Меню

Факторный анализ и создание личностных тестов



42. Факторный анализ

42. Факторный анализ

Факторный анализ – комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи.

Факторный анализ направлен на преобразование исходного набора признаков в более простую и содержательную форму. Центральная задача метода – переход от совокупности непосредственно измеряемых признаков изучаемого явления к комплексным обобщенным факторам, за которыми стоят комбинации исходных признаков, выделяемых на основе их внутренних закономерностей, отражающих структуру исследуемой области явлений.

Согласно точке зрения одного из создателей факторного анализа – Л. Терстона, этот метод применяется для «конденсирования» тестовых оценок, сведения их к относительно малому числу независимых переменных и для выделения факторов, необходимых для описания индивидуальных различий тестовых результатов. Факторный анализ представляет собой не только метод статистической обработки исходных данных для обобщений, но и широкий научный метод подтверждения гипотез относительно природы процессов.

Исходной информацией для проведения факторного анализа является корреляционная матрица, или матрица интеркорреляций показателей тестов. В некоторых моделях факторного анализа матрица может включать и другие характеристики связей и сопряженности между изучаемыми признаками (например, кластерные отношения, расстояния в семантическом пространстве). Выделенные путем анализа интеркорреляций или других характеристик связи, обобщенные факторы первого порядка могут быть представлены в виде новой матрицы, отражающей корреляции между факторами. На основе таких матриц могут определяться факторы более высокого порядка.

В истории психологии факторный анализ связан с решением ряда теоретических задач. Сначала он воспринимался как один из основных подходов к раскрытию содержания психологических свойств. Так, Ч. Спирменом (1931 г.) на основе анализа корреляций между результатами различных тестов была выдвинута идея единого генерального фактора (фактор G), лежащего в основе успешности выполнения любых тестов, связанных с измерением интеллектуальных свойств. Л. Терстоном (1931 г.) разработан мультифакторный анализ оценки многих коррелирующих между собой (облических) и относительно независимых (ортогональных) факторов, объясняющий мультифакторную концепцию интеллекта. В настоящее время методы факторного анализа составляют сложную специальную область математической статистики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

42. Факторный анализ

42. Факторный анализ Факторный анализ – комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи.Факторный анализ направлен на преобразование исходного набора признаков в более

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

5. Факторный анализ в изучении личности

5. Факторный анализ в изучении личности В западных теориях личности зрительную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь

Анализ

Анализ Существует история о том, как директор супермаркета в Нью-Джерси обнаружил, что убытки магазина (от выноса товара) составляют 20 процентов. Он распорядился провести тщательнейшее служебное расследование. Все цифры были внимательно изучены. Каждому кассиру было

Анализ

Анализ Тезис: «Сизиф» усердно трудится и почти добивается успеха. Но в один из моментов он расслабляется, прекращает усилия и теряет все достигнутое. Он должен начинать снова, повторяя весь цикл.Диагноз: депрессивная реакция.Миф: Сизиф.Роли: Осиротевший Ребенок,

Анализ

Анализ Тезис: Маленькая Бетки сидит на табуретке, замкнувшись в себе и ожидая «Паука», поскольку больше ей не на что надеяться. Он появляется и старается напугать ее, но она решает, что это самый прекрасный «Паук» на свете, и предпочитает остаться с ним. Он периодически

Анализ

Анализ Тезис. Старый солдат оказался ненужным своим родным, а друзей ему не удалось сохранить. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов. Он оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в радости других. Ему хотелось помогать людям, но он не находил

Анализ

Анализ Тезис. Кто-то решает стать великим человеком, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Вместо того чтобы использовать время на их преодоление, он все обходит стороной, находит проблему, достойную его рвения, и в «преисподней» становится великим

Анализ

Анализ В первом разговоре м–р Джоунс не проявил должного внимания ни к невербальной стороне ответов м–ра Брауна (голова опущена вниз), ни к его манере говорить (медленно, затихающим в конце фраз голосом), а ведь такое поведение м–ра Брауна никак не соответствовало его

Анализ

Анализ В первом разговоре ответы Роберта не были направлены на то, чтобы помочь прихожанке Анне исследовать ее проблему. Первый его ответ является информационной защитой. Второй ответ свидетельствует о его несогласии с утверждением Анны. В третьем ответе пастор спорит с

Анализ

Анализ Поскольку у Патрика возникли трудности при изложении его истории, Сандра помогла ему акцентировать важные моменты. После того как Патрик ответил на уточнение Сандры, она пересказала его ответ. В ответ на этот пересказ Патрик рассказал о себе больше. Поскольку

Анализ

Анализ Предположение основывается на данных, почерпнутых из внимательного восприятия и отклика. Пастор выстраивает свои предположения, основываясь на двух источниках. Во–первых, он исходит из высказываний прихожанина и его невербального поведения, обращая внимание на

Анализ

Анализ Это пример 2–й стадии разговора, в которой пастор помогает прихожанину увидеть свою проблему, связанную с посещением умирающего, и воспринять Благую Весть о том, что его трудности являются неотъемлемой частью служения.Оценка. Данный разговор начинается с

Источник

Разработка психодиагностического теста с применением факторного анализа на примере опросника “Шестнадцать личностных факторов (16PF)” Р.Кэттелла

3.2. Разработка психодиагностического теста с применением факторного анализа на примере опросника “Шестнадцать личностных факторов (16PF)” Р.Кэттелла.

Приложение факторного анализа к разработке личностных опросников в так называемой “лексической” традиции /1, с.396/ можно обнаружить в работе, начатой Р. Кэттеллом в 1940-х гг.

В разработке опросника “Шестнадцать личностных факторов” Р. Кэттелл первоначально исходил из так называемых L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Пытаясь добиться исчерпывающего описания личности, он стал собирать все названия черт личности, встречающиеся или в специальном словаре, или в психиатрической и психологической литературе. Выделенные Г. Олпортом и Х. Олдберг 4500 слов, ясно обозначающих черты личности и особенности поведения (на базе словаря из 18000 слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить список личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых.

Взаимная корреляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри которых расположились высококоррелирущие характеристики. Все плеяды содержали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции, например: веселый – печальный, разговорчивый – молчаливый и т.д. Так был получен набор из 36 биполярных названий, который был расширен до 46 за счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всех биполярных пар были составлены рабочие определения. Например:

В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Р. Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным (questionnaire data), т.е. данным, полученным с помощью опросников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Р. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с опросником “Шестнадцать личностных факторов”.

Факторы личности, диагностируемые опросником “Шестнадцать личностных факторов”, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква “Q” используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют “бытовые” и “технические” названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Например, фактор А – “сердечность, доброта – обособленность, отчужденность”. Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные названия: например, тот же фактор А будет определяться как “аффектотимия — сизотимия”. Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Следует иметь в виду, что определение концов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-) условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описание каждого фактора (см. приложение 1) у Р. Кэттелла состоит из разделов:

а) буквенный индекс фактора; разработана также система универсальной индексации, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере;

б) техническое и бытовое название;

в) список наиболее значимых характеристик в L-данных;

г) интерпретация фактора.

Рассмотренные выше факторы – первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации были выделены более общие факторы второго порядка. Р. Кэттелл неоднократно “извлекал” вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов. Предпринимались попытки получения факторов третьего порядка, однако практического значения результаты не имеют (рис.5).

18000 терминов, описывающих личность

¯ Грамматический и семантический

4500 наименований черт анализ (Олпорт и Олдберг, 1936)

171 группа синонимов Семантический анализ (Кэттелл, 1946)

46 поверхностных черт Статистический анализ, метод корреля-

¯ ционных плеяд (Кэттелл, 1946, 1957)

20 факторов первого порядка Факторный анализ (Кэттелл, 1946, 1957)

Читайте также:  Росавиация тесты для бортинженеров

9 факторов второго порядка Факторный анализ (Кэттелл, 1957, 1969)

5 факторов третьего порядка Факторный анализ (Кэттелл, 1969, 1973)

Рис. 5. Исследовательская стратегия, использованная при разработке опросника “Шестнадцать личностных факторов.

Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника “16PF” (А и В, по 187 вопросов в каждой, для обследования взрослых людей с образованием не ниже 8-9 классов; форма А считается стандартной), разработаны также формы С, D, E. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования малограмотных лиц. Известны варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное “патологическое” дополнение к опроснику, которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование.

В пятой редакции опросника (только одна форма, содержащая 185 вопросов) внутренняя согласованность и ретестовая надежность шкал для 16 первичных факторов выше, чем в его более ранних редакциях. Техническое руководство к пятой редакции содержит также гораздо больше сведений о валидности. Однако проблема отсутствия факторной независмости 16 первичных шкал, очевидная в ранних редакциях опросника, сохраняется, по всей видимости, и в его последней редакции. Эта проблема подчеркивается неспособностью исследователей, использовавших оригинальные переменные Кэттелла, воспроизвести его 16 факторов или получить хотя бы близкое факторное решение. Вместо этого в большинстве исследований, использующих данные, на которых Кэттелл построил свою систему, было выявлено от 4 до 7 факторов, что привело впоследствии к наиболее популярному 5-факторному решению.

Отмечая недостатки подхода Р. Кэттелла к исследованию личности, Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов делают вывод о том, что “Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личности, чем он фактически является” /2, с.379/.

В настоящее время методы факторного анализа составляют сложную специальную область математической статистики. В психологической диагностике факторный анализ широко используется как для решения исследовательских задач, так и при конструировании психодиагностических методик.

Факторный анализ является эффективным средством получения короткого описания взаимоотношений между параметрами при среднем числе параметров и, кроме того, в несколько модифицированном виде служит одной из основных составляющих лингвистических методов обработки экспериментальных данных с большим числом параметров.

Многочисленные экспериментальные исследования, в частности по обработке психологических, социологических, экономических и других данных, показали, что определяемые факторы, как правило, хорошо интерпретируются как некоторые существенные внутренние характеристики изучаемых объектов. Таким образом, факторный анализ оказался эффективным формальным средством генерации новых понятий и гипотез в самых различных науках.

В настоящее время факторный анализ все чаще используется в роли подтверждающего, чем исследовательского метода. Нередко его сочетают с моделированием структурными уравнениями для оценивания теоретически сформулированной модели вклада различных переменных в выполнение задачи.

Слабое место традиционного факторного анализа – в недостаточном внимании к выбору анализируемых переменных.

Поскольку конечным результатом методов факторного анализа является, как правило, получение содержательно интерпретируемых факторов, то при решении практических задач факторный анализ в настоящее время является еще в большой мере искусством, овладение которым требует некоторого опыта.

Как указывалось выше, основная задача факторного анализа состоит в экономном описании экспериментальных данных. Это вовсе не означает, что всегда методами факторного анализа ищут “фундаментальные”, “базисные” категории (факторы) в данной области, например, в психологии. Иногда бывает необходимо по возможности наиболее полно проанализировать набор параметров, характеризующих умственные способности некоторой популяции. Но даже и в этом случае факторы не могут полностью описать ситуацию хотя бы потому, что некоторые важные параметры попросту еще не придуманы. Теоретически задача исчерпывающе полного описания неразрешима; однако в практическом исследовании с ограниченным кругом решаемых вопросов и небольшим числом рассматриваемых параметров она разрешима вполне. Нужно только помнить, что факторный анализ дает всегда интерпретацию лишь данного экспериментального материала и, следовательно, сокращенное описание лишь данного набора параметров.

Главную цель факторного анализа хорошо выразил Келли: “Факторный анализ не пытается искать истину в бесконечном времени, бесконечном пространстве или для бесконечной выборки; наоборот, он стремится дать простое описание конечной группы объектов, функционирующих конечным числом способов, в терминах некоторого пространства небольшого числа измерений. Разочарован будет тот, кто пожелает найти в факторном анализе более туманные цели и истины”/20, с.16/.

Список использованной литературы

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: “Питер”, 2001. – С.333-348, 398-401.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: “Питер”, 2000. – С.39, 360-363, 409.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. –Самара: “Бахрах”, 2000. – С.211-212.

4. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: “АспектПресс”, 1998. – С.346-351.

5. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: “Братство”, 1994. – С.75-78.

6. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семан-тические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников.//Психол. журнал, т.8, №6, 1987.- С.79-89.

7. Иберла К. Факторный анализ. – М.: “Статистика”, 1980. – 308 с.

8. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. – М.: “Статистика”, 1982. – С.55-70.

9. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д: “Феникс”, 1999. – С.412.

10. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: “Речь”, 2001. – С.99-102.

11. Левандовский Н.Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации //Вопросы психологии. 1980. № 5. – С.138-142.

12. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. – М.: “Мир”, 1967. – 144 с.

13. Митина О.В. Факторный анализ для психологов. – М.: “УМК”, 2001. – 169 с.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: “Бахрах”, 1998. – С.192-260.

15. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики. – М.: “Наука”, 1969.- С.294-312.

16. Современная психология: Справочное руководство. – М.: “ИНФРА- М”, 1999. – С.597-599.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологи. – Ростов н/Д: “Феникс”, 1999. – С.298-309.

18. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – М., 1972. – 345 с.

19. Теплов Б.М. Простейшие способы факторного анализа //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. – Т.5. – М.: “Просвещение”, 1967. – С.239-286.

20. Харман Г. Современный факторный анализ. – М.: “Статистика”, 1972. – 486 с.

21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: “Питер”, 1997. – С.303-313.

22. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – Ростов н/Д: “Феникс”, 1999. – С.46-49, 263-271.

Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кэттела “Шестнадцать личностных факторов” (16 PF) /21, с.309/

Источник

Применение факторного анализа при разработке тестов

Пытаясь добиться систематической классификации черт личности, некоторые психологи обратились к факторному анализу. Этот метод, уже обсуждавшийся в связи с организацией когнитивных способностей, идеально подходит для сокращения числа категорий, необходимых для объяснения поведенческих феноменов путем поиска устойчивых паттернов в их появлении. Напомним, что элемент субъективности все же вносится в идентификацию факторов, поскольку этот процесс зависит от изучения мер или заданий (пунктов), имеющих наибольшую нагрузку по каждому фактору (см. главу 11). Отсюда, кросс-идентификация факторов из независимых исследований, в которых используются различные меры, становится трудноосуществимой, что всегда служило источником несоответствий как в названиях черт, так и в их количестве. Вдобавок ко всему, существует множество способов применения факторного анализа в исследовании черт личности. Среди этого множества есть две главные традиции, которые сосуществовали на протяжении нескольких десятилетий и между которыми в последние годы произошло некоторое сближение.

Одна из них, сосредоточенная на использовании данных личностных вопросников, иллюстрируется серией исследований Гилфорда и его сотрудников (см. Guilford, 1959, chap. 16; Guilford, & Zimmerman, 1956). Вместо того чтобы коррелировать суммарные показатели по существующим опросникам, эти исследователи вычисляли интеркорреляции между отдельными пунктами из многих личностных опросников. В качестве промежуточного продукта данного исследования были разработаны три личностных опросника, объединенные со временем в один инструмент — Гилфорда-Циммермана обследование темперамента (Guilford-Zimmerman Temperament Survey). Этот опросник дает отдельные показатели для 10 черт, а каждый показатель основывается на 30 разных пунктах. Примеры этих черт включают сдержанность (Restraint), доминирование (Ascendance), эмоциональную устойчивость и дружелюбность.

Еще одни новаторские приложения методов факторного анализа к разработке личностных опросников, иногда называемые «лексической» традицией, можно обнаружить в работе, начатой Р. Б. Кэттеллом в 1940-х гг. (John, Angleitner, & Ostendorf, 1988). Пытаясь добиться исчерпывающего описания личности, Кэттелл стал собирать все названия черт личности, встречающиеся или в специальном словаре (составленном Олпортом и Одбертом — Allport & Odbert, 1936), или в психиатрической и психологической литературе. Получившийся список из почти 18 000 терминов был сначала сокращен за счет объединения явных синонимов. Этот гораздо меньший перечень черт использовался затем при получении рейтингов знающих друг друга членов неоднородной группы взрослых людей. Вычисление интеркорреляций и факторный анализ этих рейтингов и данных стандартизованного самоотчета привел к установлению того, что Р. Кэттелл описал как «подлинно первичные черты личности» (thepn

тагу source traits of personality), — характеристика, которая, по-видимому, подразумевает большую универсальность и стабильность результатов, чем это представлялось оправданным на основании предыдущих исследований. Характерной особенностью подхода Р. Кэттелла является отношение к факторному анализу не как к способу сокращения размерности данных, а как к методу выявления базовых, причинных черт (Cattell, 1979).

Глава 13. Стандартизованные самоотчеты как метол изучения личности 397

Шестнадцатифакторный личностный опросник (16 PF). На основе факторных исследований Р. Кэттелл и его сотрудники разработали ряд личностных опросников, из которых наиболее известен Шестнадцатифакторный личностный опросник (16 PF), ныне доступный уже в своей пятой редакции (Cattell, Cattell, & Cattell, 1993; Conn, & Rieke, 1994; Russell, & Karol, 1994). Опубликованный впервые в 1949 г., 16 PF предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше и дает 16 показателей по таким чертам личности, как социальная смелость (Social Bold), доминантность (Dominance), вигильность ( Vigilance), эмоциональная устойчивость (Emotional Stability) и власть сознания (Rule Consciousness). Эти 16 факторов, распознаваемые по тем же начальным буквам, уточнялись на протяжении ряда лет и, соответственно, переименовывались; со временем от той эзотерической терминологии, которую Кэттелл первоначально использовал для обозначения выделенных им черт личности, практически отказались. Например, края измерения (dimension), называемого теперь «Социальная смелость», сменили прежние, несколько загадочные ярлыки Threctia и Parmia на такие всем привычные маркеры, как «робость» и «смелость» соответственно. Факторы второго порядка в 16 PF, число которых раньше варьировало от 4 до 8, сейчас называются «глобальными факторами» (global factors), а их количество ограничено 5 — числом, согласующимся с популярной пятифакторной моделью, которая будет рассмотрена в следующем разделе.

Читайте также:  Интересные темы для теста

Пятая редакция 16 PFдоступна пользователям только в одной форме, содержащей 185 пунктов, большая часть которых была отобрана из предыдущих форм этого опросника на основе их содержания и добротности психометрических свойств. Для этой редакции 16 Pi 7 установлены новые нормы на выборке 2500 лиц, отобранных таким образом, чтобы примерно отображать население США — согласно данным переписи 1990 г. — по параметрам пола, расы, возрастного состава и образования. Одной из отличительных особенностей 16 РРявляется включение в него 15 пунктов, представленных в конце опросника в виде целостного блока заданий под заголовком «Вопросы на решение задач» (Problem Solving Questions); эти задания составляют Шкалу рассуждения (Reasoningscale), задуманную в качестве быстрой меры умственной способности. В добавление к этому, современная версия опросника дает три индекса стиля ответов, оценивающих уступчивость, выбор ответов наугад и попытки представить себя нереалистически, как обладающего социально желательными или, напротив, нежелательными качествами.

В пятой редакции опросника внутренняя согласованность и ретестовая надежность шкал для 16 первичных факторов выше, чем в его более ранних редакциях. Точно так же техническое руководство (Technical Manual) к пятой редакции 16 PF содержит гораздо больше сведений о валидности, чем прежние руководства. Однако проблема отсутствия факторной независимости 16 первичных шкал, очевидная в ранних редакциях опросника, сохраняется, по всей видимости, и в его последней редакции. Эта Проблема подчеркивается неспособностью всех без исключения исследователей, использовавших оригинальные переменные Кэттелла, воспроизвести его 16 факторов или получить хотя бы близкое факторное решение. Вместо этого в большинстве исследований, использующих данные, на которых Кэттелл построил свою систему, было выявлено от 4 до 7 факторов (Digman, 1990; L. R. Goldberg, 1993). Первые попытки воспроизвести первичные факторы Кэттелла были предприняты Фиске (D. W. Fiske, 1949) и привели к пятифакторному решению; эта работа сейчас широко цитируется к ак самый первый вариант обсуждаемой ниже современной модели.

Часть 4. Тестирование личности

«Пятифакторная модель» и почему она работает. 1 В современных работах по оценке личности все больше внимания уделяется так называемой «Пятифакторной модели» (Five-Factor Model или, сокращенно, FFM), которая символизирует необычайный уровень согласия среди исследователей личности, принадлежащих к самым разным школам факторно-аналитических исследований (Costa, & Widiger, 1994; Dig-man, 1990; МсСгае, & John, 1992; Wiggins, & Pincus, 1992). В то же время конкретный вид, в котором эта модель представлялась, послужил причиной серьезной критики и полемики (Block, 1995; Carlson, 1992; Goldberg, 1993; Kroger, & Wood, 1993; Loevinger, 1994). 2 По существу, FFM— это попытка использовать иерархическую модель анализа с целью упростить ставшую необозримой коллекцию данных об эмоциональном поведении индивидуумов. Следовательно, она предоставляет информацию, с которой легче работать при оценивании конкретных людей и прогнозировании их поведения в определенных ситуациях. Факторы этой модели являются описательными, а не объяснительными, и они не относятся к разряду тех, что лежат в основе отдельных заданий или специфических тестов, из которых они извлечены.

Пятифакторная модель имеет сходство с иерархической структурой, получаемой в результате факторного анализа тестов способностей (см. главу 11). Хотя некоторые исследователи на протяжении последних четырех десятилетий сходились во мнении, что пять факторов — как раз то их число, которое необходимо для объяснения большинства корреляций между огромным количеством дескрипторов личности, наиболее подходящее для конкретных целей число факторов было бы лучше охарактеризовать как 5±2. К тому же и названия, даваемые каждому фактору, часто вызывают полемику (см., например, Digman, 1990, р. 423; Loevinger, 1994; Paunonen, 1993). Этого следовало ожидать, так как факторы отражают различия в выборе опросников, шкал, формата ответов, а также различия выборок, на которых они были получены.

Некоторая путаница и неправильное понимание были вызваны тем, как была описана процедура получения FFM. Сложилось впечатление, что эти базисные факторы личности были «открыты» благодаря некоему новому подходу. В действительности, эти факторы соответствуют второму уровню иерархии, получаемому в результате факторного анализа личностного теста и данных рейтинговой шкалы. Примечательно, что второй уровень иерархии, дающий факторы средней широты, оказался наиболее часто получаемым и воспроизводимым при оценивании как когнитивной, так и эмоциональной сферы. Поскольку они агрегируют или объединяют меры более низких уровней поведенческих дескрипторов и более узко определяемых черт, эти факторы дают более надежные показатели и, соответственно, более высокие коэффициенты валидности. Если тестовая батарея была сконструирована в соответствии с иерархической моделью и если есть нормы для разных уровней, как это имеет место в таких когнитивных батареях, как Дифференциальные шкалы способностей (см. главу 8), такую батарею можно применять максимально гибко, приспосабливая к конкретным целям. Например, после установления наиболее типичного для данного индивидуум 3

1 Дополнительную информацию о «Пятифакторной модели» можно найти в двух недавно переведенных на русский язык учебниках: Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования-Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2000 (гл. 8) и Купер К. Индивидуальные различия: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2000 (с. 113-118). — Примеч. науч. ред.

2 См. также другие статьи после заметки Kroger, & Wood в разделе «Критика» журнала America Psychologist, 1993, p. 1298-1304.

Глава 13. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности 399

фактора среднего уровня, анализ можно дополнить изучением его показателей по более узким, более детальным тестам нижележащего уровня.

Два исследователя, чьи имена в первую очередь ассоциируются с Пятифакторной моделью, разработали тест, который согласуется с их версией этой модели. В своей современной редакции Пересмотренный ЛЖО-личностный опросник 1 (Revised NEO Personality Inventory [NEO PI-R] — Costa, & McCrae, 1992b) дает показатели по пяти главным измерениям, или областям (domains), личности и по 30 дополнительным чертам, или аспектам (facets), 2 которые определяют границы каждой области. Пол Коста и Роберт МакКрей избегают употреблять термин «факторы» для обозначения шкал или компонентов, которые можно отнести к какому-либо уровню иерархии. Пять главных областей — Нейротизм (Neuroticism [N]), Экстраверсия (Extroversion [Е]), Открытость опыту (Openness to Experience [О]), Уживчивость (Agreeableness [А]), 3 Сознательность (Conscientiousness [С]) — и их соответствующие аспекты приведены в табл. 13-1.

Шкалы NEO PI-R разрабатывались на протяжении 15-летнего исследования, которое началось с лонгитюдного изучения старения на выборках нормальных взрослых и позднее было распространено на клиническую, производственную и студенческую выборки. Хотя этот опросник создавался как средство измерения «черт нормальной личности», Коста и МакКрей предполагают, что он окажется полезным в клинической и прикладных областях деятельности, а также при проведении научных исследований. Среди методологических новшеств NEO PI-R — наличие формы для самоотчета (Form 5) и двух вариантов формы для отчета стороннего наблюдателя (Form R-Men и Form R- Women), состоящей из тех же 240 пунктов, что и форма S, только сформулированных в третьем лице. Форма R дает возможность получить независимые оценки («рейтинги») от сверстников, супругов и других лиц по тем же областям, которые индивидуум оценивает сам у себя. Это особенно важно в случае NEO PI-R, поскольку этот опросник создавался в расчете на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Для взрослых мужчин и женщин нормы имеются по обеим формам; для лиц студенческого возраста обоих полов есть нормы только по форме S.

Пятифакторная модель (или «Большая пятерка») в том виде, как она постулирована Костой и МакКреем, получила широкое, хотя отнюдь не всеобщее, признание в качестве полезной теоретической рамки для изучения черт личности. Расхождения существуют даже среди сторонников факторно-аналитического подхода к исследова-

1 Акроним NEO образован из первых букв слов Neuroticism (нейротизм), Extroversion (экстраверсия) И Openness to Experience (открытость опыту), однако сами эти слова не употребляются в полном названии опросника.

2 Употребление терминов domain и facet (область и аспект, или домен и фацет соответственно) отражает все большее проникновение в психологию компьютерной терминологии, особенно связанной с разработкой искусственного интеллекта, и в частности экспертных систем, на основе сложных баз знаний. Каналом для такого проникновения, как нетрудно догадаться, служит когнитивная психология. — Примеч. науч. ред.

3 Есть и другие варианты перевода этого термина: «доброжелательность» (М. С. Жамкочьян и В. С. Магун) и «готовность к согласию» (Т. М. Марютина и И. В. Равич-Щербо). Однако, как представляется, ни один из вариантов, включая и предлагаемый мною, не передает тех коннотаций этого английского слова, которые связаны с правилами поведения «истинного джентльмена». — Примеч. науч. ред.

Часть 4. Тестирование личности

Таблица 13-1 Области и аспекты Пересмотренного ЛЖО-личностното опросника (NEO PI-R)

НЕЙРОТИЗМ

Тревожность (Anxiety [N 1]) Злобная враждебность (Angry Hostility [N 2]) Депрессия (Depression [N 3]) Застенчивость (Self-Consciousness [N 4]) Импульсивность (Impulsiveness [N 5])

Ранимость (Vulnerability [N 6])

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ

Воображение (Fantasy [О 1]) Эстетика (Aesthetics [О 2]) Чувства (Feelings [О 3]) Действия (Actions [О 4]) Идеи (Ideas [О 5]) Ценности (Values [О 6])

ЭКСТРАВЕРСИЯ

Сердечность (Warmth [E 1]) Стадность (Gregariousness [E 2]) Ассертивность (Assertiveness [E 3]) Активность (Activity [E 4]) Поиск возбуждения (Excitement-Seeking [Е5]) Положительные эмоции (Positive Emotions [E 6])

Читайте также:  Аим тест от нави

УЖИВЧИВОСТЬ

Доверие (Trust [А 1 ]) Прямота (Straitforwardness [A 2]) Альтруизм (Altruism [A3]) Покладистость (Compliance [A 4]) Скромность (Modesty [A 5]) Мягкость (Tender-Mindedness [ А 6 ])’

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Компетентность (Competence [С 1]) Порядок (Order [С 2]) Чувство долга (Dutifulness [СЗ]) Достижение (Achievement [С 4]) Самодисциплина (Self-Discipline [С 5]) Осмотрительность (Deliberation [С 6])

(С упрощениями из Costa & McCrae, 1992 Ь, р. 2. Copyright © 1992 by Psychological Assessment

Resources, Inc. Воспроизводится с разрешения)

При оценивании результатов этой деятельности следует не забывать о том, что факторный анализ — это всего лишь способ объединения заданий (или пунктов) теста в относительно однородные и независимые кластеры. Такие группировки облегчают исследование валидности относительно эмпирических критериев, позволяют получить более эффективную комбинацию показателей для прогнозирования специфи-

1 Этот полярный термин (антоним — Tough-Mindedness) У. Джеймса, впоследствии использованный Р. Б. Кэттеллом для характеристики полюсов одной из шкал 16 PF(Harria— Premsia), имеет довольно сложное семантическое поле. См. его подробную характеристику в книге: Джеймс У. Воля к вер е -Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 209 и далее. — Примеч. науч. ред.

Трава 13- Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности 401

-V » ‘

ческих критериев и способствуют более точному определению конструктов. Однородность и факторная чистота — желанные цели в конструировании тестов. Однако все это не заменяет (и не отменяет) эмпирическую валидизацию или исследование теоретических основ теста.

Источник

Факторный анализ. Методы. Виды и модели

Факторный анализ применяют в различных науках, например, в психологии и психометрии, но чаще всего его используют в экономике. С его помощью компания может понять, динамика каких показателей оказывает наибольшее влияние на конечный результат.

Понятие факторного анализа

Факторным анализом называют метод исследования, который позволяет определить влияние той или иной переменной на конечный результат. Для его проведения нужно подготовить информацию по каждому параметру. В процессе исследования можно понять внутреннюю взаимосвязь между факторами, влияющими на итог деятельности.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Приемы факторного анализа

Основой факторного анализа является его модель:

ФМ = А * Б * В…Я + КР

где ФМ – факторная модель;

А, Б, В…Я – факторы, используемые для анализа;

КР – конечный результат деятельности.

Но, чтобы понять взаимосвязь между показателями и итогом работы, исследование проводят при помощи распространенных приемов:

  • детерминированного;
  • стохастического;
  • статического и динамического;
  • ретроспективного и перспективного.

В процессе исследования можно использовать все приемы. Но в экономике зачастую применяют один из них.

Детерминированный факторный анализ

Для проведения детерминированного факторного анализа используют несколько моделей:

  • кратную;
  • адаптивную;
  • мультипликативную.

В процессе осуществления вычислений при помощи каждой из них используют данные об исследуемых факторах, а также конечный результат.

Модель детерминированного факторного анализа Формула Расшифровка формулы
Кратная А / А1 А, А1 – факторы
Адаптивная А + А1 + А2 + … +Ан А, А1, А2, Ан – факторы
Мультипликативная А * А1 * А2 * … *Ан А, А1, А2, Ан – факторы

То есть, детерминированный факторный анализ проводится путем нахождения частного от исследуемых факторов, их произведения или суммы.

Методы детерминированного факторного анализа

Детерминированный факторный анализ проводят при помощи следующих методов:

  • цепных постановок;
  • логарифмирования;
  • абсолютных разниц;
  • интегрального;
  • относительных разниц.

Для получения достоверного результата, нужно тщательно отобрать факторы, которые непосредственно влияют на конечный результат деятельности.

Метод цепных постановок

Метод цепных подстановок представляет собой последовательную замену одного из показателей прошлого периода с отчетным. При этом все остальные факторы остаются нетронутыми. Изменяя показатель, необходимо проводить новый расчет.

Важно! При вычислении получается так, что в первом исследовании используют все факторы прошлого периода, а в последнем – фактического.

Для анализа используют факторную модель:

ФМ = А * Б * В…Я,

где А, Б, В…Я – показатели, используемые в процессе.

Чтобы определить взаимосвязь между факторами и конечным результатом, необходимо найти разницу между результатами расчетов. Для этого из итога второго расчета нужно отнять результат первого, из третьего – второго, из четвертого – третьего и так далее. В процессе исследования важно соблюдать строгую последовательность, в противном случае, анализ может показать некорректную информацию.

Метод логарифмирования

Метод логарифмирования считается одним из наиболее точных способов факторного анализа. Он заключается в составлении логарифма на основании показателей прошлого и отчетного периода.

Для этого находят сумму всех факторов, затем записывают алгебраическое выражение в виде произведения отношения фактических факторов к плановым. А уже на основании него составляют логарифм.

Метод абсолютных разниц

Основой для вычисления методом абсолютных разниц служит факторная модель:

ФМ = А * Б * В…Я,

где А, Б, В…Я – показатели, используемые в процессе.

Но для начала нужно найти абсолютные отклонения. Для этого из факторов базисного периода отнимают плановые показатели.

Метод абсолютных разниц

Для определения взаимосвязи между ними необходимо провести анализ при помощи факторной модели, заменяя относительные результаты на абсолютные отклонения.

Интегральный метод

Интегральный метод используется только тогда, когда конечный результат можно представить в виде функции от нескольких показателей. Интегральное выражение показывает зависимость функции от аргументов.

Интегральный метод

Метод относительных разниц

Метод относительных разниц используется для измерения влияния факторов на динамику конечного результата в мультипликативных и смешанных моделях. Он применяется в том случае, если данные для расчета выражены в относительных отклонения факторных показателей (процентах).

При проведении анализа данным методом за основу берется факторная модель:

ФМ = А * Б * В…Я,

где А, Б, В…Я – показатели, используемые в процессе.

Относительные отклонения находят по формуле:

(Аф – Ап) / Ап,

где Аф – фактический показатель;

Ап – плановый или базисный показатель.

Стохастический факторный анализ

Стохастический факторный анализ проводится только в том случае, если нет возможности найти прямой взаимосвязи между конечным результатом и факторами, влияющими на него. Как правило, его применяют дополнительно к детерминированному исследованию. Стохастический факторный анализ проводится с использованием следующих методов:

  • математического программирования;
  • парной корреляции;
  • теории игр;
  • матричной модели;
  • множественного корреляционного анализа.

Метод математического программирования

Метод математического программирования применяется в качестве инструмента по оптимизации экономической деятельности.

Метод парной корреляции

Метод парной корреляции применяется для определения взаимосвязи между показателями, которые не находятся в функциональной зависимости. То есть влияние одного показателя на другой происходит не всегда, а под воздействием определенных корреляций.

Метод парной корреляции позволяет:

  • определить уровень регрессии путем составления модели фактических показателей;
  • найти коэффициент корреляции путем определения тесноты взаимосвязи между факторами.

Метод теории игр

Метод теории игр используется в нескольких случаях:

  • условия работы не определены;
  • между сторонами существует конфликт;
  • стороны имеют разные интересы.

То есть, на конечный результат может повлиять поведение другой стороны. Сам метод основан на предположении, сформированном путем составления теории математических моделей.

Метод матричной модели

Метод матричной модели выглядит как схематическое изображение экономических явлений. Например, затраты и выпуск предприятия располагают в шахматном виде. Именно на основании полученного изображения можно понять, насколько затраты повлияли на конечный результат.

Метод множественного корреляционного анализа

Метод множественного корреляционного анализа помогает:

  • определить зависимость между одним фактором с совокупностью других показателей;
  • понять, насколько взаимосвязан один показатель от другого при исключении всех остальных факторов.

Исследование проводят при помощи специализированных компьютерных программ.

Статистический и динамический факторный анализ

Статистический факторный анализ используют для выявления взаимосвязи между показателями, которые повлияли на конечный результат за конкретный промежуток времени.

В свою очередь, динамическое исследование позволяет определить, что именно повлияло на динамику итога.

Ретроспективный и перспективный факторный анализ

Ретроспективный факторный анализ показывает, почему произошли изменения по сравнению с планом или базисным периодом. А перспективный метод позволяет оценить взаимосвязь между факторами и конечным результатом на будущее.

Этапы факторного анализа

Не важно, какой метод факторного анализа будет использован в процессе исследования. В любом случае, оно делится на несколько этапов:

  1. В первую очередь, отбираются все факторы, которые могут повлиять на результат. Зачастую используют данные бухгалтерского учета. Однако допускается использование иных источников информации.
  2. На следующем этапе важно классифицировать факторы по любому из удобных признаков. Например, по затратам, по экономическим показателям или по сезону.
  3. После того, как все показатели отобраны и классифицированы, можно проводить анализ одним или несколькими методами. Для этого производят расчеты для каждого фактора по отдельности.
  4. Следующий этап – нахождение взаимосвязи между показателями.
  5. В заключение, на основании проведенного исследования делают вывод.

Важно! Для проведения факторного анализа необходимо соответствующее программное обеспечение.

Как провести факторный анализ финансовой деятельности предприятия

Для проведения факторного анализа финансовой деятельности предприятия необходимо найти все показатели, которые влияют на конечный результат. Зачастую это:

  • объем продаж;
  • себестоимость единицы продукции;
  • затраты на производство;
  • индекс изменения цены;
  • чистая прибыль;
  • доход предприятия.

Как правило, факторный анализ проводят при помощи таблицы. В нее заносятся плановые и фактические показатели. На их основании производят вычисления, а результаты также вписывают в таблицу, после чего делают выводы.

Пример

Например, для проведения факторного анализа прибыли предприятия в качестве исследуемых факторов используют: доход, себестоимость единицы товара, а также чистый доход.

Фактор Продажи Абсолютная динамика, в тыс. Относительная динамика, в %
Базисный период, в тыс. Отчетный период, в тыс.
Доход 70 80 1 14,3
Себестоимость 65 67 2 3,1
Чистая прибыль 12 13 1 8,3

На основании полученной информации можно сделать вывод о том, что себестоимость единицы товара выросла на 3,1%, что непосредственно для предприятия является негативным моментом. Но, несмотря на это, доход предприятия также увеличился, что позволило получить более высокую чистую прибыль.

Источник