Меню

Что подразумевает под собой понятие подготовка элементов информационной среды тест



Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/
методическая разработка по теме

Шаталов Игорь Витальевич

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориен­тацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития на основе широкого использования информационных обучающих технологий.

Один из аспектов развивающего обучения — взаимодействие человека и информационной среды в процес­се обучения. Что такое информационная среда? Это система средств общения с человеческим знанием, слу­жащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание на­копленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащения.

Формирование среды обучения — сложный процесс, на который влияют как социально-исторические факто­ры, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс моделирования влияния всех факторов достаточ­но труден. С другой стороны, процесс обучения происходит в конкретной информационной среде, связан с пе­редачей определённых знаний, умений и схем поведения. Моделирование информационной среды представляет собой гораздо более обозримую задачу. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании инфор­мационных сред стало использование компьютера.

Скачать:

Вложение Размер
dokladpedsovet2.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в системе РО.

Понятие информационной среды обучения

Развивающее обучение — это личностно-ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития на основе широкого использования информационных обучающих технологий.

Один из аспектов развивающего обучения — взаимодействие человека и информационной среды в процессе обучения. Что такое информационная среда ? Это система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащения.

Формирование среды обучения — сложный процесс, на который влияют как социально-исторические факторы, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс моделирования влияния всех факторов достаточно труден. С другой стороны, процесс обучения происходит в конкретной информационной среде, связан с передачей определённых знаний, умений и схем поведения. Моделирование информационной среды представляет собой гораздо более обозримую задачу. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании информационных сред стало использование компьютера.

В последнее время произошли качественные изменения в использовании обществом учебной информации. Всё большее количество людей, прямо или опосредованно можно отнести к учителям. Изменяется отношение к образованию, которое из «стартового толчка» превращается в регулярное занятие человека. Общение с преподавателями сейчас чаще всего опосредованно компьютерными средствами. Появление компьютера породило новое информационное поле — поле программных продуктов. Они отличаются от книг или лекций своим деятельностным, операциональным характером. Человек самостоятельно овладевает десятками программных продуктов, усваивая культуру их создателей. Таким образом, то, что раньше игнорировалось школой ввиду незначительного суммарного эффекта (влияние родителей и друзей, книг и внешкольного обучения), теперь приобретает существенно большее значение и должно учитываться в конструировании учебного процесса.

Каково принципиальное отличие новой ситуации от имевшейся ранее?

Прежде всего, это принципиальная неоднозначность, недетерминированность обучения. Знание и методики передачи знания эволюционируют параллельно. Психологически человек подобен ребёнку, который учится говорить. Общаясь с разными людьми, ребёнок овладевает языком, не зная правил грамматики. Так же взаимодействует человек с любой богатой информационной средой.

Характерным признаком такого обучения является то, что ученик действует в рамках некоторой инструментальной среды, которая явно или подспудно определяет «правила игры». В рамках конкретной среды можно делать только то, для чего она предназначена, правильно или ошибочно, целесообразно или спонтанно, под руководством учителя или самостоятельно. Но выйти за рамки этой среды невозможно. Работа с информационной средой — это новая проблема методики преподавания.

Наиболее эффективным методом, как формирования, так и анализа предметной информационной среды является её компьютерное моделирование. Поэтому сосредоточимся на обсуждении именно компьютерных моделей информационной среды предметного обучения.

Выделим два направления моделирования:

  • моделирование предметной среды;
  • моделирование приёмов обучения.

Таким образом, мы выделяем две компоненты информационной среды предметного обучения:

  • содержательную компоненту;
  • дидактическую компоненту.

«Правила игры» для обучаемого, имеющего дело с содержательной компонентой информационной среды, представляются в форме средств общения с компьютером (которые носят название интерфейса) и в форме целевых предметных установок. Последние сообщаются преподавателем или содержатся в сопровождающих материалах.

В привычной схеме обучение рассматривается как изложение материала и действия учителя в той или иной ситуации. Надо учитывать, что существует только один путь изложения материала и достижения дидактических целей. Наоборот, ученик в среде обладает относительной свободой. Ученик является инициатором обмена информацией, он может совершать произвольные (для данной среды) действия, гарантированно оставаясь в рамках нужного информационного пространства. В общем-то, и учитель имеет относительную свободу: во-первых, он остаётся выразителем общественной значимости обучения, а во-вторых, может менять дидактические подходы в рамках одной информационной среды.

Иными словами, информационная среда является операционной моделью предметной области, и деятельность ученика в ней регламентируется закономерностями предмета, но не ограничивается какими-либо педагогическими или методическими теориями.

Информационные среды предметного типа можно разделить на два больших класса:

  • моделирование предметной (физической) реальности;
  • создание виртуальной реальности, овеществляющей абстрактные теории и понятия.

Дидактическая компонента информационной среды представляется компьютерными моделями приёмов обучения. В этом случае появляется возможность формализовать, а значит изучить, сохранить и передать педагогическую теорию и дидактические находки. Иными словами, действия педагога могут моделироваться посредством создания адекватной среды взаимодействия учителя с учеником. Тогда сама среда определит характер их взаимодействия — преподаватель не сможет «забыть» свою педагогическую платформу.

Структуризация дидактических материалов и их компьютерная реализация открывают новые возможности для классификации этих материалов, удобного доступа к ним и быстрого компилирования. Действительно, компьютер может использоваться как средство универсальное: как для реализации, так и для хранения среды, определяющей характер взаимодействия педагога и ученика. Таким образом, пустые программные оболочки будут представлять собой (как карточки в картотеке) различные взгляды на процесс обучения. Однако эти «карточки» активны и могут быть средством обучения после соответствующего «заполнения».

С понятием информационной среды обучения тесно связано понятие интерактивности — возможности для среды поддерживать содержательный диалог. Обучение «в интерактивном режиме» подразумевает продолжительное взаимодействие обучаемого со средой без учителя.

Хорошо организованные среды с удобным интерфейсом характеризуются многообразием возможных диалогов и обеспечивают индивидуальный подход к обучаемым.

Информационные среды в совокупности образуют информационное пространство процесса обучения. Структура информационного пространства, в конечном счете, определяет формы сохранения и передачи любого социального опыта. В этом смысле информационная среда человека, как и среда обитания в целом, нуждается в охране. Необходимо заботиться о сохранении всех тех форм знания, которые сложились исторически и неотделимы от эволюции человечества. Так же, как развитие техники существенно повлияло на формы взаимодействия человека с природой, так и развитие информатики оказывает революционное воздействие на информационное взаимодействие человека с внешним миром, в частности, с природой, техникой, обществом.

Принципиально новым явлением в формировании информационного пространства процесса обучения стала возможность моделирования и конструирования информационных сред на компьютере. Если дать методисту все желаемые возможности для моделирования среды обучения, то результатом моделирования будет, во-первых, предметная среда, а, во-вторых, модель методики обучения, связанная с этой предметной средой. Разумеется, при моделировании происходит потеря информации, мы получаем только некоторый слепок реальной информационной среды, некоторую проекцию на пространство методик обучения, поскольку фиксируются только познанные методические приёмы.

Проанализируем только те функции информационных сред, которые связаны с их моделированием. Это, с одной стороны, несколько сужает сферу исследования до компьютерно-моделируемых информационных сред, а с другой — позволяет сосредоточиться на нетрадиционных и мало обсуждавшихся функциях информационных сред.

Выделим следующие функции информационных сред.

По сравнению с традиционным способом сохранения методического опыта — книгой, содержащей его описание, компьютер даёт возможность сохранить опыт в динамической форме, а именно в форме программной оболочки, операционная среда (набор команд) которой характеризует метод. Наполнение оболочки может меняться и характеризует применение метода. Сохранённая таким образом информационная среда допускает независимую экспертизу метода обучения, его анализ и изучение.

Этот способ передачи методического опыта требует его специальной структуризации в виде операционной среды или, иначе, набора операций, характеризующих взаимодействие учителя, ученика и изучаемого предмета. Тогда воспроизводство методического опыта будет заключаться не только в запуске программы на уроке и участия в инициируемом её работой процессе, но и в наполнении этой программной оболочки конкретным материалом. Таким образом, процесс восприятия этого опыта тоже становится активным: и учитель, так же как и ученик, вынужден работать с программной оболочкой. Поэтому результат передачи опыта будет гораздо более эффективным: оба «абонента» вынуждены работать с орудием — компьютерно-реализованной операционной средой. Тем самым мы выводим процесс передачи опыта во внешнюю среду и создаём условия для работы психологического механизма интериоризиции — «приятия во внутренний план» опыта.

Концепция информационных сред создаёт новое направление компьютеризации учебного процесса. Во-первых, процесс конструирования среды отделен от учебного процесса и осуществляется независимым коллективом. Во-вторых, каждая компьютерная среда, как правило, наглядно отражает одну из сторон учебного материала. Имея несколько разных сред с различными наполнениями, можно легко и механически строить нужные сочетания. Таким образом, обеспечивается модульность представления знаний.

Возможность изменения наполнения самим преподавателем придаёт среде необходимую адаптивность.

Универсальность понятия информационной среды позволяет ориентировать их спектр на развитую систему параметров результативности. Иными словами, набор сред может достаточно хорошо отражать всё разнообразие целей учебного процесса.

Принципы самодеятельности и самоорганизации в учебном процессе сформулированы психологами и педагогами отечественной школы давно. Однако, утверждениям типа «учебную деятельность можно и должно организовать в форме учебной «самодеятельности» явно не хватало «технологичности», то есть оставалась нерешённой проблема ответа на вопрос «как». Появление программированного обучения, на первый взгляд, решало эту проблему. Однако уже при поверхностном анализе его практической реализации выясняется, что оно обеспечивает индивидуальную деятельность, но не самодеятельность. Для последней необходима определённая свобода, которой нет в программированном обучении.

Так же обстоит дело с самоорганизацией, которая подразумевает определённую рефлексию: «. обучение любому учебному предмету следует рассматривать как обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета». Требуемого для этого абстрагирования действий от знаний можно достичь, используя компьютер: компьютерная операционная среда позволяет ученику конструировать действия и алгоритмы действий с объектами предметной среды и изучать их. Таким образом, проявляется другая функция информационной среды — социализация практического мышления ребёнка посредством разделения его деятельности с деятельностью среды.

Информационная среда позволяет решить проблемы социальной адаптации школьника. Под этим мы понимаем учёт индивидуальных особенностей школьников, выходящий за пределы принципа дифференциации обучения. Действительно, темп овладения отдельными навыками может быть у некоторых учеников настолько низким, что невозможно проводить групповое обучение, а в патологических случаях психика учителя не способна справиться с такой однообразной нагрузкой. Среда может содержать специальные компенсаторные операции и подстраиваться под обучаемого.

Среди всех возможных представлений знания наиболее важные и играющие существенную роль:

  • представление знания физической моделью или аналогом;
  • представление знания инструментом;
  • представление знания системой навыков и умений;
  • представление знания структурой внутрипредметных связей;
  • визуальное представление знаний;
  • вербальное представление знаний;
  • представление знания заданиями.

Каждое из этих представлений уже само по себе может обеспечить концептуализацию, то есть «присвоение» знаний учеником. Для каждого учителя и предмета можно указать наиболее характерную концептуализацию.

Например, учитель, получивший физическое и математическое образования, может построить весь курс на взаимосвязях физики и математики.

Учитель с техническим образованием, может через практическую деятельность с инструментами и техническими устройствами — «умными вещами» — добиться адекватного восприятия теоретических понятий.

Учитель, считающий, что главными «техническими» средствами являются «мел и доска, бумага и ручка», добивается адекватного усвоения материала посредством последовательного формирования умений и навыков.

«Лёгкий» на слово учитель, рисующий яркими мазками перед умственным взором ученика картину изучаемого предмета, по существу описывает его посредством связей новых понятий со старыми и между ними. Без определений, исторических обзоров и логических выводов возникает эффект понимания как по мановению волшебной палочки. Для таких учителей характерно «мгновенное» определение ошибочности результата, который он тестирует по нескольким важным признакам.

Широко известен и такой подход к обучению: начать с графика, чертежа, диаграммы, рассчитывая, что наглядный образ упорядочит информацию, запустит механизмы «зрительного мышления». Трудно найти преподавателя, который бы не воспользовался таким представлением знаний.

Наконец, наибольшего эффекта всегда добиваются преподаватели, умеющие организовать самостоятельную работу обучаемых. Для этого используются средства, способные передать этот опыт и сделать его технологичным: цикл задач, лабораторные работы, проблемные сюжеты и прочее. В то же время формализация затруднена явно адаптивным характером этого опыта.

Разумеется, ни в каком предмете, ни один из преподавателей не использует чистую стратегию, а комбинирует соответственно своему вкусу и специфике предмета разные методические приёмы, присущие разным формам представления знания.

Выбранные нами формы представления знания определены историческим процессом развития взглядов на обучение и совершенствование дидактических средств, поддерживающих этот процесс.

В этом смысле перечисленные формы представления знания являются базовыми. В то же время они не исчерпывают всего множества форм представления знания.

1. Развитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека. Воздействие информационного пространства на передачу социального опыта следует учитывать при организации учебного процесса.

2. Принципиальную роль начинает играть компьютерное моделирование информационных сред. Моделирование позволяет конструировать и изучать информационные среды вне учебного процесса.

3. Возможность лёгкого сохранения компьютерно реализованных информационных сред позволяет использовать их для передачи методического опыта. При этом сохраняется не субъективное описание опыта, а все методические материалы вместе с приёмами работы с ними (деятельностная компонента информационной среды).

4. Одной из основных функций информационных сред является технологическая функция. Вместо отдельных, описательно представленных методов и методик информационная среда обеспечивает воспроизводство учебного процесса в динамике.

При создании информационных сред имеет место технологическая цепочка:

  • описание среды — методическое звено;
  • разработка интерфейса — инженерно-эргономическое звено;
  • наполнение оболочки — производственное звено;
  • взаимодействие учителя и ученика в рамках информационной среды — организационно-методическое звено.

5. Развивающая функция информационных сред определяется их инструментальной основой. Такие среды предоставляют обучаемому достаточную познавательную свободу в овладении собственным мышлением.

6. Информационные среды опосредуют общение ученика с обществом. Ученик передаёт среде часть своих действий, планирует свои действия и действия среды. В этом заключается функция социализации практической деятельности учащегося.

Источник

Информационная среда

Полный информационный цикл включает рождение инфор­мации, ее накопление, обработку, прием и использование для целей развития системы.

Информационная среда. Это понятие связано с понятием инфор­мационной работы в ее полном цикле. Информационная среда — это весь набор условий для технологической переработки и эффек­тивного использования знаний в виде информационного ресурса. К информационной среде относятся аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации, уровень подготовки кадров — специалистов и пользователей, формы стимулирования, контроля, методы и формы управления, документопотоки, процедуры, рег­ламенты, юридические нормы и т.д. Причем в информационную среду входит не только управляющая подсистема, но и объект. В информационную среду входят рассматриваемые как элементы еди­ной системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла от проектирования до использования.

Категория информационной среды означает новое понимание информационно-управленческого процесса и самой информации.

Информационно-управленческий процесс в его полном виде — не просто сообщение данных, а функционирование ИР — информдинамики, связанной с функционированием всей информационной среды, всех ее элементов, среди которых активными являются люди, а пассивными — технические средства и другие материальные ресурсы. Такой подход очень важен при создании интегрированных АСУ.

С позиций понятия информационной среды удобно дать понятия информационного процесса и информационной технологии. Под информационным процессом понимается функционирование всех элементов информационной среды и всех факторов, обеспечивающих появление новых знаний, их передачу, переработку, использование и воздействие на объект рассматриваемой системы. В соответствии с этим под информационной технологией следует понимать не только основанную на ЭВМ вычислительную систему, но и всю автоматизированную среду получения, передачи, переработки, использования знаний в виде информации и их воздействия на объект.

Существуют понятия социальной, экономической, производст­венной, интеллектуальной, информационной и вычислительной сред. Все это среды социальных систем, разные ракурсы их рассмотрения. Если понятие интеллектуальной среды характеризует условия функционирования всего потенциала знаний (овеществленной информации), то понятие информационной среды более узкое и от­носится только к условиям функционирования социальной ин­формации, знаний в виде сообщений. Что касается вычислительной или программно-вычислительной среды, то она является элементом информационной среды.

Следующими фундаментальными понятиями информатики как науки о движущей силе информации в социальных системах являются понятия информационного поля и его напряженности. В кибернетической самоорганизующейся системе управляющая под­система осуществляет целеполагание для объекта и удерживает его в заданном целевом русле функционирования и развития. Взаи­модействие целевого, проектируемого и исходного состояний кибернетической системы, а также ее элементов осуществляется посредством информационных полей, напряженности которых соз­даются либо постановкой объекту цели, либо ухудшением исходного состояния системы, т.е. появлением дополнительных ограничений в ее динамике.

Источник

Составляющие информационной среды

Об информационном обществе, основой богатства и благополучия которого становится информация, много говорят и пишут у нас в стране и за рубежом. Переосмысление роли информации, осознание возрастающего влияния информации и современных информационных технологий на социальный и социально-экономический прогресс нашли свое отражение в выдвигаемой многими зарубежными и отечественными учеными концепции информатизации нашего общества.

Информатизация — относительно новый термин, который сегодня используется в тех контекстах, в которых раньше встречались слова «автоматизация», «электронизация», «компьютеризация». Но «информатизация не только новый способ обозначить известную проблему», употребление этого термина стало своего рода вехой, отличающей новый уровень понимания самой проблемы. Речь идет о резком увеличении производительности труда на основе использования новых информационных технологий.

Однако эффект информационные технологии могут дать, только если они востребованы обществом. В обиход необходимо ввести понятие «равновеликое» информационным технологиям, объединяющее социальные институты (организации, предприятия, органы управления и т.п.), для которых жизненно важными являются сами эти технологии или услуги, предоставляемые с их помощью. Эти институты, в большей или меньшей степени специализированные на обработке информационных потоков в обществе, называются информационными структурами.

Развитие информационных технологий и информационных структур требует выполнения определенных условий. В свою очередь, развитие информационных технологий предполагает, прежде всего, наличие кадров, обученных работать с вычислительной техникой. Уровень подготовки общества к использованию информационных технологий, экономические и правовые условия вместе с техническими (насыщенность общества вычислительной техникой, доступность программных средств и т.д.) определяются состоянием информационной инфраструктуры, которая является тем «питательным бульоном», на котором развиваются, взаимодействуют друг с другом информационные технологии и структуры.

Информационная инфраструктура — совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена и коммуникаций, линий связи, систем и средств защиты информации [66].

В итоге, можно сказать, что инфосреда — триединство: информационные структуры, технологии и инфраструктуры.

3.2.3. Определение понятия «информационная среда»

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «среда» определяется как — окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека и общества. Различают географическую, окружающую, природную и др. среды.

В настоящее время существует ряд определений данного понятия.

Информационная среда общества — совокупность информационных ресурсов, система формирования и использования информации, информационной инфраструктуры [66].

Кроме этого, существуют и специфические, так сказать, конкретно-целевые (относящиеся к какой-либо отрасли деятельности, в целом обществу, государству, отрасли производства и т.п.) понятия инфосреды.

В 1976 году Ю.А.Шрейдером [113] впервые была предложена концепция информационной среды науки. Он рассматривает информационную среду не только как .проводник, но и как активное начало, воздействующее на исследователя. Помещая в эту среду результаты своего исследования, ученый ждет отклика, оценки как своего личного вклада, так и перспектив развиваемого им направления.

Можно говорить и об информационно-учебной среде [82]. Под ней понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.) предметным содержанием определенного учебного курса.

Информационно-учебная среда включает средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной информации, средства представления знаний, обеспечивая связи и функционирование организационных структур педагогической деятельности.

Назначение информационно-учебной среды: выявление, раскрытие и развитие способностей и потенциальных возможностей индивида к творческой инициативе; создание условий для самостоятельного извлечения знаний и их количественного усвоения; обеспечение автоматизации процесса обработки результатов обучения, в том числе результатов продвижения в учении; компенсаторность негативных последствий общения обучаемого со средствами новых информационных технологий.

Вместе с тем можно говорить и об информационной среде как важнейшем факторе информатизации высшего образования. Целью создания инфосреды высшего образования и науки является научно-техническое обеспечение практической реализации концепции, программы и процесса информатизации образования и науки, а также выход на современный уровень развитых стран. Для удовлетворения своих потребностей конечный пользователь должен осуществлять деятельность в соответствующей информационной среде, которая представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах. В этом случае такую среду можно назвать «информационно-образовательной».

Источник

Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация. За прошедшее десятилетие были приняты и реализованы несколько федеральных и региональных программ, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, результатом которых явилось: обеспечение всех школ компьютерами; 100% доступ к Интернет; повышение уровня компетентности педагогов по работе с Интернет; обеспечение образовательных учреждений базовым лицензионным пакетом программного обеспечения; разработка и создание коллекции ЦОР; организовано дистанционное повышение квалификации педагогов; реализуются проекты в области технологий дистанционного обучения учащихся по профильным курсам; создание информационных ресурсных центров.

Современное время войдет в историю как время формирования информационного общества. Школа и общество не могут существовать отдельно. Поэтому процесс информатизации общества естественно влечет за собой и информатизацию образования, что означает — в информационном обществе и школа должна быть информационной. Сейчас перед администрацией образовательного учреждения стоит непростая задача по созданию информационно — образовательной среды школы, которая включает в себя следующие компоненты: программно-аппаратная организация информационной школы, учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, организация деятельности педагогического коллектива.

Образовательная среда — функционирование конкретного учреждения образования. То есть образовательная среда составляет совокупность таких факторов, как материальные, пространственно-предметные, социальные, межличностные отношения. Все эти факторы тесно связаны друг с другом, они дополняют, обогащают друг друга. С одной стороны влияние этих факторов оказывается на всех субъектов образовательной среды, с другой стороны субъекты активно организовывают, создают образовательную среду, также оказывая на нее определенное воздействие.

Информатизация образования, ее возможности и развитие стали рассматриваться по- новому в свете развития вычислительной техники в 90-е годы прошлого века. По-мнению, Я.А. Ваграменко, А.В. Хуторского и Н.В. Брановского, основой проектирования и моделирования новой обучающей среды («информационная образовательная среда») и обучающего пространства («информационное образовательное пространство») станут информационные технологии.

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером: информационная среда не только является проводником информации, но и активно воздействует на ее участников.

Информационная среда предоставляет возможность получения необходимых для него сведений, а умение получать информацию и преобразовывать ее приобретается в процессе обучения. Ю. А. Шрейдер выражает это так: «В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать».

Выделяют три основных аспекта информационной среды: одна из сторон деятельности человека; система исторически сложившихся форм коммуникации; информационная инфраструктура.

Многими авторами понятие информационно-образовательной среды дается однозначно и непротиворечиво: «Информационно-образовательная среда — совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности» (Л.Н. Кечиев, Г.П. Путилов, С.Р. Тумковский).

Информационно-образовательная среда — это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное обеспечение всех участников образовательного процесса. Основной целью информационно-образовательной среды является информационная поддержка учебного процесса и управления учебным заведением, информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеклассных мероприятиях.

Информационно-образовательная среда — это «системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера».

Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» своей целью поставила «создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: единство образовательного пространства; повышение качества образования; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий».

Среди задач федеральной целевой программы следует выделить следующие: «предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе».

Поэтому главной задачей образовательного учреждения явилось создание информационной среды. При создании информационной среды необходимо решить следующие задачи: создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты; сформировать коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями; предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам.

Кто же является пользователем информационной среды? Это все участники образовательного процесса — администрация школы, учителя, ученики, их родители, представители общественности.

Кто же формирует информационную среду образовательного учреждения? Это и учитель в отдельности, который определяет содержание программы непосредственного своего предмета и курса, со своими выработанными методом и стилем преподавания. Это и педагогический коллектив образовательного учреждения, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр. Это и государство как общественный институт, который определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

Информационно — образовательная среда школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом.

Информационно-образовательную среду школы можно рассматривать, как эффективную образовательную систему, которая позволяет более эффективно и качественно осуществлять дифференциацию обучения, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представления практически любого материала. Все перечисленные факты являются необходимым условием достижения нового качества образования.

Для того чтобы создание информационно-образовательной среды было успешным, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей, их законных представителей).

При формировании информационно-образовательной среды нашего образовательного учреждения, были поставлены следующие задачи: укрепление материально-технической базы; необходимость подготовки педагогических работников в области ИКТ; создание электронной школьной медиатеки; создание школьного сайта, как источника информации для всех участников образовательного процесса; организация муниципального ресурсного центра по ИКТ.

Формирование информационной среды происходит постепенно в несколько этапов, каждый из которых зависит от таких факторов, как материально-техническое оснащение и подготовка кадров в области ИКТ.

Первый этап — создание информационной среды с использованием одного компьютера, который был получен в 2001 году, и установлен односторонний Интернет. Работа участников образовательного процесса была ограничена и организована по очереди. На данном этапе была сформирована минимальная, но достаточно работоспособная информационно-образовательная среда.

внутренней сети: наличие компьютеров на столах у реальных пользователей, общего сервера и специального программного обеспечения, предназначенного для организации персонального доступа участников учебного процесса к общей информационной базе. В реальности мы получили следующее. В 2003 году в рамках государственной программы кабинет информатики пополнился 5 ПК, которые были организованы в локальную сеть. Работа кабинета информатики разделалась на две части: непосредственно проведение уроков информатики и работа по информатизации школы. Данный факт, позволил не только учителю информатики, но и другим учителям-предметникам, а также учащимся факультативов и элективных курсов использовать ИКТ.

Третий этап — подключение образовательного учреждения к Интернету, что позволило выйти на более высокий уровень функционирования информационной среды. Был создан школьный сайт, который предоставляет открытый доступ всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к информации о школе. Школьный сайт — это: интерактивное общение участников учебного процесса; размещение информации для всеобщего просмотра; достижения учащихся и педагогического коллектива. Для администрации стало возможным передача и получение информации по электронной почте.

Следующий этап — постепенное обеспечение компьютерами и оргтехникой все предметные кабинеты и объединение их в локальную сеть. Выполнение этого этапа началось с установки компьютеров в кабинет биологии, химии и начальных классов. В настоящее время мы имеем интерактивную доску, четыре мультимедийных проектора.

Что касается задачи повышении квалификации педагогов в области ИКТ — выполнена на 90%. Почти все учителя нашей школы прошли курсы «Интернет-технологии для учителя-предметника». После данного обучения компьютер стал активно использоваться нашими педагогами: активное использование ресурсов Интернет для подготовки к урокам и внеучебным мероприятиям, разработка компьютерных тестов и применение на уроках компьютерного тестирования, использование электронных ресурсов для подготовки учащихся к итоговой аттестации. Учителя-предметники занятиях проводят мультимедийные уроки, занятия с использованием компьютера. Пополнение технической базы позволило делать цифровые фотографии, демонстрировать презентации, пользоваться энциклопедиями, обучающими программами не только в среднем и старшем звене, но и в младшей школе.

Большое внимание уделяется формированию ИКТ-компетентности у наших учащихся, поскольку без формирования соответствующей технологической инфраструктуры никакое дальнейшее развитие процессов информатизации школы невозможно. Информатика преподается в школе с 5 класса, второй год организован информационно-технологический профиль.

Создание информационной среды позволяет говорить о повышении качества управленческой деятельности администрации.

Создание базы данных педагогов, учащихся, работников школы, деловая графика, программы для создания расписаний уроков стали традиционными и являются оперативным средством для управленческой деятельности.

На данный момент на базе школы создан муниципальный ресурсный центр по информатизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений Перелюбского района. Основной целью ресурсного центра является обеспечение равных условий повышения квалификации педагогических работников на основе интеграции современных информационных технологий учебного и методического назначения. Задачами ресурсного центра является: формирование информационной и технологической культуры педагогов; удовлетворение профессиональных потребностей работников образования района путем организации доступа и оперативного предоставления научно-методической информации из фондов регионального центра по информатизации учебно-воспитательного процесса; организация консультирования и обучения с использованием дистанционных технологий; содействие в развитии дистанционного образования школьников;

В перспективе развития школы — совершенствование информационной среды школы: создание информационного библиотечного центра с доступом в Интернет; установка и использование административных программ для школы; укрепление материально-технической базы по ИКТ; пополнение школьной медиатеки; постоянное повышение квалификации педагогов в области ИКТ.

1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. — М.: 2003.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. // М., — 1995. 336 с.

3. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, — 1995. 220 с.

4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования — новая учебная дисциплина. // В сб. Материалы ХVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк: МОО ФНТО «Байтик», — 2005. С. 102-104.

5. 6. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // М.: ГНИИСИ, — 1998.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: «Академия», — 2001.

7. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., — 1991. №1. С. 3-10.

Источник

Читайте также:  Стоит ли заканчивать отношения тест