Меню

Для оценки физического развития ребенка необходимо определить тест

Для оценки физического развития ребенка необходимо определить тест

Измерения необходимо проводить тщательно, обращая внимание на правильность методики и точность регистрации данных.

Массу тела легко и точно можно определить на электронных весах. Измерения необходимо проводить у обнажённого младенца или у ребёнка, одетого только в нижнее бельё, поскольку мокрые пелёнки или тяжёлая одежда могут иметь вес, набираемый за месяц или за год.

Рост. Оборудование для измерения роста необходимо поддерживать в исправном состоянии и регулярно калибровать. У детей старше 2 лет рост измеряют в положении стоя. У детей младше 2 лет измеряют длину тела в положении лёжа, при этом мать должна помогать. Точно измерить длину тела у младенцев непросто, поскольку при этом необходимо держать их ноги выпрямленными, а малыши не любят находиться в фиксированном положении.

По этой причине во время осмотра длину тела у младенцев часто не измеряют. Однако когда есть сомнения относительно нормального развития ребёнка, необходимо всегда измерять длину его тела.

Окружность головы. Затылочно-лобная окружность служит показателем развития головы и мозга. Используется средний результат трёх измерений. Это особенно важно для ребёнка с задержкой развития или при подозрении на гидроцефалию.

Центильные интервалы роста и веса детей причины невысокого роста ребенка

Все эти измерения должны отмечаться в виде простых точек на соответствующих центильных картах развития. Стандарты для популяции должны формироваться и корректироваться для каждого поколения, чтобы позволить наметить тенденцию раннего наступления пубертатного периода и более высокого роста во взрослом возрасте вследствие улучшения питания в детстве. Рост в популяции имеет нормальное распределение, а отклонения от среднего значения измеряют в центилях или стандартном отклонении.

В настоящее время в британских относительных таблицах развития от 1990 г. выбраны интервалы, составляющие две трети от стандартной девиации (SD), соответствующие приблизительно 25,9,2 и 0,4-й центилям ниже среднего значения, и 75, 91, 98 и 99,6 центилям выше среднего значения. Чем дальше центили отстоят от средних значений, тем более вероятно, что причина маленького или большого роста ребёнка связана с патологией. Например, значения ниже 0,4-й или выше 99,6-й центили встречаются лишь у 4 из 1000 детей и могут использоваться в качестве критерия для направления в специализированный медицинский центр для консультации.

Каждый параметр развития не следует оценивать изолированно от других; например, низкий вес ребёнка может быть пропорционален маленькому росту, однако быть аномальным при высоком росте. Серийные измерения используются для того, чтобы показать модель и определить темп роста. Это способствует диагностике и мониторингу многих детских заболеваний.

Измерение параметров развития у детей:
• Должны проводиться регулярно для внимательного наблюдения за развитием ребёнка.
• Значения параметров развития необходимо фиксировать в таблицах.

• Значительные аномалии роста:
— показатели за пределами 2-й или 98-й центилей, если средний рост родителей не низкий и не высокий;
— если имеется значительное несоответствие с весом;
— серийные измерения пересекают линии центилей развития после первого года жизни.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник



Тест по теме: Методы оценки физического развития детей и подростков

Тест по теме: Методы оценки физического развития детей и подростков

Хронологический возраст: Выберите один ответ.

Для оценки физического развития детей используют: Выберите по крайней мере один ответ: Каким прибором проводятся измерения становой силы: Выберите один ответ. Акселерация включает Выберите один ответ. Наиболее информативны в дошкольном возрасте (4-6 лет) следующие показатели биологического развития. Выберите по крайней мере один ответ: Форма нормальной стопы характеризуется:Выберите один ответ. Метод оценки формы стопы: Выберите один ответ. При нормальной форме ног: Выберите один ответ. Соматоскопия включает: Выберите по крайней мере один ответ: 10 Физическое развитие детей и подростков зависит от? Выберите по крайней мере один ответ: Биологический возраст можно установить по следующим данным. Выберите по крайней мере один ответ: К закономерностям роста и развития организма детей относятся

Выберите по крайней мере один ответ:

Для измерения длины тела используют: Выберите по крайней мере один ответ: Отметьте,к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху. Выберите один ответ. Форма плоской стопы характеризуется: Выберите один ответ. Какие из перечисленных признаков относятся к физиометрическим показателям. Выберите по крайней мере один ответ: Форма уплощенной стопы характеризуется: Выберите один ответ. Возрастная периодизация Выберите по крайней мере один ответ: Оценка уровня здоровья ребенка с установлением группы здоровья учитывает. Выберите по крайней мере один ответ: Основными факторами риска, влияющими на состояние здоровья детей являются. Выберите по крайней мере один ответ: Возрастной период – это отрезок времени, в пределах которого

Выберите один ответ.

Физическое развитие оценивается: Выберите по крайней мере один ответ: При О-образной форме ног: Выберите один ответ. Биологический возраст это. Выберите один ответ. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок . При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностированы: сутуловатая осанка. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию перенес 3 ОРВИ

Читайте также:  Лтты руханият тест жауаптарымен

Выберите один ответ.

Какие из перечисленных признаков относятся к соматометрическим показателям физического развития: Выберите по крайней мере один ответ: Указать варианты грудной клетки: Выберите по крайней мере один ответ: Основные причины, объясняющие причины акселерации (по Ю.П. Лисицину): Выберите по крайней мере один ответ: При Х-образной форме ног: Выберите один ответ. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития. Выберите по крайней мере один ответ:

Источник

Педагогическая диагностика уровня развития физических качеств учащихся

Petrov foto Дорогие друзья, рады представить вам Петрова Олега Геннадьевича, учителя физической культуры Гуманитарно-экономического колледжа МПК НовГУ им. Ярослава Мудрого г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Олег Геннадьевич в своей статье познакомит вас с педагогической диагностикой уровня развития физических качеств учащихся. Данный материал будет полезен учителям физической культуры.

Краткий комментарий к статье от Олега Геннадьевича:

«В статье представлены размышления о диагностике уровня физического развития учащихся».

Полезного чтения.

Диагностика является неотъемлемой частью образовательного процесса. С её помощью определяется достижение поставленных целей. Эффективно управлять образовательным процессом без диагностики невозможно.

«Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса. Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков».

Существуют различные виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный контроль.

Предварительный контроль помогает выявить знания, умения и навыки, которые уже имеются у учащихся.

Текущий контроль применяют по ходу обучения и проводят с целью выявления степени сформированности знаний, умений и навыков, их прочности и глубины.

Периодический контроль выявляет итог работы за какой-либо временной период.

Тематический контроль проводят по окончании изучения темы, чтобы систематизировать знания учащихся.

Итоговый контроль определяет конечный результат обучения.

В педагогической практике используются различные формы контроля: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Также используются различные методы. «Методы контроля – это способы, с помощью которые определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих».

Существуют методы устного, письменного, практического, тестового контроля и самоконтроль.

«При тестовом контроле используют тесты, которые представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых».

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс обучения. Руководствуясь выбранными критериями, диагностика позволяет гибко менять состав групп, видеть динамику развития учащегося.

Важно своевременно и углублённо проводить диагностику уровня развития физических качеств и соответствие их возрастным нормам. Для этого используются различные контрольные упражнения (тесты). С помощью тестирования изучается моторное развитие детей, подбираются оптимальные средства и методы физического развития детей, определяются особенности формирования двигательных действий. Анализ результатов тестирования позволяет определить причины успеваемости (неуспеваемости) по предмету, разработать способы оптимизации двигательной активности учащихся.

Для оценки уровня развития физических качеств ученые (В.И. Лях, А.П.Матвеев , Г.Б. Мейксон, Б.Х. Ланда и др.) предлагают использовать следующие контрольные упражнения (тесты):

  1. Быстроту можно оценить по скоростному бегу на 30м, 60м или на 100м.
  2. Сила оценивается по подтягиванию на высокой перекладине в висе (у мальчиков) и отжиманию от пола в упоре лежа (у девочек).
  3. Координацию можно оценить по бегу 3х10м (челночному бегу).
  4. Гибкость оценивается по степени наклона туловища вперёд из основного положения, колени при этом не сгибаются.
  5. Выносливость можно оценить по бегу на дальние дистанции.

Критерии оценки зависят от возраста, т.к. учеными разработаны возрастные нормы уровня развития физических качеств.

Для проведения диагностики уровня развития физических качеств существует множество контрольных упражнений. Они разработаны ведущими специалистами в области физической культуры: А.П. Матвеев, В.И. Лях, Б.Х. Ланда, Г.Б. Мейксон и др. Эти тесты позволяют определить уровень развития основных физических качеств, сформированность двигательных умений и навыков. Выбор тестовых упражнений зависит от знания учителем методики проведения того или иного теста, условий школы, наличия региональных стандартов тестирования.

Анализ научно-методической литературы, а также обобщение опыта педагогов-исследователей показывают, что в практике физической культуры используются контрольные упражнения (тесты), по результатам выполнения которых можно оценить уровень развития физических качеств.

Основным педагогическим диагностированием в физической культуре является тестирование, которое представляет собой контрольные упражнения. Приступая к тестированию надо представлять для чего и с какой целью оно проводится. Учитываются принципиальные положения: соответствие тестов контингенту испытуемых и характеру их физической подготовки.

Читайте также:  Основные симптомы гипертонического кризиса тест

При выборе тестов для оценки уровня развития физических качеств необходимо учитывать следующие условия:

1. Контрольные упражнения должны быть доступны для учащихся с различным уровнем физической подготовленности;

2. тесты должны соответствовать возрастным особенностям физического развития школьников;

3. тестовые упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся и не требовать изучения;

4. методика проведения обследования должна быть простой и не требовать больших затрат времени, специальной сложной измерительной аппаратуры и специальных помещений;

5. контрольные упражнения должны соответствовать критериям надёжности, информативности, объективности;

6. допускается использование приёмов, которые стимулируют проявление положительных эмоций и дают возможность наглядно оценить результат;

7. контрольные упражнения одинаковы для всех возрастных групп, это позволяет отследить динамику показателей уровня развития физических качеств.

Таким образом, можно сделать вывод, что тестовые задания позволяют оценить физическую и функциональную подготовленность учащихся, а также отследить динамику развития физических качеств, что очень важно для гармоничного физического развития и для формирования интереса к урокам физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: учеб. пособие/Б.Х. Ланда. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2005.
  4. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития./В.И.Лях. – М.: ФИС, 1998.
  5. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: АСТ, 1998.

Источник

Научная электронная библиотека

Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

2.1. Оценка физического развития

Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.

В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).

Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).

При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:

1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.

2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.

3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.

На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).

Определение календарного возраста на момент обследования

При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.

Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «–3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.

После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).

7 лет 5 мес. 29 дн.

8 лет 5 мес. 29 дн.

9 лет 5 мес. 29 дн.

10 лет 5 мес. 29 дн.

11 лет 5 мес. 29 дн.

12 лет 5 мес. 29 дн.

13 лет 5 мес. 29 дн.

14 лет 5 мес. 29 дн.

15 лет 5 мес. 29 дн.

16 лет 5 мес. 29 дн.

17 лет 5 мес. 29 дн.

Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до
75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).

Читайте также:  Тест опросник субъективной локализации контроля слк

Центильная вероятность (центили)

Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).

«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.

«Коридор» 2 (3–10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.

«Коридор» 3 (10–25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.

«Коридор» 4 (25–75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.

«Коридор» 5 (75–90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.

«Коридор» 6 (90–97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.

«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.

Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.

Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.

При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.

Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.

Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.

В качестве инструментария оценки физического развития нами рекомендуется использовать Комплекс медицинский диагностический «Здоровый ребенок» ОАО «Тулиновский приборостроительный завод» «ТВЕС». КМД «Здоровый ребенок» предназначен для автоматизированного ведения мониторинга физического развития и физической подготовки детей до 18 лет. Это компьютерная система, состоящая из электронных приборов: весы, ростомер, рулетка, динамометр, калипер, тонометр, компьютер, термопринтер. Комплекс дает возможность ведения базы данных как на индивидуальном уровне по каждому ребенку, так и обобщение результатов коллектива (класса, группы и т.п.). КМД автоматически накапливает показания вышеуказанных приборов, сравнивает их с заложенными в его память медицинскими нормами и печатает на специальной липкой этикетке заключение о физическом развитии ребенка, для удобства внесения данных в паспорт здоровья школьника. Так же комплекс оценивает физическую подготовленность, делит осбледуемых детей и подростков по физкультурным группам. КМД при введении в программное обеспечение вручную патологии школьников по МКБ 10 (Международная классификация болезней) может оценить комплексное состояние здоровья ребенка или подростка, которое формируется в специальном отчете с возможностью вывода его на печать в формате А4, в котором же программа распределяет детей и подростков по группам здоровья. Помимо этого комплекс формирует статистические отчеты в начале и конце учебного года. Если говорить о здоровье конкретного ребенка, то на протяжении всего периода обучения комплекс выдает динамику его развития в цифрах и в графиках. Согласно опыту сотрудников кафедры гигиены и эпидемиологии при проведении оценки физического здоровья на КМД, нужно отметить, что с технической стороны обслуживание комплекса и работа на нем не вызывает трудностей. Он экономит занимаемую площадь, время проведения осмотра, освобождает от ручной записи данных. Комплекс комплектуется компьютером, поэтому особенно удобен при эксплуатации, так как не требует никаких программных и системных настроек. Компьютер уже встроен в корпус комплекса, подключен к приборам функционально и программно проверен.

Источник