Меню

Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента тест



ТЕМА 1. История развития и современное состояние менеджмента

Исторические предпосылки менеджмента. Научные школы менеджмента. Современный российский менеджмент. Зарубежные модели менеджмента.

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, кибернетика и др.

Цель изучения истории развития менеджмента заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции.

Общая характеристика истории управления, начиная с древнего мира и заканчивая концом XX в., приведена в таблице 1.

В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале XX в. концепции научного управления.

Таблица 1 – Исторические этапы развития менеджмента

Годы Авторы Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Лумеры Письменность, регистрация фактов
Египтяне Признание необходимости планирования, организаций и контроля
Египтяне Децентрализация в организации управления
Хаммурапи Использование письменных документов для контроля
Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
Навуходоносор II Контроль производства и стимулирование через заработную плату
Менциус Признание необходимости систем качества и стандартов
Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
325 до н.э. Александр Македонский Создание штаба
284 н.э. Диоклетиан Делегирование полномочий
Гомас Мор Анализ недостатков плохого руководства
Адам Смит Применение принципа специализации, концепция контроля

Продолжение таблицы 1

Эли Уитни Контроль качества
Роберт Оуэн Подготовка рабочих, строительство домов для рабочих
Чарльз Беббедж Упор на научный подход, важность специализации и разделения труда
Генри Р. Таун Наука менеджмент
Фредерик У. Гейлор Научный менеджмент, системный подход, функциональная организация, стандарты, планирование и контроль
Харрингтон Эмерсон Принципы эффективности
Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции и принципы менеджмента
Макс Вебер Теория бюрократического построения организации и управления ею (упор на психологию, исследование человеческих отношений)
Мери Паркет Фоллетт Индивидуальная мотивация, групповой подход к решению проблем
Г.Ф. Джорж Использование статистических методов при контроле качества
Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
Вальтер Дилл Скотт Менеджер должен смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т.д.
Абрахам Маслоу «Пирамида потребностей» – человек имеет сложную структуру иерархических потребностей. Управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивации
Норберт Винер Упор на системный анализ и теорию информации
Питер Ф. Дру-кер Концепция управления по целям – управление должно начинаться с выработки целей и только потом переходить к формированию функций, систем взаимодействия
Дуглас Мак-Грегор Теория «X»: — обычный человек старается избегать работы; — большинство людей только путем принуждения могут быть побуждены действовать в интересах организации; — средний человек желает находиться в безопасности, не берет на себя ответственность, предпочитает, чтобы им управляли.

Продолжение таблицы 1

Теория «У»: — выражение физических и эмоциональных усилий в работе для человека также естественно, как и во время игры или отдыха; — ответственность перед организацией определяется размером получаемого вознаграждения; — обычный человек стремиться взять на себя ответственность
А.Чандлер Проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Смена стратегии обуславливает необходимость проектирования новой организации
Игорь Ансофф Модель стратегического планирования, стратегический менеджмент
Цж.Гелбрейт Определение элементов современного организационного проектирования: — идеология, ценности и принципы управления; — состав потребителей, обслуживаемых организацией; — рынки сбыта и территориальное размещение производства
Майкл Портер Новые идеи конкурентоспособности и потребительских качеств продукции
Уильям Оучи Концепция теории Z: — долгосрочный наем кадров; — групповое принятие решений; -индивидуальная ответственность; — низкая скорость оценки и продвижения кадров; — неформальный контроль четко формализованными методами; — неспециализированная карьера; — всесторонняя забота о работниках
Том Питере, Роберт Уотер-ман; Ричард Паскаль, Энтони Атос Теория «7-S» – эффективная организация обеспечивается с помощью семи составляющих: стратегия, структура организации, системы процессов, штат, стиль, квалификация, разделенные ценности

Различают пять разных школ, при которых управление рассматривается с различных точек зрения: научного управления; административного управления; человеческих отношений; наука о поведении; наука управления или количественного метода.

Школа научного управления. Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием «научная организация труда», совпали с началом XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер-практик и менеджер Ф. Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

К представителям школы научного управления следует отнести также некоторых российских ученых, прежде всего А.А. Богданова и А.К. Гастева.

Для данной школы характерны также следующие черты:

— использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

— целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

— равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;

— обеспечение работников ресурсами;

Читайте также:  Основным принципом религиозной картины мира принято считать тест

— применение материального стимулирования;

— сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

Классическая, или административная, школа управления. Наибольший вклад в ее развитие внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью административного управления было создание универсальных принципов управления. Это можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

— определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления;

— предложение принципов построения структуры организации и управления работниками (это, прежде всего принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности рабочего места и др.).

Школа человеческих, отношений в управлении. Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.

Школа науки управления, или количественный метод, базируется на использовании в управлении данных точных наук – математики, статистики, инженерных наук и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций.

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в сжатые сроки.

Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:

— экономическая и политическая нестабильность в стране;

— ресурсно-сырьевая направленность экономики;

— деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;

— продолжающийся процесс приватизации производства;

— сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;

— высокий уровень инфляции;

— высокий уровень безработицы;

— низкие в целом уровень оплаты труда работников и удельный вес ее в конечной цене произведенного и проданного товара;

— отсутствие должной зависимости размеров заработной платы многих категорий работников от количества и качества их труда;

— низкие уровень и продолжительность жизни населения, ухудшающаяся демографическая ситуация;

— значительная поляризация уровней доходов разных категорий и групп населения;

— продолжающийся процесс деинтеллектуализации труда;

— деградация социальной сферы;

— низкие уровни демократизации общества и экономики, неразвитость демократических институтов.

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и условий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

— планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);

— организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);

— связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);

— обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию, планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Практическое задание к теме:

Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.

1. В японской модели управления труд оплачивается в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.

2. Ф. Тейлор явился инициатором экспериментов в г. Хоторне.

3. Установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках.

4. Чем выше разделение труда, тем выше его производительность.

5. Социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги.

6. Ситуационный подход нацелен на тщательный анализ каждой конкретной ситуации.

7. Участие в прибыли предприятия лишь его акционеров – признак японской национальной модели управления предприятием.

8. Менеджмент как наука выделяет, административную, научную и школу «человеческих отношений».

9. Количественный подход в управлении нацеливает на повышение производительности труда.

10. Менеджерам следует опираться на теоретические знания.

Читайте также:  Лампы галогенового света используют для тест стоматология

11. Наиболее схожей с российской моделью управления предприятием является американская модель.

12. Зарождение менеджмента относится к концу XIX в.

13. Узкая специализация труда свидетельствует о высокой организации производства.

14. Лучше иметь дело с отдельными людьми, чем с группой.

15. Подбор персонала с учетом физиологических и интеллектуальных способностей – это вывод, к которому пришел опытным путем Тейлор.

16. Рационализация производственного процесса – идея, принадлежащая Э. Мэйо.

17. Подготовка менеджеров в США является трехступенчатой.

18. Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты.

19. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучения посредством опыта», перемещая их по разным должностям – это одна из основ американской национальной модели.

Источник

Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента тест

616. Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления?
Подчиненность в рамках определенной функции

617. Что является предметом труда работников управления?
Информация

618. Что является результатом деятельности объекта управления?
Готовая продукция организации

619. Что является результатом деятельности субъекта управления?
План, приказ, задание
Управленческое решение

620. Что является, продуктом труда менеджера?
Выполненная функция
Решенная задача
Управленческое решение

621. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?
Фредерика Тейлора

622. Школа НОТ, представленная П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, — это:
«платформа 17-ти»

623. Школа человеческих отношений и разработанная ею модель организации возникли в результате
осмысления крупномасштабного и долгосрочного социального эксперимента на одном из предприятий электротехнической компании «Вестерн Электрик»

624. Шотландский экономист и философ, представитель классической политэкономии, сторонник специализации и разделения труда, сделавший анализ различных форм труда
А. Смит

625. Экспертные оценки относятся к методам прогнозирования
качественным

626. Экстраполяция, моделирование и экспертные оценки относятся к методам
прогнозирования

627. Элементами системы управления являются .
организационная структура
программно-аппаратные средства
управленческая документация

628. Этап определения целей организации, выработка сценариев возможных ситуаций в будущем — это:
прогнозирование

629. Эффективность менеджмента — это:
соотношение оптимального и фактического расхода ресурсов
степень достижения целей организации

630. Эффективность труда в процессе производства — это:
производительность

Источник

Ответы на тесты по теме Менеджмент

Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса .

К какой концепции маркетинга относится следующее: «Адаптивные кампании состоят из коротких циклов, или итераций. Если после проведения очередной итерации выявляется потребность внести изменения в первоначальный план, это можно сделать сразу

Какая школа менеджмента характеризуется использованием в управлении оптимизационных и количественных методов, математического моделирования?

Математическая школа управления

Какой принцип управления по Файолю означает «получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником»?

—> Организация – это

объединение людей, совместно действующих на базе определенных правил и процедур

Все организации не являются самообеспечивающимися и требуют поступления на вход энергии, материалов, информации и других ресурсов. Это означает, что

все организации являются открытыми системами

Основной характеристикой организации как открытой системы является

способность адаптировать методы ведения бизнеса к меняющимся условиям внешнего окружения

—> —>
Особое значение в современном менеджменте приобретают задачи по работе с

Менеджмент — это .

управление социальными системами

Объективная противоречивость систем, означающая, что при сколь угодно высоком уровне организации системы отдельные ее элементы все же имеют свои характерные особенности, цели и тактики поведения, является проявлением системного свойства

Подход, основанный на комплексном (всестороннем) рассмотрении управления, называется:

Какая школа управления основывается на создании универсальных принципов управления, реализация которых ориентирована на успех?

Процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми – это:

Когда первые научные эксперименты показали, что «людям нравится на работе ощущать собственную значимость»?

в 1930-1935 годы

—>
Чьё учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

Целостная организационная система, то есть взаимосвязи людей, предметов, орудий труда, капитала и природных факторов в процессе разработки, выбора производственной стратегии, производства и реализации продукции или услуг – это

С какой из трактовок понятия «менеджмент» Вы можете не согласиться:

определенная категория людей, занимающаяся в основном предпринимательством и коммерцией

Основными элементами какой школы были: анализ элементов трудовых процессов, разработка принципов подбора работников, разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда, разработка систем стимулирования труда?

Школа научного управления

Дайте определение Менеджменту

Все организации имеют возможность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжить своё функционирование. Это означает, что:

все организации являются открытыми системами

Какие основные элементы микросреды предприятия? (выберите несколько ответов)

потребитель,поставщик ,контактные аудитории, конкуренты, посредники

Источник

Менеджмент. Тесты для самопроверки. Раздел 1. Организация как продукт развития общества

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Читайте также:  Опухоль затылочной доли обычно проявляется тест

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Благодаря разработке школы человеческих отношений была:
разработаны методы анализа работы и рабочего места
создана теоретическая база для построения автоматизированных систем управления
переосмыслена правильность концепции Ф.Тейлора и его теории «кнута и пряника»
введена в научный оборот концепция «человека экономического»

2. Объект изучения в курсе «Менеджмент»:
руководитель и его работа
управленческий цикл и его составляющие
процесс управления как массовое явление
организация и ее устройство

3. Системный подход используется при …
выработке миссии организации
распределении полномочий между линейными и функциональными руководителями
определении оптимального способа решения управленческой задачи
объяснении характера работы руководителей

4. Наука «менеджмент» возникла в условиях:
становления крупного бизнеса
краха эпохи «свободного предпринимательства»
роста активности трудящихся, расцвета профсоюзного движения
перехода к фабричному производству

5. Ключевое понятие школы науки управления:
Трудовая норма
Человеческий фактор
Функция
Управленческая задача

6. Процессный подход позволил:
исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней
автоматизировать часть процессов управления
признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа
широко использовать математические методы в управлении

7. Человек в процессе производства рассматривается как «живая машина, требующая регулировки» представителями школы
науки управления
человеческих отношений
научной
классической

8. При системном подходе развитие организации трактуется как процесс:
изменения устройства системы управления
непрерывного совершенствования технологической подсистемы
расширения масштабов деятельности
перехода на новый жизненный цикл

9. Человек в процессе производства рассматривается как «активный фактор, требующий особого внимания» представителями школы:
научной
науки управления
человеческих отношений
классической

10. Основу научного подхода к управлению составляет анализ выполняемой работы. Так считал:
Мэйо Э.
Файоль А.
Винер Н.
Тейлор Ф.

11. В рамках школы человеческих отношений были разработаны:
принципы определения нормы управляемости
основные теории мотивации
основные приемы формализации управленческих задач
принципы нормирования труда

12. В качестве объекта рассмотрения при системном подходе выступает:
управленческая задача
связующий процесс
организация
ситуация

13. Ситуационный подход позволил:
признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа
широко использовать математические методы в управлении
автоматизировать часть процессов управления
исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней

14. Объект изучения в школе человеческих отношений:
Отдельная управленческая задача
Процесс управления
Законы взаимодействия объекта и субъекта управления
Рабочее место и выполняемая на нем работа

15. Основной метод исследования, используемый научной школой управления — …
построение математической модели
анализ накопленного опыта
опросы
хронометраж

16. Представление об объекте рассмотрения при процессном подходе:
все меняется: среда, организация, задачи управления
меняется внешняя среда, только поэтому должна меняться организация
любая управленческая задача может быть представлена в виде математической модели. Проигрывание ситуации на этой модели и позволяет управлять правильно
изменений нет: управление есть процесс, осуществляемый в любой организации по общей схеме

17. Развитие школы науки управления позволило …
объяснить логику поведения работника в организации
использовать ЭВМ для решения ряда управленческих задач
признать важность ситуационных переменных
сократить непроизводительные затраты труда и времени

18. В основе концепции классической школы управления лежит следующее утверждение: «Работа любого руководителя …»
носит индивидуальный характер, именно поэтому управление это и наука и искусство
определяется конкретными особенностями данной организации, поэтому так важен опыт
однотипна и не зависит от особенностей технологического процесса
всегда конкретна и должна осуществляться в рамках, прописанных в инструкциях

19. Различия между национальными системами управления определяют:
религия
закон
традиция
менталитет

20. Основной метод исследования, используемый школой человеческих отношений:
Анализ накопленного опыта
Построение математической модели
Хронометраж
Опросы

21. «При правильной организации собственной работы каждый руководитель может добиться успеха». Так считал:
Тейлор Ф.
Форд Г.
Файоль А.
Слоун А.

22. Менеджерами называются:
должностные лица, осуществляющие контакты с внешней средой организации
должностные лица, имеющие подчиненных
должностные лица, имеющие полномочия по распоряжению ресурсами организации
владельцы организации

23. Основной метод исследования, используемый новой школой:
Хронометраж
Построение графической модели
Построение математической модели
Разделение целого на части и их детальный анализ

24. Модель «черный ящик» рассматривает организацию как систему:
открытую
закрытую
постоянную
временную

25. Ключевое понятие классической школы:
трудовая норма
человеческий фактор
функция
управленческая задача

26. В рамках научной школы управления были разработаны …
основные приемы формализации управленческих задач
основные теории мотивации
принципы определения нормы управляемости
принципы нормирования труда

27. Цель существования коммерческой организации:
выпуск товаров широкого потребления
получение прибыли
удовлетворение конкретной потребности
получение дохода и выплата налогов

28. Благодаря разработкам научной школы управления …
разработаны методы анализа работы и рабочего места
введена в научный оборот концепция «человека экономического»
переосмыслена правильность концепции Ф.Тейлора и его теории «кнута и пряника»
создана теоретическая база для построения автоматизированных систем управления

29. В рамках классической школы управления были разработаны:
рамки ответственности мастера и рабочего
основные теории мотивации
принципы определения нормы управляемости
основные приемы формализации управленческих задач

30. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимозависимых частей, характерно для … подхода.
системного
ситуационного
процессного
стратегического

Источник