

-креативность.

Целью данного выявления одаренности является:

1. Приведение в соответствие степени подготовки учеников и программы.

2. Учет особенностей программ и особенностей школьников.

Это обеспечит выявление детей, которые успешны во всех сферах одаренности, предоставит возможность реализовывать и развивать свои способности. Выпадение любого из этих компонентов лишает одаренность той целостности, которая присущая ее природе.

Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки; второй — на комплексной системе, т. е. поэтапном процессе, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.

Исходя из реальных возможностей гимназии, мы остановили свой выбор на комплексной системе, которая включает в себя:

1. Применение традиционных тестов на интеллект и творческие способности детей.

2. Тестов на оценку их успеваемости (достижений); оценочные шкалы (заполняемые учителями).

3. Сведения от родителей.

4. Критериальноориентированное тестирование.

5. Наблюдение.

Первый (предварительный) этап выявления одаренности предполагает применение методов и методик:

-анализ документации;

-отслеживание достижений и др.

После предварительного этапа осуществляется переход к традиционному тестированию. Заметим, что каждая сфера одаренности подразумевает использование определенных методик. В качестве диагностического инструментария выступают следующие методики:

СФЕРЫ ОДАРЕННОСТИ

М Е Т О Д И К И

Интел-лектуальная

Общения и лидер-

Художест-венной

деятель-ности

1.Векслеровская шкала интеллекта.

2.Тест интеллектуального развития Айзенка

1.Тест на выявление одаренности детей.

Тест Торренса на творческость

1.Методика межличностных, внутриличностных отношений (Лири).

2.Метод социометрических измерений.

3.Оценочные шкалы коммуникативности

Тест Торренса на изобразительное творческое мышление

1.Тестирование «Развитие скоростно – волевых, двигательных качеств».

2.Анализ итогов медицинского осмотра.

3.Сравнительный анализ количественных показателей (количество пропущенных по болезни уроков, % излечившихся).

В гимназии собран пакет диагностик для работы на первичных этапах реализации программы «Развитие одаренности личности».

Методики диагностики одаренности в начальной школе:

1. Карта интересов для младших школьников (для получения первичной информации о направленности интересов ребенка; для детей и родителей).

2. Методика «Интеллектуальный портрет» (опрос педагогов).

3. Характеристика ученика (результат учительской оценки).

4. Анкета для родителей.

5. Методика «Карта одаренности» (для родителей).

6. Методика оценки общей одаренности.

7. Методика «Внутренний план действия».

Кроме того, для обучающихся 1-х классов разрабатывается программа, направленная на самопознание детей, развитие их навыков общения, а также на психокоррекцию и саморегуляцию.

Методики диагностики одаренности в подростковой и старшей школе:

1. Анкета для обучающихся (на входе в инновационный эксперимент).

2. Анкета для обучающихся (изучение мотивации учащихся на этапе завершения эксперимента).

3. Анкета для родителей (изучение общественного мнения на этапе завершения эксперимента).

4. Анкета для родителей (изучение общественного мнения на этапе вхождения в инновационный эксперимент).

5. Анкета «Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментальной работе на этапе вхождения в эксперимент).

6. Школьный тест умственного развития — ШТУР — 2 (диагностика учащихся 12-15 лет).

7. Диагностика речемыслительной креативности (по , ).

8. Тест «Прогрессивные матрицы Равена» (измерение уровня интеллектуального развития; стандартные прогрессивные матрицы ориентированы на исследование детей с 6,5 лет и взрослых).

9. Опросник креативности (ОК) Джонсона (изучение уровня развития творческого мышления (креативности) для проведения самооценки креативности).

Читайте также:  Противопоказания для проведения непрямого массажа сердца тест

10. Тест Торренса (изучение развития одаренности учащихся в возрасте от детского сада до окончания школы).

11. Тест мотивации достижения успеха детей 9 -11 лет (диагностика мотивов, что отражает устойчивые черты поведения личности).

12. Тест Векслера (выявление умственного развития (интеллектуального развития детей в возрасте от дошкольного до 16 лет).

13. Диагностика речемыслительной деятельности по 7 тестам.

14. Методика «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики» (оказание помощи учителю в нахождении резервов для более эффективной работы или в понимании причин существующих проблем).

15. Опросник «Каков ваш творческий потенциал» (диагностический минимум педагогического коллектива).

Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения в гимназии следующая:

1. Диагностика познавательной сферы школьников.

В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые «показательные» этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, позволит выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т. е. наиболее достоверно представить результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности обучающегося.

Поступление в гимназию.

Выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

Обучение в первом классе.

Обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

Обучение во втором, третьем классе.

Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

Переход из начальной школы в среднюю школу.

Выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации обучающихся к обучению в средней школе; выделить школьников, нуждающихся в коррекции умственного развития.

Обучение в среднем звене гимназии.

Изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

Интеллектуальное и познавательное самоопределение.

Определить умственный «профиль» и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

Изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности школьников.

2. Диагностика мотивационной сферы школьников.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по — разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих «контрольных» точках возрастов:

— перед поступлением в 1-й класс;

— по окончании 1-го класса;

— по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;

— в период обучения в 7-м классе;

— по окончании 9-го класса;

— по окончании 11-го класса.

3. Диагностика эмоционально — волевой и личностной сферы.

Так как особенности эмоционально — волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в «критические» возрастные адаптационные периоды:

— поступление в первый класс и период обучения в первом классе;

— период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;

— период обучения в 10-м классе.

Для реализации поставленных задач должен использоваться специально подобранный инструментарий. Психологический инструментарий должен подбираться по следующим основным критериям:

1. Валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров.

2. Стандартизированность исследовательских процедур. Подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов.

3. Сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося. Необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта.

4. Экономичность. В связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.

Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с обучающимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) может быть использован следующий психодиагностический инструментарий:

Диагностируемые параметры

Диагностический инструменарий

ШКОЛЬНИКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Уровень развития произвольной сферы.

Эльконина «Графический диктант»

Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности.

Эльконина «Графический диктант»

Степень самостоятельности в учебной деятельности.

Эльконина «Графический диктант»

Уровень развития визуального восприятия и памяти.

Методика «Клоун»; методика «Домик».

Уровень развития аудиального восприятия и памяти.

Методика «Домик»; методика «Погодные картинки».

Уровень умственной работоспособности, темп психической деятельности.

Методика «Корректурная проба».

Уровень сформированности учебной мотивации.

Анкета ; проективная методика «Что мне нравится в школе».

Уровень школьной тревожности.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности A. M. Прихожан; проективная методика «Школа зверей».

Характер дезадаптационных нарушений.

Опросник по дезадаптации , .

ОБУЧАЮЩИЕСЯ 5-Х КЛАССОВ:

Уровень умственного развития.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Уровень сформированности учебной деятельности.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Уровень и характер школьной тревожности.

Тест школьной тревожности Филипса.

Уровень сформированности учебной мотивации.

Методика изучения мотивации обучения у школьников 5-ых классов , .

ОБУЧАЮЩИЕСЯ 10-Х КЛАССОВ:

Уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной).

Шкала тревожности Прихожан.

Уровень сформированности адекватной самооценки.

Уровень сформированности учебной мотивации.

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников , .

Особенности акцентуации характера.

Комплексное, всестороннее психолого — педагогическое изучение процесса личностного развития школьников посредством психологической диагностики (психодиагностических обследований) включающее в себя:

— личностные особенности и черты характера;

Очень важно, чтобы микроисследование проводилось вместе с планомерным изучение личностного развития ребенка методом экспертного наблюдения учителя, классного руководителя, и родителей.

Источник