Меню

Экспериментальные эпидемиологические наблюдения предусматривают тест

Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает искусственное воспроизведение явления (его частей) или искусственное вмешательство в естественный ход процесса. Под экспериментом в эпидемиологии понимается искусственное вмешательство в процесс путем устранения гипотетически подозреваемых факторов, вызывающих болезни. В естественных условиях сама жизнь определяет, кто подвергается воздействию фактора, а кто нет. Задача исследователя состоит в том, чтобы увидеть различие по признаку воздей-

Контролируемый эпидемиологический эксперимент

Когортное эпидемиологическое исследование, в котором исследователь формирует группы наблюдения, различающиеся по действию исследуемого фактора и равноценные по всем другим признакам

Доказательство причинно-следственных связей

Обоснование и количественная оценка потенциальной эффективности противоэпидемического средства (мероприятия)

Неконтролируемый эпидемиологический эксперимент

Вмешательство в естественный ход развития эпидемического процесса проведением мероприятий и оценка результата в когортном исследовании-наблюдении

Оценка эффективности противоэпидемического мероприятия и достоверности причинно-следственных связей

Независимые от исследователя воздействия на относительно изолированную группу Людей, ‘ следствием которых является необычно высокая заболеваемость или устранение заболеваемости

Формулирование и проверка гипотез о причинах и условиях заболеваемости (факторах риска)

«Физическое» моделирование эпидемического процесса

Замещение возбудителя (реж$ людей) в естественных условиях развития эпидемического процесса

Формулирование и проверка гипотез о механизме развития эпидемического процесса

Искусственное воспроизведение эпизоотий в лабораторных условиях в вариантах по воле исследователя

Формулирование и проверка гипотез путем экстраполяции результатов на эпидемический процесс

ствия и сравнить результат. При экспериментальных исследованиях исследователь определяет, кто подвергается воздействию фактора, а кто нет. Он же проверяет результат. Исследования-наблюдения демонстрируют взаимосвязь, а экспериментальные исследования доказывают причинно-следственные связи.

Различные варианты экспериментальных исследований в эпидемиологии приведены в табл. 11.

Контролируемый эксперимент. Гипотетические предположения о причинно-следственном характере связи, устанавливаемые в аналитических эпидемиологических исследованиях, доказываются в контролируемом эксперименте. В этом случае формируются группы, одна из которых подвергается

Таблица 12. Соотношение эксперимента и наблюдения в неконтролируемом эксперименте

Искусственное вмешательство в естественный ход эпидемического процесса, осуществляемое органами здравоохранения при проведении противоэпидемических мероприятий

Формирование равноценных групп наблюдения, различающихся лишь по использованию (неиспользованию) или качеству проведения противоэпидемического мероприятия, и сравнение показателей заболеваемости в выделенных группах

Оценка гипотез о факторах риска и эффективности противоэпидемических мероприя

Выделение в одной и той же группе периодов наблюдения, различающихся по использованию (неиспользованию) или качеству проведения противоэпидемического мероприятия, и сравнение показателей заболеваемости в периоды наблюдения

янб. (ревр. март апр. май июнь июль абг. сент. недели месяца

Рис..5. Показатели заболеваемости ОРЗ по данным госпитализации среди рекрутов ВМФ США, привитых живой аденовирусной вакциной, в сопоставлении со среднемноголетними данными заболеваемости в допрививочный период.

воздействию профилактического (лечебного) препарата или получает рекомендации (например, не курить) в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. Затем учитывается заболеваемость в той и другой группе. В зависимости от характера оцениваемого фактора риска используется индивидуальная или кустовая выборка.

Итогом контролируемого эпидемиологического эксперимента является не только доказательство гипотезы о факторе риска, но и количественная оценка профилактического действия профилактического средства (мероприятия), т. е. его потенциальной эффективности.

Неконтролируемый эксперимент. Под неконтролируемым экспериментом в эпидемиологии понймают искусственное вмешательство в естественный ход возникновения и распространения заболеваний за счет профилактической деятельности органов здравоохранения. Научная ценность неконтролируемого эксперимента ограничена, поскольку в ходе профилактики не предусматриваются контрольные группы. В связи с этим для получения обоснованных выводов неконтролируемые эксперименты (текущую профилактику) необходимо сочетать с наблюдательными когортными эпидемиологическими исследованиями (табл. 12).

Доказанный результат снижения заболеваемости или предупреждения заболеваний характеризует фактическую эффективность мероприятия. В неконтролируемом эксперименте в сочетании с когортным эпидемиологическим наблюдением оценивается и потенциальная его эффективность, если она не была

ранее определена в контролируемом эпидемиологическом опыте. При этом, как показано в табл. 12, применяются два основных подхода к оценке результатов: 1) анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости в разных местах (коллективах), различающихся по применению (неприменению) или по качеству проведения мероприятия; 2) анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости в одном и том же месте (коллективе) в разные периоды времени, различающиеся применением (неприменением) или качеством проведения мероприятия. Результаты оценки по второму варианту приведены на рис.

5. Данные рисунка показывают снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями. При расчете заболеваемости только аденовирусной инфекцией показатель эффективности будет выше.

«Естественный эксперимент». Различного рода события, сопровождающиеся массовой заболеваемостью или ее прекращением, могут явиться при целенаправленном их анализе основой для построения новых научных гипотез. Примером могут служить выводы о связи между облучением и лейкемией на основе приводившихся в предыдущей главе данных, собранных после атомного взрыва в Хиросиме и Нагасаки.

«Физическое» моделирование эпидемического процесса. При изучении инфекционной заболеваемости исследователи время от времени находили пути искусственного воспроизведения явлений, имитирующих эпидемический процесс в естественных условиях. Этот вариант эксперимента в эпидемиологии называют физическим моделированием в отличие от математического моделирования.

Так, распространение возбудителей кишечных инфекций изучают, вводя в организм человека кишечную палочку М-17 или бактериофаг. Проводились опыты замещения не только возбудителя, но и восприимчивого организма (при туберкулезе).

Экспериментальная эпизоотология. В течение длительного времени к экспериментальной эпидемиологии относили «опыты в мышиных городках». Суть их состоит в том, что экспериментатор изучает развитие эпизоотического процесса, комбинируя по своему усмотрению соотношение зараженных и незараженных животных, а также условия их взаимодействия. Тем самым представляется возможность проследить судьбу возбудителя при пассаже через восприимчивые и иммунные организмы, понять’условия сохранения возбудителя в межэпизоотический период или выявить другие важные для понимания взаимоотношений популяций паразита и хозяина факты. Перенос их на эпидемический процесс всегда требует осторожности.

Источник



Публикации в СМИ

Кафедра эпидемиологии. Примеры тестовых заданий по эпидемиологии для студентов, обучающихся по специальности «медико-профилакическое дело»

Кафедра эпидемиологии. Примеры тестовых заданий по эпидемиологии для студентов, обучающихся по специальности «медико-профилакическое дело»

Выберите один или несколько правильных ответов

1. Эпидемиологический подход к изучению патологии человека, в отличие от других подходов, в частности, означает:
а) изучение заболеваемости в качестве основного предмета
б) изучение популяции человека в качестве основного предмета
в) выявление особенностей распределения заболеваемости (проявлений заболеваемости) с учетом времени, места возникновения случаев заболеваний и индивидуальных характеристик заболевших
г) применение особого – (эпидемиологического) метода изучения.

2.Цели эпидемиологии, в частности, предусматривают:
а) описание заболеваемости
б) выявление причин возникновения и распространения болезней
в) разработку различных средств и способов борьбы с распространением болезней
г) прогноз заболеваемости на определенный период.

3.Основным предметом эпидемиологии является:
а) популяция человека
б) здоровье населения
в) заболеваемость инфекционными болезнями
г) заболеваемость любыми болезнями.

4. Объектом эпидемиологии является:
а) процесс возникновения и распространения любых болезней
б) процесс возникновения и распространения только инфекционных болезней
в) эффективность мероприятий по снижению заболеваемости инфекционных болезней
г) особенности динамики и структуры показателей заболеваемости населения любыми болезнями

5.Заболеваемость (инцидентность) вирусным гепатитом А взрослых в Москве в 1998 г. составила 19,1 0/0000. Этот показатель следует рассматривать, как:
а) долю заболевших вирусным гепатитом А взрослых среди всего взрослого населения Москвы в 1998 г.
б) интегрированное отражение как объективного риска взрослых заболеть вирусным гепатитом А, так и качества выявления и учета случаев гепатита А у взрослых в Москве в 1998 г.
в) частоту установления диагноза «вирусный гепатит А» инфекционным больным в Москве
г) долю взрослых больных вирусным гепатитом А среди всего населения Москвы в 1998 г.

6.В городе Н. общий годовой показатель превалентности, длительно протекающей болезни Х в 1991 г., составил 105,6 0/0000, а в 1998 г. снизился до 70,4%000. Причины снижения превалентности:
а) появление новых препаратов, приводящих к увеличению продолжительности жизни больных бо-лезнью Х
б) снижение риска возникновения новых случаев болезни Х
в) миграция населения, с притоком значительного числа больных болезнью Х
г) появление новых препаратов, увеличивающих долю излеченных больных.

7. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием расследование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:
а) нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование эпидемического очага с множест-венными случаями
б) да, в начальной стадии — это вариант эпидемиологического исследования типа “случай- контроль”
в) нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога
г) да, это вариант “аналитического” эпидемиологического исследования.

8. Годовые показатели заболеваемости всего населения города А. болезнью В за 12 лет (I0/0000) (дове-рительные границы I±2m).

Изучите график и оцените выводы:
а) ожидаемые «пороговые» границы прогноза заболеваемости на следующий год — от 25 до 60 на 100000 населения
б) отмечается тенденция к снижению заболеваемости
в) отмечается выраженная цикличность с периодом в 1 год
г) линия тенденции проведена неверно

9. Среднемноголетнее (типовое) помесячное распределение случаев заболеваний школьников болез-нью Д в городах А. и Б. за 10 лет.

Изучите график и оцените выводы:
а) частота межсезонных заболеваний в городе Б. выше, чем в городе А.
б) удельный вес заболеваний межсезонного периода в городе А. ниже, чем в городе Б
в) активность факторов риска в 01-05 месяцах в городе Б выше, чем в те же месяцы в городе А.
г) число заболевших школьников в 07 месяце в городе А. выше, чем в городе Б.

10. Среднемноголетние годовые показатели заболеваемости бактериальной дизентерией трех про-фессиональных групп (доверительные границы I±2m).

Изучите диаграмму и оцените выводы:
а) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с большим риском заражения
б) риск заболевания дизентерией рабочих наименьший
в) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с лучшим выявлением больных
г) достоверных различий в уровнях заболеваемости рабочих и служащих нет.

11.Механизм передачи – это
а) эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя, обеспечивающий паразиту смену специфических индивидуальных хозяев, необходимых для поддержания биологического вида возбу-дителя
б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью факторов передачи
в) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обста-новки с помощью факторов передачи или их сочетания

12. Природным очагом инфекционной болезни считают
а) сообщество биологических объектов
б) эпизоотический очаг
в) территорию, на которой постоянно регистрируются зоонозные инфекции
г) место заражения человека зоонозной инфекцией
д) участок территории географического ландшафта со свойственным ему биоценозом, среди особей которого стабильно циркулирует возбудитель болезни

13. Результаты 5-летнего наблюдения за выборочной группой здоровых лиц, подверженных дейст-вию предполагаемого фактора риска F1 болезни А. Выборка репрезентативна.

Читайте также:  Тест англиский язык 5 класс

Контингент Показательинцидентности годы
1 2 3 4 5
Здоровые1200 человек I0/00 0,2 0,3 0,8 1,7 2,5

Оцените выводы:
а) доказано, что F1 является фактором риска, потому что отмечается выраженная тенденция роста заболеваемости
б) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что в исследовании отсутствовала кон-трольная группа
в) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что отсутствует оценка достоверности раз-личий показателей заболеваемости в 1-ый и 5-й годы наблюдения
г) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что длительность наблюдения недостаточна.
14. Результаты 5-летнего наблюдения за 2-мя выборочными группами здоровых лиц подверженных (опыт) и неподверженных (контроль) влиянию предполагаемого фактора риска F1 при болезни Б.

Контингенты F1 Общее число выявленных случаев болезни Б
Здоровые Есть 120
Здоровые Нет 45

Оцените выводы:
а) F1 является фактором риска
б) данные не позволяют считать F1 фактором риска, прежде всего по причине отсутствия данных о численности обеих выборок и способах ее отбора
в) отсутствие данных о динамике заболеваемости по годам наблюдения не позволяет считать F1 фак-тором риска
г) данные не позволяют считать F1 фактором риска, потому что длительность наблюдения недоста-точна.

15. Частота встречаемости предполагаемых факторов риска F1 и F2 в анамнезе 2-х выборочных групп: больных болезнью К (опыт) и больных другими болезням (контроль). Выборки репрезента-тивны.
Оцените выводы:
а) доказано, что F1 и F2 являются факторами риска болезни К
б) доказано, что только F2 является фактором риска болезни К
в) вывод о том, что F2 является фактором риска болезни К — ориентировочный
г) для получения окончательных выводов необходимо проведение когортного исследования.

Ответы
1 а,в…. 8. б,в,г
2 а,б,г 9. б
3 г 10. в,г
4 а 11. а
5. а,б 12. д
6. б,г 13. б
7. б,г 14. б 15. в,г

Код вставки на сайт

Кафедра эпидемиологии. Примеры тестовых заданий по эпидемиологии для студентов, обучающихся по специальности «медико-профилакическое дело»

Кафедра эпидемиологии. Примеры тестовых заданий по эпидемиологии для студентов, обучающихся по специальности «медико-профилакическое дело»

Выберите один или несколько правильных ответов

1. Эпидемиологический подход к изучению патологии человека, в отличие от других подходов, в частности, означает:
а) изучение заболеваемости в качестве основного предмета
б) изучение популяции человека в качестве основного предмета
в) выявление особенностей распределения заболеваемости (проявлений заболеваемости) с учетом времени, места возникновения случаев заболеваний и индивидуальных характеристик заболевших
г) применение особого – (эпидемиологического) метода изучения.

2.Цели эпидемиологии, в частности, предусматривают:
а) описание заболеваемости
б) выявление причин возникновения и распространения болезней
в) разработку различных средств и способов борьбы с распространением болезней
г) прогноз заболеваемости на определенный период.

3.Основным предметом эпидемиологии является:
а) популяция человека
б) здоровье населения
в) заболеваемость инфекционными болезнями
г) заболеваемость любыми болезнями.

4. Объектом эпидемиологии является:
а) процесс возникновения и распространения любых болезней
б) процесс возникновения и распространения только инфекционных болезней
в) эффективность мероприятий по снижению заболеваемости инфекционных болезней
г) особенности динамики и структуры показателей заболеваемости населения любыми болезнями

5.Заболеваемость (инцидентность) вирусным гепатитом А взрослых в Москве в 1998 г. составила 19,1 0/0000. Этот показатель следует рассматривать, как:
а) долю заболевших вирусным гепатитом А взрослых среди всего взрослого населения Москвы в 1998 г.
б) интегрированное отражение как объективного риска взрослых заболеть вирусным гепатитом А, так и качества выявления и учета случаев гепатита А у взрослых в Москве в 1998 г.
в) частоту установления диагноза «вирусный гепатит А» инфекционным больным в Москве
г) долю взрослых больных вирусным гепатитом А среди всего населения Москвы в 1998 г.

6.В городе Н. общий годовой показатель превалентности, длительно протекающей болезни Х в 1991 г., составил 105,6 0/0000, а в 1998 г. снизился до 70,4%000. Причины снижения превалентности:
а) появление новых препаратов, приводящих к увеличению продолжительности жизни больных бо-лезнью Х
б) снижение риска возникновения новых случаев болезни Х
в) миграция населения, с притоком значительного числа больных болезнью Х
г) появление новых препаратов, увеличивающих долю излеченных больных.

7. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием расследование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:
а) нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование эпидемического очага с множест-венными случаями
б) да, в начальной стадии — это вариант эпидемиологического исследования типа “случай- контроль”
в) нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога
г) да, это вариант “аналитического” эпидемиологического исследования.

8. Годовые показатели заболеваемости всего населения города А. болезнью В за 12 лет (I0/0000) (дове-рительные границы I±2m).

Изучите график и оцените выводы:
а) ожидаемые «пороговые» границы прогноза заболеваемости на следующий год — от 25 до 60 на 100000 населения
б) отмечается тенденция к снижению заболеваемости
в) отмечается выраженная цикличность с периодом в 1 год
г) линия тенденции проведена неверно

9. Среднемноголетнее (типовое) помесячное распределение случаев заболеваний школьников болез-нью Д в городах А. и Б. за 10 лет.

Изучите график и оцените выводы:
а) частота межсезонных заболеваний в городе Б. выше, чем в городе А.
б) удельный вес заболеваний межсезонного периода в городе А. ниже, чем в городе Б
в) активность факторов риска в 01-05 месяцах в городе Б выше, чем в те же месяцы в городе А.
г) число заболевших школьников в 07 месяце в городе А. выше, чем в городе Б.

10. Среднемноголетние годовые показатели заболеваемости бактериальной дизентерией трех про-фессиональных групп (доверительные границы I±2m).

Изучите диаграмму и оцените выводы:
а) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с большим риском заражения
б) риск заболевания дизентерией рабочих наименьший
в) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с лучшим выявлением больных
г) достоверных различий в уровнях заболеваемости рабочих и служащих нет.

11.Механизм передачи – это
а) эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя, обеспечивающий паразиту смену специфических индивидуальных хозяев, необходимых для поддержания биологического вида возбу-дителя
б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью факторов передачи
в) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обста-новки с помощью факторов передачи или их сочетания

12. Природным очагом инфекционной болезни считают
а) сообщество биологических объектов
б) эпизоотический очаг
в) территорию, на которой постоянно регистрируются зоонозные инфекции
г) место заражения человека зоонозной инфекцией
д) участок территории географического ландшафта со свойственным ему биоценозом, среди особей которого стабильно циркулирует возбудитель болезни

13. Результаты 5-летнего наблюдения за выборочной группой здоровых лиц, подверженных дейст-вию предполагаемого фактора риска F1 болезни А. Выборка репрезентативна.

Контингент Показательинцидентности годы
1 2 3 4 5
Здоровые1200 человек I0/00 0,2 0,3 0,8 1,7 2,5

Оцените выводы:
а) доказано, что F1 является фактором риска, потому что отмечается выраженная тенденция роста заболеваемости
б) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что в исследовании отсутствовала кон-трольная группа
в) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что отсутствует оценка достоверности раз-личий показателей заболеваемости в 1-ый и 5-й годы наблюдения
г) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что длительность наблюдения недостаточна.
14. Результаты 5-летнего наблюдения за 2-мя выборочными группами здоровых лиц подверженных (опыт) и неподверженных (контроль) влиянию предполагаемого фактора риска F1 при болезни Б.

Контингенты F1 Общее число выявленных случаев болезни Б
Здоровые Есть 120
Здоровые Нет 45

Оцените выводы:
а) F1 является фактором риска
б) данные не позволяют считать F1 фактором риска, прежде всего по причине отсутствия данных о численности обеих выборок и способах ее отбора
в) отсутствие данных о динамике заболеваемости по годам наблюдения не позволяет считать F1 фак-тором риска
г) данные не позволяют считать F1 фактором риска, потому что длительность наблюдения недоста-точна.

15. Частота встречаемости предполагаемых факторов риска F1 и F2 в анамнезе 2-х выборочных групп: больных болезнью К (опыт) и больных другими болезням (контроль). Выборки репрезента-тивны.
Оцените выводы:
а) доказано, что F1 и F2 являются факторами риска болезни К
б) доказано, что только F2 является фактором риска болезни К
в) вывод о том, что F2 является фактором риска болезни К — ориентировочный
г) для получения окончательных выводов необходимо проведение когортного исследования.

Ответы
1 а,в…. 8. б,в,г
2 а,б,г 9. б
3 г 10. в,г
4 а 11. а
5. а,б 12. д
6. б,г 13. б
7. б,г 14. б 15. в,г

Источник

Эпидемиологические исследования

Эпидемиологическая статистика. Потенциальные ошибки эпидемиологических исследований»

1. Основным предметом изучения эпидемиологии является:

1) популяция человека

2) здоровье населения

3) заболеваемость инфекционными болезнями

4) заболеваемость любыми болезнями

2. Эпидемиологический подход к изучению патологии человека, в отличии от других подходов в частности означает:

1) изучение заболеваемости в качестве основного предмета (изучения)

2) изучение популяции человека в качестве основного предмета

3) применение особого (эпидемиологического) метода изучения

3. Наблюдательные эпидемиологические исследования отличаются от экспериментальных тем, что:

1) исследуемая и контрольная группы могут быть разной численности

2) наблюдательные исследования бывают только когортными

3) наблюдательные исследования бывают только проспективными

4) наблюдательные исследования не предусматривают вмешательства в естественное течение событий

4. Обобщаемость определяется тем, в какой мере результаты данного исследования:

1) соответствуют общепринятым нормам или критериям

2) подлежат обобщению

3) могут носить обобщенный характер

4) применимы к другим группам изучаемых

5. Достоверность определятся тем, в какой мере полученные результаты:

1) справедливы в отношении данной выборки

2) зависит от данной выборки

3) влияют на результат исследования

4) подтверждают результат исследования

6. Плотность инцидентности – это:

1) частота возникновения новых случаев заболеваний в популяции риска в период наблюдения

2) отношение количества случаев заболеваний, возникших за определенный период времени к численности популяции риска в тот же период времени

3) частота возникновения новых случаев заболеваний, возникших за определенный период времени с учетом суммарного времени экспозиции к факторам риска, добавленного всеми членами популяции риска

4) уровень распространенности болезни, определяемый как отношение числа всех существующих в определенный момент времени случаев заболевания к численности популяции риска в тот же момент времени

7. Летальность – это:

1) частота смертельных исходов в популяции

2) частота или доля смертельных исходов в группе больных данной болезнью

3) частота летальных исходов, возникших за определенный период времени с учетом суммарного времени экспозиции к факторам риска, добавленного всеми членами популяции риска

Читайте также:  Борис леонидович пастернак золотая осень тест

8. Смертность – это:

1) частота смертельных исходов в популяции

2) частота смертельных исходов в группе больных данной болезнью

3) частота летальных исходов, возникших за определенный период времени с учетом суммарного времени экспозиции к факторам риска, добавленного всеми членами популяции риска

9. Кумулятивная инцидентность – это:

1) частота возникновения новых случаев заболеваний в популяции риска в период наблюдения

2) отношение количества случаев заболевания, возникших за определенный период времени к численности популяции риска в тот же период времени

3) частота возникновения новых случаев заболевания, возникших за определенный период времени с учетом суммарного времени экспозиции к факторам риска, добавленного всеми членами популяции риска

10. Инцидентность – это:

1) частота возникновения новых случаев заболеваний в популяции риска в период заболевания

2) отношение количества случаев заболеваний, возникших за определенный период времени к численности популяции риска в тот же период времени

3) частота возникновения новых случаев заболеваний, возникших за определенный период времени с учетом суммарного времени экспозиции к факторам риска, добавленного всеми членами популяции

11. Так называемый «Золотой стандарт» — это:

1) показатель, стандартизованный к удельному весу золота

2) эталон единицы измерения, изготовленный на основе сплава из золота 573 пробы

3) заслуживающий доверия показатель истины

4) показатель содержания солей редких (драгоценных) металлов, принятый за еденицу измерения

12. К причинам, влияющим на проявления заболеваемости в течение года, относятся:

1) постоянно действующие

13. В годовой динамике заболеваемости выделяют периоды:

14. Временно действующие (случайные) факторы определяют заболеваемость:

15. Внутригодовая динамика заболеваемости изучается по:

16. Сезонные проявления заболеваемости это:

1) регулярные колебания уровня заболеваемости в годовой динамике

2) случайные колебания уровня заболеваемости в годовой динамике

3) колебания фоновой заболеваемости

4) максимальный уровень заболеваемости за год

5) повторные подъемы заболеваемости в течение года

1) деятельность, которая может привести к какому-то неблагоприятному событию

2) возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода

3) шансы наступления какого-либо неблагоприятного события

4) вероятность наступления какого-либо неблагоприятного события

18. Чувствительность с увеличением числа обследованных:

3) не изменяется

19. В четырехпольной таблице «Латинском квадрате» — чувствительность выражается формулой:

20. В четырехпольной таблице «Латинском квадрате» специфичность выражается формулой:

21. Шанс события выражается формулой:

1) вероятность события/ 1 + вероятность события

2) вероятность события/ 1 — вероятность события

3) вероятность события/ вероятность события + 1

4) вероятность события/ вероятность события — 1

22. Вероятность события выражается формулой:

1) шансы события / шансы события – 1

2) шансы события / 1 – шансы события

3) шансы события /1 + шансы события

4) шансы события / шансы события + 1

23. Средняя продолжительность заболевания:

1) заболеваемость / распространенность

2) заболеваемость + 1 / распространенность – 1

3) распространенность / заболеваемость

4) распространенность + 1 / заболеваемость – 1

24. Фактор(ы) риска это:

1) внешние воздействия или особенности организма, приводящие к снижению риска возникновения заболевания

2) внешние воздействия или особенности организма, приводящие к увеличению риска возникновения заболевания

3) величина, обратно пропорциональная заболеваемости

4) величина, прямо пропорциональная инцидентности

25. Если фактор риска является непосредственной причиной заболевания с неизвестным патогенезом, то его устранение:

1) необходимо производить только в комплексе с маркером

2) не влияет на профилактику заболевания

3) можно использовать в качестве меры профилактики данного заболевания

4) нельзя использовать в качестве меры профилактики данного заболевания

26. Добавочный (атрибутивный) риск это:

1) риск возникновения заболевания при воздействии числа факторов риска, кратных числу обследованных

2) риск возникновения заболевания при воздействии двух и более факторов

3) заболеваемость для лиц, подвергшихся фактору риска плюс заболеваемость для лиц, не подвергшихся этому воздействию

4) заболеваемость для лиц, подвергшихся фактору риска минус заболеваемость для лиц не подвергшихся этому воздействию

27. Относительный риск это:

1) сумма заболеваемости среди лиц, подвергшихся и не подвергшихся воздействию факторов риска

2) отношение заболеваемости среди лиц, подвергшихся и не подвергшихся воздействию факторов риска

3) произведение заболеваемости среди лиц, подвергшихся и не подвергшихся воздействию факторов риска

4) разность заболеваемости среди лиц, подвергшихся и не подвергшихся воздействию факторов риска

28. Добавочный популяционный риск выражается формулой:

1) группа лиц, изначально объединенных каким-либо общим признаком и наблюдаемых в течение определенного времени

2) группа лиц, различающихся по каким-либо общим признакам и наблюдаемых в течение определенного времени

4) группа лиц, у которых в течение определенного времени выявлены общие заболевания

4) группа лиц, у которых общие заболевания не выявлены в течение срока наблюдения

30. Способ проведения когортного исследования, при котором когорта выделена по архивным документам и прослежена до настоящего времени:

31. Способ проведения когортного исследования, при котором когорта сформирована в настоящее время и может быть прослежена в будущем:

32. В комбинированном когортном исследовании качество получаемых данных выше, чем в историческом когортном исследовании?

1) это несопоставимые данные

2) качество одинаково

33. Систематическая ошибка, обусловленная измерением, возникает, когда:

1) в сравниваемых группах применяются неодинаковые методы оценки

2) применяются средства измерения, не прошедшие поверку в установленном порядке

3) применяются средства измерения, не прошедшие ежегодную поверку

4) неправильно установлен предел и шкала измерения

34. Систематическая ошибка, обусловленная вмешивающимися факторами, возникает когда:

1) в исследуемое явление вмешиваются дополнительные факторы

2) вмешательство в исследование носит преднамеренный характер

3) в исследуемое явление вмешиваются факторы, лежащие вне рамок данного исследования

4) два фактора взаимосвязаны, причем один из них искажает эффект другого

35. Систематическая ошибка:

1) вызывает отклонение оценки от истинного значения либо в одну, либо в другую сторону

2) вызывает отклонение оценки от истинного значения бессистемно

3) не влияет на результат исследования в случае правильного применения статистических методов обработки результатов исследования

4) влияет на результат исследования только в случаях недобросовестного исследования

36. Случайная ошибка – это:

1) отклонение результата отдельного наблюдения в выборе от истинного значения, обусловленное исключительно случайностью

2) отклонение результата отдельного наблюдения в выборе от истинного значения, обусловленное исключительно случайностью

3) ошибка, возникшая при статистической обработке большого числа случаев наблюдения

4) ошибка, возникшая при статистической обработке малого числа случаев наблюдения

37. Систематическая ошибка – это:

1) отклонение результатов измерения, носящее системный характер и зависящее от применяемых методов исследования

2) ошибка, зависящая от применяемой системы измерения

3) ошибка, вносимая в изучаемое явление системами измерения истинных значений

4) систематическое (неслучайное, однократное) отклонение результатов от истинных значений

38. Систематическая ошибка, обусловленная отбором, возникает, когда:

1) отобранные группы исследуются бессистемно

2) сравниваемые группы различаются не только по главным изучаемым признакам, но и по другим факторам, влияющим на результат исследования

3) система отбора сравниваемых групп не соответствует СанПиН 345-23.2001

4) сравниваемые группы отбирались не в условиях клиники

II. Тестовые задания по теме:

Источник

Тест с ответами: “Эпидемиология”

1.На каком уровне организации жизни эпидемиология изучает болезни?
а) организменном
б) + популяционном
в) клеточном
г) тканевом

2.Что такое механизм передачи?
а) + эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида
б)перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды
в) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки с помощью элементов внешней среды или их сочетания

3.Что такое путь передачи?
а) эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида
б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды
в) + варианты совокупностей элементов внешней среды, которые осуществляют перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки

4.Что такое факторы передачи?
а) +элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой
б)биотические факторы внешней среды, в которых происходит накоплениевозбудителя
в)абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя заболевания

5.Основные положения учения об эпидемическом процессе (по Громашевскому):
а) соответствие механизма передачи основной локализации возбудителя в организме хозяина
б)способность некоторых возбудителей существовать вне зависимости от человека в природных очагах
в)+неразрывная связь источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого организма
г)фазность развития эпидемического процесса

6.Какие условия необходимы для существования природного очага?
а)циркуляция возбудителя в популяции животных
б)+биоценотические связи между возбудителями, переносчиками и популяцией восприимчивых животных
в) возможность инфицирования кровососущими членистоногими
г)трансовариальная передача возбудителя у кровососущих членистоногих
д)преобразование природы и воздействие антропогенного характера

7.Что понимается под эффективностью противоэпидемических мероприятий?
а) соответствие своевременности и полноты выполнения мероприятий нормативным требованиям
б) соответствие используемых средств национальным (международным) стандартам
в) предотвращение морального ущерба
г) + достижение необходимого результата за счет реализованного мероприятия

8.Дату чего необходимо знать для определения времени возможного заражения?
а) + заболевания
б) обращения за медицинской помощью
в) госпитализации
г) дезинфекции

9.Что будет теоретической основой эпидемиологического надзора за инфекциями:
а) ретроспективный анализ
б) оперативный анализ
в) структура системы противоэпидемической зашиты населения
г) +теория механизма передачи, теория саморегуляции и теория природной очаговости

10.При каких нозоформах человек не будет являться источником инфекции?
а) +сибирская язва
б) чума
в) +туляремия
г) +пептоспироз
д) лихорадка Ласса

11.При чем синантропные грызуны могут быть источниками инфекции?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
а) + иерсиниозе
б) легионеллезе
в) + сальмонеллезе
г) бруцеллезе
д) + туляремии

12.Отметьте то, что будет апронозами:
а)энтеробиоз
б) эшерихиоз
в) + синегнойная инфекция (псевдомоноз)
г) + легионеллез
д) пищевая токсикоинфекция, вызванная стафилококком

13.Противоэпидемическими мероприятиями является совокупность научно-обоснованных рекомендаций, которые обеспечивают…
а) +предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения
б) +снижение заболеваемости совокупного населения инфекционными болезнями
в) снижение заболеваемости совокупного населения неинфекционными болезнями
г) +ликвидацию отдельных инфекций

14.Отметьте активную форму выявления источников инфекции:
а)+ обследование пищевиков в плановой порядке и по эпидпоказаниям
б) + медицинский осмотр и обследование врачей, младшего и среднего медперсонала при поступлении на работу
в) посещение больного на дому по вызову
г) + выявление бактерионосителей или антигеноносителей перед плановой госпитализацией

15.Отметьте противоэпидемические мероприятия лечебно-профилактические проводимые учреждениями:
а) + изоляцию
б) +дезинфекцию
в) + иммунопрофилактику
г) дератизацию

16.Отметьте основнойпредмет эпидемиологии:
а) популяция человека
б) здоровье населения
в) заболеваемость инфекционными болезнями
+г) заболеваемость любыми болезнями

17.В чем сущностьэпидемиологическкогоподходак изучению болезней человека?
а) изучение патологии человека в качестве основного предмета
б) изучение популяции человека в качестве основного предмета
+в) выявление особенностей распределения заболеваемости (проявлений заболеваемости) с учетом времени, места возникновения случаев заболеваний и индивидуальных характеристик заболевших
г) применение статистических методов изучения

Читайте также:  Тест для сертификата медиков общий

18.На каком уровне организации жизни эпидемиологический подход предполагает изучение патологии человека?
а) клеточном
б) органном
в) организменном
+г) популяционном

19.Отметьте высказывания, касающиеся эпидемиологии инфекционных и эпидемиологии неинфекционных болезней:
а) являются самостоятельными наукам
+б) являются разделами одной науки
в) такое разделений недопустимо, так как эпидемиологияизучает только инфекционные болезни

20.Отметьте то, что будет являться целью госпитальной эпидемиологии:
+а) профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
б) оптимизация процесса диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного пациента на основе результатов оценки лечебно-диагностического процесса с использованием данных эпидемиологических исследований
в) профилактика инфекционных и неинфекционных болезней

21.Отметьте то, что будет являться целью клинической эпидемиологии:
+а) оптимизация процесса диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного пациента на
основе результатов оценки лечебно-диагностического процесса с использованием данных эпидемиологических исследований.
б) профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
в) профилактика инфекционных болезней
г) профилактика неинфекционных болезней

22.Отметьте то, что будет обозначатьпонятие«клиническаяэпидемиология»:
+а) использование эпидемиологического метода для изучения различного рода клинических явлений и
научного обоснования врачебных решений в клинической медицине
б) использование эпидемиологического метода и биостатистики при изучении патологических процессов на популяционном уровне
в) оценка существующих стратегий профилактики соматических болезней
г) оценка деятельности медицинских учреждений и программ
д) разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые позволяют получать достоверные выводы, исключая возможные систематические ошибки+

23.Цели эпидемиологии предусматривают:
+а) описание заболеваемости
+б) выявление причин возникновения и распространения болезней
+в) разработку концепции (основные направления, профилактические программы и др.) борьбы с распространением отдельных и групп болезней
г) разработку различных средств борьбы с распространением болезней (например, вакцин, сывороток, дезинфицирующих средств, оборудования для стерилизации и т.п.)
д) оценку потенциальной и фактической эффективности средств и способов борьбы с распространением болезней+

24.Что входит в предметнуюобластьэпидемиологии?
а) заболеваемость инфекционными и неинфекционными болезнями+
б) здоровье населения
+в) явления, отражающие различные исходы болезни (смертность, летальность, временную утрату
трудоспособности и др.)
г) заболеваемость только инфекционными болезнями

25.Автор первогоэпидемиологического исследования, целью, которого было описать заболеваемость, объяснить ее причины и принять меры по их устранению:
а) Роберт Кох
+б) Джон Сноу
в) Данила Самойлович
г) Л.В.Громашевский
д) Тирион Ланистер

26.Характеристики современного этапа развития эпидемиологии:
а) Созданием эпидемиологических школ Л.В. Громашевского, В.А. Башенина, Е.Н. Павловского
б) Очаговым уровнем изучения заболеваемости
в) Открытием кафедр эпидемиологии в медицинских институтах большинства стран мира
+г) Формированием эпидемиологии как «диагностической дисциплины общественного здравоохранения»

27.В чьих трудах изложены первые обобщения о признаках эпидемий?
+а) Гиппократа
б) Аристотеля
в) Галена
г) Теофраста

28.Кем была выдвинута идея о ликвидации инфекций:
а) Р. Кох
б) И. И. Мечников
в) Л. Пастер
+г) Ф. Ф. Эрисман

29. Какая должна быть причина,приотсутствиикоторой невозможновозникновениеи/или
распространение болезни?
+а) необходимая
б) дополнительная
в) косвенная
г) опосредованная

30.Показатели, используемые в эпидемиологии для измерения риска возникновения нового случаяболезни в конкретных группах населения:
+а) интенсивные
б) экстенсивные
в) наглядности
г) как интенсивные, так и экстенсивные

31.Какие показатели необходимы для измерения частоты встречаемости болезни в конкретных группах населения?
+а) интенсивные
б) экстенсивные
в) наглядности
г) как интенсивные, так и экстенсивные

32.Какие показатели позволяют описать структуру изучаемого явления?
а) интенсивные
+б) экстенсивные
в) наглядности
г) как интенсивные, так и экстенсивные

33.Синонимом, какого показателя являетсятермин«показательинцидентности»?
+а) заболеваемости
б) распространенности
в) превалентности
г) наглядности

34.Синонимом, какого показателя являетсятермин«показательпревалентности»?
а) заболеваемости
+б) распространенности
в) инцидентности
г) наглядности

35.Какой показатель возможно рассчитать, имея данные о количестве больных какой-либо хронической болезнью, в одной группе Б населения с известной численностью?
а) инцидентности
+б) превалентности
в) отношения шансов
г) относительного риска

36.Какой показатель можно рассчитать, имея данные о количестве заболевших заопределенный период какой-либо болезнью, в одной группе населения с известной численностью?
+а) инцидентности
б) превалентности
в) отношения шансов
г) относительного риска

37.Что такое показатель заболеваемости (инцидентности) или кумулятивный показатель заболеваемости?
+а) показатель, отражающий долю людей, которые заболели определенной болезнью в какой-либогруппе населения за определенный отрезок времени
+б) показатель, учитывающий новые случаи заболеваний определенной болезнью в какой-тогруппе населения за определенный отрезок времени
+в) показатель, отражающий риск заболеть определенной болезнью лиц, относящихся к какой-либогруппе
населения в течение определенного времени
г) показатель, отражающий риск быть больным определенной болезнью лиц, относящихся к какой- либо группе населения в течение определенного времени

38.Чем является показательпревалентности (распространенности, болезненности)?
а) разновидностью показателя заболеваемости, отражающего риск распространения инфекции среди лиц, контактировавших с больным какой-либо инфекцией
+б) разновидностью показателя заболеваемости, учитывающего в какой-либогруппе населения за
определенное время на данной территории все случаи какого-либозаболевания независимо от времени его возникновения
в) разновидностью показателя заболеваемости, предназначенного для определения риска заболеть хроническими инфекциями (например, туберкулезом)
г) показателем, отражающим за определенное время долю больных каким-либозаболеванием на данной территории среди всех больных независимо от этиологии болезней

39.Выберите корректно представленную информацию:
а) заболеваемость дизентерией населения г. Н. составила 85,20/0000
б) заболеваемость школьников в г. Н. в 2007 г. составила 32,50/000
+в) заболеваемость стенокардией лиц старше 50 лет в городе Н. в 2007 г. составила 18,1%
г) общая смертность от новообразований в России в 2007 г. составила 320,20/0000+
д) доля случаев артериальной гипертензии у мужчин в возрасте 20-55лет, в среднем по крупным городам России в 1990-2007г.г составила 25,3

40.Какие величины применимы с целью оценки вклада отдельных групп населениявструктурузаболеваемость совокупногонаселения?
а) интенсивный показатель
+б) экстенсивный показатель
в) одновременно интенсивный и экстенсивный показатели
г) абсолютное число заболевших
д) численность отдельных групп

41.По какому показателю идет оценка риска заболеваемости?
+а) инцидентности
б) превалентности
в) экстенсивному
г) наглядности

42.По какому показателю идет оценка риска заболеваемости?
а) инцидентности
+б) превалентности
в) экстенсивному
г) наглядности

43.Наличие, какой информации предполагает корректноепредставлениеотносительныхвеличин,которые отражаютзаболеваемость
населения?
+а) нозологической форме, заболеваемость которой измеряется
б) времени, когда была зарегистрирована заболеваемость+
+в) территории, на которой была зарегистрирована заболеваемость
г) группе населения, в которой была зарегистрирована заболеваемость
д) типе эпидемиологического исследования, при котором были получены данные о заболеваемости

44. Выберите определение классической эпидемиологии?
а) наука, изучающая распределение в конкретных популяциях состояний здоровья и болезни, а также факторы, обусловливающие их и применение полученных знаний для борьбы с патологическими состояниями
б) + наука об объективных закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения прекращения инфекционных болезней в человеческом коллективе, и методах профилактики и ликвидации этих болезней
в) наука, изучающая причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени и использующая эти данные для разработки способов профилактики заболеваний
г) теория и практика эпидемиологических исследований, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, как от инфекционных, так и не инфекционных болезней
д) взаимообусловленная изменчивость свойств популяции возбудителя и хозяина

45.Что входит в понятие «эпидемическая заболеваемость»?
а) эндемию
б) + эпидемию
в) +пандемию
г)+эпидемическую вспышку

Источник

1.1 Эпидемиологические исследования

Методы устранения смешивающих эффектов на стадии планирования клинического исследования…а)многофакторный статистический анализ; б)рандомизация; в) стратификация; г) рестрикция; д) подбор групп.

Методы устранения смешивающих эффектов на стадии анализа материалов клинического исследования… а) статистическое моделирование; б) рандомизация; в) стратификация; г) рестрикция; д) подбор групп.

Эпидемиологический метод используют для… а) оценки состояния здоровья населения в целом (в отдельных группах, на определенных территориях); б) оценки распространенности массовых заболеваний неинфекционной природы; в) выявления факторов риска заболевания; г) определения социально-экономической значимости превалирующей нозологии в структуре заболеваемости; д) разработки прогноза эпидемиологической ситуации.

Наблюдательные эпидемиологические исследования…

а) описательно-оценочные (дескриптивные); б) когортного типа; в) типа случай — контроль; г) полевые испытания; д) математическое моделирование; е) рандомизированные контролируемые клинические испытания.

Экспериментальные эпидемиологические исследования – это… а) исследование «случай-контроль»; б) когортное исследование; в) полевое испытание; г) скрининговое исследование; д) рандомизированные контролируемые клинические исследования.

Массовые скрининговые исследования – это…а) обследование всех пациентов, обратившихся за медицинской помощью; б) одномоментное использование различных скрининговых тестов; в) охват всего населения; г) обследование групп риска; д) обследование всех пациентов, находящихся на лечении в стационаре.

Специалистами «Маммо-центра» в течении года проводится сравнительная апробация новой методики обследования молочных желез. Проведенная работа- это… а) контролируемое клиническое исследование; б) исследование «случай-контроль»; в) аналитическое проспективное когортное исследование; г) эпидемиологический многопрофильный (многостадийный) скрининг; д) наблюдательное эпидемиологическое исследование.

Дескриптивные эпидемиологические исследования по материалам медицинской отчетности распределение показателей заболеваемости (смертности) по территории в пределах… а) промышленных зон; б) ландшафтных зон; в) административного деления; г) географических зон; д) учитывают все вышеперечисленное.

Распределение населения на группы для оценки показателей заболеваемости (смертности) в дескриптивных исследованиях проводится с учетом… а) возраста; б) пола; в) проживания в городе, селе; г) посещения (непосещения) детьми детских дошкольных учреждений; д) всех вышеперечисленных факторов.

Экстенсивные показатели — это… а) структура заболеваемости; б) частота случаев заболевании в конкретном населении; в) разница между частотой заболевания в различных возрастных группах населения; г) средневзвешенная заболеваемость; д) дисперсия случаев заболевания.

В отобранной случайным методом группе учащихся проведен забор материала из ротоглотки для выявления возможного носительства токсигенных коринебактерий. Это исследование …. а) когоргное; б) исследование «случай-контроль»; в) поперечное; г) продольное перспективное; д) ретроспективное.

Исследование, проводимое по годовым отчетам поликлиник для оценки структуры заболеваемости по классам международной классификации болезней (МКБ-Х)…а) когортное; б) поперечное; в) ретроспективное; г) перспективное; д) продольное.

Полевые испытания вакцин позволяет определить… а) популяционный добавочный риск заболевания; б) иммунологическую эффективность; в) атрибутивный риск; г) коэффициент защищенности; д) индекс эффективности.

Правильная схема проведения двойного слепого клинического исследования по оценке нового лекарственного препарата…а) группа наблюдения получает лекарственный препарат, а контрольная – плацебо; б) ни наблюдатель, ни наблюдаемые не знают характер плацебо; в) ни наблюдатель, ни наблюдаемые не знают, кто получил лекарственный препарат, а кто – плацебо; г) ни наблюдатель, ни наблюдаемые, ни лица, обрабатывающие статистически клинические материалы не знают, кто получил лекарственный препарат, а кто – плацебо; д) группа наблюдения получает лекарственный препарат, а контрольная – базисную терапию.

Источник