Меню

Административно правовые статусы иностранных граждан и лиц без гражданства тест



Особенности правового статуса лиц без гражданства в современных условиях

Аннотация. Статья посвящена правовым аспектам, регулирующим положение лиц без гражданства в современном мире. Автор исследует положение лиц, лишившихся гражданства по какой-либо причине, анализируя последствия такого лишения. Внимание уделено изучению нормативных актов, как российского, так и международного уровня, регулирующих положение апатридов.

Вопрос о гражданстве в современном мире имеет огромное значение. Ведь гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с государством.[1] Гражданство устанавливает принадлежность лица к конкретному государству, и может быть приобретено самыми различными способами: если человек рожден на территории определенного государства, либо же вступил в гражданство государства иными способами, установленными законом. Но сегодня не утратил своей актуальности вопрос о правовом положении лиц, не имеющих гражданства ни одной страны. Это – апатриды, или лица без гражданства. Данный статус имеет серьезные недостатки, выражающиеся в правовых ограничениях таких лиц. Далее речь пойдет о том, Рассмотрим, что же представляет из себя статус лица без гражданства, и по каким причинам данный статус может быть приобретен лицом.

Итак, лицом без гражданства или апатридом (от греч. apatris — не имеющий отечества), признается лицо, которое не имеет устойчивой политико-правовой связи (т.е. е связано взаимными правами и обязанностями) ни с одним государством. Как подсчитали эксперты, в мире на сегодняшний день существует около 15 миллионов апатридов (а это – население какой-нибудь страны!). Безусловно. Положение апатридов далеко незавидное, ведь они наиболее уязвимы в правовом и социальном аспектах, сильно зависимы от страны их фактического нахождения.

Правовое положение апатридов является предметом регулирования в международном праве.

Современное законодательство подавляющего большинства государств закрепляет гарантии прав человека, которые имеют тесную связь с его гражданством. К таковым относятся: дипломатическая и юридическая защита, которые предоставляются, в приоритете, соотечественникам[2].

Каковы же причины, по которым лицо не имеет гражданства ни одного из государств? На практике мы можем встретить множество ситуаций: лицо лишено гражданства (ранее человек мог являться гражданином какой-либо страны), но по политическим, религиозным, этническим соображениям, государством он был лишен данного статуса. Отмети, что в России законодательно запрещается лишение гражданства, согласно ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[3], тогда как в бывшем СССР существовала такая практика, но, однако, лишиться гражданства Союза можно было лишь в исключительных случаях. Иными причинами могут быть: добровольный выход из гражданства государства, распад государства (как и произошло на примере СССР), а также рождение детей у родителей-лиц без гражданства и пр.

Вопрос о наличии безгражданства остается неразрешенным даже в современных развитых государствах: так, некоторые правовые коллизии довольно трудно решить, например, в Лихтенштейне гражданин утрачивает свое гражданство, если вступает в брак с иностранным гражданином. В Аргентине утрата гражданства возможна в случае рождения ребенка у граждан данной страны на территории иностранного государства[4].

Основным положением международного права в вопросе гражданства является принцип сокращения безгражданства в мире. Также всем апатридам государства их пребывания должны гарантировать защиту их прав (все права человека и часть социально-экономических прав). Если же лицо, проживающее в стране, желает вступить в гражданство данной страны, то власти страны должны, согласно принципам международного права, приложить все возможные усилия, чтобы проживающий на их территории апатрид приобрел законным путем гражданство.

Международно-правовое регулирование безгражданства осуществляется на основании следующих нормативных документов, являющихся базовыми: это Конвенция ООН о сокращении безгражданства, принятая в 1961 году[5] и Конвенция о статусе апатридов, принятая ранее, в 1954 году[6].

Так, статья 62 Конституции[7] устанавливает, что для лиц без гражданства и для иностранных граждан в России действуют те же права и обязанности, что и для собственных граждан. Что касается исключений из конституционного правила, то они могут быть установлены только на основании федеральных законов или же международных договоров РФ.

Второе место после Конституции в РФ занимает Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 31.07.2002[8]. Данный закон регулирует правовой статус лиц без гражданства, определяет понятие апатрида. Что касается правового режима, действующего для лиц без гражданства в России, то в отношении таких лиц применяется режим, действующий для иностранцев, т.е. лиц, имеющих гражданство любого другого государства. Это означает, что иностранцам предоставлены все те же права, что и гражданам России, с некоторыми изъятиями (главным образом, касающихся политических прав). Важно отметить, что правовой статус иностранных граждан и апатридов, которые постоянно проживают в России, отличен от тех, которые находятся на территории нашего государства временно.

Рассмотрим ограничения прав апатридов, установленные законодательством РФ:

1. Апатриды лишены права на участие в выборах, а также вступление в различные партии и объединения;
2. Данная категория лиц не призывается на военную службу и не может наниматься по контракту;
3. Апатридам закрыт доступ к некоторым должностям (управлять воздушным или морским судном, государственные посты).

Также законом установлен ряд изъятий при перемещении апатридов по территории России: им запрещен доступ на такие объекты, как военные городки, приграничные зоны, зоны бедствия и ЧС[2]. На апатридов, проживающих на территории России, распространяется обязанность по соблюдению национального законодательства, уплате налогов и пр.

Очень часто считается, что апатриды и иностранные граждане идентичны по своему правовому положению в РФ. Однако это – заблуждение, так как апатрид находится только под юрисдикцией государства его проживания, а иностранный гражданин имеет устойчивую связь со своим государством, защитой и покровительством которого он может воспользоваться.

Помимо вышеназванных нормативных актов, отношения безгражданства в нашей стране регулируются следующими законами:

— Законом о гражданстве[3], в котором закреплены процедурные аспекты получения гражданства апатридами. Указанный нормативный акт закрепляет важное правило, на наш взгляд, в полной мере способствующее сокращению безгражданства: если у апатридов рождается ребенок на территории России, то он автоматически приобретает российское гражданство.
— Законом «О миграционном учете»[9], в котором закрепляется порядок въезда, перемещения и проживания в России для иностранных граждан и лиц без гражданства.
— Трудовым кодексом[10], который регламентирует прием на работу и сферу трудовых отношений работодателя с иностранцами и апатридами. Обращает на себя внимание такая особенность, что свободный труд не ограничен для постоянно проживающих на территории РФ апатридов, если у них имеются надлежащим образом оформленные миграционные документы. Допускается осуществление апатридами трудовой деятельности в пределах региона его пребывания, за ним закреплено право на социальное пенсионное страхование и на медицинскую помощь.

В соответствии с налоговым законодательством РФ, на лиц без гражданства, которые занимаются предпринимательством или осуществляют иную трудовую деятельность на территории РФ, распространяется обязанность по уплате налогов.

Выше мы упомянули о том, что получение российского гражданства апатридами поощряется, так как государство стремится к сокращению безгражданства, стремясь сделать данную процедуру упрощенной. Но так ли это на самом деле? Полагаем, что необходимо рассмотреть процедуру получения гражданства апатридом в РФ, чтобы прийти к соответствующим выводам.

Читайте также:  Люмбальная пункция противопоказана при тесты

1) Предоставление необходимых документов в соответствующий орган – ГУВМ МВД, ведающий миграционным учетом. Это документы, которые удостоверяют личность лица, желающего вступить в гражданство: для апатрида это, по сути, любые бумаги, в которых содержатся его персональные данные, а также заявление и автобиографию. Допускается привлечение свидетелей, которые лично знакомы с лицом без гражданства. Далее следует проверка, срок которой может занимать до 3-х месяцев, после которой лицу без гражданства предоставляется временное удостоверение.
2) Получение вида на жительство, либо разрешения на временное пребывание. Существуют ситуации, при которых апатрид имеет право на приоритетное получение вида на жительство: рождение на территории РФ или в одной из стран бывшего СССР, состоит в браке с гражданином РФ, либо имеет ребенка с российским гражданством, а также в случае, если родители такого лица являются нетрудоспособными гражданами РФ. Спустя срок в один год, взамен разрешения апатрид получает вид на жительство, а уже через 5 лет проживания в РФ, есть возможность вступить в российское гражданство.

Что касается упрощенного порядка вступления в гражданство РФ, то ее срок составляет всего полгода. Но она доступна не для всех. Так, стать гражданином РФ в упрощенном порядке могут следующие категории лиц:

— носители русского языка;
— те, кто были рождены на территории СССР;
— лица, состоящие в браке с гражданином России 3 и более лет.

Для получения российского гражданства таким лицам необязательно въезжать на территорию РФ, достаточно будет подать обращение в дипломатическое представительство РФ в той стране, где они проживают (такой способ наиболее распространен в странах – бывших республиках СССР).

Но правовой статус – это не только права и обязанности, также это еще и ответственность за нарушение законодательства. Так, лица без гражданства несут административную ответственность, согласно КоАП РФ[11], на общих основаниях с гражданами РФ и иностранными гражданами. Если лица нарушили правила въезда в РФ, а также дальнейшего проживания в стране, уклоняясь от регистрации, то для них предусмотрена административная ответственность по ст. 18.8 и 18.12 КоАП (нарушение правил въезда, проживания, пребывания и нарушение правил иммиграции соответственно).

На основании статьи 3.2 КоАП может быть произведено выдворение из страны апатрида по судебному решению, либо по решению должностного лица (при въезде в страну). Порядок проведения данной процедуры закреплен в ст. 34 ФЗ № 115-ФЗ[12].

Для лиц без гражданства также может быть применена и депортация в случае нежелательности их пребывания в стране. Но такое решение должно быть принято компетентными органом, в полном соответствии с ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» № 114-ФЗ от 15.08.1996г[13].

Российское законодательство устанавливает общий порядок ответственности – уголовной, гражданской, налоговой, для апатридов: они так же, как и граждане России, иностранные граждане, подлежат всем перечисленным выше видам юридической ответственности. Но стоит учитывать один важный момент: передача апатридов для отбывания наказания в другое государство невозможна, так как у них отсутствует какое-либо гражданство. В этой ситуации ответственность апатрид будет нести в стране пребывания, под чьей юрисдикцией он и находится. Лица без гражданства очень уязвимы в плане обращения за помощью: такие лица не могут подать жалобу в дипломатическое представительство или консульство, все по той же причине отсутствия гражданской принадлежности.

В заключение отметим, что лица без гражданства в России на сегодняшний день находятся в довольно стабильном положении с точки зрения международно-правовых стандартов. Российская Федерация гарантирует и предоставляет апатридам базовые права человека, кроме того, за ними закреплены и некоторые социальные права (например, право на труд, медицинскую помощь). Кроме того, Россия поощряет вступление в гражданство желающих его получить.

Источник

Правовой статус иностранных граждан

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

  • определяется сроком действия выданной визы;
  • · не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
  • · определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);

3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

Читайте также:  Красный костный мозг локализован тест с ответами

4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
  • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);
    • соблюдать правила миграционного учета (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
    • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
    • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Источник

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 КоАП Российской Федерации). Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

77.4. В случае выявления участковым уполномоченным полиции достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции Российской Федерации, вопрос об административной ответственности указанного лица согласно части 3 статьи 2.6 КоАП в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права .

Кроме того, для иностранных граждан и лиц без гражданства указанные статьи Кодекса предусматривают возможность применения наряду с административным штрафом дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, что в силу статьи 61 (часть 1) Конституции Российской Федерации для граждан Российской Федерации исключено. Основания же административной ответственности за совершение на территории Российской Федерации административных правонарушений являются общими для всех (часть 1 статьи 2.6 КоАП Российской Федерации).

Часть 3 статьи 2.6 Кодекса, далее также — «иммунитет».

28. Действия сотрудников по исполнению административных процедур в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, осуществляются в порядке, изложенном в пунктах 227 — 236 настоящего Административного регламента.

К физическим лицам — субъектам административной ответственности относятся лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет; военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут за административные правонарушения административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ); иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Вопрос о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решается в соответствии с нормами международного права (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ).

Читайте также:  Процессом хранения информации может служить тест

В соответствии со ст. 2.6 Кодекса исключение составляют иностранные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации . Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, совершившего на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.

«227. В случае выявления сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции Российской Федерации, вопрос об административной ответственности указанного лица согласно статье 2.6 Кодекса в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Источник

Административно правовые статусы иностранных граждан и лиц без гражданства тест

§ 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. , «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. , правительственные акты.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.
Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.
Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.
Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.
Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.
За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.
Законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно. Кодексом об административных правонарушениях установлено, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается дипломатическим путем.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Кодекс об административных правонарушениях к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит: нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Эти наказания назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.
Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административному задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Если для осуществления административного выдворения или депортации необходим более длительный срок задержания, то оно допускается только по решению суда.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Источник