Меню

Г клар тест люшера психология цвета

Тест макса люшера

^ ТЕСТ ЛЮШЕРА
психология цвета

Из всей области психологического познания цвета, которое проверено статистически и с помощью клинического контроля, в данной работе подробно рассматриваются четыре основных цвета: красный, синий, зеленый и желтый, а также «модификационные цвета»: фиолетовый, коричневый, серый, черный и белый.

В цветовом тесте Люшера, с помощью которого проводились данные научные исследования, не используются чисто красный и чисто синий цвета. Тестовые цвета экспериментально подобраны из 4500 цветовых тонов таким образом, чтобы цвета выражали определенные физиологические и психологические основные функции как можно более сильно и в чистом виде.

^ Психологическая характеристика красного цвета

К красному цвету примешивают немного желтого, чтобы получить оранжево-красный. В тесте используется не чисто красный цвет потому, что с помощью оранжево-красного цвета намечаемое воздействие может быть усилено.

Х.Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и следовало ожидать. При рассматривании оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились. Когда студентам был показан темно-синий цвет теста Люшера, их нервная система реагировала обратным образом. Наступало успокоение. Пульс становился спокойнее, давление крови снижалось, а дыхание замедлялось.

То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. «Язык» цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие. Алжирский исследователь Беноит закрывал селезням глаза черной повязкой. Их сексуальная потенция ослабевала. Затем он помещал молодых селезней в течение 120 часов под оранжево-красный свет. Рост семенных яичек ускорился в два раза. Сексуальная активность повысилась. Другие наблюдения показывают, что некоторые животные реагируют на цвета особенно сильно и даже могут изменять цвет кожи в зависимости от окружения. Определенные рыбы изменяют свою окраску в зависимости от цвета дна, над которым они в данный момент проплывают. Раки, а также лягушки могут с помощью гормонов быстро изменять цвет своего тела. Так как они используют эту способность для маскировки, мы знаем, что они видят окраску окружающей среды и настраиваются на нее. О том, что и мы, люди, специфически реагируем на цвета, было известно уже давно. Как это происходит физиологически, в настоящее время выяснено только частично. Бехер доказал, что от глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная (волокнистая) система, которая управляет цветовым раздражением. Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует взаимодействие органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной способности (эрготропная), то состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного цвета. Если вегетативная нервная система настроена на замедление, успокоение и отдых (трофотропная), то ей соответствует темно-синий цвет. (См. Л.Буш, «Med. Welt» 1965, 2582 «Physiologische Grundlagen des Farbtests» («Физиологические основы цветового теста»).

Многие люди, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, предпочитают темно-синий цвет. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель — иметь возможность жить в мире и гармонии. Так как их общее, психическое и вегетосоматическое нервное состояние более не выдерживает возбуждающих воздействий, то они отвергают возбуждающий красный цвет.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. Он чувствует себя в таком состоянии, которое можно сравнить с пылающим красным цветом. Если кто-либо «загорается» яростью, то про него говорят: «Он видит красное». В таком состоянии совершенно не выносят раздражающий красный цвет и воспринимают его не как собственную силу и мощь, а как возможную угрозу.

Тот, кто отклоняет красный или какой-либо другой основной цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный, конечно, испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, которое вызывает этот цвет в его чувствах, например, возбуждение при красном цвете. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается в отрицании красного цвета. Также и военнопленные, которые годами были вынуждены жить за колючей проволокой в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. (Исследования Х.Пауля, Бонн). Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Так, например, один предприниматель, который ввиду неблагоприятных обстоятельств был вынужден после длительной борьбы изъять из продажи продукт, пользовавшийся спросом, вследствие продолжительных мучительных переживаний стал воспринимать красный цвет как несимпатичный. Вскоре после проигранного дела у него появилась чисто функциональная сердечная недостаточность.

Цвета красный и синий, а также их сочетание — фиолетовый — имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Люди, особенно женщины, страдающие от неудач в любви, так как привязаны к одному партнеру, который доставляет им мучения и не приносит чувства удовлетворения и безопасности, стремятся к состоянию спокойной гармонии и предпочитают темно-синий цвет. Так как они страдают от мучительных объяснений, ссор, то не выносят никаких дополнительных возбуждений и отклоняют оранжево-красный цвет как несимпатичный, т.е. они предпочитают тот же цвет, что и лица, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это не случайно. Сердце — наиболее известный символ любви.

Наличие подобных связей можно было предполагать, но цветовой тест дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и клиническим протеканием болезни. Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету (в большинстве случаев вместе с сине-зеленым: волевое напряжение), однако определенные другие цвета (серый и коричневый) одновременно показывают, что он уже находится в состоянии вегетативного истощения (В.Эггерт, Берлин). Цвет покоя и отдыха — темно-синий — этим пациентам не нравится. «Я не могу сейчас позволить себе покоя», — таковы по Эггерту типичные слова кандидатов на инфаркт.

«Красный — это любовь, красный — это кровь, красный — это дьявол в ярости» — так гласит детское стихотворение, из которого видно, что возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Эротизирующее освещение танго, конечно, красное; красные фонари во всем мире показывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение. Среди немногих художников, которые сумели словами сформулировать то, что выражает цвет, Кандинский — «Uber das Geistige in der Kunst», «О духовном в искусстве» — очень точно описал красный цвет, не раскрывая при этом его психологического значения. Об оптически чистом красном цвете он сказал, что тот действует «проникновенно как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не обладающий легкомысленным характером желтого, используемого направо и налево».

В 1885 году Ван-Гог с восхищением открыл: «Цвет сам по себе что-то выражает». В отношении своей картины «Ночное кафе» он писал в сентябре 1888 года: «В своей картине «Ночное кафе» я попытался выразить, что кафе является таким местом, где можно разорить себя, сойти с ума, совершить преступление. В конце концов я попытался с помощью контрастов нежно-розового, кроваво-красного и цвета дрожжей — все в атмосфере огненного ада — выразить притягательную силу мрака пивного заведения».

Художник Арнольд Беклин неделями пытался создать страстно пылающий оранжево-красный цвет, чтобы раскрасить им полотно, на котором сидит обольстительная Калипсо.

Франц Марк на известной картине «Три лошади» изобразил лошадей в красном цвете, чтобы показать их импульсивный, быстро возбудимый темперамент. Стремясь передать психику, он использовал не коричневый, а красный цвет.

В африканских любовных посланиях, представляющих собой широкие цепочки цветных жемчужин, красные шарики означают: «Я страстно люблю тебя. Я очень тоскую по тебе».

Красный цвет возбуждает, а поэтому импонирует наблюдателю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог сенаторов были красными. Но пурпурный с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать словами «роскошный» или «великолепный». По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Римбауд, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Так как научная психология цвета все высказывания обосновывает статистическим опытом, она не может дать оценку этому мнению, однако, она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: «Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений». В религиозной символике цвет используется также со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освещенных духом.

Читайте также:  Первоначальная причина смерти это тест

Когда Эрнст Юнгер «Lob der Vokale» констатирует: «Так, красный цвет — цвет господства и мятежа», то в этом он видит проявление возбуждения.

В красный цвет окрашено также знамя русской революции. Да, красное по своей сути — революция, переворот. Красное — это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее.

Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени — современности, тогда как желтый указывает на будущее.

^ Оранжевый цвет

Чем более желтым становится красный цвет, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Целенаправленная энергия оптически чистого красного цвета теряет целевую направленность и в оранжевом цвете становится раздражающим, бесцельным и изнурительным состоянием возбуждения.

^ Коричнево-красный цвет

Коричнево-красный цвет возникает при подмешивании темной краски к оранжевой. Темный цвет — это спокойствие. Темно-красный цвет — это успокоение раздражения. Этого часто не замечают. Люди со слабым восприятием, занимающиеся вопросами психологии цвета только с интеллектуальных позиций, не видят, что при подмешивании красок психологическое воздействие основного цвета может существенно меняться. Если красный — это раздражение и борьба, то коричнево-красный означает спокойствие и перемирие. Коричнево-красный успокаивает, это мир без раздоров. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.

^ Сине-красный цвет

В данном сочетании жизненная энергия красного цвета не погашается, а накапливается и тормозится. Импульс контролируется и сдерживается, сила также сдерживается. Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета, а в сине-красном — нежная сдержанность и утончение побуждающего импульса.

^ Розовый цвет

Белизна розового цвета также уничтожает энергичную силу красного. Однако она не тормозит ее, а освобождает от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый — это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость и в этом его соблазнительное обаяние.

^ Психологическая характеристика синего цвета

Синий цвет также легко понятен. Он также отражает физиологическую и психическую потребность, а именно покой.

Здесь уместно процитировать Гете, естествоиспытателя и поэта, так как он выразил сущность синего цвета поэтическим понятием «очаровательное ничто». Этим он не объясняет, что именно представляет собой синий цвет, а выражает оптическое впечатление словами той же тональности. Вновь на помощь приходит Кандинский: «Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в более глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Синий — это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца».

К.Кестлин, малоизвестный автор последнего столетия, пишет в своей «Asthetib» («Эстетика», Тюбинген, 1889) о синем цвете:

«Синий — чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст по отношению ко всему беспокойному, яркому, давящему, утомляющему, это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью».

Кандинский толкует синий цвет как концентрическое движение. Гете в параграфе 781 своего учения о цветах говорит: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой». Эрнст Юнгер в своей книге «Lob der Vokale» трактует синий цвет с еще более глубоким смыслом: «Синий — это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно».

Рудольф Штайнер в «Das Wesen der Farbe» («Сущность цвета») пытается свести действие желтого и синего цвета к одной формуле и говорит: «Желтый — излучающий, синий — поглощающий, втягивающий лучи в себя».

Кандинский описывает то же действие: «Желтый получает движение из центра и почти приближается к человеку, а синий развивает концентрическое движение (как улитка, вползающая в свой домик) и удаляется от человека». Одновременно он чувствует, что в синем можно утонуть.

Чтобы повысить основное значение синего цвета, а именно, усилить чувство покоя, в тесте Люшера используется темно-синий цвет.

Темно-синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Восприимчивость и готовность к боли повышаются.

Темно-синий цвет — как и каждый из четырех основных цветов — является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически — покоя, психологически — удовлетворения. Удовлетворение означает наступление мира и удовлетворенности. Кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружающим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В народе говорят: «Синий цвет — верность». В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем видам чувствительности.

Из основного значения синего цвета развивается бесконечное множество особых значений и возможностей, из которых здесь упоминаются только некоторые. Синий цвет как повышенная восприимчивость является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.

Шаллинг в своей книге «Philosophie der Kunst» («Философия искусства») имеет в виду только синие символы, когда пишет: «Тишина — состояние, свойственное красоте, как покой свойственен спящему морю». Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета — сладость (поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее); чувственное восприятие — нежность, а его орган — кожа. Определенные аллергические воспаления кожи могут быть связаны с утратой нежности, любви и с нарушением семейных взаимоотношений.

Родственный санскриту язык Pali называет предпочтительный для медитации темно-синий цвет одним словом «nila». Это говорит о том, что уже в древней Индии темно-синий цвет воспринимали как наиболее типичный оттенок. В немецком языке для обозначения биологического тонуса, выражаемого темно-синим цветом, есть трудно переводимое понятие «Gemut» (дух, нрав, характер). Темно-синий цвет насыщен — особенно часто его предпочитают люди, склонные к ожирению — и выражает удовлетворение и исполнение. Это исполнение идеала единения (отсюда голубой цветок романтизма); это — тесная связь с праматерью, преданность и доверие, любовь и самопожертвование (отсюда синее одеяние богоматери Марии). Синий выражает вечность, а поэтому традиции. Если синий цвет отвергается в тесте как несимпатичный, то потребность в «покое» и связи, основанной на доверии, остается неудовлетворенной. Существующие человеческие и производственные связи отвергаются, как несоответствующие ожидаемому идеалу и воспринимаются как скучные и парализующие. Так как имеющиеся контакты обременяют и угнетают исследуемого, то он расценивает их как зависимость и стремится избежать этой зависимости.

Отклонение темно-синего цвета означает, что человек избегает ослабляющего напряжения покоя, так как считает, что не может в данный момент позволить себе отдых без отказа от чего-то важного. Такой человек предчувствует, что расслабляющий покой вызовет именно ту атонию, перед которой он — в большинстве случаев подсознательно — испытывает страх. Атония может привести к депрессии, которой стремятся избежать. Для таких людей синий цвет не «привлекательное ничто», а угрожающее ничто, так как у них выражаемая этим цветом потребность в связи в главном не удовлетворена; часто это отношение к партнеру по любви, иногда к коллегам по работе, или к месту, где человек должен жить. Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен «удовлетворяющего единения», которого ему недостает. В результате этого возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость и поиски возбуждения с тем, чтобы избежать подстерегающей атонии или даже депрессии при таком бессмысленном образе жизни.

Читайте также:  Тест батыево нашествие северо западная русь 6 класс

Источник



Тест Люшера

тест люшера

Тест цветопередачи был разработан психологом из Швейцарии — Максом Люшером, в конце сороковых годов двадцатого века. Так тест и получил свое название — в честь создателя.

Путем проведения опытом и психологических экспериментов Макс Люшер выяснил, что выбор цвета способен дать характеристику эмоционального состояния человека. Он показывает предрасположенность испытуемого к определенной деятельности, настроение, функциональное состояние и наиболее постоянные черты характера человека.

Стоит отметить, что предпочтение того или иного цвета происходит бессознательно. Именно поэтому тест Люшера дает представление об истинном состояние человека.

Значения цветов , с точки зрения психологической интерпретации, определялись в ходе разностороннего исследования многочисленной группы испытуемых.

Тест цветопередачи

Цвет — это невероятно сильное средство воздействия на эмоциональное состояние человека. Его сила заключается в том, что он способен “обходить” оборонительные механизмы нашего сознания и действовать на неосознанном уровне.

Главным преимуществом теста цветопередачи, то есть теста Люшера является то, что он показывает настоящее эмоциональное состояние человека. В то время как итоги многих других психологических тестов говорят скорее о том, каким человек себе представляется. Но зачастую не является.

Тест цветопередачи

Описание методики проведения теста Люшера

Методология проведения теста Люшера достаточно проста. Она основывается на восприятии предлагаемых цветов.

Предлагается раскладка, состоящая из восьми цветов.

Представлены карточки с синим, зеленым, красным, желтым, фиолетовым, коричневым, черным и серым цветами.

Тестируемый должен расположить разложить цвета в по порядку, исходя из того, что первым будет тот цвет, который больше всего импонирует в данный момент. Далее менее нравящийся цвет. Должна получиться персональная палитра цветов от наиболее привлекательного к наименее.

Так будет выглядеть прохождение краткого теста Люшера.

Полный цветовой тест Люшера состоит из семи таблиц. В таблицах пять, восемь и двенадцать цветов.

Важным условием проведения тестирования является наличие естественного дневного освещения, но отсутствие попадания прямых солнечных лучей на карточки.

Значения цветов

Синий

Синий цвет символизирует покой, душевное спокойствие.

  • Если “нравится”. Стремление к покою, согласию, пониманию, сочувствию. Означает, что человек находится в гармонии с самим собой. Испытывает эмоциональный комфорт, спокойствие, мягкость, даже мечтательность. Настроен на общение.
  • Если “не нравится”. Беспокойство. Суетливость. Отсутствие романтических привязанностей, связей. Указывает на недовольство имеющимся партнером. А возможно, что разрыв близких отношений уже произошел. Совсем недавно. Человек одинок и растерян.

Синий

Зеленый

Цвет “мягкой силы” и “гибкости ума”.Смелость, целеустремленность — главные характеристики сторонников зеленого цвета.

  • Если “нравится”. Уверенность в себе, граничащая с самоуверенностью. Человек, отдавший предпочтение зеленому, находится на пике собственных сил и самоуважения.
  • Если “не нравится”. Состояние фрустрации. Испытуемый страдает от недостатка внимания. Самолюбие уязвлено. Силы на исходе.

Зеленый

Красный

Символизирует жизненную силу. Наполненность. Активная жизненная позиция. Вовлеченность в происходящее. Стремление к получению эмоций.

  • Если “нравится”. Означает сильное эмоциональное возбуждение. Символизирует приподнятое настроение. Выражает ярое стремление к достижению успеха. Напористость, граничащую с агрессией.
  • Если “не нравится”. Характеризует человека, переживающего сильный стресс . Перевозбуждение и раздражение. Вследствие переизбытка негативных эмоций возникает опустошенность, бессилие и утомление.

Красный

Желтый

Желтый цвет выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию. Наполненность радостными надеждами. Изменчивость в том случае, когда отсутствует последовательность и планомерность.

  • Если “нравится”. Выбор в пользу желтого цвета говорит о надежде или ожидании большого счастья. О стремлении к новым перспективам. Человека, выбравшего желтый цвет, переполняет оптимизм. Его сердце “предчувствует” перемены и стучится быстрее. Символизирует готовность к предстоящим переменам.
  • Если “не нравится” . Эмоциональное состояние постоянно меняется. То резкий подъем, то такой же неожиданный спад. Как правило, это связано с пережитым разочарованием. Наступает отчаяние. Развивается недоверчивость и подозрительность.

Желтый

Фиолетовый

Фиолетовый цвет олицетворяет мечтательных личностей. Указывает на склонность выдавать желаемое за действительное. С одной стороны, жизнь, полная иллюзий, выступает своего рода защитным барьером от серых будней и негативных эмоций. С другой — уход от реальности может означать неприятие действительности вследствие закомплексованности, неуверенности в себе и собственных силах.

  • Если “нравится”. Характеризует игривое настроение испытуемого. Человек настроен на флирт. Стремиться понравиться. Ищет поддержки или комплимента. Настроение ровное, но далеко не спокойное.
  • Если “не нравится”. Неприятие фиолетового цвета в моменте означает желание спрятаться от излишнего внимания. Человек явно не настроен на романтические приключения. Скромен. Сдержан. Чувства и поведение под строгим внутренним контролем.

Фиолетовый

Коричневый

Коричневый цвет символизирует переживаемый кризис. Пассивность.

  • Если “нравится”. Человек, остановивший свой выбор на коричневом цвете, испытывает эмоциональную усталость, стремится к отдыху. Нуждается в психологической стабильности. Испытывает незащищенность. Ищет “безопасное” место.
  • Если “не нравится”. “Нервы натянуты как струны”. Раздражительность. Отрицание собственных психологических и физиологических потребностей. Непринятие слабостей.

Коричневый

Черный

Черный цвет в данном контексте символизирует сгусток негативных эмоций граничащий с полным опустошением. Стремление к разрушению и уничтожению.

  • Если “нравится”. Враждебность. Негатив. Полное неприятие, отказ от удовольствий. Наполненность агрессией. Люди, остановившиеся на выборе черного цвета, способны “взорваться” в любую секунду. Готовы “крушить и ломать” все вокруг.
  • Если “не нравится”. Испытуемый воспроизводит внешнее спокойствие и уверенность. Но это показное. На самом деле внутри прячется агрессия. Ее питает отрицание и самобичевание.

Черный

Серый

Серый цвет символизирует пустоту. Нейтральность. Характеризует пограничное эмоциональное состояние.

  • Если “нравится”. Человек, выбирающий серый цвет, находится в поисках опоры. Партнера, на которого можно положиться. Испытывает острое желание “укрыться” от существующей реальности. Ищет пристанище для обретения душевного покоя и равновесия. Прячет истинные чувства, демонстрируя безразличие и безучастность.
  • Если “не нравится”. Отказ от серого цвета символизирует активность. Человек словно “заряжен” энергией. Излучает бодрость и настойчивость. Полностью проактивен. Вовлечен в происходящее “здесь и сейчас”. Имеет четкую цель. Видит пути ее достижения.

Серый

Для чего используется тест Люшера?

Тест Люшера является одним из наиболее популярных в психологии. Его широко используют психологи для составления эмоционального портрета пациента.

Потенциальные работодатели тестируют кандидатов по методу Люшера для того, чтобы понять его готовность к работе и выявить предрасположенность к той или иной сфере деятельности.

Немаловажную роль играют маркетинговые исследования, применяющие данную методику. Основываясь на цветовых предпочтениях целевой аудитории, маркетологи разрабатывают этикетки, баннеры и прочую рекламную продукцию.

Критика теста Люшера

Тест Люшера — это неплохой инструмент психоанализа личности в умелых руках опытного психолога. Но! Его результаты нельзя считать непоколебимой истиной.

Данное цветовое тестирование дает довольно обобщенную характеристику, которая, по сути, может подойти любому человеку.

Подобное искажение воспринимаемой информации называется эффектом Барнума. Люди склонны принимать расплывчатую, обобщенную характеристику как точное описание собственной личности.

“Они словно заглянули в самые потаенные уголки моей души!”. “Именно так я себя сейчас и ощущаю!”. Подобные фразы частенько звучат от людей, регулярно занимающихся различными психологическими тестированиями.

Люди любят говорить о себе. Людям нравится интерес к собственной персоне. Отсюда и склонность к неправильному восприятию информации.

Наиболее ярким примером эффекта Барнума является вера людей в гороскопы. Вероятность прогнозов которых примерно пятьдесят на пятьдесят.

Так и с результатами тестирования по методике Макса Люшера. Что-то вполне может совпасть, но не стоит придавать тесту слишком серьезное значение.

Тест Люшера — это доступный и достаточно интересный способ узнать что-то новое о себе и других. Он достаточно простой и не отнимает много времени.

Но нельзя забывать о том, что это больше про развлечение нежели про глубинный анализ психологии личности.

Поэтому и к его результатам следует относится спокойно.

Читайте также:  Рецепт песочного теста для пирога с курицей

Расширяйте свой кругозор! Узнавайте больше о себе и окружающем мире! Ведь общая эрудиция еще никому не навредила

Источник

Тест Люшера — описание и интерпретация

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

Источник

Тест Люшера: как цвет помогает понимать себя

Хотите узнать о себе больше? Попробуйте методику цветового выбора Люшера. Из этой статьи вы узнаете основы психологии цвета, а также какие есть приложения для прохождения теста Люшера.

Цвет – это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной. Пауль Клее

Наша жизнь наполнена цветом. За последние сто лет мир стал ярче. Спектр не расширился, но изменилось восприятие цвета.

Палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех красок (красный, охра, черный и белый). В то время как эпоха Ренессанса, – можно сказать, «буйство цвета». В Венеции, Париже и Амстердаме довольно высокая влажность воздуха. Это дает мягкие переходы цветовых тонов – художникам приходилось искать все новые и новые оттенки, чтобы передать всю красоту неба, моря, пейзажей. Сегодня, благодаря развитию химической промышленности, у нас есть не только голубизна неба, пурпур заката и зелень деревьев, но и краски, созданные человеком (неоновый, золотой и т.п.).

Неизменно одно – цвет влияет на наше психическое и физическое состояние. Как? Узнаете из этой статьи.

Психология цвета

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие: одни тона вызывают тревогу или тоску, другие – радость и воодушевление. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие – раздражают.

Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу. Жак Вьено

Психология цвета зависит от его символики. В разные времена, в разных странах, один и тот же цвет воспринимают по-разному. Так, если в западно-европейской культуре белый – цвет невинности, чистоты, то в Азии – это цвет траура.

Учитывая символику и другие особенности восприятия цвета (пол, возраст, освещение и другие), психологи выделяют следующую психологическую характеристику цветов:

  • Красный – люди, предпочитающие этот цвет, полны энергии и чувства собственного достоинства.
  • Оранжевый – цвет мечтателей, а также людей с сильной интуицией.
  • Желтый – этот цвет выбирают интеллигентные и коммуникабельные личности, легкие и смелые в общении.
  • Зеленый – этот цвет выбирают люди, стремящиеся к самоутверждению.
  • Голубой – цвет беззаботности, люди, которые предпочитают его, как правило, не любят брать на себя обязательства.
  • Синий – люди, выбирающие этот цвет, скромны и меланхоличны.
  • Фиолетовый – предпочитают инфантильные и легко внушаемые натуры.

В темноте все цвета одинаковы. Фрэнсис Бэкон

Однако это лишь наиболее общая характеристика. Фундаментальным изучением психологии цвета занимается швейцарский психолог Макс Люшер.

Методика цветовых выборов Люшера

Восприятие цвета объективно. Однако для человеческого глаза нет «чистого» ощущения цвета. Мы видим цвет в определенном окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой.

Кроме того, на восприятие оказывают влияние и такие факторы, как возраст, пол, воспитание, настроение, физическое состояние человека (к примеру, острота зрения). Из этого складываются субъективные цветовые предпочтения, которые, в свою очередь, позволяют провести анализ личности.

Методика Люшера основана на ранжировании цветов. Человеку предлагается абстрагироваться от всех мыслей, переживаний, а также ассоциаций, навязанных модой (красный – хит сезона), и просто выбирать цвета по принципу: нравится – нравится, но меньше – еще меньше и т.д.

В результате, выбор цвета происходит бессознательно. Это позволяет получить объективную оценку личности. Человек предстает таким, какой он есть, а не таким, каким хотел бы быть.

Тест Люшера получил признание и широкое распространение во всем мире. Им пользуются при подборе кадров, в геронтологических и социологических исследованиях. По сути, это индивидуальный индикатор психологического и физиологического состояния человека. Он показывает, что вас тревожит, к чему вы стремитесь и что нужно сделать, чтобы уравновесить все сферы своей жизни.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. В обоих – довольно запутанная (для непрофессионала) техника интерпретации. Но, к счастью, сейчас есть приложения, которые сделают все за вас. Рассмотрим некоторые из них.

Обзор приложений

Тест Люшера и психология личности. Определение настроения по цвету
В приложении представлена как краткая, так и полная версии теста Люшера. Перед началом тестирования нужно ввести имя, фамилию, прочесть инструкцию и выбрать тип теста. Приложение бесплатно. Результаты можно расшарить в социальных сетях.
appbox fallback https://apps.apple.com/ru/app/961126542

Android

Колорограф (Тест Люшера)
Краткий вариант теста Люшера предполагает таблицу из восьми цветов. В приложении предлагается дважды ранжировать их с промежутком в 1 минуту. После этого появляются результаты. Приложение бесплатно. Возможности сохранять результаты нет.

Источник